С 1971-го по 1981-й год продолжался трудовой, творческий путь Валентина Сорокина в качестве главного редактора издательства «Современник». «…Взять его в «Современник» особенно настойчиво рекомендовал мне выдающийся поэт Василий Дмитриевич Фёдоров. Вместе с ним мы не один год сообща боролись за возрождение Сергея Есенина…», – приводится в книге воспоминание Юрия Прокушева, основоположника современного есениноведения, директора издательства «Современник» в 1970–1979 годах. В середине 1970-х Валентин Сорокин написал поэму «Дмитрий Донской», где один из героев – преподобный Сергий Радонежский, поэму изучали в 1980-е годы в Московской духовной академии. Битвы на литературном фронте доходили до правительства. К примеру, когда Мария Соколова, младшая дочь М.А. Шолохова, редактируя «Тихий Дон», допустила более полутора сотен ошибок. «Я, — пишет Валентин Сорокин, — вынужден был высчитать с неё 3 рубля 51 копейку. Борьба со мною началась… Министры, маршалы, секретари ЦК, члены Политбюро ввёртывались именем Шолохова в сражение со мною». Множество раз на защиту Валентина Васильевича выступали те, кому и он бесстрашно помогал. К примеру, Михаил Львов или Борис Можаев, чей роман «Мужики и бабы» отвергли четыре журнала, и только В. Сорокин в «Современнике» его опубликовал. Любопытно, что в середине 1990-х этот роман вошёл в школьную программу… Размещён в новом сборнике и портрет автора ЖЗЛ-овской книги о Ф.М. Достоевском Юрия Селезнёва, который был уволен из журнала «Наш современник» по требованию цензора, а Валентин Сорокин, несмотря на давление партийных кураторов, принял Юрия Ивановича преподавать на Высшие литературные курсы. Здесь же и портрет поэта Юрия Кузнецова, который работал в «Современнике» и на ВЛК под началом Валентина Сорокина. Таких любопытных справок в книге — целая мозаика. А вот фото 1983 года: Валентин Сорокин с Иваном Акуловым, Владимиром Фомичёвым, секретарём парткома «Хасынский» А.П. Зубаковой после встречи с читателями в Магаданской области. Пройдёт шесть лет, и Владимир Фомичёв станет издавать газету «Пульс Тушина», где будут выходить статьи, обличающие преступления приватизаторов и русофобов. Владимира Фомичёва восемь(!) лет пытались осудить за публикации о русском национальном самосознании. Валентин Сорокин — один из тех, кто публично выступал в его защиту. Вина В. Фомичёва не была доказана.

http://ruskline.ru/opp/2023/07/18/k_vyho...

Всегда Ваш и тот же Протоиерей Валентин. 1895. 14 Окт. Москва. XXVI † Досточтимая Екатерина Михайловна! Благодушное терпение святые учители Церкви (они же и великие психологи) признавали первою в житейских делах добродетелью. Ободритесь, Господа ради! В первый свободный сегодня час буду у Вас. Теперь же уезжаю к больным, а потом двум-трем назначил время у себя, в квартире. Христос с Вами! Всей душей преданнейший Протоиерей В. А-в. 1895. 18 Ноябр. XXVII † Достоуважаемая Екатерина Михайловна! Не отриньте и моего христианского приветствия с наступающими праздниками Воплощения Бога Слова. От всего сердца желаю Вам материнских радостей и утешений. Да отразится в Вас, Богомудрой, материнская радость Пресвятой Присно-Девы! Буду молиться моею всегдашней о Вас смиренной молитвой: да будет, Господи, благая воля Твоя на благородной и благодарной рабе Твоей Екатерине. Ей надо много-много сил здоровья, чтобы исполнить свое материнское назначение! Христос с Вами! Благодарный Вам протоиерей Валентин Амфитеатров . 1895. 21 Декабр. Москва. XXVIII Телеграмма, из Москвы. 3-го Января 1896. Сергиев Пос. Духовная Академия. Студенту Серапиону Машкину для Екатерины Михайловны. Благодарно исполню приглашение пятницу [,] как буду свободен [.] Протоиерей Валентин [.] XXIX † Досточтимая Екатерина Михайловна! Приветствую приезд Ваш в нашу родную Москву и благодарю за поэтические строчки. Завтра как только освобожусь от самых необходимых дел, так и полечу к Вам. Вы жалуетесь на неизвестное, на томленье каких-то предчувствий, – смело Вас уверяю, что они рассеются пред действительностью, которая, признаться Вы должны, по милости Божией, обещает благоденствие Вам даже и в високосный, наступивший год, начавший свои дни с понедельника. Да воскреснет Бог и расточатся враги Его. Сейте доброе, чистое, здоровое, сейте! А Христос возрастит… Вам покорный всегда Протоиерей Валентин Амфитеатров . 1896. 7 Январ. Глава 4 XXX † Многомилостивая и достойно-праведная Екатерина Михайловна! За что же мне от Вас ниспосылаются столь щедрые подарки? И все – для чрева! Но Вы, ведь знаете, что страсти сластолюбия, чревоугодия, пьянства и объедения не впускаются ко мне от колыбели моей.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

«Милый, дорогой дядя! – писала Чупрову Вера Валентиновна. – Папино здоровье все в одном положении. Он свыкся с болезнью и, мне кажется, теперь меньше страдает. На улучшение его зрения нет надежды, но ему этого сказать совершенно невозможно, потому что он живет и дышит только одной надеждой увидеть. Радость и развлечение составляют молитвенные собрания, на которые он собирает своих духовных детей, и народу к нему ходит так же много, как и прежде – целый день. Остальное время проводит в чтении газет и книг исторического содержания. Вечером он пишет на машинке, почти не делает ошибок, но не хочет писать больше, чем полчаса в день. Около получаса диктует мне. Предмет его работы – его мемуары; по-моему, выходит хорошо». Болезнь прогрессировала, и вскоре наступила полная слепота. Вряд ли здоровый человек может представить, что это такое. Еще в те годы, когда ничто не предвещало грядущего несчастья, о. Валентин говорил в проповеди на Евангельское чтение об исцелении слепого: «Слепой был именно страдалец: он страдал ужасно, так как у него не было самого важного из пяти чувств – зрения – и он чувствовал, что его физические силы как бы скованы цепью, ум его тоже был почти без деятельности и мог только ограничиться умственным созерцанием» 173 . Отец Валентин считал потерю зрения для себя самым страшным: «Лучше не было бы у меня рук, ног, но только бы осталось зрение», – говорил он. Огромной скорбью была для батюшки невозможность служить и, главное, совершать Божественную Литургию. Да и вообще, будучи чрезвычайно деятельным, энергичным человеком, отец Валентин страдал от того, что не мог обходиться без посторонней помощи и очень ограниченно мог заниматься письменными трудами. Невольно бросается в глаза совпадение следующих фактов. Среди чудес о. Валентина особенно много исцелений от слепоты и болезней глаз. При этом именно крест слепоты был возложен Господом на самого чудотворца в последние годы его жизни. По всей видимости, отец Валентин предвидел уготованное ему испытание. Незадолго до потери зрения он говорил часто обращавшейся к нему рабе Божией Прасковье Михайловне: «Родителей надо любить. Мы не знаем, как слепому плохо и как расстаться с родителями плохо». Прасковья Михайловна не поняла этих слов, но через некоторое время в одну и ту же неделю батюшка лишился зрения и умер ее отец 174 .

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

Другой женщине, которой предстояли опасные роды, батюшка советовал пить святую воду и чаще причащаться. Благополучно родилась здоровая девочка. Показательно, что уже в то время среди церковных людей бытовало пренебрежение к лечению земными врачевствами, что особенно распространилось впоследствии, в наши «времена неофитов». Уже св.прав. Иоанн Кронштадтский имел нужду обличать это заблуждение, называя самоубийцей того, кто сознательно не лечится. Преданные этому предрассудку удивлялись, что отец Валентин, при жизни имея благодатный дар исцеления, тем не менее, направлял больных к своим знакомым врачам, не отвергал и даже сам знал медицину, порой давал лекарства и указывал естественные средства лечения. Как мы видели, например, из дневников новомученицы Анны, отец Валентин грозно потребовал, чтобы она лечилась у врача, видя на это волю Божию и обличая гордую мысль, что Господь должен исцелить ее Сам. Духовная дружба Хотя в Святой Церкви имеется множество путей святости, и подвиги разных святых порой сильно отличаются друг от друга, но во всех угодниках Божиих действует единый Святой Дух, и все святые, близкие Богу, близки и друг другу по духу. Монашество, как Божие установление, как высшее проявление христианства и путь к духовному совершенству, не может быть чуждо и не близко какому-либо святому человеку. Проводя подвижническую жизнь, хотя и не будучи в монашеском постриге, отец Валентин, однако, не мог не почитать монашество. Были у него и духовные друзья из числа монахов-подвижников. Среди них – один из известнейших и глубоко почитаемых в Москве старцев – афонский иеросхимонах Аристоклий (†1918). Сохранились фотографии и живописный портрет, на которых оба подвижника изображены вместе. Перед смертью отец Валентин многим своим духовным чадам благословил обращаться к старцу Аристоклию. Отец Аристоклий постоянно служил панихиды по своему почившему другу. Знаменательно, что ныне готовится прославление в лике святых обоих подвижников, может быть, оно состоится приблизительно в одно и то же время.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

Очень мне эти рассказы тогда нравились. И в церковь ходить нравилось. Только умерла бабушка, когда пришла пора мне в первый класс идти, а там в школе сами знаете, чему и как нас учили… Вот и подзабылись бабушкины рассказы. А в студенческие годы и вовсе не до вопросов о Боге было — молодость кипела энергией, тут и романтика, и идеалы служения людям, и любовь… А вскоре за Вячеслава замуж вышла, и начался семейный быт и семейные проблемы. Некому было мне подсказать, что за семейным счастьем в церковь надо идти. Я всё думала: «Я сама»! Ведь «человек — это звучит гордо»! А вот у самой-то не вышло… Батюшка! А может, наш брак с Вячеславом сглазили от зависти или на мужа порчу навели, как это правильно называется — приворожили? Ведь это же бывает? — Бывает. Не думаю, что так было в вашем случае, у вас в семье и без внешнего оккультного воздействия хватало причин для распада, хотя на практике я с такими явлениями встречался. Например, когда я ещё служил в соборе в Тске, был такой случай. У одной женщины, пенсионного возраста, был тридцатилетний неженатый сын Валентин. Оба были неверующими и в церковь не ходили. И вот сошёлся этот сын Валентин с одной женщиной, разведённой, имеющей пятилетнего ребёнка. Стали они жить вместе, вроде бы отношения складывались хорошо, ребёнок начал Валентина «папой» называть, уже подумывали о регистрации в ЗАГСе. Но тут Валентинова мать «взбеленилась» — не отдам сына «разведёнке с довеском»! Возненавидела его сожительницу. И так её бес на этой ненависти зацепил, что ночи не спала — думала, как развести. И надумала. Нашла «бабку», та ей нашептала водичку, велела напоить сына. Напоила. Сработало. Валентин невзлюбил свою сожительницу до отвращения, сам не мог понять, что с ним происходит, просто не может видеть её — и всё тут! Та, конечно, страдает, ребёнок переживает разлад с «папой», словом, плохо у них стало. Ушёл Валентин к матери домой жить. Мать довольна. Проходит с момента его возвращения к матери около месяца. Как-то раз, возвращаясь с работы, попал Валентин под сильный ливень. А случайно (помните афоризм Паскаля «Случай — псевдоним, который избрал себе Господь Бог»?) он проходил мимо Тского собора, в нём как раз всенощная шла. Зашёл он внутрь храма, чтобы дождь переждать, из любопытства пробрался поглубже, поглазеть на богослужение. Тут начали Евангелие читать.

http://azbyka.ru/fiction/flavian-zhizn-p...

Как отметил игумен Сергий, сейчас «настало время восстановления подлинной церковной жизни». Он обратил внимание на то, что в наше время священноначалие Русской Православной Церкви «приветствует» создание общин, различных объединений верующих — братств, сестричеств и т.д., подчеркивая важность «апостолата мирян». «Первые ласточки в этом деле, опыт которых необходим сейчас, — это о. Валентин Амфитеатров, о. Алексий Мечев», — заключил священник. Справка Валентин Амфитеатров родился 1 сентября (по старому стилю) 1836 года в селе Высоком Орловской губернии. Он происходил из известного священнического рода, давшего русской Церкви таких видных иерархов, как митрополит Киевский Филарет и архиепископ Казанский Антоний. После окончания Духовной семинарии в Москве и Московской духовной академии (1860) Валентин Амфитеатров был рукоположен в иерея и служил в Калужской губернии. Он был смотрителем духовного училища в Мещевске, потом — настоятелем храма Поливановской учительской семинарии в Подмосковье, с 1874 года — настоятелем Константино-Еленинской церкви, неподалеку от Спасских ворот Кремля, а в 1892 году был назначен настоятелем кремлевского Архангельского собора. Выдающийся проповедник и духовник, Амфитеатров привлек в московские храмы множество людей со всей Москвы, ввел практику частого причащения. Иоанн Кронштадтский говорил приезжавшим к нему из Москвы: «Зачем вы едете ко мне, ведь у вас есть отец Валентин». В 1902 году отец Валентин потерял зрение, но вынужденный затвор мало что изменил в труднической жизни пастыря: в квартиру на берегу Москвы-реки, а позднее в подмосковное Очаково приходили и приезжали тысячи людей, батюшка исповедовал, диктовал письма, проповеди. Позднее были изданы книги отца Валентина «Духовные беседы, произнесенные в московском Архангельском соборе в 1896-1902 годах» (1909), «Воскресные Евангелия. Сборник проповедей» (1910), «Очерки из библейской истории Ветхого Завета. От Иисуса Навина до воцарения Давида» (1910) и другие. Но большинство из надиктованного им так и не увидело свет — рукописи сгорели при пожаре очаковского дома в 1970 году.

http://patriarchia.ru/db/text/491503.htm...

В первые годы советской власти в Ташкенте было организовано православное Братство; на одно из его заседаний пришел Валентин Феликсович и выступил там с пространной речью; она произвела на слушателей огромное впечатление, которое переросло в восторг, когда они узнали, что выступавший является главным врачом городской больницы. Во многих храмах в те годы стали устраиваться беседы на темы Священного Писания, в которых принимал участие и Валентин Феликсович. Его выступления имели неизменный успех. В конце 1920 года он присутствовал на епархиальном собрании, где сделал доклад о положении дел в Ташкентской епархии. После собрания к нему подошел архиепископ Ташкентский и Туркестанский Иннокентий (Пустынский) и, взяв его за руку, отвел в сторону и сказал, что его выступление произвело на него большое впечатление, и затем заключил: «Доктор, вам надо быть священником!» Слова епископа Валентин Феликсович принял как Божий призыв и, ни минуты не размышляя, ответил: «Хорошо, Владыко! Буду священником, если это угодно Богу!» Он рассказал архиепископу Иннокентию о повелении Господнем найти для детей мать и что в его доме живет операционная сестра. Владыка на это сказал, что нисколько не сомневается в его верности седьмой заповеди. В феврале 1921 года Валентин Феликсович был рукоположен во диакона. Это событие произвело огромное впечатление на жителей Ташкента, так как к этому времени он был уже известным врачом. Для окружающих, и особенно работающих вместе с ним неверующих врачей, его поступок был мало понятен, но для него все это имело глубочайший смысл. В то время, когда весь мир, казалось, восстал на Христа и, точно сойдя с ума, предался бесчинствам – повсюду устраивались кощунственные карнавалы с нарочитыми издевательствами над Спасителем нашим Господом Иисусом Христом, – он не мог остаться в стороне, он ощущал своим нравственным долгом защитить ругаемого Спасителя и выйти с проповедью о безмерном Его милосердии к обезумевшему роду человеческому. Если бы не было прервано правильное течение церковной жизни и диавол не воздвиг бы гонений на Русскую Церковь, гениальный врач вряд ли стал бы священником, но в данных обстоятельствах Господь Сам призывал его к Себе священником и архиереем. В это время именно такие архиереи и нужны были Господу. На праздник Сретения Господня в 1921 году диакон Валентин был рукоположен во священника.

http://fond.ru/kalendar/453/luka/

протоиерей Валентин Амфитеатров Содержание О протоиерее Валентине Николаевиче Амфитеатрове Валентин Николаевич Амфитеатров родился 1 сентября (по старому стилю) 1836 года в селе Высоком Орловской губернии. Он происходил из известного священнического рода, давшего русской Церкви таких видных иерархов, как митрополит Киевский Филарет и архиепископ Казанский Антоний.       В 1860 году после окончания семинарии и академии Валентин Амфитеатров был рукоположен в иерея и получил свое первое назначение на приход в калужский Благовещенский храм, но прослужил там недолго: вскоре - уже в сане протоиерея - его перевели в собор города Лихвина Калужской губернии. Он был смотрителем духовного училища в Мещевске, потом - настоятелем храма Поливановской учительской семинарии в Подмосковье, с 1874 года - настоятелем Константино-Еленинской церкви, неподалеку от Спасских ворот Кремля, а в начале 90-х годов был назначен настоятелем Кремлевского Архангельского собора.       В 1902 году отец Валентин потерял зрение, но вынужденный затвор мало что изменил в труднической жизни пастыря: в квартиру на берегу Москвы-реки, а позднее в подмосковное Очаково приходили и приезжали тысячи людей, батюшка исповедовал, диктовал письма, проповеди. Позднее были изданы книги отца Валентина " Духовные беседы, произнесенные в Московском Архангельском соборе в 1896-1902 годах " (1909), " Воскресные Евангелия. Сборник проповедей " (1910), " Очерки из библейской истории Ветхого Завета. От Иисуса Навина до воцарения Давида " (1910) и другие. Но большинство из надиктованного батюшкой так и не увидело свет - рукописи сгорели при пожаре очаковского дома в 1970 году.       В 1908 году, 20 июля по старому стилю, отец Валентин скончался. Его похоронили на Ваганьковском кладбище. Осенью 1990 года могила протоиерея Валентина Амфитеатрова, оскверненная в 30-е годы, была восстановлена и освящена настоятелем кладбищенского храма.       Текст первого издания книги ( " Великий пост. Духовные поучения протоиерея В. Н. Амфитеатрова " . Москва, 1910) публикуется с редакционными изменениями: в частности, в соответствии с хронологией переставлены главы и уточнены их названия, сверены цитаты из Священного Писания и богослужебных книг.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2114...

Декларация Ваша от 29 июля и все, что общеизвестно о Вашем управлении Церковью со времени издания Декларации, с несомненностью устанавливает, что Вы ставите Церковь в ту же зависимость от гражданской власти, в которую хотели поставить Ее два первых «обновления», – вопреки св. канонам Церкви и декретам самой власти гражданской. И «Живая Церковь », захватившая власть Патриарха, и григорианство, захватившее власть Местоблюстителя, и Вы, злоупотребивший его доверием, – вы все делаете одно общее, антицерковное обновленческое дело, причем Вы являетесь создателем самой опасной его формы, так как, отказываясь от церковной свободы, в то же время сохраняете фикцию каноничности и Православия. Это более чем нарушение отдельных канонов! Я не создаю нового раскола и не нарушаю единства Церкви, а ухожу и увожу свою паству из тонкой обновленческой ловушки: «Да не утратим помалу, неприметно, той свободы, которую даровал нам Кровию Своею Господь наш Иисус Христос , освободитель всех человеков» (из 8-го правила III Вселенского Собора). Оставаясь верным и послушным сыном Единой Святой Православной Церкви, я признаю Местоблюстителем Патриаршего Престола митрополита Петра, признаю и тех епископов, которые, не присваивая себе самочинно общецерковной власти, уже порвали с Вами каноническую связь, по их свидетельству: «впредь до суда совершенного Собора местности», то есть с участием всех православных епископов или до открытого и полного покаяния перед Святой Церковью самого митрополита. г. Москва, 12.01.1928 г. Протоиерей Валентин Свенцицкий ». В 1928 году отец Валентин вновь был арестован и сослан в Сибирь на поселение. Главным поводом для высылки послужило его открытое несогласие с Декларацией митрополита Сергия от 16/29 июля 1927 года. Именно в ссылке отец Валентин написал свои «Диалоги», которые по частям пересылались в Москву, где от руки переписывались его духовными детьми. В ссылке отец Валентин выстрадал решение вернуться в общение с митрополитом Сергием, с которым в 1927 году прервал свое каноническое общение. Известен текст покаянного послания отца Валентина к митрополиту Сергию, проникнутое глубоким смирением:

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Валентин Непомнящий пришел к Богу в зрелом возрасте, но не стал, как многие неофиты, пренебрежительно относиться к светской культуре, которой многим обязан. " Да, светская культура родилась в падшем мире и подвластна его немощам, но разве не те же это немощи, что у каждого из нас, тоже родившихся в падшем мире, несущих на себе бремя адамова греха? Зачем же насмехаться над тем, что нам же подобно? Или мы святые? " - писал он в 1999 году в статье " Служение Церкви в современном мире и судьба светской культуры " . Высочайший профессионал, Валентин Семенович не терпит дилетантства. Поэтому он не " переквалифицировался " в богословы, но продолжает заниматься тем, в чем разбирается. " Любое значительное произведение русской литературы, русской культуры - повод для глубоких размышлений о том, как по-разному в человеческой немощи совершается сила Божия " , - писал Непомнящий в той же статье. Такими размышлениями являются и его статьи, книги и передачи. Поэтому они не оставляют равнодушными людей, интересующихся смыслом бытия. Все работы Валентина Непомнящего отличает честность и интеллектуальное бесстрашие. Он не " фильтрует " любимого поэта, чтобы представить его образцовым христианином с юных лет. Напротив, он показывает, как мучительно шла борьба в сердце Пушкина. Но эта же борьба идет в сердце любого человека, о чем прекрасно сказал Достоевский. Далеко не все художники выигрывают эту борьбу, но подлинное искусство всегда устремлено к вечности. После такого откровенного рассказа по-другому воспринимается посвящение книги " Пушкин. Русская картина мира " : " Тане (жене - Л.В.) и сыну Павлу - моим дорогим помощникам, вдохновителям и учителям " . Валентин Непомнящий считает, что он до сих пор остается сугубо мирским человеком. Это верно, поскольку он живет в миру и занимается светской культурой. Но разве его смиренное и мудрое принятие своего креста не говорит о глубине веры? Валентин Непомнящий редко высказывается на политические темы в печати. Не из-за отсутствия гражданской позиции, а из-за уже названной нелюбви к дилетантству. Но вот в 2002 году одним из лауреатов литературной премии Александра Солженицына стал политолог Александр Панарин (ныне, к сожалению, покойный), и Валентин Семенович - член жюри - выступил на церемонии вручения премии со словом о его книге " Реванш истории: российская стратегическая инициатива в XXI веке " . Все, кто читал это слово (оно было напечатано в " Литературной газете " ), убедились, что известный пушкинист интересуется политикой и внимательно читал работы одного из крупнейших политологов.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/0...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010