Св. князь Борис делал все необходимое для роста и укрепления Болгарской Церкви. Большую роль в становлении Православия в Болгарии сыграли ученики святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, изгнанные из Моравии латинскими миссионерами. Среди них можно отметить святых Климента, Наума, Горазда и других. Прибыв в Болгарию, они встретили здесь радушный прием со стороны князя Бориса и под его покровительством смогли развить широкую благовестническую деятельность. Начался славный период в истории славянской письменности, который с не меньшим успехом продолжался и во время правления сына св. Бориса — Симеона (893–927), покровителя богословия и литературы. Очевидно, именно в Болгарии и рождается окончательный вариант славянской азбуки — кириллица. По личному указанию князя Симеона был составлен сборник «Златоструй», в который вошли переводы творений святителя Иоанна Златоуста. 8.1.2. Установление автокефалии. Охридская архиепископия и Тырновский Патриархат В Х в. Церковь сыграла значительную роль в возвышении могущества Болгарской державы. Она способствовала консолидации государственных правителей и поднятию их авторитета, стремилась объединить болгар как нацию. Внутренняя крепость болгарской страны дала возможность князю Симеону значительно расширить пределы своих владений и объявить себя «царем болгар и ромеев». В 919 г. Церковный собор в Преславе объявил Болгарию самостоятельной в церковном отношении (автокефальной) и возвел ее в ранг Патриархата, однако Константинополь признал эти деяния только в 927 г. при царе Петре, заключившем с Византией мирный договор. Глава Болгарской Церкви — архиепископ Доростольский Дамиан — был признан Патриархом. Позднее в Константинополе не слишком были расположены признавать титул Патриарха за преемниками Дамиана, особенно после того, как восточная Болгария была покорена византийским императором Иоанном Цимисхием в 971 г. Однако Болгарская Патриархия продолжала существовать. Первоначально патриарший престол находился в Доростоле, после покорения части Болгарии кафедра была перенесена в Триадицу (ныне София), затем в Преспу, и, наконец, в Охриду — столицу западноболгарского царства, во главе которого стоял царь Самуил (976-1014).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2275...

Ректор семинарии Г. Кандиларов (кандидат Киевской Академии, вып. 1884 г.), преподаватели: архимандрит Иоанникий, иеродиакон Протасий, Самарджиев, Ихчиев, Дорев, Тилков, —106— Зафиров, Бочваров и учитель музыки Камили. Экзамены выдержаны всеми удовлетворительно, и за исключением одного больного ученика все переведены в соответствующие высшие классы 118 (с 1898–99 г. открыть и шестой класс). 8 сентября состоялось в Константинополе торжество освящения церкви св. Стефана. В сем торжестве приняло участие высшее духовенство болгарского княжества и Македонии. Освящение и литургию совершал экзарх болгарский Иосиф I в сослужении митрополитов: доростольского и червенского Григория, варненско-преславского Симеона, врачанского Константина, пелагонийского Григория, сливенского Гервасия, старо-загорского Мефодия, велесского Авксентия, неврокопского Илариона, управляющего ловчанскою епархией Максима, нескольких архимандритов и иеродиаконов. Пел нарочито прибывший из Софии митрополичий хор. На торжество прибыло большое число представителей из Болгарии, Македонии и Румелии. Была масса народа и представителей всех правительственных учреждений и частных корпораций болгарского княжества. За литургией болгарский экзарх произнес краткое поучение, которое мы передадим полностью в русском переводе, как перл церковного красноречия и как прекрасно выясняющее смысл и значение болгарского церковного торжества. «Благочестивые христиане!» – говорил болгарский экзарх. «С правом вы ждете ныне поучения. Но какое поучение можно сказать на нынешнем церковном торжестве, которое собрало нас в пространной оттоманской столице? Самое назидательное поучение, которое можно и должно предложить ныне всем благочестивым болгарам есть воспоминание о недавнем прошлом, увековеченном в сем великолепном храме, который мы освятили с благоговейными молитвами и превыспренними возгласами к престолу Царя царей. Вспомните о сем минувшем, вспомните о тех тружениках, которые тогда действовали, и когда вы вникнете в жизнь и дела их, найдете там благочестие, родолюбие, доблесть и самоотвержение.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Помимо этого нек-рые зап. и вост. Мартирологи содержат под 8 или 9 июня память мучеников Никандра и Маркиана, пострадавших при имп. Максимиане Галерии (293-311) в г. Томы (Кюстендже, ныне Констанца, Румыния, рим. пров. Мёзия). В этом случае также очень высока вероятность того, что это и есть Н. и М. Однако И. Делеэ и болландисты полагали, что память Никандра и Маркиана, мучеников Томских,- это ошибочное упоминание памяти дружины Маркиана, Никандра и др. мучеников Египетских (пам. 5 июня). Т. о., по версии Делеэ, не существовало 2 групп мучеников, а в г. Томы пострадали именно Маркиан, Никандр и других 10 мучеников; позже в сказании о них появилась информация о Египте, т. о. они выделились в отдельную дружину с другим днем памяти. Эта версия подкрепляется тем, что в древнем Сирийском Мартирологе (411) память мучеников Томских указана под 5 июня, т. е. под тем днем, под каким в более поздних Синаксарях и Мартирологах стоит память 10 мучеников Египетских. Однако разные обстоятельства казни этих 2 групп мучеников, а также самостоятельные Мученичества именно Н. и М. Доростольских не позволяют безоговорочно принять аргументы Делеэ. П. Франки де Кавальери, посвятивший неск. статей исследованию 2 дружин, в которых фигурируют имена Никандр и Маркиан, считает, что это разные группы святых. В славянские стишные Прологи и в ВМЧ, а также в календарь РПЦ память Н. и М. не включена. Ист.: SynCP. Col. 739; PG. 117. Col. 489 [Менологий Василия II]; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 5. Σ. 193-194. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 215-216; Delehaye H. Saints de Thrace et de Mésie//AnBoll. 1912. Vol. 31. P. 268-272; idem. Les Martyrs d " Egypte//Ibid. 1922. Vol. 40. P. 54-60, 87, 89, 120-124; Franchi de " Cavalieri P. Osservazioni sopra alcuni atti di Martiri da Settimio Severo a Massimo daza//NBAC. 1904. Anno 10. P. 20-27; idem. I santi Marciano e Nicandro d " Egitto e gli omonimi di Mesia// Idem. Note agiografiche. R., 1912. T 4. P. 141-157. (ST; 24); Sauget J.-M. Marciano, Nicandro, Apollonio//BiblSS. Vol. 8. Col. 696-699; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 351; Синаксарь: Жития святых Правосл. Церкви/Авт.-сост.: иером. Макарий Симонопетрский. М., 2011. Т. 5. С. 514.

http://pravenc.ru/text/2565288.html

Эпоха отступления ( 2Сол. 2:3 ), под знаком которой находится православный мир, не минула и Болгарскую Православную Церковь . Если Патриарх Максим в решительные моменты отстаивает Болгарскую Православную Церковь и Православие в ней, этого нельзя сказать о св. Синоде и о его двуличной лицемерной политике. Множатся факты ужасающих противоканонических действий болгарских Архиереев, как посещений еврейской синагоги Митрополитом Дометианом Видинским, Неофитом Доростоло-Червенским (Русенским), Галактионом Старо-Загорским, Епископом Иларионом (ныне Митрополит Доростольский); принятие подарков от еврейских раввинов (Митрополит Галактион в качестве предстоятеля храма св. Ал. Невского); присутствия на католических мессах (Митрополит Неофит Доростоло-Червенский в Русе; Митрополит Арсений Пловдивский с Епископом Евлогием на мессе римского папы в Пловдиве); принятие подарков от еретиков – римский папа во время своего визита в Болгарию отвалил целую церковь в Риме, храм св. Викентия и Анастасия в дар Болгарской Православной Церкви и св. Синод принял этот змеиный дар (19.XI.2002 г.). 25 мая 2003 г. в этом же католическом храме св. Викентия и Анастасия в Риме в присутствии и при «молитвенном участии» католических иерархов болгарские архиереи – Каллиник Врачанский, Кирилл Варненский, Галактион Старо-Загорский и Гавриил Ловчанский совершили литургию. Некоторые «Архиереи» нагло демонстрируют свою принадлежность к масонству («епископ» Павел из «покаявшихся» раскольников). Причастность и связь высшего клира Болгарской Православной Церкви с масонством уже и не скрывается – из-за того, что масоны развязали свои мошны и дают Архиереям деньги. Стало быть, наши Архиереи служат не Богу, а Мамоне. Масонам предоставляются православные храмы и монастыри для совершения их действ по поводу убийства масона Илии Павлова – кафедральный собор Софийского Митрополита и Патриарха Болгарского св. Недели в Софии, монастырь св. Николая в гор. Арбанаси, близ Велико Терново, храм св. Ал. Невского (13 и 14 марта и 7 декабря 2003 r.). В Бачковском монастыре совершаются болгарскими Архиереями с еврейскими раввинами совместные «панихиды» за упокоение душ (!) Экзарха Стефана и Патриарха Кирилла. Высший клир буквально убивает Болгарскую Православную Церковь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

вв.). Св. свщмуч. Александр Епископ, св. муч. Ираклий воин и св. мученицы Анна, Елисавета, Феодотия и Гликерия в гор. Адрианополе Фракийском. г. Свв. свщмуч. Епископ Филипп, Север пресвитер и св. муч. Ерм Адрианопольские Фракийские. (IV в.). Свв. свщмуч. Север пресвитер и муч. Дорофей Адрианопольские Фракийские. г. Свв. два мученика во Фракии, раздавленные между двумя камнями. г. Св. вмуч. Димитрий Фессалоникский и св. муч. Лупп в Фессалониках (Солунь). вв.). Св. муч. Димитрий в гор. Сирмиуме (Срем). г. Св. муч. Нестор Фессалоникский. 30.X/12.XI вв.). Св. муч. Феохарис Дакийский. 31.X/13.XI, а так же и 4/17.I (I в.) Св. свщмученик Амплий, Епископ Одессоский (Варна). (I в.). Св. ап. из 70-и Апеллий (Апеллес), Епископ Ираклии (Гераклеи) Фракийской. 6/19.XI вв.). Свв. мученики Евстазий и Евсевий Адрианопольские. 7/20. XI вв.) Св. муч. Авкт, Таврион и Фессалоникия, позднее и св. муч. Александр в Амфиполисе в Македонии, близ Фессалоник. 10/23.XI (середина IV в.). Св. свт. и исп. Епископ Мартиан в изгнании во Фракии, сосланный арианами. г. Свт. Мартин, Епископ Фракийский. 13/26.XI (IV в.). Свв. свщмуч. Идист пресвитер, Едикт и еще три мученика во Фракии, в гор. Перинфе на берегу Мраморного моря. 13/26.XI вв.). Свв. мученики Едикт, Евтиций, Феликс, Гермоген и Аггест во Фракии. 14/27.XI (IV в.). Свв. священномученики Феодот и Димитрий пресвитеры и свв. мученики Клементин, Феодот, Филомен и мн. др., и еще Ираклий, Марциал и Донат в гор. Перинфе, Гераклее (или Ираклии) во Фракии у Мраморного моря. 18/31.XI вв.). Свв. мученики Ерм и Таксий в гор. Аксиополисе на правом берегу р. Дуная в Малой Скифии (Добруджа). или Свв. мученикиДасий (Узий) и Дионисий Доростольские. вв.). Св. мученица Васса и свв. мученики Дионисий, Орион и Дассий в Гераклее Фракийской. 28.XI/10.XII.361 г. Свв. свщмученики, преподобномученики и мученики Тивериопольские (Струмицкие) – Тимофей и Феодор Епископы, Петр, Иоанн, Сергий, Феодор и Никифор иереи, Василий и Фома диаконы, Иерофей, Даниил, Харитон, Сократ, Комасий и Евсевий монахи и муч. Етимасий.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОСИФЕЙ (Стойчев Димитр; 8.01.1837, София - 14.06.1907, Самоков), митр. Самоковский Болгарской Православной Церкви. Начальное образование получил в Софии у даскала Захария Крушева. В 1852-1853 гг. учитель в г. Берковица. В 1853 г. уехал в Стамбул. С сент. 1855 по 1862 г. в богословской школе на о-ве Халки учился вместе с буд. Доростольско-Червенским митр. Григорием (Немцовым) и митр. Варненским и Преславским Симеоном (Попниколовым) . 27 марта 1863 г. в Стамбуле, в храме св. Георгия, патриархом К-польским Иоакимом II пострижен в монашество, на следующий день рукоположен во диакона и назначен помощником главного секретаря К-польской Патриархии. 30 нояб. 1870 г. К-польским патриархом Горигорием VI рукоположен во иерея, возведен в сан архимандрита и назначен главным секретарем Патриархии. 1 мая 1872 г. отказался от должности и перешел в Болгарский Экзархат. 25 мая того же года в храме св. Стефана в Стамбуле хиротонисан во епископа и назначен на кафедру Самоковской митрополии - это была 1-я хиротония епископа болг. происхождения, к-рую совершили болг. архиереи экзарх Болгарский Анфим I (Чалыков) , еп. Макариопольский Иларион, митр. Пловдивский Панарет и Кюстендилский Иларион. Управляя митрополией, Д. противодействовал протестантской пропаганде, в 1874 г. стал инициатором строительства здания для богословского уч-ща (открыто в 1876). В 1875-1878 гг. постоянный член Свящ. Синода Болгарского Экзархата в К-поле. В 1876-1877 гг. временно управлял Софийской митрополией. Основное внимание уделял церковным делам, воздерживался от конфликтов со светскими властями и от церковно-гос. споров, возникших в 1878 г. В 1879 г. представитель в Учредительном народном собрании. В 1883-1891 гг. управлял Пловдивской митрополией. С 1889 г. член Свящ. Синода, в 1892-1902 гг. председатель Свящ. Синода. В кон. 1902 г. ушел на покой, проживал в Самокове. Похоронен в храме во имя свт. Николая в Самокове. 13 дек. 1907 г. Самоковская митрополия была упразднена, ее церкви вошли в юрисдикцию Софийской митрополии. Лит.: Църковен вестник. София, 1908. 3. С. 34-35; Цанков С., прот. Българската правосл. Църква от освобождението до настояще време. София, 1939. С. 43-44; Цацов Б. Архиереите на Българската правосл. Църква. София, 2003. С. 140-141. С. Илчевски Рубрики: Ключевые слова: АНДРЕЙ (Петков), митр. Нью-Йоркский Болгарской Православной Церкви - см. Американо-Австралийская епархия Болгарской Православной Церкви (1893-1978) БОРИС (Георгиев Константин; 1875 - 1938), митр. Охридский Болгарского Экзархата Болгарской Православной Церкви БОРИС (Разумов Вангел Симов; 1888 - 1948), митр. Неврокопский Болгарского Экзархата Болгарской Православной Церкви

http://pravenc.ru/text/180345.html

Мон-рь Тополница в коммуне Извору-Бырзий основан в XVI в. при ц. арх. Михаила (кон. XIV в.). Совр. ц. Усекновения главы св. Иоанна Предтечи (1646, расписана в 1673). После 1864 г. мон-рь опустел. В 1912 г. реставрирован, в 1930 г. возрожден. Жен. мон-рь Стрехая в одноименном городе (1645) с Троицкой ц. В 1673-1689 гг. епархиальный центр Стрехайской епископии. Ремонтные работы велись в 1693 и 1826 гг. (расписана церковь). Закрыт в 1864 г., в 1962-1969 гг. комплекс отреставрирован, возрожден в 1989 г. Жен. мон-рь Чернеци в с. Симиан в коммуне Чернеци (1658/59-1662) с Троицкой ц. (расписана в 1827), первоначально мужской. Перестроен в 1784-1794 гг. В 1837 г. закрыт. Возрожден 5 июля 2005 г. как женский. Жен. мон-рь Мракония в коммуне Дубова (по традиции, до 1453; по мнению некоторых ученых - в 1523), первоначально мужской. К 1665 г. перестроен, поновлены росписи. Сожжен и разграблен турками 15 авг. 1682 г., частично восстановлен. В 1715 г., в ночь на день памяти вмч. Георгия, разграблен татарами, вся братия, кроме одного монаха, убита. Разрушен между 1738 и 1778 гг. Возрожден в 1935 г., 12 сент. 1967 г. закрыт, все здания снесены. В 1993 г. заложена новая Архангельская ц. (расписана в 2012, освящена 18 авг. 2013), мон-рь открыт как женский (1995). Среди новых обителей епископии - жен. мон-рь св. Анны в г. Оршова (1936-1939; возрожден в 1990, освящен 2 дек.), посвященный памяти павшим в первой мировой войне, с ц. св. Анны (1936-1939); жен. мон-рь Годяну в одноименной коммуне (29 сент. 2008) с ц. ап. Иоанна Богослова (с 2009) и муж. мон-рь Жьяна в коммуне Пэтулеле (28 мая 2008) с ц. мч. Иулия Доростольского. Слатинская и Романацская епископия Церковь Св. Троицы мон-ря Стрехая. 1645 г. Фотография. 2017 г. Фото: Budelek Церковь Св. Троицы мон-ря Стрехая. 1645 г. Фотография. 2017 г. Фото: Budelek Слатинская и Романацская епископия с кафедрой в г. Слатина (25 марта 2008). Каноническая территория охватывает жудец Олт и разделена на 4 благочиния: 1-е Слатинское (96 приходов, 37 приписных приходов, 5 мон-рей), 2-е Слатинское (96 приходов, 21 приписной), Каракалское (102 прихода, 7 приписных, 1 мон-рь) и Корабийское (63 прихода, 2 приписных). Покровителем епископии считается мч. Константин Брынковяну. Епископия издает ежегодник «Episcopia Slatinei i Romanailor» (с 2008). Правящий архиерей - еп. Севастиан (Пашкану; род. 5 нояб. 1966). Кафедра - собор в честь Вознесения Господня (2007; продолжаются отделочные работы, в клире 7 священников).

http://pravenc.ru/text/2578355.html

Клирики и миряне не согласны с результатами выборов в Болгарской Православной Церкви 21 ноября, 2013. Новостная служба Результаты выборов породили недовольство среди клириков и мирян епархии, считающих, что до голосования часть избирателей была подкуплена. Болгарские СМИ публиковали различные, противоречащие друг другу сообщения о факте самоотвода епископа Игнатия. Фото: wikipedia.org 21 ноября. ПРАВМИР. Избраны два кандидата на Варненскую митрополию Болгарской Православной Церкви, сообщает Седмица.ru . Это епископ Агатонийский Борис (Добрев) и епископ Проватский Игнатий (Карагьезов). Епархиальные выборы состоялись в Варне, тайно проголосовали 30 избирателей от 5 духовных околий. За епископа Бориса отдали голоса 17 человек, за епископа Игнатия – 16. Результаты выборов породили недовольство среди клириков и мирян епархии, считающих, что до голосования часть избирателей была подкуплена. Болгарские СМИ публиковали различные, противоречащие друг другу сообщения о факте самоотвода епископа Игнатия. Митрополит Доростольский Амвросий отказался комментировать ситуацию в епархии, однако поделился мнением, что выборы прошли согласно Уставу БПЦ, и что погибший 9 июля этого года митрополит Варненский и Великопреславский Кирилл, который «сейчас смотрит на всех из Царствия Небесного, не допустил бы, чтобы на Варненскую кафедру пришел недостойный человек». Епископ Проватский Игнатий родился в 1972 г. в Сливене. Окончил строительный техникум, потом Православный факультет университета в Велико-Тырнове. В 1998 г. пострижен в монашество, в 1999 г. назначен протосинкелом Сливенской митрополии, в 2001 г. возведен в сан архимандрита. В 2004-2010 г. — настоятель подворья БПЦ в Москве. 6 апреля 2008 г. хиротонисан во епископа. С 2010 г. викарий Сливенского митрополита. Епископ Агатонийский Борис родился в 1953 г. в Русе, окончил Софийскую Духовную академию. В 1989 г. пострижен в монашество. Также был настоятелем подворья БПЦ в Москве, с 2001 г. главный секретарь Синода, с 2003 г. — настоятель Бачковского монастыря. В 2008 г. хиротонисан во епископа Агатонийского.

http://pravmir.ru/obyavleny-kandidaty-na...

«Сколько при исповеди требовалось от пастыря трудов и усилий, чтобы умягчить душу грешника, довести ее до сознания своей греховности и возбудить стремление к добродетельной жизни! Глубоко вкоренившиеся страсти, пороки, распущенность, жестокость, гордость, лихоимство – эти ужасные корни приходилось вырывать со страшным трудом. Израненная пороками душа мало-помалу начинала освобождаться от них, излечиваться от мучительных ран. Проникнутая доселе гордостью и высокомерием, она начинала понимать небесную красоту смирения и послушания; человек, раньше работавший греху, теперь становился усердным рабом Христовым» 36 . Искренно кающимся батюшка порой говорил: «Я ваши грехи на себя приму». Вот что рассказывал певчий хора Архангельского собора (куда был позже переведен отец Валентин) своему внуку Серафиму Ивановичу Лисицыну: «Во время Причащения Святых Таин батюшка Валентин причащал не всех, а некоторым говорил: “Потом, потом, потом...”, – и посылал встать возле певчих. Люди недоумевали, но шли, так набиралось несколько человек. Отец Валентин потом подходил к ним и каждому говорил, что не мог причастить его, потому что тот забыл покаяться на исповеди, которую вел другой священник, в таком-то грехе. А греху этому много лет, и причастник давно забыл о нем. Человек вспоминал – да, действительно, был такой грех , и каялся в нем. После этого отец Валентин причащал его Святых Таин». Отец Валентин обличал грехи и в простых беседах. Рассказывали и многое другое о его прозорливости и высоких духовных состояниях, которых, как можно предполагать, удостаивался батюшка. Вспоминают, что во время служения пастырь порой, будучи в духовном созерцании, говорил: «Вот, сейчас здесь стоят все наши умершие. Давайте все вместе молиться, чтобы помочь им». Таинство Святого Приобщения отец Валентин преподавал и страждущим, как первейшее врачевство, и часто безнадежные больные поправлялись с помощью небесного лекарства. Врач и утешитель «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих! Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше» ( 2Кор. 1:4–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

   Искренно кающимся батюшка порой говорил: «Я ваши грехи на себя приму».    Вот что рассказывал певчий хора Архангельского собора (куда был позже переведен отец Валентин) своему внуку Серафиму Ивановичу Лисицыну: «Во время Причащения Святых Таин батюшка Валентин причащал не всех, а некоторым говорил: “Потом, потом, потом...”, — и посылал встать возле певчих. Люди недоумевали, но шли, так набиралось несколько человек. Отец Валентин потом подходил к ним и каждому говорил, что не мог причастить его, потому что тот забыл покаяться на исповеди, которую вел другой священник, в таком-то грехе. А греху этому много лет, и причастник давно забыл о нем. Человек вспоминал — да, действительно, был такой грех, и каялся в нем. После этого отец Валентин причащал его Святых Таин».    Отец Валентин обличал грехи и в простых беседах. Рассказывали и многое другое о его прозорливости и высоких духовных состояниях, которых, как можно предполагать, удостаивался батюшка. Вспоминают, что во время служения пастырь порой, будучи в духовном созерцании, говорил: «Вот, сейчас здесь стоят все наши умершие. Давайте все вместе молиться, чтобы помочь им».    Таинство Святого Приобщения отец Валентин преподавал и страждущим, как первейшее врачевство, и часто безнадежные больные поправлялись с помощью небесного лекарства. Врач и утешитель    «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих! Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше» (2 Кор. 1:4-5).    Как происходило общение о. Валентина с его паствой?    После богослужения, и даже еще только проходя к алтарю перед службой, батюшка выслушивал множество обращавшихся к нему людей: ищущих духовного совета, скорбящих, больных, нищих, потерявших пропитание или жилье.    Новомученица Анна так описывает обычное начало труженического дня батюшки:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4033...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010