Синод Болгарской Православной Церкви назначил нового временного управляющего Варненской епархией 20 июля, 2013. Новостная служба Синод Болгарской Православной Церкви назначил временным управляющим вдовствующей Варненской и Великопреславской епархии митрополита Доростольского Амвросия. С назначением Синодом митрополита Калинника временным управляющим не согласились духовенство и верующие Варненской и Великопреславской епархии. 20 июля. ПРАВМИР. Синод Болгарской Православной Церкви назначил временным управляющим вдовствующей Варненской и Великопреславской епархии митрополита Доростольского Амвросия, сообщает Седмица.ру со ссылкой на официальный сайт Болгарской Патриархии. 18 июля на внеочередном заседании Синода Болгарской Православной Церкви была принята отставка митрополита Врачанского Калинника с должности временного управляющего овдовевшей после гибели 9 июля митрополита Кирилла (Ковачева) Варненской и Великопреславской епархией, и вместо него был избран митрополит Доростольский Амвросий. После заседания митрополит Амвросий сообщил журналистам, что согласился выполнить это синодальное послушание, несмотря на проблемы со здоровьем. Также он пообещал провести 11 августа в Варненской и Великопреславской епархии повторные выборы епархиальных советников, которые фактически были провалены 14 июля. Относительно избрания нового главы Варненской епархии владыка Амвросий предположил, что оно может состояться не ранее 24 сентября этого года. С назначением Синодом митрополита Калинника временным управляющим не согласились духовенство и верующие Варненской и Великопреславской епархии. Они не допустили его в кабинет митрополита Кирилла. Избрание митрополита Калинника наместником Варненской епархии вызвало удивление среди болгарских священнослужителей и верующих, так как в Болгарской Православной Церкви обычно наместниками овдовевших епархий назначались иерархи соседних епархий, чтобы при организации выборов нового митрополита наместнику не приходилось совершать долгие переезды. В данном случае, наместником восточной Варненской епархии стал иерарх епархии, расположенной в противоположной части Болгарии. При этом, как сообщают болгарские СМИ, между покойным и митрополитом Калинником всегда были очень напряженные отношения.

http://pravmir.ru/sinod-bolgarskoj-pravo...

98 Ibid. К сожалению, они этого не сделали: они допустили мнимый факт и пытались избавиться от возражения с помощью умозрительных доводов. 99 Возможность писать для преподавателей дидактики в семинариях в настоящее время затрудняется помимо здесь указываемых еще и другими условиями, о коих мы будем говорить в особой статье. 100 Мы не знаем, кто автор цитируемой статьи, но думаем, что он как-нибудь соприкасается в церковно-школьным делом. В таком случае ему не мешало бы знать, что «главный предмет церковно-приходских школ составляет Закон Божий», и что «все другие предметы должны быть, по возможности, поставлены от него в более или менее тесную зависимость». Стало быть, во главе угла церковных школ положены во всяком случае не славянское чтение и церковное пение. Подобные искажения основной цели церковных школ чрезвычайно прискорбны: они дают право и повод светской печати травить церковно-школьное дело, как такое, которое гонится за внешними, второстепенными результатами. 106 О приезде в Россию болгарской княжеской четы – в Церк. Вед. 29. Здесь же помещена приветственная речь, сказанная прот. П. А. Смирновым болгарскому князю и княгине, пред поднесением святой иконы князю Борису от С.-Петербургского Славянского благотворительного общества. 108 Епархиальные митрополиты в Болгарии избираются в члены Св. Синода обычно на четыре года, причем они могут быть и вновь избраны опять на четыре года. Так в эту сессию избран быть на новое четырехлетие доростольско-червенский митрополит Григорий (Новини, 75). 116 Добавочное вознаграждение болгарских священников в селах 480 левов в год, в уездных и других городах – 600 левов, а в окружных – 720 левов. Эта такса несколько повышается для священников, окончивших полный курс в духовных училищах (семинариях), для которых низкий оклад в селах – 720 левов, в уездных и других городах – 960, а в окружных – 1.080 левов. 128 Обстоятельную научную рецензию нового издания Лаврентьевской летописи можно читать в Русском Филологическом Вестнике 1898, 1 и 2, стр. 231–245 Е. Будде «Летопись по Лаврентьевскому списку».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

синод (§ 104) и пр. Вообще, вследствие уставновившейся связи между народной болгарской церковью и новым (вассальным по отношению к Турции) княжеством, соотношение между ними и в делах, касающихся церкви, представляется теперь неизбежным. Поэтому министр исповеданий княжества является теперь с присвоенным ему Уставом правами, которые он постарался фактически расширить на счет церкви не только в самом княжестве, но и за пределами его, поскольку, например, экономическая часть экзархии и другие стороны ее жизни находились в зависимости от княжества и, следовательно, от господствующего здесь в известный момент того или другого партийного правительства. 28 Сюда относятся, напр.: «Предложение за изменение некои членове от екзархийский устав», принятое народным собранием и утвержденное высочайшим указом от 15 декабря 1890 г. (§ 80); а также и предложение св. синода, принятое народным собранием в 1891 г., о добавочном вознаграждении приходскому духовенству. Ниже, при изложении содержания устава 1895 г., мы будем ссылаться на оба эти «предложения». 29 В Уставе 1883 г. поименованы – как известно – только шесть епархий княжества (за исключением епархий Восточной Румелии – Филиппопольской и Сливенской): 1) Софийская, 2) Виддинская, 3) Врачинская, 4) Доростольская и Червенская, 5) Терновская и 6) Варненская и Преславская. Епархии же Самоковскую и Ловчанскую, равно и существовавшую тогда номинально епархию Кюстендильскую предположено было присоединить, когда они сделаются вакантными, к вышеупомянутым, согласно с решением св. синода и с одобрения правительства (см. ч. 1, § 1). 30 Как в первоначальном Экзархийском уставе, так и в Уставе, приспособленном к княжеству, от 4 фераля 1883 г., под именем правительства определенно называется султанское правительство, куда (в высокую Порту) и обращаются с прошением об утвержедении новоизбранного в звании экзарха. В Уставе 1883 г. есть еще прибавка касательно подданства новоизбранного экзарха: если новоизбранный в экзархи был подданым княжества, то со временем избрания он становится подданным Оттоманскиой империи, возвращаясь в прежнее подданство только по оставлении экзаршего звания и занятии своей архиерейской кафедры в княжестве. Кроме того, по замечанию того же Устава 1883 г., новоизбанный в экзархи, по утверждении его в этом звании султанским правительством, извещает о своем избрании болгарского князя, который со своей стороны издает «прокламацию» о том народу (§§ 20 и 21 с прим.). 31 По Уставу 1883 г., заседания св. синода приурочивались ко времени начиная с недели св. жен мироносиц (§ 30). 32 По Уставу 1883 г. число членов епархиальных духовных советов было определенное – четыре (§ 50).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Palmov/bo...

Погиб митрополит Варненский и Великопреславский Кирилл В Болгарии погиб митрополит Варненский и Великопреславский Кирилл. Как сообщило сегодня Болгарское национальное радио, тело владыки было найдено на берегу моря близ Варны. Рассматривается версия насильственной смерти. 9 июля, 2013 В Болгарии погиб митрополит Варненский и Великопреславский Кирилл. Как сообщило сегодня Болгарское национальное радио, тело владыки было найдено на берегу моря близ Варны. Рассматривается версия насильственной смерти. В Болгарии погиб митрополит Варненский и Великопреславский Кирилл. Как сообщило сегодня Болгарское национальное радио, тело владыки было найдено на берегу моря близ Варны. Рассматривается версия насильственной смерти. Митрополит Кирилл родился 8 июня 1954 года в селе Царев-Брод, Варненской области в Болгарии. В 1968 году поступает в Духовную семинарию в Черепиш. 24 июля 1976 года принимает монашеский постриг.17 декабря 1972 года рукоположен в иеродиакона. По окончании семинарии в 1976 году иеродиакон Кирилл входит в братию Рыльского монастыря. 14 ноября 1976 года рукоположен во иеромонаха и направлен для продолжения образования в Афинский университет. По возвращении в Болгарию 25 декабря 1980 года производится во архимандрита и получает назначение на должность протосингела Сливенской епархии. 12 июля 1981 получает диплом об окончании заочного курса Софийской Духовной Академии. 1 июня 1982 года определен настоятелем Болгарского подворья в Москве. 4 сентября 1986 года архимандрит Кирил назначается игуменом Троянского монастыря. С 8 декабря 1987 года — Главный секретарь Святейшего Синода. 26 июня 1988 года архимандрит Кирилл хиротонисан во епископа Стобийского. 19 февраля 1989 года избран и 26 февраля провозглашен митрополитом Варненским и Великопреславским. В 1993—1994 годах временно управлял Неврокопской и Доростольской епархией. С мая 2006 года исполнял обязанности патриарха Болгарского во время госпитализации патриарха Максима. Также, с 14 октября 2006 года по 11 февраля 2007 года был временно управляющим Пловдивской митрополией.

http://pravmir.ru/pogib-mitropolit-varne...

88-89). Здесь, так же как и у Льва Диакона, библейский текст искажен. Именно это схоластическое отождествление и побудило византийцев называть Русь " Рос " , тогда как латияские источники сохраняют правильное наименование Киза;. Так и родилось слово " Россия " (см.: Брим. 1923; Сюзюмов. 1940; Васильев. 1946; Соловьев. 1947; и др.). Что же касается Гога и Магога, то они уже в Апокалипсисе названы народами (XX, 7-8). Начиная с Евсевия, их на протяжении всего средневековья отождествляли с враждебными племенами (Ленорман. 1882). Наиболее распространено было представление о том, что это скифы (Карышковский. 1961, 49), отчего схоластическое сближение с Русью получило еще одно подтверждение. 40. По Льву Диакону, это было 23 июля, но согласно Скилице (304) - 20. 41. По поводу обозначения совета Святослава словом " коментон " существует обширная литература. Все попытки найти корень этого слова в германских и славянских языках оказались тщетными. Не удалось объяснить его происхождение и с помощью тюркских языков (Моравчик. 1951, 225--231). Термин восходит к латинскому сопуешшз, однако после VIII в. он перестал употребляться в значении сходка: в начале Х в. слово меняет значение (см. Ставриду - Зафрака. 1977/1978). Н. Икономидис (1987) считает, что параллельно с греческим термин в его исконном значении существовал в языке романизованного населения Подунавья. По мнению ученого, именно от местных лазутчиков ромеи узнали о совете у Святослава. Ср. Скилица, 460. 42. В " Повести временных лет " (51) тоже говорится о совещании у Святослава и также приведено мнение сторонников заключения мира: " аще не сотворим мира со царем, а увесть царь яко мало нас есть пришедшие оступятъ ны во граде. А русска земля далече " . 43. Воинственные слова, влагаемые Диаконом в уста Святослава, очень близки к его речи в изложении " Повести временных лет " (50): " Уже нам нъкамо ся дъвти, волею и неволею стати противу; да не посрамимъ землъ Рускиъ, но ляжемъ костьми, мертвые бо срама не имамъ. Аще ли побъвгнемъ, срамъ имамъ. Не имамъ убъжати, но станемъ крепко, аз же предъ вами пойду: аще моя глава ляжетъ, то промыслите собою " . Эту речь, безусловно, следует связывать не с переяславецкой, как в летописи, а с доростольскои битвой (Карышковский. 1954, 175, и ел.). Сходство речи Святослава у Льва Диакона и в " Повести " - важный аргумент теории А. А. Шахматова (121-130; 465-468) о болгарском источнике русской летописи.

http://sedmitza.ru/lib/text/433437/

Се же имейте, во истину, якоже створихом ныне к вам, написахом на харатьи сей и своими печатьми запечатахом» 109 . Этим противнем старого договора летописец наш заканчивает совершенно рассказ свой о подвигах Святослава в Болгарии, быть может, желая показать, что ничего неблагополучного с Русскими там не случилось. Но если и были известны ему условия мира, собственно доростольские, то он скрывает их напрасно, потому что условия эти, предложенные Цимисхию самим Святославом, стало быть, не особенно унизительные для князя Руссов, состоят, по Льву диакону, в следующем: «Тавроскифы уступят Доростол Римлянам, отдадут пленных, выйдут из Мисии и возвратятся на Русь. Римляне, с своей стороны, не будут препятствовать их возвращению водою в отечество и нападать на русские ладьи своими огненосными судами. Сверх того, император должен вспомоществовать им хлебом, и считать друзьями тех Руссов, которые прибудут для торговли в Царьград, как было постановлено в древние времена» 110 . Чего же еще мог желать побежденный Святослав? Не уступки ли ему победителем Цимисхием всей Болгарии? Князь Руссов, если, действительно, не чувствовал себя довольным, то должен был казаться таким, по крайней мере, в день первого и последнего свидания своего с императором греческим – свидания, рассказ о котором, принадлежащий Льву диакону, сохранил нам, между прочим, описание наружности нашего героя. Вот этот рассказ: «Когда мир был заключен, то Святослав желал иметь свидание и говорить с императором. Иоанн на это согласился и, в вызолоченых доспехах, воссев на коня, прибыл к берегу Истра; за ним следовал многочисленный отряд вооруженных всадников, в блестящих, золотом покрытых, одеждах. Тогда увидели Святослава, плывшего по Истру в скифской ладье и действовавшего веслом наравне с другими гребцами 111 . Он был среднего роста и его нельзя было назвать ни очень высоким, ни слишком малым. Он имел плоский нос, глаза голубые, с густыми бровями, мало волос на бороде и длинные косматые усы. Все волосы на его голове были выстрижены, кроме одного локона висевшего по обеим сторонам (?): это означало знатность его рода.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

В 1844 г. Н. самовольно покинул Афон и вернулся в Стамбул, где продолжил борьбу за болгарскую церковную автономию, получив поддержку влиятельной при дворе Абдул-Меджида I польск. эмиграции. Ее лидер М. Чайковский видел в К-польской Патриархии опору политики России в Османской империи и стремился ослабить ее влияние. Меморандум, составленный Н. совместно с Чайковским и адресованный султану, содержал развернутый план по предоставлению церковной автономии болгарам. План предполагал поставление на местные кафедры архиереев-болгар, введение образования и издание книг и газет на болг. языке, возможность судебной защиты от произвола архиереев-греков и прямого обращения болг. населения к султану. Общение с поляками и проживание в миссии ордена лазаристов в Стамбуле стали поводом для распространения греч. духовенством слухов о переходе Н. и его соратника Илариона (Михайловского ; впосл. митрополит Тырновский) в католичество, поэтому меморандум Н. в 1845 г. не получил поддержки болг. представителей в созванном османским правительством Народном собрании. Деятельность Н. способствовала усилению в болг. землях конфликтов местного населения с греч. архиереями, поэтому под предлогом назначения митрополитом Трапезундским он был вызван в К-польскую Патриархию и вновь заточен в Великой Лавре на Афоне, затем - в Хиландаре, где и скончался. Во время заточения Н. написал ряд писем и ярких патриотических произведений, сохраненных его учеником диак. Григорием (Немцовым ; впосл. митрополит Доростольский и Червенский), в т. ч. «Плач бедной Матери-Болгарии», «Просвещенный европеец, полумертвая мать-Болгария и сын-болгарин» и др. произведения в форме диалогов и разговоров между вымышленными и реальными персонажами - стамбульскими и тырновскими болгарами, грекофилами и др. Н. оставил незавершенными биографию С. Вогоридиса, собственное краткое жизнеописание и богатое эпистолярное наследие. В сочинениях он развивал идеи церковно-культурной автономии болгар под протекторатом султана в противовес засилью греков-фанариотов.

http://pravenc.ru/text/2564986.html

Византийцы (Scylitz.=Cedren., II, 401) сообщают нам следующий в высшей степени интересный и важный Факт: «Когда Цимисхий держал Доростол в осаде, в греческий лагерь прибыли послы из Константии ( Κωνσταντεας) и других крепостей, находящихся на той стороне Дуная, и, прося прощения за зло, предавали себя в руки вместе с укреплениями». Мы хорошо знаем, где находилась эта Константия. По словам Приска (Histor. Gr. min. ed. Dindorf. I, 277) город Мезии Марг (Μργος) лежал на реке Истре против крепости Константии (ντιρ Κωνσταντας φρουρου), находящейся на противоположном берегу. Симокатта (hist. VII 10, р. 262, 26 sq. de Boor.) говорит о Константиоле, находившейся вблизи Сингидона, то есть, теперешней столицы Сербского княжества, Белграда. Что касается Марга, то следы его находятся у нынешнего Костолаца (castellum? См. Böcking, Notit. dignit., I, 484). Отсюда мы видим, как далеко на запад заходили волны движения, во главе которого стоял Святослав, ибо обратное движение на левом берегу Дуная, простиравшееся едва не до Тисы, предполагает так же далеко достигавшее завоевательное движение с начала – и конечно, сколько на северной, столько же и на южной стороне Дуная. Предание русской летописи о 80 городах по Дунаю, завоеванных Святославом, имеет за себя большую достоверность, чем дальнейшие легендарные или же наивно-хвастливые рассказы о его борьбе с Цимисхием, идущие, может быть, из источника, не одинакового с прочими летописными отметками. Указанный факт сильно подрывает основательность некоторых мнений, высказанных новейшими исследователями. Но для нас здесь важно только то, что он дает нам новое право предполагать крепость Клемады, находившуюся, очевидно, ближе к Орсове, чем к Доростолу, в числе тех 80 городов, в которых Святослав взимал дань «на Грьцех». Может быть, в числе послов, пришедших в Доростольский лагерь Цимисхия с изявлением раскаяния и покорности, находился и посланец нашего топарха. V. Хождение Апостола Андрея в мтране Мирмидонян 168 Исполняя принятое в одной из прежних наших статей 169 намерение, мы сделаем свод исторических известий, относящихся к путешествию апостола Андрея по северным берегам Понта, а также и апокрифических сказаний о «хождениях» этого апостола 170 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

Что касается епархий княжества, то они обнимают целые уезды (околии) одного или нескольких округов и в церковно-административном отношении делятся на архиерейские наместничества и энории (приходы). Всех епархий в княжестве одиннадцать 29 : 1) Софийская (с наместничествами в Кюстендиле, Трне, Радомире и Цариброде); 2) Пловдивская или Филиппопольская (с наместничествами в Татар-Пазарджике, Карлове и Панагюрище, Станимаке, Хаскове, Пещере и Брезове); 3) Терновская (с наместничествами в Свищове, Елене, Севлиеве, Габрове, Дренове и Горней Ореховице); 4) Доростольская и Червенская (с наместничествами в Силистрии, Разграде и Тутракане); 5) Варненская и Преславская (с наместничествами в Шумне, Провадии и Добричи); 6) Видинская (с наместничествами в Берковице, Белоградчике, Куле и Лом-Паланке); 7) Врачанская (с наместничествами в Плевне и Орехове); 8) Сливенская (с наместничествами в Бургасе, Ямболе, Каваклии и Котеле); 9) Самоковская (с наместничествами в Дубнице и Ихтимане); 10) Ловчанская (с наместничествами в Орхание, Тетевене и Пирдопе) и 11) Старо-Загорская (с наместничествами в Казанлыке, Чирпане и Новой Загоре и Харманли). В случае если Самоковская и Ловчанская епархии овдовеют, они должны быть присоединены, по усмотрению св. синода и с одобрения правительства к ближайшим соседним. Целым экзархатом управляет св. синод, а каждой из епархий митрополиты, в ведении которых состоят архиерейские наместники, по одному в каждом из только что поименованных городов епархии. Св. синод есть высшая духовная власть болгарской церкви и состоит из экзарха и членов присутствующих: председательствует экзарх, а в его отсутствие один из синодальных членов, кого он назначит быть своим заместителем. Присутствующими в св. синоде членами могут быть – по канонам – все епархиальные архиереи экзрахата. Но так как всем невозможно постоянно присутствовать в синоде, то избираются из них только четверо, которые и являются представителями от лица остальных во всем, что относится до общего управления экзархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Palmov/bo...

Адрианополь, Мустафу-пашу, Чирмен, Лозенград, Виза, Баба-ески, Бунар-хисар, Хапса, Къзъл-агач, Чокя, Монастира и Искюдар; 3) произвести некоторые измения и в епархиях нынешнего княжества Болгарии и Восточной-Румелии – Рущукскую епархию соединить с Силистрийской (титул митрополита «Доростольский и Червенский»), к Варненской епархии прибавить казу (уезд) Провад, а Преславской – казу Ени-Пазар и все северные села Месемврийской казы (обе эти епрахии соединяются и митрополит носит титул «Преславский и Варненский»), Сливно и Ямбол с нахиями (волостями) и казами (уездами) – Новай, Карнобать, Айтос, Бургас; а также все села на юге от Балкан каз месемврийской, анхиальской и созопольской вместе с Новой Загорой включить в состав новой епархии, митрополит который носит титул «Сливненский»; из Ески-Загры, Чирпань и Казанлык с казами составить новую епархию, архиерей которой носит титул «Загорский»; а Пловдивскую (Филиппопольскую) епархию оставить с казами – Пловдив, Хаскиой, Пазарджик и Аха-челеби (см. в цит. статье г. Шопова «Първий български народен събор в Цариград» в «Библиотека», кн. XI, стр. 33). Некоторые из вышеуказанных епархий в настоящее время остаются незамещенными (Воденская и Полянинская, Велесская и Струмицкая, Пелагонийска и Могленская, Адрианопольская, Касторийская), а некоторые уже вычеркнуты из границ болгаского экзархата (Нишская и Пиротская, равно и Кюстендильская, из коих первые две по берлинскому трактату включены в состав сербского королевства и след. сербского церковно-административного округа, а последняя – Кюстендильская, вследствие сокращения ее границ в пределах княжества, по отделении некоторой ее части к Турции на основании берлинского трактата, поделена между другими епархиями экзархата частию в Болгарии и частью в турецкой Македонии). 11 В коммиссии, составлявшей проект настоящего устава, настойчиво поддерживалось (напр. г. Крестовичем и др.) мнение о необходимости пожизненного избрания экзарха. См. в вышеупомянутой статье г. Шопова «Библиотека» кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Palmov/bo...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010