Документальные сведения об этом народе, относящиеся к 6 столетию, отсутствуют, зато имеются ценные указания на сей счет в «Армянской географии» 7 в. В ней упоминаются этнонимы кавказских горцев, некоторые из них относятся к вайнахам, в частности «кусты», в котором легко угадываются кистины, – грузины по сей день так называют чеченцев и ингушей, «нахчматьяны», «дурцки». В 6 столетии вайнахи, как и прежде, занимались отгонным скотоводством, разводя коров, овец и коз, в земледелии употребляли плуг, сеяли пшеницу и просо. Основными ремеслами у них было изготовление керамической посуды и металлических изделий – оружия и орудий труда. Присутствие среди вайнахов христиан в эту эпоху не зафиксировано. Их религиозные верования носили традиционный языческий характер. В горах Прикаспия, от устья Терека до Большого Кавказского хребта, находились изолированные друг от друга цепями горных вершин с малочисленными и труднопреодолимыми перевалами ареалы обитания горских племен, состоявших в языковом родстве с вайнахами, потомками которых являются современные народы Дагестана: аварцы, даргинцы, лезгины, лаки, табасаранцы, рутулы. По своим верованиям, образу жизни, хозяйственной деятельности они, вероятно, мало отличались от соседних и родственных им вайнахов. Но помимо отгонного скотоводства и землепашества жители Каспийского побережья занимались также рыболовством и ввиду более мягкого и теплого климата – выращиванием фруктов и виноделием, в этом отношении сходствуя с адыгами и народами Закавказья. Юг Дагестана с единственным и по меркам своего времени крупным городом Дербентом, вместе с закавказской Албанией, в которую он входил, в 6 в. составлял часть империи иранских Сасанидов. В 462 г., после поражения восставших христиан Албании, выступивших вместе с армянами и грузинами под предводительством Вардана Мамиконяна против иранской власти, принудительно насаждавшей в Закавказье зороастризм, шахиншах Йездигерд II устранил местного династического царя и превратил Албанию в одно из марзпанств – сатрапий Ирана.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Гевонд подробно описывает восстание против арабов в 774 г., которое, зная его итоги, называет «безумной затеей». Восстание подняли князья Артавазд и Мушег Мамиконяны, к которым присоединились другие князья, «многие из рамиков» (простолюдинов) и духовенство. Все наивно ожидали конца владычества арабов – «особенно будучи обманутыми словами некоего отшельника, который, движимый духом заблуждения, пророчил им суетное и ложное» (историк называет этого отшельника–патриота «бесноватым»), но восстание было подавлено. (Обратим внимание: Гевонд, как и другие древние и средневековые армянские авторы, пишет свою «Историю» с хорошо угадываемой библейской подосновой, в том числе и лексической. Например, в словоупотреблении «суетное и ложное» угадывается явная реминисценция из Ион. 2:9 : « хранящий суетная и ложная, Милость сию оставили».) Тем не менее Гевонд описывает его от начала до конца, а битву в городке Арчеш (775 г.) считает таким же героическим событием, как «войну Вардана и его сподвижников». Наверное, поэтому автор иногда даже подражает стилю Егише, ведь «воевали не только за веру, но еще больше – за свободу армянского народа». Автор собирает информацию всякого рода; из нее следует даже, что на стороне армянских повстанцев сражались небесные силы: «Мы слышали от самих неприятелей, которые говорили, что «вместе с (армянами. – К.А.) сражались против нас ангельские полчища», которые в телесном виде явились неприятелям». Несмотря на эту мистическую поддержку, кончина инсургентов «была горька и участь плачевна; ибо и земли не достало на погребение несчастных трупов: они остались на поле, на жертву солнцу, пыли, дождю и ветрам». Этим описанием Гевонд заканчивает героическую эпопею, очевидцем и возможным участником которой он был. 240 Мовсес Каганкатваци. История страны Алуанк. В 3–х кн./Пер. с др.–арм. Ш.В. Смбатяна. Ер., 1984; первый рус. пер.: История Агван Моисея Каганкатуйского, писателя X в./Пер. К.П. Патканов. СПб., 1861. См. также: Мовсес Каганкатваци. История Агван. Тифлис, 1912 (на грабаре); Histoire des Aghovans de MoTse de Kalankatoni/Extrait et trad, du manuscript armenien par E. Bore; annotations de V. de St. Marin/Annales des Voyages. 1848. Vol. 2 (avril); Extraits de l’histoire des Aghovans, en armenien par Moise Caghancatovatsi/Brosset M. Additations et eclaircissements a l’histoire de la Georgie. St. Petersbourg, 1851. P. 468–494; Manandian A. Beitrage zur albanischen Geschichte [Moses Kalankatuaci]. Leipzig, 1897; Kunik E. Sur la premiere expedimion Caspienne des Russes normands en 914 d’apres la chronique indite de 1’armenien Мовё Caghancatovatsi/Bulletin Historico–Philologique. St. Petersbourg, 1848. Vol. 4. P. 202–204; Neumann C.F. Beitrage zur armenischen Literatur. I. Lieferung. Munchen, 1849. S. 1–46. См. также: Еремян C.T. Моисей Каланкатуйский о посольстве албанского князя Вараз Трдата к хазарскому хакану Али–Илишверу/Зап. Ин–та востоковедения АН СССР. Т. 7. С. 129–154.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как истинный христианин, Езник далек от фатализма. Бог, по его мнению, все предвидит (в том числе и судьбу человека), однако оставляет человеку свободу выбора, так как не хочет, чтобы люди, «подобно животным, управлялись по принуждению»: человек, «получив свободу воли, может служить, кому захочет, что есть большая милость, дарованная ему Богом, ибо все остальное по принуждению служит божественному велению». Свобода воли, будучи дарованной Богом первому человеку, передается по наследству из поколения в поколение. В то же время Езник – не сторонник неограниченной свободы и независимости воли: существуют моральные законы, от которых человек зависит, они даны Богом, а человек должен познать их и соизмерять с ними свои поступки. «Неповиновение, которое будет идти против воли Бога, постигается как причина зла». Неповиновение происходит по наущению сатаны. Езник полагал, что сатана не был создан злым, он «Богом был создан добрым, но сам лично обратил волю свою во зло». Сатана «зол не по природе, а по воле». Он так же, как и человек, свободен, но добровольно «впал во зло». При этом он играет в мире определенную роль, подстрекая человека не повиноваться Богу, а когда человек поддается дьявольским козням, случается несчастье. Таким образом, сатана был создан только для человека: «Бог сотворил его ради выявления свободы воли человека», чтобы человек «в борьбе победил сатану». Одолевший искушения сатаны получит достойное вознаграждение в вечности. Это и есть проявление божественной доброты. Чтобы одолеть сатану, человек должен поддерживать в себе покаянный дух, проводить жизнь в посте и молитве; если же человек согрешит, он тем более должен каяться, чтобы получить отпущение грехов и спастись – и чтобы проявилось Божественное человеколюбие. Последняя часть труда Езника – «Поучения» – имеет религиозно-нравоучительный характер. Она представляет собой панегирик безупречной монашеской жизни, поиску безгрешности, умерщвлению плоти для достижения Божьей милости. 206 Сколько–нибудь точные биографические сведения о Егише отсутствуют. Предание утверждает, что он был воином, секретарем полководца Вардана Мамиконяна и очевидцем «всего того, что произошло с армянским войском по вине персидского царя Иездигерта». После войны Егише оставил военную службу, принял монашеский постриг и удалился отшельником в Мокскую область, где написал «Историю» и другие сочинения. По преданию, он скончался в области Рштуник, где до 20 в. сохранялась его могила, ставшая местом паломничества.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Благовещение. Миниатюра из Лекционария царя Хетума II. 1286 г. (Матен. 9422. Л. 12) Археологические материалы из окрестностей М. подтверждают, что это одно из старейших поселений Армянского нагорья; здесь сохранились следы крепостей, а также клинописная надпись царя Урарту Менуа I (810-786 гг. до Р. Х.). Расположенная в вост. части М. крепость, окруженная стенами и башнями, часто упоминается в источниках V-X вв. Основание крепости приписывается арм. полководцу V в. Вардану Мамиконяну. К западу от М. находятся руины еще неск. крепостей: Мушаберд, Хогабердик, Астхаберд. До IV в. М. принадлежал роду нахараров Слкуни, затем одной из ветвей рода Мамиконянов. В 774-775 гг., после восстания армян против Арабского халифата, М. вместе с гаваром Тарон перешел во владение князей Багратуни. В 849-852 гг. М. вновь стал центром национально-освободительной борьбы против арабов. В 851 г. восставшее население под предводительством Овнана Хутеци разгромило войско Юсуфа ибн Абу Сета, который был убит в сражении. Несмотря на эти и последующие нашествия, М. упоминается как цветущий город и одно из чудес мира (напр., в произведении анонимного персид. автора «Чудеса мира», XIII в.). В XVI в. М. был захвачен турками, однако большинство населения долгое время по-прежнему составляли армяне. В ходе османского правления и начавшегося национального и религ. гнета значительная часть армян была вынуждена эмигрировать из М. В кон. XVIII - нач. XIX в. большинство арм. сел Мушского гавара опустело. После русско-тур. войны 1828-1829 гг. и в последующие годы много армян покинули территорию Османской империи вместе с рус. армией. Оставленные армянами села тур. правительство предоставило курдам, в результате существенно изменился национальный состав области. Тем не менее в кон. XIX - нач. XX в. район М. еще оставался одной из наиболее густонаселенных армянами (60-65%, т. е. 86-100 тыс. чел.) адм. единиц. Сохранялись исторические арм. наименования, руины арм. церквей, кладбища. М. играл значительную политическую роль в жизни Зап. Армении (турецкой). Т. н. Мушская каза, делившаяся на 3 адм. территориальные единицы (М., Верин, Шатах), занимала почти всю Таронскую равнину и в основном соответствовала древней обл. Тарон, пров. Туруберан античного царства Вел. Армения.

http://pravenc.ru/text/2564506.html

Для правильного восприятия всего того, что будет предложено многоуважаемому читателю в данной книге, она разделена на части соответственно четырём церковно-историческим периодам. Первый период посвящён событиям трёх веков принятия Арменией Христианства (I–III века по Р.Х.): проповедь святых апостолов в Великой Армении; учреждение ими здесь епископских кафедр; дальнейшая участь святых апостолов, их блаженных учеников и преемников, тех, которые проповедовали в Великой Армении; история первых христианских общин Великой и Малой Армении, и армянских миссионеров, просвещавших Западную Европу. Второй период (III–IV века) посвящён рассказу о проповеднической деятельности великого Григория Аршакуни, Просветителя армянского, и его прославленных в чине святых сыновей и внуков; будет рассказано о блестящем реформаторе Армянской Церкви IV века, святом архиепископе Нерсесе Великом (Аршакуни), о его трудах по переустройству Армянской Церкви. Третий период, можно сказать, самый обширный по своему содержанию, осветит деятельность святых учителей и «вторых просветителей» армянских архиепископа св. Саака Партева и вардапета св. Месроба Маштоца, их работу по созданию национального алфавита; будет рассказано о церковных реформах, проведённых ими; о небольшом несторианском периоде в истории Армянской Церкви; о борьбе св. Саака с несторианами Армении; о полководце св. Вардане Мамиконяне и освободительной войне армян-христиан против персов-маздеистов; о IV Вселенском Халкидонском Соборе и о борьбе, развернувшейся в Армении вокруг него; о святых учениках Саака и Месроба, о притеснениях, которые им пришлось претерпевать со стороны армянских монофизитов; о соборе в Эчмиадзине в 491 г.; о двух соборах в Двине; об армяно-византийских церковных отношениях; о создании в греческой части Армении в конце VI века православного католикосата, который был учреждён содействием императора Маврикия, и о событиях, произошедших в то время в Армении; об объединении армян с византийцами под единое знамя Православия на соборах в Феодосиополе Армянском в 633 г. и в Двине в 652 г. И наконец, в последнем, четвёртом периоде будет рассказано об отношении армян-монофизитов к святым иконам; о Соборе в Константинополе, созванном в 843 г., который предал анафеме иконоборцев; об армянах-халкидонитах, сыгравших главную роль в установлении иконопочитания в Византии; о дальнейшей судьбе Армянской Церкви; о роли и деятельности армян-халкидонитов в Византии; о православных армянских общинах Рима, Малой Азии, Греции, Грузии, Фракии, Палестины и др. В конце же книги автором приведено также «Приложение», в котором приводятся зафиксированные православными летописцами исторические свидетельства об истинности Православного учения и ложности учения монофизитов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Наиболее крупное столкновение с персами произошло 26 мая 451 г. при Аварайре под предводительством спарапета Вардана Мамиконяна , ставшего для армян символом национальной свободы и независимости. По свидетельству очевидца, историка Елише, в этом сражении персы потеряли убитыми 3544, а армяне - 1036 чел. И хотя ни те ни другие не одержали решающей победы, день Аварайрского сражения вошел в историю арм. народа как день борьбы за свободу. Видя безрезультатность борьбы, шаханшах вынужден был пойти на уступки: сократить налоги, облегчить условия службы в армии и отказаться от насильственного обращения армян в зороастризм. К кон. V в. определенную самостоятельность приобрела Албания Кавказская (Арцах) под властью царя Вачагана Благочестивого, где в этот период переживали расцвет культура и просвещение, строились церкви и мон-ри. В Византийскую империю до 387 г. входили провинции А. 1-я и А. 2-я на территории заевфратской М. А. и Каппадокии. После раздела Вел. А. к Византии отошли области, с 391 г. преобразованные в провинцию с центром в г. Карин. На юго-западе к Византии на договорных началах были присоединены нахарарские владения (сатрапии), пользовавшиеся определенной автономией. В царствование Юстиниана I , в 536 г., их самоуправление было упразднено, а все арм. земли на территории Византии были разделены на 4 провинции: сев. часть с центром в Феодосиополе (Карине) стала 1-й А., зап. районы с центром в Севастии (совр. Сивас) стали именоваться 2-й А., приевфратский регион с центром в Мелитине (совр. Малатья) - 3-й А., а к востоку от Евфрата располагалась 4-я А. После раскола в VI в. между Армянской Церковью и К-польским Патриархатом на территориях, подконтрольных Византии, значительная часть армян сохранила связи с Православием и образовала крупную общину армян-халкидонитов . В 591 г., после длительной византийско-персид. войны, произошел новый раздел А., по к-рому шаханшах Хосров II уступил имп. Маврикию территорию Вел. А. к западу от Двина. Во главе новых владений Византии был поставлен «архонт Армении».

http://pravenc.ru/text/76104.html

143 В 571 г. в Персидской Армении вспыхнуло восстание против господства Ирана, возглавленное Варданом Мамиконяном. Формальным поводом восстания были религиозные мотивы, а именно – протест против постройки храма огня в г. Двине, центре Персидской Армении. Иранские войска были разбиты восставшими, и ставленник Ирана Сурен казнен. С целью подчинения Персидской Армении создавшимся положением воспользовалась Византия, что послужило одной из причин войны, описываемой Симокаттой. Подробно о восстании в Армении см. «История армянского народа», ч. 1, Ереван, 1951, стр. 99–100. Н. В. Пигулевская. Сирийские источники…, стр. 88–90. 144 Имеется в виду договор 562 г. При заключении мира Юстиниан уплатил деньги вперед за семь лет. Юстин II отказался от уплаты дани. 149 επ τν Κολην Συραν... – у античных авторов этим именем называлась южная часть Сирии с центром в Дамаске. N. Kahrstedt. Syrische Territorien in hellenistischer Zeit. Berlin, 1926, S. 14–34. 164 Иоанн Эфесский дает иную версию: после разгрома Арзанены Маврикий переселил более 10 тыс. местных жителей-христиан в пределы империи на о. Кипр. (Johannis Ephesini. Historiae ecclesiasticae, pars tertia, ed. E. W. Broons, Parisiis, 1935, VI, 14–15, 27, 34). 165 Σιγγρων, Σιγγρα – крепость в провинции Бет-Арабайе, к юго-востоку от Нисибиса. Из рассказа Менандра о встрече византийских послов с Хормиздом в 579 г. (Exc. de legat., p. 241) можно, однако, сделать вывод, что Сингарон оставался в руках персов. 173 о τ ων νομδων βαρβρων ηγομενος Αλαμονδαρος νομα... Симокатта имеет в виду главу арабского княжества Гассанидов, занимавшего области к юго-востоку от Дамаска. Приняв христианство в его монофизической форме, Гассаниды с начала V в. активно участвовали в войнах в качестве союзников Византии. Об Аламундаре см. Н. В. Пигулевская. Арабы VI в. по сирийским источникам. – Труды второй сессии ассоциации арабистов 19–23 октября 1937 г., М.-Л., 1941, стр. 49–70; P. Goubert . Byzance avant Islam, t. I, p. 249–260. 176 Маврикий возвратился в Константинополь весной 582 г. Его победы были отмечены в столице пышным триумфом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Христолюбивое воинство св. Вардана стало очищать страну от персов. Множество городов и сел было освобождено от засилья персов, капища были разорены, храмы и монастыри стали восстанавливаться. Весь народ, радуясь, говорил: «Наш отец – святое Евангелие, а Матерь – Апостольская и Кафолическая Святая Церковь». Одновременно восставшие армяне послали делегацию в Константинополь, прося императора Маркиана (450457) послать им в помощь войско. Однако император ромеев, борясь с угрозой гуннов, не посчитал возможным начать войну с Персией. Несмотря на отрицательную позицию христианской империи, армяне не переставали посылать новости в Константинополь, прося молитв своих единоверцев. Их единственной надеждой теперь оставался лишь Господь. Тем временем правитель Армении Васак, который вначале стоял в первых рядах восставших, поменял свою позицию и перешел на сторону персов. Васак сам начал гонения на христиан, грабя храмы, заключая в тюрьмы священников и борясь против св. Вардана. Таким образом, восстание против персов перешло в гражданскую войну, т. к. общество разделилось на два противоборствующих лагеря. Йездигерд в конце концов решил направить в Армению войско для окончательного подавления восстания. Св. Вардан продолжал вести свое войско, хотя из-за интриг Васака многие оставили его. Вера спарапета была сильнее окружавшего его отчаяния. В пятницу Пятидесятницы 451 г. армянское войско численностью в 66 тысяч человек дошло до поля близ деревни Аварайр. Вместе с войском находились Католикос Иосиф, знаменитый иерей Леонтий (Гевонд), епископы и священники. В лагере св. Вардан читал своим воинам книгу Маккавеев, воодушевляя их подвигами героев Священного Писания. В ночь перед сражением иереи отслужили Божественную литургию и, окрестив оглашенных, причастили всех воинов Св. Христовых Таин. 26 мая 451 г. произошла решительная битва, которая длилась целый день 26 мая 451 г. произошла решительная битва, которая длилась целый день. Персидское войско насчитывало 200 тысяч человек, в войске находились боевые слоны. На поле битвы они оставили около 3500 убитых, причем в основном из военачальников. Армянское войско потеряло 1036 воинов. На поле пал св. Вардан вместе со своим братом Амазаспяном, а также князья Хорен, Артак, Тачат, Амаяк, Нерсэ, Ваан, Арсен и Гарегин. Армянское войско, лишившись своих начальников, не смогло продолжить битву и рассеялось. После Аварайрской битвы многие из восставших были арестованы. Католикос Иосиф, иерей Леонтий и другие священнослужители были преданы мученической смерти в глубинной Персии. Позже в одной из битв пал и брат св. Вардана св. Амаяк Мамиконян.

http://pravoslavie.ru/113188.html

В большинстве своём, это были епархии Западной Армении. В итоге все эти события в отделившейся Армянской Церкви произвели брожения, которые могли бы привести к церковному воссоединению армян-монофизитов с греками. И временами такое воссоединение было близко к успеху; оно естественно усилилось благодаря объединительной и компромиссной политике императора Юстиниана I Великого (527–565 гг.). Хотя поначалу император и начал преследования противников Халкидонского Собора в греческой части Армении, что привело к возраставшему отчуждению между греками и армянами-монофизитами, но впоследствии император Юстиниан повернул свою политику в русле икономии: он уделял особое внимание греческой Армении, наводил там порядок, боролся со злоупотреблениями византийских чиновников, строил церкви и монастыри. На V Вселенском Соборе в 553 г. Армянская Церковь , формально не представленная, мыслилась как бы в союзе с Церковью Византийской. В знак братского единения читано было на Соборе послание св. архиепископа Саака Партева к св. Проклу Константинопольскому . Восстание армян (в 572 г.) против персов под водительством князя Мамиконяна (Вардана Второго), получившего помощь от императора Юстина II (565–578 гг.), на время низложило персидскую власть в Двине. Однако сильное персидское контрнаступление заставило князя Вардана, католикоса Uoahha II (557–574 гг.) и других вождей восстания бежать в Константинополь, где Юстин II недавно опубликовал свою «Программу», и вновь решительно поддержать постановления Халкидонского Собора. В 573 г. армяне во главе с католикосом решили соединиться с Константинопольской Церковью и вступить в общение с халкидонитами. Католикос Иоанн II умер в Константинополе год спустя. Надо отметить, что армянское восстание против персов (в 572 г.) под руководством полководца Вардана оживило интерес к грекам. Хотя эта семилетняя борьба, как и первое восстание полководца св. Вардана Мамиконяна (Первого) полтора века тому назад, были персами подавлены, но в 589 г. был заключён военный союз армян с греками; в это время император Флавий Маврикий (582–602 гг.), вмешавшись во внутренние усобицы персов, с помощью своего знаменитого полководца, армянина-халкидонита Нарсеса, посадил на шахский престол Хосрова; взамен шах Хосров (590–628 гг.) уступил Маврикию часть Армении.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Святой великомученик Вардан родился в семье спарапета Армении Амазаспа Мамиконяна и Саакануйш – дочери святителя Саака Великого . Детские годы Вардан и двое его братьев – Амаяк и Амазаспян провели под духовным руководством своего деда, упражняясь как в духовном делании, так и в физической подготовке для дальнейшего воинского служения. Достигши зрелости, Вардан женился и стал отцом двух дочерей – блаженной Вардени-Шушаник и Вардануйш. Вскоре Вардан занял должность спарапета: всемудрый Промысл Божий призвал его на служение Церкви и Отчизне в судьбоносный для Армении момент, когда решался вопрос, продолжит ли она свой исторический путь как христианская страна или нет. Еще в 387-м г. царство Великой Армении было разделено между его соседями Восточно-Римской империей (Византией) и Сасанидской Персией. Огнепоклонники-персы всерьез были озадачены христианской верой армян, не только из-за религиозного фанатизма, но и из-за политических интересов, т. к. христианская идентичность Армении и ее соседей играла важную роль в их политической ориентации. В 428-м г. в персидской части Армении была упразднена царская династия Аршакидов, и страна из царства была превращена в обычную провинцию персидского государства. Персы дожидались подходящего времени для подавления местных князей и Церкви, которые продолжали сохранять свой вес и авторитет в стране. Персидский царь Йездигерд II (438457) постепенно начал репрессии по отношению к христианам военнослужащим зороастрийской Персии, и особенно по отношению к армянам, т. к. они более всех отличались своим благочестием. В ходе репрессивных мероприятий пострадало немало людей, среди которых отличился своим мученическим подвигом святой князь Гарегин. В 447-м г. прибыл в Армению Деншапух – специальный уполномоченный персидского двора, который провел опись всех ресурсов страны. Льготы Церкви и духовенства были отменены, а налоги чрезмерно увеличены. На ключевые должности были назначены персы. По замыслу Йездигерда, ослабление власти местных князей и Церкви вместе с тяжелым налогообложением должно было способствовать распространению в народе зороастризма, как способа избавления от тяжелого финансового гнета. Налоги же действительно были настолько велики, что сами персы удивлялись, как еще продолжает существовать страна, которую до такой степени изнурили!

http://pravoslavie.ru/113188.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010