В 1926 году отец Валентин организует и возглавляет паломнические поездки в Саров и Дивеево. Там от блаженной Марии Ивановны он получает предсказание о переходе в другой московский храм – св. Николая Чудотворца на Ильинке, «Никола Большой Крест». Так и произошло – отец Валентин стал настоятелем этого храма 5 . Отец Валентин создал в Никольском храме крепкую общину. Он ввел регулярную индивидуальную исповедь, частое причащение Святых Христовых Тайн. В своих поучениях и проповедях он открывал духовным чадам путь нравственного и духовного совершенствования в условиях гонения на церковь . Отец Валентин выдвинул идею особого пути духовного совершенствования, который называл «монастырем в миру». Это не означало, что люди, вставшие на такой путь, делаются тайными монахами и принимают негласно какие-то обеты. Речь шла о том, чтобы внутренне, духовно воздвигнуть как бы монастырскую стену между своей душой и миром, во зле лежащем, не допускать, чтобы его суета, его зло захлестнули, душу. Для этого, конечно, нужно отказываться от многого, чем может прельстить современная жизнь, развращающая, проникнутая безбожием. Это трудный путь. Внешне жить, как все, работать, находиться в среде безбожия, в семейных повседневных заботах и хлопотах, и только силой внутреннего решения с Божией помощью не допускать в душу тлетворного духа мира. К этому сокровенному подвигу, известному лишь духовному отцу, и призывал отец Валентин своих духовных чад. Декларация митрополита Сергия (Страгородского) от 16/29 июля 1927 года вызвала у о. Валентина резкий протест. Он пишет письмо митрополиту Сергию: «Митрополиту Сергию. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сознавая всю ответственность перед Господом за свою душу и за спасение душ вверенной мне паствы, с благословения Димитрия, епископа Гдовского, я порываю каноническое и духовное общение с Вами и организовавшимся при Вас совещанием епископов, незаконно присвоившим себе наименование – «Патриаршего Синода», а также со всеми находящимися с Вами в каноническом общении, и не считаю Вас более Заместителем Местоблюстителя Патриаршего престола на следующих основаниях:

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Не понимаю, зачем Вы спешите в Троицу. Там все стоит благополучно: и молятся, и продают, и покупают; словом, – все так же, как Вы оставили это место: полу-город и в то же время полу-монастырь, место спасения одним, и искушения другим. Христос с Вами! Всегда благожелающий протоиерей Валентин Амфитеатров . Москва. 1894 г. 19 Ноябр. VIII. Телеграмма. Из Москвы, 27 ноября 1894 г. Курск. Екатерине Михаиловне Машкиной. Осмотрительнее обдумайте поездку [.] Серапион утешительно работает [.] Будте целы как голубь [.] Валентин [.] IX. Телеграмма, из Москвы, 28 ноября 1894 г. Сергиев Пос. Московская Академия. Отцу Серапиону. Поздравляю Вас с имянинницей[.] Прошу передать ей мое приветствие[.] Не знаю адреса[.] Валентин [.] X. Телеграмма, из Москвы. 20 декабря 1894 г. Курск. Екатерине Михаиловне Машкиной. Бодрым терпением приобретаем радость[.] Напишите свой адрес[.] Валентин [.] —334— XI. Телеграмма, из Москвы, 14 декабря 1894 г. Сергиев Пос. Московской губ. Духовная Академия. Иеромонаху Серапиону. Молюсь[,] да хранит Вас Христос[.] Протоиерей Валентин [.] XII. Москва, 1894 г. 29 Декабря. Досточтимая Екатерина Михайловна! Буду истинно утешен, если моей старческой рукой написанные строчки найдут Вас пред наступлением нового лета Господня. Хотелось мне, чтобы они сказали Вам жизнерадостные упования на милосердие Божие, укрепив Вас в готовности исполнять волю Божию. Спросите: как исполнять? Также, как ангелы на небесах ее исполняют. Они не спрашивают: зачем, для чего почему? Не ропщут они, но всегда готовы то делать, что Бог велит. Да будут же слова молитвы Господней: «да будет воля Твоя на небеси и на земли» девизом Вашей жизни в наступающий гражданский новый год. Господа ради, удалите всей силой воли, сохранившейся в Вашей душе, от себя уныние! Ободрите себя мыслию, что если утро и день жизни были пасмурны, то вечер её, по милости Божией, можем провести спокойно: другим – дни, недели, месяцы и годы, а Вам и мне, – впереди утешительной должна быть вечность. Христос с Вами! Всегда благожелающий и благодарный Вам Протоиерей Валентин Амфитеатров .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 1983 году протоиерей Валентин Анатольевич Мордасов освобождается от служения в Иоанно-Предтеченской церкви г. Порхова и по просьбе прихожан и церковного совета назначается настоятелем к Рождества-Богородицкой Церкви пос. Старый Изборск Печорского района Псковской области. Проповеди его всегда были направлены на смирение, исправление жизни. У батюшки была очень хорошая духовная библиотека. Он много читал и постепенно приобрел обширнейшие познания. Это помогало ему отвечать на самые сложные вопросы духовной жизни, что было особенно ценно в то время, когда даже самую простую духовную книжицу достать было просто невозможно. На основе многочисленных выписок из творений святых отцов протоиерей Валентин составил более десятка тематических подборок, которые в наше время постоянно переиздаются отдельными книгами. С конца 1984 до начала 1986 года отец Валентин исполнял обязанности настоятеля храма Рождества Христова в селе Бельское Псковского района. Храм был запущен и нуждался в ремонте. В феврале 1986 года отец Валентин становится настоятелем храма св. вмч. Георгия Победоносца на погосте Камно. К нему приезжали за духовным советом из разных городов и весей, тогда его стали почитать как благодатного старца. В начале лета 1998 года отец Валентин сильно занемог. Болезнь батюшки была недолгой, он угас буквально на глазах, не успев никому стать в тягость по немощи своей. Утром в воскресенье 19 июля 1998 года отец Валентин почил о Господе. Слово благодарственное Чем больше проходит времени со дня отшествия в мир иной отца Виктора Грозовского, тем все более ярким и живым становится его образ в благодарной памяти. Не знаю, отчего это происходит, — но такое вообще-то часто бывает при долгом общении со всяким человеком. Сначала ты воспринимаешь его достаточно размыто, а со временем, когда лучше узнаешь, он становится единственным и неповторимым. Открывается тайна личности. И то, что отца Виктора внутренним зрением я теперь вижу все более и более ярко, смею надеяться, означает, что общение наше продолжается. Батюшка был таким сердечным, таким родным человеком при земной жизни, и, конечно же, не перестал им быть и после ухода.

http://azbyka.ru/fiction/zhertva-vechern...

Двойной фотографический портрет (лето 1896 года, Китаево), где Валентин снят вместе с товарищем-художником, довольно точно передает характер и умонастроение 19-летнего Войно-Ясенецкого. На молодых людях одинаковые в полоску холщовые или ситцевые косоворотки. Воротники застегнуты на все пуговицы: никаких вольностей. Сидят они за столом, застеленным крестьянской вязаной скатертью. Тут же пивная кружка и бутыль, но это, несомненно, фотографическая бутафория: ни в юности, ни позднее Валентин к спиртному не прикасался. Линии лица у недавнего гимназиста еще мягкие, не определившиеся. Но юношеский взгляд уже пытлив, глаза смотрят серьезно, вопрошающе. Зимой в городе Валентин тоже отличался от братьев и сестер. Семья жила широко, открыто. Но Валентин в театр и в гости не ходил. Если посторонние приходили в дом, предпочитал отсиживаться в своей завешенной этюдами комнате. Девушек знакомых у него не было. Вторая киевская гимназия, где учились братья Ясенецкие, блистала подбором лучших в городе преподавателей и талантами учеников, о ней писали как о выдающемся учебном заведении. Валентин на этом фоне учился средне, а на выпускных экзаменах весной 1896 года его ответы по алгебре и геометрии оказались среди худших. По алгебре Валентину Войно-Ясенецкому единственному в классе поставили двойку. Проверяя письменные работы выпускников по геометрии, университетский профессор Букреев отметил: «Работы… Ясенецкого, хотя и признаны удовлетворительными, однако едва ли этого заслуживают: они переполнены грубыми ошибками в логарифмах и отличаются крайней небрежностью в объяснениях». Неудивительно, что блестящее будущее в гимназические годы прочили брату Павлу, юноше легкому, компанейскому, который не только без труда учился, но и хорошо пел, играл на гитаре. Валентин же, молчаливый, необщительный, считался мальчиком средних способностей, от которого не приходится ждать сколько-нибудь серьезных жизненных успехов. В вопросах совести и веры в семье Войно-Ясенецких, как уже говорилось, царила полная свобода. Мать была очень религиозна, усердно молилась в своей комнате, в церковь не ходила принципиально. От церкви оттолкнул Марию Дмитриевну случай, который произошел вскоре после смерти старшей дочери. Как положено по обряду, мать принесла в храм блюдо с кутьей и серебряные ложечки. Когда литургия кончилась, она заглянула в алтарь и обомлела: два священника ссорились из-за ее кутьи. «Все мое, все мое», – твердил один. «Не отдам!» – вырывал блюдо другой.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

1422 . Пружинина О. Б. Опыт компаративного рассмотрения исихазма//Философские исслед. М. 1993. 2. 187–189. 1423 . Райгородский Л. Д. Молитвы как особый вид древнерусской литературы//Verbum 3 9 .1524). 117–125. 1424 . Родионов О. А. Византийские жития святых-исихастов и древнерусская агиография конца XIV-haчaлa XV в.: характер и истоки параллелизма//Российский Православный Университет. Ученые записки. М. 2000. 5. 86–104. 1425 . Свенцицкий А. Они были последними? М. 1997. 191. 1426 . Свенцицкий Валентин , прот. Диалоги. М. 1995. 224. 1427 . Свенцицкий Валентин , прот. Беседы о духовной жизни. СПб. 1995. 662. 1428 . Свенцицкий Валентин , прот. Монастырь в миру: Проповеди и поучения 1921–1926. М. 1995.448. 1429 . Свенцицкий Валентин , прот. Монастырь в миру: Проповеди и поучения. М. 1996. 2: 1927–1928 гг. 576. 1430 . Свенцицкий Валентин , прот. Избранное: Диалоги. Беседа о духовной жизни. Серафимо-Дивеевский м-рь 282. 1431 . Свенцицкий Валентин , прот. Монастырь в миру. Проповеди и поучения. М. 1999. 684. 1432 . Семаева И. И. Исихазм в русской дореволюционной историографии XX века/Моск. пед. ун-т. М. 1992. 17. [Рукопись деп. в ИНИОН РАН 47443 от 21.12.92]. 1433 . Семаева И. И. Исихастские истоки национальной идеи в русской религиозной философии//Русская идея. М. 1992. 36–37. 1434 . Семаева И. И. Исихастские истоки проблемы телесности в русской антропологии//Русская философия: новые решения старых проблем. СПб. 1993. 1. 91–93. 1435 . Семаева И. И. Мотивы исихазма в философии С. Л. Франка //Россия и Европа: философия, культура, современность: Тез. докл. Междунар. симпоз., 9–11 ноября 1993 г. Саратов 1993. 174–176. 1436 . Семаева И. И. Традиции исихазма в русской религиозной философии первой половины XX века: Учеб. пособие по спецкурсу. М. 1993. 243. 1437 . Семаева И. И. Исихазм и русская религиозная философия начала XX века//Русская культура на межконфессиональных перекрестках. М. 1995. 74–75. 1438 . Серебрянский Н. И. Очерки по истории монастырской жизни в псковской земле, с критико-библиографическим обзором литературы и источников по истории псковского монашества. М. 1908. IV, 580, VI. (ЧОИДР 4).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

1005 . Валентин родом был из Фревонита – приморской страны Египта 1006 , научное образование получил в Александрии 1007 под сильным влиянием платонических идей 1008 . Его ум, образование и способность к красноречию обещали ему видное место в церковной иерархии, и он надеялся было получить епископство; но надежда его не оправдалась, – на ту же епископскую кафедру, на которую рассчитывал Валентин, был избран другой кандидат, ознаменовавший себя славою мученичества 1009 . Тертуллиан , а за ним и Флери 1010 , ставят это неудачное искательство кафедры епископа в связи с его ересью и в его лжеучении видят одно из средств Валентина – отмстить за предпочтение ему другого. Эта – очень обычная попытка выяснять происхождение той или другой ереси – едва ли достаточно выясняет мотив неправильного учения Валентина. Прежде всего, бросается в глаза то однообразие причин, какими Тертуллиан обусловливает появление ересей. В портрете каждого еретика он старается подыскать ту или другую черту, которая бы видимо разрешала вопрос, что же заставило еретика оставить истинное откровенное учение и перейти на сторону неправославно мыслящих людей? – и находит ее или в неудачном стремлении составить себе более или менее блестящую карьеру (Валентин), или в простой ссоре с клиром (Маркион) и т. п. В настоящем случае кажется справедливым, что Валентин и без этого, чисто внешнего побуждения, мог прийти к какому-либо ходячему в то время философскому учению. Как человека образованного, его, без сомнения, занимал интересовавший всех вопрос об отношении бесконечного к конечному, происхождении мира и человека и т. д. При решении этого вопроса, под влиянием философских идей, которыми пропитано было тогдашнее образование, можно было остановиться на одном из господствовавших тогда решений – или дуалистическом (как это сделали Маркион, Гермоген и др.), или пантеистическом, – средины между ними не было в философемах того времени. Валентин остановился на пантеистическом. Соединяя платоническое учение об идеях и многочисленные мистерии с феогонией Гезиода и Евангелием Иоанна 1011 (Валентин принимал только это евангелие), он построил религиозную систему пантеистического характера 1012 с тремя моментами развития божественной жизни: тожеством, различием и возвращением к тожеству, моментами, которые Тертуллиан справедливо назвал тремя актами одной драмы 1013 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/ter...

в Петрограде он принимает священный сан, затем переезжает в Москву, где часто служит в разных храмах и проповедует. Вскоре о. Валентин был сослан в Пенджикент в Средней Азии. Вернувшись в 1925 г. из первой ссылки, о. Валентин Свенцицкий начинает служить в храме сщмч. Панкратия, где ведет регулярные беседы с прихожанами о вере и Церковной жизни. По благословению Святейшего Патриарха Тихона он проводит шесть чтений о Таинстве покаяния, которые были направлены против начинавшей тогда распространяться общей исповеди. В этих чтениях о. Валентин на многих исторических примерах доказывал ее полную неканоничность и то, что такая практика является искажением Таинства (см. " Надежда " , вып. 2 Possev-Verlag, Frankfurt/Main, 1979) . Декларация митрополита Сергия (Страгородского) от 16 (29) июля 1927 г. вызвала у о. Валентина резкий протест. Он ушел в Иосифлянский раскол. Отец Валентин даже запрещал своим духовным чадам посещать храмы, подчиняющиеся митрополиту Сергию. В 1928 г. о. Валентин вновь был арестован и выслан в Сибирь на поселение. Там, в небольшой деревушке в восьмидесяти километрах от станции Тайшет он заболел тяжелой и мучительной болезнью. В ссылке о. Валентин выстрадал решение вернуться в общение с митрополитом Сергием. Пред лицом смерти он принес искреннее покаяние. Вот выдержки из письма о. Валентина митрополиту Сергию: " Ваше Высокопреосвященство, Всемилостивый архипастырь и отец, я умираю. Уже давно меня тревожит совесть, что я тяжко согрешил перед Святой Церковью, и перед лицом смерти мне стало это несомненно. Я умоляю Вас простить мой грех и воссоединить меня со Святой Православной Церковью. Я приношу покаяние, что возымел гордыню вопреки святым канонам не признать Вас законным первым епископом, поставив свой личный разум и личное чувство выше соборного разума Церкви... Мне ничего не нужно, ни свободы, ни изменений внешних условий, ибо сейчас я жду своей кончины, но ради Христа примите мое покаяние и дайте умереть в единении со Святой Православной Церковью " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/910/...

Замечательная книга человека, который всю жизнь служил Богу и защищал веру и Церковь делом, словом и писанием, будет и впредь помогать многим и многим в обретении веры, радости о Господе и в преодолении «антирелигиозных предрассудков». Протоиерей Валентин Асмус   О жизни архиепископа Луки Архиепископ Лука, в миру Валентин Феликсович Войно–Ясенецкий, родился в Керчи 27 апреля 1877 года в семье аптекаря. Отец его был католиком, мать — православной. По законам Российской Империи дети в подобных семьях должны были воспитываться в православной вере. Он был третьим из пятерых детей. В Киеве, куда семья переехала впоследствии, Валентин окончил гимназию и рисовальную школу. Собирался поступать в Петербургскую Академию Художеств, но по размышлении о выборе жизненного пути решил, что обязан заниматься только тем, что «полезно для страдающих людей», и избрал вместо живописи медицину. Однако на медицинском факультете Киевского Университета св. Владимира все вакансии были заняты, и Валентин поступает на юридический факультет. На какое–то время влечение к живописи снова берет верх, он едет в Мюнхен и поступает в частную школу профессора Книрра, но через три недели, затосковав по дому, возвращается в Киев, где продолжает занятия рисованием и живописью. Наконец Валентин осуществляет свое горячее желание «быть полезным для крестьян, так плохо обеспеченных медицинской помощью», и поступает на медицинский факультет Киевского университета св. Владимира. Он учится блестяще. «На третьем курсе, — пишет он в «Мемуарах», — произошла интересная эволюция моих способностей: умение весьма тонко рисовать и любовь к форме перешли в любовь к анатомии…» В 1903 году Валентин Феликсович закончил университет. Невзирая на уговоры друзей заняться наукой, он объявил о своем желании всю жизнь быть «мужицким», земским врачом, помогать бедным людям. Началась русско–японская война. Валентину Феликсовичу предложили службу в отряде Красного Креста на Дальнем Востоке. Там он заведовал отделением хирургии в госпитале Киевского Красного Креста Читы, где он познакомился с сестрой милосердия Анной Ланской и обвенчался с ней. В Чите молодые супруги прожили недолго.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

Валентин является самым ярким выразителем западного или александрийского гностицизма и, быть может, весьма характерным представителем, как и Кариократ, гностицизма вообще. По крайней мере Ипполит II 1 свидетельствует, что школа Валентина распалась на западную, италийскую, и восточную. Значит, в ней лежали зародыши и восточного гносиса. И св. Ириней 2 приписывает Валентину какую-то особую роль в истории гностицизма, говоря, что «Валентин – первый, изменяя древние ученья гностической ереси в (систему с) особый характер, учил так»..., и между прочим сам производит ученье Валентина от восточных гностиков, офитов 3 . По представлению Иринея 4 , валентинианство есть «сокращение всех еретиков» (recapitulatio omnium haereticorum), и тот, кто поразит его, опровергнет всякую ересь. – Что касается личности Валентина, то, как видно, хотя и из немногих сохранившихся его фрагментов, и из усвояемой ему системы, – это был человек столь богато и разнообразно одаренный, что едва ли даже среди гностиков, как известно, людей вообще талантливых, были ему равные. Он был глубокомысленным философом, напоенным преимущественно духом и идеями Платона, а отчасти Пифагора 5 , – проникновенным моралистом, исходившим из вопроса о зле и грехе в постепенном восхождении, обнимавшем весь универс, доказывая в этом случае свое знакомство с учением ап. Павла, основной этической проблемы которого он не понял, – оратором, не лишенным помазания 6 , и наконец – редким властителем дум и руководителем совести других. Как личность привлекательная и притягивавшая к себе, Валентин имел многочисленных последователей во всех странах мира 7 . Но, по-видимому, известный афоризм одного из своих учителей (Василида): «ты знай всех, а тебя пусть никто не знает» Валентин провел последовательно в жизнь. Он оставался неизвестною величиною загадкою для масс своих последователей. По выражению одного из исследователей гностицизма (Мида), «позади валентиниановского движения стоит страдальческий, полный таинственности образ Валентина... (этого) великого неизвестного

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

Особенное значение труд Ипполита имеет в том отношении, что в отрывках гностических сочинений, здесь сохранившихся, видно знакомство гностиков с новозаветными писаниями, и главное – видно, что гностические авторы знали текст Евангелия Иоаннова. В 1845 г. Целлер в одной из своих журнальных статей с решительностью утверждал, что за исключением неопределенного свидетельства Тертуллиана (De praescr. haeret., 38), ни откуда не видно, что гностик Валентин или его ученики пользовались нашим четвертым Евангелием. Но в настоящее время уверения Целлера потеряли значение. Ипполит в своем сочинении приводит выдержки из системы Валентина, в которых, между прочим, читаются слова Иисуса Христа по Евангелию от Иоанна (10, 8). А так как, по хронологическим данным Иринея, Валентин прибыл в Рим при папе Гигине (137 г.), и так как время наибольших успехов этого гностика в Риме совпадает с епископствованием папы Пия I (142 г.), то значит Евангелие от Иоанна уже около 140 г. было хорошо известно между христианами и почиталось достоверным источником сведений о жизни и учении Христа. Впрочем, и то, что сообщает Ириней относительно учения Валентина об зонах, достаточно ясно дает знать, что Валентин знал и пользовался Евангелием от Иоанна в своих интересах, так как учение Валентина об зонах опирается на пролог Иоанна. Кроме того, при помощи Ипполитова труда можно доказывать, что Валентин знал первое послание Иоанна и пользовался им как источником. Эту последнюю мысль раскрывает Г. Эвальд. Тот же ученый, принимая во внимание, что Валентин у Ипполита называет дьявола дважды «князем мира сего», – имя, которое встречается в Евангелии от Иоанна (и притом не раз), делает вывод о более или менее широком пользовании Валентина писаниями Иоанна – и в особенности Евангелием. Весьма важно также и то, что на основании известий Ипполита о Василиде можно заключать о знакомстве этого гностика с нашим четвертым Евангелием. Ученые – Якоби и Groot – считают Василида первым свидетелем в пользу древности и авторитета новозаветных Писаний, в особенности Евангелия от Иоанна.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010