Некоторые ученые XIX в. (Раулисон, Делич, Якимов, Лопухин), сопоставляя свидетельство Библии и Ассирийской клинописи (см. выше их вариант истолкования райских рек), отождествляли библейский «ган Еден» (сад Эдемский) с «ган-идими» ассирийских текстов и относили его местонахождение к южной части Вавилонии. А протоиерей Стефан Ляшевский и вовсе предполагает место райского сада на дне нынешнего Персидского залива 217 . Но, пожалуй, лучше всего сказал о поисках рая св. Иоанн Златоуст : «Ведь, если бы до (местонахождения) рая можно было дойти (доплыть), то никто не нашел бы его раньше богатых (людей). И вот, (таким образом) Бог скрыл его (рай), как от богатых, так, равно, и от бедных с тем, чтобы все люди находили путь к нему (к раю) единственно и исключительно только через одну добродетельную (земную) жизнь. Сколько подвигов и трудов приняли на себя ветхозаветные святые, патриархи, пророки в отыскивании рая, но не нашли его! А, висевший на Кресте рядом с Господом, разбойник, который и не шел этим путем (которым шествовали ветхозаветные святые), воистину нашел (этот) путь через веру в Того, Который сказал: Аз есмь путь ( Ин. 14:6 ). Разбойник нашел рай, который заключен был для наших прародителей» 218 . Из Эдема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки... Св. Иоанн Златоуст позволяет себе размышлять над вопросом, зачем Бог создал такую большую реку в Эдеме, о чем он заключает из того, что потом она разделялась на столь великие четыре реки. Объяснение он находит в Божьей предусмотрительности, исходящей из еще имеющих быть потребностей. Св. Иоанн Златоуст : «И обрати внимание, возлюбленный, на величину реки, протекавшей в раю (во Эдеме): ведь она (потом, по выходе из Едема) разделялась на четыре реки! Зачем нужна была такая большая река в раю? Ведь находились в раю одни только наши прародители (Адам и Ева). Что за необходимость была в такой (большой) величественной реке? Слушай, возлюбленный, со вниманием! Река эта была предназначена не для этих только наших прародителей, а, очевидно, назначалась Богом для всей вселенной. Она была уготована патриархам (ветхозаветным), пророкам, апостолам, евангелистам, мученикам, исповедникам, всем святым, угодившим Богу святостью своей жизни, всем верным, православным, благочестиво имевшим жить на земле...» 219 . По Златоусту, Бог предусматривал историю людей. Историзм пронизывает библейское мышление.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Проследим за толкованием о. Стефаном Шестоднева в «геологический период Земли». Итак, начало третьего дня он отождествляет с архейской эрой, «когда ещё не было на земле никакой органической жизни и только могучие силы огненной магмы, скрытой под отвердевшей корой, производили свои вулканические действия – кора проплавлялась, и из трещин в литосфере изливались магматические расплавленные горные породы и покрывали собой огромные пространства» 1022 . Живописание сделано как с натуры. Авторская фантазия при этом явно подогревается страницами учебника по общей геологии: «Раздвигались и надвигались друг на друга материки, плавающие в жидкой магме, и образовывались величайшие горные хребты ...» 1023 . В таком стиле, когда о Слове Божием не встречается ни намёка, ни воспоминания, о. Стефаном написано несколько абзацев текста. Под конец этого научно-фантастического описания дня третьего автор подытоживает: «Очень и очень многое можно ещё написать для иллюстрации творческих слов Божиих: Да соберётся вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша " 1024 . Какое отношение всё приведённое описание (и то «очень и очень многое», о чем автор умолчал) имеет к Божьему повелению о разделении воды и суши – остаётся для читателей загадкой. Жаль, что законы литературного жанра научной фантастики не позволяют задавать автору подобные дотошные и «каверзные» вопросы. А то бы мы узнали, почему о. Стефан считает, что между повелением – И рече Бог: да соберется вода... – и его исполнением – И бысть тако – прошло несколько миллиардов лет, хотя Библия явно говорит о мгновенности исполнения слова Творца. Дальнейшее описание дня третьего у о. Стефана ещё более фантастично. «Первые водоросли зародились в воде: так представляется в современной науке возникновение первой органики, и только позже появляются моллюски, питающиеся водорослями (откуда же появляются моллюски? – прот. К.Б.). Водоросли переходят в наземную траву (как же они «переходят»? – прот. К.Б.), гигантские травы переходят в травовидные деревья палеозоя (каким же, интересно, образом травы становятся деревьями? – прот. К. Б.) " 1025 . Допустим, что существует некая научная гипотеза, которая чем-то импонирует автору. Но нельзя же эту антибиблейскую гипотезу приписывать Библии! Нетрудно убедиться, что прот. Стефан Ляшевский делает именно это.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

«И пророк в точно таком же порядке описывает всё, говоря сначала о зелени, что означает водоросли (! – прот. К.Б.), а затем указывает на траву, и потом уже на деревья, и подчёркивает, что не сразу всё это появилось, но сначала Бог сотворил зелень, траву, сеющую семя по роду и по подобию, и дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле, то есть постепенно, из рода в род , из вида в вид, через семена их развивается растительное царство» 1026 . Здесь научная фантастика уже перестаёт быть безобидной игрой воображения, но становится агрессивной по отношению к Слову Божию и искажает его. Не «из рода в род» создавались и появлялись новые виды, а " по роду« своему сохранялись! Библия говорит о неизменности каждого вида растений, а о. Стефан – о постепенной их изменчивости и преемстве. Откровение Божие при этом коверкается и переосмысляется. «День четвёртый» Немалое недоумение вызывает утверждение о. Стефана о соответствии четвёртого дня позднему палеозою 1027 . Будучи верен жанру научной фантастики, о. Стефан с дерзновенной лёгкостью восполняет то, о чём умолчал пророк Моисей, описывая четвёртый день творения: «Только в четвёртый день совершенно не упоминается ни о какой органической жизни, будь то растения или одушевлённых существ, а говорится только об установлении астрономических законов для земли, хотя можно было бы упомянуть о карликовом амфибий и о панцирных двоякодышащих рыбах, но пророк говорит только о тех обитателях моря и суши, которые были известны тогда людям, а не вымерших в предыдущие геологические периоды» 1028 . Лишь фантаст может приписывать Божественному Откровению то, что в нём не содержится даже намёком. Нет никаких серьёзных оснований утверждать, будто при описании четвёртого дня пророку Моисею «можно было бы упомянуть» про амфибий и панцирных рыб. Премудрость Божия, раскрывающаяся нам через Библию, не терпит таких легкомысленных и безответственных поправок и уточнений, какие предлагает внести в текст Шестоднева прот. Стефан Ляшевский. Согласно книге Бытия, амфибии и рыбы сотворены в пятый день, а в четвёртый день созданы лишь небесные светила. Отец Стефан предлагает не «опыт согласования современных научных данных с библейским повествованием» 1029 , но фактически делает попытку ниспровержения Библейского Шестоднева своими научно-фантастическими версиями.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

– Авраам! – сказал Господь. – Так и потомкам твоим суждено: запутавшись в грехах, они будут скитаться из страны в страну, из царства в царство. – Господи! – вырвался крик из груди Авраама. – Когда же наступит конец их скитальчеству? И был ответ: Придет Господь. Как молния из тучи, Сверкнет стрела Его; Он возгремит трубой, И в бурях юга шествовать Он будет. Сынов твоих Бог воинств защитит; И будут ликовать они, как от сикеры, И камни пращные ногами попирать: И радостью, и мощью их сердца Наполнятся, как жертвенная чаша, И, как алтарь по всем его углам. Подобно пастырю, Господь спасет народ Свой, И он в стране Господней воссияет, Как адаманты в царственном венце...» 668 . Завершилось Божие откровение Аврааму, клятвой запечатлелось – и, как реки, потекли токи Божиих благословений. Св. Филарет Московский : «Благословляя, благословлю тебя, и, умножая, умножу семя твое, и пр. Теперь все прежние многочастные благословения и обетования, совокупно и с усугублением, льются на главу Патриарха» 669 . ...Отзвучали слова клятвы. Скрылся Являющийся. Под сомкнувшимся небом, осыпанным мириадами звезд, по несчитанным песчинкам морского берега, по просторам Обетованной Земли продолжал странствие пастух, пришлец из Ура Халдейского. 639 Die Apokryphen, Verborgene Bucher der Bibel, Erich Weidinger, Pattloch Verlag, 1994, с. 176, перевод е нем. автора. 642 Ляшевский Стефан, протоиерей. Библия и наука: Опыт согласования современных научных данных с библейским повествованием в свете новейших раскопок и исследований. Изд. Православного Братства «Неопалимая купина», М., 1996, с. 185. 647 Агада. Сказания, притчи, изречения Талмуда и Мидрашей, пер. С.Г. Фруга, М., изд. «Раритет», 1993, с. 34. 666 Bamidbar Rabbah 2, цит. по Сантала Ристо. Мессия в Ветхом Завете в свете раввинистических писаний. «Библия для всех», с. 30. Читать далее Источник: Этюды по Ветхому Завету. Руководство к изучению Священного Писания/Священник Геннадий Фаст. – В 2-х кн. - Красноярск : Енисейский благовест, 2007-2008./Книга 1. – 2007. - 352 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Братья Хама, напротив, являют нам образец правильного поведения. «Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видели наготы отца своего» (Быт. 9:23). То есть, они не только не критиковали, не только не смеялись, но даже не дерзнули посмотреть на Ноя, который, опьянев, спал в ненадлежащем виде. Большинству современных людей, в том числе юным исполнителям и старшим вдохновителям того школьного капустника, с которого мы начали свой рассказ, наверное, поведение братьев покажется странным, а наказание, постигшее Хама, несправедливым. – Разве он не по делу критиковал отца? – возмутятся они. – За что его вообще наказывать? Мало того, что отец подавал сыну дурной пример, так еще и проклял его! Но если бы проклятие Ноя было несправедливым, то он не назывался бы в Библии «праведным и непорочным в роде своем» (Быт. 6:9). А во-вторых, его проклятие не было бы утверждено Богом, не сбылось бы в стольких поколениях. Нимрод, внук Хама, царствовал в Вавилоне, и это, как пишет в книге «Библия и наука о сотворении мира» прот. Стефан (Ляшевский), «наложило отпечаток на всю идею государственности в виде того зла, которое всегда является неотъемлемой принадлежностью государства: насилие, тюрьма, казни и очень часто гнет». Среди более отдаленных потомков Хама были жители Ниневии, так раздражившей Господа своими грехами, что он послал к ним пророка Иону с грозным предупреждением. Были филистимляне, из среды которых вышел, кстати, великан Голиаф, побежденный будущим царем Давидом и сделавшийся с тех пор олицетворением какого-то огромного и с виду неодолимого зла. Населяли хамиты и города Содом и Гоморру, тоже ставшие впоследствии именами нарицательными, обозначающими крайние степени порока. Так что отеческое проклятие Хама оказалось весьма долговечным. Что толку восставать против духовных законов? Ведь наша антипатия их не отменит. Кому-то может показаться жестоким и несправедливым закон всемирного тяготения: дескать, он так мешает нашей самости, реализации нашей мечты летать. Но если такой бунтарь-свободомысл в знак протеста выпорхнет из окна, закон не отменится, а будет лишь трагически подтвержден.

http://pravoslavie.ru/140.html

Постоянно встречаюсь с неожиданным. Постоянно нахожусь под влиянием обстоятельств и обстановки, которые порабощают меня себе. Одна привычка, одна проводимая безрассудно жизнь мирит с таким странным положением. Не может оно укрыться от наблюдателя. Что делается со мною, когда я, пробыв на земле срочное время, исчезаю с лица ее, исчезаю в неизвестность, подобно всем прочим человекам? Способ отшествия моего из земной жизни страшен: он именуется смертью " (Св. Игнатий Брянчанинов. Слово о человеке. - СПб., 1995). Думается, что при помощи слов " вследствие случайного стечения обстоятельств " можно уйти от ответа на любой вопрос. Здесь имеются в виду, разумеется, материалисты, честно отвечающие на вопросы. Литература Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум, поведение. - М., 1988. Боуден М. Обезьянообразный человек - факт или заблуждение. - Крым, 1996. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. - М., 1982. Выгодский Л.С. Мышление и речь. - М.-Л., 1934. Гиппенрейтор Ю.Б. Хрестоматия по ощущению и восприятию. - М., 1975. Гиш Д. Ученые-креационисты отвечают своим критикам. - СПб., 1995. Жанэ П. Психический автоматизм. - М., 1913. Крушинский Л.В. Проблемы поведения животных. - М., 1993. Куликов Г.А. Нейробиологические основы высшей нервной деятельности человека. - Соровский образовательный журнал, 1998, 6. Ламберт Д. Доисторический человек. - Кембридж, путеводитель. - Л., 1991. Линдслей П., Норман Д. Переработка информации у человека. - М., 1974. " Православие на Святой Земле " . Фильм II. - Страстная неделя и Пасха в Иерусалиме (видеофильм). Происхождение: Откуда взялся мир (проф. А. Уайлдер-Смит) (видеофильм). Рогинский Я.Я., Левин М.Г. Основы антропологии. - М., 1955. Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика. - М., 1976. Прот. Стефан Ляшевский. Библия и наука. - М., 1996. Тейлор П. Сотворение. - Спб., 1994. Свящ. Тимофей. Православное мировоззрение и современное естествознание. - М., 1998. Хобринк Б. Христианский взгляд на происхождение жизни. - Киев, 1994. Хоменков А.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2169...

6.     Риторика – овладение теоретическими основами красноречия вместе с практическими упражнениями. 7.     Философия изучалась наряду с логикой, физикой, метафизикой и политикой. 8.     Богословие имело основой изучение Священного Писания, сочинений святых отцов и постановлений Соборов. В дальнейшем из филологических дисциплин удержались три, причем каждая из них играла свою важную роль в подготовке будущих богословов и пастырей. Грамматикаприводила к чтению серьезных авторов эпохи золотого века латинской литературы (Цицерон, Гораций) уже в младших классах. Пиитиканаучала восприятию поэтического текста и позволяла перейти к наследию христианской культуры как к живой действительности, отразившейся в литургической жизни Церкви и присутствующей как неотъемлемый элемент во всем ее Предании. Риторикаприобщала к традиции античного образования, при этом брались образцы из христианских авторов: во второй половине XVIII века на уроках риторики ученики читали Цицерона, Лактанция и блаж. Иеронима Стридонского, а также речи митрополита Платона (Левшина) и М.В. Ломоносова. А в последнем богословском классе ученики были способны заниматься изучением Священного Писания, творений отцов и постановлений Соборов по подлиннику. Итак, филологическая подготовка включала в себя занятия грамматикой, пиитикой (поэтикой) и риторикой, в результате чего ученики могли не только читать латинские тексты, но и самостоятельно составлять их для публичного произнесения. Весь XVIII в. – это господство латинского языка в школьном обиходе. Вплоть до начала XIX века латинская грамматика преподавалась только в духовных училищах, а лекции на латинском языке в семинариях и академиях помогали не забыть достигнутое. Конечно, языковая среда имела огромное значение, и во многом компенсировала отсутствие в то время современных методик преподавания классических языков. Несколько иначе обстояло дело с преподаванием греческого языка. Митрополит Платон (Левшин) на своем собственном примере в студенческие годы убедился в недостаточности занятий по греческому в семинариях и был вынужден выучить греческий язык самостоятельным способом, путем переписывания грамматики архимандрита Варлаама (Ляшевского), а также практически, слушая в Никольском греческом монастыре «чтение и пение греков». В 1777 году им были организованы два класса греческого языка: для начинающих и для продолжающих. Программа семинарии по греческому языку в конце XVIII в. была такова: в низшем классе изучалась грамматика и делались переводы, в высшем читали творения святых отцов в оригинале . По предписанию Синода ученики должны были «не только по-гречески читать, но писать, говорить и переводить совершенно, для чего и учителей определять достойных и знающих, а в списках учащих и учащихся обозначать, кто из них и как знает греческий язык» .

http://bogoslov.ru/article/4465246

Пред тем, как перейти к рассказу о последних днях первого мира и о его гибели, нужно развеять один миф, созданный прот. Стефаном Ляшевским. Этот столь популярный сейчас автор, желая подогнать Библию под современные научные басни, отождествил допотопный мир с палеолитом, а неандертальцев – с каинитами. «Потомки Каина, – пишет он, – перестали возделывать землю и стали зверообразны и были скитальцами на земле, избороздив весь север евразийского континента. Скитаясь по земле, добывая пропитание себе охотой примитивными способами, без должного оружия, они одичали, в них развилась звериная сила, и, конечно, с нашей точки зрения, они представляются какими-то низшего развития людьми». Хотя отец протоиерей и говорит, что это толкование соответствует Божественному Откровению, но на деле нет ничего более далекого от него, чем эта теория. Мы уже подробно разбирали текст Бытия, повествующий о потомках Каина, однако кратко повторимся. Что же представляла собой цивилизация каинитов? Была ли она чем-то диким и недоразвитым? Библия говорит, что нет. Сам Каин построил первый город ( Быт.4,17 ), а его потомки изобрели кочевое скотоводство ( Быт.4,20 ), а вовсе не охоту, музыку ( Быт.4,21 ), металлургию ( Быт.4,22 ) и проституцию. Они были первыми стихотворцами ( Быт.4,23–24 ) и организаторами военного дела ( Быт.6,4 ). Очевидно, этих людей никак нельзя назвать дикарями и скитальцами. В том-то и состоит урок Откровения, что крайнее зло как раз и появляется среди изощренной городской цивилизации, и во многом связано с прогрессом материальной культуры. Исходя из описания о. Стефана, совершенно не видна причина гибели первого мира. Ведь, современные дикари часто бывают душевно более чистыми, нежели «развитые» обитатели городов. А великие пустынники явили, при минимальной материальной культуре, величайшие плоды святости, и по их молитвам мир наш существует до сих пор. Очевидно, что в словах о. Стефана можно усмотреть влияние современной теории нравственного прогресса, якобы следующего вслед за прогрессом материальным. Но это учение противоречит как Откровению, так и реальной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Предварительно следует сказать, что в вопросе происхождения жизни сам автор настоящего очерка является убежденным сторонником того, что вся неживая и живая материя были сотворены Создателем так, как это изложено в Книге Бытия, и отрицательно относится к идее самозарождения жизни и дальнейшей самопроизвольной эволюции организмов. При этом автор ни в коем случае не отрицает самого факта Великого потопа, однако отрицает «потопную геологию», т. е. гипотезу происхождения всей геологической и палеонтологической летописи в результате только Великого потопа. К сожалению, эта идея является руководящей у ряда геологов (А. Лаломов, С. Головин и др.), которые определенно высказываются на страницах печатных изданий в пользу той точки зрения, что мир сотворен Богом. Поэтому в нашем тексте «геолог-креационист» и «сторонник потопной геологии» практически являются синонимами. Заметим, что рассмотрение палеонтологической летописи как отражения Дней творения (см., например, книгу протоиерея Стефана Ляшевского «Библия и наука о сотворении мира» http://www.wco.ru/biblio/books/stephan1/Main.htm ) также не может быть нами принято, так как до грехопадения человека, по учению святых отцов Православной Церкви, не было смерти, а во всей палеонтологической летописи мы наблюдаем многочисленные свидетельства хищничества и гибели животных. Итак, перейдем к комментариям и для наглядности разобьем их на пункты по отдельным темам. 1. Основная идея «потопной геологии»( палеонтологическая летопись как результат Великого потопа) Главная идея С. Вертьянова (глава 5, раздел « Загадка геологических слоев») состоит в том, что вся геологическая летопись образовалась в результате единовременного катастрофически быстрого подъема воды, что привело к последовательной гибели животных, обитавших в разных экологических зонах, и последующего осушения. Подробно он излагает свое представление о том, как это происходило, на стр. 100–112. «В самых нижних частях земной коры почти никогда не встречаются останки каких-либо существ – эти участки являются исходной сотворенной сушей, поэтому кроме бактерий и сине-зеленых водорослей там никто никогда не обитал. Заметим, что в современной земной коре наличие живых организмов наблюдается до глубин во многие сотни метров. Верхнеархейские и протерозойские слои изредка содержат примитивные формы жизни. Эти участки соответствуют глубоким малонаселенным океаническим впадинам, заполненным осадками в самую первую стадию Потопа. Присутствие в них прекрасно сохранившихся останков «древнейшей» эдиакарской фауны объясняется тем, что эти организмы (не имевшие минерального скелета) были быстро захоронены посредством мощных потоков, несущих песчано-глинистую массу.

http://bogoslov.ru/article/2474954

Стас вежливо поздоровался с ним, постелил постель и ахнул: надо же, совсем забыл поздравить друзей с Рождеством Христовым! Тут он заметил лежавший на столике мобильный телефон попутчика и, прижав ладонь к груди, сказал: — Простите! А нельзя ли с вашего телефона послать смску моим друзьям? Совсем короткую… — Почему бы и нет? Можете и поговорить с ними, пока есть связь! — великодушно разрешил мужчина, беря телефон. — Да нет, хватит и смски! — боясь, что связь в любую секунду прервется, замахал рукой Стас. — Ну, тогда диктуй! — включил телефон мужчина. — С Рождеством Христовым! — по слогам проговорил Стас и, дождавшись, когда попутчик наберет это, попросил: — И добавьте, пожалуйста, еще два слова: «Он родился!» Он — обязательно с большой буквы. — И все? — удивился мужчина. — Да! — благодарно улыбнулся ему Стас. — Они поймут! Связь прервалась сразу же после того, как пришло извещение о том, что сообщение благополучно передано и принято. Стас, с облегчением выдохнув, сел у окна. Поезд мчался вперед. За стеклом проносились заснеженные сосны, сияло солнце, плыли светлые облака… Вагонные колеса радостно стучали в такт его сердцу и мыслям одно и то же: «Он — родился! Он родился!! Он родился!!!» И время от времени к ним добавлялся гудок электровоза, который протяжно и призывно добавлял: «Иди и буди!» Примечания Тетрадрахма — древнегреческая серебряная монета. Асс — медная монета Древнего Рима. Академик В. П. Бузескул (1858–1931 гг.) — один из крупнейших в мире знатоков античности. Полностью этот исторический роман можно прочитать в Серии «Православная библиотека приключений», которую выпускает издательство «Духовное преображение». Богиня судьбы и случая, культ которой особенно почитался в столице древней Сирии — Антиохии. Короткий, обоюдоострый римский меч. Теперь эту статью можно прочитать в книге протоиерея Стефана (Ляшевского) «Библия и наука» Прозелит — язычник, обращенный в иудейскую веру. Рака — сирийское слово, означавшее «пустой, негодный человек», было одним из самых обидных ругательств 1го века.

http://azbyka.ru/fiction/denarij-kesarja...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010