И позднее некоторые учители полагали, что проклинать заблуждающихся - занятие не совсем христианское («...не достоит никого же ненавидети, или осужати, ниже невернаго, ниже еретика»); другие подчеркивали, что это дело, во всяком случае, не монашеское («...аще и подобает судити или осужати еретики или отступники, но царем, и князем, и святителем, и судиям земским, а не иноком, иже отрекошась мира и всех яже в мире, и подобает им точию себе внимати, и никого же не осужати...») [ 4 ]. Такие люди были, конечно, и в Армении. Почему бы обоим инокам из Нарека не быть в их числе? Это похоже на то, что мы знаем о любимых темах Анании, так много писавшего о слезном даре. Это еще больше похоже на то, что мы знаем о душе Григора Нарекаци из его стихов. Нет надобности напоминать, что элементарный историзм возбраняет нам интерпретировать подобную позицию в духе новоевропейских идеалов терпимости или свободомыслия. Скорее речь должна идти - как в случае с Франциском Ассизским, или Нилом Сорским, или творчеством Андрея Рублева - о самом благородном варианте средневековой духовности. Мы упоминали пристрастие житий Нарекаци к эпизоду вызова на церковный суд и чудесного воскрешения голубей; в остальном биографическое предание не богато подробностями. По-видимому, жизнь вардапета Григора прошла довольно тихо среди обычных монашеских занятий и литературных трудов. В 977 году он написал толкование на библейскую Песнь песней, как это делали Ориген и Григорий Нисский до него и Бернард Клервоский со своими последователями после него; тема очень характерна для средневековых мистиков, переносивших акцент с религии страха на религию любви. По преданию, этот труд был выполнен в ответ на просьбу Гургена, государя Васпуракана. Нарекаци принадлежат также похвальные слова Кресту, Деве Марии, святым, а также гимнографические сочинения в различных жанрах. Все это - почтенные образцы средневековой армянской литературы. Но «Книгу скорбных песнопений», законченную около 1002 года, поэт написал для всех людей и на все времена.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

На пути своем вы встретите людей, предающихся уединенной, созерцательной жизни, посвятивших себя на служение Господу, не причиняйте им никакого зла. Но вы встретите также других людей, у которых остриженная голова представляет корону из волос вокруг обритого темени, (т.е. тонзура) – этих рубите своими саблями, не давайте им никакой пощады» 41 . Эта инструкция с особенным удовольствием приводится у Прутца, как доказательство того, какими гуманными правилами руководствовались магометанские вожди при своем завоевательном движении. Действительно, за исключением последнего пункта, дышащего ненавистью против христианского духовенства, все остальное в ней содержит такие прекрасные правила, которые дай Бог , чтобы соблюдались при войнах и настоящего времени. Но даже Лоран, писатель тоже с большою слабостью к магометанам, приводя эти слова Абу-Бекра, счел нужным прибавить, что подобные предписания не всегда исполнялись. Дикий нрав степного араба, по его словам, в соединении с религиозным фанатизмом породил смешение героизма с жестокостью. Халид, меч Божий, был типом такого героя; во время одной битвы с персами он дал, например, обет, что если Бог дарует ему победу, то он не пощадит ни одного неприятеля и до тех пор будет резать неверных, пока река сделается красною от их крови, и он постарался сдержать свое слово 42 . Чтобы убедится в том, как мало практического значения имели гуманные предписания Абу-Бекра, стоит лишь, например, взглянуть на деяния арабских завоевателей в Армении при Халифах Омаре и Османе, в сороковых годах седьмого века, т.е. тотчас после смерти Абу-Бекра. Вот как описывает эти деяния Вардапег Гевонд, армянский писатель восьмого века, в своей истории халифов: «Сведал князь Теодорос, что идут иноплеменники на нашу страну. Тогда он, собрав войско, хотел занять проходы в теснинах, но не мог отрезать их пути, потому что неприятели с быстротою крылатых змей, со стремительностью ветра, опередили его, и, оставив позади себя войска армянские, устремились на столицу Двин.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕВОРГ СКЕВРАЦИ [Ламбронаци] (1246/47, Ламброн, Киликия - 1301), арм. ученый, вардапет, оратор, писатель, политический деятель. Начальное образование получил у своего дяди, еп. Григора Скевраци, в 1256-1257 гг.- у мон. Мхитара из мон-ря Скевра (Киликия). Впосл. Г. С. приобрел основательное богословское и философское образование в Зап. Армении, в школе, основанной Варданом Аревелци. В разных мон-рях Киликийской Армении, в частности в мон-ре Скевра, Г. С. переписывал летописи, читал проповеди, преподавал. Принял непосредственное и активное участие в борьбе против унии арм. и рим. Церквей. В 1246/47 -1301 гг. был настоятелем Скеврского мон-ря. Научная подготовка и авторитет Г. С. сыграли большую роль в развитии арм. богословской лит-ры. Он - автор наставления, гомилетических, поэтических, муз. и др. сочинений, мн. экзегетических произведений, в т. ч. толкований на Деяния апостолов (написано до 1289 по заказу Ованнеса Царебрата, брата киликийского царя Хетума I) и на Книгу прор. Исаии (1290-1291, по приказу царя Хетума II). Составленные Г. С. «предисловия» (вступления, прологи) и «оглавления» к книгам ВЗ и НЗ имеют огромное значение для изучения истории трансмиссии и комментирования библейских текстов. Труды по грамматике, где были разработаны и классифицированы правила законов силлабации, пунктуации, орфографии, артикуляции арм. языка в соответствии с внутренними грамматическими закономерностями, являясь важным вкладом в историю развития арм. письменности, служили учебниками и справочниками для мн. поколений писцов рукописей. Г. С. является редактором сборников «Тонапатчар» (букв. Причины празднеств - аналог синаксаря) (1267) и гимнов (Шаракноца), известного под названием «Хлкеци» (см. ст. Григор Хул ). Рукописные памятные записи свидетельствуют о том, что в деятельности Г. С. важное место занимала систематизация обрядов и празднеств арм. Церкви и последующая (после Ованнеса III Одзнеци , VIII в.) редакция арм. свода церковных канонов. Он составил многочисленные молитвенные песни-проповеди, писал дифирамбы. В 1283 г. по просьбе Ованнеса Царебрата сочинил «Оду евангелисту Иоанну». Известен как один из мастеров художественного оформления книги и, возможно, был придворным художником. Лит. (на арм. яз.): Алишан Г. Сисуан. Венеция, 1885; он же. Сб. исторических мат-лов об армянах. Венеция, 1901; Акинян Н. Лит. исследования. Вена, 1957. Т. 5. С. 341-367; Хачерян Л. Лингво-грамматическая теория искусства письма в средневек. Армении. Ереван, 1962; Багдасарян Э. «Житие» Геворга Скевраци//Вестник Матенадарана. 1964. 7. С. 399-433. А. Бадалян Рубрики: Ключевые слова: АЛЛЕГОРИЧЕСКОЕ ТОЛКОВАНИЕ выяснение иносказательного смысла Свящ. Писания, литургического чина, религ., философск. и пр. текстов

http://pravenc.ru/text/161839.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Григор VI Апират, армянский католикос [арм. ], арм. католикос (1194-1203). В молодости служил в войске под началом своего отца - военачальника Шаана из рода Пахлавуни; затем вел светскую жизнь в К-поле, но после принятия сана стал смиренным духовным лицом. Именно за послушание 72-летний Г. А. был избран католикосом по воле царя Киликийской Армении Левона II. Прозвание Апират (Неправедный) он получил из-за уступчивости латинянам в вопросах вероисповедания. Приглашенное на выборы духовенство Вост. Армении выступило против кандидатуры Г. А., предлагая царю объявить недействительным поставление этого католикоса и заменить его Барсегом, архиеп. Ани. Вост. вардапеты требовали также удалить из царского дворца архиеп. Нерсеса Ламбронаци, советника царя и католикоса, поддерживавшего унию с католич. Церковью. Левон II отстранил Нерсеса Ламбронаци, но католикоса оставил на престоле. Вост. духовенство избрало своим католикосом Барсега, вслед. чего духовное верховенство Армянской Церкви стали осуществлять 2 католикоса: один - в Вост. Армении, а др.- в Киликии. В янв. 1198 г. в Тарсе Левон II был коронован «царем Армении»; и хотя при коронации его инвеститура была провозглашена от имени папы и герм. императора, а возложение короны произведено кардиналом - представителем папы, тем не менее помазание на царство Г. А. осуществил не по лат. обряду, а согласно канонам Армянской Церкви. Фактическое признание Левоном II и Г. А. верховенства папы, продиктованное внешнеполитическими соображениями, засвидетельствовано в их посланиях к Иннокентию III. По воле царя Г. А. был вынужден до конца своих дней оставаться в Сисе. С его смертью прервалась цепь наследования престола католикоса родом Пахлавуни (с 1066 на престоле сменились 7 католикосов из этого рода). Лит.: Сукиасян А. Г. История Киликийского Армянского государства и права. Ереван, 1969. С. 35, 50, 61; Галустян Ш. Армянские святые. Ереван, 1997. С. 302-303 (на арм. яз.). М. Э. Ширинян Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/166491.html

Влияние христианства в Персидской Армении также беспокоило шаханшаха. При Й. была неудачная попытка возродить там зороастризм в качестве гос. религии. Инициатором выступил главный министр Михр-Нарсе, проявивший себя в борьбе с христианством уже при Вахраме V. От имени Й. он отправил арм. знати указ, содержание к-рого изложено в сочинениях арм. историков-вардапетов Лазара Парпеци и Елише ( Ghazar P " arpetsi. 1985. P. 60-64; Елишэ. 2001. С. 206-208). В указе содержался призыв к армянам обратиться в зороастризм, а христианство объявлялось губительной для народа религией. Положительный пример Армении должен был также способствовать примирению с Сасанидами царств Иверия и Албания Кавказская , где к этому времени христианство также преобладало ( Langlois. 1869. Vol. 2. P. 281-282). Собор Армянской Апостольской Церкви, в к-ром приняли участие также представители знати, созванный в Арташате, отказался выполнять требования персов. Тем не менее Й., занятый войной с гуннами, был удовлетворен демонстративным признанием маздеизма нек-рыми из арм. нахараров во главе с марзпаном Армении Васаком Сюнийским. Й. сохранил за арм. знатью ее привилегии и владения, взял в заложники неск. аристократов и в 450 г. отправил в Армению более 700 жрецов-магов для подготовки страны к обращению в свою веру. В результате этого арм. нахарары во главе с Варданом Мамиконяном вскоре подняли восстание, а христ. духовенство благословило их на священную войну. Внутренние разногласия аристократических семей в Армении помешали их совместным действиям против персов. Марзпан Армении Васак Сюнийский, занимавший должность с 443 г., сохранил верность иран. двору и принял зороастризм. Восставшие христиане тщетно искали помощи у Византии; империя была озабочена охраной границ от нападений гуннов Аттилы. И все же активное противодействие армян новой политике персов сделало невозможным их примирение с сасанидской администрацией. По завершении войны на востоке Й. отправил в Армению главные силы своей армии. 26 мая 451 г. в Аварайрской битве персы разбили восставших. Вскоре в Иран были отправлены захваченные в плен предводители восстания и нелояльное к персам христианское духовенство. Многие из них, в т. ч. католикос Иосиф I (Овсеп) Вайоцдзоци, были казнены. Васак, не оправдавший доверия центральной власти, был снят с должности марзпана, лишился всего имущества, был заключен в тюрьму и вскоре умер. После казни христ. священников новые марзпаны, назначаемые Й. в Армению уже из числа иранцев, пытались улучшить отношения с местным населением, и после смерти Й. свобода вероисповедания в Армении была восстановлена.

http://pravenc.ru/text/1237995.html

Космогония З. носит противоречивый характер: материальный мир творит либо Ахура Мазда, либо Анхра-Майнью. «Улемы ислама» сообщают о том, что Зурван также принимал участие в этом творении (напр., сотворил огонь и воду). Круг духовных сущностей, вовлеченных в сферу религиозно-философских рассуждений З., принципиально не отличается от зороастрийского, однако особое внимание уделяется богу-воину Вайю, Спихру (божеству небесного свода, в отношении которого обычным эпитетом является «тело Зурвана»), демону Варану (отождествлялся с дурным знанием и неверием) и демону вожделения и похоти по имени Аз. Зурванисты различали Зурван Акарана (бесконечное время) - вечность - и Зурван Дарга Хвадата (время долговластвующее) - период в 9 или 12 тыс. лет, на протяжении к-рого развиваются история мироздания и борьба 2 духов. Зурван Акарана, будучи истолкован в З. как рок или судьба, выступает в качестве универсального первопринципа. З. отличает представление об абсолютной предопределенности человеческого бытия и о всецелой подчиненности благим влияниям «податей» (знаков зодиака) и дурным влияниям «разбойников» (планет), размещенных в Спихре («теле Зурвана»). Это стало причиной особого распространения в З. астрологии как прикладной дисциплины, призванной выяснить судьбу человека. Идеи свободы воли и сознательного выбора между добром и злом (столь характерные для зороастризма) чужды З. Этическая проблема в З. отсутствует также в связи с представлениями о дуальности Зурвана, содержащего как благое, так и злое начало. Научный интерес к З. как к феномену духовной культуры древнего и средневек. Ирана возник в нач. XX в. Т. о., описание З. представляет собой историческое моделирование, в основе к-рого лежат фрагменты пехлевийской религ. лит-ры (Бундахишн, Визидагиха-и Затспарам, Дадестан-и меног-и Храд и др.), сообщения античных авторов (Евдем Родосский, Плутарх и др.), полемические сочинения арм. и сир. христ. богословов ( Езник Колбаци , Елише Вардапет, Феодор бар Кони и др.), а также сведения мусульм. авторов (аш-Шахрастани, аль-Фахри и др.). В наст. время определенные оккультно-теософские круги, в т. ч. в России, пытаются трактовать учение З. как эзотерическое направление зороастризма, тесно связанного с теорией и практикой астрологии (см., напр.: Глоба П. П. Живой огонь. М.; СПб., 1996. С. 36).

http://pravenc.ru/text/200113.html

Ибо истинные и правдивые слова услышал я из уст святого отца о том, что введенное мною в церковь я установил не от себя, а взято мною у святых отцов и записано. И написал он историю шестидесяти лет, начиная с 835 г. и доведя до 895 г. года своей смерти, начав с хана Тохтамыша 711 и Тимура и закончив Джааншахом 712 . Прекрасным слогом, преисполненным скорби описанием, с потрясающей душу печалью, с плачем и слезам и, идущими от сердца, в полной мере поведал он нам обо всех печалях и горестях, бедствиях и кручине страждущего народа Арамова 713 из рода Иафета 714 и постоянно был занят переписыванием рукописей, [зарабатывая письмом] для нужд обездоленных и пленных, и за один год он израсходовал на это три кипы бумаги. Святой отец наш был из Каджберунийской области Васпураканской провинции, из городка Алиовит 715 в Хорхорунийской долине; он [происходил] из знатного рода, был сыном боголюбивого и благочестивого Степаноса и родным братом христолюбивого, нищелюбивого и гостеприимного парона Горги-Мелика 716 . В отроческие годы он воспитывался и учился в святой Мецопской обители у врат святой Богоматери, при вардапете Ованесе, строителе святого храма. Он изучил все премудрости музыкального искусства и с детства, ведя добродетельный образ жизни, превзошел всех отроков церкви. Оттуда он и двенадцать его сверстников отправились в Сухарский монастырь к великим учителям Саргису и Вардану, и, оставаясь двенадцать лет у них, они изучили четыре метода научного мышления, а именно: определение, разделение, доказательство, анализ. Ибо имеется два вида вопрошения – диалектическое и доказательное и два ответа – способ противостояния и способ равноправного оспаривания. Оттуда он с двенадцатью товарищами, своими соучениками и братьями, отправился к матери мудрости святому апостолу Фаддею 717 . [В числе них были]: Мкртич вардапет Наапетенц 718 , Карапет вардапет 719 , Мкртич вардапет Огулбекенц 720 , Мкртич вардапет Охдзеци, Маргарэ вардапет 721 , Ованес Папшенци, Саргис вардапет Салнапатеци 722 и другие. Да будет благословенна память их и молитвами их да смилуется Христос Бог над нами и всеми христианами! И великий вардапет Григор Воротнеци 723 , [который] подобен был факелу, зажженному в мире, вручил в городе Ереване посох монаху Товме и удостоил его степени вардапета, [обладающего] двенадцатью правами. И пришел он в Мецопский монастырь, где провел в трудах и дерзаниях шестьдесят лет, тридцать пять лет давая уроки всем обучавшимся Писанию, и многих прославил, и семи ученикам вручил [вардапетский жезл], а некоторые, [не успев] получить [сана], переселились к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Они не только возродили строгое монашество в Армении и ввели в монастыри порядок, но и установили новый для Армении вид монашеского жития – монашество скитское. На Саркиса, по словам историка, произвел сильное впечатление вид одиноко умершего на Алагезе пустынника. Он похоронил его и затем, отрекшись окончательно от мира, отправился в Иерусалим. Здесь он встретился с Киракосом. Саркис и Киракос сошлись между собою в мыслях и стремлениях и решились трудиться вместе. Посетив греческие монастыри Палестины, они убедились, как далеко армянское монашество от истинного монашеского идеала. У них зародилась мысль осуществить в своей жизни требования строгого монашества. Отыскивая подходящее уединенное место, они пришли в Сюнию, и здесь нашли такое место на правом берегу небольшой реки Баркушата. Тогда они устроили церковь (1612) и кельи, какие нужны аскетам–пустынникам. т. е. темные и тесные, и здесь основались. Скоро к ним стали стекаться люди, алчущие духовной пищи и спасения. Приходили не только светские, но и многие из духовных, вардапеты, епископы и священники. Между пришедшими были знаменитые потом церковные деятели Армении – вардапет Моисей Сюнийский, впоследствии католикос эчмиадзинский, и вардапет Павел (Погос) Моккский. Основанный Саркисом и Киракосом скит назывался «Великий скит»; он сделался рассадником монашества в Армении: многие из пришедших сюда и подвизавшихся здесь расходились потом по Армении и основывали новые скиты. Таковы были вардапет Нерсес Моккский, основатель скита на острове Лиме (на Ванском озере), славившегося строгостью монашеской жизни 269 , еп. Карапет, из Эчмиадзина, основатель скита на Севане, Аристакес Баркушатский, основатель скита в местности, называемой Тамзафарах, еп. Давид, из фамилии князей Караманец, основатель скита Чарекагет, славившегося особенной строгостью жизни. В деле преобразования армянского монашества и вообще нравов Саркису и Киракосу весьма много содействовал вардапет Моисей. Этот Моисей 15-ти лет получил сан священства. Его выдающиеся способности обратили на него внимание вардапета Срапиона, бывшего потом армянским католикосом.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВРААМ ЗЕНАКСКИЙ [Абраам Зенакаци; арм. (?) ] (V в.), исп., арм. еп., писатель. Род. в сел. Зенак, обл. Тайк (совр. Сев.-Вост. Турция). Во время антииран. восстания армян под предводительством Вардана Мамиконяна (450-451) присоединился к попавшим в плен нахарарам (см. Гевондиане ) и Католикосу Иосифу с его окружением; вместе с ними был депортирован в Иран, где глава Армянской Церкви и большинство его спутников приняли мученическую смерть. После того как в 462 г. А. З. смог вернуться в Армению, Католикос Гют рукоположил его во епископа гавара Бзнуник (области на северо-западе оз. Ван). А. З. перевел с сир. на арм. язык сочинение Маруты Майферкатского «Мученики Востока», известное также как «Деяния сирийских мучеников». Фома Арцруни упоминает о не дошедшем до нас историческом труде А. З., посвященном войне Варданидов. Лит.: · - ·//Hms. 1970. T. 84. P. 385-410; Esbroeck M. van. Abraham le Confesseur (Ve siècle), traducteur des passions des martyrs perses//AnBoll. 1977. T. 95. P. 169-179; Тер-Петросян Л. «Восточные мученики» Абрахама Исповедника (текстол. исслед.). Ереван, 1976 (на арм. яз.). В. А. Арутюнова-Фиданян Рубрики: Ключевые слова: ГРИГОР НАРЕКАЦИ (ок. 950 - 1003 или 1011), арм. духовный писатель и поэт, представитель восточнохрист. мистики, св. Армянской Апостольской Церкви (пам. в субботу 4-й Недели по Воздвижении Креста Господня, вместе со св. Переводчиками-вардапетами) НЕРСЕС ЛАМБРОНАЦИ (1153-1198), свт. Армянской Апостольской Церкви, архиеп. Тарса, писатель, ученый, философ, поэт, музыкант, переводчик, гос. деятель Киликийской Армении

http://pravenc.ru/text/62880.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010