Несомненно, вместе с тем, что жители Кирены высоко ценили греческое образование. Со времени римского господства над Киреною здесь поселилось много иудеев, стоявших в самом ближайшем общении с Иерусалимом, где они имели свою особую синагогу, и во вражде с местным греческим населением. По разрушении Иерусалима сюда бежали иерусалимские сикарии. Воспользовавшись раздражением против иудеев местного греческого населения, правитель Кирены по корыстолюбивым видам избил тогда всех богатых иудеев. Еще более смут в Кирене было во времена Адриана. Возмутившиеся иудеи избили тогда в Кирене несколько тысяч греков, а римские войска всех иудеев. Имя Кирены не раз встречается в истории первенствующей христианской церкви. Симон Киринейский помогал Спасителю в несении креста. В числе сошедшихся к апостольской горнице в день пятидесятницы были пришельцы из Кирены. Первомученик Стефан вступил в спор с иудеями в синагоге Александрийцев и Киренаиков. Христианское благовестие в Антиохии первоначально распространено было выходцами из Кипра и Киренаики. В самой Киренаике, по преданию, проповедовал евангелист Марк. При Диоклетиане в Кирене были мученики. Птолемаида. В христианские времена Птолемаида была главным городом Пентаполя. Прежде этот город назывался Варка и название Птолемаиды несомненно получил от Птолемеев. Город Птолемаида, подобно Кирене, находился в некотором расстоянии от морского берега и сильно страдал от недостатка воды. Вследствие этого этот значительный город все более становился безлюдным и запустелым. Снова он стал хорошим городом уже со времени Юстиниана, который устроил здесь прекрасный водопровод. Христиане Пентаполя вообще и в частности христиане Птолемаиды, подобно александрийцам, были преданы научным стремлениям, и здесь мы находим представителей как истинного, так и ложного христианского ведения. Здесь жил Савелий, один из важнейших представителей ереси антитринитариев. В Птолемаиде был епископом Секунд, ближайший друг и защитник Ария. В Птолемаиде же был епископом Синезий, ученик Ипатии, замечательный церковный писатель.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

Затем красили яйца. Красота, яркость пасхальных яиц были неописуемыми. Специальной краски не было, и яйца красили, отваривая их с луковой шелухой. В зависимости от сорта лука и от длительности варки получались цвета – от кремового до коричневого. Самой интересной и непредсказуемой по результату была варка яиц, завернутых в «пасму» – связку шерстяных цветных ниток или линяющих лоскутков материи, задолго до этого дня собираемых и хранимых. Многие (у нас в семье тоже) расписывали каждое яйцо тонкой кисточкой, рисуя сюжеты – от евангельских до сказочных. Яички – символ жизни – раскладывали на блюдо вокруг ярко-зеленой, веселой щетки проросшего овса, который высевали заранее, на четвертой-пятой неделе поста. Пасхи, куличи, яйца – все готово, пора святить. Меня до сих пор умиляет этот старинный русский обряд, когда люди – в большинстве женщины, в основном пожилые, – с праздничными платками на голове, обернув в чистые белые платки пасхи и куличи, торжественно идут в храм – святить. Сотни пасох, куличей, обложенных цветными яйцами. А на кулич- то нет-нет да и воткнет какая-нибудь бойкая бабушка яркий бумажный цветок, чтоб уж совсем было празднично и красиво. И стоят около церковной паперти или в церковном дворе длинные столы с такой русской пестротой – аж в глазах рябит. Вот они, начала Палеха, Жостова, вот на чем воспитывался Кустодиев. Короткая молитва . Летят брызги святой воды. Летят на куличи и на людей. Где-то на морщинистой руке или щеке чуть похолодело, значит, попала капля и, значит, обряд освещения совершен. Это уже не просто еда – куличи и яйца. Это – яства. И этот же кулек несут обратно с такой бережливостью и трепетностью! Дома все это ставят в передний угол и хранят уже не как дело рук человеческих – об этом уже забыли, – а как принесенный в дом великий дар Божий. И есть-то это все будут не наедаясь, а прикасаясь, отведывая, благословясь, как приобщаясь. Медицинский осмотр Был обычный учебный день. Так не хотелось вставать, идти к колонке за водой для самовара и для умывания. А потом еще предстоял долгий путь в школу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Патриарший храм во имя св. Георгия, в котором совершается освящение мира В павильоне устанавливается безпрерывное чтение евангелия в течение всех трех дней страстной седьмицы до четверга: читают его после митрополитов сначала протосинкелл, секретарь синода, священники патриархии, а потом по очереди и приходские священники. Диаконы в это время заняты растиранием и толчением ароматических веществ, разведением их в ароматических маслах и в вине, и переливанием с крайнею осторожностью в приготовленные и освященные св. водою сосуды. Все это делается под неослабным надзором главного аптекаря – μορεψς. Зорко следят в это время, чтобы вино было в котлах ниже масла на пять пальцев. Во вторник после литургии повторяется патриархом такая же торжественная литания в павильон мира и, после краткого молитвословия здесь, при пении указанных выше тропарей, собственноручно им полагается в котлы вино, масло и благовонные вещества в известном количестве, а затем прочитывается первая глава из евангелия Марка. По прочтении главы последним из еписков-синодалов, совершается отпуст, и уходят обратно в храм. Чтение евангелия лродолжают пресвитеры. Утром в великую среду варка мира оканчивается. Из котлов миро переливается в сосуды для того, чтобы оно могло остыть и отстояться. По окончании литургии преждеосвященных Даров, патриарх с синодалами и духовенством в третий раз в торжественной литании идет в павильон мира, совершает сдесь краткое молитвословие и с пением: „Бог, иже бе прежде веков, Отец всемогущий, Сын единородный, сияние Отчее, Дух вечный, исходящий от Отца“, вливает в сосуды те 14 эссенций, которые значатся в списке веществ под цифрами 44–57, произносит отпуст: „Иже в видении огненных язык“ и удаляется из павильона в храм. До захода солнца диаконы, под наблюдением аптекаря, разливают сваренное миро по медным сосудам, находящимся в павильоне близ стола, и запечатывают их восковыми печатями. Рано утром в великий четверг митрополиты и архиепископы-синодалы со всем духовенством собираются в зале патриархии. Облачившись в полное священное одеяние, патриарх с епископами-синодалами, духовенством и певчими, отправляется прямо в павильон мира. Отсюда, когда сосуды с миром будут розданы на руки пресвитерам, торжественная литания в храме совершается в таком порядке: впереди идет блюститель порядка (кавас), очищающий дорогу от народа, за ним клирик в стихаре с крестом, по бокам его клирики в стихарях с рипидами, далее священники рядами с сосудами, наполненными сваренным миром, которое безпрерывно кадят диаконы, идущие по бокам священников, потом епископы и патриарх, предшествуемые певчими с пением тропаря храма. По входе в храм, священники с сосудами мира направляются через северные двери в алтарь и ставят один алавастр с новым миром на жертвенник, где стоит уже другой алавастр с преждеосвященным миром, прочие же сосуды с новым миром располагаются на полу близ жертвенника.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

В 1789 г. по благословению патриарха Иосифа VI в монастыре Айн-Варка открылась первая местная маронитская семинария, “сделавша­я­ся колыбелью эрудитов и церковных вождей и способствовавшая внутреннему обновлению” 196 . Ее выпускник епископ Алеппский Герман Фархат стал автором первой современной арабской грамматики. За период от Ливанского собора и до конца XVIII в. состоялось семь так называемых малых соборов 197 : 1743 г. (Харисса); 1755 г. (Кан­ну­бин); 1756 г. (Баката); 1768 г. (Госта); 1780 г. (Майфук); 1786 г. (Айн-Шакик); 1790 г. (Бкерки; на этом соборе в качестве папского легата присутствовал мелхитский греко-католический митрополит). Все эти соборы были логическим продолжением политики Ливанского собора, часто созываясь новоизбранными предстоятелями для подтверждения своей лояльности Риму в условиях местной внутрицерковной борьбы. Но зримым результатом почти пятивекового процесса латинизации, использовавшего все возможные методы церковного и политического влияния на христиан Востока, стало полное подчинение Маронитского Патриархата власти папы и приведение в соответствие с католицизмом его вероучения и большей части богослужебных традиций. Неестественность этого процесса, его обусловленность внешними факторами определили целый ряд рассмотренных противоречий, приведших к кризису и внутренним расколам в маронитской общине. Окончание. Начало см. 3(21), 4(22) за 1999 г. Редакция приносит свои глубочайшие извинения автору работы и всем читателям за то, что по техническим причинам фамилия диакона А. Булекова в первых двух выпусках была искажена. 5. Марониты в новой истории (xix и хх вв.) 5.1 Марониты на закате Османской империи При власти Шигабитов, принявших в XVIII в. христианство, марониты занимали уникальные позиции в Османской империи: они находились под покровительством Франции и их патриарх не испрашивал согласия на исполнение своих обязанностей у оттоманского султана, а сами Шигабиты со второй половины XVIIIcmoлemuя стали назначать представителей маронитских родов на должности мудаббиров (местных руководителей и представителей власти эмира). Первым мудаббиром стал выходец из влиятельного ливанского рода Кхури. С конца XVIII–haчaлa XIX в. марониты уже могли расценивать, например, друзов как чужеземцев. Появился термин “маронитизм” 198 . Значительная часть маронитов настаивала на идее исключительности и привилегированности своей общины в пределах Шигабитского княжества; другие утверждали, что марониты составляют подавляющее большинство населения Ливана и что эмират под управлением рода Шигабитов по существу христианский, а друзы — мятежники и бунтовщики против “законной маронитской власти” 199 . При таком понимании Маронитская Церковь превратилась в институт, отражающий этническое своеобразие, а ее глава — в этнарха, носителя и религиозного, и гражданского авторитета.

http://pravmir.ru/o-maronitskoy-tserkvi/

Днем ездили по Бобруйскому шоссе и гуляли в лесу до д. Селец. Д. Павел приехал к чаю. От 5 1/2 до 7 ч. принимал Сандро и Гурко, а до 8 час. Варка. Обедал в поезде с Мосоловым, кот. едет в Румынию. 19-го ноября. Суббота. Туманная и тихая погода. Доклад был недлинный и затем зашел к Алексееву, кот. сидел у себя в кабинете. После завтрака принял Барка ненадолго. Ездили снова к арх(иерейскому) лесу и там сделали хорошую прогулку. Дядя Павел пил чай и потом зашел ко мне. В 6 ч. принял гр. Игнатьева. Читал. Обедал и вечер провел с Аликс. Начат в Ставке 20-го ноября. Воскресенье. 1916 г. До 10 час. зашел с Алексеем к М. В. Алексееву проститься, т. к. он уехал в Севастополь полечиться в Романовском институте. Поехали все вместе к обедне. После завтрака простились с адм. Phillimore, кот. возвращается в Англию. Сделали прогулку по Бобруйскому шоссе. Чай пили у дяди Павла с княг. Палей и семьей. Принял князя Баграт[иона]-Мухран[ского] после его поездки на Мурманскую ж. д. 21-го ноября. Понедельник. По случаю праздника Введения во храм поехали к обедне. Завтракало несколько семеновцев. Прогулка была в арх[иерейском] лесу; стоял легкий мороз. Позвали к чаю франц. докт. Cresson, кот. недавно вернулся из германского плена, пробыв там 21 месяц. В 6 ч. принял сенатора Трегубо ва. Наконец удалось почитать и окончить накопившиеся за эту неделю дела. Провел вечер в вагоне. 22-го ноября. Вторник. День стоял хороший и морозный. Доклад был длинный. После завтрака сделали прогулку в лесу около летней дачи Георгия. От 51/4 до 6 ч. принял Протопопова. Поехали в кинематограф. Обедал и провел вечер в поезде; там же принял Протопопова вторично. 23-го ноября. Среда. Мороз держался около 4° без солнца. По Днепру шел небольшой лед. Ездили по Бобруйскому шоссе и гуляли по лесу до жел. дор. После чая читал и укладывал книги и бумаги. Обедал и провел вечер в новом поезде, куда Аликс переехала после дневной прогулки. 24-го ноября. Четверг. 5° мороза. По окончании доклада поехал с Алексеем в поезд и ровно в час мы уехали на север. Сели завтракать. Много читал Аликс вслух. Чувствовал себя рамольно и заснул перед обедом. К вечеру это прошло. 25-го ноября. Пятница.

http://azbyka.ru/fiction/dnevniki-nikola...

- Иди-иди, — сказал, нахмурившись, Федор Капитонович Михаилу. — Мал еще, сопляк, с людями-то разговаривать. - Я мал? Я сопляк? Нет, ты постой! Постой. Как деньги за самосад драть, ты тогда не говоришь, что я сопляк!.. Михаила обступили бабы. - Миша, Миша, — стала уговаривать его Варвара. — Разве так можно? Она оттащила его в сторону. - Варка, а ты мягкая… — сказал Михаил, обнимая ее. Варвара рассмеялась. - Молчи, не сказывай никому. Про это не говорят. - А почему? К ним подошла Лизка: - Пойдем домой. Докуда еще будешь смешить людей? - Домой? — Михаил топнул ногой. — Нет. Гулять будем. Егорша, где Егорша? Егорши в заулке не было. Бабы расходились по домам. Ворот новой рубашки у Михаила был распахнут сверху донизу. Одна пуговица висела на нитке. Лизка, вздыхая и качая головой, привстала на носки, оторвала эту пуговицу, и тут ей показалось, что еще одной пуговицы нет на вороте. - Стой! — закричала она на брата, сразу вся расстроившись. Но Михаил, подхваченный Варварой, уже двинулся вслед за бабами. Он ревуче запел: Шел мальчишка бережком, Давно милой не видал… Лизка оглянулась по сторонам, увидела Петьку и Гришку. - Ребята, хорошенько все обыщите. За избой посмотрите. Он, лешак, кажись, пуговицу потерял. Затем она сбегала в верхние избы, закрыла окошки. Близнецы, присев на корточки, старательно оглядывали то место, где недавно топтался их брат. Сдвоенные голоса Варвары и Михаила доносились из-за дома с улицы. - Ребята, — сказала Лизка. — Никуда не уходите. А придет Степан Андреянович, скажите, что я скоро прибегу. Уберу тут все. — И она побежала догонять брата. 4 Вставало утро. Познабливало. За Пинегой, над еловыми хребтами, разливалась заря — красные сполохи играли в рамах. Варвара, слегка покачиваясь, шла пустынной улицей, простоволосая — платок съехал на плечи, — и злыми, тоскливыми глазами поглядывала на окна. Господи, сколько ждали этого праздника, сколько разговоров было о нем в войну! Вот погодите, придет уже наш день — леса запоют от радости, реки потекут вспять… А пришел праздник — деревню едва не утопили в слезах…

http://azbyka.ru/fiction/dve-zimy-i-tri-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАВИД II [эфиоп.  ] († 6 окт. 1411), эфиоп. царь (царское имя - Константин), с 1380 г. называемый в эфиоп. историографии 2-м после ветхозаветного царя Давида. Сын царя Сайфа Арада (1344-1372) и царицы Лазаб Варка. После смерти Сайфа Арада престол унаследовал его старший сын Невая Марьям (1372-1380), к-рого Д. низложил и воцарился сам. В период правления Д. борьба с мусульм. султанами, контролировавшими торговый путь к побережью Красного моря, шла с переменным успехом и требовала постоянного напряжения сил; внутри Эфиопской Церкви возникли серьезные разногласия, возбуждаемые деятельностью сторонников эфиоп. св. Евстафия, поборника монастырского нестяжания и почитания субботы наравне с днем воскресным. Как писал Б. А. Тураев, «эта деятельность на первых порах не была признана церковными авторитетами. Евстафианцы оказались вне Церкви; произошел раскол, результатом которого было временное впадение их в беспоповство. Но их идеи явились вовремя и семена их главы пали на благоприятную почву. Число последователей Евстафия росло в такой степени, что Церкви пришлось с ними считаться» ( Тураев. С. 173). Д. оказался первым из монархов этой династии, кто попытался осторожно упорядочить церковные дела. Когда в 1399 г. в Эфиопию прибыл митр. Барталомевос (1399-1436), царь по указанию аккабэ-саата (настоятеля мон-ря Дэбрэ-Хайк-Эстифанос) Царака Берхана призвал евстафианских игуменов к митрополиту для разбирательства их субботствования. Евстафиане были осуждены, а их глава Филипп, настоятель мон-ря Дэбрэ-Бизан, в 1400 г. был сослан в Дэбрэ-Хайк-Эстифанос, родной монастырь аккабэ-саата. Репрессии, однако, не прекратили конфликт внутри Эфиопской Церкви. В борьбе с мусульманами Д. сопутствовала удача: в 1403 г. он разбил войска Саад ад-Дина, султана Йифата, а самого султана убил. Царь воспользовался ростом своего авторитета, и, когда в том же году умер влиятельный аккабэ-саат Царака Берхан, он, уже не оглядываясь на митрополита, своей властью прекратил преследования евстафиан, даровав им свободу субботствования и приблизив ко двору их сторонника - авву Георгия из Саглы, видного эфиоп. богослова и плодовитого церковного писателя. Так начался период лит. деятельности и церковных реформ, достигший наивысшего развития уже в царствование сына Д.- Зара Якоба (1434-1468). Умер Д. от удара копытом лошади в голову. Кратковременные царствования следующих царей (Феодора, Исаака, Андрея, Хэзбе Наня и Бадль Наня) привели к смуте в стране, пока в 1434 г. не воцарился Зара Якоб.

http://pravenc.ru/text/168528.html

В принципе предстоятель Маронитской Церкви избирается Синодом. Процесс избрания похож на выборы папы конклавом: члены Синода запираются в патриаршей резиденции в Бкерке, где они отрезаны от всего мира до оглашения результатов выборов. Если по истечении пятнадцати дней не достигается никакого результата, решение остается за папой; на этом этапе соборное начало уступает место подчинению Риму. Интронизация происходит после того, как папа посылает свое письменное одобрение и благословение. В сложных случаях происходило прямое поставление патриарха Римом. Как видно, компетенции маронитского патриарха ограничены властью Римского епископа. Когда папа Павел VI присвоил маронитскому патриарху Павлу II титул кардинала, Маронитская Церковь восприняла это с благодарностью. Между тем присвоение титула кардинала патриарху стало косвенным признанием того, что Рим не воспринимает Маронитского патриарха действительным наследником Антиохийских патриархов древней неразделенной Церкви, приравнивая его к правящему архиерею крупной церковной области Римо-католической Церкви. Архиепископы и епископы также обычно избираются Синодом (пу­тем тайного голосования и на основе абсолютного большинства) после процедуры предварительного опроса клира и верующих епархии, но прежде всего — после обращения к Ватикану. Выбор осуществляется лишь из кандидатов, одобренных Римом, и по “Кодексу канонических правил Восточных Церквей”. Маронитская Церковь сохраняет три степени священства: епископы, пресвитеры и диаконы. Их канонические обязанности вполне обычны для Католической Церкви. Особенность Маронитской Церкви — сохранение института женатого духовенства; таинство брака совершается до диаконской хиротонии. К церковнослужителям относятся певцы, или псаломщики, чтецы и иподиаконы. Духовное и монашеское воспитание в Маронитской Церкви поначалу находилось в зависимости от Рима. После упразднения Маронитского колледжа в 1808 г. его заменила Семинария в ливанском селении Айн-Варка, основанная еще в 1789 г. Затем в Ливане были созданы и другие семинарии — Святого Марона, Святого Франциска-Ксаверия (с полным подчинением Риму). Маронитский университет в Каслике (ок. 3 600 студентов) — единственный восточный католический Университет, созданный в арабском мире; он нередко подвергается критике со стороны исламистов, обвиняющих его в желании переделать Ливан, создав в нем христианское государство.

http://pravmir.ru/o-maronitskoy-tserkvi/

Позднее князь Юрий стал владельцем далекой, но богатой Вятки. Звенигород и Руза с «тянувшими» к ним землями находились между Москвой и Можайском. Защищенный деревянно-земляным укреплением Звенигород стоял на крутом левобережье реки Москвы. Дорога от этого естественного стража столицы великого княжества вела не только в Москву, но и в удельный Можайск, а далее в Литву. Этим положением города во многом объяснялись тесные звенигородско-можайские связи. Обширный Галичский край включал в свои пределы земли по левым притокам Волги — Унже и Костроме, а также в бассейне Верхней и Средней Ветлуги. На берегу Галичского озера, дающего истоки реке Вексе (приток Костромы), располагался сам Галич, а к северо-востоку от него — другой крупный город, Чухлома (также на озере). Коротким, но трудным путем Галич связан был с Вяткой. Галичский край был малообжитым, болотистым и лесистым. Для земледелия почва там была неважной, но условия для животноводства имелись. Интенсивно развивались в Галицкой земле промыслы. Были в Галиче свои пушки (1450 г.). Соль Галичская (в верховьях Костромы) славилась как крупнейший центр производства соли. Поэтому в ней стремились обосноваться и светская знать, и крупнейшие монастыри, которым варка и продажа соли могли доставить значительные денежные средства. Среди боярских солеваров в Соли владел варницами фаворит князя Юрия Дмитриевича Семен Федорович Морозов. В 30-40-х годах XV в. Троицкий монастырь владел там тремя варницами, а Симонов — двумя. В завещании князя Юрия Дмитриевича (1432/33 г.) Галич упоминался «с станы городскими, и со всеми волостми, и Солью с варницами, и с серебром, что на людех, опричь церковных варниць». Галицкая земля была местом беспокойным из-за соседства «черемис» и набегов татар. Когда-то здесь обитало племя меря, давшее название самому Галичу («Галич Мерьский»). В Звенигороде, входившем в один удел с Галичем, также когда-то жила меря. В XIV в. монастыри в Галицкой земле, в том числе Спасский в Галиче, не были сколько-нибудь значительными.

http://sedmitza.ru/lib/text/438772/

Бельгийский Сенат одобрил законопроект об эвтаназии для тяжелобольных детей . Кряшены Татарстана просят заступничества у патриарха Кирилла. Их воззвание публикует Интерфакс: «Террористы жгут наши церкви. Слава Богу, поджигателей нашли, но мы не уверены, что это не случится вновь. Мы не уверены в завтрашнем дне. Уже были случаи, когда к православным священникам приезжали ваххабиты, агитировали принять ислам. Кому жаловаться, они не знают, боятся, что их тут же обвинят в исламофобии». Министерство экономического развития Российской Федерации отвечает на вопрос Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества об УЭК. Наместник Киево-Печерской лавры митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел Разговоры о евроинтеграции нужны не народу, а тем, кто рвется к власти, говорит наместник Киево-Печерской лавры митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел . Интервью с владыкой публикуют «Известия»: «Те, кто стоит на майдане, сейчас набирают баллы. Это не защитники Отечества, это насмешка над Церковью – такая же, как поедание на майдане в пост свинины и говядины, жарка шашлыков и варка плова. Рождественский пост – это время покаяния и исправления. Только в вере, в совершении добрых дел мы можем достичь согласия». «Уже пришло время исповедничества!» – это слова другого владыки, митрополита Этолийского и Акарнанийского Космы. «К сожалению, мы слышали, что ответственные лица собираются принять закон о “браке гомосексуалистов”(!) Вы поняли, дорогие мои, куда мы катимся? Я сделаю признание, не желая создавать сенсаций: если наши политики подпишут такой закон, то им придется иметь дело с епископом. Мы носим панагию не для того, чтобы производить впечатления или вызывать рукоплескания и похвалы, но для того, чтобы прославлять Того, Кто на Кресте пролил Свою Кровь».      Ближний Восток заваливает снегом – здесь так холодно, как не бывало почти никогда, ну или в последние 100 лет точно. Сильнейший циклон парализовал жизнь в регионе. Снег накрывает Сирию, Ливан, Синай, Египет, Иорданию, Израиль. Нет тепла, ничего не работает, в арабских странах замерзают люди. Среди пострадавших и женский Горненский монастырь в Иерусалиме.

http://pravoslavie.ru/67156.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010