В шестнадцатом году армянского летосчисления непокорный Вардан Мамиконян убил персидского марзпана Сурэна, чтобы несносить унижения, так как (Сурэн) лишил [сословие] благородных почета и окружил им епископов. Обратившись в бегство со многим скарбом и со всеми домашними, Вардан вступил в Грецию, а на семнадцатом году (царствования) императора Юстиниана, когда он строил Святую Софию, в праздник Святого Креста Вардан отстранился от приобщения, заявив, что ваши учителя приказали армянам не причащаться с нами. Тогда царь приказал составить собор и явиться многим епископам и учителям, коих и собралось в Константинополе 130. Этот Собор называется пятым. Армяне были в числе собравшихся и приняли рукописанием Халкидонский Собор. Затем, когда Мушег Мамиконян покорил Хосрою персидское царство греческими и армянскими войсками, и сам возвратился с почетом от персидского царя к императору Маврикию, речь зашла о вере в присутствии императора, и император приказал собрать собор. Тогда сошлись из армян двадцать один епископ, а (всего) было на Соборе 160 епископов. Этот Собор называется шестым. По исследовании армяне опять приняли Халкидонский Собор рукописанием в дни Моисея, католикоса армян. Далее, император Ираклий по сокрушении персов вошел в город Карин и созвал в одно место Езра, католикоса армян, и множество армянских епископов, а также многих из сирийцев; производились исследования и разыскания в продолжении тридцати дней, и армяне опять одобрили Халкидонский Собор по своей воле, а не по принуждению и приняли его рукописанием. Но Иоанн Майрагомский, который страдал язвою Савеллия и Петра Антиохийского, метался из стороны в сторону и в бешенстве мутил все. И во дни Константина, сына Ираклия, католикос Нерсос, по прозванию Строитель, и старший в роде Рштуниев Федор, княживший над армянами, схватили его и наложили ему на чело изображение лисы раскаленным железом и, опозорив таким образом, изгнали прочь в Кавказские горы; но, по смерти Нерсэса, он возвратился в Армению и осуществил свои замыслы, особенно приобрели значение его слова на Мандзертском (Манаскертском) Соборе, когда была переведена Саргисом на армянский язык книга Юлиана Галикарнасского и, облетавши всю вашу страну, заполонили ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

Спустя два года Йездигерд приступил к более решительным шагам: новый указ царя требовал, чтоб армяне отказались от «обмана назореев» и приняли веру своего владыки. Наряду с порицанием христианства в указе восхвалялась «совершенная вера» огнепоклонства. В Арташате – тогдашней столице Армении, под председательством Католикоса святителя Иосифа I (437452), был созван Собор епископов, князей, духовенства, монахов и народа. Арташатский Собор отверг неразумное требование Йездигерда и составил ответное послание, в котором участники Собора богословски и философски опровергали огнепоклонство и утверждали истинную веру Христову: «От этой веры нас не сможет уклонить никто, ни ангелы, ни люди, ни меч, ни огонь, ни вода или иное мучение, ибо завет нашей веры с Богом скреплен неразрешимо; невозможно, чтоб мы расторгли наш завет и удалились от веры ни сейчас, ни потом, ни в век, ни во веки веков!» Дерзновенный ответ Арташатского Собора вызвал гнев персидского царя Дерзновенный ответ Арташатского Собора вызвал гнев персидского царя. Под угрозой смерти он немедленно потребовал к себе князей не только Армении, но и Грузии и Агванка . Князья неохотно приняли требование Йездигерда, прекрасно зная, что их ждут большие неприятности, однако, т. к. другого выхода все же не было, уповая на милость Божию, направились в далекий Ктесифон . В Великую субботу 449 г. они предстали перед гонителем, который потребовал от князей отречься от Христа. В случае неповиновения Йездигерд грозил немедленно выслать карательные войска в Армению, чтоб окончательно утопить в крови всякое сопротивление. Угрозы царя серьезно озадачили князей. Один из придворных сановников, который был тайным христианином, посоветовал князьям формально исполнить требование Йездигерда и поклониться огню, чтобы вырваться из ловушки и иметь возможность вернуться в свои страны. Однако Вардан Мамиконян оставался непоколебим, не желая ни при каких условиях отречься Христа. Князья много раз приходили к спарапету, убеждая его исполнить требование Йездигерда ради спасения трех христианских народов – армян, грузин и агванов, приводя в качестве примера слова св. апостола Павла: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти. (Рим. 9, 3). В конце концов с большим трудом удалось убедить спарапета: с тяжелым сердцем Вардан поклонился огню, но никогда не простил себе этого отречения и желал мученической смертью изгладить свой грех.

http://pravoslavie.ru/113188.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВАХАН МАМИКОНЯН Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Вахан Мамиконян (Ваан) [арм. (?) ] (+ 505 / 506 ), марзпан (военный наместник) Армении Сын Амаяка, брата Вардана Мамиконяна . В детстве потеряв отца, был вместе с братьями взят заложником в Персию , затем выкуплен грузинским питиашхом (князем) Аршушей, мужем сестры его матери. Вернувшись в Армению, поднял восстание против персов и в течение нескольких лет возглавлял борьбу христианских народов Кавказа против попыток Сасанидов искоренить Христианство в Армении, Грузии и Кавказской Албании , насадить там зороастризм и полностью подчинить персидской державе . После разгрома персидской армии в войне с эфталитами (белыми гуннами) на восточных границах государства Сасанидов и гибели шаханшаха Пероза его брат и преемник Балаш заключил мир с Ваханом Мамиконяном и получил его поддержку в борьбе со своим братом Зарером (Зарехом), оспаривавшим у него престол. Армянские отряды разбили сторонников Зарера, а сам он бежал в горы и был убит. Вахан был приближен к сасанидскому двору и вскоре, в 485 году, назначен марзпаном Армении с резиденцией в Двине . Условия мирного договора с восставшими предусматривали утверждение в Армении Христианства в качестве государственного вероисповедания, запрещение там зороастризма и разрушение зороастрийских храмов. Шаханшах Балаш удовлетворил требования армян в надежде установить прочный мир; его правление в целом отличалось терпимым отношением к христианам. В дальнейшем Сасаниды не пытались насаждать зороастризм ни в Армении, ни в других зависимых от них странах Кавказа, в чем немалая заслуга принадлежит Вахану Мамиконяну. При нем был восстановлен соборный храм Вагаршапата и учреждены там монастырь и братство. Настоятелем монастыря он назначил своего друга Лазара Парпеци , который воспитывался матерью Вахана вместе с ее четырьмя детьми и, по всей вероятности, находился в родственных связях с семьей Мамиконянов. По повелению марзапана Мамиконяна Лазар написал «Историю Армении». Ценные сведения о времени правления Вахана сохранились в адресованном ему " Послании " Лазара Парпеци. Литература Использованные материалы   среднеперсид. Warda xš, Walaxš; 484-488 Редакция текста от: 18.01.2015 15:53:46 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13671532.h...

По достоверном исследовании и рассмотрении мы нашли, что на пятнадцатом году после преставления Святого Саака 56 из этого мира ко Христу, собрался Халкидонский Собор 57 , в этом же году скончался Святой Вардан со своими войсками в области Артаз 58 , когда наместником на патриаршем престоле был Иосиф Гевондиец, и армяне, подвергаясь опасности со стороны персидских разбойников, ослабли и упустили случай явиться на Собор, вследствие чего не дошло до армян подлинное изложение обстоятельств этого Собора, хотя никакого препирательства не существовало об этом Соборе, и все признавали его [в Армении] до Двинского Собора, т. е., все 84 года от Маркиана 59 до десятого года Юстиниана 60 и до шестого года патриаршества Нерсэса Аштаракскаго. Нерсэс созвал Собор в Двине 61 ; в начале владычества персов в Армении и на четырнадцатом году царствования персидского Хосроя при посредстве сирийца Абдишо, пришедшего из Сарептского монастыря в Сасоне; вместе с ним (пришли) и другие, которые были рукоположены, именно: Диоскор, Флавиан, епископ города Набука, и Тимофей Александрийский 62 , прозванный Элур; они, известные [у армян под названием младших переводчиков, перевели на армянский язык Писания, и в их переводах имеется много клевет на Халкидонский Собор, и по преданно от них (в Армении) стали учить одному естеству Божества и Человечества во Христе, прибавили к Трисвятой песни „распныйся [за ны]» в противность Хадкидонскому Собору и пяти патриархам [бывшим на нем], и отсгранились от общения с греками проклятиями. Персидский царь очень обрадовался отречению армян от рукоположения в Греции и, похвалив Нерсэса, исполнил обещанные раньше условия, дал в приемыши своего сына и вверил поборы армянской земли ему и единомышленным епископам. В шестнадцатом году армянского летосчисления непокорный Вардан Мамиконян убил персидского марзпана Сурэна, чтобы не сносить унижения, так как (Сурэн) лишил [сословие] благородных почета и окружил им епископов. Обратившись в бегство со многим скарбом и со всеми домашними, Вардан вступил в Грецию, а на семнадцатом году (царствования) императора Юстиниана, когда он строил Святую Софию, в праздник Святого Креста Вардан отстранился от приобщения, заявив, что ваши учителя приказали армянам не причащаться с нами.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Zisis/j...

Персидский двор был вынужден прекратить политику явных гонений на Церковь Однако, несмотря на то, что армяне, казалось бы, потерпели поражение, персы оказались в положении побежденных победителей. Йездигерд был подавлен настойчивостью и стойкостью христиан. Гордый царь теперь горько сожалел о своей недальновидной политике, приведшей к гибели его наилучших военачальников: ведь, несмотря на численное превосходство, потери персов были больше, чем потери армян. Кроме того, после аварайрской битвы армяне локально продолжили свою борьбу против персов, так что персидский двор был вынужден прекратить политику явных гонений на Церковь. Вероотступник Васак был наказан и провел остаток своих дней в страшной темнице. Героическую борьбу своих предков продолжил племянник св. Вардана – молодой Ваан Мамиконян. Имея перед собой священный пример св. Вардана и других пострадавших вместе с ним мучеников, Ваан разгромил персидское войско, так что царь Балаш (484488) был вынужден уступить и выполнить все требования Ваана. Согласно мирному договору, заключенному в 484-м г. в селе Нварсак, персы признали свободу Церкви в Армении, персидский двор обязался не покровительствовать вероотступникам, а боголюбивый Ваан был назначен автономным правителем Армении. Так борьба св. великомученика Вардана и его сподвижников за веру и Отечество, которая продолжилась в общей сложности около 30 лет, увенчалась успехом. Рейтинг: 9.6 Голосов: 429 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  Хотя по историческим причинам память св. вмч. Вардана не вошла в византийские агиографические памятники, но тем не менее следы его почитания в православной среде сохранились. Например, упоминание о св. Вардане содержится в Послании свт. Фотия Великого к армянскому Католикосу Захарии I.  Спарапет должность военачальника древней Армении, которую занимали представители аристократической семьи Мамиконян.  Святитель Саак Великий (387439) последний потомок свт. Григория Просветителя на кафедре Католикоса – главы Армянской Церкви.  Память св. Шушаник (или Шушаники) в Православной Церкви отмечается 28 августа/10 сентября.

http://pravoslavie.ru/113188.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРДАН МАМИКОНЯН († 26.05. 451), полководец и герой национально-религ. борьбы армян в сер. V в. В юности был послан своим дедом, Католикосом Сааком Великим , вместе с Месропом Маштоцем в К-поль к только что взошедшему на престол имп. Феодосию II (408-450) с письмом, в к-ром сообщалось о создании арм. письменности. Вскоре после свержения Арташира IV (422-428), последнего арм. царя из династии Аршакидов, персид. шаханшах Бахрам IV назначил В. М. спарапетом (главнокомандующим) персид. Армении (432). При шаханшахе Йездигерде II (438-457) в Армении началось активное насаждение зороастризма и маздакизма, что вызвало решительный протест у большей части населения. Христ. духовенство и арм. князья во главе с В. М. на Соборе в Арташате (449) ответили на послание Йездигерда с требованием принятия зороастризма, что армяне признают власть персид. царя в гос. вопросах, в вопросах же веры полагаются только на Бога: «В этих верованиях нас никто не может поколебать: ни ангелы и ни люди, ни меч и ни огонь, ни вода и ни какие только есть жестокие пытки... Ибо не с человеком у нас обет веры, чтобы, как дети, лгать тебе, а нерасторжимо с Богом, с Которым нет способа порвать и прочь уйти, ни ныне, ни после, ни вовек, ни во веки веков» ( Егише. II, 40-41). Изгнав из Армении «могов» (зороастрийское духовенство), В. М. и католикос Иосиф (Овсеп I) обратились за помощью к Феодосию II и князьям визант. Армении. Однако ни новый визант. имп. Маркиан (450-457), к-рый воевал в это время на Западе, ни гунны, с к-рыми В. М. заключил союз против персов, не смогли оказать военную помощь. Шаханшах послал в Армению большое войско, и в кровопролитной битве на Аварайрской равнине у р. Тхмут арм. ополчение во главе с В. М. потерпело поражение (26 мая 451). В. М. погиб в бою, его сподвижники - католикос Иосиф, Хорен, Авраам и др.- оказались в плену, многие вскоре были казнены. Однако поражение не сломило борцов за христ. веру. Через нек-рое время персы были вынуждены пойти на уступки и отказаться от попыток насаждения зороастризма. В. М. стал национальным героем Армении, т. к., «уповая на Христа, пожертвовал собою» ( Киракос Гандзакеци. С. 44). О его борьбе с персами повествуют современники В. М., историки Егише и Лазар Парпеци . Арм. Церковь чтит память В. М. и его сподвижников 30 хротица (5 авг.). В XII в. Католикос Нерсес IV Шнорали написал в честь них шаракан (гимн). Ист.: Егише. О Вардане и войне армянской/Пер. И. А. Орбели, предисл. и примеч. К. Н. Юзбашяна. Ереван, 1971; Лазар Парпеци. История Армении. Ереван, 1975. 2 т. (на арм. яз.); Киракос Гандзакеци. История Армении/Пер. Л. А. Ханларян. М., 1976. С. 44, 55-57. Лит.: Еремян С. Т. Народно-освободительная война армян против персов в 450-451 гг.//ВДИ. 1951. 4. С. 41-60; Юзбашян К. Н. Егише: Предисл.// Егише. О Вардане. С. 7-13. П. И. Жаворонков Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/154125.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАХАН МАМИКОНЯН [Ваан; арм. (?) ] († 505/6), марзпан (военный наместник) Армении. Сын Амаяка, брата Вардана Мамиконяна . В детстве потеряв отца, был вместе с братьями взят заложником в Персию, затем выкуплен груз. питиашхом (князем) Аршушей, мужем сестры его матери. Вернувшись в Армению, поднял восстание против персов и в течение неск. лет возглавлял борьбу христ. народов Кавказа против попыток Сасанидов искоренить христианство в Армении, Грузии и Кавказской Албании, насадить там зороастризм и полностью подчинить персид. державе. После разгрома персид. армии в войне с эфталитами (белыми гуннами) на вост. границах гос-ва Сасанидов и гибели шаханшаха Пероза его брат и преемник Балаш (среднеперсид. Warda  xš, Walaxš; 484-488) заключил мир с В. М. и получил его поддержку в борьбе со своим братом Зарером (Зарехом), оспаривавшим у него престол. Арм. отряды разбили сторонников Зарера, а сам он бежал в горы и был убит. В. М. был приближен к сасанидскому двору и вскоре назначен марзпаном Армении с резиденцией в Двине (485). Условия мирного договора с восставшими предусматривали утверждение в Армении христианства в качестве гос. вероисповедания, запрещение там зороастризма и разрушение зороастрийских храмов. Шаханшах Балаш удовлетворил требования армян в надежде установить прочный мир; его правление в целом отличалось терпимым отношением к христианам (ок. 491 он направил католикоса Церкви Востока Акакия Селевкийского послом к имп. Зинону; по его распоряжению митр. Нисибинский Бар Саума участвовал в демаркации границы с Византией). В дальнейшем Сасаниды не пытались насаждать зороастризм ни в Армении, ни в др. зависимых от них странах Кавказа, в чем немалая заслуга принадлежит В. М. При нем был восстановлен соборный храм Вагаршапата и учреждены там мон-рь и братство. Настоятелем мон-ря он назначил своего друга Лазара Парпеци , к-рый воспитывался матерью В. М. вместе с ее 4 детьми и, по всей вероятности, находился в родственных связях с семьей Мамиконянов. По повелению В. М. Лазар написал «Историю Армении». Ценные сведения о времени В. М. сохранились в адресованном ему Послании Лазара Парпеци. Лит.: Labourt J. le christianisme dans l " empire Perse sous la dynastie Sassanide. P., 1904. P. 143-155; Christensen A. L " Iran sous les Sassanides. Copenhague, 1936. P. 289-290, 523; Ачарян Р. Словарь армянских личных имен. Ереван, 1962. Т. 5. С. 11-13 (на арм. яз.); Чамчянц М. История Армении. Ереван, 1985. Т. 1. С. 527 (на арм. яз.). М.-Э. Ширинян, А. И. Колесников Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/149943.html

Анализ мученичеств этого же периода свидетельствует о том, что эпический фольклорный элемент, фантастический характер чуда вообще свойствен агиографии раннего периода. Благодаря сплетению исторического, агиографического и эпического стилей, созданные Павстосом Бузандом образы армянских духовных предводителей (особенно Нерсеса Великого), удивительно живые и полнокровные. От V по X в. включительно сохранилось лишь незначительное количество самостоятельных житийных памятников; они различны по своему характеру – одни написаны современниками, другие основаны на устных преданиях, третьи дошли до нас фрагментарно или в более поздних редакциях. Есть среди них и целиком носящие компилятивный характер и представляющие собой извлечения из трудов армянских историков. В V в. наряду с «Житием Маштоца» Корюна была написана ныне утерянная «История св. патриарха Саака», которая, по-видимому, была использована в качестве одного из источников по истории изобретения армянской письменности в памятнике более позднего времени, а именно в «Истории св. патриарха Саака и вардапета Маштоца» 59 . В армянских прологах сохранилось основанное на древнем сказании маленькое житие Егишэ. Оно является единственным источником о жизни Егишэ, если не считать сведений, сообщаемых им самим в своей «Истории». Согласно житию, Егишэ был воином и секретарем Вардана Мамиконяна, участником и очевидцем армяно-персидской войны. После Аварайрской битвы (451 г.) и окончания войны он принял монашество и уединился в Мокских горах, а затем в Рштунике, где и умер в одиночестве. Здесь в 458–464 гг. была написана им знаменитая «История Вардана», а затем и другие произведения. Судя по сохранившимся фрагментам или поздним редакциям, преобладающая часть житий VI – X вв. носит практический характер. Об этом свидетельствует, в частности, фрагмент «Истории» Иоанна Майрагомеци (VIII в.) 60 , утерянное житие Степаноса Сюнеци (VIII в.), о котором, однако, можно составить представление по краткой редакции, изложенной Мовсесом Каланкатуаци в его «Истории» 61 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

(на к-ром говорит арм. население Турции и арм. диаспора на Западе) и вост. (гос. язык Республики Армения). Древнейшие произведения арм. церковной лит-ры Первыми оригинальными арм. церковными писателями были католикос Саак Партев и Месроп Маштоц. Трудами католикоса Саака было положено начало «Армянской книги канонов» ( (?)), Маштоцу приписывается авторство сборника гомилий и посланий «Частые речи» (Ачахапатум), а также ряда духовных песнопений. Биографом Маштоца выступил его ученик вардапет Корюн , чье «Житие Маштоца» является уникальным памятником национальной агиографии. Др. ученик Маштоца Езник Кохбаци известен как автор «Опровержения ересей философов и еретиков и религии персов» и др. произведений. Исторические сочинения Ранняя арм. историография не делилась на светскую и церковную, как, напр., в Византии. Практически все древнейшие арм. историки не делают различий между историей народа и историей Церкви (что привело к появлению в совр. науке особого термина «церковь-народ»). Повествование об обращении А. и жизнеописание св. Григория Просветителя излагает агиографическое соч. История Агафангела. Следующий памятник ранней историографии - эпическая летопись, именуемая «Бузандаран» (Эпические истории). История, автором к-рой считается Фавст Бузанд (Павстос Бузандаци), в дошедшей до наст. времени части описывает события 30-80-х гг. IV в.- эпоху становления Армянской Церкви. Автор кн. «Об армянской войне» («История Вардана») (454-464) Елише был, по преданию, воином и секретарем полководца Вардана Мамиконяна. «История Армении» мон. Лазара Парпеци (возможно, из рода Мамиконянов, в юности посетил К-поль) является продолжением «Бузандарана» и также прославляет знатный род Мамиконянов; сохранилось его послание «Против злоречивых монахов», свидетельствующее, что мон. Лазар претерпел немало бед от своих невежественных собратьев. Единственным известным сочинением VI-VII вв. является труд еп. Себеоса об истории А. до 661 г. Стиль Себеоса простой и легкий, однако считается, что историк, хронологически излагая события, не ищет им объяснения.

http://pravenc.ru/text/76104.html

Рельеф на фронтоне входа в башню верхней крепости Левона представляет некоего правителя (прежде считалось, что это кор. Левон I), сидящего по-восточному между 2 львами. На киликийских монетах царь Хетум II (кон. XIII - нач. XIV в.) был представлен в такой же позе. Монеты Левона I и Хетума I (XIII в.) с изысканным рисунком имеют нек-рые общие черты с монетами крестоносцев; в свою очередь они повлияли на продукцию монетных дворов соседних с К. А. сельджукских гос-в. Ювелирное искусство В сер. XIII в. по приказу гос. властей старая церковная утварь была переплавлена, в связи с этим до нас дошли лишь единичные примеры изделий, созданных до этого периода. Центрами ювелирного искусства были Ромкла, Скевра, Сис. Значительными по важности являются серебряные изделия, хранящиеся в ГЭ: чаша XII в., найденная в с. Вильгорт (Пермский край), и серебряный ковш XIII в. с именем Шахука, обнаруженный в Бердянске (Запорожская обл., Украина). Евангелие 1248 г. с миниатюрами худож. Киракоса (переписчик Вардан?) украшает серебряный оклад 1254 г., заказанный еп. Степаносом. На одной стороне оклада изображен Христос на троне с символами евангелистов по краям, а на другой - «Распятие» с погрудными образами Богородицы, св. Иоанна Крестителя, 2 архангелов, 4 евангелистов и 8 апостолов. В 1255 г. в Ромкле по заказу католикоса Костандина I Бардзрабердци был создан серебряный оклад Евангелия 1249 г., иллюминированного Киракосом (Матен. 7690). На одной стороне оклада изображен Спаситель с предстоящими Богородицей и св. Иоанном Крестителем, на другой представлены образы 4 евангелистов в рост, созданные на основе иконографии арм. миниатюр. С окладом 1254 г. имеет иконографическое сходство серебряный оклад Зейтунского Евангелия 1256 г., украшенного Торосом Рослином (Матен. 10450). На нем изображено «Распятие» с погрудными образами Богородицы и 2 архангелов. С этими окладами сходен и серебряный складень-реликварий (ГЭ) из мон-ря Скевра, выполненный по заказу его настоятеля Костандина в память арм. воинов, погибших во время захвата Ромклы мамлюками в 1292 г. На нем - апостолы Фаддей, Варфоломей, свт. Григорий Просветитель, полководец Вардан Мамиконян, кор. Хетум II, также представлена сцена «Благовещение». Это единственный известный памятник из серебряной мастерской Скевры. В кон. XIX в. среди произведений из К. А. упомянуты золотой реликварий, созданный в 1293 г. по заказу Хетума II, и «Чаша Левона» (не сохр.). Со скеврским складнем-реликварием и с др. произведениями XIII в. имеет сходство серебряный реликварий свт. Николая в форме десницы (длани), который был реставрирован в 1325 г. (Antelias, Armenian Catholicosate of the Great House of Cilicia).

http://pravenc.ru/text/1684612.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010