День святого, любви или плюшевых сувениров? Почему мы любим в связи с датой А вопрос, наш ли это праздник – излишний 14 февраля, 2019 А вопрос, наш ли это праздник – излишний Старая проблема. По обычаю, если где всплывает разговор про 14 февраля, о валентинках, плюшевых сердечках, конфетках и прочей бижутерии, то обязательно вылезет чье-то гордое обличение, в котором откуда-то берется псевдобогословский набор шаблонов как желание, видимо, показаться умным: это не наш, это католический праздник. Почему это не главная претензия к Дню святого Валентина – рассуждает священник Андрей Мизюк. Священник Андрей Мизюк. Фото Ивана Привалова/eparhia-saratov В этом случае приходится остужать пыл ревнителя мнимого благочестия и напоминать ему о том, что а) известные нам святые с этим именем являются общими для Восточной и Западной Церкви; б) 14 февраля нет памяти ни одного из этих святых в календаре Православной Церкви и поминовение святого Валентина в Западной Церкви перестало быть общеобязательным вовсе; в) гражданская биография «святого Валентина», привязанного к 14 февраля, повергает в шок как православных, так и католиков. Поэтому оставим в покое и православных, и католиков, и доброе имя святых, каковые никакого отношения не имеют к тому набору бреда, который обычно лезет в этот день из каждого утюга. Это обычный коммерческий светский праздник, который в большей степени имеет свои корни в римском язычестве. Там действительно существовал праздник влюбленных пар, посвященный богине Юноне. В Церкви же известны как минимум трое святых с этим именем ранних веков и еще несколько новомучеников. Интересно, что имя Валентин стало появляться в России лишь в XIX веке, в церковной среде. Церковь почитает трех мучеников по имени Валентин: мученика Валентина Доростольского, пострадавшего за веру во Христа в 228 году (память 7 мая), священномученика Валентина епископа Италийского, убитого за то, что он христианин, в 273 году (память 12 августа) и священномученика Валентина пресвитера Римлянина, замученного за проповедь о Боге в 269 году (память 19 июля). Все даты памяти – это дни, когда мученики приняли кончину от рук язычников. Это особенно интересно в свете того, как популярен праздник с языческими корнями в светском обществе. Ну и еще интересный нюанс: в годы жизни всех вышеописанных святых никакого венчания попросту не существовало. Поэтому рецепт праздника очень прост: берем несколько относительно близких к реальности фактов, смешиваем с фантазией, делаем спецпродукцию и преподносим в виде неоспоримого факта. Романтика и драма.

http://pravmir.ru/den-svyatogo-lyubvi-il...

В ссылку на Запад был отправлен ученик Вульфилы епископ Доростольский Авксентий. На Пасху 385 года по наущению матери Валентиниан II приказал предоставить ему одну из церквей Медиолана, но святой Амвросий отказался выполнить это распоряжение. На Пасху следующего года дело дошло до прямой попытки силой устранить самого святителя от управления Медиоланской Церковью: по приказу юного императора войска окружили базилику, в которой заперся преследуемый епископ, и потребовали, чтобы он вышел из нее. В ответ Амвросий велел передать Валентиниану следующие слова: «Не сделаю этого добровольно, не предам полкам ограды овец, не уступлю храма хулящим Божество. Если же тебе угодно убить меня, вонзи в меня меч или копье здесь, внутри, – я охотно приму такое заклание» . Воины не посмели поднять руку на святителя. Вступив в переписку с юным императором, Амвросий бесстрашно отвергал его право требовать отчета от епископа в делах церковных: «Когда же ты слышал, всемилостивейший император, чтобы в деле веры миряне были судьями епископа?.. Кто же это может отрицать, что в вопросах веры… не императоры бывают судьями над епископами, а епископы над христианскими императорами… Вот станешь, Бог даст, постарше, тогда и сам поймешь, чего стоит тот епископ, который священническое право… повергает к ногам мирянина. Отец твой, по милости Божией, муж зрелого возраста, говаривал: “Не мне быть судьею между епископами”; а твоя милость вот говорит: “Я должен судить”. Он, крещенный во Христа, считал себя неспособным подъять такую тяжесть, как суд над епископом; тебе же, всемилостивейший государь, еще только предстоит сподобиться таинства крещения, и, однако, ты изъявляешь притязание на суд о вере, тогда как ты не знаешь таинств этой веры» . В ответ на прямое требование императора передать храм Авксентию святитель писал: «Передают мне приказ: отдай базилику. Отвечаю: и мне нельзя отдать… и тебе, император, не полезно взять… Ссылаются на то, что императору все позволительно, что все – его. Отвечаю: пожалуйста, не воображай, государь, что ты имеешь какое-нибудь императорское право и над божественными предметами… Императору принадлежат дворцы, церкви – священнику… Что может быть почетнее для императора, как не то, что его называют сыном Церкви? Но император в Церкви, а не выше Церкви – imperator enim intra ecclesiam, non supra ecclesiam est» .

http://pravoslavie.ru/48899.html

Елевферий Византианин, муч. при Максимиане. 4 авг. Елевферий и Леонид мучч. 8 авг. Елезвой блаж., царь Ефиопский 6 века. 24 окт. Елена муч., с Аверкием. 26 мая. Елена царица, сконч. около 326 г., с сыном своим, царем Константином Великим. 21 мая. Еликонида Селунская, муч. Коринфская при Гордиане и Филиппе (238–244). 28 мая. Елима, пресв. Вавилонский, муч. Кордувский ок. 251 г., с Полихронием еписк. 30 июля. Елисавета праведная, мать Иоанна Предтечи, с Захарией. 5 сент. Елисавефа муч.. с Александром еписк. 22 окт. Елисавефа преп. чудотворица. 24 апр. Елиссей пророк. 14 июня. Елладий муч. с Феофилом диаконом. 8 янв. Елладий, муч. Аназарвский при Диоклетиане, с Феодулией и др. 5 февр. Елладий священномуч. 28 мая. Елладий, преп. Египетский. В субб. с. Еллий, преп. Египетский. 14 июля. Елпидифор, муч. Персидский ок. 345 г., с Акиндином и др. 2 ноября. Елпидифор, Дий, Вифоний и Галик, мучч. 3 апр. Елпидий, еп. Херсонский, муч. в начале 4 в. 7 марта. Елпидий, Маркелл, и Евстохий, мучч. при Иулиане. 15 ноября. Емилиан, еписк. Тревийский и др. мучч. при Диоклетиане. 18 авг. Емилиан муч. Доростольский при Иулиане. 18 июля. Емилиан еписк. Кизический, исповедник при Льне Армянине. 8 авг. Емилиан преп., испов. 8 янв. Емилиан преп., РимлянИн.7 марта. Еннафа, Валентина и Павла девы, мученицы Палестинские, при Максимиане. 10 февр. Енос праотец. В нед. праотец. Енох праотец. В нед. праотец. Епафрас, ап. из 70. 4 янв. Епафродит, ап. из 70, с Сосфеном и др. 8 дек. Епекет, ап. из 70. с Силой и др. 30 июля. Епиктет пресв., и Астион монах, мучч. Алмиридские, около времен Диоклетиана. 7 июля. Епимах, муч. Пелусийский ок. 250 года. 31 окт. Епистима, муч. Едесская при Декии от Урса, с Галактионом. 5 ноября. Епифаний, муч. Мелитинский при Диоклетиане, с Иероном и др. 7 ноября. Епифанй, архиеписк. Кипрский, ум. ок. 403. 12 мая. Епихария, муч. Римская при Диоклетиане от Кесария. 27 сент. Еполлоний отрок, муч. Антиохийский при Нумериане, с Вавилой еписк. 4 сент. Еразм, еп. Формийский, муч. ок. 303 года. 4 мая.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МОКИЙ (МОКИАН) И МАРК [Греч. Μκιος (Μωκιανς) κα Μρκος], мученики (пам. 3 июля). Наиболее ранние сведения о Мокии и Марке содержатся в кратких сказаниях из визант. Синаксарей и Минологиев, однако на основании этих текстов невозможно установить время и место кончины святых. Так, в Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. X в.) под 3 июля говорится, что правитель Максим принуждал Мокиана (в рус. традиции - Мокий) и Марка принести жертву идолам, но они смело исповедовали Христа, за что были усечены мечом. Когда Мокиана вели на казнь, за ним следовали его супруга и дети и горько плакали, но он убеждал их хранить молчание. Согласно сказанию из Минология имп. Василия II (1-я четв. XI в.), когда Мокия и Марка пытали за отказ отречься от Христа, некий малолетний ребенок, стоявший у жертвенника, обличил нечестие епарха, за что был схвачен, подвергнут бичеванию и брошен в темницу. Вместе с ним в тюрьму был посажен и некий Павел, который тоже являлся христианином и старался поддержать мучеников. Следуя в оковах к месту казни, святые возблагодарили Бога за то, что Он сподобил их пострадать за Него. Вдовы мучеников забрали их честные главы после казни святых. В кратком рассказе о мучениках из итало-греч. рукописного Синаксаря 1172 г. (Lips. R. II. 25) помимо епарха Максима упоминается некий Авлозан (Αλζανος), к-рый также пытался склонить святых к жертвоприношению. Ребенок, стоявший рядом с жертвенником, не давал мученикам подойти к нему, тогда язычники подняли дитя на плечи и нанесли ему 150 ударов нартековым прутом. На это мальчик сказал епарху, что тот учит его худому. Согласно данному сказанию, в темницу был брошен только Павел. Ж. М. Соже предположил, что Мокий и Марк претерпели мученическую кончину в Дуросторе (Доростол; ныне Силистра, Болгария), поскольку в синаксарном сказании о Доростольских мучениках Пасикрате и Валентине (пам. 24 апр.) упомянут Авлозан - начальник войска, в к-ром служили святые (SynCP. Col. 627-628). Кроме того, в Мученичестве святых Никандра и Маркиана (пам. греч. 8 июня; BHG, N 1330, 1330e-f), также пострадавших за Христа в Дуросторе, говорится, что эти воины-христиане были доставлены на допрос к епарху Максиму. Здесь же повторяется эпизод с присутствием жен и детей святых при их казни ( Sauget J.-M. Marco e Marciano//BiblSS. Vol. 8. Col. 745-746). Т. о., согласно гипотезе зап. исследователя, Мокий и Марк пострадали в то же время, что и Никандр с Маркианом, т. е. в нач. IV в., поскольку в их Мученичестве указано, что святые были арестованы во время правления императоров Диоклетиана (284-305) и Максимиана (285-305).

http://pravenc.ru/text/2564028.html

637-638 ПАРФЕНИЙ Петрович Красивский (1859-1919), свящ., сщмч. (пам. 3 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПАРФЕНИЙ прмч. Липсийский (пам. в воскресенье после 27 июня) - см. в статьях Неофит († 1609) и Неофит († 1558), преподобномученики Липсийские ПАРФЕНИЙ (Журавлёв; 1815-1866), игум., прмч. (пам. 4 сент., 3-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Одесских святых и 23 авг.- в Соборе Херсонских святых) 638-639 639-643 643-644 644-647 ПАРФЕНИЙ (Сопковский (Собковский) Павел Васильевич (Иванович?); 1717-1795), еп. Смоленский и Дорогобужский 647-649 649-651 651-656 656-657 657-658 658-659 659-660 660-661 661-662 662-663 663-665 665-668 668-669 669-670 ПАСИКРАТ И ВАЛЕНТИН [Валентион, Валентиан] († нач. IV в.), мученики Доростольские (Дуросторские) (пам. 24 апр.; пам. зап. 25 мая), пострадали при имп. Диоклетиане (284-305) 670-671 671-682 ПАСОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (Пасовская Цареградская; отдельного дня памяти нет), чудотворная, находится в ц. Рождества Христова с. Уланок Суджанского р-на Курской обл. 682-683 ПАССАРИОН († нояб. 428), прп. (пам. в субботу сырную - в Соборе всех преподобных), хорепископ и архимандрит Иерусалимской Православной Церкви 683-684 ПАССИЯ в правосл. богослужении чинопоследование воспоминания Страстей Христовых, совершаемое в определенные дни Великого поста 684-688 «PASTOR AETERNUS» догматическая конституция Ватиканского I Собора об ординарном юрисдикционном первенстве и о наивысшем учительном авторитете папы Римского по вопросам веры и морали во Вселенской Церкви 688-690 ПАСТЫРСКОЕ БОГОСЛОВИЕ богословие, раздел богословия, в рамках к-рого изучается и систематически излагается учение о пастырском служении в Церкви, возложенном на священство 690-695 ПАСХА в правосл. Церкви, а также в атолич. Церкви, нехалкидонских вост. Церквах и большинстве протестант. конфессий - главный праздник года церковного, посвященный торжественному воспоминанию Воскресения Иисуса Христа 695-731 ПАСХАЗИЙ РАДБЕРТ († между 856 и 865, аббатство Корби), св. Римско-католической Церкви (пам. 26 апр.), аббат мон-ря Корби, католич. богослов, экзегет, автор 1-го на лат. языке трактата о таинстве Евхаристии

http://pravenc.ru/vol/liv.html

Параскева, преподобномученица. 25 июля. 162.       Поликарп, священномуч. Смирнский, при М. Аврелии Антонине (161–180). 23 февр. 163.       Иустин Философ, Харитон, Харита жена, Евелпист, Иеракс, Пеон и Валериан, мучч. Римские. 1 июня. Ок. 164. Филицата и 7 сынов ее, мучч. Римские. 25 янв. Ок. 166. Ермий воин, муч. Команский. 31 мая. Ок. 175 Конкордий пресв. муч. Сполетский. 4 июня. 161–180. Аверкий, еп. Иерапольский. 22 окт. Спевсипп, Елевсипп и Мелевсипп с дружиной, мучч. 16 янв. 180–192. Левкий исповедник, еп. Врунтисиопольский, при Коммоде. 20 июня. 3 век Ок. 203.       Онисий и Конон, мучч. Исаврийские. 5 марта. Пофин и преемник его Ириней, священномучч. Лионские. 23 авг. Перпетуя, Сатир, Ревокат и др., и св. Филицитата, мучч. Африк. 1 февр. 202–211.       Харлампий, еп. Магнисийский, Порфирий и Ваптос, воины и другие, мучч. Антиохии Писидийской. 10 Февр. Разумник, муч. Римский. 12 дек. Серапиоп муч. 13 июля. Ок. 225.       Татиана дева, диаконисса, муч. Римская, и друг., при Александре Севере (222–235). 12 янв. Ок. 228.       Пасикрат и Валентин, мучч. Доростольские. 24 апр. Ок. 230.       Кикилия, и с нею Валериан, Тивуртий и Максим, мучч. Римские. 22 ноября. Феодотия, мученица Никейская. 17 сент. 236.             Анфир, папа Римский, при Юл. Вере (Максимине). 5 авг. 238–244.       Еликонида Селунская, мученица Коринфская, при Гордиане и Филиппе. 28 мая. 249–251.              Мучч. Александрийские , при Декии: Кириак, Фавст пресв., Авив диакон и 13 других. 6 сент. Пансофий. 15 янв. Евтропия. 30 окт. Епимах. 31 окт. Максим, муч. Асийский. 14 мая. Терентий, Африкан, Максим, Помпий, Зинон, Александр, Феодор и друг., мучч. от Фортунатиана в Африке. 10 апр. Полихроний, еп. и муч. Вавилонский. 30 июля. Фирс, Левкий и Каллиник, мучч. Вифинские. 14 дек. Кирилл, еп. и муч. Гортинский. 9 июля. Философ, муч. Египетский. 31 мая. Галактион и Епистима, мучч. Едесские. 5 ноября. Семь отроков Ефесских: Максимилиан, Ексакустодиан и другие. 4 авг. Александр, еп. и муч. Иерусалимский. 12 дек.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Для очистки церкви от засорения ее арианством Амвросий собрал в 381 г. под своим председательством собор в Аквилее. При этом молва разносила слух, что собор этот будет вселенским. Нельзя подавить в себе предположения, что собор этот созывался в противовес общевосточному Константинопольскому собору 381 г., впоследствии действительно признанному II Вселенским. На собор Амвросия папа Дамасий не прислал своего представителя, но на нем присутствовали епископы Верхней Италии, Паннонии, Африки, Галлии и Пяти Провинций. B целях арианской чистки Амвросий подверг присутствующих поголовной проверке. Он читал одно письмо Ария. И, читая, допрашивал всех, державшихся за формулы собора в Ариминии (Римини): согласны ли они то с тем, то c другим выражением Ария? Особенно не поддавались критике два дунайских епископа, Палладий и Секундиан (территория нынешней Болгарии). Собор низложил их. Власть императора Гратиана на Западе в это время поколебалась. B Британии объявил себя императором Максим. Он высадился в Галлии. Войска изменили Гратиану. И Гратиан был даже убит в 383 г. на территории Галлии, в Лионе. Максим утвердил свою ставку в Трире и простер власть до границ Альп. Ha старом месте остался императором брат Гратиана 12-летний Валентиниан II со столицей в Медиолане, «под крылышком Амвросия.» Мать императора, Юстина, невзирая на свое арианство, должна была вручить своего молодого сына-императора попечению Амвросия. Благодаря личному весу Амвросия сговор с Максимом состоялся. Последний согласился не переходить Альпы. Но придворное окружение, настроенное ариански, начало борьбу за свержение православной «диктатуры» Амвросия и даже за полное его изгнание. Открытая борьба началась с 385 г. Законы Феодосия Великого удалили с Востока как арианина Авксентия Доростольского, ученика Вульфилы и автора его жития. Теперь арианствующий двор Валентиниана II потребовал от Амвросия передать одну базилику этому арианствующему беженцу Авксентию. Амвросий отказал. Тогда от имени императора Валентиниана II пришел приказ: отобрать на Пасху церковь для Авксентия силой. Но народное возбуждение заставило правительство отступиться. Однако на Пасху следующего, 386 г. вышел еще более грозный приказ: Амвросию самому удалиться из Милана. Но народ окружил дом Амвросия и сторожил его день и ночь. Власти были посрамлены. Вскоре власти отступили перед чудом. B этом же году летом Амвросий открыл мощи местных мучеников Гервасия и Протасия, потому что умножились чудесные исцеления, исходившие от них.

http://sedmitza.ru/lib/text/435101/

Время кончины П. и В. следует отнести к началу гонения Диоклетиана; первые антихрист. указы были обнародованы в кон. февр. 303 г. ( Lact. De mort. persecut. 12). Согласно Евсевию Кесарийскому, гонение началось именно с преследования христиан в армии ( Euseb. Hist. eccl. VIII 4). Память П. значится в Мартирологе блж. Иеронима под 25 мая. Однако его имя приведено как Поликрат. Это искажение, видимо, попало уже в источник Иеронимова Мартиролога - т. н. Никомидийский мартиролог, поскольку в восходящем к тому же источнику Сирийском Мартирологе имя мученика - Поликарп. В Мартирологе блж. Иеронима к П. присоединяется дружина из 4 мучеников, под к-рой следует подразумевать В. и др. Доростольских мучеников, в чьих Мученичествах упомянут П., а именно Иулий, Никандр и Маркиан. В переработке анонимного Мартиролога нач. IX в. на основе Мартирологов Беды Достопочтенного и блж. Иеронима Флор Лионский сделал такую заметку: «В Мёзии, в городе Дуросторе, память святых мучеников Пасикрата и Валентиона и двух других, тогда же получивших венец мученичества». В таком виде она была включена в др. каролингские мартирологи - Адона Вьеннского и Узуарда. Из последнего она перешла в Римский Мартиролог. Ист.: ActaSS. Mai T. 6. P. 23-24; PG. 117. Col. 420 [Минологий Василия II]; SynCP. Col. 627-628; MartHieron. Comment. P. 272; MartUsuard. P. 234; MartRom. Comment. P. 207; Un Martyrologe et douze Ménologes syriaques/Ed. F. Nau. P., 1912. P. 17. (PO; T. 10. Fasc. 1); ЖСв. Апр. С. 400-401; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 4. Σ. 268-270. Лит.: Delehaye H. Saints de Thrace et de Mésie//AnBoll. 1912. Vol. 31, P. 161-301. Saoget J.-M. Pasicrate e Valenzione//BiblSS. Vol. 10. Col. 351-353; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 376-377; Макар. Симон. Синаксарь. Т. 5. С. 268-269. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви

http://pravenc.ru/text/2579126.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКАНДР И МАРКИАН [Греч. Νκανδρος κα Μαρκιανς] († нач. IV в.), мученики Дуросторские (Доростольские) (пам. греч. 8 июня). Сохранились 2 Мученичества Н. и М. на греч. языке: BHG, N 1330 (издано - ActaSS. Iun. T. 3. P. 270-273) и BHG, N 1330e-f ( Laty š ev. Menol. T. 2. P. 27-30). Согласно источникам, святые пострадали в г. Дуростор (Доростол; ныне Силистра, Болгария) в пров. Мёзия при имп. Максимиане Геркулии (285-305, 307-308, 310) и игемоне (наместнике императора в Мёзии) Максиме. Н. и М., уроженцы Дуростора, были военными. Когда Максимиан Геркулий начал гонение на христиан, Н. и М., являвшиеся открытыми последователями Христа, попали под арест. После допроса, на котором воины отказались отречься от веры, их бросили в темницу, где продержали 20 дней, чтобы сломить их волю. Поскольку заключение не поколебало стойкости Н. и М., их подвергли жестоким пыткам: сдирали кожу, растягивали тела на дыбе, пронзая железными шипами и прижигая факелами, затем положили на горящие угли и били палками, посыпали раны солью, раздробили челюсти камнями. Чтобы доставить мученикам не только телесные, но и душевные страдания, палачи привели на место пыток их жен с младенцами-сыновьями на руках и других родственников. Супруга Н. ободряла мужа, не страшась угроз игемона Максима, адресованных ей, а жена М. не устояла перед ужасами мучений: она плакала, показывала мужу их маленького сына, умоляя ради него пощадить свою жизнь. М. взял младенца на руки и, подняв его к небу, помолился о том, чтобы Господь взял на себя попечение о нем. Поцеловав жену и сына, он склонил голову перед палачами и был усечен мечом вместе со своим сподвижником Н. Мученики с именами Никандр и Маркиан фигурируют в Мученичестве Иулия Дуросторского (Доростольского) (пам. 27 мая). Есть также 3 редакции Мученичества этих святых на латыни (BHL, N 6070-6074). В наиболее ранней редакции (BHL, 6070-6072) сообщается, что мощи мучеников были перенесены в Италию, Никандр был погребен в г. Венафро, а Маркиан - в г. Атина; в 2 более поздних редакциях (XII в.) фигурирует один из эти городов. Мощи Никандра и Маркиана были перенесены в Италию, видимо, во 2-й пол. V в. рим. переселенцами из дунайских провинций, страдавших от варварских набегов. Наличие в Италии мощей Никандра, возможно, повлияло на смешение культа этого святого с культом сщмч. Никандра , еп. Капуанского (пам. зап. 26 нояб.). Вероятно, эти мученики тождественны Н. и М. Акты Иулия, а также сведения о пострадавших с ним Пасикрате и Валентинионе, Н. и М. приводит под 25 мая архиеп. Филарет Черниговский в труде «Святые южных славян» (СПб., 18944. С. 111-113).

http://pravenc.ru/text/2565288.html

В церковно-исторических трудах Сократа и Созомена мы встречаем замечания, что направленные против сектантов эдикты, император приказывал применять к делу с крайнею осмотрительностью 313 . «Он не столько хотел наказывать подданных, сколько привести их в страх, чтобы одинаково с ним мыслили о Боге» 314 . Но нужно полагать, что сами ариане истолковывали осторожность в смысле нерешительности правительства, в том смысле, что само по себе, без стороннего наущения предстоятелей православия, оно еще не выяснило взгляда относительно достоинств стесняемого учения. Но что в особенности ободрило ариан – это изданный в 386 году западным императором Валентинианом II по внушению ого матери Юстины, ярой арианки, эдикт, в силу коего указанные еретики получали ту же полноту свободы в исповедании своей веры, какою пользовались и православные 315 . Ликовали по поводу этого распоряжения западные ариане, радовались и их собратья на востоке в сладостной уверенности, что перемена в отношениях к ним не замедлит последовать и здесь. Уверенность, поддерживаемая, вероятно, какими-либо еще другими соображениями, была так сильна, что внушила арианским учителям смелость собраться в Константинополе и просить Феодосия о созвании нового собора для пересмотра их учения еще раз. Прибыл для той же цели в царственный город и Улфила, имея своими спутниками Палладия, епископа Ратиарии, и Авксентия Доростольского. Вначале, пишет Максимин, Феодосий принял просьбу благосклонно. Обещание касательно собора было дано. Но вскоре свое слово государь взял назад, и уже назначенный собор был отменен. Этого мало. Из Македонского города Штоби в июле 388 г. Феодосий опубликовал против ариан закон, строгостью превосходивший все, изданные по отношению к ним доселе. Под страхом самой тяжкой ответственности еретикам было воспрещено нигде не заводить рассуждений и споров о своей вере, говорить о ней к народу и тем более домогаться соборов с целью перерешения уже решенного вопроса о их состоянии. На ряду с вышеупомянутым законом Валентиниана от 386 года, 316 Максимин приводит Феодосиев эдикт из Штоби в таком виде:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010