Недавно опубликован фрагмент письма, приписываемого Клименту Александрийскому , который касается Евангелия от Марка, имевшего хождение среди карпократиан (см. с. 133–134, ниже). Издатель отобрал некоторые выражения из этого письма, чтобы доказать, что в секте практиковались ночные гомосексуальные обряды инициации в подражание тайному учению Иисуса, которое было возвещено ночью воскрешенному молодому человеку. 10 3. Валентин и его последователи Гораздо большее влияние на развитие гностического богословия оказал Валентин, основатель секты валентиниан, привлекший многих последователей. Согласно Иринею, Валентин был уроженцем Египта. Впоследствии он перебрался в Рим, где основал большую школу. Его учение распространилось на Западе (140–165). Он утверждал, что узнал его от Феоды (или Февды), ученика апостола Павла 200 . Еще он претендовал на то, что получал откровения от Логоса в видениях. Затем он домогался епископского сана, «пользуясь силой своего ума и красноречия» 201 , но был отвергнут. Вследствие этого Валентин порвал с Церковью и покинул Рим, отправившись, вероятно, на Кипр. Система Валентина – тщательно разработанная теогоническая и космогоническая эпопея. В трех ее действиях описаны творение, грехопадение и искупление; сначала на небесах, а затем на земле. Духовный мир, или плирома, объемлет 30 эонов, образуя последовательность пар (сизигий). Видимый мир обязан своим происхождением падению Софии («премудрости»), чей отпрыск, Демиург, идентифицируется как Бог Ветхого Завета. Люди делятся на три категории: духовных (пневматики, или истинные гностики), тех, кто наделен лишь душой (психики, или заурядные, непросвещенные члены церкви), и остальных, кто только материален (илики) и обречен на вечную погибель. Валентин создал свое учение, основываясь отчасти на своем богатом воображении, отчасти на восточной и греческой мысли (включая элементы пифагорейства), отчасти же и на христианских идеях. Климент Александрийский (Строматы VI. 6, 52) говорит, что Валентин различает то, что написано в «обычных книгах», и то, что «написано в Церкви Божьей». Из этого некоторые сделали вывод, будто Валентин располагал каноном «церковных» книг 202 . Он часто пользовался прологом Евангелия от Иоанна и Посланиями к Колосянам и Ефесянам. Причудливо толкуя их содержание, он приписывал собственное мифологизированное понимание апостольским словам, таким, как «Логос», «Единородный», «истина», «плирома», «эоны», «экклесия». У Иринея были серьезные причины возмущаться, что валентиниане как бы исповедуют ту же веру, что и христиане: «Такие люди по видимости овцы, так как похожи на нас по тому, что они говорят публично, повторяя те же слова, что и мы; внутри же они волки» (Против ересей III. 16, 8). «Хотя они и могут говорить вещи, напоминающие учение верных, они придерживаются таких взглядов, которые не просто отличаются от наших, а совершенно противоположны им, полные кощунства во всем» (там же III. 17, 4) 203 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kanon-n...

В 1874 году отец Валентин был назначен настоятелем храма святых равноапостольных Константина и Елены, который находился у Спасских ворот Кремля. В народе храм получил другое название по чтимому образу Божией Матери «Нечаянная Радость». Из-за того, что по близости жилых домов не было, церковь пустовала, и первое время, батюшка служил практически один. Прошло некоторое время и храм начал наполняться верующими. Отец Валентин доказал, что ревностный священник может привлечь молящихся и в «покинутые», «безприходные» храмы. В 1892 году о. Валентин был определен настоятелем Архангельского собора Московского Кремля, в котором прослужил до 1902 года. В 1902 году о. Валентин, постепенно теряя зрение и возможность совершения Богослужений, выходит за штат. С этого момента даже будучи тяжело больным, он вплоть до своей смерти в 1908 году, принимал всех желающих у себя дома. Похоронен на Ваганьковском кладбище города Москвы, точное местоположение могилы неизвестно. С конца 1990-х годов стоит вопрос о его канонизации. Отдельно стоит остановиться на делах милосердия, которыми изобилует пастырская практика о. Валентина на протяжении всей его жизни. Целые семьи много лет опекались отцом Валентином. Бывали случаи, когда глава семьи терял место на работе, и вся семья оказывалась в тяжелом положении. Отец Валентин не давал погибнуть семье, он шел и просил, чтобы уволенного снова взяли на работу. Когда после смерти кормильца вся семья оставалась без средств к существованию, отец Валентин находил для вдовы подходящий труд. В другом случае, одна женщина осталась после смерти мужа без всяких средств с тремя малолетними детьми. Заботами отца Валентина семья получила покровительство богатых людей, которые выделяли ей денежные средства. Отец Валентин особо покровительствовал осиротевшим детям. Детей, оставшихся без родителей батюшка устраивал в учебные заведения и сам оплачивал их содержание. Учили детей и духовные чада отца Валентина: Такие учителя занимались с детьми бесплатно, готовили их к поступлению в другие учебные заведения. Другие примеры: одна семья после смерти отца осталась в безвыходном положении: больная мать не могла прокормить своих детей. С деятельной помощью о. Валентина одна из дочерей вышла замуж за порядочного человека, другие дочери стали помощницами матери в старости.

http://pravoslavie.ru/56082.html

В 1889 году Войно-Ясенецкие переехали в Киев и обосновались в центре города, на Крещатике. Валентин поступил во Вторую Киевскую гимназию. Правила поведения здесь были так же строги, как и в предыдущей гимназии. Учился Валентин очень хорошо, с увлечением. Особенно любил уроки истории и рисования. Родители серьезно отнеслись к дару мальчика. Поэтому, когда ему исполнилось 13 лет, его отдали в Киевскую художественную школу. Рядом была Киево-Печерская Лавра. Церковная жизнь, бившая здесь ключом, толпы богомольцев со всей России шли на поклонение киевским святыням – все это не могло не оставить след в жизни юного Валентина. «На формирование мировоззрения Валентина в старших классах гимназии заметное влияние оказал старший брат Владимир – студент юридического факультета. В студенческой среде тех лет было сильное увлечение народническими идеями. Хождению в народ интеллигентов-народников способствовали и книги И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого и др. Вместе с братьями Валентин разделили и увлечение этикой Льва Толстого» с. 23.], – пишет В. А. Лисичкин. Увлечение было сильным, Валентин подражал Л. Н. Толстому во всем: «спал на полу на ковре, а летом, уезжая на дачу, косил траву и рожь вместе с крестьянами, не отставая от них». с. 11.] Он написал 30 октября 1897 года письмо Л. Н. Толстому, в котором просил повлиять на свою суровую мать, не одобрявшую его планы стать толстовцем. Валентин просил разрешения у графа приехать в Ясную Поляну и жить под его присмотром. Письмо осталось без ответа. Ответ был дан Господом: в руки юноши попала книжка Л. Толстого «В чем моя вера?», изданная за границей, поскольку в России этот труд был запрещен. Но среди студентов эта книжка ходила по рукам и старшие братья принесли ее домой. Прочтя книгу, Валентин понял, что толстовство есть не что иное, как издевательство над Православием, а Толстой – еретик, безмерно далекий от истины. Духовный мир Валентина трудами родителей и учителей строился, как на прочном камне, на святом Православии. Итак, Валентин успешно оканчивает гимназию, и при вручении аттестата зрелости директор дарит выпускнику Новый Завет. Многие места этой святой книги произвели неизгладимое впечатление на юношу. В мемуарах святитель Лука так вспоминает об этом: «Но ничто не могло сравниться по огромной силе впечатления с тем местом Евангелия, в котором Иисус, указывая ученикам на поля созревшей пшеницы, сказал им: Жатвы много, а делателей мало. Итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою (Мф. 9: 37). У меня буквально дрогнуло сердце, я молча воскликнул: «О, Господи! Неужели у Тебя мало делателей?!» Позже, через много лет, когда Господь призвал меня делателем на ниву Свою, я был уверен, что этот евангельский текст был первым призывом Божиим на служение Ему». с. 13.] В семье хранится эта книга с пометками Валентина, сделанными тогда красным карандашом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Всегда благожелающий протоиерей Валентин Амфитеатров . Москва. 1894 г. 19 Ноябр. VIII Телеграмма. Из Москвы, 27 ноября 1894 г. Курск. Екатерине Михайловне Машкиной. Осмотрительнее обдумайте поездку [.] Серапион утешительно работает [.] Будьте целы как голубь [.] Валентин [.] IX Телеграмма. Из Москвы, 28 ноября 1894 г. Сергиев Пос. Московская Академия. Отцу Серапиону. Поздравляю Вас с именинницей [.] Прошу Передать ей мое приветствие [.] Не знаю адреса [.] Валентин [.] Глава 2 X Телеграмма, из Москвы, 20 декабря 1894 г. Курск. Екатерине Михайловне Машкиной. Бодрым терпением приобретаем радость [.] Напишите свой адрес [.] Валентин [.] XI Телеграмма, из Москвы, 14 декабря 1894 г. Сергиев Пос. Московской губ. Духовная Академия. Иеромонаху Серапиону. Молюсь [,] Да хранит Вас Христос [.] Протоиерей Валентин [.] XII † Москва, 1894 г. 29 Декабря. Досточтимая Екатерина Михайловна! Буду истинно утешен, если моей старческой рукой написанные строчки найдут Вас пред наступлением нового лета Господня. Хотелось мне, чтобы они сказали Вам жизнерадостные упования на милосердие Божие, укрепив Вас в готовности исполнять волю Божию. Спросите: как исполнять? Также, как ангелы на небесах ее исполняют. Они не спрашивают: зачем, для чего, почему? Не ропщут они, но всегда готовы то делать, что Бог велит. Да будут же слова молитвы Господней: «да будет воля Твоя на небеси и на земли» девизом Вашей жизни в наступающий гражданский новый год. Господа ради, удалите всей силой воли, сохранившейся в Вашей душе, от себя уныние! Ободрите себя мыслию, что если утро и день жизни были пасмурны, то вечер ее, по милости Божией, можем провести спокойно: другим – дни, недели, месяцы и годы, а Вам и мне, – впереди утешительной должна быть вечность. Христос с Вами! Всегда благожелающий и благодарный Вам Протоиерей Валентин Амфитеатров . XIII † 1895 г. 30 января. Москва. Достоуважаемая Екатерина Михайловна! Ваши искренние строки прочитал пред св. иконой, дополняя их известными мне чувствованиями Вашими религиозными и нравственными.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

Вот как вспоминает о службах о. Валентина Е. Поселянин: «Отец Валентин все время подпевал своим высоким, почти дискантовым голосом; записки “О здравии” или к панихидам прочитывал, сколько бы их ни было, внимательно, громко, без пропусков. И, конечно, богомольцы этим утешались. Нигде больше я не слыхивал, чтобы на отпустах произносилось столько имен святых, сколько называл о. Валентин. Переименование русских святых он начинал всегда так: “святаго равноапостольнаго просветителя России Великаго Князя Владимира Киевскаго и бабки его святыя равноапостольныя Великия Княгини Российския Ольги”. Помнится, всегда с удовольствием выслушивал я этот длинный список святых имен, и сверкали в мозгу при этих именах светозарные люди, которых этот тепло веровавший человек как бы скликал на помощь. Как при ектениях, так особенно при произнесении молитвы Богоматери, о. Валентин вставлял свои прошения и слова, ни в каких молитвенниках не имеющиеся. Вообще в служении его было много своеобразных черт. Читая на молебне Евангелие, он всегда перекладывал его на головы склонившегося пред Евангелием народа. За великим входом народ толпился на солее, так как о. Валентин всегда прикасался к головам краем потира» 22 . Несмотря на продолжительность богослужения, присутствующие в храме не отягощались скукой и сном, но проникались молитвенным настроем пастыря. То же самое бывало замечено и на богослужениях, совершаемых другими святыми старцами и подвижниками 23 . Казалось бы, служба чрезмерно долгая, но молящиеся, с явной помощью благодати Божией, не устают и не замечают, как проходят часы. Присутствовавшие на службах отца Валентина единогласно свидетельствовали, что его служение было особенно истовым и благодатным, и плоды его молитвенной помощи во всех скорбях и печалях являлись незамедлительно. Привлекали прихожан и мудрые проповеди пастыря. «Как между молебнами и панихидами, так и в особенности по окончании всех их, к о. Валентину подходил народ. У кого умерло единственное дитя, и родители не могли найти себе места от горя. У кого жена злого характера. Там женщина покинута любимым человеком. Парень собирается жениться и просит благословения. Немощи и грехи человеческие, громадный груз разнообразных дел и отношений житейских – все это кипело вокруг этого священника. Искали и в чисто мирских интересах Божия благословения; еще же более того искали удовлетворения жгущей душу жажде духовной. И о. Валентин своим художественно метким языком и ласкающим голосом разговаривал с этим теснившимся к нему людом, подавая советы от сердца и ума, только что просветившегося за Трапезой Господней» 24 .

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

Началась русско-японская война. 30 марта 1904 года Валентин в составе отряда Красного Креста выехал на Дальний Восток. В Чите началась практика молодого хирурга. В 1904 году Валентин женился на сестре милосердия Анне Васильевне Ланской. Вскоре молодые переехали в уездный городок Ардатов, затем перебрались в село Верхний Лубаж. Из соседних губерний приезжали больные к молодому хирургу. Однажды после удачной операции, выполненной Валентином, прозрел молодой нищий. В скором времени исцелённый юноша собрал слепцов со всей округи, многим из них молодой хирург вернул зрение. С 1907 по 1916 год он набирает материал для докторской диссертации. Валентин приезжает в Москву, устраивается на работу в клинике крупного учёного П.И. Дьяконова. В 1915 году в Петрограде вышла первая книга В.Ф. Войно-Ясенецкого «Региональная анестезия», которая принесла молодому врачу известность в научных кругах. В 1916 году, успешно защитив свою монографию «Региональная анестезия», как диссертацию, он получает степень доктора медицины. В Переславле-Залесском Валентин выполняет сложнейшие операции, в том числе на сердце и мозге. Не смотря на занятость, Валентин в воскресные и праздничные дни посещает церковь . Однажды, составляя план будущей книги «Очерки гнойной хирургии», Валентин вдруг подумал, что «когда эта книга будет написана, на ней будет стоять имя Епископа». По промыслу Божиему жизнь Валентина сложилась таким образом, что в феврале 1922 года, после смерти жены, по благословению епископа Ташкентского и Туркестанского Иннокентия он принял сан диакона, а через неделю уже был рукоположен в сан священника. В 1923 году ссыльный епископ Уфимский Андрей тайно постриг отца Валентина в монашество, дав ему, новое имя – Лука, в честь евангелиста и апостола Луки, который по преданию был иконописцем и врачом. На съезде туркестанское духовенство, зная высокую духовную жизнь Войно-Ясенецкого, избрало его на Ташкентскую Архиерейскую кафедру. 31 мая 1923 года под Самаркандом два ссыльных Архиерея совершают над ним архиерейскую хиротонию.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

С юных лет Миша на память знал всю церковную службу, Господь наделил его многими талантами. Он хорошо пел, рисовал, шил, разбирался в технике. Он не чуждался своих сверстников. С трех лет прислуживал отцу в алтаре. Как только позволил возраст, Миша был поставлен в иподьяконы. В тот день выдалась жаркая погода, и после службы молодежь поспешила искупаться в озере, покататься на лодках. Как произошла трагедия - никто не видел. Мишино тело обнаружили только вечером того дня. Отпевал сына о. Валентин в Камновском храме, у стен которого Миша похоронен. До весны 1983 года отец Валентин служил в церкви Иоанна Предтечи в Порхове. Указом митрополита Псковского и Порховского Иоанна от 19 марта 1983 года протоиерей Валентин освобожден от служения в церкви Иоанна Предтечи и по просьбе прихожан назначен настоятелем церкви Рождества Богородицы посёлка Изборск Печорского района. Отца Валентина всегда отличали строгость в выполнении требований Устава, истовое и благоговейное богослужение. Проповеди его были направлены на смирение, исправление жизни. Сам он был удивительно неприхотлив в быту. Спустя годы члены церковного совета обратились к владыке с просьбой наградить отца Валентина Мордасова митрой. Владыка не отказал, и протоиерей Валентин Мордасов получил заслуженную награду. С конца 1984 и до начала 1986 года о. Валентин исполнял обязанности настоятеля церкви Рождества Христова в селе Бельское Порховского района. Постепенно церковь была приведена в порядок, но остаться служить здесь о. Валентину было не суждено. Указом митрополита Иоанна от 3 февраля 1986 года о. Валентин переведен настоятелем храма Святого великомученика и Победоносца Георгия в деревню Камно. Сюда к отцу Валентину за духовным советом, словом утешения и помощью ехали люди из многих городов и сёл России, из республик бывшего СССР. По глубине духовной мудрости, по высоте его благочестия, смирения, любви к людям, по силе молитвы он стал старцем для верующих. Долгое время батюшка духовно окормлял несколько крупных Московских православных издательств.

http://sobory.ru/article/?object=00275

В годы Великой Отечественной войны служили священники Петр Васильевич Птицын и Александр Феодорович (Федорович) Федоров, псаломщицей - Татьяна Ястремская. В 1942 году иконописной мастерской Псковской Православной миссии в церкви заново расписан иконостас. В Георгиевской церкви в 1986-1998 годах служил протоиерей Валентин Мордасов. Он родился 10 марта 1930 года в деревне Хмелевка Оленинского района Тверской области. Детские и юношеские годы будущего пастыря прошли в Ленинграде. Отец, Анатолий Сергеевич Мордасов, работал мастером на Кировском заводе, мама, Надежда Ивановна, была медицинским работником. Родители были чужды религиозности и не могли преподать сыну какие-либо знания о духовной жизни. Возможно, временем его духовного пробуждения стала Великая Отечественная война. После окончания в 1947 году неполной средней школы по настоянию родителей Валентин поступил в Машиностроительный техникум, который окончил в 1950 году, получив специальность киномеханика. Какое-то время после окончания техникума он работал по специальности, потом поступил в Духовную семинарию. В годы учебы Валентин Мордасов встречался со старцем Серафимом Вырицким. В поисках духовного совета и наставления семинарист Валентин приезжал в Псково-Печерский монастырь к старцу Симеону (Желнину). Иеросхимонах Симеон до самой своей кончины оставался духовником отца Валентина. Бывал он и у старца Иоанна Максимова, служившего тогда в Камно. Этот батюшка в 1953 году благословил его брак. «Выбирай себе невесту», - сказал о. Иоанн, указав на певчих. Так отец Валентин познакомился с будущей матушкой Александрой Павловной Васильевой, уроженкой деревни Чернецово Псковского района. Вернувшись в семинарию, Валентин 1 августа 1953 года подал прошение на имя митрополита Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова) с просьбой благословить его на принятие сана иерея в погосте Лосицы Псковской области с продолжением обучения в семинарии заочно. 7 августа 1953 года настоятель Георгиевской церкви погоста Камно протоиерей Иоанн Максимов совершил венчание Валентина Анатольевича Мордасова и Александры Павловны Васильевой.

http://sobory.ru/article/?object=00275

Содержание О протоиерее Валентине Николаевиче Амфитеатрове Предисловие Проповеди за 1892 год Проповеди за 1893 год Проповеди за 1894 год Проповеди разных лет     О протоиерее Валентине Николаевиче Амфитеатрове Валентин Николаевич Амфитеатров родился 1 сентября (по старому стилю) 1836 года в селе Высоком Орловской губернии. Он происходил из известного священнического рода, давшего русской Церкви таких видных иерархов, как митрополит Киевский Филарет и архиепископ Казанский Антоний. В 1860 году после окончания семинарии и академии Валентин Амфитеатров был рукоположен в иерея и получил свое первое назначение на приход в калужский Благовещенский храм, но прослужил там недолго: вскоре – уже в сане протоиерея – его перевели в собор города Лихвина Калужской губернии. Он был смотрителем духовного училища в Мещевске, потом – настоятелем храма Поливановской учительской семинарии в Подмосковье, а с 1874 года – настоятелем Константино-Еленинской церкви, неподалеку от Спасских ворот Кремля. Последние десятилетия прошлого века были временем духовного упадка. Великолепные московские храмы по большей части пустовали, но в храме во имя Святых Константина и Елены, а потом в кремлевском Архангельском соборе, куда был назначен настоятелем в начале девяностых годов отец Валентин, всегда было людно – к выдающемуся проповеднику и духовнику шли со всей Москвы. Е. Поселянин писал: «У подошвы Кремлевского холма, со стороны Москвы-реки, у древней стены, окружающей Кремль, стоят два храма. Темно там, сыровато по этой широкой дороге, отененной всегда стеной и холмом, и храмы были малопосещаемы. О. Валентин доказал, что ревностный священник может привлечь молящихся и в покинутые, бесприходные храмы. Даже по будням в его храме бывало тесновато. Народ стекался к нему не только чтобы помолиться, но и чтоб открыть ему душу, излить накопившееся горе, спросить совета... Немощи и грехи человеческие, громадный груз разнообразных дел и отношений житейских – все это кипело вокруг этого священника. Искали и в чисто мирских интересах Божия благословения, еще же более того искали удовлетворения жгущей душу жажде духовной. И о. Валентин своим художественно метким языком и ласкающим голосом разговаривал с этим теснившимся к нему людом, подавая советы от сердца и ума, только что просветившегося за трапезой Господней...

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

Вскоре после рукоположения о. Валентин принял участие в гражданской войне, будучи священником в Белой армии. Под непосредственным влиянием военных впечатлений он издает в Ростове в 1919 г. брошюры «Общее положение России и задачи Добровольческой армии» и «Война и Церковь », где призывает к сопротивлению злу большевизма силой 4 . После окончания гражданской войны он не эмигрировал, а остался в России и в 1920 году приехал в Москву. Вначале он выступал как проповедник по разным храмам, часто сослужа Святейшему Патриарху Тихону, которого очень любил и уважал. В. П. Свенцицкий считал, что Святейший Патриарх Тихон необыкновенно верно .и правильно ведет церковный корабль в сложнейших и труднейших условиях окружающей жизни того времени. «Пока он существует, за Церковь , до известной степени, можно быть спокойными. Может быть, были и есть патриархи эрудированней и внешне как бы талантливее Святейшего Патриарха, но он какой-то благодатный, тихий и очень мудрый», – говорил о. Валентин. После проповеди в Крествоздвиженском монастыре, где о. Валентин утверждал, что деятельность обновленцев направляется органами ЧК, он подвергается аресту и ссылке в Педжикент в Среднюю Азию. В Педжикентской ссылке он пишет работу «Тайные поучения о нашем спасении» (о молитве Иисусовой) – адресованный духовным чадам труд о молитвенном делании и преодолении многочисленных искушений на этом пути. Вернувшись в 1925 году из первой ссылки, отец Валентин стал служить в храме священномученика Панкратия в переулке на Сретенке и вести регулярные беседы с прихожанами по вопросам веры, церковной жизни. Священного Писания . Его духовные дети записывали эти беседы и распространяли их среди верующих. Таким образом составилось «Полное собрание сочинений протоиерея Валентина Свенцицкого » из 9-ти томов, которое распространялось в церковном самиздате и передавалось верующими из рук в руки. В Великий пост 1926 года отец Валентин прочитал в храме св. Панкратия свой труд – «Шесть чтений о Таинстве покаяния в его истории», направленный против начинавшей тогда широко распространяться общей исповеди.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010