Структура усыпальницы аналогична некоторым мавзолеям Сирии (Сухани и Миджлейа) 220 и Каппадокии (Вираншехир близ Инчесу) 221 IV в. Основное отличие Ахца – в наличие апсиды. Заметив различия плановой формы этой апсиды на разных уровнях и небольшую кривизну ее конхи, С. С. Мнацаканян предположил, что первоначальный замысел создания прямоугольной ниши вместо апсиды был изменен в ходе строительства 222 . Прямоугольная форма восточного завершения культовой постройки считалась до сих пор традиционной в этом типе армянских сооружений начиная с V в. (Гаяне, Ошакан, Амарас) 223 . Кладка апсиды в действительности выглядит вторичной, прислоненной к северной и южной плоским простенкам. Тут вполне могла быть не ниша, а проход, выводящий наружу 224 . В памятнике Сурб Вардан в Зовуни сохранился только нижний подземный этаж двухъярусной усыпальницы (предположительно Тачата Гнуни, павшего вместе с Варданом Мамиконяном в Аварайрском сражении 225 ). Расположена она в юго-восточной четверти квадратного в плане комплекса единой застройки. Ее северную половину занимала часовня зального типа с апсидой на востоке. Стиль богатого резного убранства капителей и баз пилястр часовни обнаруживает сходство с памятниками второй половины V века 226 . В комплексе монастыря Рипсиме в Эчмиадзине, к востоку от нынешнего храма, обнаружены остатки зальной сводчатой церкви IV–V вв. 227 Отсутствие в ней крипты, которая со времен Григория Просветителя составляла основу монастыря, подтверждает устойчивость традиции создания отдельного мартирия вблизи церкви. К концу IV – началу V в. относится другой ряд мемориальных построек – подземных (полуподземных) крипт с погребением в них останков христианских святых, строительство которых подтверждается историческими сведениями. Все они ныне находятся под алтарями храмов. Такие крипты сохранились в Ошакане (усыпальница создателя армянской письменности Св. Маштоца, 442/43 г.) 228 , в храме Св. Гаяне в Вагаршапате (крипта 387–438 гг. полностью перестроена в 1651–1652 гг., нынешняя церковь , восстановленная в то же время, – 630 г.) 229 и Амарасе (усыпальница епископа Григориса – внука Григория Просветителя, построена в 489 г.) 230 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Имена их вписаны в Книгу вечной жизни. И св. Маначир Рштуни со святыми соратниками, вступив в пределы своих владений, умерли в местности, именуемой Вочхарацванк, где и были подобраны мощи святых. Кости их покоятся в церкви, стоящей на холме. Так, пренебрегши своею жизнью во имя Господа нашего Иисуса Христа, приняли мученическую смерть отважные и храбрые исповедники в годы [царствования] нечестивого персидского царя Йездигерда. Так посрамили они надменного царя с его советчиком сатаной, укрепленные Богом – Отцом нашим и Господом нашим Иисусом Христом и св. Духом, которым слава вечная. Мученичество Шушаник Мученичество св. Шушаник является жемчужиной древнеармянской агиографии. Будучи создано во второй половине V в., в годы упорной борьбы армян, грузин и агван (кавказских албанцев) против персидских завоевателей, оно ярко отразило духовный мир людей – современников этой эпохи и вошло в ряд лучших памятников художественной литературы раннего средневековья. Написано оно талантливейшим мастером, очевидцем кровавой драмы, разыгравшейся в семье гугаркского бдешха между вероотступником Вазгеном (Васгеном) и его женой Шушаник – дочерью великого армянского полководца Вардана Мамиконяна. Исторической основой мученичества являются реальные события, происходившие во второй половине V в. Сасанидские цари, желавшие окончательно поглотить Восточную Армению, Иверию и Агванк (Албанию Кавказскую), прибегли к политике ассимиляции, мощным оружием которой являлась религия. Армяне, грузины и агваны сплоченно ответили войной. Решающая схватка произошла на Аварайрском поле (451 г.), где пало много армянских нахараров. Среди них геройской смертью погибли отец Шушаник спарапет Вардан Мамиконян и брат его Амаяк, Аршавир Камсаракан и другие. В результате коварной политики сасанидских царей между армянскими нахарарами и грузинскими князьями начались распри. Некоторые из них ради сохранения своего положения, предав интересы родины, отреклись от христианства и стали проводниками политики сасанидских царей.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Если так, то ученикам такого учителя не следует увлекаться своими мнениями, а нужно следовать св. писаниям, отнюдь не искажая их, как это делают еретики (стр. 228). Следующая затем историческая часть письма, составленная на основании «достоверного исследования и рассмотрения», содержит в себе немало неточностей, принадлежащих, может быть, отчасти и автору, а более того – неисправности текста 2294 . На 12 году 2295 после смерти св. Саака, в год гибели св. Вардана с его войсками, в католикосство Иосифа Гевондийца 2296 , состоялся Халкидонский собор (451 г.). Подвергаясь опасности со стороны персов, армяне не явились на собор, вследствие чего подлинное изложение соборных обстоятельств до них не дошло. Тем не менее, никаких —631— препирательств о соборе не существовало, и в Армении все его признавали, до Двинского собора, в течение 103 лет 2297 , т.е. от двух последних лет Маркиана (450–457) до десятого 2298 года Юстиниана (527–565) и шестого года патриаршества Нерзеса (II) Аштаракского. На 23-м 2299 году царствования персидского Хосроя, Нерзес созвал в Двине собор при содействии сирийца Абдишо 2300 , пришедшаго из Сарептского монастыря в Сасоке 2301 . Они приняли Диоскора, Флавиана, епископа города Набука, и александрийского Тимофея Элура, и перевели на армянский язык писания, с многочисленными клеветами на Халкидонский собор, за что получили звание младших переводчиков. По преданию, они утвердили в Армении учение об одном естестве божества и человечества во Христе, внесли прибавку в Трисвятую песнь (распныйся за ны) и, прокляв греков, отказались от общения с ними. Персидский царь был очень обрадован отказу армян от подчинения грекам 2302 и в исполнение ранее данных обещаний дал католикосу в приемыши своего сына 2303 , поручив ему же с епископами сбор налогов. Следующее сообщение письма или заимствовано автором из искаженных источников, или испорчено позднейшими переписчиками. —632— В шестнадцатом году армянскаго летосчисления 2304 , пишет Фотий, непокорный Вардан Мамиконян убил персидского наместника Сурена за то, что тот отнял почет у сословия благородных, окружив им епископов 2305 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вардану пришлось бежать в Грецию 2306 , а на семнадцатом 2307 году Юстиниана (т. е. 544), когда он строил св. Софию 2308 , в праздник св. Креста, Вардан отстранился от приобщения Таин с греками, ссылаясь на запрещение своих учителей. Тогда царь собрал из 130 членов собора с участием армян, которые и приняли халкидонские определения. Это – пятый собор 2309 . Переговоры о вере возобновились и при Маврикии, когда Мушег Мамиконян, покоривший Хозрою (Хозрой II, 590–628) персидское царство греческими и армянскими войсками 2310 , с почетом возвратился от Хозроя в Грецию. Был составлен новый собор, называющийся шестым, из 160 епископов, из них 21 армянских, и армяне, исследовав Халкидонский собор, приняли его, во дни католикоса Моисея 2311 . Более точно составлена заключительная часть исторического отдела – об унии при Ираклии. —633— Сокрушив персов, Ираклий вошел в г. Гарин (Эрзерум) и созвал католикоса Эзра и множество армянских епископов, а также сирийцев. После тридцатидневных расследований, армяне одобрили Халкидонский собор «по своей воле, а не по принуждению». Но Иоанн Майрагомский, страдавший язвою Савеллия и Петра Антиохийского, возмущал армян, за что во дни Константина, сына Ираклия (641), католикосом Нерзесом Строителем и князем Феодором Рштунием был заклеймен на челе изображением лисы и сослан на Кавказ. Впрочем, по смерти Нерзеса, он вернулся и осуществил свои замыслы на соборе Манзертском (651), когда была переведена Саргисом на армянский язык книга Юлиана Галикарнасского 2312 . Итак, армянская церковь , несмотря на свое случайное отделение от вселенской, не порывала с нею окончательно отношений, по временам подтверждая свой союз с нею. Переходя к прямым доводам в защиту православия греко-римской, точнее, вселенской церкви, Фотий выдвигает три главных, отмеченных выше, соображения, рассуждая так (стр. 231 и дал.). Если неправо столь многочисленное (630) собрание епископов в Халкидоне, то не они только повинны, но и их последователи, иначе говоря, весь мир до скончания веков.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 МЕСРОП МАШТОЦ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Месроп Маштоц. Миниатюра из " Грамматики " Симеона из Джульфы, 1776 г. Институт Матенадаран, Ереван Свт. Саак и прп. Месроп. Икона Одновременно святой Месроп продолжал апостольские странствия по всему царству, открывал школы и основывал монастыри. Детей, отличавшихся умом и способностями к пению, он брал с собой и учил их новому армянскому письму и церковному пению. По сообщению Мовсеса Хоренаци , преподобный Месроп побывал в Иверии , где с помощью некоего переводчика Джала составил письмена иверского языка. Ему содействовали в этом царь Бакур и епископ Моисей. Также он посетил Кавказскую Албанию , где встретился с царём Арсваленом и предстоятелем Алванской Церкви Иеремией и способствовал распространению албанской письменности, изобретённой им совместно с переводчиком Вениамином из Сюника и епископом Ананией . По условиях мира, заключённого ок. 387 года между святым императором Феодосием Великим и персидским шахом, часть Армении вошла в Восточную Римскую Империю . Преподобный Месроп был отправлен с посольством в Константинополь , где встретился с благоверным императором Феодосием II и святителем Константинопольским Аттиком . Он хотел получить разрешение распространять алфавит и заниматься миссионерством среди армян, проживающих за пределами Армении. Святой Месроп и его спутник Вардан Мамиконян были приняты с почётом. Армянский католикос получил право открывать школы за счёт имперской казны, и его церковная власть распространилась на армян, живущих на территории империи. Святитель Исаак и преподобный Месроп отправили двух учеников в Эдессу , чтобы они переводили священные тексты с сирийского на армянский. Когда те затем отправились в Константинополь, к ним присоединились Корюнд и Гевонд, чтобы завершить изучение греческого языка. Столицу империи они покинули около 432 года, имея на руках полный греческий текст Священного Писания и Правил Никейского Собора , и вернувшись на родину, продолжили работу над переводом Священного Писания, пользуясь теперь и греческим текстом.

http://drevo-info.ru/articles/20842.html

Шахапиванский Собор (446/47) принял вошедшие в свод канонического права ААЦ 20 правил против еретиков и сектантов. Всел. IV Собор в Халкидоне (451) состоялся без участия арм. представителей - в это время армяне во главе с Варданом Мамиконяном вели борьбу за само право исповедовать христ. веру. Узнав о его решениях, арм. богословы отказались их признать, увидев в учении о двух природах Христа возрождение несторианства. В неприятии Халкид. Собора сыграло немалую роль и решение о возвышении столицы Византии в церковной иерархической структуре: 28-й канон подчинял К-полю кафедру Кесарии Каппадокийской, в чем в Армении видели угрозу собственной церковной независимости. В 491 г. на Соборе в Валаршапате ААЦ приняла выработанную в Византии компромиссную объединительную формулу - «Энотикон» имп. Зинона, а I Собор в Двине (505/06) в сдержанной форме вынес осуждение догматическим «новшествам». После отмены «Энотикона» в Византии (519) Армянская Церковь вернулась к рассмотрению этого вопроса, и на II Двинском Соборе (554/55) халкидонские определения и «Томос» папы свт. Льва I Великого были отвергнуты и осуждены. В это же время арм. католикос получил титул Патриарха, что было призвано уравнять его статус с предстоятелями 5 главных престолов Византийской империи. Также было принято особое летосчисление - арм. эра, ведущая начало с 11 июля 552 г. от Р. Х. Попытки Византийской империи приобщить армян к Православию не прекращались. В 591 г. произошел 2-й раздел Армении, в результате к-рого большая часть страны оказалась включена в состав империи. При поддержке Византии был образован правосл. (халкидонитский) Католикосат в Аване , противостоявший арм. католикосу, находившемуся в Двине на персид. территории (об арм. общинах, признавших Халкид. Собор, см. ст. « Армяне-халкидониты »). Грузинская и Албанская Церкви, развивавшиеся в тесной связи с ААЦ и издавна находившиеся с ней в братских отношениях, в VI в. придерживались одинаковой позиции по вопросу о Халкид. Соборе. Однако в них возникли различные партии: сторонники халкидонского вероучения, ориентировавшиеся на Византию, и его убежденные противники, поддерживаемые Ираном.

http://pravenc.ru/text/76124.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ДАВИД ДВИНСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Давид Двинский, Армянский (+ ок. 703 ), мученик Память 23 декабря Сурхан, в крещении Давид, происходил из персидского княжеского рода Хорасана и появился в Армении в годы правления «великого Амазаспа», который был назначен правителем страны после смерти своего тестя Феодора Рштуни (658 г.) и оставался в этой должности три года (658-661 гг.). Сурхан участвовал в походе арабов на Армению в VII в. при патрикии Армении Григоре Мамиконяне (661-685 гг.) и католикосе-халкидоните Анастасии (661-667 гг.), приемнике и бывшим постельничим св. Нерсеса Строителя. Согласно Мученичеству, в Армении Сурхан пришел к великому князю Григору просил его дать ему Христово крещение. Великий князь, став восприемником его от воды святой купели, назвал его именем своего отца Давида и пожаловал ему во владение селение Дзаг Котайкской области. Св. Давид мученически пострадал от востикана Абдаллы «после того, как сарацины овладели страной Армянской», т. е. примерно в 703 г., когда армянских наместников или правителей впервые сменили арабские востиканы. Абдалла истязал св. Давида страшными побоями, оковами и тюрьмой за веру в Христа. Но непокорившийся и мужественно устоявший святой старец был распят на кресте и, пронзенный стрелой, скончался . Мученическая смерть Давида Двинеци датируется 22 января 703 г. Дата уточнена И. Абуладзе на основе содержащегося в грузинской рукописи X в. перевода Жития Давида, который был сделан с древнеармянской рукописи VIII в. В западных православных календарях св. Давид упоминается как Давид Эчмиадзинский . Мученичество Давида Двинского является одним из популярных мартириев армянской агиографии раннего средневековья. Исторические и побочные источники позволяют установить лишь приблизительное время возникновения Мученичества. Самое раннее упоминание о нем встречается у Ованеса Драсханакертци. Оно также было хорошо известно многим историографам X-XIII вв. – Степаносу Таронеци, Самвелу Анеци, Мхитару Айриванеци, Вардану Аревелци, Киракосу Гандзакеци. Свидетельством существования «Мученичества Давида Двинского» ранее X века является также грузинский перевод.

http://drevo-info.ru/articles/23087.html

Святая мученица Шушаника, царица Картли (версия для печати)/Православие.Ru Святая мученица Шушаника, царица Картли Православие.Ru , 26 февраля 2003 г. Память 28 августа/10 сентября Святая Шушаника была дочерью спарапета (военачальника) Армении Вардана Великого (Мамиконяна), возглавившего в V веке борьбу за независимость своей страны от власти персов: Иран активно стремился подавить в странах Кавказа (Картли, Армении и Албании Кавказской) ощущение собственной национальной самобытности и превратить их в свою безликую покорную провинцию. Именно на этом историческом фоне разворачивается действие жития святой Шушаники. Ее супругом был питиахш (правитель) Южного Картли Варскен. Как повествует житие святой, в «8-й год правления иранского шаха Пероза» (466 год) он отправился в Иран и принял маздеизм (зороастризм), поддерживая тем самым агрессивную политику иранских шахов. Шах, идя навстречу его просьбе, отдал ему в жены «дочь царя», которая по армянским источникам приходилась шаху не дочерью, а тещей. Варскен же, в свою очередь, обещал обратить в маздеизм первую жену и детей. Святая Шушаника, узнав о решении мужа от гонцов, отвела трех своих сыновей и дочь в церковь и молилась вместе с ними о спасении их душ, а после вечерней службы уединилась в одной из келий поблизости церкви, продолжая молитву. Спустя три дня возвратился Варскен и пытался уговорить жену вернуться домой, но безрезультатно. Потеряв терпение, он послал к ней своего брата Джоджика с супругой и придворного епископа, велев передать, что если она не возвратится, он «волоком притащит» ее. Поддавшись на слезные уговоры родственников и не желая, чтобы дело дошло до кровопролития и они пострадали по ее вине, святая взяла Евангелие и «книги мучеников», и, воскликнув: «Господи Боже, ты знаешь, что я всею душою иду на смерть!», вернулась во дворец, остановившись в одной из далеких комнат. Спустя два дня Варскен пригласил во дворец Джоджика с женой и устроил ужин, вновь надеясь с их помощью склонить супругу к отречению от Христа. Святая не притрагивалась ни к еде, ни к питью, и когда свояченица стала принуждать ее, Шушаника выбила из ее рук стакан вина. Варскен разъярился и избил и жену, и пытающего вступиться за нее Джоджика. Заковав Шушанику в кандалы, он заточил ее в одной из комнат дворца, а сам, как повествует житие, отправился на охоту, надеясь, что со временем она изменит свое решение.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Использованные материалы ЙЕЗДИГЕРД II Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Монета времён Йездигерда II с изображением шаха. Восстание в Армении Наиболее значительным предприятием шаха в его стараниях уничтожить Христианство стала попытка заставить Армению принять зороастризм. Для этого Йездигерд с самого начала правления избрал политику экономического и административного притеснения христиан. Он провёл среди армян перепись и увеличил с них налоги, причём подати стала платить и Армянская Церковь , чего раньше не было. Он отправил лучшие полки армян сражаться вдали от родных мест, на восточных границах. Затем шах потребовал от армянских нахараров принять зороастризм. Собор светской знати и духовенства, состоявшийся в Арташате , царю отказал. Тот вызвал и задержал у себя наиболее знатных нахараров, требуя от них совершения зороастрийских обрядов, угрожая в противном случае отнять право владеть тэрутюнами (наследственное земельное владение) и вообще занимать какие-либо государственные должности. Многие притворно сменили веру, но армяне единодушно отвергли отступников, вернувшихся домой: их приказам не подчинялись воины и слуги, от них отрекались близкие. В итоге эти и другие нахарары подняли восстание. Поводом для открытого конфликта стала попытка открыть храм огня в одном из армянских городов. Присланных мобедов армяне перебили, и страна начала собирать ополчение и искать союзников, первым делом обратившись с просьбой о помощи к византийскому двору. Император Маркиан отказался нарушить мирный договор с Ираном, заключенный его предшественником Феодосием II , однако армяне сами начали военные действия, захватили и разрушили крепость Дарбанд , называвшуюся тогда Шахристан-Йездигерд. Йездигерд II, которому в разгар войны с кидаритами совершенно не хотелось начинать и гражданскую войну, пообещал простить мятежников, но армяне не поверили шаху. Марзпан Персидской Армении Васак Сюни (армянин, принявший зороастризм) пытался не допустить развития конфликта и всячески препятствовал распространению армянского восстания, но его политика не спасла положение. На подавление мятежа шах направил войска во главе с полководцем Михр-Нарсе. 26 мая 451 года у деревни Аварайр произошла кровавая битва между армянами и персами. Потери сторон были огромны. Глава восставших танутэр Вардан Мамиконян пал на поле битвы, но результат сражения оказался сомнительным. В конце концов армяне были разбиты, однако право исповедовать Христианство отстояли, хотя некоторых нахараров и иереев шах подверг казням и ссылкам. Васак Сюни занял Дарбанд, но в 452 году гуннские племена, союзники восставших, снова разрушили укрепления.

http://drevo-info.ru/articles/13671956.h...

Командовал восставшими Вардан Мамиконян, принадлежавший к одному из самых знатных армянских родов. Состоялось сражение, в котором ополчение, насчитывавшее двадцать тысяч воинов, разбило персов, на поле боя пал и марзабан Сурен. По примеру армян от Хосрова отложился царь иверов Гурген. Перед угрозой неизбежного повторения карательных экспедиций персов армяне отправили своих посланцев в Константинополь просить императора взять их «под власть Рима, чтобы они могли приносить жертвы Богу в безопасности» 491 . Евагрий, правда, в отличие от Иоанна Эфесского, Михаила Сирийца и Феофана Исповедника , относит это посольство ко времени до гибели Сурена 492 . Версия Иоанна Эфесского и Михаила Сирийца представляется, однако, более достоверной. В 572 г. Хосров направил в Константинополь своего посла Севохва, который должен был добиться продления перемирия, но при условии, что римская сторона возобновит выплату дани, имевшей фиктивное прикрытие оплаты расходов Ирана на оборону от варварских вторжений через Каспийский проход в Закавказье. В ходе переговоров затронута была и ситуация, сложившаяся в Персоармении. Если верить Евагрию, она стала главным предметом переговоров, но, по Менандру, «шах дал указание Севохву всеми способами добиваться сохранения мира – ради этого персы даже решили не поднимать вопроса о событиях в Персоармении и об участии в них византийцев; армянская проблема была затронута в ходе переговоров самим Юстином Младшим» 493 . По Евагрию, он сказал, что «мир закончился, и невозможно христианам отвергать христиан, ищущих убежища у них во время войны» 494 . Так началась война. Магистром армии или, по-гречески, стратигом Востока, Юстин назначил племянника Юстиниана Великого патриция Маркиана. В его распоряжении, однако, было недостаточно сил, он «вел за собой небольшой отряд воинов, к тому же невооруженных, вместе с какими-то крестьянами и пастухами, взятыми из тех провинций, которые обязаны поставлять [рекрутов]» 495 . И все же в конце лета 572 г. армия Маркиана перешла Евфрат и расположилась в приграничной провинции Осроене, откуда стратиг послал в соседнюю Арзанену, принадлежавшую Ирану, три тысячи лучших воинов из тех, что были у него под рукой.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010