Протоиерей Валентин Амфитеатров был сыном прот. Николая Амфитеатрова, который приходился племянником святителю Филарету и братом архиепископу Антонию 2 . Другим дядей прот. Николая был известный литератор Семен Егорович Раич, учитель Лермонтова и Тютчева. Супруга о. Николая, мать прот. Валентина – Анна – также происходила из священнического рода. Валентин Николаевич Амфитеатров родился 1 сентября (ст. ст.) 1836 года, в день церковного новолетия. Один из жизнеописателей о. Валентина замечает, что апостольское чтение этого дня как нельзя лучше отражало образ жизненного подвига будущего пастыря: «Облекитесь, как избранники Божии, святые и возлюбленные, в утробы щедрот, благость, смиренномудрие, кротость и долготерпение. Выше же всего стяжите любовь, которая есть союз совершенства» ( Кол. 3:12–14 ) 3 . Вот какие переживания были связаны впоследствии у о. Валентина с днем его рождения и с его небесным покровителем, мч. Валентином: «Вспомнил родимый день моего существования на земле, под покровом сильного во веки 4 и христианина – великодушного страстотерпца, под святым знаменем имени которого пятьдесят лет протекло из моей грешной жизни. Слава Богу, я знамени Его не изменил и не уронил, при всей немощности моего личного бытия» 5 . Как пишет духовная дочь и жизнеописательница пастыря новомученица Анна (Зерцалова), родители батюшки тоже были озарены Божией благодатью и сам отец Валентин называл свою мать святой женщиной. О его отце, прот. Николае мы немного узнаем из следующего рассказа. Однажды, давая после молебна крест, отец Валентин неожиданно для окружающих заговорил с одной монахиней и стал приглашать ее к себе домой. В ответ на удивленные вопросы слышавших это, монахиня рассказала: «Я с его родителями с детства знакома: наши дома были рядом, и я девочкой играла с ним. С тех пор я потеряла его из виду и только теперь разыскала по фамилии, однако же он меня сам узнал. Отец его много народу принимал, он был человек святой жизни: отовсюду приходили к нему хромые, увечные, больные; и он со всеми ними возился – сам, бывало, самовар ставит, засучит рукава и хлопочет над ними, растирает их, так что многие получали тогда исцеления. Бывало, до тех пор не отпустит от себя страждущего, пока не оправит его совсем. К нему стекалось множество народа даже из разных губерний, и он их поил и лечил разными травами. Я знала и близких его отца: Филарета, митрополита Киевского, Платона, Антония, Казанского епископа,– все они были великие святые люди» 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

Духовный кризис В 1908-м году Валентин Свенцицкий был исключён из Религиозно-философского общества по причине внебрачных связей (он имел двух незаконнорожденных детей), в чём признал свою вину. Вслед за этим наступает глубокий духовный кризис в его жизни, сопровождавшийся полным переосмыслением всех своих взглядов. В 1909-м году он уезжает во Францию, скрываясь под чужим именем от своих прежних знакомых. В результате глубоких и болезненных исканий он отказывается от идей социализма и решает полностью посвятить себя Церкви. В результате глубоких и болезненных исканий он отказывается от идей социализма и решает полностью посвятить себя Церкви В Россию Валентин Свенцицкий вернулся в начале 1910-х годов. Сразу по возвращении он отправился на Кавказ, где жили монахи-отшельники, желая приобщиться их духовному опыту. Результатом поездки стал выход книги «Граждане неба. Мое путешествие к пустынникам Кавказских гор». Священство Решающее значение для Валентина Свенцицкого имела поездка в Оптину пустынь, где он познакомился со старцем Анатолием (Потаповым) , который впоследствии стал его духовным отцом. Желание посвятить себя всецело служению Христу было настолько сильным у Валентина, что он даже просил благословение у отца Анатолия на монашеский постриг. Однако старец указал ему иной путь – путь священства. В 1917-м году Валентин Свенцицкий женился на Евгении Красновой, дочери священника, с которой познакомился ещё в 1911-м году. В сентябре 1917 года митрополит Вениамин Петроградский рукоположил его во священники. Хиротония состоялась в Иоанновском монастыре Петрограда, где находились мощи праведного Иоанна Кронштадтского. В период Гражданской войны отец Валентин сразу же попал на фронт в качестве проповедника в Добровольческой армии. По окончании войны в 1920-м году он оказался в Москве, где, не имея своего прихода, служил и проповедовал в разных храмах. Часто отец Валентин сослужил Патриарху Тихону , которого очень высоко ценил и любил. Весьма уважительно относился к отцу Валентину и сам Патриарх, считая его совестью Российской Церкви.

http://pravoslavie.ru/124770.html

Первая ссылка Смелость и бескомпромиссность в деле защиты веры – это были главные черты проповеднического духа Валентина Свенцицкого. В своих проповедях он открыто выступал с острой критикой церковного обновленчества, за что вскоре должен был и пострадать. Смелость и бескомпромиссность в деле защиты веры – это были главные черты проповеднического духа Валентина Свенцицкого В 1922-м году последовал первый арест отца Валентина и заключение в Бутырскую тюрьму. Здесь ему довелось делить одну камеру с известным духовным писателем Сергеем Фуделем . Далее последовал приговор – ссылка в Таджикистан. В городе Педжикенте отец Валентин провёл три года. Вернувшись из ссылки в 1925-м году, он стал служить в храме Священномученика Панкратия возле Сретенки. «Никола Большой Крест» Во время паломнической поездки в Дивеево о. Валентин удостоился встречи с блаженной Марьей Ивановной, от которой он узнал, что вскоре будет переведён в новый храм – Святителя Николая на Ильинке. Предсказание сбылось. Это был 1926 год. О. Валентин получил перевод в Никольский храм (другое название – «Никола Большой Крест») на Ильинке. Благодаря пастырским трудам о. Валентина здесь удалось создать крепкую общину с традицией частого причащения Святых Тайн. В этот период священник активно развивает идею «монастыря в миру», которая подразумевала духовное отстранение от мирской суеты путём молитвенного подвига. Вторая ссылка Декларация митрополита Сергия (Страгородского) «Об отношении Православной Российской Церкви к существующей гражданской власти» от 29 июля 1927 года вызвала резкий протест и неприятие у о. Валентина. Он категорически выступал против лояльности Церкви советской власти и написал письмо митрополиту Сергию. В этом письме о. Валентин сообщал, что не признаёт его епископства и порывает с ним каноническую связь. Он категорически выступал против лояльности Церкви советской власти За несогласие с Декларацией протоиерей Валентин Свенцицкий был повторно арестован в апреле 1928 года и сослан в Сибирь. Ссылку он отбывал в деревне Тракт-Ужет под Тайшетом. Здесь он пишет наиболее значительный свой труд – книгу «Диалоги».

http://pravoslavie.ru/124770.html

215 О. Валентин был арестован 15 июля 1922 г. и до 1 августа содержался на Лубянке, во Внутренней тюрьме при ГПУ. 217 Грановский Александр Андреевич (1865–1927) – епископ Владикавказский и Моздокский Антонин (до 1922); один из лидеров обновленцев, основатель «Союза церковного возрождения». 218 За антисоветскую деятельность и распространение дискредитирующих власть слухов (ст. 63 УК РСФСР) о. Валентин был выслан в Пенджикент Самаркандской обл. Туркестанской АССР. 219 Отец Валентин с апреля 1925 г. проводил еженедельные беседы с общиной московского храма сщмч. Панкратия близ Сухаревой башни (Сретенка), где служил ключарём после возвращения из ссылки. 220 Петр (Полянский; 1862–1937), свт. – окончил Московскую духовную академию, кандидат богословия (1892), епископ Подольский, викарий Московской епархии (1920), митрополит Крутицкий (1924), местоблюститель патриаршего престола (1925). 221 60 человек из общины Панкратьевского храма в июле – августе 1926 г. совершили пешее паломничество в Саров и Дивеево. 222 В июле 1927 г. начался ремонт храма свт. Николая Чудотворца на Ильинке («Никола Большой Крест»), настоятелем которого о. Валентин был с сентября 1926 г. 223 Виктор (Островидов; 1875–1934), сщмч. – окончил Казанскую духовную академию, кандидат богословия, иеромонах (1903), епископ Уржумский, викарий Вятской епархии (1920), епископ Глазовский (1921), направил митр. Сергию (Страгородскому) письмо с критикой т. н. «Декларации» (октябрь 1927), приговорён к 3 годам лагерей (1928). 224 Павел (Борисовский; 1867–1938), митр. – окончил Московскую духовную академию, кандидат богословия (1892), протоиерей (1908), епископ Суздальский (1916), Вятский и Слободской (1921), архиепископ (1926), заместитель патриаршего местоблюстителя (1927), подписал т. н. «Декларацию», митрополит Ярославский и Ростовский (1932). 225 Тучков Евгений Александрович (1892–1957) – начальник 6-го «антирелигиозного» отделения ОГПУ (1922–1929), ответственный секретарь Центрального Союза воинствующих безбожников (1939–1947).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

В 1845 году Целлер в одной из своих журнальных статей с решительностью утверждал, что за исключением неопределенного свидетельства Тертуллиана (De praescr. haeret., 38), ниоткуда не видно, что гностик Валентин, или его ученики пользовались нашим четвертым Евангелием. Но в настоящее время уверения Целлера потеряли значение. Ипполит в своем сочинении приводит выдержки из системы Валентина, в которых, между прочим, читаются слова Иисуса Христа по Евангелию от Иоанна (10:8). А, так как, по хронологическим данным Иринея, Валентин прибыл в Рим при папе Гигине (137 г.), и, так как время наибольших успехов этого гностика в Риме совпадает с епископствованием папы Пия I (142 г.), то, значит, Евангелие Иоанна уже около 140 года хорошо было известно между христианами и почиталось достоверным источником сведений о жизни и учении Христа. Впрочем, и то, что сообщает Ириней касательно учения Валентина об эонах, достаточно ясно дает знать, что Валентин знал и пользовался Евангелием Иоанна в своих интересах, так как учение Валентина об эонах опирается на прологе Иоанна. Кроме того, при помощи Ипполитова труда можно доказывать, что Валентин знал первое послание Иоанна и пользовался им, как источником. Эту последнюю мысль раскрывает Г. Эвальд. Тот же ученый, принимая во внимание, что Валентин у Ипполита называет дьявола дважды «князем мира сего», – имя, которое встречается в Евангелии Иоанна (и притом не раз), делает вывод о более или менее широком пользовании Валентина писаниями Иоанна – и, в особенности, Евангелием. Весьма важно так же и то, что на основании известий Ипполита о Василиде можно заключать о знакомстве этого гностика с нашим четвертым Евангелием. Ученые – Якоби и Groot считают Василида первым свидетелем в пользу древности и авторитета Новозаветных писаний, в особенности, Евангелия Иоаннова. Как ересеолог, Ипполит, каким он является в новооткрытом памятнике, ставится учеными очень высоко. В этом отношении вполне сходятся между собою суждения таких лиц, как Бунзен и Якоби. Первый говорит: «сведения, сообщаемые Ипполитом, не только полнее и подробнее, чем у Иринея, но они, также, и достовернее, так как Ипполит дает нам выдержки из сочинений еретиков и выдержки содержательные».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Сейчас ясно, насколько он был прав: о торжестве положения по существу свидетельствует и насущная ныне фраза – «принуждение к миру». С осени 1920 года отец Валентин проповедовал в московских храмах, в том числе за службами, совершаемыми патриархом Тихоном, которого почитал совестью Православной Российской Церкви. Летом 1922 года он дважды арестовывался за публичное обличение обновленцев-живоцерковников; в Бутырской тюрьме находился в одной камере с. И. Фуделем , в Таганской – в одиночке; в феврале 1923 года был отправлен по этапу в Пенджикент (Таджикистан), где участвовал в хиротонии свт. Луки (Войно-Ясенецкого) и написал практическое руководство для желающих подвизаться молитвой Иисусовой – «Тайное поучение о нашем спасении». По возвращении в Москву в декабре 1924 года отец Валентин создал общину в храме сщмч. Панкратия на Сретенке, вел еженедельные беседы о преп. Серафиме Саровском и творениях св. Иоанна Лествичника . Осенью 1925 года он представил доклад «Против общей исповеди» митрополиту Петру (Полянскому) и по его благословению провел Великим постом 1926 года шесть чтений «О Таинстве покаяния и его истории». Летом вместе с общиной отец Валентин совершил паломничество в Саров и Дивеево, где получил предсказание блж. Марии (Фединой) о переходе в другой храм. Через месяц он стал исполняющим обязанности настоятеля храма свт. Николая Чудотворца на Ильинке («Никола Большой Крест»), а еще через полгода – настоятелем. В январе 1928 года по благословению епископа Димитрия (Любимова) разорвал каноническое и молитвенное общение с митр. Сергием (Страгородским) и вышел из его юрисдикции вместе с паствой. Провел с возросшей и окрепшей общиной двадцать бесед о монастыре в миру (основной идее своего служения и задаче современной церковной эпохи), под которым понимал духовную преграду внешним соблазнам жизни и борьбу с внутренними страстями. На Пасху 1928 года отец Валентин был арестован за неприятие так называемой «Декларации», выражавшей позитивное отношение к советской власти части иерархов, и сослан в Тракт-Ужет (ныне Красноярский край).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

Оставаясь главным хирургом Ташкентской городской больницы, служил по воскресеньям в соборе, а после вечерни вел долгие беседы на богословские темы. Как пастырь отец Валентин не мог спокойно взирать на активную отступническую деятельность бывшего миссионера Курской епархии, расстриженно) протоиерея Ломакина. Этот несчастный человек, предавший Христа, своей сожженной совести продолжал противиться Богу, возглавляя антирелигиозную пропаганду во всей Средней Азии. Отец Валентин в течении двух лет вел публичные диспуты при огромном стечении народа. Как правило, эти диспуты кончались посрамлением отступника, и верующие не давали ему прохода, спрашивая: «Скажи нам, когда ты врал: тогда ли, когда был попом, или теперь врешь?» Вскоре он стал бояться отца Валентина просил устроителей диспутов избавить его от «этого философа». На несчастном хулителе Духа Святого страшно сбылось слово псалмопев! Давида: смерть грешников люта. Он заболел раком прямой кишки, и при операции оказалось, что опухоль уже проросла в мочевой пузырь. Операционная рана в области таза скоро превратилась в клоаку, наполненну гноем, мочой и червями. «Враг Божий пришел в крайнее озлобление с своих страданий, и даже партийные медицинские сестры… не могли выносить его злобы и проклятий и отказывались от ухода за ним». Пастырская совесть отца Валентина не могла быть равнодушной к безобразиям, чинимым разбойничьей организацией, именовавшей себя «Живой Церковью». «Живоцерковники», пользуясь поддержкой Е.А. Тучкова, руководящего работника ОГПУ, ведавшего церковными делами, постепенно захватывали храмы, вводя в богослужение и весь строй церковной жизни неприемлемые новшества. Отец Валентин, воспитывавший в своих пасомых твердость в вопросах веры, категорически запретил им ходить в храмы, занятые «живистами». Долг христианина — не соблазняться и не поддаваться тем ересям и расколам, которые неизбежно бывают в Церкви, так как от века диавол клевещет на создание Божие. Тем прихожанам, которые дерзнут молиться с отступниками, отец Валентин грозил отлучением от исповеди и причастия. Но «живоцерковники» наступали по всем фронтам. Народ был в смятении. Из Ташкента исчез правящий епископ Иннокентий. Все со страхом ожидали приезда назначенного в Ташкент обновленческого архиерея. И вот в этой неразберихе возвышает свой голос всеми любимый пастырь. Отец Валентин вместе с настоятелем вокзальной церкви отцом Михаилом Андреевым объединил всех оставшихся верными Патриарху Тихону священников и церковных старост, созвал съезд духовенства и мирян для обсуждения вопросов об упорядочении церковной жизни в епархии, оставшейся без архипастыря. На этом же съезде туркестанское духовенство, зная высоту духовной жизни отца Валентина и его ревность в защите Православия, избрало его на Ташкентскую кафедру.

http://pravmir.ru/svyatitel-xirurg-episk...

I. Источники: 1) Отрывки из Валентина; Птолемей, Epistula ad Floram; экзегетические фрагменты из Гераклеона. 2) Описания и опровержения отцов церкви: Ириней (I. 1–21 и по всему его труду); Ипполит (VI. 29–37); Тертуллиан (Adv. Valentinianos); Епифаний (Haer. XXXI; in Oehler " s ed. I. 305–386). Последние два сильно опираются на Иринея. См. источники в Lipsius and Heinrici (p. 5–148). II. Ren. Massuet: Dissert, de Haereticis, Art. I. De Valentino, в его издании Иринея и в издании Stieren. Tom. II, р. 54–134. Очень продуманное и подробное исследование. George Heinrici: Die Valentinianische Gnosis und die heilige Schrift. Berlin 1871 (192 pages). См. также Neander (его описание очень хорошо, но в нем недостает дополнительной информации, которую приводит Ипполит); Rossel, Theol. Schriften (Berlin 1847), p. 280 sqq.; Baur, К. Gesch. I. 195–204; Jacobi, in Herzog 2 , vol. V. 225–229. Валентин 898 – создатель самой глубокой и пышной, а также самой влиятельной и известной из гностических систем. Ириней посвятил свой труд в первую очередь опровержению этой системы, и мы на ее основании составляли свое общее описание гностицизма 899 . Валентин основал большую школу и распространял свое учение на Западе. Он утверждал, что получил знание от некоего Феоды или Февды, ученика святого Павла 900 . Он заявлял также, что получил откровения от Логоса в видении. Ипполит называет его скорее платоником и пифагорейцем, чем христианином. Вероятно, по происхождению он был египетским иудеем и получил образование в Александрии 901 . Тертуллиан сообщает, возможно, сам строя предположение, что Валентин порвал с ортодоксальной церковью из–за неудовлетворенных амбиций, когда его не выбрали епископом 902 . Валентин приехал в Рим в качестве публичного учителя в период папства Гигина (137 – 142) и оставался там до времени папы Аникиты (154) 903 . Тогда он был уже знаменит, потому что Иустин Мученик , в своем утраченном труде «Синтагма против всех ересей», который он упоминает в своей «Первой апологии» (140), выступал против валентиниан, среди прочих еретиков, еще до 140 г. по P. X. В то время Рим был центром христианской церкви и местом сбора приверженцев всех сект. Каждый учитель, желавший оказать влияние на христианство вообще, естественно, направлялся в метрополию. Валентин был одним из первых гностиков, учивших в Риме, примерно в то же время, что Кердон и Маркион, однако, хотя его ум и красноречие произвели сильное впечатление, ортодоксальная церковь и епископская власть были уже настолько прочны, что его старания не увенчались успехом. Он был отлучен от церкви и отправился на Кипр, где умер около 160 г.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Однажды матушку Елизавету Воскресенскую уложила в постель внутренняя болезнь. Узнав об этом, отец Валентин прислал сказать ей, чтобы она дожидалась опытную докторшу Вениаминову. Однако матушка не выдержала, и решилась утром ехать в собор. При этом решении болезнь вдруг прекратилась, хотя и оставалась страшная слабость. С великими усилиями матушка добралась до храма, где о. Валентин полусердито встретил ее: «На Вас, матушка, лица нет, а Вы явились сюда».– «Я очень соскучилась по храму и больше не могла оставаться дома»,– ответила матушка. Отец Валентин взял ее на исповедь, и после Святого Причащения матушка почувствовала себя хорошо. А в проповеди отец Валентин заметил, что истинные христиане так дорожат храмом Божиим, что стремятся в него даже с одра болезни, и по вере своей получают чудесное исцеление. Постепенно выздоровела после Святого Причастия в соборе и опасно больная дочь о. Платона, Екатерина 144 . Приведем полностью письмо духовной дочери прот. Валентина, Сиры Феодоровны Беляковой, помещенное в машинописной книге новомученицы Анны: «Не могу умолчать о чудесном исцелении по молитвам св. великомученика Пантелеимона и батюшки отца Валентина, надо мною, грешной девицей Сирой Феодоровной Беляковой. Слезы благодарности к святому вмч. Пантелеимону и умиления наполняют мое сердце. На девятнадцатом году жизни я заболела нервной болезнью, которая продолжалась тринадцать лет и два месяца. Болезнь началась так. За всенощной сделался со мной обморок, и с тех пор стали появляться нервные явления: потеря аппетита и сна, стесненное дыхание, а по временам я теряла сознание. Истратив большие средства на лечение, я не получила никакого облегчения и дважды лежала по три месяца в нервном отделение клиники на Девичьем Поле, но потом доктор заявил, что помочь мне нельзя, и меня выписали из клиники. Мне было очень плохо: ходить я совсем не могла, а если предстояло поехать куда-нибудь к родным, то со мной делалось сильное сердцебиение, я находилась в сильно-нервном состоянии. Болезнь была очень изнурительная. Более всего я скорбела о том, что не могу бывать в храме Божием, хотя он был в близком расстоянии от нас, но я не могла сойти даже с крыльца.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

Духовная и благотворительная деятельность батюшки продолжалась до последнего дня его жизни. Когда он был уже совсем слепой и больной, дочери выносили его к посетителям на руках. Тем не менее, батюшке зачитывали все записки, все просьбы, и сообщали о присылаемых духовными чадами деньгах, и пастырь давал указания, как ими распорядиться, кого куда устроить и так далее. До самой последней минуты своей жизни батюшка продолжал эту деятельность, а после его кончины святое дело продолжили многочисленные духовные дети. О многом батюшка заботился на многие годы вперед и, по всей видимости, он предвидел страшные для России времена. Отец Валентин сознательно стремился к тому, чтобы после его смерти сохранились и плоды его духовного назидания, и созданные им связи взаимопомощи между людьми. Под его руководством сложилась прочная дружба среди семейств его духовных чад, которая помогла им выжить и сохранить веру и благочестие в самые страшные годы гонений. Держась вместе, батюшкины пасомые не были духовно одиноки и материально беспомощны. А их благочестие в свою очередь послужило к проповеди святой веры в богоотступническом мире, так же, как книги и устные рассказы о батюшке и его служении ближним. Вот какие черты духовного облика батюшки и особенности его пастырской деятельности мы смогли усмотреть в книгах и воспоминаниях о нем. Закончим эту главу отзывами о батюшке современных ему святых и подвижников благочестия, чье мнение имеет несомненный авторитет: Отец Иоанн Кронштадтский , уже признанный теперь всеми великий светильник Русской Церкви, говорил об о. Валентине москвичам, которые обращались к нему за советами: “Что вы бегаете ко мне, у вас в Москве есть свой великий пастырь, отец Валентин, который лучше меня, к нему и обращайтесь”. Преосвященный Иосиф Воронежский, который, живя на покое, двадцать семь лет нес крест слепоты и отличался великим духовным разумом и прозорливостью 139 , благословляя однажды одного господина на отъезд в Москву, сказал ему: «Около Спасских ворот есть маленькая церковка, в которой служит великий пастырь – отец Валентин, ему и открывай свою душу». Потом, когда через несколько лет сей старец опять разговаривал с тем же господином, то сказал ему, что батюшка отец Валентин весь отдался попечению о своих близких и прибавил: «Как бы ему не надеть такой же схимы, как у меня»,– т. е. слепоты. 140

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010