Разделы портала «Азбука веры» ( 1  голос:  5.0 из  5) Оглавление Ингредиенты для варенья История варенья Известный римский повар Апиций во 3–4 вв. н. э. написал поваренную книгу  «De re coquinaria» («О кулинарии»), где встречается самый первый рецепт варенья. Апиций назвал эту сладость , приготовленную из айвы на меду, дефрутум (defrutum). И до сих пор по этому старинному рецепту производится подобное варенье, которое доступно в продаже в некоторых южных европейских странах под названием mosto сотто. Основной секрет этого варенья заключается в добавлении к меду уваренного виноградного сока, который убирает вяжущий вкус айвы. Сегодня многие уже забыли, как в перестройку полки магазинов были заставлены яблочным повидлом, и у каждого в квартире имелся холодильник под окном для хранения собственно приготовленного варенья. Утро любого россиянина в 90е начиналось с булки с маслом и вареньем,  а длинными зимними вечерами так приятно было выпить чаю со смородиновым джемом и блинами. Сейчас варить варенье стало немодно, и только лишь  усердные домохозяйки и заботливые бабушки занимаются подобным искусством. А между тем, варка варенья на зиму может быть очень занятным и увлекательным делом для всей семьи, так как символизирует своеобразное единство и заботу о близких. Кроме того, правильно сваренное варенье по старинным рецептам может быть куда лучше и полезней купленных сладостей. Полезные свойства варенья увеличиваются во много раз, если делать его не с сахаром, а с мёдом. Знали ли вы, что в далекие времена Царской России варенье было доступно лишь людям с достатком, потому как готовили его на меду, подобно римлянам и грекам. Сахар в нашей стране появился лишь во второй половине XIX.  Варили варенье в нашей стране из малины, яблок и крыжовника. Сама Екатерина II так любила варенье из крыжовника, что за его рецепт подарила своей поварихе кольцо с изумрудом. Варенье так и назвали «изумрудным или царским». Полюбилось оно  и нашему классику литературы А.С. Пушкину. Главный секрет «изумрудного» варенья – это правильный сбор ягод. Только зелёный крыжовник, собранный между 10 и 15 июня подходит для царской сладости. Рецепт «изумрудного» варенья Екатерины II Польза варенья из крыжовника

http://azbyka.ru/recept/polza-varenja-st...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Пасха I. НАЗВАНИЕ Евр. слово пэсах означает в Библии, с одной стороны, праздник П., а с другой – праздничную жертву, пасх. агнца. Это слово является производным от глагола, первонач. означавшего «хромать», а затем получившего смысл «перескочить через что-то», «оставить нетронутым». Когда Господь в Египте поражал первенцев, Он не затронул дома евреев, «перескочил» через них ( Исх. 12:13 ). Об этом событии и должна напоминать евреям П. II. ПАСХА ИСХОДА 1) фараон не пожелал отпустить порабощ. израильтян в пустыню даже после того, как Бог, чтобы сломить его упорство, наслал на египтян девять казней. И тогда Моисей объявил фараону о последнем, самом тяжелом наказании – о смерти всех египетских первенцев ( Исх. 11:4–6 ). Эта кара должна была вынудить фараона отпустить израильтян из страны ( Исх. 11:8 ); 2) к этому дню евреи должны были тщательно подготовиться, что означало для них одноврем. и испытание веры ( Евр. 11:28 ). Начиная с 10-го дня месяца авива, т.е. с начала израил. года ( Исх. 12:2 ), каждый глава дома должен был позаботиться о годовалом, без изъянов, ягненке или козленке для своей семьи – агнце ( Исх. 12:3.5 ). Если семья была слишком мала и не могла съесть агнца целиком за один раз, она должна была присоединиться к соседней семье, чтобы число участников трапезы оказалось достаточным ( Исх. 12:4 ). Агнца следовало забить 14 авива «под вечер» (букв. «в сумерках»), т.е. между заходом солнца и наступлением темноты ( Исх. 12:6 ; Лев. 23:5 ; Числ. 9:3.5.11 ; ср. Втор. 16:6 ). Пучком иссопа следовало помазать кровью агнца дверные косяки и порог каждого евр. дома, после чего никто не имел права выходить за дверь ( Исх. 12:7.22 ). Ягненка следовало запечь целиком – с головой, ногами и внутренностями; нельзя было сломать ни одной кости, запрещалось есть мясо сырым или в вареном виде ( Исх. 12:8.9 ; ср. с Втор. 16:7 и 2Пар. 35:13 ; ⇒ Варка, варить, 1). Готовить пасхального агнца следовало в доме. В состав пасх. трапезы входили, кр. того, пресный хлеб и горькие травы ( Исх. 12:8 ). Все остатки пищи следовало сжечь ( Исх. 12:10 ), и все участники трапезы должны были быть готовы немедленно отправиться в путь ( Исх. 12:11 );

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

" Без котла каши не сваришь " , - говорит пословица, и в этой очевидности сомневаться не приходится. Котел - древний образ, олицетворяющий общность, единство, братство, ограду, форму, устойчивость, среду. Котел стоит на огне, в нем варится каша, то есть его содержание. От каши идет вар, то есть дух содержимого. За кашей смотрит кашевар. " Что наваришь, то и съешь " , - продолжает утверждать житейская мудрость. И действительно, все здесь просто, предметно и взаимосвязано: котел, каша, кашевар, огонь, вар. Убери хоть что-нибудь из этого ряда или нарушь меру - результата не будет, каша не сварится. Поэтому и гласит старая воинская поговорка: " Котел варить - не мир смешить! " За годы наших занятий было замечено, что, если в обучаемой группе нет внутренней связи, взаимопонимания, общих нравственных ценностей и объединяющей идеи, то обучение идет вяло, неэффективно, рывками. Быстро пропадает интерес, наступает охлаждение, и люди перестают ходить на занятия. Даже если группа состоит из очень заинтересованных лиц, но они не ладят друг с другом, не хотят или не могут найти общий язык, то результат все равно будет отрицательный. В основе котла заложено чувство товарищества, и, если его нет или оно постоянно попирается своекорыстием в любой форме - котел не варится, обучения не происходит, группа разваливается. При правильной варке товарищество вырастает в братство. Из разношерстной группы постепенно вываривается дружина, артель, община или, как принято говорить, " сплоченный и спаянный коллектив " . Силу и возможность такого коллектива, говорим по опыту, переоценить трудно. Но вернемся к обучению. Приобщиться к котлу можно только изнутри, варясь в нем. Здесь ты перенимаешь коллективный опыт, овладеваешь знанием законов ратоборства через своих товарищей, ведь недаром говорят: одна голова хорошо, а две - лучше. Закономерно напрашивается вопрос: а двадцать две? Здесь все учатся друг друга, вместе и по отдельности, вольно или невольно. Коллектив становится котлом, когда превращается в живой организм. Котел есть совокупная сила, где каждый осознает нужность и необходимость другого, может внести свою посильную лепту и занять свое место. При таком условии котел постепенно создает идеальную среду для обучения, коррекции и оздоровления. Только тогда можно начать играть по-боевому, всерьез, и игра будет приносить свои " прикладные " плоды по-настоящему. Но, конечно, не все сразу. Сначала формируется группа участников по интересам. Затем происходит сплачивание коллектива, и только потом кропотливая, требующая большой самоотдачи, варка котла.

http://ruskline.ru/analitika/2009/09/04/...

Но значительно интереснее попытаться ответить на вопрос: а зачем, в самом деле, замуж-то выходить? Контраргументы и их разоблачение (по Булгакову) Широко распространено мнение, что муж — это бремя, рабство, множество дополнительной работы. Первое место в примерах занимают варка супа и стирка носков. Однако суп — чрезвычайно полезная и недорогая еда, так что варить его всегда невредно, а стирка в стиральной машине хоть чего — не проблема. Так что это, как говорил один из булгаковских персонажей, случай так называемого вранья. На самом деле дело не в этом, а просто лень любить. Ибо для любящей не только супы и носки, но и гораздо более сложные «испытания» превращаются в ничто и даже некоторым образом в дополнительное развлечение, в одну из маленьких радостей семейной жизни. А леность начинает действовать уже на дальних подступах к браку, и девушка, не умеющая любить и от лености вовсе не желающая этому учиться, либо вовсе не в состоянии найти свою родную половину, либо по лености соглашается на совершенно негожий вариант. При наличии ума и прилежания его, правда, тоже можно было бы сделать сносным, да лень… Главный порок классического романа состоит в том, что он, как правило, кончается свадьбой. Между тем именно после свадьбы и начинается самое интересное — нормальная человеческая жизнь, которая строится отнюдь не по рекламным клипам. Да, семью нужно создавать, и это великий труд, но труд благодатный, и плод его — развитие личности. Именно так, а байки про то, что семья-де мешает личному развитию — это опять-таки вранье. Семья «мешает» лености, безответственности, капризам, бессмысленному сиюминутному существованию. А личность женщины в семье расцветает, что для семейной жизни является первейшим из необходимых условий. Жена как феномен Поскольку я все-таки лингвист, приведу небезынтересную аналогию. В грамматике считается, что глава предложения — подлежащее, по нему все строится, но квинтэссенция смысла — в сказуемом. Так вот, глава семьи — безусловно, муж, без него семьи нет (термин «неполная семья» создан не от хорошей жизни и чем-то напоминает всадника без головы и иные столь же жизнеспособные конструкции). Но сердце семьи — жена.

http://pravoslavie.ru/36846.html

С «поморкой» было проще — варни для ее добычи строились на морском берегу, вода была под боком, ее не нужно было ниоткуда качать, достаточно было проложить к варне от моря желоба или просто приносить воду вручную в ведрах. Как на Соловках соль варили Работа солевара был ответственной и трудоемкой: доведенный до кипения в црене рассол требовал постоянного присутствия рядом человека: нужно было беспрерывно перемешивать соляной раствор, подливать в него свежую воду, следить и за жаром в печи, и за тем, чтобы сковороды не прогорели, не образовалась соляная корка. Беспрерывная варка продолжалась порой до полутора суток и участвовало в ней несколько человек. Когда соляной раствор наконец загустевал, кристаллы соли хлопьями оседали на дно црена, жар в печи постепенно уменьшали, гасили и соскребали соль лопатами на просушку… Прибыли от продажи соли окупали все затраты — и денежные, и физические. Соль, которая шла с Двины, из Колмогор — первой столицы Поморья, — была отменного качества, без примесей. К XIXI веку поморское солеварение потеряло былое значение. Теперь поморы предпочитали российскую соль — «пермянку», а на промыслах у Мурманского берега — английскую «ливерпульку». Закупали соль и в Норвегии, но для собственных нужд продолжали варить соль до начала XX века. 2 Рыболовство Роль морских и речных рыбных промыслов стала возрастать в Поморье с XVIII века. Весной и осенью поморы ловили сельдь, семгу, навагу и, конечно, треску — главную поморскую рыбу. Для каждого вида промысла использовали свои орудия. Треску ловили ярусом. Ярус — это морская рыболовная снасть, которую поморы переняли у норвежцев. Составлялся он из 20-50 бечевок, имел длину до 10,6 километров. На каждую бечевку вешали крючки на поводках с наживкой — мойвой или моллюсками. Рыбаки отходили от берега на 5-25 верст, опускали ярус с якорями на концах на дно на глубину до 210 м и держали так между приливом и отливом. Каждый якорь был соединен с поплавком якорной веревкой. За эти веревки ярус поднимали, снимали улов, снова наживляли крючки и опускали на дно. Ярусом ловили и камбалу, и палтус, и сайду, и зубатку, и пикшу.

http://sever.foma.ru/kak-prokormitsja-mo...

- И от меня! И от меня! В стаканах и чашках забулькал разведенный сучок (все сохранили до праздника по сто граммов спирта, заработанных на сплаве). На Михаила лавиной обрушилась бабья любовь. Кто-то, опять захлестнутый своим горем, заголосил: - У Анны хоть ребяты остались, а у меня-то в домике пусто… - Хватит вам слезы-то точить. Песню! — заорал Петр Житов и увесисто трахнул кулаком по столу. Жена его высоким голосом затянула “Аленький цветочек”, к ней присоединилось несколько дребезжащих, высохших за воину голосов, но дружного пения не получилось. - Егорша! — взвилась Варвара. — Играй! Плясать хочу! - Варка, Варка, бессовестная! Ты хоть бы Терентия-то вспомнила… Варвара, молодая, нарядная, в голубом шелковом платье, туго, по-девичьи, затянутая черным лакированным ремешком со светлой пряжкой, выскочила на середку избы, топнула ногой. - Помню! Тереша меня за веселье любил. Говорят, что я бедова, Почему бедовая? У меня четыре горя Завсегда веселая. - Ну, разошлась офицерова вдова. - Да, не хухры-мухры! — Варвара вскинула руки на бедра, с вызовом обвела всех бесшабашным взглядом. — Офицерова вдова! Егорша дугой выгнул розовые мехи гармошки. - Варка! Варка! Про любовь! — вдруг ожили женки. На войну уехал дроля, Я осталась у моста. Пятый год пошел у вдовушки Великого поста. - Охо-хо-хо! Врешь, Варка! Врешь! - Не вру, бабы! Песня не даст соврать: Кто не знает — заявляю: Я не избалована Всю германскую войну Ни разу не целована. Варвара, лихо, с дробью отплясывая, схватила за рукав Илью, потащила из-за стола. Марья обхватила мужа за шею: - Не приставай! Липни к другому. - Фу, и спрашивать тебя не стану. Наши мужья головы сложили, а ты одна владеть будешь? Нет, не выйдет! Поровну делить будем. Приказа потребуем. - Горько-оо! Горько-оо!.. - Да вы с ума посходили! Нашли забаву при детях… — У Марьи полыхающей чернью зашлись глаза. Она отшатнулась от напиравших со всех сторон баб, уперлась затылком в простенок. - Горько-оо! Горько-оо! Илья, улыбаясь, нащупал под столом жесткую, заскорузлую руку жены, глянул на открытые двери, в которых еще недавно горели черные горделивые глаза дочери, и начал подниматься, нельзя не уважить народ.

http://azbyka.ru/fiction/dve-zimy-i-tri-...

Вот почему также не стоят никакого внимания возражения, основанные на кратковременности пребывания на земле от потопа до исторических царств древнего мира человека, который будто бы не мог, по библейским сказаниям, выработать те цивилизации, которые мы находим приблизительно за 2800 лет до Рождества Христова в долине Нила, в Междуречии или Месопотамии, в древней Индии, в Китае, в царстве Мексиканском, в Перу. Мы напоминаем ещё, что всеобщие человеческие сказания повествуют о допотопных искусствах, об Абелиосе (Иувале), о коваче Тубале, о Ноэме, дочери Ламеховой, изобретшей (по преданию) искусство прясть шерсть, и мы не имеем ни малейшего повода сомневаться в этих преданиях, так как нельзя допустить, чтобы человек, одарённый от Бога разумом при самом сотворении его, жил в продолжение многих тысячелетий до потопа, не развиваясь и не устраивая своей жизни. Вспомним при том, что человеческие общества, удержав память о появлении огня и об изобретении нужнейших искусств, всегда приписывали их богам, но сами, оглядываясь назад, всегда видели быт свой вполне сложившимся, так что невозможно предположить, чтобы послепотопный человек был сам изобретателем способа удовлетворения всех первых потребностей жизни. После потопа ему оставалось лишь развивать первые полученные от допотопного мира изобретения и созидать великие общества, которые и спешили применять в громадных размерах искусства, коими они уже владели. Даже по обыкновенно допущенной хронологии от потопа до первых памятников древнейших народов считают 900 лет. Но и этого времени вполне уже достаточно, чтобы молодое человечество, вооружённое вполне развитым словом и некоторыми знаниями, создало цивилизацию, результат которой мы находим в Египте, в Халдее, в Ассирии и в других странах. Перенесёмся теперь мыслию в саму Халдею, где толпятся племена, пришедшие с востока, которые созидают четыре города, – по всей вероятности, тоже «по племенам своим», говоря словами Библии. Эти четыре города, записанные Моисеем, суть Вавилон, Эрех (нынешнее урочище Варка, где стоял город, известный и грекам под именем Орхое), Аккад (урочище Ниппур) и Халне, или Халанне (урочище Муггейр), которое считают древним Уром халдейским, в котором впоследствии обожили туранского бога-рыбу Оаннеса и из которого вышел Авраам 125 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

- Иди-иди, — сказал, нахмурившись, Федор Капитонович Михаилу. — Мал еще, сопляк, с людями-то разговаривать. - Я мал? Я сопляк? Нет, ты постой! Постой. Как деньги за самосад драть, ты тогда не говоришь, что я сопляк!.. Михаила обступили бабы. - Миша, Миша, — стала уговаривать его Варвара. — Разве так можно? Она оттащила его в сторону. - Варка, а ты мягкая… — сказал Михаил, обнимая ее. Варвара рассмеялась. - Молчи, не сказывай никому. Про это не говорят. - А почему? К ним подошла Лизка: - Пойдем домой. Докуда еще будешь смешить людей? - Домой? — Михаил топнул ногой. — Нет. Гулять будем. Егорша, где Егорша? Егорши в заулке не было. Бабы расходились по домам. Ворот новой рубашки у Михаила был распахнут сверху донизу. Одна пуговица висела на нитке. Лизка, вздыхая и качая головой, привстала на носки, оторвала эту пуговицу, и тут ей показалось, что еще одной пуговицы нет на вороте. - Стой! — закричала она на брата, сразу вся расстроившись. Но Михаил, подхваченный Варварой, уже двинулся вслед за бабами. Он ревуче запел: Шел мальчишка бережком, Давно милой не видал… Лизка оглянулась по сторонам, увидела Петьку и Гришку. - Ребята, хорошенько все обыщите. За избой посмотрите. Он, лешак, кажись, пуговицу потерял. Затем она сбегала в верхние избы, закрыла окошки. Близнецы, присев на корточки, старательно оглядывали то место, где недавно топтался их брат. Сдвоенные голоса Варвары и Михаила доносились из-за дома с улицы. - Ребята, — сказала Лизка. — Никуда не уходите. А придет Степан Андреянович, скажите, что я скоро прибегу. Уберу тут все. — И она побежала догонять брата. 4 Вставало утро. Познабливало. За Пинегой, над еловыми хребтами, разливалась заря — красные сполохи играли в рамах. Варвара, слегка покачиваясь, шла пустынной улицей, простоволосая — платок съехал на плечи, — и злыми, тоскливыми глазами поглядывала на окна. Господи, сколько ждали этого праздника, сколько разговоров было о нем в войну! Вот погодите, придет уже наш день — леса запоют от радости, реки потекут вспять… А пришел праздник — деревню едва не утопили в слезах…

http://azbyka.ru/fiction/dve-zimy-i-tri-...

Несомненно, вместе с тем, что жители Кирены высоко ценили греческое образование. Со времени римского господства над Киреною здесь поселилось много иудеев, стоявших в самом ближайшем общении с Иерусалимом, где они имели свою особую синагогу, и во вражде с местным греческим населением. По разрушении Иерусалима сюда бежали иерусалимские сикарии. Воспользовавшись раздражением против иудеев местного греческого населения, правитель Кирены по корыстолюбивым видам избил тогда всех богатых иудеев. Еще более смут в Кирене было во времена Адриана. Возмутившиеся иудеи избили тогда в Кирене несколько тысяч греков, а римские войска всех иудеев. Имя Кирены не раз встречается в истории первенствующей христианской церкви. Симон Киринейский помогал Спасителю в несении креста. В числе сошедшихся к апостольской горнице в день пятидесятницы были пришельцы из Кирены. Первомученик Стефан вступил в спор с иудеями в синагоге Александрийцев и Киренаиков. Христианское благовестие в Антиохии первоначально распространено было выходцами из Кипра и Киренаики. В самой Киренаике, по преданию, проповедовал евангелист Марк. При Диоклетиане в Кирене были мученики. Птолемаида. В христианские времена Птолемаида была главным городом Пентаполя. Прежде этот город назывался Варка и название Птолемаиды несомненно получил от Птолемеев. Город Птолемаида, подобно Кирене, находился в некотором расстоянии от морского берега и сильно страдал от недостатка воды. Вследствие этого этот значительный город все более становился безлюдным и запустелым. Снова он стал хорошим городом уже со времени Юстиниана, который устроил здесь прекрасный водопровод. Христиане Пентаполя вообще и в частности христиане Птолемаиды, подобно александрийцам, были преданы научным стремлениям, и здесь мы находим представителей как истинного, так и ложного христианского ведения. Здесь жил Савелий, один из важнейших представителей ереси антитринитариев. В Птолемаиде был епископом Секунд, ближайший друг и защитник Ария. В Птолемаиде же был епископом Синезий, ученик Ипатии, замечательный церковный писатель.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

Днем ездили по Бобруйскому шоссе и гуляли в лесу до д. Селец. Д. Павел приехал к чаю. От 5 1/2 до 7 ч. принимал Сандро и Гурко, а до 8 час. Варка. Обедал в поезде с Мосоловым, кот. едет в Румынию. 19-го ноября. Суббота. Туманная и тихая погода. Доклад был недлинный и затем зашел к Алексееву, кот. сидел у себя в кабинете. После завтрака принял Барка ненадолго. Ездили снова к арх(иерейскому) лесу и там сделали хорошую прогулку. Дядя Павел пил чай и потом зашел ко мне. В 6 ч. принял гр. Игнатьева. Читал. Обедал и вечер провел с Аликс. Начат в Ставке 20-го ноября. Воскресенье. 1916 г. До 10 час. зашел с Алексеем к М. В. Алексееву проститься, т. к. он уехал в Севастополь полечиться в Романовском институте. Поехали все вместе к обедне. После завтрака простились с адм. Phillimore, кот. возвращается в Англию. Сделали прогулку по Бобруйскому шоссе. Чай пили у дяди Павла с княг. Палей и семьей. Принял князя Баграт[иона]-Мухран[ского] после его поездки на Мурманскую ж. д. 21-го ноября. Понедельник. По случаю праздника Введения во храм поехали к обедне. Завтракало несколько семеновцев. Прогулка была в арх[иерейском] лесу; стоял легкий мороз. Позвали к чаю франц. докт. Cresson, кот. недавно вернулся из германского плена, пробыв там 21 месяц. В 6 ч. принял сенатора Трегубо ва. Наконец удалось почитать и окончить накопившиеся за эту неделю дела. Провел вечер в вагоне. 22-го ноября. Вторник. День стоял хороший и морозный. Доклад был длинный. После завтрака сделали прогулку в лесу около летней дачи Георгия. От 51/4 до 6 ч. принял Протопопова. Поехали в кинематограф. Обедал и провел вечер в поезде; там же принял Протопопова вторично. 23-го ноября. Среда. Мороз держался около 4° без солнца. По Днепру шел небольшой лед. Ездили по Бобруйскому шоссе и гуляли по лесу до жел. дор. После чая читал и укладывал книги и бумаги. Обедал и провел вечер в новом поезде, куда Аликс переехала после дневной прогулки. 24-го ноября. Четверг. 5° мороза. По окончании доклада поехал с Алексеем в поезд и ровно в час мы уехали на север. Сели завтракать. Много читал Аликс вслух. Чувствовал себя рамольно и заснул перед обедом. К вечеру это прошло. 25-го ноября. Пятница.

http://azbyka.ru/fiction/dnevniki-nikola...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010