Полуразрушенная усыпальница святителя Саака Тем временем князья, приведшие страну к трагедии, горько сожалели о содеянном и умоляли святителя вернуться на свою кафедру вместо Шмуела, умершего в 437 году. Католикос простил кающихся, однако отказался снова взойти на престол. Через два года, 7 сентября 439 года, во время совершения над ним Таинства Елеосвящения, маститый старец отошел в вечную жизнь, оставив безутешными преподобного Маштоца, своих учеников и весь народ. Честные его мощи были перенесены и погребены вблизи г. Аштишат, а над ними была построена гробница . Великий Саак, по слову его ученика и отца армянской историографии Мовсеса Хоренаци, «родился смертным, но оставил по себе бессмертную память». Рейтинг: 9.6 Голосов: 211 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  Святитель Нерсес I Великий, католикос Армении (353–373).  Имя «Саакануйш» в переводе с армянского означает «Сладость Саака». Саакануйш вышла замуж за спарапета (главного военачальника) Армении Амазаспа Мамиконяна и родила трех сыновей – Вардана, Амаяка и Амазаспяна. Последние удостоились мученического венца в 451 г., сражаясь против персов, которые пытались уничтожить в Армении христианство и насадить зороастризм.  Усыпальница святителя Саака в числе многих других святынь была осквернена во время геноцида армян в 1915 г. Сейчас она находится в полуразрушенном состоянии в исторической провинции Тарон Западной Армении (ныне на территории Турции). скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии м.Фаддей-Тадеос 8 сентября 2019, 02:13 Очень познавательная статья. Спаси Господь автора! Макс 28 сентября 2018, 04:18 Армяне не монофизиты,потому что монофизиты- это евтихиане,т.е. последователи архимандрита Евтихия, Евтихий анафематствован ААЦ на Соборе в Вагаршапате 491 года, на I и II,IV,VI Двинских Соборах, на Соборе 726 года в Манацкерте, на Манацкертском Соборе 726 года анафемаатствованы монофизитские богословы: Севир Антиохийский,Юлиан Галикарнасский и это только с V по VIII век,правда на тех же Соборах анафематствован и Халкидонский Собор 451 года, но это уже другая история...

http://pravoslavie.ru/115552.html

В своем «Тактиконе» св. Никон Черногорец († 1060) свидетельствует о монахах армянах-халкидонитах, состоявших в братстве Антиохийских монастырей, относительно которых он указывает на их полезную деятельность в качестве полемистов: «И доднесь отцы наши и патриархи берут их с Богом на борьбу с врагами, когда на соборе возбуждается что-либо против еретиков-армян, так как они сведущи в их языке и писаниях. И недавно ещё при блаженных патриархах в наше время случилось, как некоторые из них в весьма малом количестве не дали отнюдь еретикам (армянам) и слово испустить или языком шевельнуть, хотя еретиков-армян и было весьма много». Как не сказать и о том, что одним из выдающихся и ведущих народов многонациональной Византийской Империи были армяне, среди которых было огромное множество православных 71 . Из среды армяно-халкидонитских общин Византии были выдвинуты знаменитые императоры и императрицы: Ираклий I 72 , Артавазд 73 , Мария 74 , св. Феодора 75 , Василий I Македонянин 76 , Никифор II Фока 77 , Иоанн I Цимисхий 78 ; легендарные полководцы: Нарсес 79 , Мжеж Гнуни 80 , Иоанн Куркуас 81 , св. Феодор Гаврас 82 и многие др.; патриархи константинопольские: св. Стефан I (память мая 17 (30)) 83 , Феофилакт Лакапин (Ваштакян) 84 , Михаил II Куркуас (1143–1146) и др. Добавим, что кроме императоров, патриархов и военачальников, большую роль в жизни Византии играли армянские халкидонитские чиновники, купцы и строители, особенно в эпоху Македонской (Армянской) династии (IX–XI вв.). В IX в. множество учёных армян-халкидонитов преподавали в школах и монастырях, а также в знаменитом Магнаврском университете Константинополя: Вард Мамиконян (брат Феодосии, супруги Льва V Армянина), ученый-астроном Баграт-Панкратиос, философ Фет, грамматик Комитас, знаток математики, астрономии, технических наук и собственно сам ректор Магнавра Лев (Левон) Математик, патриарх Иоанн Грамматик 85 и др. (хотя двое последник впоследствии впали в иконоборчество); писали исторические, правовые, научные, философские и богословские труды: хронограф Иосиф Генесий (IX в.), сын видного патриция Константина Армянина; полководец Катакалон Кекавмен (XI в.), магистр и дукс Антиохии; Георгий Вардан, митрополит Керкирский (XII–XIII вв.); известный математик Артавазд Николай Рабдас из Смирны (1320–1370 гг.); знаменитый юрист, солунский префект и номофилакс Константин Арменопул (1320–138083 гг.) и многие др.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Во второй половине V в. знаменитый епископ Варсаума Нисибинский, поддерживаемый сассанидским двором, активно распространял несторианство в Персии. Тем временем императоры Зенон и Анастасий начали заступаться за монофизитов в Персии и таким образом вновь установили отношения с Арменией. В 505-506 гг. состоялся собор в Двине, на котором армяне отвергли несторианство и приняли кирилловское исповедание веры; они осудили Феодора Мопсуэстийского, Иву, Феодорита, Нестория и Варсауму и заявили, что «греки, армяне и грузины держат одну веру». В общем, они приняли «Энотикон» и таким образом считали себя вновь присоединившимися ко мнению Вселенской Церкви. Эта позиция осталась у них и после отвержения «Энотикона» Юстином I в 518 г. В середине VI в. армяне сблизились с более радикальными монофизитскими кругами в Сирии и восприняли от них афтартодокетизм. Собор в Двине 555 г. осудил не только Евтиха, «три главы», Нестория, томос папы Льва и Халкидонский Собор, но и Севира Антиохийского за его учение о «тленности» тела Христова. Таким образом, в эволюции официальной позиции армян в Персии сыграли роль богословские, исторические, культурные и политические факторы. Они определялись необходимостью выжить, защитой против несториан и сложностями, испытываемыми всеми не-греками в понимании греческих богословских терминов. (Напомним, что по-армянски «физис», «усия» и «ипостась» передавались одним словом «пнутиун», так что две природы Халкидонского Собора понимались как два лица.) В Византийской империи армяне, после греков, играли самую важную роль. Великие полководцы Юстиниана Велизарий и Нерсес были армянами; императоры Маврикий и Ираклий, так же как и несколько их преемников, были армянского происхождения. Но они, конечно, были халкидонцами, так же как и множество армянских церквей на римской территории, поэтому очевидно, что, если бы византийцам больше везло в войнах с Персией, Армения вполне могла бы стать халкидонской. В 572 г. армянские повстанцы, возглавляемые Варданом Мамиконяном, получили поддержку от императора Юстина II и изгнали персов из Двина. После контрнаступления персов князь Вардан, католикос Иоанн II и другие вожди восстания были вынуждены бежать в Константинополь. В 573 г. вся эта большая группа беженцев в Константинополе во главе с католикосом Иоанном II приняла «Программу» Юстина II и воссоединилась с Церковью.

http://sedmitza.ru/lib/text/434769/

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВАРДАН ПОЛКОВОДЕЦ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Вардан Мамиконян. Картина армянского художника Мартироса Атуняна. Редакция текста от: 10.07.2012 14:53:59 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/20901.html

Повестью о святой мученице Шушанике открывается новая книжная серия издательства Первопрестольного Святого Эчмиадзина 22 июня 2007 г. 18:01 В издательском отделе Первопрестольного Святого Эчмиадзина издана биографическая повесть «Шушан-Вардени» о дочери легендарного армянского полководца V века Вардана Мамиконяна — Шушаник Мамиконян, принявшей мученическую смерть во имя Христа. Как сообщили в пятницу агентству «Новости-Армения» в пресс-канцелярии Первопрестольного Святого Эчмиадзина, повесть основана на мартирологе V века, где рассказывается о страданиях Шушаник (Вардени), которые она претерпела от своего мужа, грузинского бдешха (наместника царя) Вазгена, отрекшегося от христианства и принявшего зороастризм. В книге повествуется о мужественном стоянии за веру дочери Вардана Мамиконяна, которая предпочла мученичество отречению от Христа. Повесть Анаит Парсамян «Шушан-Вардени» издана по благословению Католикоса-Патриарха всех армян Гарегина II и меценатской поддержке Ереванского государственного медицинского университета имени Мхитара Гераци. Этой повестью издательство Первопрестольного Святого Эчмиадзина начинает издание серии книг, в которую войдут исторические романы, повести, рассказы, поэтические произведения, повествующие о различных эпизодах истории Армении и борьбе сынов армянского народа за христианскую веру и национальную самобытность. Святая мученица Шушаник (Шушаника), княгиня Ранская († 475), почитается в Русской, Грузинской и Армянской Церквах. Ее житие «Мученичество святой Шушаники», написанное духовным отцом подвижницы Иаковом Цуртавели, считается древнейшим оригинальным памятником грузинской литературы. Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/260923.htm...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АВАРАЙРСКАЯ БИТВА Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Аварайрская битва. Картина армянского художника Григора Ханджяна. Аварайрская битва - знаменитое сражение периода освободительной борьбы армянского народа против персидских завоеваний. Произошло 26 мая 451 г. в долине Аварайр. Поднявшиеся на борьбу за независимость и свободу армянские князья, горожане и духовенство проявили героизм и самоотверженность. Обе стороны понесли большой урон. Победа иранцев, армия которых была в 3 раза больше армянской (200 тысяч персов против 66 тысяч армян), не была решающей. Народ считал эту войну священной. Полководца Вардана Мамиконяна , возглавившего армян и его соратников, погибших в бою, прозвали «мучениками отчизны». Героическая Аварайрская битва, известная и как «Война Вардана и его сподвижников», на протяжении веков воодушевляла армянский народ; она стала символом его самоотверженной освободительной борьбы и свободолюбия. Павшие в бою Вардан Мамиконян и 1036 воинов были причисленны Армянской апостольской церковью к лику святых. Использованные материалы Редакция текста от: 12.07.2012 18:42:38 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/21428.html

Календарь Материалы 26 февраля 2003 г. [Поместные Православные Церкви/Грузинская/Святые и святыни/Храмы и монастыри] Монастырь Гелати расположен в 4-5 км к северо-востоку от Кутаиси, древнего центра исторической провинции Западной Грузии Имерети. Этимологию названия монастыря производят от греческого «genathlakon» (рождение) и связывают с главным храмом монастырского комплекса, освященного в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Более древнее грузинское название монастыря «Генати» лишь подтверждает это положение. [Поместные Православные Церкви/Грузинская/Святые и святыни/Святые и подвижники благочестия] Святая Шушаника была дочерью спарапета (военачальника) Армении Вардана Великого (Мамиконяна), возглавившего в V веке борьбу за независимость своей страны от власти персов: Иран активно стремился подавить в странах Кавказа (Картли, Армении и Албании Кавказской) ощущение собственной национальной самобытности и превратить их в свою безликую покорную провинцию. Именно на этом историческом фоне разворачивается действие жития святой Шушаники. Новости 26 февраля 2003 г.

http://pravoslavie.ru/archive/030226

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВРААМ ЗЕНАКСКИЙ [Абраам Зенакаци; арм. (?) ] (V в.), исп., арм. еп., писатель. Род. в сел. Зенак, обл. Тайк (совр. Сев.-Вост. Турция). Во время антииран. восстания армян под предводительством Вардана Мамиконяна (450-451) присоединился к попавшим в плен нахарарам (см. Гевондиане ) и Католикосу Иосифу с его окружением; вместе с ними был депортирован в Иран, где глава Армянской Церкви и большинство его спутников приняли мученическую смерть. После того как в 462 г. А. З. смог вернуться в Армению, Католикос Гют рукоположил его во епископа гавара Бзнуник (области на северо-западе оз. Ван). А. З. перевел с сир. на арм. язык сочинение Маруты Майферкатского «Мученики Востока», известное также как «Деяния сирийских мучеников». Фома Арцруни упоминает о не дошедшем до нас историческом труде А. З., посвященном войне Варданидов. Лит.: · - ·//Hms. 1970. T. 84. P. 385-410; Esbroeck M. van. Abraham le Confesseur (Ve siècle), traducteur des passions des martyrs perses//AnBoll. 1977. T. 95. P. 169-179; Тер-Петросян Л. «Восточные мученики» Абрахама Исповедника (текстол. исслед.). Ереван, 1976 (на арм. яз.). В. А. Арутюнова-Фиданян Рубрики: Ключевые слова: ГРИГОР НАРЕКАЦИ (ок. 950 - 1003 или 1011), арм. духовный писатель и поэт, представитель восточнохрист. мистики, св. Армянской Апостольской Церкви (пам. в субботу 4-й Недели по Воздвижении Креста Господня, вместе со св. Переводчиками-вардапетами) НЕРСЕС ЛАМБРОНАЦИ (1153-1198), свт. Армянской Апостольской Церкви, архиеп. Тарса, писатель, ученый, философ, поэт, музыкант, переводчик, гос. деятель Киликийской Армении

http://pravenc.ru/text/62880.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АТОМ АТОМ (V в.), мч. Армянский (пам. арм. 19 авг.). Жестокие гонения на христиан, предпринятые правившими в Иране Сасанидами в V в., вызвали народные восстания в Армении, находившейся в политической зависимости от персид. державы. Крупнейшими из них были войны под предводительством князей из рода Мамиконянов - Вардана (451) и Ваана (80-е гг. V в.). Во время одной из них (скорее всего, последней) принял мученическую смерть за Христа и отечество владетельный кн. (тэр) А. из рода Гнуни, стоявший во главе отряда воинов; вместе с ним пали его юный сын, а также Варс из рода Востан, Нерсес Арвандуни, Вардзавор и мн. др. мученики, среди к-рых был и один перс-христианин. Об этих событиях повествует «Мученичество атомянцев» (V-VI вв.), один из древнейших арм. лит. памятников, посвященных воинам, погибшим в борьбе с иноземными захватчиками и причисленным к лику святых. Лит.: Соперк. 1854. Т. 19. С. 69-82 (на арм. яз.); Торосян О. Время мученичества Атомянцев. Венеция, 1899 (на арм. яз.); Армянские жития и мученичества V-XVII вв./Сост. К. Тер-Давтян. Ереван, 1994. С. 249-254. П. Б. Михайлов Рубрики: Ключевые слова: ЕРМИНИНГЕЛЬД († 24.03.585), мч. (пам. зап. 13 апр.; пам. греч. 30 окт.; в РПЦ пам. 1 нояб.; пам. арм. 29 марта)

http://pravenc.ru/text/76768.html

Муж сей, по имени Сурхан, происходил из народа тачиков, из прославленного, знатного и древнего рода. В годы правления великого Амазаспа 924 , сына Давида 925 Курапалата 926 , блаженный мученик Христов с арабскими войсками достиг страны Армянской, Айраратской области, Котайкской 927 земли. Он побывал в деревнях и селах, видел христианские порядки и благопристойную жизнь, богопочитания. По милости свыше и внушению Духа св. им овладела прекрасная мысль, и он постоянно, и днем и ночью, в сердце своем думал об истинной вере Христовой. Наконец он отлучился от близких, дабы обрести Христа, с его помощью спастись, обновиться вторичным рождением в Отце, Сыне и Духе святом и освободиться от служения бренности освящением купелью, и крещением своим он [хотел] утопить фараона в воде 928 и, не в силах более пребывать в [прежнем] служении, жаждал посвящения. И случилось это в [патриаршество] армянского католикоса Анастаса 929 и в правление достохвального армянского патрикия 930 Григора Мамиконяна 931 . И так как муж [сей] Сурхан был весьма любим и почитаем многими, армянский князь Григор подвел его к католикосу Анастасу и [просил] крестить. И тот с большой готовностью и с великой радостью совершил над ним обряд крещения святой купелью во имя Отца и Сына и Духа святого. И Григор Патрик с помощью патриарха и святой купели переименовал его, назвав именем своего отца Давида. Вскоре он превратился в обитель всесвятой Троицы, во исполнение обещания Христа: «Я с Отцом моим придем обитель у него сотворим» 932 . И апостол говорит: «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного» 933 и что «Во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» 934 . Также Исайя говорит: «И назовут тебя новым именем, которое нарекут уста Господа» 935 . И, наполнившись из семи родников благодати Духа св., сбрасывает он имя рабское и, покинув гору Синай, сиречь Агарь, которая вместе с детьми своими в услужении, возносится в вышний Иерусалим к сыновьям свободной [Сарры], которая всем нам мать, [мать] не Измаила, а Исаака, сына свободной. И восклицает вслед за Павлом: «Я сын не слуги, а свободного» 936 . Свобода , которой Христос освободил нас из рабства бренности, [приобщив] к свободе славы Сына Божьего.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010