С наступлением мира в крае Тарберуни святой вардапет вновь отправился в места прежнего своего обитания – в святую обитель, именуемую Аргелан. Он прожил [там] долгую благочестивую жизнь в угоду Божьему желанию. И с миром почил во Христе. Мощи его положили под сенью всесвятой Аствацацин [Богородицы] и св. Карапета [Предтечи] в [родном] его монастыре Аргелан, напротив Беркри, с западной стороны Востана 506 . Могила его приносит исцеление от всяких недугов. Особенно же от укуса бешеных собак и всяких зверей, а люди, которые с надеждой и верой приходят из далеких и близких краев к его могиле, получают полное исцеление души и тела. Житие Нерсеса Мшеци Среди центров просвещения и научной мысли средневековой Армении наибольшей известностью пользовался Гладзор, прозванный современниками университетом, «вторыми Афинами». Честь основания Гладзорской школы принадлежит крупному педагогу и культурному деятелю Нерсесу Мшеци (ум. в 1284 г.). Если о предшественниках Нерсеса Мшеци – Ованесе Саркаваге, Мхитаре Гоше, Ованесе Ванакане, Вардане Аревелци сохранились довольно обстоятельные сведения в исторических сочинениях современников, то этого нельзя сказать об основателе и деятелях Гладзорского университета Нерсесе Мшеци, Есаи Ничеци и других. Основным источником, проливающим свет на деятельность Гладзорского университета и его педагогов, служат памятные записи писцов, учеников Вардана Аревелци, Нерсеса Мшеци, Есаи Ничеци. В частности, такой памятной записью является и проложное житие Нерсеса Мшеци, написанное одним из его учеников – Маттеосом Киликеци. Наряду с более обстоятельными житиями, таким как, «Житие Григора Татеваци», в Прологе имеется целый ряд очень маленьких по объему житий культурных и духовных деятелей, причисленных армянской церковью к лику святых. Это даже не жития в полном смысле этого слова, а поминовение памяти. В них отмечаются главные даты и события жизни «святого» – день и год смерти (так как без этого невозможно было бы отмечать его память), место рождения, главное дело его жизни, благодаря которому он удостоился поминовения. Выражаясь современной терминологией, поминовение памяти святого в Прологе попросту является краткой биографической справкой. Порой такие справки, будучи уникальными источниками, сохранившими сведения о том или ином выдающемся деятеле средневековой Армении, оказывают исследователям неоценимую услугу.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИС АРШАРУНИ Григорис Аршаруни [Григор; арм. ], хорепископ, арм. богослов (650? - 729?). Образование предположительно получил в Ерасхадзоре; ок. 684 г. был рукоположен во епископа католикосом Сааком III Дзорапореци (677-703), впосл. стал хорепископом пров. Аршаруник. Г. А. был известным вардапетом своего времени, славился философскими познаниями и был сподвижником католикоса Ованнеса III Одзнеци в нововведениях и начинаниях последнего. Участвовал в Маназкертском Соборе Армянской Апостольской Церкви (726). Основное сочинение Г. А., «Комментарий к Лекционарию», представляет собой интерпретацию литургических чтений и разъяснения символики праздников и постов; содержит 34 главы и в конце авторский колофон. Мнения ученых о меценате и заказчике этого произведения противоречивы, источники называют разные имена: Самвел Камрджадзореци (940? - 1010?) считает, что им был Ованнес Одзнеци, Асолик (935? - 1015) упоминает имя Нерсеса Камсаракана, бывшего в кон. VII в. визант. апоипатом-патрикием и старавшегося достичь мирного сосуществования Армении как с Византией, так и с Арабским халифатом. Однако Г. А. в последней главе сочинения сообщает, что книга была написана им по просьбе и поддержке престарелого патрикия Ваана Камсаракана (600? - 690?), отца Нерсеса. Возможно, что именно Г. А. составил краткий список епископов из дома Камсараканов (Аршаруниев). Г. А. приписывают также комментарий на «Огласительные поучения» свт. Кирилла Иерусалимского. Соч.: · « (?)»- ( Чанашян М. «Комментарий к Лекционарию» Григориса Аршарунийского//Базмавеп. 1935. T. 93. С. 388-401); (?)/· (Комментарий к Лекционарию/Изд.: К. Чракян. Венеция, 1964) [отрывки]); Commentaire du lectionnaire/Trad., introd., not. L. Froidevaux. Venice, 1975. (Bibliotheca Armeniaca; 1). Лит.: · · ( С. М. Григорис Аршаруни//Базмавеп. 1929. Т. 87); · (?) - ( Погарян Н. , еп. Армянские авторы, V-XVII вв. Иерусалим, 1971. С. 103-105); Христианская Армения: Энцикл. Ереван, 2002. С. 250-252 (на арм. яз.). М. Э. Ширинян Рубрики: Ключевые слова: ВАНАКАН ВАРДАПЕТ (1181-1251), арм. историк, богослов, основатель хоранашатской школы, церковный и политический деятель ВАРДАН МАЛЫЙ (ок. 1260 - ок. 1326), арм. богослов, автор неск. проповедей, толкований и церковных песнопений (шараканов)

http://pravenc.ru/text/168087.html

Так, Степанос Сюнеци (Орбелян) писал, что в крепости Багаберд в Сюникском царстве, в 1170 г. тюрками-сельджуками было сожжено свыше 10 тыс. рукописей, привезенных в крепость в основном из Татевского и соседних с ним мон-рей. Однако немаловажную роль в развитии рукописной традиции играло особое отношение армян к манускриптам как к субъекту, а не к объекту культуры. Это явление в арм. культуре прослеживается по сей день, когда жители той или иной местности, подарившие рукопись матенадарану, приходят на «свидание» к своему манускрипту и делятся с ним новостями. Во время тех или иных катаклизмов вместо драгоценностей в первую очередь спасали рукописи. Со временем, поняв такое отношение армян к историческим текстам, захватчики не уничтожали рукописи, а стали их «брать в плен» вместе с людьми, уверенные, что получат за эти тексты хороший выкуп. Напр., в XIII в. «в плен» к монголам попал Ванакан Вардапет с Евангелием из монастыря Хоранашат. Кроме того, в тяжелые времена рукописи выносили из хранилищ и прятали в крепостях, труднодоступных пещерах, зарывали в землю в сундуках, о чем упоминают многие армянские авторы. Таковы, напр., сведения историка Киракоса Гандзакеци о рукописных коллекциях Санаинского и Ахпатского монастырей, спрятанных во время нашествий 1105 и 1151 гг. В результате долгого пребывания в неблагоприятных условиях рукописи иногда портились, как это случилось с истлевшими и окаменевшими рукописями вышеназванных монастырей, которые были обнаружены в пещерах лишь в кон. XVIII в. Более того, чтобы спасти рукопись, люди часто рисковали жизнью и жизнью близких. Такова история «Мушского Гомилиария». Рукопись была создана в 1201-1202 гг. в Ерзнке, а потом хранилась в Муше, в монастыре св. Апостолов. В 1204 г. она попала в руки сельджуков, но была выкуплена за огромную цену. В 1915 г., во время геноцида армян, рукопись спасли 2 женщины, разделив ее на 2 части. Они обернули себя ее листами и вывезли под одеждой с большим риском для жизни и своей, и окружающих, ибо турками было объявлено о неминуемой расправе с теми, у кого найдут рукопись.

http://pravenc.ru/text/2562572.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРИСТАКЕС ЛАСТИВЕРТЦИ [арм. ] (до 1022 - между 1072 и 1087), крупнейший арм. историк XI в. Об А. Л. известно только, что он род. в мест. Ластиверт (к северу от совр. Эрзерума) и был вардапетом . Его «Повествование о бедствиях армянского народа» состоит из 25 глав. Труд А. Л. начинается с прибытия визант. имп. Василия II Болгаробойцы (976-1025) в Закавказье в 1000 г., заканчивается рассказом о битве при Манцикерте (1071), пленении имп. Романа IV Диогена и смерти сельджукского султана Алп-Арслана (1072). Все события даются в хронологической последовательности, каждая глава представляет собой законченный очерк, посвященный одному историческому эпизоду. А. Л. был современником, а часто и очевидцем описываемых событий: визант. завоевания арм. княжеств (Тайк - 1000, Васпуракан - 1021, Ширак - 1045, Вананд - 1065), вторжений турок-сельджуков в Армению и сражений с ними визант. войск, распространения еретического движения тондракитов . Значительная часть труда А. Л. посвящена Византийской империи, о жизни к-рой он был хорошо информирован. Целые главы повествуют о царствованиях императоров Константина VIII (1025-1028), Романа III Аргира (1028-1034), Михаила IV Пафлагонца (1034-1041), Константина IX Мономаха (1042-1055), Исаака I Комнина (1057-1059), Романа IV Диогена (1068-1071). Еретическое движение тондракитов, их идеология и меры визант. правительства против них рассматриваются в 22-23-й главах. Труд А. Л. является важнейшим источником по истории Армении и Византии XI в. Изд.: Повествование Аристакэса Ластивертци/Подгот. текста и предисл. К. Н. Юзбашяна. Ереван, 1963 (на арм. яз.); Повествование вардапета Аристакэса Ластивертци/Пер. с древнеарм., вступ. ст., коммент. и прил. К. Н. Юзбашяна. М., 1968; Aristak è s de Lastivert. Récit des malheurs de la nation arménienne/Éd. M. Canard, H. Berbérian. Brux., 1973 [на осн. изд. 1963 и 1968 гг.]. Лит.: Юзбашян К. Н. «Варяги и прония» в сочинении Аристакеса Ластивертци//ВВ. 1959. Т. 16. С. 14-28; он же. Армянские государства эпохи Багратидов и Византия IX-XI вв. М., 1988. С. 236-254; Μπαρτικιν Χρ. Το Βυζντιον εις τας αρμενικς πηγς. Θεσσαλονκη, 1981. Σ. 92-96; του ιδου. Το κνημα των Θονδρακιτν στο Βυζντιο//Βυζαντινς Δμος. 1989. T. 3. Σ. 37-50; Арутюнова-Фиданян В. А. Образ Византии в армянской средневековой историографии XI в. (Аристакес Ластивертци)//ВВ. 1994. Т. 55. С. 146-151. П. И. Жаворонков Рубрики: Ключевые слова: ВАНАКАН ВАРДАПЕТ (1181-1251), арм. историк, богослов, основатель хоранашатской школы, церковный и политический деятель

http://pravenc.ru/text/75962.html

536-537 537-538 538-539 539-540 540-541 ВАЛЬДЕНСЫ приверженцы еретического течения в католич. Церкви, возникшего в Зап. Европе в контексте идей и движений за религ. обновление в XII-XIII вв. 541-543 543-544 ВАЛЬКИРИИ в сканд. мифологии девы-воительницы, подчиняющиеся Одину, к-рые по решению богов приносят победу или поражение в битве 544-545 ВАНАКАН ВАРДАПЕТ (1181-1251), арм. историк, богослов, основатель хоранашатской школы, церковный и политический деятель 545-546 546-549 549-550 550-551 551-552 552-553 ВАРАВВА преступник, избранный толпой по наущению священников вместо Иисуса Христа, когда Понтий Пилат предложил освободить одного из узников по случаю праздника Пасхи 553-554 ВАРАКА араб-христианин из рода асад племени курайш, сыгравший значительную роль в жизни основателя ислама Мухаммада 554-555 ВАРАКИН Дмитрий Сергеевич (ок. 1865 - после 1929), старообрядческий начетчик из среды приемлющих священство Белокриницкой иерархии ВАРБУРГ Аби (Абрахам Мориц (1866 - 1929)), нем. историк искусства и культуры, один из основателей иконологии 556-558 ВАРВАРА схим., прп. (пам. 30 авг., в Соборе Новгородских святых и в Соборе святых С.-Петербургской митрополии) 558-563 ВАРВАРА (Яковлева Варвара Алексеевна; ок. 1850 - 1918), прмц. (пам. 5 июля, в Соборе Московских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) 563-564 ВАРВАРА Дмитриевна Деревягина, мц. (пам. 29 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) 564-565 ВАРВАРА Ивановна Лосева, мц. (пам. 22 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ВАРВАРА (Блохина Елизавета Дмитриевна; 1843- 1915), игум., первая настоятельница Пюхтицкого жен. мон-ря 565-566 ВАРВАРА (Трофимова Валентина Алексеевна; 1930-2011), игум. Пюхтицкого в честь Успения Пресвятой Богородицы жен. мон-ря 566-567 567-568 568-569 569-570 570-571 ВАРДАН МАЛЫЙ (ок. 1260 - ок. 1326), арм. богослов, автор неск. проповедей, толкований и церковных песнопений (шараканов) 571-572 572-574 ВАРИН († 856), аббат мон-ря Корвей Новый на р. Везер (Сев. Германия), прп. (в католич. церкви блж.) (пам. зап. 20 сент.)

http://pravenc.ru/vol/vi.html

В третьем крестовом походе участвовали все крупные европейские державы с их самодержцами – французским королем Филиппом II Августом, английским королем Ричардом Львиное Сердце, германским императором Фридрихом I Барбароссой. Вот, что пишет об этом в своей памятной записи сам Нерсес Ламбронаци: «После сего в 626 г. г.] (должно быть 1187 г. – К. Тер-Давтян) за грехи наши взят был святой город Иерусалим царем исмаильтян Иосепом и его прислужниками и войсками, рассеявшимися по эту и ту стороны моря. А патриарх Римский двинул царей, князей, войска и людей разных народностей сюда на спасение святых мест, и все, [путеводимые] крестом Христа, с готовностью прибыли, преодолев большие трудности. Вместе с ними прибыл алеманский царь Филтиик (Фридрих. – К. Тер-Давтян), самодержец Римской империи, самый могущественный из всех царей. Не морем, а сушей совершил он свой путь, с бесчисленным войском вступил в Венгрию и провел зиму в Македонии, в городе Филипполе, а в пасхальный праздник пересек Средиземное море и с большими потерями, разбив бесчисленные войска турок-сельджуков, прибыл с армией в Селевкию Сирийскую. Услышав об этом, католикос Григорис и князь Левон, под властью которого находилась Селевкия, с великой радостью поспешили вместе с нами навстречу ему, как спасителю этих земель. Но тяжесть наших грехов приостановила путь царя, ибо при переправе через реку Селевкию он пожелал выкупаться, но по старости не смог преодолеть течения и утонул. Мы же, с горестью встретив епископов, идущих следом за ним, и сына его с войсками, возвратились в Тарс...» (См.: Г. Овсепян. Памятные записи рукописей, с. 537). 452 В тексте «Нергинеци». Речь идет о крупнейшем армянском философе-неоплатонике V-VI вв. Давиде Непобедимом. См. примеч. 18 к «Житию Саака и Маштоца». 455 Биографию Ованеса Ванакана см.: А. Воскян. Ованес Ванакан и его школа. Вена, 1922 (на арм. яз.); Киракос Гандзакеци. История Армении. Текст подготовил и снабдил предисловием К. А. Мелик-Оганджанян. Ереван. 1961. с. 13–23 (на арм.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

384 Самуэл Анеци/Извлечения из книг историков. Вагаршапат, 1893 (грабар). В комментарии к данному изд. А. Тер–Микелян опубликовал список «Сведения о преемстве патриархов Армении». См. также: Recueil des historiens des croisades. T. I. Documents armeniens, риЬНё par les soins de ГAcademie royale des inscriptions et des belles lettres. Paris, 1869–1906. Note pmliminaire a la traduction des «Tables chronologiques de Samuel d’Ani». P. 445–446; The Heritage of Armenian Literature. Vol. 2. From the Sixth to the Eighteenth Century/Ed. Hacikyan A.J. Detroit, 2002; Armenian People form Ancient to Modem Times. Vol. 1. The Dynastic Periods: From Antiquity to the Fourteenth Century/Ed. Hovannisian R.G. Palgrave Macmillan, 2004; Armenie, la magie de l’ecrit/Ed. Mutafian C. Paris, 2007. 385 См.: История Анонимного повествователя: (История Псевдо–Шапуха Багратуни)/Пер. с др.–арм., предисл. и прим. М.О. Дарбинян–Меликян. Ер., 1971 (дошла в единственном списке: рук. Матенадарана 5974). 387 В это время для Армении начинается новый период бедствий. Из Средней Азии на запад устремились полчища татар. Под их ударами уже пал Хорезм, а его правитель Джелал–эд–дин в 1225 г. вместе с большим войском бежал на запад, захватил Гандзак, Тифлис и другие города и, наводнив Армению персидскими, арабскими и тюркскими войсками, направился в «страну ромеев» и в Иконийский султанат. Здесь он потерпел поражение от объединенных сил Иконийского и Египетского государств, франков и армян Киликии и вернулся в Мугань. Татары разбили армию Джелал–эд–дина около Амида. Именно в это время был разграблен Хоранашатский монастырь вардапета Ванакана. «В пределах Тавушской крепости» Ванакан создал для себя новое убежище, «вырыл пещеру на вершине высокой скалы, что напротив села, именуемого Волорути, к югу от крепости Тавуш. И построил он в пещере маленькую церковь и там пребывал после того, как султаном Джелал–эд–дином был разрушен первый его монастырь, что напротив крепости Ергеваниц. Там скрывался он, собрав много книг, ибо был мужем, весьма любящим науку и боголюбивым. С ним вместе находились многие, которые учились у него... И когда увеличилось число людей (монахов), пришлось ему спуститься из пещеры и у подножья скалы построить церковь и кельи и там поместиться» ( Киракос Гандзакеци. История. С. 206, 230).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На обратном пути он прибыл в Киликию, где посетил царя Хетума и его братьев, а также католикоса Костандина, который очень обрадовался ему «и долгое время удерживал при себе, привязавшись к нему такой любовью, что не желал, чтобы он когда–нибудь удалился от него» ( Киракос Гандзакеци. История. С. 278–296). Католикос вручил «мудрому и ученейшему вардапету» Вардану соборное послание и церковные каноны для городов, поселений, монастырей и князей Армении. «И прибыл вардапет Вардан и бывшие с ним посланцы католикоса на Восток и, объездив области Армении, епископов, монастыри и князей, передали всем канонический указ и потребовали от всех письменного одобрения законоположения». В 1246 г. Вардан отослал католикосу в Ромклу грамоту одобрения, подписанную многими епископами и князьями, «а сам отправляется в Кайен, в свою обитель, которую звали обителью Св. Андрея, напротив неприступной крепости Кайен и, оставшись там, стал обучать божественному учению многих, кто учился у него» ( Киракос Гандзакеци. История. С. 295). Однако Вардан не засиживался подолгу на одном месте, он странствовал по разным монастырям, занимаясь преподаванием и литературными изысканиями, у него было множество учеников, среди которых – видный писатель Ованес Ерзынкаци. 393 См., например: Всеобщая история Великого Вардана Бардзрабердци, выпущенная в свет М. Эмином. М., 1861 (1–е изд.; грабар). 394 Ему, в частности, принадлежит перевод «Истории» Михаила Сирийского, памятная запись которого имеется в «Истории народа стрелков» инока Магакии. 395 См.: Воскян А. Ованнес Ванакан и его школа. Вена, 1992. С. 53–89; Зарбаналян Г. Древнеармянская письменность. Т. 1. С. 738; Абегян М. История древнеармянской литературы. С. 453. 396 «Мы не дерзнули в третий раз повторять ими рассказанное или распространяться о том. Мы сочли нужным для хронологической связи вкратце упомянуть о замечательнейших событиях и деяниях и тем закончить наш труд, давно начатый и до сих пор не оконченный; нам и без того совестно перед историками, которых мы упомянули выше» (Всеобщая история Великого Вардана.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОВАННЕС ТАВУШЕЦИ предыдущая статья следующая статья печать библиотека 52 , С. 358 опубликовано: 20 марта 2023г. ОВАННЕС ТАВУШЕЦИ - см. Ванакан Вардапет . Рубрики: Богословие Восточных (нехалкидонских) Церквей (см. также " История Восточных (нехалкидонских) Церквей " ) Ключевые слова: Богословы армянские Ованнес Тавушеци - см. Ванакан Вардапет См.также: АНАНИЯ НАРЕКАЦИ († ок. 978), арм. писатель, философ, богослов ВАНАКАН ВАРДАПЕТ (1181-1251), арм. историк, богослов, основатель хоранашатской школы, церковный и политический деятель ВАРДАН АЙГЕКЦИ арм. богослов, историограф, баснописец, (2-я пол. XII в. - после 1230) ВАРДАН ВЕЛИКИЙ (ок. 1198 - 1271), арм. историк, богослов, педагог, церковный и общественный деятель Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/2578147.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Армянская Апостольская (Григорианская) Церковь. Монашество ВАНАКАН ВАРДАПЕТ (1181-1251), арм. историк, богослов, основатель хоранашатской школы, церковный и политический деятель КИРАКОС ДРАЗАРКЦИ (ок. 1056 - 1127), арм. вардапет, один из крупнейших деятелей арм. культуры т. н. серебряного века КОМИТАС (Согомонян Согомон Геворги) (26.09.1869 - 22.10.1935), архим. (вардапет), арм. композитор, музыковед, певец, хоровой дирижер, педагог, музыкальный и общественный деятель МЕСРОП МАШТОЦ (361 или 362 - 440), св. Армянской Апостольской Церкви (ААЦ) (пам. арм. 17 февр.), архим., богослов, создатель арм. алфавита, основатель школы арм. лит-ры и лит. языка, проповедник, переводчик Свящ. Писания, общественный деятель, автор церковных песнопений ОВАННЕС ИМАСТАСЕР [Ованнес Саркаваг] (ок. 1045 - 1129), архим., арм. философ, богослов, педагог, космограф, поэт, гимнограф

http://pravenc.ru/rubrics/121968.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010