Григора, а сама пошла мыкаться по своим делам, мысленно обращаясь с мольбой к Богу и св. Григору. И вдруг по прошествии часа она увидела шедшую ей навстречу с кудахтаньем ожившую курицу с цыплятами. Изумившись, все восславили Бога и оживителя цыплят св. Григора, которым да будет благословен Бог. Житие Ованеса Саркавага Выдающийся армянский ученый и поэт Ованес Сарканаг жил во второй половине XI и первой четверти XII века (ум. 1129 г.). Восстановление политической независимости, наступившей с воцарением Багратидов (886 г.) и Арцрунидов (909 г.,), и длительный период мира (со второй четверти X века), последовавший вслед за укреплением власти Багратидов, способствовал экономическому и культурному развитию страны. В благоприятных политических и экономических условиях развертывается бурное городское строительство, развиваются ремесла и торговля, что стимулирует развитие архитектуры, живописи, пробуждение интереса к точным наукам и пр. Определенные сдвиги происходят в общественной жизни, которые, в свою очередь, вызывают изменения в идеологической сфере. Замечается пробуждение интереса к реальной жизни, к человеку. В преддверии этой эпохи стоит гениальный армянский поэт Григор Нарекаци (951–1003 гг.), в творчестве которого центральное место занимает человек с его внутренним миром, с раздирающими его душу противоречиями. В своей «Книге скорбных песнопений» Нарекаци первый среди армянских средневековых поэтов стремится раскрыть душу человека, обуреваемого страстями, страдающего в тщетных поисках спасения. С падением Багратидского царства (1045 г.) и последующим завоеванием Армении сельджуками (1071 г.) политическое положение страны коренным образом изменилось. Тем не менее, поступательный ход развития культуры и науки продолжался, так как экономическая жизнь армянского народа не претерпела существенных изменений. Сравнивая предыдущий этап с этим периодом культурной жизни армянского народа, М. Абегян пишет, что если «во времена царей Багратуни в Ани... наблюдалось большое стремление к возрождению науки среди армян и выразителем этих устремлений был Григор Магистрос, однако на деле осуществил и воплотил их в жизнь Саркаваг Вардапет» 291 . Нашествие сельджуков и завоевание ими Армении были причиной того, что многие монастыри центральной Армении, эти очаги культуры и просвещения, пришли в упадок. Научные и образовательные центры переместились в более безопасные горные районы Армении. Так, на северо-востоке Армении, где еще сохранилась власть армянских царей и князей, средоточием развития науки и просвещения становятся два крупных монастыря – Санаин и Ахпат 292 . Основанные в конце X века армянскими Багратидами, они вскоре становятся крупными очагами культуры, в которых трудятся известные ученые. Одним из самых прославленных вардапетов Ахпатского монастыря и был Ованес Саркаваг, с именем которого связано «преобразование всей системы обучения своего времени» 293 , возрождение наук среди армян, новое течение в армянской литературе и идеологии.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

В другом месте он пишет: «Если пожелаешь об этом узнать основательнее и подробнее, прочти Ухтанэса 212 и историю албанов 213 и почерпни сведения из «Книги посланий» 214 , а также из [Истории] владыки Машоца, написанной по просьбе католикоса Георга» 215 . Ованес Драсханакертци в своей «Истории» полностью приводит два послания Маштоца 216 . Армянские историографы представляют Маштоца дальновидным политиком, хорошо понимавшим интересы новосозданного армянского Багратидского царства и оказавшим содействие в борьбе Багратидов с центробежными силами. Маштоц был причислен армянской церковью к лику святых, и его житие очень рано вошло в прологи, где под 4-м сахми, или 13-м ноября, отмечена его память. По мнению М. Орманяна, поминовение его памяти армянской церковью было, по всей видимости, установлено историографом Ованесом Драсханакертци, племянником, учеником и преемником Маштоца на католикосском престоле 217 . «Житие Маштоца» – один из источников «Истории» Степаноса Орбеляна. Впервые оно встречается в рукописи XIII-XIV вв. – служебнике «Маштоца» 218 . Житие было опубликовано впервые в «Арарате» в 1876 г. 219 . Затем неоднократно издавалось в различных каталогах рукописей. Последний раз оно было издано Г. Овсепяном вместе со второй обнаруженной им редакцией жития 220 , которая, как увидим ниже, относится к более позднему времени. Сведения об авторе и о времени написания жития содержатся в самом тексте. Повествование ведется от первого лица: «В 6100 году от сотворения мира... и 342 (893) году нового армянского календаря я закончил сию небольшую рукопись...». И далее: «Рукопись сия закончена на Севане... моей, недостойного монаха Степаноса, ученика... владыки отца Маштоца, рукой». Таким образом, запись сделана по поводу окончания рукописи. В это время Маштоцу «было около 60-ти лет», следовательно, житие написано за четыре года до его смерти (897) 221 . Степанос был непосредственным свидетелем жизни Маштоца: «Рассказанное мной, – пишет он, – истина, ибо я писал, узнав не по слухам, а сам был очевидцем всего».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

И понеже невозможно было светильнику скрыться под ложем или городу, [стоящему на горе, скрыться] за горой, он стал известен вельможам и простолюдинам, патриарху и епископам, царю и князьям. И для всех святой наш был истинной и насущной пищей, и все жаждали слова его. Он был подобен великому городу, изобилующему всеми благами, и раздавал он их неустанно богатым и бедным, каждому по нужде. И вот собрались вокруг него все, кто знаком был со [Св.] писанием, и умоляли раскрыть им, любознательным, святой Божественный смысл учения и, взяв в руки Писание, просили истолковать, его. Но святой любил жить в тиши, в укрытых местах и вдали от людской толпы, со зверьми в горных пещерах, голодом и простой пищей стесняя себя и лишая всего, и, будучи в плоти, казался бесплотным. А те, кто ради знаний хотел быть рядом с ним, не могли вынести [жизни] в пещерах и лесной чаще. Он жил, скрывая свое местопребывание, а когда жители окрестностей узнавали о нем, покидал [эти места]. Ни для кого он не становился обузой, а неустанным переписыванием книг обеспечивал свои телесные нужды и приходившим туда, к нему, предоставлял все необходимое. Он не имел ни дома, ни пристанища, и, как Господь, не имел он места, куда бы мог приклонить голову. Он желал Всевышнего и взирал на Матерь всех, мыслью, всеми помыслами и телом устремлялся туда и, охваченный пламенем любви, тянулся ввысь, к Христу, восседающему одесную Бога. И долго таким скитальцем бродил он по земле, нищий, голодный и измученный; совершенно не заботясь о теле и телесном, он пекся лишь о Господе, который кормил его согласно Слову Божьему и [заботился] о его телесных нуждах. Он постоянно пребывал в бдении, приумножал сокровище, вверенное ему, хранил его от коварных грабителей и ждал пришествия Господа, содержал в чистоте сияние своего целомудрия, держа неугасимым светоч милосердия, не впадал в дрему лени и, согласно Давиду, не заботился о телесном покое, а распинал на кресте свои телесные нужды и земные желания и умерщвлял свою плоть согласно слову апостола, который говорил: «Не прощал царства грехов в сем смертном теле и не заботился о желаниях тела, которое пыталось вооружить его против души, а [пекся] лишь о духовном», дабы постоянно размышлять о Боге.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Преисполненный неизреченной милостью Духа, святой и блаженный вардапет Григор был сыном благочестивых родителей. Отец его, по имени Саргис, происходил из Каджберуника, из города Арчеша, а мать была из селения Парби 605 . Из-за гнета неверных они перебрались в Сюник и поселились в области Вайоц-дзор. [Мать его], заимев детей, [со временем] перестала рожать. Но дети отошли к Богу, и они остались бездетными. Тогда, возложив свои упования и надежду на Бога и взяв себе в заступники Григора Лусаворича нашего, они с молитвами и смиренными мольбами обратились к Всевышнему и просили подарить им чадо. Слышащий же молитвы и исполняющий просьбы Господь наш Иисус Христос , который исполняет желание имеющих страх Божий, внял молитвам своих рабов и по ходатайству Григора Лусаворича дал им сына. И вот однажды блаженная мать святого увидела во сне державшего в руках погасшую лампаду св. Лусаворича, который сказал ей: «Бог услышал молитвы твои и по заступничеству моему дал тебе доброго сына. Возьми эту лампаду и держи при себе. Ибо дитя, которое родится у тебя, зажжет сию потухшую лампаду истинной веры». Проснувшись, она в страхе вознесла хвалу Богу и с радостью поведала своему мужу о видении. Они были [удивлены] и не могли понять, кем же должен стать ребенок и каким образом он зажжет светильник. И мать зачала. Когда же наступило время разрешения [от бремени], родилось исполненное благодати дитя, которого при крещении назвали Григором. Как только ему исполнилось семь лет, [они] стали его обучать Св. писанию. [Учеба] длилась семь лет. С каждым годом в нем все более проявлялся Божий дар. Он совершил множество чудес в детстве, о чем записано в его полной истории. К четырнадцати годам отрок Григор, на которого снизошел Божий дух, отличался столь высоким и плодоносящим умом, что к нему за пояснениями [книг] Св. писания обращались даже вардапеты, и он давал им ответы прекрасными толкованиями. И случилось как-то быть им в городе Тифлисе. Там он встретился с великим армянским вардапетом, учеником великого Есаи 606 . Увидев отрока, с горячей любовью изучавшего Божественное писание, св. Ованес [Воротнеци] взял его к себе в ученики. [И с тех пор] на протяжении двадцати восьми лет он как наставник воспитывал и обучал его.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Эти три родственные [вещи] повелел поставить на службу святой единосущной, неслиянной Троице. И, следуя Божественному учению, кого бы ни встречал, немедля говорил с ним о Слове [Божьем]. Слова, [исходившие] из уст его, были приправлены Божественной солью, соответственно слову: «Вы соль земли». Он укреплял здоровых, а зараженных тяжелыми грехами излечивал [своим] влиянием и светом разума просвещал темные умы, согласно слову: «Вы свет мира». И пребывавшим во тьме невежества обстоятельно и пространно истолковывал глубокий смысл Божественного учения. Подобно светящемуся факелу и лучезарному солнцу, он был всем для всех, исполнял любую просьбу в урочное и неурочное время и спасенных направлял по Божьему пути. Во всем везде проявлял он свою мудрость, смотревшие не насыщались, [лицезрея его]. Без зависти распространял он свет знания среди слушателей, а награду за свои труды собирал спасенными душами. Он любил уединение, приветствовал тишину, просил [у Бога] крылья голубя и желал поселиться в пустыне. Давил змея и сокрушал многоголового демона и то, чему собирался учить других, сам совершал на деле. Углублялся в размышления, очищал свое сердце, превращал себя в храм и алтарь Божий. Избранный хлеб, дающий миру жизнь, любовно объявлялся в нем. И всем, кто бы ни обращался к нему, он щедро раздавал [дары] из Божественных сокровищ. Богатеям говорил: «Будьте нищелюбивы!». А нищим советовал терпеть, уповая [на Бога]. Для сирот был отцом и для алкающих готовил превосходную пищу, благочестивых поощрял в их добродетелях, поверженных грехами поднимал, становясь для них опорой и посохом. Кающихся наставлял уповать на спасение, отступников молил обратиться к Богу. И суров был лик святого, и грозен был его желанный облик, ибо слова правдивых уст его были беспристрастны и неподкупны. Лицо – выразительное, взгляд – умный, слова – взвешенные, сила – небесная, рост – изумительный, язык – пристойный, мысль – светоносная, ибо мало внимал и много знал, а также мало говорил и излучал много света.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

543 Согласно сведениям историка Хетума, голод имел место в 1293 г. (см.: Хетум. История татар. Венеция, 1842, с. 74; на древнеарм. яз.). 549 В тексте . Дословно – кость. Думаем, что здесь текст искажен. Исходя из контекста переводим «приспешник». 550 Это событие имело место в 1308 г. Сведения армянских авторов относительно причины убийства армянского царя Левона IV, Хетума и сорока князей в основном совпадают. Продолжатель «Хроники» Самвела Анеци, например, пишет, что монгольский военачальник желал захватить Армению. Подобный же характер носят сообщения Продолжателя Хроники Хетума (см.: Мелкие хроники, XIII-XVIII вв. Составил В. А. Акопян. Ереван, 1951, с. 88–89; на арм. яз.), Продолжателя Хроники Смбата Гундстабля (см.: Смбат Спарапет. Хроника. М., 1856, с. 119; на древнеарм. яз.) и т. д. М. Чамчян считает, что Хетум и Левон были убиты по подстрекательству некоторых армянских князей, недовольных постановлением Сисского собора об унии (см.: Чамчян. История Армении, т. III, с. 257). Г. Микаелян наиболее близким к действительности считает сведения Рашид-ад-дина. Последний пишет, что Биларгу, в нашем тексте «ханский приспешник», стал требовать у армянского царя денег. Левон IV несколько раз жаловался на Биларгу хану Олджейту, требуя удалить его из Киликии, однако безрезультатно. Последний, узнав об этом, начал мстить Левону IV. Царь, одновременно выплачивая дань египетскому султану, тайно сообщил ему о том, что Биларгу самоуправно распоряжается налогами страны. Египетский султан отправил посла к Биларгу для ведения переговоров об уплате Киликийской Арменией дани монголам и Египту. Посол сообщил Биларгу о тайных переговорах Левона IV с султаном. Тогда Биларгу вызвал к себе Хетума II, Левона IV и сорок князей под предлогом переговоров с египетским послом и перебил их (см.: Г. Микаелян. История Киликийского армянского государства. Ереван, 1952, с. 436–437). 552 Речь идет о Константине III Кесарийском, преемнике Григора Анаварзеци, занявшем патриарший престол в 1307 г. 554 Из этих слов явствует, что Ошин умер не естественной смертью. К такому же выводу приходит М. Орманян, который обращает внимание на то, что Ошин, будучи тридцати семи лет, назначает князя Корикоса Ошина, сына историка Хетума, опекуном своего восьми-десятилетнего сына Левона. Видимо, Ошин страдал каким-нибудь тяжелым недугом и предчувствовал близость смерти (см.: М. Орманян. Азгапатум. Константинополь, 1912, с. 1818).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Деятельность этих крупных образовательных центров неразрывно была связана также с церковно-политической жизнью страны, стержнем которой в XIV веке становится борьба с униатами (униторами), с католическим засилием, которое в условиях отсутствия государственности расценивалось армянскими крупными церковными и культурными деятелями как непосредственная угроза существованию армянской церкви и народа. Зачинателем борьбы с униатами, уже в 1319 г. основавшими в Мараге свое епископство, были Есан Ничеци и Мхитар Саснеци. Сохранилось два жития Мхитара Саснеци, написанных современниками. Один из авторов – монах Мецопского монастыря Мкртич, лично знавший Мхитара. Второй памятник – панегирик, автор его Даниел Мецопеци 561 . Повествование последнего вошло в Пролог. Оно было отредактировано, как полагает Г. Овсепян, Григором Хлатеци 562 . Первое житие предпослано в качестве памятной записи к сборнику речей Мхитара Саснеци. Переписчиком сборника и автором жития, как явствует из самого содержания памятника, является Мкртич. Г. Овсепян, обнаруживший в Матенадаране две рукописи, содержащие полностью пятнадцать речей Мхитара Саснеци, отмечает, что одна из них написана рукой инока Мкртича Мецопеци. В начале жития переписчик говорит об обычае оставлять «память» об авторе копируемого сочинения. Далее, обращаясь к литературным занятиям Мхитара, Мкртич пишет: «Он принялся за эту божественную книгу и написал пятнадцать речей...» 563 . Заканчивая повествование о Мхитаре, он молит читателя помянуть «духовного сродника его вардапета Степаноса и недостойного Мкртича, изложившего сию историю». Мкртич был иноком Мецопского монастыря, настоятелем которого на протяжении почти сорока лет являлся Мхитар Саснеци. О своей жизни и думах многое ему поведал сам Мхитар. Рассказывая о том, как Мхитар «по дарованной ему мудрости начал изучать Божественное писание», Мкртич добавляет: «... он сам поведал нам» об этом. Биограф находился около Мхитара и в последние дни его жизни. «Когда близок был он к кончине, – пишет Мкртич, – рассказал нам о видениях».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Услышав это от жены иерея, хозяйка любодейного дома сделала так, как хотела та. Иерей же Иусик пустился на поиски своей жены и нашел ее там, в стольном городе. Он предстал перед хозяйкой любодейного дома в образе нищего. Та женщина спросила его: – Кто ты такой? И он ответил: – Я иерей и муж пленной. Женщина та показала иерею его жену. И при разговоре иерея со своей женой госпожа увидела, как дыхание священника пылающим светом исходило и вновь возвращалось в его уста. Расспросив, хозяйка любодейного дома узнала, что у них еще нет детей. Тогда, движимая промыслом Божьим, хозяйка любодейного дома сказала иерею: – У меня к тебе одна просьба. Ты обещай, что выполнишь ее, и я безвозмездно верну тебе твою жену. Иерей спросил: – О чем ты просишь, госпожа? Она сказала: – Бог должен даровать тебе сына, который станет священником. Я прошу тебя заказать твоему сыну обедню за мою душу, в отпущение моих грехов. Иерей сказал: – Будь по-твоему и пусть желания твои исполнит Господь. Тогда] хозяйка любодейного дома говорит: – Вот твоя жена, чистая и не имевшая близости с неверными. Возьми еще пятьсот деканов для нужд строительства [церкви] и идите подобру-поздорову с миром. Иерей Иусик забрал жену, отправился в свою деревню и построил [дом]. И дал им Бог дитя – невинного, чистого голубя Степаноса, который воспитывался и рос в святости веры богопочитания. Усердно трудясь, он постигнул смысл добра и зла, стал следовать добру и избегать зла. Целомудрием и святым житием он оберегал себя. Вел благопристойную жизнь и шел по пути истинному, воспитывая себя постами и чистыми молитвами. Чуждый дерзкого и бессмысленного нрава детей, он обладал качествами, свойственными взрослым: разумный и мудрый, воздержанный и терпеливый, любознательный и молчаливый, нищелюбивый и милостивый, покорный и послушный, ласковый и спокойный со всеми. И вот как-то он отвез из дому пшеницу на мельницу перемолоть в муку. В те дни был недостаток хлеба, и нищие очень бедствовали. И отрок Степанос по горсточке роздал всю пшеницу [нищим], пока торба не опустела. И потом тайно, незаметно от людей наполнил мешки мелким песком и белым пеплом в селении Ангх 498 , ибо мельница находилась в Ангхе. И, наполнив мешок, попросил людей помочь ему взвалить [на спину] скотины. Пригнав [осла] в Артамэт, он отвел его во двор [своего дома], а сам бежал в направлении Беркри 499 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Житие это представляет интерес и как историческое произведение, в котором нашло отражение политическое положение Армении после падения Багратидской династии, когда армянские князья, теснимые, с одной стороны, турками-сельджукамн, с другой – византийцами, покидали родину и обосновывались в Киликии, Месопотамии и Сирии. Так поступил царь Гагик, который в обмен на крепость Карс, по словам автора, получил право назначить по своему усмотрению католикоса и получил земли в Цаминдаве. Многие из сородичей Нерсеса Шнорали также владели землями в этих краях. Сын Григора Магистроса Васак владел Антиохией (до 1095 г.), другой сын – Григор Вкайасер (Мартирофил), католикос армян, в конце жизни обосновался в Шугрской пустыни и Кармир-ванке, отец Нерсеса Шнорали – князь Апират – владел Цовком. Эта часть Сирии, восточнее Киликии, южнее Таврских гор, западнее и северо-западнее Евфрата, именуемая Нерсесом Шнорали «Миджеркрайк» – «Срединной землей», становится новым очагом армянской культуры. Автор, будучи сам из тех мест, создает реалистичную картину того, в каких условиях приходилось армянам завоевывать право на существование. Усилившиеся исмаильтяне «овладели землями от востока до пределов Евфрата. А народы христианские и их мощь день ото дня убывали». Постепенно они покорили Эдессу, Мараш, Кесун и другие земли. При взятии Эдессы погиб также князь Апират. «Великолепный и красивейший город того времени – Эдессу, которым владел боголюбивый граф Жослен, – пишет автор, – они осадили многочисленным войском и с помощью всевозможных орудий овладели им, предали грабежу и вырезали все население, залив все его площади кровью. Они стали захватывать и иные места, день ото дня теснили христиан к побережью океана. Захватили также и город Мараш-Германикэ в стране Великой Антиохии с целью и здесь уничтожить христианский род». Армянский католикос Григорис III вынужден был перенести престол сначала в Цовк, а затем – в Ромклу. В этих условиях армянские патриархи в поисках сильного союзника ведут переговоры об унии армянской церкви с греческой.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Образцом же непоколебимого борца за истинную веру является Георг Скевраци, повествуя о котором автор желает пробудить в людях «добрую зависть и вызвать любовь к святому», чтобы «столь чудесный муж не оставался в неизвестности». Наш биограф подробно описывает рождение Георга, обучение его в Скеврском монастыре, поездку в Восточную Армению, учебу у известного ученого Вардана Аревелци и затем возвращение в Киликию, где он всецело посвящает себя проповеднической, педагогической и литературной деятельности. Вскоре, пишет автор, он «стал известен вельможам и простолюдинам, патриарху и епископу, царю и князьям». Используя житие Георга как оружие борьбы с латинофильством, автор особенно подробно описывает взаимоотношения Григора Анаварзеци и Хетума II, нашедших «друг в друге единомышленников», с Георгом Скевраци и их усилия «сделать его своим сообщником». Большое внимание уделено в житии попыткам Хетума II и Григора Анаварзеци заменить армянские церковные обычаи греко-латинскими. В этом отношении примечательны страницы, посвященные описанию празднования Успения Богоматери (1290 г.), когда они «повсеместно стали совершать наводящие ужас жестокие набеги», и «Кривой Пасхи», когда, «нарушив, осквернили пост воздержания» и «дни покаяния проводили... в пьянках и песнях». После этого взаимоотношения Хетума II и Григора Анаварзеци с Георгом Скевраци обостряются, и «те, кто были тайными врагами святого, стали с ним открыто сражаться и воевать. Они предъявили указ царского двора, запрещающий [ему] кого-либо обучать». Тогда Георг решил тайно переправиться в Армению, однако его опознали и возвратили назад. Эти страницы, написанные живым и сочным пером очевидца, дополняют имеющиеся сведения других источников. Жизнь Георга Скевраци в житии повествуется до 1293–1294 гг., когда автор описывает начавшийся в стране голод. На этом житие обрывается. Видимо, утрачено несколько листов. Из памятных записей учеников Георга известно, что последние годы жизни Скевраци провел в монастыре Армен, где, видимо, и умер.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010