Настали войны внутри и бедствия извне; бедствия от язычников (т. е. персов) и войны с еретиками (т. е. с монофизитами)... Кто обуздает дерзость ополчающихся против здравого учения, которые, шатаясь и разлагаясь от любого слова, только и заняты частой сменой учителей и книг, как сказал один из отцов? Они равно обижаются на все слова, а сами являют дурной пример тем, что издеваются над нами и презирают нас как людей несостоятельных, чуждых какому-либо полезному умению. Кто же заставит их замолкнуть угрозой, утешит нас похвалой и определит меру слову и молчанию? При одной мысли об этом стоны и слезы исторгаются из моих недр и заставляют вести горестные и скорбные речи...» (там же). «… Но я по мере моих способностей, занимаясь греческой ученостью (богословием), согласно моему скудоумию, читал писания святых мужей. И ныне, хотя и сии заблудшие люди неисцельным образом хромают в вере, но словом, а не делом (т. е. хромают в учении, в богословии), ибо в телесном воздержании и разнородных подвигах они превосходят один другого, особенно в пище, питии и в воздержании от похотей. И об этом осведомлены и знают в Греции. А ересь страны Армянской, что говорят, не именем ересиарха называется, и не писаниям предана 49 . Они – люди, совлеченные веры и познания, ленивые в деле и нетерпеливые. Подобало, конечно, чтобы из бывшего в них невежества и безобразия образа жития, поистине, проросла бы некая подобная ересь... Читающий уразумеет… По причине ненависти ко мне, хотя по праву незаслуженной, «чистые и непорочные», свободные от всяческих плотских грехов, эти учителя армянские, меня не только не возвели на высочайшие должности, как то на епископство или председание среди них, или на церковное судейство, но кто-нибудь меня хотя бы хорепископом не сделал (т. е. сельским епископом), что персы и негодные люди и сегодня делают…» (Лазарь Парбский, V в., «История Армении», глава «Грамота Ваану Мамиконяну», (на арм. яз.)). Выше приведённые строки свидетельствуют о том, что ко времени Халкидонского Собора армянский богословский язык был уже достаточно развит, и не мог послужить главной причиной раскола между византийцами и армянами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

232 Первое критическое издание А. Абрамяна см.: Иоанн Мамиконян. История Тарона. Ер., 1941 (на арм. яз.); издание оказалось неудачным, поэтому по сей день предпочтение отдается более раннему изд.: Ован Мамиконян. История Тарона. Венеция, 1823 (2–е изд.: 1889); см. также: Ован Мамиконян. История Тарона. Ер., 1952 (грабар). 233 В пользу поздней датировки приводится ряд доводов: 1) автор ссылается на ряд армянских источников, относящихся ко времени после к. 7 в. Например, наряду с сочинениями Павстоса Бузанда, Мовсеса Хоренаци, Себеоса, у которых автор очень многие заимствовал, Мамиконян ссылается на Гевонда, историка 8 в.; 2) в работе имеются хронологические несоответствия: едва ли всех перечисленных в «Истории» Мамиконянов можно считать историческими лицами; 3) женщины, описываемые Мамиконяном, не посещают церковь вместе со своими мужьями, что, несомненно, можно рассматривать как проявление исламского влияния в армянском обществе (8–12 вв.), – ни один ранний армянский источник о раздельном посещении церковной службы мужчинами и женщинами не сообщает. См.: Айвазян К.В. «История Тарона» и армянская литература 4–7 вв. Ер., 1976; Тер–Петросян Л. К вопросу о датировке «Истории Тарона»/Вести. Ереванск. Ун–та. 1977. 3. С. 143–159; Bedrosian R. Armenian Historical Sources of the 5–15 th Centuries. N.Y., 1987. 234 В «Истории» описывается деятельность пяти поколений князей Тарона из рода Мамиконянов, направленная на защиту пределов своего княжества. Каждая часть «Истории» посвящена одному из выдающихся представителей рода Мамиконянов в своем поколении: Мушегу, Вагану, Смбату, его сыну Вагану Камсаракану и сыну последнего Тирану. Им покровительствует и помогает сам св. Карапет, они прилагают сверхчеловеческие усилия, чтобы защитить главный монастырь княжества – Гла- каванк, а также другие церкви и самих христиан от различных напастей. Основная часть повествования – описания сражений и военных хитростей, которые использовали Мамиконяны для отражения нападений персов. Беспокоясь за судьбу своего сочинения, автор предостерегал будущих переписчиков: «Когда будете переписывать это, не добавляйте ничего лишнего, а перепишите это полностью и без дополнений».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К счастью, иконоборчество, свыше ста лет терзавшее верующих Восточной Православной Церкви, и осуждённое решением Вселенского Собора в 787 г., наконец было предано анафеме на Соборе в Константинополе в 843 г. и уже никогда более не беспокоило Церковь . Заслуга в этом, как это ни удивительно, принадлежит православным армянам, которые в то время занимали бльшую часть высших должностных постов в Византийской Империи. Последний император-иконоборец Феофил (829–842), из династии Амриев, тяжело заболел и умер. На престол вступила по указанию Феофила его жена армянка Феодора, дочь византийского друнгария Марина Мамиконяна, как регентша при трёхлетнем сыне Михаиле 62 . Через полтора месяца по смерти Феофила уже было восстановлено почитание икон, т. е. то, что ныне празднуется, как день «Торжества Православия». По завещанию Феофила, верховная власть передана была под главенство его жены Феодоры в руки Совета, состоявшего, как и сама Феодора, большей частью из армян: это был логофет Феоктист Вриений, патрикий Варда Мамиконян, брат Феодоры и магистр Мануил Мамиконян, дядя Феодоры. Несмотря на просьбы умирающего Феофила, особенно рассчитанные на св. Феодору и Феоктиста не изменять установленных порядков в вопросе об иконах, общая атмосфера была такова, что все регенты быстро решили дать свободу вероисповедания и прекратить гонения. Особенно этому способствовали Феоктист и Мануил Мамиконян, которые были настроены решительно в пользу восстановления почитания икон. Надо отметить, что немалая роль в восстановлении иконопочитания была отведена и одному придворному деятелю, который состоял в близких родственных связях со св. Феодорой, это был св. Сергий Никетиат, происходивший родом так же, как и св. Феодора, из Пафлагонии, хотя впоследствии, историки его «подзабыли», указав лишь имена членов Совета. Все сосланные были освобождены, и Константинополь быстро наполнился изгнанными монахами. Усилиями благоверной императрицы Феодоры (память февраля 11 (24)) на константинопольский патриарший престол в 843 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Гагик укрепился в крепости Нкан и оттуда совершал набеги. Посланный арабами против него «некий Рух и вождь исмаильский поразил многих из войска армянского, а других обратил в бегство в крепость Нкан; сам же бродил в областях Васпуракана, чтобы как-нибудь заманить их в западню...» 995 . Его сменил Муса, который в течение целого года держал в осаде Гагика. И наконец, потеряв надежду захватить крепость, он хитростью выманил из крепости Гагика с двумя сыновьями, Амазаспом и Сааком, и заключил их в тюрьму. Гагик был замучен в темнице, а сыновей его «долгое время халиф держал в оковах» 996 , но затем отпустил на волю. В 774–775 гг. началось самое крупное восстание в истории арабского владычества в Армении, приобретшее общенародный характер. Вождями этого восстания были Мушег Мамиконян, Саак Багратуни, спарапет (главнокомандующий армией) Смбат Багратуни, а в Васпуракане – выпущенные арабами на волю Амазасп и Саак, сыновья Гагика. Изгнав арабских налогосборщиков, армяне разбили 4-тысячный отряд арабов у Багавана, долго держали в осаде их опорные пункты – города Карин и Арчеш. Однако весной 775 г. на помощь осажденным был послан 30-тысячный отряд. Разрозненные действия армян и численное превосходство арабов предрешили судьбу восстания. Оно было подавлено. В Багревандской битве пали и вожди освободительной борьбы Мушег Мамиконян, Саак Багратуни, Смбат Багратуни и пр. После восстания 774–775 гг. нахарарские роды Мамиконянов и Камсараканов окончательно сошли с исторической арены. Князья Арцруни – Амазасп и Саак – уцелели, однако в 786 г. по приказу арабского халифа они были казнены. Армяне увековечили их образ на южной стене церкви Сурб Хач на острове Ахтамар трехметровым барельефом, рядом с которым имеется надпись: Владыка св. Саак брат Амазаспа Св. Амазасп князь Васпуракана мученики и подвижники Армянская церковь причислила их к лику святых. Это было сделано, согласно М. Орманяну, сразу после их смерти католикосом того времени Есаи Египатрушеци (775–788) 997 , в связи с чем и, по всей видимости, было написано их мученичество. Настоящий памятник, как и многие мартирологи, дошел до нас без имени автора и без даты его создания. Лишь в конце мартиролога сохранилась памятная запись: «Сродника святого мученика [Амазаспа], получателя сей книги Мушега молю всех помянуть во Христе» 998 . Сам текст мученичества позволяет заключить, что оно было создано если не сразу после казни Амазаспа и Саака, то во всяком случае немного времени спустя, в период яростных атак арабских войск. В уста Амазаспа агиограф вкладывает молитву, в которой отражается тяжелая политическая обстановка Армении того времени: «... Отврати гнев свой, и останови нападение врагов, и умиротвори церковь твою миром твоим непреходящим. Военачальникам и войскам страны Армянской даруй победу над выступающими войной против них».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАБГЕН I ВОТМСЕЦИ Бабген I Вотмсеци (490, с. Вотмус обл. Вананд пров. Айрарат - 516, Двин), католикос Армянской Апостольской Церкви. Был учеником католикосов св. Гюта I Арахезаци и св. Ованнеса I Мандакуни . Его восшествию на престол способствовал марзпан Армении Ваан Мамиконян. В 506 г. Б. В. созвал и возглавил Двинский Собор , на к-ром присутствовали новый марзпан Армении Вард Мамиконян, арм. нахарары, представители арм., груз., сир. высшего духовенства. Собор принял послание (грамоту) Б. В. против несторианства и объявил о приверженности Армянской Церкви монофизитству, о неприятии несторианства и определений Халкид. Собора. Постановления Двинского Собора были переведены на греч., персид., сир., груз. и языки Албании Кавказской. Сирийцы-христиане Персии признали постановления Двинского Собора и обратились к Б. В. с просьбой поддержать их в противостоянии официально принятому персид. Церковью в 484 г. несторианству. Персид. двор поддержал Б. В. и Двинский Собор. Ок. 508 г. католикос написал 2-е послание против несторианства и отчасти против определений Халкид. Собора. При Б. В. Армянская Церковь окончательно отвергла решения, принятые на Халкид. Соборе, и отделилась от Вселенской Церкви. Лит.: Орманян М. Азгапатум (История наций). К-поль, 1912. Т. 1 (на арм. яз.); Тер-Минасян Е. Г. Историко-филологические исследования. Ереван, 1971 (на арм. яз.); Маркосян В. , Исоян А. (сост. ). Католикосы всех армян. Ереван, 2001 (на арм. яз). Е. Д. Джагацпанян Рубрики: Ключевые слова: ВАЗГЕН I (в миру Левон-Карапет Палчян (Балджян)) (1908 - 1994), Святейший Верховный Патриарх и Католикос всех армян

http://pravenc.ru/text/77288.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОВАННЕС I МАНДАКУНИ [арм. (?)(?) ] (ок. 403, сел. Цахнот, пров. Аршаруняц, Вел. Армения - ок. 490, сел. Бернос (?)), арм. святой (поминается в числе св. католикосов на литургии) католикос Армянской Апостольской Церкви (ААЦ; с 478). Принадлежал к школе католикоса Саака I Партева Великого и Месропа Маштоца . На престоле католикоса был преемником своего дяди Гюта I . Первые годы правления О. М. прошли под знаком борьбы армян против персид. владычества, когда он проповедями и молитвами поддерживал арм. войска. Во время марзпанства Вахана Мамиконяна (с 485) О. М. занимался церковно-адм. деятельностью, направленной на укрепление ААЦ; перенес престол католикоса из Вагаршапата в Двин . В те же годы при содействии Вахана Мамиконяна были восстановлены мн. арм. церкви и мон-ри, пострадавшие во время войны. В соответствии с проводившейся тогда политикой ААЦ О. М. боролся с распространением в Армении влияния сторонников несторианства и приверженцев Халкидонского Собора (см. Вселенский IV Собор ). По инициативе католикоса на арм. язык было переведено греч. «Опровержение Халкидонского Собора и Томоса [папы] Льва» монофизитского богослова Тимофея II Элура , патриарха Александрийского. Под именем О. М. в рукописях известно ок. 40 наставлений, речей и проповедей, в т. ч. «К святым мученикам Христовым», «Призыв к покаянию», «Наставление для монахов-отшельников» (указания, касающиеся быта анахоретов). Сборник, состоящий из 26 гомилий, в основном нравоучительного характера, авторство к-рых в арм. традиции приписывается О. М. (ряд совр. исследователей атрибутируют их писателям VII в. Ованнесу Майраванеци и Ованнесу Цахнатци - см.: Christianismes Orientaux. P., 1993. P. 145), оказал большое влияние на дальнейшее развитие арм. риторского искусства и является важным культурологическим источником. Установленные О. М. каноны включены в сб. «Книга канонов». По свидетельству арм. историков, О.

http://pravenc.ru/text/2578123.html

В Армении возрождается традиция совершения воинской присяги у врат церкви 10 декабря 2007 г. 17:13 По благословению Католикоса всех армян Гарегина II в селе Акнахпюр Тавушской области Армении был совершен чин освящения часовни Сурб Зоравар Вартан (святой воевода Вартан). На церемонию приехали премьер-министр Армении Серж Саркисян и министр обороны страны Микаел Арутюнян. У стен часовни собрались не только местные жители, но и многочисленные военнослужащие. Обращаясь к собравшимся, Католикос Гарегин II подчеркнул, что с открытием часовни возродилась и традиция военной присяги у врат церкви, которая существовала в средневековой Армении. С возрождающей традицией связано и название часовни — она носит имя армянского князя, полководца Вартана Мамиконяна, погибшего в битве с персами при Аварайре 28 мая 451 года. Это сражение против Сасанидской Персии имело огромное историческое значение в деле укрепления и сохранения христианства в Армении. Католикос благословил новобранцев и, пожелав всем мирного неба, подчеркнул, что несение службы в армии — это не только обязанность мужчины, но и проявление патриотизма и любви к таким национальным ценностям, как Родина и история собственной нации. В Армянской Апостольской Церкви, в память о полководце Вартане Мамиконяне и погибших в Аварайрской битве армянских воинах, установлен особый праздник «Сурб Вартананц», отмечаемый 19 февраля/2 марта. В Армении есть еще две церкви, носящие имя полководца. Это храм «Зоравар» в Егварде, неподалеку от столицы страны, построенный во второй половине VII века; и носящий то же название монастырский комплекс в центре Еревана, один из старейших в армянской столице. Правда, от центрически-купольной церкви в Егварде остались лишь развалины, а храм в центре Еревана, разрушенный в 1679 году землетрясением, был реконструирована в 1793 году. «Благовест-инфо» /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/336157.htm...

Каср-ибн-Вардан. Дворец Каср-ибн-Вардан. Дворец Средних размеров храм (13×17 м) расположен на расстоянии ок. 6 м от юго-зап. угла дворца, он являлся частью дворцового ансамбля. В плане храм представляет собой «купольную базилику», где купол расположен не над восточной частью наоса, а посередине его, причем в «компактном» варианте, когда восточная и западная части наоса значительно сокращены. Боковые нефы - с хорами, в обоих ярусах отделены от центрального нефа тройными арками с парами колонн и соединяются с также 2-ярусным нартексом. В нижнем ярусе хоры перекрыты крестовыми сводами; с востока они завершаются квадратными в плане пастофориями (их функция неизв.). Вост. часть наоса - вима с приподнятым полом, куда ведут 3 ступени. Апсида приподнята еще на 2 ступени. Она, что типично для Ближ. Востока, вписана в квадрат периметра и прорезана 2 рядами окон, по 3 в каждом. В храм ведут 3 одинаковых входа: с севера, запада и юга, обычного для Сирии доминирования юж. входов нет. Наос храма небольшой, но высокий, ок. 20 м. Его высота подчеркнута 2 ярусами колонн по боковым сторонам. Купол диаметром 6,6 м опирается на подпружные арки, между к-рыми помещены не типичные для Сирии тромпы, а паруса. Своеобразие архитектуры храма заключается в том, что паруса непосредственно переходят в барабан, причем 8 окон прорезают как барабан, так и частично паруса. Пастофории также снабжены окнами. Они есть и на др. стенах. К зап. части сев. стены примыкает квадратная в плане башня с лестницей для подъема на хоры. Кладка аналогична кладке дворца. Цоколь сложен из рядов известняковых блоков местного происхождения; далее таким же образом, как и во дворце, чередуются пояса известняка и кирпича; своды и арки выложены из кирпича. Капители с изображением листьев выполнены из известняка; косяки дверей и стволы колонн вытесаны из базальта (привезены за 10 км); базы колонн изготовлены из мраморовидного известняка. Каср-ибн-Вардан. Храм. Вид с юга Каср-ибн-Вардан. Храм. Вид с юга Плохо сохранившиеся казармы расположены примерно в 90 м к югу от дворца. Как и дворец, они ориентированы по сторонам света, но со смещением оси к востоку из-за близости к обрыву холма. Сходна с дворцовой и планировка казарм: это такого же размера квадрат с квадратным же внутренним двором, главными воротами по центру сев. стены и похожим модулем помещений. Разница с дворцом заключается в худшей кладке, в расположении всех помещений по периметру в виде одной анфилады (так же как в сев. крыле дворца), в наличии прямоугольного здания (его назначение неизв.) в центре двора с входом через сев. фасад и опорами внутри (возможно, поддерживали купол). В общем и целом казармы напоминают по плану маленький римский castellum. По подсчетам И. Пеньи, комплекс мог вмещать ок. 1 тыс. солдат и ок. 300 лошадей.

http://pravenc.ru/text/1681235.html

«Хлеб для всех, у кого есть нужда». Владелец пекарни раздает его пенсионерам и многодетным 24 июля, 2020. Таисия Сидорова Хорошие новости от «Правмира» Фото: Freepik Вардан Адинян знает, что такое трудные времена. В Армении он был учителем, а в Екатеринбург приехал уже грузчиком. Сегодня он создал собственную пекарню, где печет хлеб по семейным рецептам и по выходным раздает его всем, кто нуждается в помощи — пенсионерам, многодетным, одиноким матерям. Вардан приехал на Урал в 90-е, после развала Советского Союза. Хотел погостить в России две недели, но остался. И живет здесь уже 28 лет, создал семью, растит детей. В Армении он был учителем, а в Екатеринбурге успел побыть грузчиком и мастером по ремонту помещений.  Сегодня у него есть пекарня. Недавно Вардан решил раздавать хлеб бесплатно всем, кто в нем нуждается. — Просто я узнал, что в Подмосковье мой земляк имеет пекарню и бесплатно кормит обделенных людей, — рассказал Вардан Адинян «Аргументам и фактам». — Решил последовать его примеру. В чем тут повод для разговора? Людям небольшая поддержка — и хорошо. Вардан Адинян и председатель совета старейшин микрорайона Синие камни Мария Константиновна Кичаева Он не считает, сколько человек получают каждые субботу и воскресенье хлеб. — Не знаю даже. Да и какая разница? Все, у кого есть нужда. В Уфе бармен спас двух тонущих иностранцев 21-летний Максим Попов мечтал работать спасателем. Но не смог устроиться в МЧС из-за проблем со здоровьем — у молодого человека порок сердца. Но недавно он спас двух людей, которые едва не утонули.  Максим Попов Максим работает барменом на пляже «Солнечный». 20 июля в 7 утра он уже был на работе, протирал стойку бара. В этот момент к нему подбежала официантка с криками: «Там человек тонет!» — Я даже думать не стал, перепрыгнул стойку, пока бежал, скидывал с себя одежду, выбросил телефон и прыгнул в воду, — рассказывает Максим. Оказалось, компания граждан Индии в этот день отмечала день рождения. Причем без спиртного. Максим увидел двух человек в реке — мужчину и девушку, которую удалось быстро спасти. Максим просто подтолкнул ее к берегу.

http://pravmir.ru/hleb-dlya-vseh-u-kogo-...

языков (греческого, латинского, французского, персидского, татарского и др.) стал основой зарождающейся литературы, носившей более светский характер в отличие от традиц. духовной письменности на древнеарм. языке. На среднеармянском были написаны важные исторические сочинения, лит. шедевры, экзегетические и литургические работы, памятники юридической лит-ры, естественнонаучные, философские, медицинские трактаты, притчи и проповеди, созданы различные сборники, учебники и др. Лит. деятельностью занимались: католикосы Григор II Вкаясер (Мартирофил (Мучениколюбец); ок. 1025-1105), Григор III Пахлавуни (ок. 1093-1166), Нерсес IV Шнорали (ок. 1102-1173), Григор IV Тха (ок. 1133-1193), а также Геворг Лореци (2-я пол. XI в.), Геворг Мегрик (1043/45 - ок. 1113/15), Киракос Дразаркци (ок. 1050-1127), Игнатиос Черногорец (1090-1160), Вардан Айказн (XI-XII вв.), Барсег Дразаркци (ок. 1100 - ок. 1163), Саргис Шнорали (ок. 1100 - ок. 1167), Григор Кесунци (1100?-1170?), Григор Марашеци (XII в.), еп. Нерсес Ламбронаци (1153-1198), Григор Скевраци (1170/75-1264/65), Вардан Айгекци (ок. 1170-1235), Аристакес Ритор (ок. 1170 - ок. 1240), Ованнес Гарнеци (ок. 1180 - ок. 1245), Вардан Великий (Аревелци; ок. 1198-1271), Мхитар Скевраци (ок. 1200 - ок. 1271), Смбат Спарапет (1206-1276), Ваграм Рабуни (ок. 1215 - ок. 1290), Ованнес Ерзнкаци Плуз (ок. 1230-1293), Григор VII Анаварзеци (ок. 1240-1307), Хетум Патмич (Историк; ок. 1240 - ок. 1310), Хетум Корикосци (ок. 1240 - ок. 1311, племянник кор. Хетума I), Геворг Скевраци (ок. 1246/47-1301), Ованнес Аркаехбайр (букв.- «брат короля» - Хетума I; XIII в.), Мовсес Ерзнкаци (1250 - ок. 1323, ученик Геворга Лореци), Костандин Ерзнкаци (ок. 1250 - ок. 1340), Вардан Малый Бардзрабердци (Киликеци; ок. 1260 - ок. 1326), Барсег Машкеворци (ок. 1280 - ок. 1345), Тиратур Вардапет Киликеци (ок. 1275 - ок. 1350), Нерсес Палианенц (кон. XIII в.- 1363), Киракос Ерзнкаци (1289-1355), Ованнес Тлкуранци (1320-1400) и др. Как и более ранние произведения, лит-ра К.

http://pravenc.ru/text/1684612.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010