Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИРАКОС ГАНДЗАКЕЦИ [Гетикци, Аревелци; арм. Ki8akws Gan4akeci, Getikci, A87elci ] (1201/1203-1271), арм. историк, вардапет. Прозвание (когномен) Гандзакеци (Гандзакский) стало общепринятым после XVII в. благодаря рукописи 1617 г., содержащей эксцерпты «Из Истории Киракоса Гандзакеци» (Матен. 5587, 16 об.). В XVIII в. этим именем стал называть его арменолог М. Чамчян. Скудные сведения о жизни К. Г. преимущественно содержатся в его основном труде «История Армении» («Краткая история периода, прошедшего со времени святого Григора до последних дней, изложенная вардапетом Киракосом в прославленной обители Гетик»). По тексту «Истории Армении», а также по составленному К. Г. Минологию (арм. Айсмавурк; 1268-1269) устанавливается год его рождения. Упоминая в «Истории Армении» вардапетов Ованнеса Саркавага (Дьякона), Давида Алавкаворди и Григора Токакера, К. Г. сообщает, что все они, так же как и он, родились в обл. Гандзак (История Армении. 1976. С. 94). Сведения о Гандзаке и Алуанке в «Истории Армении» многочисленны и составляют одну из важных тем этого произведения. Известно также, что К. Г. рос и воспитывался в мон-ре Нор-Гетик (позднее Гошаванк), где Мхитаром Гошем († 1213) была основана школа богословия, в к-рой изучали библейскую экзегезу, писали и переписывали толкования на книги Свящ. Писания, учили языки, хранили, покупали и копировали рукописи. В одной памятной записи ( Алишан. Айапатум. 1901. С. 463) К. Г. отметил, что видел Мхитара Гоша, когда был мальчиком лет 10, что был дружен со своим учителем Ванаканом Вардапетом (Ованнесом Тавушеци) в Нор-Гетике и позднее в мон-ре Хоранашат, который был основан Ванаканом близ крепости Тавуш (1215-1225); их дружба длилась до смерти Ванакана. После разгрома мон-ря в 1225 г. войском султана Хорезма Джелал-ад-Дина К. Г. вместе с Ванаканом переселился в небольшую церковь в скалах близ с. Лорут, в районе крепости Тавуш. Здесь деятельность школы Ванакана продолжилась (История Армении.

http://pravenc.ru/text/1840141.html

[Аревелци, Гандзакеци, Бардзрабердци; арм. (?)] (ок. 1198, Гандзак (совр. Гянджа, Азербайджан) - 1271, Хор-Вирап), арм. историк, богослов, педагог, церковный и общественный деятель. Образование получил в мон-ре Нор-Гетик у Мхитара Гоша , затем в мон-ре Хоранашат в Тавуше изучал грамматику и богословие у Ванакана Вардапета , к-рый воспитал целую плеяду деятелей арм. культуры XIII в. Имел ученую степень вардапета , а с 1235 г.- звание «рабунапет» (верховный наставник). Знал греч., евр., сир., лат. и персид. языки. Основал школу в мон-ре св. Андрея в Кайенаберде, где преподавал в 1235-1239 и 1252-1255 гг. В 1239 г. совершил паломничество в Иерусалим. На обратном пути посетил Сис, столицу Киликийской Армении , где встретился с царем Хетумом I, и резиденцию арм. католикосов в Ромкле, где нашел радушный прием у католикоса Костандина I. В 1243 г. присутствовал на II Соборе в Сисе, был направлен в Вост. Армению для подписания соборных решений арм. князьями и духовенством (1245). После успешного выполнения возложенного на него католикосом поручения В. В. привез подписанные документы обратно в Киликию. Мнение В. В. оказало решающее значение при принятии постановления III Сисского Собора (1251/52), созванного после получения грамоты папы Римского Иннокентия IV , в к-рой тот просил сообщить об отношении армян к вопросу о Filioque. Поскольку участники Собора не смогли прийти к единому мнению, католикос обратился к наиболее авторитетным ученым Вардану Вардапету и В. В., к-рые нашли толкование об исхождении Св. Духа «и от Сына» верным. По возвращении в 1252 г. в Вост. Армению В. В. участвовал в созыве Ахпатского и Дзагаванского Соборов, открыл школы в Сагмосаванке, Хоракерте, Ариче и при др. мон-рях. В 1255 г. основал школу в Хор-Вирапе и разработал для нее учебную программу, включавшую изучение античной философии, логики, риторики и грамматики. Его учениками были мн. видные представители средневек. арм. науки и культуры. В 1264 г. он был вызван к ильхану Хулагу, к-рый, как об этом сообщает В. В. в своей «Всеобщей истории», принял его с почетом и расспрашивал о «разных премудростях». Остаток жизни В. В. провел в различных мон-рях Вост. Армении (Кайенадзор, Хор-Вирап, Ахпат, Алджоцванк), занимаясь преподаванием и писанием трудов.

http://pravenc.ru/text/154119.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАНАКАН ВАРДАПЕТ [арм. ; Ованнес Тавушеци] (1181-1251), арм. историк, богослов, основатель хоранашатской школы, церковный и политический деятель. Род. в провинции Тавуш, обл. Утик. Образование получил в мон-ре Нор-Гетик у Мхитара Гоша , учителя к-рого тоже звали Ованнес вардапет Тавушеци. Чтобы различать этих одноименных авторов, младшего Ованнеса Тавушеци принято называть В. В. Вернувшись по окончании обучения на родину, В. В. построил мон-рь Хоранашат в Тавуше, в к-ром основал б-ку (матенадаран) и школу. Будучи настоятелем этого мон-ря он воспитал мн. учеников, ставших выдающимися деятелями арм. культуры XIII в. ( Вардан Великий , Григор Акнерци, Тэр Исраэл, Киракос Гандзакеци , Маркос, Состенос и др.). В 1236 г. его деятельность была прервана вторжением монголо-татар. В. В. с учениками попал в плен и был освобожден через неск. месяцев благодаря выкупу, собранному жителями крепости Гаг. В том же году В. В. выкупил «плененное» в 1233 г. монголо-татарами рукописное Евангелие из его мон-ря (содержащее колофон с информацией о нем). Мнение ученого вардапета часто было решающим при обсуждении конфессиональных и др. важных вопросов. В. В. завещал похоронить себя на кладбище бедняков с вост. стороны мон-ря Хоранашат. Научное наследие В. В. обширно и разнообразно: толкования на ВЗ и НЗ (самым объемным из этих комментариев является «Толкование на книгу Иова»), проповеди, энкомии, утерянный исторический труд, который, согласно его ученикам Вардану и Киракосу (для к-рых он, очевидно, служил источником), представлял собой историю Армении с древнейших времен до 1-й пол. XIII в. Важнейшим дошедшим до нас его произведением признана книга вопросов и ответов (эротематический сборник). В этой своеобразной энциклопедии истории арм. культуры до XIII в. вопросы и ответы представлены в сжатом, законспектированном виде, доступном и понятном образованному читателю того времени, но не всегда поддающемся расшифровке в наст. время (не опубл.).

http://pravenc.ru/text/154041.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВРТАНЕС КЕРТОГ [Кертол; арм. ] (кон. VI - нач. VII в.), арм. летописец, богослов, полемист, видный деятель Армянской Церкви. В 604-607 гг., после смерти католикоса Мовсеса II Еливардеци (574-604), В. К. был Местоблюстителем престола католикоса в Двине. Главное его соч. «Относительно иконоборцев» направлено против распространившейся в этот период в Армении ереси иконоборчества. Н. Акинян полагает, что и «Послание Давиду, епископу Мец-Колманка» в составе «Истории Армении» Мовсеса Каганкатваци, осуждающее иконоборцев, также принадлежит В. К., а не Ованнесу Майраванеци . В. К. написал краткую историю строительства храма, посвященного мц. Рипсиме, содержащую сведения об изображениях на фресках сщмч. Григория Просветителя , св. дев Рипсимии , Гаиании и др. мучеников. В. К. был знатоком греч. языка и эрудитом в области греч. богословской лит-ры. Стиль его сочинений отличался возвышенностью и изысканностью, за что В. К. и получил прозвание Керт (стихотворец, грамматик, литератор). Отстаивая офиц. позицию Армянской Церкви, не признавшей Халкидонского Собора, В. К. участвовал в богословских диспутах с духовенством Грузии, Албании Кавказской (Алуанка) и Сюника, в событиях армяно-груз. схизмы в нач. VII в. В «Истории Армении» еп. Ухтанеса и в «Книге посланий» сохранилась переписка В. К. с Католикосом Грузии Кирионом I и еп. Моисеем Цуртавским. Лит.: Дурьян Е. Критические исследования. Иерусалим, 1935. С. 299-308 (на арм. яз.); Акинян Н. Св. Маштоц вардапет. Вена, 1949. С. 274-283 (на арм. яз.); Петросян Е. Христология Армянской Церкви. Эчмиадзин, 1995. С. 30, 33-34, 40 (на арм. яз.); Garsoïan N. L " Église Arménienne et le grand schisme d " Orient. Louvain, 1999. P. 306-307, 320-321, 345-347, 379-380, 501-505, 521-523, 531-532. В. А. Арутюнова-Фиданян Рубрики: Ключевые слова: ВАНАКАН ВАРДАПЕТ (1181-1251), арм. историк, богослов, основатель хоранашатской школы, церковный и политический деятель

http://pravenc.ru/text/155452.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Богословие Восточных (нехалкидонских) Церквей (см. также " История Восточных (нехалкидонских) Церквей " ) АРМЯНСКАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ Церковь арм. народа, одна из древнейших в истории христианства. Принадлежит к семье Древних Восточных Православных (дохалкидонских) Церквей ВАНАКАН ВАРДАПЕТ (1181-1251), арм. историк, богослов, основатель хоранашатской школы, церковный и политический деятель ВАРДАН МАЛЫЙ (ок. 1260 - ок. 1326), арм. богослов, автор неск. проповедей, толкований и церковных песнопений (шараканов) ГРИГОРИЙ Иоанн Абу-ль-Фарадж ибн аль-Ибри (1225 или 1226 - 1286), сиро-яковитский еп., богослов, писатель, церковный и общественный деятель ГРИГОР ТАТЕВАЦИ (1346 - 1409), арм. философ, богослов, педагог, церковный деятель; св. Армянской Апостольской Церкви (пам. в субботу перед 4-м воскресеньем Великого поста) ИОАНН [Иваннис ] ( 860), митр. Дарский в юрисдикции Сирийской яковитской Церкви, западно-сир. богослов и литургист ИСРАЭЛЬ (ок. 870 - 961), еп. Кашкарский, впосл. католикос-патриарх Церкви Востока, несторианский богослов и полемист КОПТСКАЯ ЦЕРКОВЬ [Коптская Ортодоксальная Церковь], принадлежит к семье Древних Восточных (дохалкидонских, нехалкидонских) Церквей МАТТА АЛЬ-МАСКИН [Матта аль-Мескин/Мискин; араб. - Матфей Бедняк/Убогий] (1919-2006), игум., один из наиболее известных деятелей и богословов Коптской Церкви МОНОФЕЛИТСТВО еретическое учение, согласно к-рому в Иисусе Христе одна воля, в противоположность православному дифелитству, т. е. учению о двух волях Христа МОНОФИЗИТСТВО еретическое учение, согласно к-рому во Христе одна природа; противоположно православному дифизитству, т. е. учению о том, что во Христе две природы, божественная и человеческая, соединенные в Ипостаси Бога Слова МОНОЭНЕРГИЗМ еретическое учение, согласно к-рому в Иисусе Христе имеется одно действие, в противоположность правосл. диэнергизму МХИТАР ГОШ (Гетикци, Гандзакеци) (ок. 1133/34 - 1213), арм. вардапет, писатель, хронист, выдающийся богослов Армянской Апостольской Церкви, законодатель, баснописец, педагог, гос. и общественный деятель ОВАННЕС III ОДЗНЕЦИ [Имастасер (Философ)] (ок.650 - 729), армянский святой (пам. в субботу 3-й недели Великого поста), католикос Армянской Апостольской Церкви (ААЦ; 717-728), богослов, философ, правовед ОВАННЕС ГЕРМОНЕЦИ [Колотик] (посл. треть XIV в.- 1-я пол. XV в.), арм. церковный деятель, богослов, настоятель мон-ря Ермон (Гермонского) в обл. Вайоц-Дзор, носил звание рабунапета (верховного наставника) ОВАННЕС ЕРЗНКАЦИ ЦОРЦОРЕЦИ (сер. XIII в. - 1335?), арм. философ, богослов, экзегет, грамматик, поэт, переводчик, педагог, церковно-общественный деятель, видный представитель гладзорской школы, один из основателей цорцорской школы, последователь движения арм. униатов

http://pravenc.ru/rubrics/122502.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАВИД ГАНДЗАКЕЦИ Давид Гандзакеци [сын Алавика; арм. ] (1060?, Гандзак (Ганджа) - 1131), арм. вардапет, ученый, канонист. Один из образованнейших людей своего времени. В ответ на вопросы новопосвященного свящ. Аркаютюна написал кн. «Каноническое право» ( ), в 97 статьях к-рой обсуждаются убийство, воровство, осквернение, взяточничество, ростовщичество, клятвопреступление, ругательство, колдовство и проч. Это произведение имело огромное значение, т. к. в средневек. Армении правовые вопросы решались, руководствуясь «Книгой канонов», в к-рой отсутствовали ответы на мн. вопросы, связанные с мирской судебной практикой. «Каноническое право» Д. Г. было своего рода новшеством (нечто среднее между каноническим сборником и судебником), ставшим необходимым этапом в составлении последующих юридических справочников. В частности, автор 1-го в Армении судебника Мхитар Гош († 1213) при редактировании своего труда использовал «Каноническое право» Д. Г. в качестве источника. Важность труда Д. Г. осознавали его современники и последователи, высоко чтившие его образованность: Киракос Гандзакеци († 1271/72) величает его Просветителем, а Вардан Аревелци († 1271) - соратником Ованнеса Имастасера († 1129); упоминают о нем Мхитар Айриванеци († 1290?) и Степанос Орбелян († 1304). Арм. авторы сообщают, что арм. католикос учел мнение Д. Г. при назначении албан. католикоса. Появление более актуального «Судебника» Мхитара Гоша оттеснило произведение Д. Г. на 2-й план, и его труд не привлекал внимания арменистов (в частности, М. Чамчян, автор «Истории армян» (Венеция, 1785), был о нем невысокого мнения) и остается мало изучен. Соч.: Абраамян А. Г. «Каноническое право» Давида, сына Алавика//Эчмиадзин. 1952. 9/10. С. 48-57; 11/12. С. 56-67; 1953. 1. С. 56-62; 2. С. 53-60; 3. С. 51-63 (на арм. яз.). Ист.: Киракос Гандзакеци. История Армении/Пер.: Л. А. Ханларян. М., 1976. С. 94, 136; Вардан Великий. Всеобщая история/Пер.: Н. О. Эмин. М., 1861. С. 159. М. Э. Ширинян Рубрики: Ключевые слова: ВАНАКАН ВАРДАПЕТ (1181-1251), арм. историк, богослов, основатель хоранашатской школы, церковный и политический деятель

http://pravenc.ru/text/168548.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИРАКОС ДРАЗАРКЦИ [арм. Ki8akws D8aga8kci ] (ок. 1056-1127, мон-рь Дразарк, Киликия), арм. вардапет, один из крупнейших деятелей арм. культуры т. н. серебряного века. Вместе с Геворгом Мегриком учился у вардапета Геворга Лореци и затем подвизался в мон-ре Дразарк. Духовным отцом К. Д. был католикос Григор II Вкаясер , с которым тот сотрудничал в течение мн. лет. Среди современников К. Д. был известен как ученый, однако сведений о его сочинениях нет или они не сохранились. Он редактировал переводы на арм. язык, выполненные иностранными книжниками, такими как риторы Кириак и Феопист. Так, в 1085 г. в К-поле К. Д. редактировал и корректировал перевод комментария к «Деяниям святых апостолов» свт. Иоанна Златоуста, сделанный греком Кириаком по заказу Григора II Вкаясера (сохр. лишь текст перевода в редакции К. Д., изд.: К-поль, 1717 (на арм. яз.)). В 1117 г. К. Д. редактировал арм. перевод комментария свт. Иоанна Златоуста к Евангелию от Иоанна, выполненный еще в V в. (главы 1-13 по сир. переводу, главы 14-88 с греч. оригинала). Впосл. большая часть этого перевода была утеряна, в XI в. сохранились только первые 13 глав; новый перевод, сделанный сирийцем Андреем Диаконом по заказу Григора Вкаясера, не удовлетворил К. Д. По его просьбе Григор Вкаясер заказал новый перевод с греческого Феописту, греку по происхождению, к-рый служил нотарием у кн. Арона. Григор Вкаясер умер в 1105 г., когда перевод еще не был окончен, К. Д. был вынужден оплатить работу Феописту. Однако язык этого перевода оказался столь витиеватым и искусственным, что в 1112 г. К. Д. начал серьезно редактировать текст. Он сравнивал перевод с греч. оригиналом, сир. переводом и с сохранившимися частями древнеарм. перевода. Согласно хронике Самуэла Анеци, в 1121 г. К. Д. и Геворг Мегрик продолжили труд Григора Вкаясера, к-рый работал над дополнениями к арм. Лекционарию, составляя паремии к 46 праздникам, из них паремии к 30 праздникам были выполнены К. Д. Текст этого Лекционария в редакции К. Д. (с незначительными добавлениями) сохранился до наст. времени. К. Д. был похоронен в мон-ре Дразарк, где долгие годы жил и трудился. Лит.: Алишан Г. Сисуан. Венеция, 1885. С. 231 (на арм. яз.); он же. Айапатум. Венеция, 1901. С. 353 (на арм. яз.); Ачарян P. Словарь арм. личных имен. Ереван, 1944. Т. 2. С. 621-622 (на арм. яз.); Акинян Н. Киракос Ученый (1050-1127)//Ams. W., 1952. T. 66. C. 481-546 (на арм. яз.); Норайр Погарян, еп. Армянские авторы, V-XVII вв. Иерусалим, 1971. С. 203-206 (на арм. яз.); Thomson R. W. A Bibliography of Classical Armenian Literature to 1500 AD. Turnhout, 1995. P. 140-141. М.-Э. С. Ширинян Рубрики: Ключевые слова: ВАНАКАН ВАРДАПЕТ (1181-1251), арм. историк, богослов, основатель хоранашатской школы, церковный и политический деятель

http://pravenc.ru/text/1840143.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРИСТАКЕС ЛАСТИВЕРТЦИ [арм. ] (до 1022 - между 1072 и 1087), крупнейший арм. историк XI в. Об А. Л. известно только, что он род. в мест. Ластиверт (к северу от совр. Эрзерума) и был вардапетом . Его «Повествование о бедствиях армянского народа» состоит из 25 глав. Труд А. Л. начинается с прибытия визант. имп. Василия II Болгаробойцы (976-1025) в Закавказье в 1000 г., заканчивается рассказом о битве при Манцикерте (1071), пленении имп. Романа IV Диогена и смерти сельджукского султана Алп-Арслана (1072). Все события даются в хронологической последовательности, каждая глава представляет собой законченный очерк, посвященный одному историческому эпизоду. А. Л. был современником, а часто и очевидцем описываемых событий: визант. завоевания арм. княжеств (Тайк - 1000, Васпуракан - 1021, Ширак - 1045, Вананд - 1065), вторжений турок-сельджуков в Армению и сражений с ними визант. войск, распространения еретического движения тондракитов . Значительная часть труда А. Л. посвящена Византийской империи, о жизни к-рой он был хорошо информирован. Целые главы повествуют о царствованиях императоров Константина VIII (1025-1028), Романа III Аргира (1028-1034), Михаила IV Пафлагонца (1034-1041), Константина IX Мономаха (1042-1055), Исаака I Комнина (1057-1059), Романа IV Диогена (1068-1071). Еретическое движение тондракитов, их идеология и меры визант. правительства против них рассматриваются в 22-23-й главах. Труд А. Л. является важнейшим источником по истории Армении и Византии XI в. Изд.: Повествование Аристакэса Ластивертци/Подгот. текста и предисл. К. Н. Юзбашяна. Ереван, 1963 (на арм. яз.); Повествование вардапета Аристакэса Ластивертци/Пер. с древнеарм., вступ. ст., коммент. и прил. К. Н. Юзбашяна. М., 1968; Aristak è s de Lastivert. Récit des malheurs de la nation arménienne/Éd. M. Canard, H. Berbérian. Brux., 1973 [на осн. изд. 1963 и 1968 гг.]. Лит.: Юзбашян К. Н. «Варяги и прония» в сочинении Аристакеса Ластивертци//ВВ. 1959. Т. 16. С. 14-28; он же. Армянские государства эпохи Багратидов и Византия IX-XI вв. М., 1988. С. 236-254; Μπαρτικιν Χρ. Το Βυζντιον εις τας αρμενικς πηγς. Θεσσαλονκη, 1981. Σ. 92-96; του ιδου. Το κνημα των Θονδρακιτν στο Βυζντιο//Βυζαντινς Δμος. 1989. T. 3. Σ. 37-50; Арутюнова-Фиданян В. А. Образ Византии в армянской средневековой историографии XI в. (Аристакес Ластивертци)//ВВ. 1994. Т. 55. С. 146-151. П. И. Жаворонков Рубрики: Ключевые слова: ВАНАКАН ВАРДАПЕТ (1181-1251), арм. историк, богослов, основатель хоранашатской школы, церковный и политический деятель

http://pravenc.ru/text/75962.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИС АРШАРУНИ Григорис Аршаруни [Григор; арм. ], хорепископ, арм. богослов (650? - 729?). Образование предположительно получил в Ерасхадзоре; ок. 684 г. был рукоположен во епископа католикосом Сааком III Дзорапореци (677-703), впосл. стал хорепископом пров. Аршаруник. Г. А. был известным вардапетом своего времени, славился философскими познаниями и был сподвижником католикоса Ованнеса III Одзнеци в нововведениях и начинаниях последнего. Участвовал в Маназкертском Соборе Армянской Апостольской Церкви (726). Основное сочинение Г. А., «Комментарий к Лекционарию», представляет собой интерпретацию литургических чтений и разъяснения символики праздников и постов; содержит 34 главы и в конце авторский колофон. Мнения ученых о меценате и заказчике этого произведения противоречивы, источники называют разные имена: Самвел Камрджадзореци (940? - 1010?) считает, что им был Ованнес Одзнеци, Асолик (935? - 1015) упоминает имя Нерсеса Камсаракана, бывшего в кон. VII в. визант. апоипатом-патрикием и старавшегося достичь мирного сосуществования Армении как с Византией, так и с Арабским халифатом. Однако Г. А. в последней главе сочинения сообщает, что книга была написана им по просьбе и поддержке престарелого патрикия Ваана Камсаракана (600? - 690?), отца Нерсеса. Возможно, что именно Г. А. составил краткий список епископов из дома Камсараканов (Аршаруниев). Г. А. приписывают также комментарий на «Огласительные поучения» свт. Кирилла Иерусалимского. Соч.: · « (?)»- ( Чанашян М. «Комментарий к Лекционарию» Григориса Аршарунийского//Базмавеп. 1935. T. 93. С. 388-401); (?)/· (Комментарий к Лекционарию/Изд.: К. Чракян. Венеция, 1964) [отрывки]); Commentaire du lectionnaire/Trad., introd., not. L. Froidevaux. Venice, 1975. (Bibliotheca Armeniaca; 1). Лит.: · · ( С. М. Григорис Аршаруни//Базмавеп. 1929. Т. 87); · (?) - ( Погарян Н. , еп. Армянские авторы, V-XVII вв. Иерусалим, 1971. С. 103-105); Христианская Армения: Энцикл. Ереван, 2002. С. 250-252 (на арм. яз.). М. Э. Ширинян Рубрики: Ключевые слова: ВАНАКАН ВАРДАПЕТ (1181-1251), арм. историк, богослов, основатель хоранашатской школы, церковный и политический деятель ВАРДАН МАЛЫЙ (ок. 1260 - ок. 1326), арм. богослов, автор неск. проповедей, толкований и церковных песнопений (шараканов)

http://pravenc.ru/text/168087.html

Как и др. арм. исторические сочинения, книга К. Г. включает ряд произведений др. жанров, в т. ч. каноны и послания, принадлежащие др. авторам. Среди них «Послание о Символе веры Армянской Церкви» Нерсеса Шнорали 1165 г. (Там же. C. 97), «Наставление об исповедании веры» Ванакана Вардапета (Там же. C. 207), а также фрагменты житийного характера, посвященные Ованнесу Саркавагу, Ванакану Вардапету и Ованнесу Гарнеци. Эти тексты важны для исследования процесса формирования агиографических сочинений того времени. Отдельным компилятивным фрагментом следует считать и 10-ю гл. «Краткое изложение истории страны Агванк, приводимое ниже в форме рассказа» (Там же. C. 132-137). Кроме того, «История Армении» содержит и ряд фольклорных сюжетов, напр. легендарную историю коронации визант. имп. Маврикия (582-602) (Там же. C. 62-64). Труд К. Г. написан простым ясным языком. Важным вкладом К. Г. в арм. церковную культуру стали дополнения к Минологию. Он писал, что работал над ними 15-16 лет и закончил в 1268-1269 гг. в Киликии, когда ему было 66 лет ( Алишан. Айапатум. 1901. С. 472; История Армении: 1976. С. XXV-XXVI). Обширная переписка К. Г. с Ванаканом Вардапетом, Варданом Аревелци и др. современниками не сохранилась. К. Г. является автором шаракана «Вознесение Богородицы», состоящего из 36 строф согласно буквам арм. алфавита и с акростихом в конце: «Киракос Вардапет». Соч.: Путешествие Арм. царя Гетума к Бату (Батыю) и к Мангу-хану в лето арм. счисления 703 и 704/Пер.: Д. Б. Аргутинский-Долгорукий//Сиб. вестн. СПб., 1822. Ч. 19. Кн. 8. С. 93-108 (текст парал. на арм. и рус. яз.); Extrait de Kiragos, auteur arménien du XIII-e siècle// Brosset M. F. Additions et éclaircissements à l " Histoire de la Géorgie. St.-Pb., 1851. P. 412-437; История Армении/Ред.: В. Тер-Георгян Ованнисянца Ереванеци. М., 1858 (на арм. яз.); Краткая История/Ред.: Г. Алишан. Венеция, 1865 (на арм. яз.); Histoire d " Arménie//Deux historiens arméniens: Kirakos de Gantzak (XIIIe s.). Oukhtanes d " Ourha (Xe s.). Histoire en trois parties/Trad. M. Brosset. St.-Pb., 1870-1871. 2 vol.; История Армении/Ред.: К. А. Мелик-Оганджанян. Ереван, 1961 (на арм. яз.); История Армении/Под ред. Л. А. Ханларяна. М., 1976; History of the Armenians/Transl. by R. Bedrosian. N. Y., 1986; rbedrosian.com/kg1.html [Электр. ресурс].

http://pravenc.ru/text/1840141.html

  001     002    003    004