[Овсеп Огоцмеци, Вайоцдзорци] († 25.07.454, Нишапур, Иран), католикос Армянской Апостольской Церкви (ок. 444-451). Род. в с. Огоцимк (Холоцимк, Вайоц-Дзор, обл. Сюник); был одним из учеников Месропа Маштоца , вероятно, участвовал в работе по переводу Свящ. Писания и сочинений греч. отцов Церкви на арм. язык. Возможно, нек-рое время до 425 г. И. был епископом Араратским. После низложения персами католикоса Саака I Партева в 425 г. Церковью управляли ставленники персов Сурмак, Баркишо, Самвел, к-рые не пользовались поддержкой большинства арм. князей и церковного клира. О взаимоотношениях И. с проперсид. католикосами ничего не известно. В этот период И., вероятно, сохранял епископскую кафедру. После смерти Саака I в 439 г. И. стал одним из лидеров арм. сопротивления персид. господству. И. не прошел офиц. интронизации и в течение неск. лет оставался местоблюстителем престола. Время окончательного признания И. католикосом определить сложно; различные источники указывают даты между 437 и 445 гг. Ок. 446 г. состоялся Шахапиванский Собор Армянской Церкви, в к-ром И. участвовал и к-рый принял 20 канонов, осуждавших ереси. Вероятно, на Соборе И. был окончательно признан католикосом. Деятельность И. стала важнейшим фактором в укреплении положения христианства в Армении в условиях возраставшего давления со стороны Ирана, стремившегося в те годы к распространению маздеизма среди армян. Решения Шахапиванского Собора и статус И. как католикоса не были признаны иран. шахом Йездигердом II (438/9-457), к-рый в дальнейшем перешел к политике подавления силой национального и религ. движения в Армении. Стремясь предотвратить конфронтацию с Ираном, в 449 г. И. организовал Собор в Аштишате, на к-ром клир Армянской Церкви и представители арм. знатных фамилий подтвердили свою лояльность к Ирану, но одновременно провозгласили приверженность к христ. вере. Йездигерд вызвал ряд видных арм. князей в Ктесифон и принудил их отречься от христианства и принять маздеизм. Это привело к восстанию в Армении, к-рое И. активно поддержал. В 451 г. он присутствовал в войске предводителя восставших Вардана Мамиконяна и благословил воинов перед Аварайрской битвой с персами. После поражения армян И. был захвачен в плен и отправлен в Нишапур, одну из столиц Иранской державы Сасанидов. В 452 г. Йездигерд поставил во главе Армянской Церкви нового католикоса Мелите I Маназкертци. В 454 г. вместе с неск. пленниками по приказу Йездигерда И. был обезглавлен (см. Гевондиане).

http://pravenc.ru/text/673645.html

В действительности же при внимательном изучении судеб Православия в Армении и истории православных армян нам открываются удивительные картины прошлого поистине героического народа. Из глубины веков выплывают имена армянских святых: полководцев Вардана и Ваче Мамиконянов, Саака Багратуни, Атома Гнуни, Маначихра Рштуни, Хорена Хорхоруни, Феодора Гавраса, с множеством армянских воинов, отстаивавших свою веру ценою жизни. Оказывается, что отступлению от Православия (притом частичному!) предшествовали не только козни, лукавство и обман, но и кровопролитные войны, и битвы, проигранные порою не без участия предателей и изменников Церкви Христовой и Отечества (что зачастую происходит и сегодня в жизни современных нам христианских народов), приведшие к пленению и казням лучшей части армянской православной знати и духовенства. Быть может, мы не можем похвалиться множеством наших благоверных царей, как, к примеру, некоторые другие христианские народы, но нам дороги все те, пусть и немногие, крупицы святости, которые сумели прорасти на каменистой почве нашей многострадальной, увы, зачастую именно по грехам народа или его правителей далёкой и близкой родины Армении. Судьба Армянской Церкви сравнима с участью небольшого корабля, мятущегося в волнах неспокойного, бурлящего страстями моря, порой покрываемого его волнами, порой вновь оказывающегося на его поверхности. Догматы, на которых она стояла с глубокой древности, с начала своего основания этими живыми столпами Православия, установлены святыми и блаженными Отцами. Но сумели ли дальнейшие потомки их достойно осознать и прочувствовать догматы эти? Сумели ли они познать их действительный смысл и передать их будущим поколениям? На эти и другие вопросы автор данной книги и постарается ответить. Нынешнее состояние Армянской Церкви можно определить словами «глубокое Заблуждение», ибо, впав в монофизитскую ересь, Армянская Церковь , как и другие еретические сообщества, в течение многих веков не пожелала принести покаяния и возвратиться в лоно Вселенского Православия. Свидетельствует это только о том, что никто из членов Армянской Церкви «не произволил к познанию Истины», и к строгости Евангельской жизни, кроме тех отдельных лиц, которые присоединились к Православию в частном порядке.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   В 572г. армянское восстание, возглавляемое Варданом Мамиконяном, получив помощь от императора Юстина II, временно уничтожило персидскую власть в Двине. Сильное персидское контрнаступление заставило князя Вардана, католикоса Иоанна II и других вождей восстания бежать в Константинополь, где Юстин II недавно опубликовал свою «Программу», вновь решительно утвердив кириллову христологию и крепко держась Халкидонского собора. В 573г. армяне, включая католикоса, согласились соединиться с Церковью и вступили в общение с халкидонитами. Католикос Иоанн II умер в Константинополе год спустя.    Поразительный договор между Византией и Персией, заключенный в 591г. императором Маврикием благодаря его поддержке Хосроя II и дружбе с ним, давал Римской империи контроль над большей частью Армении. Границей служила река Азат. Резиденция католикоса, Двин, оставалась на персидской стороне, но как раз на границе с Византией. Приглашенный к участию в соборе с целью объединения, католикос Моисей II ответил знаменитым отказом: «Я не пересеку реку Азат, чтобы есть печеный хлеб греков, и не стану пить их горячую воду». Однако большинство армянских епископов, живших на византийской стороне, собрались в Феодосиополе (Эрзеруме) в 593 г. и избрали нового католикоса-халкидонита Иоанна III Багаранци, который проживал в Аванс, по другую сторону реки, напротив Двина, пока не был арестован и сослан персами в 611 г. Формальное принятие Халкидонского собора грузинским мцхетским католикосом Кирионом (600—601), бывшим секретарем Моисея II, а также трудности, с которыми столкнулись армяне-антихалкидониты при избрании преемника Моисею даже в занятых персами областях, вероятно, показывают, что при Маврикии существовала реальная возможность полного восстановления халкидонской веры в Армении и на всем Кавказе.    Но так же, как в Египте, персидское завоевание прервало все усилия по соединению вплоть до новой и значительной попытки, предпринятой Ираклием после победы его над Хосроем II.    Поскольку Персия служила убежищем для всех инакомыслящих Римской империи, а сирийскоязычные христианские общины всегда существовали по обе стороны границы, неизбежным было проникновение в Персию и всего разнообразия толков, существовавших среди сирийцев, включая яковитов и несториан.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3284...

Г. Степанян//Кавказ и Византия. Ер., 1988. Вып. 6. С. 268-275; Les homélies du catolicos Hovhan Mandakuni/Trad. l " archev. Y. Tabakian. Antélias, 2000. Ист.: Лазар Парпеци. История Армении. Послание Вахану Мамиконяну/Пер. с древнеарм. и коммент.: Б. Улубабян. Ер., 1982. С. 297-487 (на арм. яз.); Вардан Великий. Всеобщая история/Пер.: Н. О. Эмин. М., 1861. С. 70; Киракос Гандзакеци. История Армении/Пер.: Л. А. Ханларян. М., 1976. С. 57; Самуэл Анеци. Извлечения из книг историков. Вагаршапат, 1893. С. 72 (на арм. яз.); Иованнес Драсханакертци. История Армении/Пер.: М. О. Дарбинян-Меликян. Ер., 1986. С. 76. Лит.: Саргисян Б. Критическое исслед. об Иоанне Мандакуни и его сочинениях. Венеция, 1895 (на арм. яз.); Бюзандаци Н. Три понимания Иоанна Мандакуни//Лума. Тифлис, 1901. Т. 2. С. 369-380 (на арм. яз.); Тер-Мкртчян К., еп. Иоанн Мандакуни и Иоанн Майрагомеци//Шогакат. Вагаршапат, 1913. Т. 1. С. 84-113 (на арм. яз.); Дурян Е. Новая рукопись речей Мандакуни//Сион. 1927. Т. 1. 10. С. 308-309; 11. С. 343-346; 12. С. 372-373; 1928. Т. 2. 1. С. 19-21; 3. С. 84-86; 4/5. С. 133-135; 6. С. 179-180; 7. С. 211-213; 8/9. С. 246-248; 10/11. С. 312-313; 12. С. 370-371; 1929. Т. 3. 1. С. 27-28; 2/3. С. 65-67; 4. С. 119-121 (на арм. яз.); он же. Исправленные строки в рукописях//Там же. 1928. Т. 2. 12. С. 371-373 (на арм. яз.); Торосян О. Сравнение речей Иоанна Мандакуни «О деньгах и ростовщичестве» и Василия Кесарийского «Против ростовщиков»//Базмавеп. Венеция, 1927. 84. С. 65-73 (на арм. яз.); Акинян Н., Тер-Погосян П. Католикос Ованнес I (Мандакуни, 480-502 гг.): Лит. исслед.//HAms. 1971. Bd. 85. N 4/6. S. 137-162; N 7/9. S. 289-322; N 10/12. S. 385-398 (на арм. яз.); Акопян Г. Шараканы, приписываемые Иоанну Мандакуни//Эчмиадзин. 1971. 4. С. 31-36 (на арм. яз.); он же. Жанр шараканов в арм. средневек. лит-ре: V-XV вв. Ер., 1980. С. 91-101 (на арм. яз.); Айрапетян С. История арм. древней и средневек. лит-ры. Ер., 1994. С. 258-259 (на арм. яз.); Кеосеян А. Очерки богословия арм. средневек.

http://pravenc.ru/text/2578123.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕЛИШЕ Елише [Егише; арм. ] (ок. 405 или 410 - ок. 475 или 479), арм. историк, богослов и философ, один из представителей грекофильской школы переводчиков. По преданию (достоверных биографических сведений не сохр.), Е. был учеником святых Саака Партева и Месропа Маштоца и ок. 434 г. вместе с Мовсесом Хоренаци и др. уехал учиться в Александрию. В 441 г., по возвращении на родину, стал воином и секретарем спарапета (главнокомандующего) Армении Вардана Мамиконяна, участвовал в войне с сасанидским Ираном. После войны Е. постригся в монахи и подвизался в Мокке, а затем в Рштунике, здесь он скончался и был похоронен на берегу оз. Ван в мон-ре св. Знамения (или мон-ре Елише). Е. известен как автор соч. «О Вардане и войне армянской». Ему принадлежит также ряд историко-филологических исследований, богословские и философско-этические произведения: «Назидательное слово об отшельниках», «Толкование на Книги Иисуса Навина и Книги судей», «О явлении Господа на горе Фавор», «О человеческих душах», «Толкование на кн. Бытия». Как идеолог арм. религ. и национально-освободительной войны сер. V в. Е. боролся с навязываемым персами маздеизмом, доказывая превосходство христ. веры. Христианство, согласно Е., оплот, на к-ром основаны самобытность и независимость армян. Единая божественная сущность является у Е. творцом мироздания, в основе к-рого лежит 4 первоэлемента: огонь, воздух, вода и земля, из их сочетаний образован материальный мир. Поклоняться к.-л. из этих стихий, в частности огню, глубокое заблуждение, свойственное маздеизму. Онтологические воззрения Е., как и его предшественника Езника Колбаци , направлены против языческого политеизма. Е. рассматривает также проблемы происхождения зла и свободы воли в русле апологетики Езника. Е. подчеркивает противоположность духа и материи, божественного и земного в человеке. Это положение является исходным в антропологии и в этических воззрениях Е. Примирение противоположных начал возможно только в отказе от жизни в миру и земных соблазнов. Призыв к отшельничеству и аскетизму Е. подкрепляет примерами из сочинений античных мыслителей, а также из их жизни, в первую очередь философов-неоплатоников. Е. полагал, что существует 3 мира: «Бог, природа и человек. Бог есть духовный мир, природа - чувственный мир, человек - духовный и чувственный мир». Философия Е., христ. по сути, испытала влияние неоплатонизма.

http://pravenc.ru/text/189875.html

210 М. Абегян считал, что «Мамикон» здесь – явное искажение и вместо него должно быть «Мамиконян», а имя «Вардан» интерполировано позднее для прославления спарапёта Вардана – ведь и по сей день эта война называется «Вардананц», т.е. войной Вардана и его сподвижников ( Абегян М. История древнеармянской литературы. С. 165), а Армянская церковь причислила Вардана Мамиконяна и 1036 воинов, павших вместе с ним на Аварайрском поле, к лику святых. 211 Рукописи отличаются друг от друга; выявление подлинника стало возможным только после их детального анализа, проведенного известным армянским филологом и историком Церкви Е. Тер–Минасяном в 1957 г. 212 История включает посвящение, семь глав и «вне семи глав – восьмую», в форме мартиролога, которую Егише приобщил позднее. В ней он рассказывает «о страданиях святых священников и мученичестве их», «об исповедниках армянских Хорене и Абрааме», называет «имена нахараров, которые из любви к Христу добровольно претерпели муки от царей» (католикос Овсеп и иерей Гевонд вместе со многими другими церковнослужителями были угнаны в Персию, где их заточили в темницу, пытали и казнили; некоторые армянские нахарары, поверив обещаниям «царя царей», добровольно отправились к персидскому двору, на долгие годы были заключены в темницы и только в 464–465 гг. смогли вернуться в Армению). История Егише – история войны, а сам Егише – историк, чрезвычайно серьезно относящийся к стоявшей перед ним задаче. «Чрезмерным усердием расставил и точно распределил я начало, середину и конец», – пишет он; это означает, что автор хотел выявить причинно–следственную связь событий, проследить их развитие и оценить последствия. «Начнем, с чего начать достойно, – писал Егише, – хотя мы не согласны оплакивать бедствия нашего народа. Вот, не по воле своей описываем мы с плачем и слезами многочисленные бедствия, постигшие нас, коих очевидцем мы были», – и далее: «Я расскажу о тех событиях, которые приключились благодаря ему (Мамиконяну) со святой Церковью, и не замедлю; не умолчу повествовать о том, что имело место, но не с умыслом злословия, а точно и правдиво, не на основании догадок и слухов, а на основании всего того, что я сам, находясь там, на месте, видел и сам слышал».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Их результатом стало заключение договора о трехлетнем перемирии, причем за каждый год мира Константинополь должен был выплачивать Ирану по тридцать тысяч солидов. Персоармению римская сторона признала владением Ирана, после чего «множество представителей армянской знати во главе с Варданом Мамиконяном и с католикосом всех армян, а также некоторыми епископами бежали в Константинополь. Вардан и его дружина вступили в византийское войско; остальные осели в Пергаме, где с 7 в. существовала армянская колония» 503 . Ко времени заключения перемирия в 575 г. Юстин II уже не правил государством. Он впал в психическое расстройство, которое к тому же сопровождалось мучительными болями в ногах, почти совершенно лишившими его способности ходить. Еще раньше им нередко овладевали приступы немотивированной ярости, которые проявлялись в странных поступках. Он выбрасывал из окон дворца разные предметы. Однажды он до такой степени разгневался на мужа своей дочери Арабии Бадуария, занимавшего должность императорского конюшего, что приказал дворцовым слугам кувикуляриям выгнать его с заседания императорского совета толчками. Августа, узнав о происшедшем, укорила мужа за эту выходку, и он пришел в раскаяние. Вместе с препозитом священной опочивальни Юстин вошел в конюшню, где укрывался от императорского гнева Бадуарий, и, как рассказывает Феофан Исповедник , тот, «увидев царя и испугавшись, стал бегать из стойла в стойло. А царь кричал: «Заклинаю тебя Богом, брат мой, постой!». И подбежав, и обняв, поцеловал его, говоря: «Обидел я тебя, брат мой, но не забудь, что я твой старший брат и царь. Я знаю, что эта неприятность вышла по действию дьявольскому». Бадуарий упал к ногам царя, со слезами сказал: «Поистине, государь, ты имеешь власть. Но ты уничижил раба своего в присутствии синклита. Теперь, как государь, и отвечай за себя синклиту». И затем Бадуарий показал царю коней. А царь пригласил его к себе на обед – и помирились» 504 . Однажды, испытывая нестерпимую боль, Юстин просил прикончить его мечом, в другой раз в приступе исступления он попытался выброситься из дворцового окна, после чего было решено прикрепить к окнам решетки, а императора повсюду стали сопровождать слуги – они должны были удерживать его от непредвиденных и опасных действий, и когда они применяли к нему силу, он, по рассказу Иоанна Эфесского, набрасывался на них и кусал их, иногда нанося им раны.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Великая Армения была разделена на сферы влияния между Сасанидским Ираном и Восточно-Римской (Византийской) Империей и, исходя из ситуации, поддерживать то одного, то другого из двух сильных соседей. В 451 г., когда происходил IV Вселенский Халкидонский Собор, утвердивший православную формулу о двух природах во Христе, и предавший анафеме гнусное и нечестивое учение монофизитов 47 , признающих во Христе только одну, божественную, Армения была снова в войне с персами. Кровь её сынов и, в первую очередь святых архиепископа Иосифа I и полководца Вардана Мамиконяна, потекла за истинную веру. В это время Восточная Армения уже почти вся была под властью Персии в качестве пограничного округа (марзпанства), а власть её царей была низложена ещё в 428 г. Среди правящей армянской аристократии велась усиленная пропаганда в пользу религии маздеизма или зороастризма. На церкви и монастыри накладывались тяжелые налоги. Наконец, последовало от персов предложение основательно отступиться от Христианства. Тогда св. архиепископ Иосиф созвал собор в городе Вагаршапате, на котором было изложено исповедание веры, поданное затем правителю Михр-Нерсесу за подписями 18 епископов с таким заявлением: «От этой веры не могут отклонить нас никакая власть или сила, ни Ангел с неба, ни земной владыка, ни огонь, ни меч. Достояние наше в ваших руках, но Владыка веры нашей есть один Бог, с Которым мы неразлучно соединены!». Руки православных армян обратились к Византийской Империи, с надеждой на спасение. Но из-за войны с гуннами на западе Империи ни Феодосий II, ни преемник его император Маркиан Флавий (450–457 гг.) не имели силы пойти против персов, из-за чего, в самый трудный для армян момент, Маркиан не пришел к ним на помощь. Произошло внутреннее восстание, которое персы подавили c трудом, но зато были вынуждены отказаться от своей идеи насильственно обратить армян в язычество. Вождь восставших армян, полководец Вардан Мамиконян и 1036 павших с ним в битве воинов были канонизованы, как и казнённые персами в 454 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

καθολικς - всеобщий (епископ). В подписи под актами I Вселенского Собора (325 г.) архиепископ Леонтий следующим образом обозначил свой титул: «архиепископ Кесарии Каппадокийской, Понта Галатийского, Пафлагонии, Понта Птолемаикского, Малой и Великой Армении». На этом же Соборе были преданы анафеме Феодор Мопсуэтийский и Диодор Тарсийский, в результате чего армянские отцы пошли дальше отцов III Вселенского Собора - ведь ересь Феодора будет осуждена только на V Вселенском Соборе. Монофизитство (µνος - «один, единственный», φσις - «природа, естество») - доктрина, признающая во Христе только Божественную природу и совершенно отвергающая Его человечество. Измена по-гречески Ощущение соседства с таким сильным единоверным государством, как Византийская империя, породило у армян иллюзию, что в критический момент они могут рассчитывать на заступничество. В этом и состоял трагизм ситуации, в которой оказался армянский народ и которая задала проекцию развития дальнейших межцерковных отношений Византии и Армении. 451 год в истории Церкви известен тем, что в городе Халкидоне проходил IV Вселенский Собор, на котором была осуждена ересь монофизитства. Но мало кому известен тот факт, что в этом же году в Армении христиане отстаивали свою веру далеко не в богословских дискуссиях. На требование персидского царя отречься от христианства и принять зороастризм армяне, собравшись на совещание в Арташате, написали от имени всего населения письмо с обоснованием отказа. Это и спровоцировало вторжение персидской армии в Армению. Армяне были уверены, что в войне с персами за верность Христу они получат обещанную накануне помощь от Византии. Однако персы на тот момент уже успели получить от императора Маркиана заверение в невмешательстве... 26 мая 451 г. главнокомандующий армянской армией Вардан Мамиконян и 1036 воинов кровью засвидетельствовали свою верность христианской вере в бою с несоизмеримо более сильным противником. Погибшие были причислены к лику святых, как и католикос Иосиф, казнённый персами немного позднее.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДВИНСКИЕ СОБОРЫ АРМЯНСКОЙ АПОСТОЛЬСКОЙ ЦЕРКВИ АРМЯНСКОЙ АПОСТОЛЬСКОЙ ЦЕРКВИ , созывались в VI-VIII вв. в Двине, где находилась резиденция Армянских католикосов. Постановления Д. С. имели важное значение для определения позиции Армянской Церкви в вопросах вероучения. Своды канонических правил, принятые на Соборах, вошли в «Армянскую книгу канонов». В Д. С., как и в др. Соборах Армянской Церкви, наряду с епископами принимали участие представители светской власти. 505-506 гг. Собор был созван католикосом Бабгеном I Вотмсеци для обсуждения догматических вопросов, в частности отношения Армянской Церкви к несторианству. Участвовали 20 епископов, монахи, священники, 14 нахараров во главе с марзпаном (наместником Персидской Армении) Варданом Мамиконяном, представители Церкви Сюника, католикосы и епископы Грузинской и Албанской Церквей. Из принятых Собором документов сохранилось 1-е «Послание армян к православным в Персии», написанное Бабгеном I в ответ на обращение еп. Симеона Бет-Аршамского. Призывая армян оказать помощь христианам в Персии, преследуемым несторианами, еп. Симеон просил Армянского католикоса опровергнуть утверждение несториан, будто армяне, греки, грузины и албаны (алуанцы) придерживались единого с ними вероучения. Бабген I подтвердил от имени Собора, что Армянская Церковь отрицает и анафематствует учение патриарха К-польского Нестория . Послание было составлено по-армянски и по-персидски и скреплено подписями всех участников Собора. На том же Соборе было принято несохранившееся «Договорное послание», именуемое также «Послание о вере», в к-ром опровергались решения IV Вселенского Собора (451) и томос Римского папы св. Льва Великого. Т. о., в христологических спорах Армянская Церковь встала на сторону умеренных монофизитов, исповедовавших одну богочеловеческую природу Иисуса Христа, и осудила не только несторианство и крайнее монофизитство (евтихианство), но и учение правосл. Церкви. Собор продемонстрировал высокий авторитет Армянской Церкви среди Восточных христ. Церквей в нач. VI в. 554-555 гг.

http://pravenc.ru/text/171492.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010