Первое было бы неудачно, потому что вы не примите их; а последнее представляется удивительным, когда я сражаюсь с вами вашем же оружием, заимствую у вас доказательства не заподозренные вами. О поэзии Гомера, его происхождении и времени, когда он процветал, исследовали следующие древнейшие писатели: Феоген Ригинский, бывший в царствование Камбиза, - Стезимброт Тасский, Антимах Колофонский, Геродот Галикарнасский и Дионисий Олинфский; после них Эфор Кумский, Филохор Афинский, Мегаклид и Хамелеон - перипатетики; потом грамматики: Зенодот, Аристофан, Каллимах, Кратес, Эратосфен, Аристарх и Аполлодор. Из числа их Кратес говорит, что Гомер жил прежде возвращения Гераклидов, спустя восемьдесят лет после троянской войны; по Эратосфену спустя сто лет от взятия Трои, по Аристарху около ионийского переселения, бывшего спустя сто сорок лет после троянских событий, по Филохору - после ионийского переселения при архонте афинском Архиппе, спустя сто восемьдесят лет после троянской войны. Некоторые говорили, что он был за девяносто лет до олимпиад, то есть спустя триста семнадцать лет после взятия Трои; другие полагали время его жизни еще позднее и говорили, что Гомер был современником Архилоха, - а Архилох жил около двадцать третьей олимпиады, во времена Гигеса Лидянина, в пятисотых годах после троянской войны. Того, что мы сказали вкратце о времени жизни вышеупомянутого поэта, т. е. Гомера и о разногласии писателей, говоривших о нем, достаточно для тех, которые могут внимательно исследовать эти свидетельства. Можно бы, конечно, доказать и ложность мнений о самых происшествиях. У кого не согласна хронология, у того и история не может быть истинной. Не от того ли бываю ошибки в счислении времени, что излагают неистинное? 33. Поэтому я решился посредством вещей, которые вы сами уважаете, доказать разумность наших учреждений и безрассудство ваших. Послушайте, до чего доходит пустота у эллинов, - вы, которые говорите, что мы занимаемся пустяками среди женщин и юношей, среди девиц и старух и насмехаетесь над нами за то, что мы не с вами.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/559/...

Тростниковое перо использовалось для письма по пергаменту и папирусу. Чернила обычно изготовлялись из угля, смолы и воды. Виды древних книг Свитки изготовлялись из склеенных один за другим листов папируса, наматываемых затем на палку. Размеры свитков ограничивались удобством использования. Текст обычно наносился только на одну сторону. Двусторонний свиток назывался по-гречески «опистограф» ( Отк. 5:1 ). Некоторые свитки достигали в длину 40 с лишним метров. Средняя длина свитка составляла 6–10 м. Неудивительно, что Каллимах, библиограф при Александрийской библиотеке, говорил, что «от больших книг – большие неудобства». Книги («кодексы»). Чтобы облегчить чтение и делать книги не такими громоздкими, листы папируса, исписанные с двух сторон, складывались вместе. Гринли пишет, что основной причиной появления таких книг было христианство . Античные авторы писали на свитках папируса вплоть до 3 века от Р.Х. Виды письма Унциальное письмо отличалось тщательно выписанными заглавными буквами. Его называли ещё «книжным», «печатным» письмом. Ватиканская и Синайская рукописи Библии выполнены унциальным письмом. Минускульное письмо вошло в употребление с девятого века. Оно было создано специально для переписывания книг и состояло из небольших связанных между собою букв. Греческие рукописи не имеют промежутков между словами. До 900 г. от Р.Х. древнееврейский язык не записывал гласных звуков. Его реформа была проведена масоретами. Брюс Метцгер так отвечал тем, кто находил непрерывно записанный текст трудным для восприятия: «Не следует, однако, думать, что такие двусмысленности часто встречались в греческом языке. В этом языке, как правило, с немногочисленными исключениями, исконно греческие слова могут оканчиваться только на гласную (или дифтонг) или на одну из трёх согласных – «В», «П» или «С». Более того, даже для чтения непрерывный текст не представлял особых трудностей, поскольку в древности читали обычно вслух, даже в одиночестве. Таким образом, несмотря на отсутствие промежутков между словами, читающий произносил текст слог за слогом, быстро привыкая к непрерывному тексту.» Деление Библии

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/neos...

583 Мы не располагаем удовлетворительным жизнеописанием великого эк-сапорита. Он часто упоминается в константинопольских источниках своего времени, особенно у Дапонте и Кантемира, а также во всех сочинениях того времени, в которых идет речь о Леванте или дипломатии эпохи. См.: Jorga N. Byzance apres Byzance. P. 203–207; Stourdza A. Op. cit. P. 35 ff; Legrand Ε. Genealogie des Maurocordatos de Constantinople. P. 10 ff. См. также романтический очерк: Bibesco. Op. cit. P. 72–114. О проведенных им реформах образования см. выше: Кн. II, гл. 3. 588 О деятельности Константина Бранковича см.: StourdzaA. Op. cit. P. 47 ff. Там приводятся ссылки на подлинные румынские источники. Cantemir D. Op. cit. P. 371–372 приводит предвзятый рассказ о нем и его семье на основании сплетен. 589 О Димитрии Кантемире и его сочинениях см.: CantemirD. Op. cit. P. 455–460. Естественно, что в «Истории» дается весьма тенденциозная оценка его деятельности. 590 Jorga N. Byzance apres Byzance. P. 224–225. См. также: HypsilantisA. С. Τ μετ την " Αλωσιν (1453–1789). Σ. 320 ff. 591 Jorga N. Byzance apres Byzance. P. 224–225. См. также: HypsilantisA. С. Τ μετ την " Αλωσιν (1453–1789). Σ. 320 ff. 592 Wilkinson W. Op. cit. P. 95–98; XenopolA. D. Histoire des Roumains. Vol. II. P. 207–212. О Константине Маврокордато см.: Hypsilantis A. Op. cit. P. 340–349; Jorga N. Byzance apres Byzance. P. 231–232. Список господарей см.: Stourdza A. Op. cit. P. 89–90. 594 См.: SetonWatson R. W. A History of the Roumanians. P. 126–143. В начале XIX в. д-р Роберт Вэлш говорит, что восемь семей фанариотов получили княжеский титул – Маврокордато, Мурусси, Ипсиланти, Каллимахи, Сутцо, Ка-раджа, Хантчерли и Маврогенисы (Residence at Constantinople during the Greek and Turkish Revolutions. Vol. II. P. 402–403). Он не упоминает семьи Кантакузи-нов, Гика и Раковица, которые также были княжеского происхождения. 595 MacMichael W. Journey from Moscow to Constantinople. P. 107. Он описывает помпезность и блеск дворов фанариотов: Ibid. Р. 92 ff. Граф де Отерив через тридцать лет подобным образом комментирует славу князя (Voyage en Moldavie. P. 368).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В шумерском и аккадском искусстве он используется в тех сценах, где жрецы и цари влекут избранных к божествам. Этот жест есть уже на памятниках середины III тыс. до н.э.; он довольно распространен с III династии Ура в старовавилонской глиптике. Как пример приведем рельеф на цилиндрической печати «Жрец и женщины» (I пол. III тыс. до н.э., рис. 2). На печати «Эа творит суд над Зу» держащий Зу расположен у него за спиной и жест этот выглядит особым образом (рис. 3); можно предположить, что это связано с тем, что Зу влекут силой, против его воли, а также с предрешенностью суда (Зу должен быть осужден). С потусторонним миром связан он и в искусстве Древнего Египта: Анубис, проводник умерших в загробный мир, приводя душу мертвого к весам, на которых взвешивается его сердце, держит его именно таким образом. На известной фреске из усыпальницы в Долине Царей фараона Рамзеса I за оба запястья держат сразу Анубис и Хор (рис. 4, деталь). В греческой античности этот жест получает более широкое распространение — он представлен и в картинах борьбы, спорта и танцев, — но при этом сохраняет свою особую сопричастность потустороннему миру. Этот захват можно увидеть, когда показывается путешествие в царстве мертвых: его используют греческие боги, отводящие души умерших в загробный мир. Так держит за руку людей Гермес, проводник душ в аид. На рельефе «Гермес, Эвридика, Орфей» (рис. 5, деталь) исход события предрешен, и как бы ни был прекрасен этот жест на шедевре Каллимаха, он означает только одно: Эвридика должна расстаться с Орфеем и последовать за Гермесом (420-410 до н. э. Римская копия с греческого оригинала. Национальный музей. Неаполь). Так ведут боги своих любимцев на Олимп, даруя смертным божественное бессмертие: Дионис — Гефеста, Афина — Геракла (килик, Британский Музей). Этот жест появляется, когда происходит нарушение границы между «миром этим» и «миром тем»: за запястье хватает двух юношей сирена, существо «потустороннее», увлекая их в погибель (рельеф, Берлинский музей). В древнегреческой архаике он связан с подчинением и подавлением воли. Отсутствуя на многих изображениях, связанных с войнами и сценами гибели, изображение жеста появляется на похоронной вазе: так воин держит мать, убивая ее сына (рис. 6, деталь) (Микены, Микенский археологический музей, VII в. до н.э.)

http://bogoslov.ru/article/656054

64 Среди своих источников Евсевий указывает следующие: библейские тексты согласно иудеям, самаритянам и Септуагинте; Александр Полигистор, использовавший сочинение Бероса (история халдейских царей); Абиден (по истории халдейских царей, царей Ассирии); Манефон (цари Египта); Кефалион (цари Ассирии, Мидии, Лидии и Персии); Диодор Сицилийский (цари Ассирии, Коринфа, Спарты, Македонии, Альбы Лонги и Рима); Флёгонт из Тралл (список победителей 229 олимпиад, до 137 г.); Кассий Лонгин (список олимпиоников 228 олимпиад, из которого Евсевий смог найти только список, доведённый до 249-й Олимпиады, 217 г. н.э., вероятно – у Юлия Африкана ); Кастор Родосский (цари Ассирии, Сикиона, Аргоса, цари, пожизненные и десятилетние архонты Афин, римские цари, список консулов); Таллос (имеется только общая ссылка); Порфирий Тирский, ссылающийся на Аполлодора (о древнейших временах и о царях Македонии); Иосиф Флавий (цари Вавилона; кроме того, у Флавия Евсевий заимствует цитаты из трудов Менандра и Дия о финикийских царях); Дионисий Галикарнасский (древнейшая история римлян); Аристодем Элейский и Каллимах (касательно времени начала олимпиад). Хроника – это историческое и теологическое сочинение; главной ее задачей было доказать на исторических фактах древность и основанный на ней авторитет Ветхого завета. В этом труде Евсевий, опираясь на более ранних авторов, разработал хронологию истории, ориентированную на передачу ее универсального характера и смысла. В первой части работы, «Хронографии», дан лаконичный обзор истории некоторых древних народов, включая списки царей с указанием продолжительности их правления. Вторая часть, «Хронологические каноны», представляет собой сборник синхронистических таблиц основных событий истории от Авраама до 325 г. Из-за противоречий в датировках библейских событий в еврейском тексте и в Септуагинте Евсевий начинает изложение именно с Авраама, отметив, что дата сотворения мира в различных версиях Библии различается. Евсевий, как и Секст Юлий Африкан , – один из основоположников библейско-христианской концепции всемирно-исторического процесса. Фактически, его Хроника в некотором смысле стала прологом современной историософии. Не претендуя на полноту изложения и абсолютную достоверность, Хроника Евсевия является ценным источником исторических фактов и документов, оригиналы которых безвозвратно утрачены.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При таких обширных связях Александрия быстро стала центром умственной деятельности, основанной на сопоставлении различных культур. Приступая к изучению александрийской философии, необходимо учитывать не только ее гетерогенность, но и уникальность возникшей в IV в. до Р. Х. культурной ситуации. Став главой средиземноморской «ойкумены», Александрия пожала плоды завоеваний Александра Македонского, создавшего первую модель «всемирной монархии», объединив под своей державой народы Запада и Востока. Город, основанный на пересечении морских и сухопутных торговых путей, был полиэтничен (здесь жили египтяне, греки, римляне, евреи, персы, индийцы), поликультурен и полирелигиозен (повсюду воздвигались алтари национальным богам) и, как следствие, – полифилософичен. В этих условиях, естественно, основной задачей интеллектуальных традиций и школ стала «культурная ревизия», т. е. пересмотр привычных культурных архетипов и «реинтерпретация» известных истин 10 . Однако ревизия вовсе не означала простого копирования чуждых культурных образцов или создания «микста» из элементов разнородных традиций. Речь шла о борьбе за понимание истины, которая испытывалась в соперничестве школ и общин. Переходы из одного лагеря в другой, активный прозелитизм, все возрастающая полемичность характеризуют мировоззренческий фон поздней эллинистической эпохи (от греч. λληνζω эллинизировать). Широко известны «чудеса света», воздвигнутые в Александрии: библиотека Птолемеев, дамба «Гептастадий» и грандиозный маяк на острове Фарос, затмивший своей монументальностью египетские пирамиды. Интеллектуальные достижения города были не менее внушительны: здесь впервые сформировалось критическое литературоведение, с помощью которого были составлены «каноны», датированы древние произведения, отличены неподлинные от настоящих. Ключевыми были исследования Гомера, поэмы которого были господствующими уже на первых этапах образования античного грека, т. е. в школьном обучении. За ним шли Эзоп, Гесиод, Симонид и Пиндар. Поэзия эпохи эллинизма также получила название «александрийской», несмотря на то что город Александрия был не единственным ее центром. Эту литературную традицию характеризуют такие черты, как тяготение к психологизму и малым поэтическим формам; превращение мифических героев в литературные образы; «ученость», проявлявшаяся как в эрудиции, так и в искусном подражании языку классических авторов. Крупнейшими ее представителями были Каллимах, Феокрит, Аполлоний Родосский, Ликофрон, Асклепиад Самосский, Леонид Тарентский.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/ale...

Несколько исключений, которые мы выше привели на указующую роль символа, только подтверждают наш вывод, что и в этом случае символ ни на что противоположное ему или вообще иное не указывает. Даже являясь символом чего-то, он вполне соответствует этому чему-то и, более того, часто прямо тождествен с ним . Среди всей классической традиции подлинное значение символа, основанного именно на совмещении противоположных начал, мы находим только в пифагорейских и орфических текстах и в нескольких текстах из Эсхила (Prom. 487 symbolos, Agam. 144), Еврипида (Rhes. 573), Демокрита (B 5, 1), Эмпедокла (B 63), Платона (Conv. 191d), Аристотеля (De sens. et sensib. 1, 437; Soph. elench. 1, 161a 8). Такое редкостное исключение лишь подчеркивает полное отсутствие в литературе классической Греции стремления выразить, закрепить и оформить в слове явление символизации, которое существовало еще неосознанно, но чрезвычайно широко, будучи вовлеченным в стихию мифотворчества со всеми его излюбленными для античной классики художественными функциями. 7. Ранний и средний эллинизм а)  Минуя раннюю эллинистическую позицию (Аполлоний Родосский, Феокрит Ликофрон; эпиграмматисты, Менандр и вся новоаттическая комедия), где только у Каллимаха трижды встречается символ в значении " знак " , " свидетельство " (110, 13; фрг. 384, 36 – символ борьбы, фрг. 59, 7 – символ победы), обратим внимание на поздний эллинизм, и прежде всего на Плутарха. Тексты Плутарха со словом символ в большей части своей как будто вполне традиционны и ничем не отличаются от всей предшествующей традиции. Символ есть не что иное, как сигнал к битве (machës ... symbolon), который в виде пурпурного хитона (phoinicoys chitön) вывешивается перед палаткой военачальника или на носу корабля (Pomp. LXVIII; Brut LX; Anton. XXXIX; Lysandr. XI). Он – условный знак к убийству, который подает Антоний, уронив чашу с вином и ударяя мечом Сертория (Sertor. XXVI). Это опознавательные знаки родства, которые Тесей по велению матери достает из-под камня, так называемые " отцовские символы " (ta patröia symbola, Thes. VI); знаки царского достоинства (Marcell. VII; Compar. Cimon. et Lucull. III); свидетельство гостеприимства Пирра (Pyrrh. XX) или свидетельство дружбы Клеарха (Artaxerx. XVIII), любви и свободы у Пелопида (Pelopid. XX), супружеской любви (Coniug. praec. 10), деяний поэтов и воинов (De gloria. athen. 6; здесь примечательно объединяются вместе symbola и parasëma – " символы " и " признаки " ).

http://predanie.ru/book/219667-iae-viii-...

Начальствовал над музеем хранитель библиотеки Каллимах, который одновременно по должности был воспитателем наследника престола. Заведуя библиотекой и музеем, он составил «Каталог сочинений, просиявших во всех областях образованности», включавший описание 120 книг. После смерти Каллимаха музей возглавил Аполлоний Родосский. В III столетии до Р. Х. в Александрии творили такие знаменитости, как Эвклид и Эратосфен. В эллинистическую эпоху известную ориентализацию претерпело духовное ядро эллинизма – религия греков. Конечно, народные верования остались прежними, мало что изменилось и в официальных культах полисов, но греческий пантеон обогатился новыми для него божествами, почитание которых было занесено в Грецию и Македонию ветеранами, возвращавшимися с Востока и из Египта. Культ египетского Амона, отождествленного Александром Македонским с Зевсом, не укоренился в эллинском народе; зато среди греков, и даже в самой Элладе, распространилось почитание других египетских божеств – Озириса и Изиды, его сестры и супруги. В самом Египте Озирис почитался как бог Нила, разливающегося и потом возвращающегося в свои берега, заходящего и восходящего солнца и как бог смерти и вечной жизни за гробом. В мифологической истории, пересказанной Плутархом на основании египетских источников, Озирис представлен мудрым и кротким царем Египта. Коварный брат царя Сет обманом умертвил его, заключив в гроб, который он спустил в море, и гроб прибыл в Библос. Тем временем Изида родила сына Озириса Гора, после чего отправилась на поиски своего мужа и брата. Найдя гроб с телом супруга, она спрятала его, но он был обнаружен Сетом, который растерзал извлеченное из него тело брата и разбросал куски его повсюду. Но с помощью сына Гора и бога Анубиса, а также собственных чар Изида собрала разбросанные члены супруга, соединила и оживила их. Затем Гор победил дядю-братоубийцу, отомстив за отца, но в конце концов Сет и Гор примирились, разделив Египет на две части, в которых стали совместно править. Возвращенный к жизни Озирис почитался в Египте как царь мертвых, как друг усопших, именуемый «уннефером».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Достаточно замкнутая, несмотря на эллинизацию, иудейская община, преуспевавшая в экономическом плане, не могла не оказывать существенное влияние на ход политических дел в А. К началу рим. господства в Египте (30 до Р. Х.) александрийские евреи являлись крупнейшей общиной диаспоры , составляя около трети почти миллионного населения города и располагая не менее чем 13 синагогами. Среди александрийцев были распространены антирим. настроения, и евреи, сотрудничавшие с римлянами и получившие от них привилегии, стали объектом ненависти плебса. В 38 г. произошло наиболее крупное этническое столкновение, вызванное требованиями евреев предоставить им полные права гражданства. При попустительстве рим. наместника евр. квартал был разгромлен. Погромы александрийских евреев при Траяне и при Адриане изменили общее положение общины в А., значительно ее ослабив. Последнее гонение имело место в 215 г., после чего большинство евреев окончательно покинуло город. В А. был организован крупнейший научный центр эллинистического мира - Мусейон (греч. Μουσεον - место пребывания Муз), где вели исследования в различных областях (филологии, астрономии, географии, математики, ботаники, зоологии и медицины) и писали свои труды основатель александрийской школы грамматиков Каллимах и поэт Феокрит; механик и изобретатель Архимед; математики Евклид и Аполлоний из Перги; архитектор Александрийского маяка Сострат из Книда; основатель географии Эратосфен из Кирены; создатель гелиоцентрической системы Аристарх Самосский; философ-стоик Посидоний Апамейский; Эрасистрат из Кеоса, разработавший основы физиологии, и мн. др. При имп. Марке Аврелии (161-180) Мусейон был разрушен, и вплоть до кон. IV в. научные исследования велись при храме Сараписа. В А. располагалась крупнейшая б-ка античности, в к-рой к I в. до Р. Х. хранилось около 700 тыс. рукописных томов. Филологи, трудившиеся в б-ке, впервые стали применять критику текстов и оформили «александрийский канон» - список классических книг античности. Во время пожара 47 г. до Р. Х. б-ка сгорела и большая часть рукописей погибла; в имп. время б-ка помещалась в Серапейоне (Сарапеуме) и была окончательно уничтожена с его разрушением в 391 г.

http://pravenc.ru/text/64468.html

Григорий Гика – 1735–1741. 82 . Константин Маврокордато – 1741–1743. 83 . Иоанн Маврокордато – 1743–1747. 84 . Константин Маврокордато – 1748. 85 . Константин Раковица I – 1749–1753. 86 .Матфей Гика – 1753–1756. 87 . Константин Раковица – 1756. 88 . Скарлато Гика – 1757.  89 . Иоанн Каллимахи – 1758–61. 90 . Григорий Каллимахи – 1761–64. 91 . Григорий Гика – 1764–1766. 92 . Григорий Каллимахи – 1766–69. 93 . Константин Маврокордато – 1769–1774. 94 . Григорий Гика – 1774–1777. 95 . Константин Мурузи – 1777–82. 96 . Александр Маврокордато – 1782–1785. 97 . Александр Маврокордато II – 1785–1787. 98 . Александр Ипсиланти – 1787–1792. 99 . Александр Мурузи – 1792. (У Палаузова пропущен один воевода.) 100 . Александр Мурузи – 1802–1805. 101 . Скарлато Каллимахи. Он же во второй раз – 1812–1819. 102 . Михаил Суцо – 1819–1821. 103 Иван Стурдза – 1822–1828. 104 . Михаил Стурдза – 1834–1848. 105 . Григорий Гика – 1849–1853. и – 1854–1856. Большая часть воевод обоих княжеств – люди совершенно ничем неизвестные, а на немалую половину и просто ничтожные. Лучшие воеводы валашские суть: Мирча I, Михаил Храбрый, Матфей Бассараба и Щербан II Кантакузин; лучшие воеводы молдавские: Александр Добрый, Стефан Великий (сват нашего вел. кн. Ивана Васильевича III) и Василий Лупул. Столицей Угровлахии или Валахии в продолжение первых полуторых веков существования государства, как мы сказаи выше, был сначала город Кампылунго, а потом Ардкис или Ардгиш. С XV до половины XVII столетия у валахов были две столицы – Торговище и Букарест, из которых главною была первая (см. Влахоболгарские грамоты, собранные Ю. Венелиным). С половины XVII столетия по настоящее время столица в Бухаресте 199 . Столица Молдовлахии и Молдавии до половины XVII века была в Сучаве, находящейся в нынешней австрийской Буковине; с первых годов второй половины XVI века до настоящего времени она в городе Яссах.  Начало христианства у румынов О принятии румынским народом христианской веры нет никаких, ни нарочных, ни случайных, известий и записей, так что касательно подробностей их обращения совершенно ничего не может быть сказано.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010