30 Прот. Стефан Ляшевский. Библия и наука: богословие, астрономия, геология, палеонтология, археология, палеогеография, антропология, история с элементами других наук. М.1996. С. 13–14. 31 Св. Иоанн Златоуст . Творения Т.4 кн. 1. СПб. 1898. С. 17. 32 Св. Иоанн Златоуст . Творения Т.4 кн.1. СПб.1898. С. 37–38. 33 Св. Василий Великий . Творения Т.1. М.1845.С. 38–39. Цитата, приведенная о. Стефаном в защиту этого мнения, выделена. 34 Деяния Вселенских Соборов. Т. 4. СПб. 1994. С. 94. 35 Стоит заметить, что Сын Сирахов говорит не о днях сотворения, а о днях вечности, неподвластной потоку времен. 36 Той повеле, и создашася. Клин. 1999. С.108. 37 Блаженный Августин . О Книге Бытия, буквально (книга неоконченная). 3.//Августин, епископ Иппонийский. Творения. 4.7. Киев. 1912. С. 100. 38 Отцы и учителя Церкви III века. Антология. Т.2. М. 1996.C.341. 39 Св. Ириней Лионский . Творения. М.1996. С. 507–508. 40 Свят. Григорий Богослов . Творения, Т.2. Троице-Сергиева Лавра, 1994.С. 134. 41 Диак. Андрей Кураев. Пономарские сплетни.//О нашем поражении. СПб. 1999. С. 414. 42 Диак. Андрей Кураев. Пономарские сплетни.//О нашем поражении. СПб. 1999. С. 412 43 Св. Викентий Лиринский . Памятные записки Перегрина. М. 1999. С. 51–52. 44 Той повеле, и создашася. Клин. 1999. С.89. 45 Свт. Феофан Затворник . Что есть духовная жизнь, и как на неё настроиться. Ленинград, 1991. С. 31. 46 Свт. Феофан Затворник . Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия. М. 1991. С. 181. 47 Свт. Феофан Затворник . Там же. С. 77. 48 Свт. Феофан Затворник . Созерцание и размышление. М. 1998. C.146. 49 Прот. Михаил Дронов . Современная апологетика, или два подхода к Библии.//Православная беседа 1. 1999. С. 39. 50 Свт. Филарет Московский . «Слова и речи». М. 1848. Т. I., C.143. 51 Сщмч. Фаддей (Успенский) . Радуйтесь! М. 1998. С.164. 52 Кузнецов А.И. О проповедях вл… Фаддея.//Патриарх Тихон и история русской церковной смуты. Спб. 1994. С. 352. 53 Св. Иоанн Кронштадтский . Новые грозные слова. М. 1993. C. 13, 91.

http://azbyka.ru/kto-kak-bog-ili-skolko-...

Принимая во внимание вышеизложенное, представляется вполне возможным предположить, что обитель первозданного человека - рай, насажденный Богом «в Едеме на востоке» (Быт. 2:8), отнюдь не является синонимом всего космоса, а лишь определенным местом на земле, «царским чертогом», в который был введен «венец и владыка творения» - Адам. «Некоторые, конечно, представляли себе рай чувственным, другие же - духовным. Однако, мне, по крайней мере, кажется, что подобно тому, как человек сотворен был состоящим из чувственной вместе и из духовной природ, так и священнейший его храм был чувственным вместе и духовным», - пишет о райских чертогах преподобный Иоанн Дамаскин («Точное изложение православной веры», книга 2, глава 11, О рае) с.76]. В раю не было ни смерти, ни тления. Задача первых людей состояла не только в возделывании и хранении его (Быт. 2:15), но и в постепенном преображении всего тварного мира до райского состояния, так как обожение космоса возможно по замыслу Творца только через человека - царя вселенной, носителя божественного образа и подобия. «Для человека в состоянии первоначального совершенства каждая точка земной поверхности могла быть местом блаженства, поскольку оно зависело не от внешней обстановки, а от внутреннего, душевного состояния. На первых порах с внешней стороны рай сосредотачивался около древа жизни. Но если бы человек удержался от греха и, размножаясь, распространился бы по всей земле, то действительно вся земля стала бы для безгрешных людей тем же, чем был рай в Эдеме для первозданной четы», - писал проф. Я.А. Богородский с.201]. Именно таким образом он предлагал согласовать мнения святых отцов, учивших о нетленности всего мира до грехопадения и отцов говоривших только о нетлении безгрешного человека и рая. Аналогичные мысли мы можем встретить и в известном апологетическом труде  сербского богослова прот. С. Ляшевского: «И в этом царстве благодати, в раю, водворился новый мир, где уже не лилась кровь перед лицом бессмертного Адама, исчезла насильственная смерть среди животного мира, «ибо Бог дал всем в раю в пищу всякую зелень и плоды» (здесь не точная  цитация Быт. 1:30, а перефраз - свящ. О. М.) с.5-243]. Дал Бог благословение свое людям размножаться и населять землю, и обладать ею и всеми живыми существами на ней, распространяя на весь мир царство благодати. Но этой миссии Адам не выполнил, бессмертный стал смертным», - пишет о. Стефан [там же, с.66]

http://bogoslov.ru/article/278183

В Православии нет офиц. церковного определения в отношении эволюционных теорий, однако теистический эволюционизм поддерживается частью священства и мирян. В России дискуссии об эволюции велись в правосл. среде еще до 1917 г. и возобновились в наст. время. Положительно об идее теистического эволюционизма высказывались как представители академического богословия, так и светские мыслители: протопр. Василий Зеньковский , В. Н. Ильин , проф. Н. Н. Фиолетов , прот. Стефан Ляшевский († 1986), митр. Иоанн (Вендланд) , прот. Глеб Каледа , прот. Николай Иванов , архиеп. Михаил (Мудьюгин) и др. Прот. Александр Мень излагает Шестоднев в свете данных науки. Отталкиваясь от высказывания свт. Филарета (Дроздова) о принципе постепенного образования при творении ( Филарет (Дроздов), свт. Записки, руководствующие к основательному разумению кн. Бытия. СПб., 18353. Ч. 1. С. 55), он усматривает в этом процессе 3 поэтапных творческих акта: 1) появление материи в результате «Большого взрыва» и дальнейшее развитие космоса - формирование галактик и планет; 2) возникновение жизни сначала в водной стихии, затем на суше; 3) появление человека. По мнению прот. Александра, «величественная картина мировой эволюции, увенчанной созданием человека, не только не ослабляет религиозный взгляд на творение, но обогащает его, раскрывая бесконечную сложность становления твари» ( Мень. 1997. С. 17). Протодиак. Андрей Кураев, указывая на соответствие эволюционного подхода святоотеческому учению о синергии , выступает за дифференцированную оценку: «Борьба против дарвиновской теории эволюции не есть борьба против феномена развития и усложнения в нашем мире как такового» ( Кураев. 2006. С. 12-13). Критика теистического эволюционизма раздается со стороны как религиозных, так и нерелигиозных писателей. Первые считают, что признание эволюции - отступление от христ. догматов и святоотеческого предания, ересь, ставящая под сомнение историчность Адама, первородного греха и, как следствие, учение Церкви об искуплении и целый ряд текстов НЗ (напр.: Рим 5. 14; 1 Кор 15. 22, 45). Вторые (напр., Б. Рассел, Докинз) полагают, что здесь нарушается принцип «бритвы Оккама»: если эволюция и без участия Бога объясняет происхождение мира, то Бог как объяснение его причины не нужен. Научный К.

http://pravenc.ru/text/2458993.html

Состоялся очередной обмен документами между Государственным архивом России и Свято-Троицкой семинарией в Джорданвилле 14 декабря 2010 г. 12:47 10 декабря 2010 года в Генеральном консульстве Российской Федерации в Нью-Йорке состоялся обмен копиями микрофильмов архивных материалов между Свято-Троицкой духовной семинарией в Джорданвилле и Государственным архивом Российской Федерации (ГАРФ). Благодаря совместной деятельности по сохранению архивных фондов ГАРФ и Русской Зарубежной Церкви редкие архивные фонды становятся доступными исследователям, как за рубежом, так и в Российской Федерации. Первый обмен между семинарией и ГА РФ состоялся 17 сентября 2010 года в Москве. В ходе очередного обмена Свято-Троицкая семинария передала в ГАРФ копии микрофильмированных документов из коллекции Владислава Альбионовича Маевского (1893-1975), знаменитого церковного историка, писателя и общественного деятеля русской эмиграции, а также микрофильмированные материалы священника Стефана Ляшевского (1899-1986), фонд которого содержит ряд работ по библейской археологии и истории Русской Церкви за рубежом, еще неизвестных широкой публике. ГАРФ предоставил архиву Свято-Троицкой семинарии микрофильмы фондов священника Георгия Шавельского (1871-1951), протопресвитера военного и морского духовенства, и святого праведного отца Иоанна Кронштадтского. Во время торжественной церемонии, проведенной в консульстве по случаю обмена архивными материалами, выступили генеральный консул РФ А.К. Юшманов, Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Иларион , митрополит Астанайский и Казахстанский Александр , находящийся с визитом в США по случаю празднования 90-летия РПЦЗ, декан Свято-Троицкой духовной семинарии в Джорданвилле протоиерей Владимир Цуриков, глава Российского Федерального архивного агентства А.Н. Артизов и директор Государственного архива Российской Федерации С.В. Мироненко. Декан Свято-Троицкой семинарии передал в дар генеральному консулу Российской Федерации копию уникального документа 1863 года, приглашение Российскому Имперскому флоту посетить город Балтимор, свидетельствующему о глубоких корнях дипломатических отношений между Россией и США. На следующий день представители архивных служб Российской Федерации вместе с директором архива Свято-Троицкой семинарии прот. Владимиром Цуриковым посетили Синод Русской Зарубежной Церкви, где состоялась встреча с Первоиерархом РПЦЗ. Митрополит Иларион проявил деятельный интерес к состоявшемуся обмену и выразил свою готовность в поддержке и развитии отношений с архивными службами России. Данные отношения, по его словам, несомненно обогатят как Русское зарубежье, так и граждан России, помогут сохранить русское культурное наследие и укрепят связь представителей русского рассеяния со своим Отечеством. Затем гости посетили Свято-Троицкий монастырь и семинарию в Джорданвилле. Свято-Троицкая семинария в Джорданвилле /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1341509.ht...

Когда была освящена Казанская церковь, в точности неизвестно, но надо предполагать, что построение ее окончилось, судя по святому антиминсу, через пять лет, т. е. в 1772 году. Правый придел по особому чудному указанию Божиему посвящен имени святого первомученика и архидиакона Стефана . Мать Александра недоумевала, какому святому посвятить третий придел, и поэтому однажды всю ночь молила в своей келий Господа указать Свою волю. Вдруг послышался в маленьком окне ее стук и за ним голос: «Да будет престол сей первомученика архидиакона Стефана!» С трепетом и радостию бросилась мать Александра к окну, чтобы видеть, кто ей говорит, но никого не было, а на подоконнике она обрела чудно и невидимо откуда явившийся образ святого первомученика архидиакона Стефана, написанный на простом, почти не отесанном обрубке бревна. Этот образ был всегда в церкви, а впоследствии перенесен в келию первоначальницы Дивеевского монастыря. Внутренний вид келий соответствовал трудному и скорбному житию этой великой избранницы Царицы Небесной. В доме были две комнатки и две каморки. В одной каморке находилась около печки небольшая лежанка, сложенная из кирпичей, около лежанки оставалось место только для того, чтобы в свое время там, у умиравшей матушки, мог встать настоятель Пахомий, и на коленях перед матушкой иеродиакон Серафим, получивший от нее благословение заботиться о дивеевских сестрах. Больше там не было места. Тут же была дверь в темную каморку — молельню матушкину, где уже могла поместиться на молитве лишь одна она перед большим Распятием с затепленной перед ним лампадкой. Окна в этой молельне не было. Это «молитвенное созерцание матушкино перед Распятием положило отпечаток на весь дух жизни дивеевских сестер. Молитва на мысленной Голгофе, сострадание Распятому Христу — самая глубокая из молитв. На этих молитвенных подвигах матушки Александры создавался благословенный Дивеев». (прот. С. Ляшевский). Мать Александра по сооружении храма ездила в город Казань, где получила вернейший список с чудотворной и явленной иконы Казанской Божией Матери, и в город Киев для испрошения для своей церкви частиц святых мощей. Мощи ей вложили в серебряный и позолоченый крест. Из Москвы она привезла колокол в 76,5 пудов и необходимую утварь. Иконостас в Казанскую церковь был отдан из старого Саровского собора строителем отцом Ефремом. Он был зеленого цвета с позолотой, но впоследствии зеленая краска заменена была красною.

http://pravmir.ru/prepodobnaya-aleksandr...

Вскоре было начато книгопечатанию на Руси. В 1564 г. выходит «Апостол» дьякона Ивана Фёдорова, а в 1581 – первая печатная церковнославянская Библия, изданная князем Константином Острожским. Это издание называется Острожская Библия, и оно не было воспроизведением кирилло-мефодиевских текстов. Издатели использовали Вульгату, чешскую Библию, Геннадиевскую Библию, Библию, изданную Франциском Скориной и другие. В этом издании, как и в Геннадиевской Библии, книги расположены, как и в Вульгате. Впервые текст книг был разделён на главы. В 1663 г. Острожское издание с незначительными изменениями было перепечатано в Москве. Это издание получило название Первая Московская Библия 249 . Восстановление текста по Септуагинте и старым славянским переводам было начато в XVIII в. при Петре I. Работа эта завершилась в 1751 г. при императрице Елизавете, выходом так называемой «Елизаветинской Библии», которым пользуется Русская Православная Церковь и сейчас 250 . В начале XX в. была создана специальная комиссия с целью реконструировать древнейший славянский перевод, который до нас не дошёл. Были изучены сотни рукописей, составлены списки разночтений и сличены древнейшие манускрипты. Особенно много в этом деле потрудился Иван Евсеевич Евсеев , но после революции работа комиссии остановилась на подготовительной стадии. В какой-то мере её дело продолжила группа специалистов при Ленинградской духовной академии. В настоящее время эту работу продолжает Анатолий Алексеевич Алексеев , крупнейший российский исследователь славянских рукописей. Удалось реконструировать текст нескольких книг: Песни Песней, Евангелия от Матфея и Иоанна. Русские переводы 251 . После эпохи петровских преобразований все настоятельнее стала чувствоваться потребность в переводе Библии на русский язык. Было предпринято несколько попыток создать перевод Библии. Например, свят. Тихон Задонский († 1783 г.) переводил Псалтирь и Новый Завет; архиеп. Московский Амвросий Зертис-Каменский († 1771 г.) вместе с Варлаамом Ляшевским († 1774 г.) переводили Псалтирь с еврейского языка.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

В чем заслуга перед Церковью Патриарха Сергия? Принеся большие жертвы, вызвав массу нареканий в свой адрес, он все же сделал великое дело — сохранил законное преемство от Патриарха Тихона, сберег церковные структуры. Святейшему Сергию было суждено быть Патриархом и жить в условиях относительной свободы недолго — всего восемь месяцев. Сказанные им в 1927 году слова «строить будут после меня» оказались пророческими. Строить ему действительно почти не пришлось. Приходится слышать, что компромиссная позиция владыки Сергия была неправильной, нужно было уходить в катакомбы, чтобы потом, в 1990-е годы, выйти на открытое служение. Позволю себе не согласиться с таким мнением. Уже упоминавшийся выше протоиерей Стефан Ляшевский вспоминал, что в 1920-е годы вопрос о полном уходе в катакомбы обсуждался архиереями Русской Церкви. Немалое число иерархов, среди которых были, например, священномученики Серафим (Чичагов) и Петр (Зверев), пришли к выводу, что такой путь был красивой, но нежизнеспособной фантазией — для этого не было ни людей, ни практической возможности 16 . Жизнь подтвердила опасения этих святителей. Мощное оппозиционное движение в Русской Церкви поначалу сложилось, но его лидеры были раздавлены катком репрессий в 1930–1940-е годы. Постепенно в мир иной ушли и остальные архипастыри, не согласившиеся на компромисс. Взамен исповедников в «катакомбной» среде не без участия советских спецслужб стали появляться мошенники наподобие Серафима Поздеева. В послевоенные годы мощный поток бескомпромиссного служения постепенно высох и к 1990-м годам не представлял собой даже ручья. Такой же могла быть судьба и всей Православной Церкви. То, что в десятилетия советского безбожия приносилась Бескровная Жертва, пусть тихо, но все же звучала проповедь, а люди имели возможность принимать крещение и последнее напутствие, — всем этим мы обязаны тяжелому компромиссу, на который решился в свое время Святейший Патриарх ­Сергий.   ПРИМЕЧАНИЯ 1 Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917–1943 гг./Сост. М. Губонин. М., 1994. С. 218–219.

http://e-vestnik.ru/analytics/patriarh_s...

Его работы «Феномен человека» и «Христианство и эволюция» нашли значительное количество последователей. В 1957 году католическая церковь издала указ об изъятии книг Тейяр де Шардена из библиотек католических учреждений и запретила их продажу, а в 1962 году последовало письмо, разъяснившее верующим ошибки и двусмысленность данного труда, так как его «монизм», по сути своей, явился очередной синкретической ересью. К христианским эволюционистам относятся даже известные священнослужители и богословы: прот. Стефан Ляшевский, прот. Александр Мень, прот. Глеб Каледа , еп. Василий (Родзянко) , диакон Андрей Кураев и др. Современные эволюционисты, постулируя основные положения своей теории, говорят о том, что все они не могут быть проверены экспериментально, поэтому они просто верят в теорию эволюции. В учебнике по предмету «Концепции современного естествознания» (под ред. проф. С.И. Самыгина, Ростов-на-Дону, 2002 г.) авторами приводится даже вполне самокритичные выводы о том, что идея возможности случайной «сборки» молекул органических веществ, способных нести и передавать генетическую информацию, полностью дискредитирована сверхнизкой вероятностью подобного процесса. Английский астрофизик Ф. Хойл по поводу такого спонтанного самозарождения жизни говорил, что идея эта столь неправдоподобна, как возможность с помощью пронесшегося над мусорной свалкой урагана собрать «Боинг». Один из основоположников современной молекулярной биологии проф. Крик на Бюроканском симпозиуме в 1971 году сказал: «Мы не видим пути от первичного бульона до естественного отбора. Можно прийти к выводу, что происхождение жизни – чудо, но это свидетельствует только о нашем незнании». В то же время эти авторы, полностью отвергая креационизм, останавливаются на «самой верной» концепции биохимической эволюции, которая предполагает три этапа: 1) синтез исходных органических соединений из неорганического вещества в условиях первичной атмосферы и состояния поверхности ранней Земли; 2) этап синтеза биополимеров из органических соединений; 3) самоорганизация сложных органических соединений и образование простейшей клетки, хотя самим авторам не вполне ясно, как все эти этапы в реальности проходили.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Прошу у Вас прощения, если какие-то мои выражения покажутся Вам резкими; я всего лишь пытался говорить правду, как я ее вижу у святых отцов. Если я допустил ошибки в своих цитатах, прошу исправить, но пусть мелкие ошибки не воспрепятствуют Вам понять то, что я попытался сказать. Еще много можно было бы написать об этом предмете, но сначала дождусь Вашего ответа. Наипаче имею сердечное желание, чтобы и Вы, и мы понимали бы истинное святоотеческое учение по данному вопросу, что так важно для всего православного мировоззрения. Прошу молитв за себя и за наше Братство. С любовью о Христе Спасителе, монах Серафим Список литературы, посвященной вопросу эволюции 1. Бен Хобринк. «Эволюция. Яйцо без курицы», Москва, 1993. 2-е издание под названием «Христианский взгляд на происхождение жизни», Киев, 1994. 2. Протоиерей Стефан Ляшевский. «Опыт согласования современных научных Данных с библейским повествованием в свете новейших раскопок и исследований», в книге «Библия и наука», Издание братства «Неопалимая Купина», Москва, 1996. 3. В.Н. Тростников. «Научна ли научная картина мира», журнал «Новый мир», 1989, 12. 4. Послушник Олег Петренко. «Уверение Фомы. Симфония веры и знания», Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, Москва, 1996. 5. Диакон Андрей Кураев. «Мужчина и женщина в Книге Бытия», журнал «Альфа и Омега», 23, Москва, 1996. 6. Диакон Андрей Кураев. «Размышления о первой главе Книги Бытия», «Альфа и Омега», 3, 1994, стр. 23–45. 7. Генри Моррис. «Библейские основания современной науки», в книге «Библия для всех», Санкт-Петербург, 1995. 1 (Подробнее об этом см.: Бен Хобринк. «Эволюция. Яйцо без курицы», Москва, 1993. – Прим. ред.) 3 О.Серафим имеет в виду книгу А.Каломироса «Против ложного единства» – Against False Union: st. Nectavios Press Seattle, Washington, 1967; 2nd edition – 1978 Читать далее Источник: Приношение православного американца/Серафим (Роуз) - Издательство: Братство прп. Германа Аляскинского, Российское отделение Валаамского общества Америки. 2003. - 702 с./Православный взгляд на эволюцию. 455-516 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/p...

– Не беспокойтесь, батюшка, без благословения матушки игумении Паша не умрет. Через неделю игумения приехала с ярмарки, и я тотчас пошел сообщить о своих опасениях относительно Прасковий, уговаривая ее немедленно сходить к умирающей, дабы проститься с ней и узнать ее последнюю волю, иначе будет поздно. – Что вы, батюшка, что вы, – ответила она, – я только приехала, устала, не успела осмотреться; вот отдохну, приведу в порядок все, тогда пойду к Паше. Через два дня мы пошли вместе к Паше. Она обрадовалась, увидев игумению. Они вспомнили старое, поплакали, обнялись и поцеловались. Наконец игумения встала и сказала: – Ну, Паша, теперь благословляю тебя умереть. Спустя три часа я уже служил по Параскеве первую панихиду. Возвратившись в Москву с собранным материалом о преподобном Серафиме, я немедленно приступил к своему труду. Вскоре я овдовел и принял монашество с именем Серафима, избрав его своим небесным покровителем. «Летопись» была издана в 1896 году и преподнесена Государю, что повлияло на решение вопроса о прославлении преподобного Серафима». «Летопись» эта выдержала два издания – в 1896 и 1903 годах – и представляет собой подробное описание создания монастыря в Дивееве – четвертого удела Божией Матери на земле. Книга по собранному материалу в сравнении с известными трудами других авторов наиболее достоверно отражает все события, происшедшие со дня основания монастырей в Сарове и Дивееве, рассказывает о первоустроительнице, матушке Александре, содержит жизнеописание преподобного Серафима и близких ему людей. В 1902 году архимандриту Серафиму было видение, о котором он впоследствии рассказал своему духовному сыну протоиерею Стефану Ляшевскому: «По окончании «Летописи» я сидел в своей комнатке в одном из дивеевских корпусов и радовался, что закончил наконец труднейший период собирания и написания о преподобном Серафиме. В этот момент в келию вошел преподобный Серафим и я увидел его как живого. У меня ни на минуту не мелькнуло мысли, что это видение – так все было просто и реально. Но каково же было мое удивление, когда батюшка Серафим поклонился мне в пояс и сказал:

http://fond.ru/kalendar/1405/serafim/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010