Великим постом отец Валентин особенно изнемогал и, случалось, что он был на грани смерти: «Сотни исповедников, продолжительные службы, а, главное, усиленные молитвы и воздержание изнуряли труженика, – вспоминает новомученица Анна, – так что к концу поста батюшка иногда прерывал служение и оставался дома на шестой и седьмой неделе. Однажды на пятой неделе Великого поста пастырь заболел и не приезжал в собор. Загоревала паства. Многие еще не успели поговеть, рассчитывая на последние недели. На Страстной батюшке сделалось совсем плохо с сердцем, так что домашние опасались за его жизнь. В Великую Пятницу он позвал к себе меня с моей подругой, поставил перед иконой Божией Матери “Нечаянная Радость”, которая находилась в его приемной комнате, сам встал на колени и долго молился. Потом стал прощаться с нами, намекая на то, что оставляет нас и что увидимся только в будущей жизни. В смятении и скорби мы отправились в храм, где можно было провести ночь по случаю чина погребения Господня. Едва дождавшись утра, я пошла справиться о здоровье батюшки. Прошла Великая Суббота, а в Светлое Христово Воскресенье батюшке, слава Богу, стало лучше. Говорили, что он очень страдал до Светлой заутрени: ему было тяжело дышать, все просил открыть форточку и дожидался радостного благовеста. Когда ударили к Светлой заутрене, батюшке стало лучше и он буквально воскрес». При всем терпении и сострадании к людям, отец Валентин порой совершенно изнемогал от того, что народ в храме безжалостно теснил и давил его. Батюшке не давали выйти из собора, причем не помогали ни мольбы, ни угрозы. «Все рвутся за благословением, все толкаются, стремясь поцеловать руку или хотя бы прикоснуться к одежде, не думая о том, как себя чувствует пастырь после пятичасового предстояния на молитве» 167 . Его силы были уже на исходе. Последнюю беседу в храме отец Валентин произнес 31 марта (ст. ст.) 1902 года. Она была посвящена евангельскому чтению о проклятой смоковнице: «Это такая была чудная, знаменательная проповедь , что потрясла сердца всех слушателей, – вспоминает новомученица Анна. – Батюшка постепенно раскрывал весь ужас и пагубность бесплодной жизни и бездеятельности – духовной спячки человека – и как на единственные верные средства ко спасению, указывал на веру и горячую молитву». 168

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

О происхождении Валентина и раннем периоде его жизни достоверно ничего не было известно уже к времени свт. Епифания. Существовало только устное предание о том, что он был рожден где-то на средиземноморском побережье Египта и получил греч. образование в Александрии ( Epiph. Adv. haer. 31. 2). Согласно сщмч. Иринею ( Iren. Adv. haer. III 4, 3) и Евсевию Кесарийскому ( Euseb. Hist. eccl. IV 11), при св. Гигине (ок. 138-142/149) Валентин был уже в Риме, где жил и учил еще при св. Аникете (ок. 155-166) (ср.: Clem. Alex. Strom. VII 17. 106). По сообщению Тертуллиана, Валентин порвал с Церковью из-за неудавшейся попытки стать Римским епископом ( Tertull. Adv. Val. 4). В др. месте Тертуллиан говорит, что Валентин пришел в Рим при св. Елевферии (ок. 175-189) и к этому времени относится его разрыв с Церковью ( Tertull. De praescr. haer. 80). Однако, согласно свт. Епифанию, это произошло, когда Валентин, покинув Рим, прибыл на Кипр ( Epiph. Adv. haer. 31. 7). Оппоненты Валентина оценивали его как наиболее образованного и одаренного из еретиков ( Tertull. Adv. Val. 4; ср.: Hieron. Comm. in Os. II 10). Из лит. наследия Валентина сохранились фрагменты 3 посланий ( Clem. Alex. Strom. II 8. 36; II 20. 114; III 7. 59), 2 проповедей (Ibid. IV 13. 89-90; VI 6. 52) и гимн ( Hipp. Refut. VI 37; о гимнографическом творчестве Валентина сообщается также в: Tertull. De carn. Chr. 17. 1; Orig. Hom. in Job. 21. 12; Can. Murat. 81-85). Еще одно сочинение Валентина - «О трех природах» (Περ τριν φσεων) - известно только по названию, упоминаемому в сохранившемся фрагменте трактата Анфима Никомидийского «О святой Церкви» (CPG, N 2802). Основные черты учения Валентина, восстанавливаемого на основании этих фрагментов, состоят в следующем: тварный мир есть несовершенный образ «живого эона» (το ζντος ανος - Clem. Alex. IV 13. 90) и представлен как исходящая из божественной «бездны» (βυθς) и ниспадающая до «плоти» (σρξ) вереница элементов ( Hipp. Refut. VI 37); сотворенному ангелами человеку дано от Бога «семя высшей сущности» (σπρμα τς νωθεν οσας - Clem. Alex. Strom. II 8. 36; ср.: Ibid. IV 13. 89); однако сердце человека, наполненное злыми духами, к-рые заставляют его следовать дурным желаниям, может быть очищено только посещением «единого благого» (ср.: Мф 19. 17) Отца, уже явленного через Сына ( Clem. Alex. Strom. II 20. 114). Особенности представлений Валентина об откровении дополняет его идея об общности содержания церковных и мирских книг ( Clem. Alex. Strom. VI 6. 52), а также свидетельства о визионерском характере его проповеди ( Hipp. Refut. VI 42; ср.: βλπω, νο в его поэзии - Hipp. Refut. VI 37).

http://pravenc.ru/text/165189.html

Но дело в том, что расказанная интернет-сказочниками история - ложь: " Давайте изучим житие священномученика Валентина Римского. О святом мы узнаем, что он был схвачен за исповедание Христа, закован в кандалы и приведен к императору Клавдию для допроса. " Что ты думаешь о боге Зевсе и Меркурии? " - спросили его. " Ничего другого я не думаю, - сказал святой Валентин, - как только то, что они были жалкие и нечестивые люди, которые время жизни своей провели нечестиво, в пороках и удовольствиях " . Своим мучителям он так же рассказывал о Христе, о спасении, предлагал императору покаяться. Поскольку святой Валентин был мужем почтенным и мудрым, император Клавдий решил отдать его образованному сановнику Астерию, для того, чтобы победить веру Валентина в словесных спорах. Придя в дом Астерия, святой молился Богу. Астерий услышал, как святой Валентин называет Иисуса Христа Светом истины, и сказал: " Если Христос просвещает каждого человека, то я теперь же испытаю, истинно ли то, что ты говоришь. У меня есть дочь, ослепшая ранее двухлетнего возраста, и если ты именем Христа твоего возвратишь ей зрение, то я сделаю все, что ты пожелаешь " . Святой согласился, Астерий поспешно пошел и привел слепую отроковицу (отроком считается ребенок до 14 лет - А.К.). После горячей молитвы маленькая девочка прозрела, и все домочадцы Астерия уверовали во Христа, и после подготовки Астерий со всем своим домом, в котором было 46 человек, принял Таинство Крещения. Услышав о крещении Астерия, многие христиане пришли в дом его, где и были схвачены императорскими солдатами и брошены в тюрьму. После долгих мучений христиане предстали пред судом императора Клавдия, который " дал приказ без пощады избить святого Валентина палками и затем отсечь ему голову мечом " . Также священник отмечает, что " венчание как Таинство благословения брака в Церкви было установлено гораздо позднее " , поэтому совершать тайные венчания св. Валентин просто не мог. Не найдем в жизни мученика ни сводничества, ни писания любовных писем. Автор отмечает, что " праздник " этот - не христианский, так как в соверменной " упаковке " он нарушает 7-ю заповедь: " 14 февраля - " день святого Валентина " , " праздник всех влюбленных " - это идеологическая диверсия против культуры России. Явно происходит подмена понятий, искажение представлений, подрыв традиций и замена их на другие - чуждые, враждебные, разрушительные. Нельзя, чтобы открыто пропагандировался разврат, распространялся блуд, разрушались семьи. Иначе ждет нас вырождение и смерть, как в этой жизни, так и в будущей " .

http://pravoslavie.ru/press/obzor31.htm

Сам образ, которым совершил воплотившийся Бог наше спасение для архиеп. Илариона отходит на второй план, так как необходимо последует Воплощению. Поэтому о Боговоплощении владыка и говорит как о прививке нетления, начале процесса обновления и созидания богочеловечества, как о противоядии болезни. Начало обновления человечества положено в Боговоплощении, и из него, как из источника, проистекает наше спасение. Совершается же оно жизнью и смертью Спасителя, Его Воскресением и Вознесением. И хотя, исходя из этого, основополагающее значение в спасении владыка Иларион придает именно Воплощению, он не считал Боговоплощение «довлеющим» для спасения. И если его попытки осознать в свете святоотеческого учения смысл и место крестной смерти и воскресения Спасителя не всегда выглядят достаточно ясными, то и вывод отца Валентина нельзя признать справедливым: «Спасительное дело Христово, как его изображает А. Иларион, могло бы заключаться в Воплощении, Вознесении и Пятидесятнице», 68 – утверждает прот. Валентин. О том, что это не так, уже достаточно сказано 69 . Кроме того, что, по мнению о. Валентина, архиеп. Иларион учит о достаточном для спасения Боговоплощении, он называет учение владыки о спасении в Церкви «пневматоцентризмом» 70 и полагает, что место Голгофы для архиеп. Илариона заняли слова Христовы из Его Первосвященнической молитвы: «Отче Святый! Да будут все едино…» Таким образом, прот. Валентин находит в богословии архиеп. Илариона сразу три «центра», хотя остается неясным, в какой степени каждый из них «довлеет» для спасения. Прот. Валентин пытается найти поддержку своего отношения к богословию архиеп. Илариона в лице архиеп. Василия (Кривошеина) : «Это богословие уже получило весьма суровую оценку в нашей богословской литературе. Архиепископ Василий (Кривошеин) , самый значительный патролог среди наших иерархов XX века, оценивая речь А. Илариона «Богословие и свобода Церкви…», …пишет: «Архиепископ Иларион отожествляет всё искупительное и спасительное дело Христово с одним воплощением и в своей речи буквально ничего не говорит о крестной смерти Христовой…, так что в его концепции нет места не только для крестной смерти, но и для Воскресения Христова, а только для Его Рождества и Воплощения…». 71 Но, во-первых, владыка Василий делает свой вывод на основании лишь одной статьи сщмч. Илариона, почему и его слова о концепции не стоит воспринимать, как определение всего богословия владыки Илариона. А во-вторых, оценка архиеп. Василия далеко не выглядит «весьма суровой», если учесть ту, в общем, положительную характеристику, которую архиеп. Василий дает богословию архиеп. Илариона.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Asmus...

...Не могу не вспомнить дней Великого поста, когда массы желавших исповедаться толпились в молчаливом сумраке между гробницами неосвещенного храма и понемногу просачивались в правый придел, где находится гробница Грозного. В приделе места было мало. Большая его часть была занята надгробиями наших венценосцев и их сродников. Исповедники толпились перед глухим иконостасом, ставили свечи в огромные подсвечники, вздыхали, переминались с ноги на ногу и изредка обменивались немногословными речами. В середине иконостаса одна из больших икон – их было, помнится, четыре,– в тяжелом, кованом окладе помещалась на незаметной двери. Время от времени эта дверь бесшумно распахивалась, и из находившегося за ней тайничка выходил побывавший у батюшки кающийся. За таковым входил следующий, и дверь, обитая зеленым сукном, бесшумно захлопывалась. Тайничок был не так велик, но после тесноты в приделе оставлял впечатление простора, света и воздуха. Неподалеку от окна – узкого и высокого, стоял аналой. На подоконнике грудами лежали маленькие Евангелия в разноцветных переплетах, иконки и крестики, которыми о. Валентин благословлял при случае. По древним церквам и соборам московским такие тайнички не редкость. Они бывали устраиваемы и между стен; бывали расположены и в куполах, и между церковными главами, в выступах постройки. Ко многим из них ходы были забыты и за давностью заделаны, и их находили случайно. В 1917 году в одном из таких тайничков была чудесным образом обретена икона Божией Матери, невиданного дотоле письма, получившая название Державной...» 74 При всей своей занятости, отец Валентин уделял немалое время общению с детьми и очень тонко и без навязчивости умел привить им любовь к Богу и добродетели. «К этому времени отношения семей наших к о. Валентину вылились в близкое знакомство. Одни безоговорочно и радостно предались его руководству, другие сохраняли свою независимость, но все сходились на единодушном признании его великих достоинств. Нас, детей, о. Валентин любил приласкать по-стариковски и баловал подарками, даря иконочки, маленькие Евангелия и книги. Любил он иногда и побеседовать с нами, и многое, сказанное как будто случайно, незаметно западало в душу. Вспоминаю, как однажды, подарив нам с братом сборник наших русских былин в великолепном голубом с золотом переплете, батюшка сказал, усмехаясь: «Вот вы, детки, переплетом любуетесь. Правда, красиво: и золото, и рисунок... А вы лучше хорошенько самые былины прочтите, повнимательней: там сокровища языка нашего, русского. С этим богатством никакое золото не сравнится...» Перед нами открылся неведомый нам дотоле мир русского эпоса, и вскоре мы с братом наизусть распевали древние сказания про старину стародавнюю, инстинктом восприняв красоту родного слова.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

Тон в семейной жизни задавала волевая Мария Дмитриевна. Она была воспитана в православных традициях, и вера ее была деятельной. «Мария Дмитриевна регулярно передавала домашнюю сдобу для арестованных в тюрьму, устраивала возможность заработать арестантам, посылая им, к примеру, для перетяжки матрацы. Когда началась первая мировая война, в доме постоянно кипятилось молоко, которое отправлялось раненым воинам. Но живое религиозное чувство Марии Дмитриевны было жестоко травмировано одним неприятным случаем. Справляя поминки по умершей дочери, она принесла в храм блюдо с кутьей и после панихиды случайно оказалась свидетельницей дележа ее приношения. После этого она более никогда не переступала порога церкви». с. 8.] Всего в семье Войно-Ясенецких было пятеро детей: Павел, Ольга, Валентин, Владимир и Виктория. Святитель Лука вспоминал о своих близких: «Два брата мои – юристы – не проявляли признаков религиозности. Однако они всегда ходили к выносу Плащаницы и целовали ее, и всегда бывали на Пасхальной утрени. Старшая сестра – курсистка, потрясенная ужасом катастрофы на Ходынском поле, психически заболела и выбросилась из окна третьего этажа, получив тяжелые переломы бедра и плечевой кости и разрывы почек; от этого впоследствии образовались почечные камни, от которых она умерла, прожив только двадцать пять лет. Младшая сестра, доселе здравствующая, прекрасная и очень благочестивая женщина». с. 9, 10.] Дети росли в атмосфере христианской любви и послушания. Валентин был активным, очень наблюдательным и любознательным ребенком. С колыбели он видел, как благоговейно молились отец и мать с большим числом поклонов много раз в день; с трех лет и Валентин присоединялся к ним. Как пишет В. А. Лисичкин: «Гимназист Валентин находился под строгим контролем и дома, и в гимназии. Строгое домашнее религиозное и гимназическое воспитание привило Валентину с детства глубокое чувство ответственности перед Богом за все свои поступки и деяния. От матери мальчик приобрел сильную волю и властный характер, от отца благочестивость… Семья жила очень дружно, все помогали и любили друг друга». с. 22.] В своих мемуарах святитель Лука также упоминает, что, не получив как такового религиозного воспитания, он унаследовал религиозность, «главным образом, от своего очень набожного отца». с. 10.]

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Ваш послушник иерей Валентин Мордасов , 12 февраля 1959 г.» В последующие месяцы о. Валентин преподавал псаломщику Василию основы пастырских знаний: знакомил с основными богослужебными книгами – Типиконом, Октоихом, Минеями, помогал в изучении церковнославянского языка; учил проведению богослужений и треб. Наконец в июне 1960 года отец Валентин смог сообщить Владыке: «Ваше Преосвященство, Преосвященный Владыка, имею желание и единомыслие с прихожанами Александровского прихода видеть псаломщика Роговского Василия Тимофеевича в сане иерея настоятелем Спасской церкви села Александрова. Иерей Валентин Мордасов ». В еще же одном письме он дал такую характеристику предполагавшемуся «ставленнику»: «По-моему, из него выйдет прекраснейший пастырь. Он... вежлив, уступчив, добродушен, спокоен, вообще с хорошими нравственными качествами, а главное – не сребролюбец... Разрешите закончить свое письмо о Роговском словом: аксиос!» Вскоре состоялась хиротония псаломщика Василия, ставшего в итоге о. настоятелем Спасской церкви села Александрова; на этом посту он закономерно (как непосредственный ученик двух замечательных псковских иереев Божиих – старца Симеона и протоиерея Валентина) и проявил себя в дальнейшем достойнейшим пастырем. Воспоминания об отце Симеоне Е. Вересовой Много помогал отец Симеон своими духовными советами, всегда находя то, что было нужно и спасительно для каждого конкретного человека – или применяясь к обстоятельствам его жизни, или, напротив, полностью их отметая, указывая ему новый путь, который только и мог привести того к желанному спасению. Вот как вспоминала о таком подходе старца к людям одна из его духовных дочерей, жительница Пскова, раба Божия Евдокия Вересова. «Отец Симеон – Царствие ему Небесное – мой наставник. Я к нему в Печоры часто ездила. Была у меня знакомая, Евфросиния. И вот сразу после войны вздумала она в монастырь уйти. Я ей посоветовала: «Съезди к отцу Симеону – они скажет тебе, как быть». Она и меня позвала: поехали к нему вдвоем. Дождались батюшку после службы, просим благословить.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Родительское общественное движение: защита семьи и права на образование»     Круглый стол «Формы и методы деятельности родительских организаций в системе образования, опыт работы со школой» Епископ Балтийский Серафим иерей Сергий Рыбаков, Авдюшин Герман Сергеевич, Павлова Лариса Октябристовна Шестакова Светлана Михайловна 1.02 10.00        1.02 14.15 Конференц-зал Российской государственной библиотеки, 3 подъезд, 3 этаж, ул. Воздвиженка, д. 3; м. «Библиотека им. Ленина», «Боровицкая», «Арбатская». Заседание секции «Глобальные стратегии православного миссионерства»  31.01, 18.00 Институт философии РАН (ул. Волхонка, 14). VI направление. Церковь и культура Епископ Саратовский и Вольский Лонгин Никитин Валентин Арсентьевич Пленарное заседание направления.      Заключительное заседание направления. Епископ Саратовский и Вольский Лонгин Никитин Валентин Арсентьевич 31.01 10.00  2.02 10.00 Храм преп. Сергия Радонежского Высоко-Петровского монастыря, ул. Петровка, д. 28/2; м. «Чеховская», «Пушкинская». Конференция «Православная Церковь и духовная культура» Никитин Валентин Арсентьевич, Гуминский Виктор Мирославович, Парпара Анатолий Анатольевич, архим. Зосима (Шевчук), Линник Юрий Владимирович. Бессарабова Ирина Юрьевна 31.01 13.00   1.02 10.00 Храм преп. Сергия Радонежского Высоко-Петровского монастыря, ул. Петровка, д. 28/2; м. «Чеховская», «Пушкинская». «Православные основы традиционной народной культуры России» прот. Александр Кузин, Некрасова Мария Александровна Устюжанина Антонина Васильевна 31.01 13.00 Нарышкинские палаты Высоко-Петровского монастыря, ул. Петровка, д. 28/2; м. «Чеховская», «Пушкинская». «Русский язык и литература в созидании отечественной культуры» Верещагин Евгений Михайлович, Недзвецкий Валентин Александрович, Тарасов Борис Николаевич, прот. Савва Михалевич, Смирнов Алексей Евгеньевич 1.02 10.00 Литературный институт им. А. М. Горького, Тверской бульвар 25; м. «Пушкинская», «Тверская», «Чеховская». Конференция «Церковное искусство (иконопись, храмоздательство и реставрация храмов)» 

http://moral.ru/2007/0130_Rozhd_chten.ht...

Наконец, сын вернулся, и Куманины в великой радости вновь окунулись в суету и удовольствия, и храм был забыт, хотя батюшка и советовал Марии Феодоровне бывать там почаще. Так прошло десять лет, и на беспечных супругов обрушились болезни. Скоротечная чахотка и водянка быстро превратили прежнего силача и лихого охотника Виктора Куманина в хилого страдальца. Теперь Мария Феодоровна снова вспомнила о батюшке и бросилась к нему за помощью. Между тем, ее супруг четыре года не говел сам и не пускал в храм детей. По молитвам о. Валентина, этот ожесточенный циник неожиданно, как бы против своей собственной воли, согласился пойти к батюшке. Приехав в храм, где Куманины уже ожидали его, отец Валентин взял Виктора Климентьевича за руку и со словами: «Виктор-победитель, иди врага побеждать», – повел в церковь . Действием благодати Божией, заблудший человек пришел в глубокое слезное раскаяние, стал рыдать, с благословения батюшки причастился. На следующий же день Виктор Климентьевич привел в храм детей, и сам стал регулярно причащаться у о. Валентина. Однако, как и предвидел батюшка, он был на пороге смерти. В глубоком покаянии и смирении, он вскоре скончался мирной христианской кончиной. Мария Куманина осталась с пятерыми детьми, и, хотя состояние еще было немалым, но для его поддержания нужно было вести торговлю, чего она не умела делать. Старший сын женился, завел собственное дело, но ничем не помогал матери-вдове. Когда после похорон мужа со всеми детишками она подходила ко кресту, отец Валентин собрал их всех вокруг себя и сказал стоявшей поблизости княгине Шаховской: «Вот мои сиротки, – и прижав наперсный крест к сердцу, добавил, – они у меня здесь». Батюшка взял всю осиротевшую семью под свое пастырское попечение и стал заботиться о нравственном воспитании детей. Он не благословил Марии Феодоровне уехать из Москвы в имение, и хотя оказывал семье материальную помощь, но в такой мере, чтобы матери и подрастающим дочерям приходилось трудом своих рук добывать себе пропитание и научиться самим обеспечивать себя. Глубоко сострадая их трудностям, отец Валентин, однако, не хотел, чтобы за счет помощи других они жили безбедно и оставались в праздности.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

Лука (Войно-Ясенецкий Валентин Феликсович), архп. Симферопольский и Крымский Родился 27 апреля 1877 года в г. Керчи, в семье провизора. Родители его вскоре переехали в Киев, где он в 1896 году одновременно окончил 2-ю Киевскую гимназию и Киевское Художественное Училище. У юноши проявилось художественное дарование, наметилось и направление, проникнутое религиозной идеей. Войно-Ясенецкий ходил по церквам и в Киево-Печерскую Лавру, делал много зарисовок богомольцев, за которые получил премию на выставке в Училище. Он собирался поступить в Академию Художеств, но желание приносить непосредственную пользу народу заставило его изменить свои планы. Валентин Феликсович проучился год на юридическом факультете, затем перешел на медицинский факультет Киевского университета. В 1903 г. он с отличием окончил университет. В январе 1904 г. во время войны с Японией, направлен с госпиталем Красного Креста на Дальний Восток и работал в г. Чите заведующим хирургического отделения госпиталя. Здесь Валентин Феликсович познакомился с сестрой милосердия, которую раненые называли «святой сестрой» и женился на ней. С 1905 по 1917 г. В.Ф. Войно-Ясенецкий работал земским врачом в больницах Симбирской, Курской, Саратовской и Владимирской губернии и проходил практику в Московских клиниках. За это время он сделал множество операций на мозге, органах зрения, сердце, желудке, кишечнике, желчных путях, почках, позвоночнике, суставах и т.д. и внес много нового в технику операций. Во время первой мировой войны в нем пробудилось религиозное чувство, забытое было за множеством научной работы, и он начал постоянно ходить в церковь . В 1916 г. В.Ф.Войно-Ясенецкий защитил в Москве диссертацию на тему: «Регионарная анестезия» и получил степень доктора медицины. Варшавский университет удостоил его диссертацию крупной премии имени Хайницкого. В 1917 г. Войно-Ясенецкий получил по конкурсу место главного врача и хирурга Ташкентской больницы. В 1919 г. его жена скончалась от туберкулеза, оставив четверых детей. Войно-Ясенецкий был одним из инициаторов организации Ташкентского университета и с 1920 г. избран профессором топографической анатомии и оперативной хирургии этого университета. Хирургическое искусство, а с ним и известность проф. Войно-Ясенецкого все возрастали. В разного рода сложных операциях он изыскивал и первым применял методы, получившие затем повсеместное признание. Его бывшие ученики рассказывали чудеса об его изумительной хирургической технике. На его амбулаторные приемы больные шли непрерывным потоком.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010