С 19-го мая 1900 г. в самоковском богословском училище происходили выпускные экзамены в присутствии представителя от Св. Синода высокопреосвященного Максима, бывшего скопийского митрополита и управляющего ловченской епархией. На испытания зрелости явились 73 воспитанника, из них 70 выдержали с успехом устные и письменные экзамены. Всего в 1899–1900 учебном году в самоковском богословском училище было 215 учеников: в I классе 40, во II – 60, в III – 39 и в IV – 76. Ученики первых трёх классов все, за исключением одного, перешли в соответствующие высшие классы. 198 19 июня состоялся годичный акт в зале семинарии. На акте роз- —318— даны аттестаты ученикам, окончившим полный семинарский курс и годичные свидетельства прочим воспитанникам. Вместе с аттестатами высокопреосвященный Максим раздал окончившим воспитанникам от имени Св. Синода награды книгами. – На приёмные экзамены, начавшиеся 25 августа 1900 г., явилось свыше 120 человек. Конкурсный элемент был письменный и устный: письменный по болгарскому языку, священной истории, арифметике и чистописанию, устный – из катехизиса. Поступающие должны иметь не свыше 18 лет. Выдержали экзамены в 1 класс 80, из них 30 с наилучшими успехами приняты стипендиатами: 1 из виддинской епархии, по 4 из вратчанской, ловченской и старозагорской, по 3 из самоковской и софийской, по 2 из пловдивской, доростольско-червенской и сливенской и 5 из терновской. Кроме того, на остальных трёх курсах пользовались стипендиями 12 воспитанников из терновской епархии, 11 из софийской, 18 из пловдивской, 6 из виддинской, 8 из вратчанской, 10 из старозагорской, 8 из сливенской, 11 из ловченской, 5 из доростольско-червенской, 6 из варенской и 9 из самоковской. Стипендиаты дают обязательство, что поступят в духовное звание по достижении определённого законом возраста, иначе обязаны возвратить истраченную на них сумму (по 480 левов за каждый год). Все воспитанники носят однообразную священническую одежду. 199 К сожалению, однако, едва только 10% из окончивших курс богословского училища или семинарии принимают священный сан. Отчего зависит это прискорбное явление? на это вопрос отвечают различно. Одни указывают, как на причину, на необязательность священнического положения, другие на презрительное отношение общества к священникам, третьи – на трудность священнического служения, четвёртые – на незнание кандидатами священства церковного устава и пения, пятые – на нежелание семинаристов надеть священническую рясу. 200 Каковы бы

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—102— ект устава общества. «Надеемся – говорит «Църк. Вестник» – что почтенная мысль эта достигнет своего осуществления, разовьётся и окрепнет под постоянными заботами церкви так же, как и просвещение Болгарии началось по её инициативе и, благодаря её непрестанным материнским заботам и её нравственной поддержке, возродило благочестивый болгарский народ» 27 . В связи с этим отметим определения Св. Синода об учреждении при митрополиях ризниц или хранилищ древностей церковных и об украшении синодальной палаты портретами болгарских иерархов. При болгарских церквах и монастырях много встречается старинных рукописей богослужебных и других книг, а также сосудов и древностей, имеющих историческое и художественное значение для христианской археологии вообще и болгарской в частности. В заботах о сохранении таких ценных древностей, Св. Синод ещё в 1896 г. окружным посланием побуждал епархиальные власти внимательно осмотреть церковные и монастырские библиотеки в вверенных им епархиях, и сколько найдётся старинных рукописных книг, отправлять их при описи в синодальную библиотеку на хранение. В начале 1900 г. Св. Синод новым циркуляром разрешил первое своё распоряжение, предлагая высокопреосвященным митрополитам наблюдать и сообщать, где и какие старинные церковные сосуды и другие вещи имеются по церквам вверенных им епархий и какие из старых вещей могут быть изъяты из употребления и заменены новыми. Изъятые из употребления вещи должны быть хранимы при митрополии, а именной список их должен быть посылаем в Св. Синод. Относительно собирания и хранения этих древностей выработаны нарочитые правила. Что касается до украшения синодальной палаты портретами болгарских иерархов, то, по сообщению «Църк. Вестника» от 13 апреля, уже изготовлены художниками и повешены портреты: блаженного Анфима, первого болгарского экзарха, митрополитов Илариона терновского, Мелетия софийского, Панарета пелагонийского и Григория доростольского и червенского. Кстати заметим, что три последних иерарха за- —103—

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Приказали: Во внимание к ходатайству бывшего Патриарха Иерусалимского Никодима, 1., разрешить Совету Московской Духовной Академии принять воспитанника V-ro класса Халкинской богословской школы, греческого уроженца, Савву Тсолакиса в число студентов I-ro курса, и 2., назначить на содержание Тсолакиса в Академии, со дня поступления, стипендию в установленном размере, на счет остатков от поступивших в распоряжение духовного ведомства доходов с Бессарабских имений заграничных монастырей; о чем, для зависящих распоряжение послать Вашему Преосвященству указ». б) Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: «1898 г. Нояб. 9. В Совет Московской Дух. Академии» – указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 5 ноября за 6476: «По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: доклад 1-го отделения Синодальной Канцелярии следующего содержания: определением Святейшего Синода от 26 августа / 6 сентября сего года 3268, окончивший курс учения в Вифанской духовной —280— семинарии, болгарский уроженец, иеродиакон Виктор Нисянчев принять в число студентов I-ro курса Московской Духовной Академии и на содержание его в Академии, со дня поступления, назначена стипендия, в установленном размере, из духовно-учебного капитала (Отд. I § 2). По полученным ныне от Митрополита Доростольского Григория сведениям иеродиакону Виктору на содержание его в Академии назначена стипендия от болгарского Синода. Приказали: Принимая во внимание, что принятому в число студентов I курса Московской Духовной Академии болгарскому уроженцу иеродиакону Виктору Нисянчеву производится на содержание его в Академии стипендия от болгарского Синода, Святейший Синод определяет поручить Хозяйственному Управлению сделать распоряжение о прекращении производящейся названному иеродиакону по Синодальному определению, от 26 августа / 6 сентября сего года 3268, стипендии в Московской Духовной Академии, для чего и передать в Хозяйственное Управление выписку, а Ваше Преосвященство уведомить о семь указом». Определили: Принять к сведению и сообщить Правлению Академии для зависящих распоряжений. VI . Отношения Канцелярии Обер-Прокурора Святейшего Синода: а) от 23 октября за 6922: «По утвержденному г. Синодальным Обер-Прокурором 15 октября 1898 года докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде, кандидат Московской Духовной Академии Иван Орловский определен на должность помощника инспектора в Черниговскую духовную семинарию. Канцелярия Обер-Прокурора Святейшего Синода долгом поставляет сообщить о сем Совету Академии для сведения и зависящего распоряжения».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

18-е † Страдание св. Емелиана Доростольского и других «Ученик Христов Емелиан, из Фракийского города Доростола (Дуростена), был раб Грека, а верой христианин», говорит древнее известие 230 . Если же господин Емелиана был Грек, то этим даётся видеть, что раб Емелиан был не Грек. Кто же он был родом? На правом берегу Дуная жили Славяне, а колонистами между ними были воины Римские и Греческие, впоследствии ставшие аристократами власти и богатства; бедные Славяне самой большей частью несли здесь тяжкую долю рабства 231 . Так св. Емелиан был Славянин. Страдание его происходило так: отступник Юлиан послал в Дуростен префекта – деспота беспощадного, с тем, чтобы всех христиан Дуростена предать мукам, если откажутся чтить богов. Префект явился в город с пышностью сатрапа. Кто здесь христиане? спросил он при первом представлении к нему граждан. Испуганные слухом о жестоком префекте, граждане отвечали, что между ними не видно ни одного христианина, все кланяются богам. В восторге от мысли, что одно имя его рассеяло христианскую веру в Дуростене, надменный префект задал роскошный пир гражданам. Горько было блаженному Емелиану слышать хвастовство язычника и видеть, что недостаток твёрдости в христианах обращается в позор христианству. Во время пирования префекта, он, взяв молот, идёт в капище и раздробляет идолов. – Поклонники язычества, не зная, кто так отделал богов их, по подозрению схватили невинного земледельца. Емелиан, услышав о том, является к защитникам богов и объявляет: «я раздробил сильных богов ваших». Те представляют его к префекту. «Кто научил тебя так обесчестить богов?» «Бог и душа моя», спокойно отвечал исповедник, и прибавил: «теперь и умный префект и каждый другой должны видеть, как бессильны, как глухи и немы идолы ваши, считаемые за богов! Точно камень и дерево, обделанные в идолов; ни один не подал и голосу в свою защиту». – Префект, раздражённый смелым голосом правды, велел растянуть исповедника по земле и бить воловыми жилами. Слуги били его немилосердно, кровь лилась ручьями.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Вначале Константинополь не признал этих новшеств, и лишь 28 октября 927 г. болгарский царь Петр (927 – 969) заключил мирный договор с Византией, по которому Петр был признан царем, а глава Болгарской Церкви – архиепископ Доростольский Дамиан – Патриархом. Таким образом. 28 октября 927 г. считается датой начала патриаршества в Болгарской Церкви. Кафедра находилась в Доростоле (совр. Силистра). После покорения восточной Болгарии византийским императором Иоанном Цимисхием (969 – 976) она была перенесена в Триадицу (совр. София), потом в Преспу, а затем в Охрид – столицу Западного Болгарского Царства, во главе которого стоял царь Самуил (976 – 1014). 10.2. Охридская архиепископия и Тырновский Патриархат Охридская архиепископия . В 1018 – 1019 гг. византийский император Василий II Болгаробойца завоевал Болгарию. Он признал независимость Болгарской Церкви, хотя лишил ее патриаршего ранга и низвел ее статус до архиепископии (кафедра продолжала находиться в Охриде). Охридская архиепископия существовала с 1019 по 1767 гг. С этого времени архиепископы Охридские, а вскоре и епископы, назначаемые теперь указом императора, были греки, которые были проводниками византийского правительства и Константинопольского Патриарха и мало заботились о своей болгарской пастве. Политика эллинизации в Болгарской Церкви особенно усилилась с 1037 г., когда Охридским архиепископом был назначен грек Лев Пафлагонянин. В течение X – XIV вв. на территорию Болгарию проникают различные ереси, с которыми болгарскому духовенству приходилось вести борьбу. Из наиболее распространенных лжеучений распространились: богомильство, адамитство, ереси жидовствующих и варлаамитов. Богомильская ересь – одна из наиболее сильных – появилась в Болгарии в Х в, названная по имени попа Богомила, организатора и вождя этого движения. Ересь стояла в тесной связи с ересью павликиан и евхитов. В основе богомильского учения лежал дуализм – существование двух богов – доброго (создавшего духовный ангельский мир) и злого (Сатанаила, низверженного сына доброго бога). Это движение вначале имело антифеодальный характер и постепенно приобрело религиозную окраску. Последователи богомильства учили простых людей не повиноваться господам, ненавидели правительство, осуждали и не признавали церковную иерархию. Выступали против христианской обрядности, не признавали икон, отрицали литургию и причастие, отвергали церкви, как места молитвы, считая, что молиться Богу можно всюду. Богомилы не признавали также Ветхого Завета, за исключением псалмов и книг пророков, и противопоставляли ему Евангелие. После завоевания Болгарии Византией богомильство охватило всю южную Болгарию, где центром этого движения был г. Пловдив.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На круглом столе в Элисте рассмотрели антиканонические действия Константинопольского Патриархата в исторической ретроспективе 26 ноября 2018 г. 13:35 24 ноября 2018 года в Элисте состоялся круглый стол «Государство и религия: опыт взаимодействия от эпохи императора Юстиниана до наших дней». Мероприятие прошло в здании Национальной библиотеки Республики Калмыкия им. А.М. Амур-Санана. В мероприятии, приуроченном к дню памяти святого правоверного царя Юстиниана (27 ноября) — небесного покровителя правящего архиерея Калмыкии — приняли участие священнослужители Элистинской епархии , ученые Калмыцкого государственного университета им. Б.Б. Городовикова (КГУ), представители органов государственной власти, сотрудники библиотек, представители средств массовой информации региона. Работу круглого стола возглавили архиепископ Элистинский Юстиниан и доктор философии, доктор богословия, профессор ПСТГУ, заместитель председателя Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции РФ, президент Российской ассоциации центров изучения религий и сект (РАЦИРС) Александр Дворкин . В качестве почетного гостя присутствовал клирик Доростольской митрополии Болгарской Православной Церкви протосингел Добрий Иванов. Открывая круглый стол, архиепископ Юстиниан призвал участников обсудить тему церковно-государственного сотрудничества в исторической ретроспективе, отталкиваясь от правовых норм, установленных со времен императора Юстиниана. С этой точки зрения владыка предложил рассмотреть недавние решения Константинопольского Патриархата — как они соотносятся с общепризнанными нормами межцерковных отношений. «Мы услышали гимн, который написал император Юстиниан. Этот гимн вошел в сокровищницу богословской мысли христианской Церкви. Император был настолько тонким богословом, что сумел в этом тексте выразить веру Церкви и положить конец богословским спорам. Многие моменты, которые случаются в нашей жизни, не понять и не разрешить, если не знать императора Юстиниана и труды его жизни. Его историю необходимо знать не только церковным людям, но и всем образованным гражданам. Это касается и тех вопросов, которые поставлены сегодня перед Церковью неканоническими действиями Константинопольского патриархата на Украине», — сказал, в частности, владыка Юстиниан.

http://patriarchia.ru/db/text/5311586.ht...

189; хотя это и противоречит показанию некоторых древних, по которым Преслава на половине дороги из нынешней Силистрии в нынешнюю Варну, см. у Lequen’a I, 1217, но весьма вероятно. У Черткова ibid. о местоположения великой Преславы неладно). Как мы уже говорили выше, относительно правления Петра известно положительным образом, а относительно времени предшествующего необходимо должно быть предполагаемо, что кафедра архиепископов-патриархов болгарских находилась не в Преславе, а в Доростоле. Но если не в ней, а в другом городе было местопребывание первостоятелей болгарской церкви, то со всею вероятностью следует предполагать, что она имела по крайней мере своих собственных епископов, хотя об этих последних пока и неизвестно никаких упоминаний. Это нужно предполагать, во-первых, потому, что трудно допустить, чтобы государи болгарские, не имея при себе архиепископов, могли обходиться даже и без епископов (лишая самих себя и столицу торжественности архиерейского служения), – во-вторых, потому, что даже и в период второго царства, когда Преслава уже не была столицей государства, в ней была своя особенная епископская кафедра. После покорения предбалканской Болгарии Цимисхием, Преслава осталась в диоцезе образованной им из этой части болгарского патриархата митрополии доростольской; в половине двенадцатого века в этой последней было пять епископий, но, к сожалению, имена их пока остаются совершенно неизвестными. 3) Доростольская или дристрская. Доростол, по перестановке букв Родостол, у болгар Дръстр, у позднейших греков с болгарского произношения Дристра, в нашей летописи Деревъстр и Дерестер, – в настоящее время Силистрия, на Дунае. Как мы неоднократно говорили выше, Доростол был престольным городом болгарских архиепископов-патриархов в правление царя Петра и должен быть предполагаем как таковой с самого учреждения их кафедры. На вопрос: почему кафедра архиепископов была учреждена не в одном городе с столицей государства, не имея никаких положительных указаний, мы можем только отвечать, что так было не у одних болгар, а и у многих других народов (из православных народов так было сначала у нас и так постоянно было у сербов).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Сказанное о румынах Трансильвании столько же относится и к румынам Валахии, потому что и эти находились также под властию болгар, и одни не могла быть крещены без других. О румынах Молдавии неизвестно точным образом, простиралась или не простиралась на них власть болгар; если нет, то очень может быть, что они приняли христианство несколько позднее двоих первых и не по чьему-нибудь внешнему принуждению, а сами собой, увлекаемые примером своих крещенных родичей, при чем и новая вера могла водвориться у них не вдруг, а постепенно 201 . Каким образом было устроено болгарами церковное управление в румынско-задунайской части их владений, остается совершенно неизвестным. По всей вероятности не было учреждаемо для румынов отдельных епископских кафедр, а были они подчинены ведению пограничных епископов самой Болгарии (виддинскому, дристрскому, браничевскому), которые надзирали над духовенством их страны посредством своих протопопов или экзархов. Что касается в отдельности до Молдовлахии или Молдавии, то века с XI, после того как приняли христианскую веру наши предки, вероятно, она получала себе духовенство не из Болгарии, а из более близкой к ней волынско-галицкой Руси 202 . После покорения предбалканской части Болгарии Иоанном Цимисхием, Валахия осталась за болгарами. Поэтому и в церковном отношении она, конечно, продолжала зависеть от архиепископа болгарского, перенесшего свой престол в Македонию, а не перешла под власть митрополита доростольского, назначенного Цимисхием для предбалканской Болгарии. Окончательно покорив в 1019 г. всю Болгарию, император Василий Булгаробоец подтвердил архиепископу болгарскому неприкосновенность всех тех его церковных владений, которые он имел в минуту завоевания, а следов. нужно думать, что попрежнему была оставлена за ним и румынская Валахия, ставшая теперь в политическом отношении, как кажется, ни от кого независимой. После восстановления болгарами своего царства в 1185 г., их прежняя архиепископия, находившаяся в Ахриде, осталась за греками, и они открыли новую архиепископию в Тернове; тотчас же после восстановления царства, снова подчинив своей власти румынов Валахии, нет сомнения, они не оставили их в заведывании архиепископа ахридского, который был теперь архиепископом уже не болгарским, а греческим, но передали их своему собственному архиепископу, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Болгарский Синод рассмотрит протесты против нечестных выборов В среду Священному Синоду было представлено ходатайство о признании недействительными выборов Варненского епископа, которые состоялись в прошлое воскресенье. Письмо протеста Болгарскому Патриарху и Священному Синоду было подписано в храмах Варны всего за три дня 1,3 тысячи христиан. В настоящее время подписей уже более 2000. 22 ноября, 2013 В среду Священному Синоду было представлено ходатайство о признании недействительными выборов Варненского епископа, которые состоялись в прошлое воскресенье. Письмо протеста Болгарскому Патриарху и Священному Синоду было подписано в храмах Варны всего за три дня 1,3 тысячи христиан. В настоящее время подписей уже более 2000. Сегодня Патриарх Болгарский Неофит должен встретиться с представителями Инициативного комитета «За чистоту в Болгарской Православной Церкви», состоящего из епархиальных избирателей, духовенства и мирян из Варны, сообщает портал Dveri.bg . Патрирах Болгарский Неофит, фото Dveri.bg На встрече в Синодальной палате должен обсуждаться вопрос о фальсификациях голосов перед проведением выборов 17 ноября. Синоду представили ходатайство с 1,3 тысячами подписей за отмену результатов. Патриарха ознакомят с причинами протеста и представят новые доказательства манипуляций голосами. На сегодняшний день два священнослужителя дали показания о том, что на граждан оказывалось давление с целью голосования за определенных кандидатов. Их заявления будут представлены Патриарху Неофиту. В среду, 20 ноября, инициативный комитет подал официальное письмо протеста от граждан в канцелярию Священного Синода. Сбор подписей в храмах Варны продолжается. В порядке, описанном в Уставе Болгарской Церкви, в течение трех дней после выборов 10 епархиальных избирателей подали свои мотивированные жалобы на результаты выборов 17 ноября. Священный Синод должен обжаловать их в течение трех дней после получения.  Решение будет объявлено в субботу. Выборы в Варне Епархиальные выборы прошли 17 ноября в Варне под председательством наместника вдовствующей Варненской митрополии митрополита Доростольского Амвросия. В первом туре были избраны двое: епископ Борис получил 17, а епископ Игнатий – 16 голосов.

http://pravmir.ru/bolgarskij-sinod-rassm...

—78— общественный деятель, и как такой подлежит не только надзору князя в двойном качестве его как отца престолонаследника и главы государства, но и надзору органов общественного мнения. С этой точки зрения органы печати имеют полное право со вниманием следить, исполняет ли хорошо архимандрит Василий свои обязанности, как воспитатель престолонаследника, и в случае нужды критиковать его деятельность. Органы общественного мнения часто занимаются воспитанием, какое даётся или следует давать молодому болгарскому поколению: тем большее имеют они право и обязанность живо интересоваться и следить за воспитанием престолонаследника, с коим тесно связаны судьбы болгарского народа. И не услугу, а вред приносят болгарской династии те, которые осуждают болгар, интересующихся воспитанием престолонаследника. Ведь, в газетах часто встречаются подробные известия о софийском дворе. Интересны были бы для каждого болгарина и сведения о религиозном воспитании престолонаследника. Но, к сожалению этого нет. Интересно было бы, например, знать, приобщался ли князь Борис великим постом нынешнего года Христовых Таин, или нет, как это случилось в прошлом году. Но тогда было некоторое оправдание, что князь Борис приобщался Св. Таин 2 февраля при миропомазании. Если же и нынешним великим постом он не приступал к трапезе Господней, то можно сказать, что князь Борис систематически отстраняется от исполнения священнейшего для каждого православного христианина долга 115 . Поднятый «Съветником» вопрос о причастии княжича Бориса заслуживает тем большого внимания, что, по газетным известиям, религиозный воспитатель его, архимандрит Василий, не живёт в Софии, а пребывает в Рущуке, в качестве протосингела доростольского и червенского митрополита Григория. Припомним и то, что в болгарской газете «Народное Право» и отсюда в русских газетах напечатано было апокрифическое письмо князя Фердинанда к папе, в котором он заверял св. отца в том, что обращение Бориса в православие сделано только для —79— видимости, под давлением роковых обстоятельств, а в действительности-де он будет воспитан в преданности св.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010