Настоятель подворья Русской Церкви в Софии поздравил митрополита Старозагорского Киприана с тезоименитством 2 сентября 2021 г. 12:55 31 августа 2021 года, в день, когда  Болгарская Православная Церковь  чествовала священномученика Киприана Карфагенского, настоятель подворья Русской Православной Церкви в Софии  архимандрит Вассиан (Змеев)  по приглашению митрополита Старозагорского Киприана принял участие в торжествах, посвященных дню памяти его небесного покровителя. Накануне перед началом вечернего богослужения митрополит Старозагорский Киприан, игумен Троянского и Бачковского монастырей епископ Величский Сионий, духовенство и молящиеся торжественно встретили частицу мощей святителя Киприана Карфагенского, которую привез в кафедральный собор Старой Загоры митрополит Доростольский Иаков. После краткого литийного шествия началась вечерня, которую возглавил митрополит Доростольский Иаков. Владыке Иакову сослужили протосингел Доростольской митрополии протопресвитер Добрий Чаков, представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Болгарском архимандрит Вассиан, наместник монастыря в честь Рождества Христова на Шипке игумен Панкратий. 31 августа Божественную литургию в кафедральном соборе в честь святителя Николая Чудотворца возглавил митрополит Старозагорский Киприан в сослужении митрополита Пловдивского Николая, митрополита Доростольского Иакова, епископа Величского Сиония и епископа Знепольского Арсения. В числе сослужившего иерархам духовенства были протосингел Доростольской митрополии протопресвитер Добрий Чаков, представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Болгарском архимандрит Вассиан (Змеев), протосингел Старозагорской митрополии архимандрит Богослов (Димитров), наместник монастыря в честь Рождества Христова на Шипке игумен Панкратий (Гузов). По окончании Литургии митрополит Пловдивский Николай огласил приветственное слово  Патриарха Болгарского Неофита , адресованное митрополиту Киприану по случаю его дня тезоименитства. В ответном слове митрополит Киприан поблагодарил Его Святейшество и членов Священного Синода Болгарской Православной Церкви за поздравления и молитвы. Митрополита Киприана также поздравил представитель Патриарха Московского и всея Руси архимандрит Вассиан и вручил ему памятный подарок — крест и панагию. От лица духовенства Старозагорской митрополии со словами поздравления к митрополиту Киприану обратился архимандрит Богослов (Димитров), который преподнес владыке икону с изображением священномученика Киприана, сообщает  сайт подворья Русской Православной Церкви в Софии . Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5840098.ht...

По единогласному избранию Св. Синода, был управляющим Софийской епархией, неоднократно бывал председателем Св. Синода. От рокового для Болгарии дня 9 августа 1886 г. начался ряд печальных годов для покойного митрополита. Ему пришлось много перестрадать и вынести целый ряд гонений, когда водворился в стране режим Стамбулова. Не мог митрополит Климент оставаться хладнокровным зрителем явной гибели своей родины, и он открыто и ревностно повел борьбу против Стамбулова. Могуче раздавалось его пастырское слово, как в храмах Божиих, так и вне их, в обществе. За такую ревность по благе народа и церкви митрополит Климент, наряду с вынесенными им различными видами насилия, подвергнут был жестокому одиночному заключению в Петропавловском, и потом в Гложенском монастырях и перенес жестокие пытки и истязания, причинившие ему тот мучительный недуг, который прекратил драгоценную для болгарского народа его жизнь. Едва разнеслась в столице Болгарии печальная весть о кончине митрополита Климента, как многочисленные почитатели собрались в дом, где лежал почивший. Министерства и городские присутственные места вывесили черные флаги. Совет министров решил принять погребение почившего архипастыря на государственный счет. Погребение совершено с большой торжественностью, при участии синодальных членов-митрополитов, многочисленного духовенства, в присутствии властей гражданских и массы народа. 11 июля тело почившего перенесено было в Софийский кафедральный собор, отслужены литургия и панихида, произнесено слово о заслугах почившего для церкви, отечества и литературы. 12 июля гроб с телом почившего митрополита перевезен был из Софии в Тернов с траурным Терновская епархия осталась вдовствующею. Св. Синод, согласно 38 § экзархийского устава, назначил Высокопреосвященного Василия, митрополита Доростольского и Червенского наместником Терновской епархии с поручением, согласно уставу, произвести выборы канонического иерарха во вдовствующую епархию. Выборы произведены в Тернове 29 июля, после торжественно совершенной в кафедральном храме литургии и панихиды на могиле почившего иерарха.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Делегация Русской Церкви прибыла в Софию на торжества в честь 100-летия великого освящения Никольского храма-подворья 28 ноября 2014 г. 09:28 27 ноября 2014 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Софию прибыла делегация Русской Православной Церкви во главе с митрополитом Екатеринбургским и Верхотурским Кириллом для участия в торжествах, приуроченных к 100-летию великого освящения русского храма-подворья во имя святителя Николая Мирликийского. В состав делегации также вошли личный секретарь митрополита Кирилла В.Д. Сурмяк и сотрудник секретариата ОВЦС по межправославным отношениям А.Ю. Хошев. В аэропорту гостей встречали митрополит Варненский и Великопреславский Иоанн, настоятель подворья Патриарха Московского и всея Руси в болгарской столице архимандрит Филипп (Васильцев) , а также второй секретарь Посольства Российской Федерации в Болгарии Е. Приходько. Митрополит Кирилл посетил подворье Русской Православной Церкви, где в крипте храма совершил литию на месте упокоения архиепископа Богучарского Серафима (Соболева). Русский храм святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, был заложен 15 сентября 1907 года великим князем Владимиром Александровичем (сыном императора Александра II). Церковь при Посольстве Российской империи в Софии возводилась по проекту академика М.Т. Преображенского в стиле московской церковной архитектуры XVII века. Строительство было завершено в 1911 году. Во внутреннем убранстве привлекают внимание образы Спасителя, Богородицы и святого Александра Невского, являющиеся копиями с икон кисти В.М. Васнецова, а также храмовый образ святителя Николая Чудотворца — список с работы М.В. Нестерова. 24 ноября 1914 года при большом стечении народа, в присутствии российских и иностранных дипломатов, чин великого освящения храма совершил митрополит Доростольский и Червенский Василий, замещавший тяжело больного Экзарха Болгарского Иосифа I. В разное время в Никольском храме-подворье служили архиепископ Серафим (Соболев), протопресвитер Георгий Шавельский, протоиерей Всеволод Шпиллер, протоиерей Андрей Ливен. Здесь пел знаменитый казачий хор Жарова. К юбилею на подворье были осуществлены реставрация фресковой живописи и ремонт внешнего фасада. В юбилейный комитет по подготовке торжеств по случаю 100-летия великого освящения Никольского храма-подворья как сопредседатель с болгарской стороны вошел Глава Царского дома Болгарии царь Симеон. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/3856962.ht...

Правитель Доростола Капитолин, назначенный имп. Юлианом, решил устроить по соглашению с местной знатью празднество в честь языческих богов и заготовил все необходимое для жертвоприношений. Ночью Е. проник в храм, разбил идолов и алтари, разбросал приготовленные жертвы и скрылся. Капитолин начал поиски виновника. По подозрению был схвачен некий крестьянин, которого подвергли публичной пытке. Тогда присутствовавший при этом Е. сознался в содеянном. Когда Е. привели к Капитолину, тот не поверил, что Е. совершил преступление в одиночку и по собственному почину, и повелел бить Е. воловьими жилами, чтобы он выдал сообщников и организатора. Однако Капитолин не смог ничего узнать от Е. и тогда приказал заживо сжечь его за городом, на берегу Дуная. Поначалу огонь не причинил вреда Е., а, напротив, опалил мн. находившихся поблизости служителей Капитолина. Мученик, стоя в пылающем костре, обратился на восток с молитвой, чтобы Господь принял его душу, после чего безболезненно скончался. Поддавшись уговорам своей жены-христианки, Капитолин разрешил христианам взять тело Е. и похоронить его в местности Гидина (Γηδινς). История почитания Е. Кроме упоминания в Пасхальной хронике о к-польской ц. во имя Е. сведения о ней содержатся также у Георгия Кедрина , к-рый сообщает о перестройке пришедшего в ветхость храма имп. Василием I Македонянином (867-886). О посвящении церкви именно Е. Доростольскому свидетельствуют Типикон Великой ц. и Синаксарь К-польской ц. кон. X в., к-рый заимствовал из него литургические указания. Синаксарные заметки о Е. базируются на тексте его Мученичества, однако нередко уточняют, следуя блж. Феодориту Кирскому, что Капитолин был викарием Фракии. В стишных синаксарях в честь Е. приводится 3 стиха, как и особо чтимым святым. Прп. Иосиф Песнописец († 886) составил канон в честь Е., где прославляет его как чудотворца и говорит о мироточении его мощей в К-поле. В Синаксаре К-польской ц. память Е. значится не 16 июля (указанный в Мученичестве день кончины), а 18 (дата погребения Е.?). Под 18 июля память Е. фигурирует и в Мартирологе блж. Иеронима (1-я пол. V в.). Из всех составителей каролингских Мартирологов эту дату сохранил только Узуард. В XVIII в. болландист Иоанн Пиний указывал на известную ему арабо-егип. рукопись, содержащую Мартиролог, в к-ром отмечалась память Е. (ActaSS. Iul. T. 4. P. 370). Речь идет, по всей видимости, об араб. Александрийском синаксаре (копт. редакции Арабо-яковитского синаксаря). Однако в известных в наст. время рукописях различных редакций этого синаксаря, равно как и в его новейших изданиях, заметок о Е. нет.

http://pravenc.ru/text/189945.html

Синод, а другая министру исповеданий. Экзарх, или заместитель его, представляет полученный акт Св. Синоду, который, в случае правильности выборов, утверждает его и составляет о том нужный протокол; а в случае обнаружения неправильностей относительно выбора кассирует его с изложением причин кассации и предписывает произвести новые выборы. А как только епархиальные выборы будут одобрены, Св. Синод, в первое после того воскресенье, собирается в церкви и, после совершения приличествующего молитвословия, в присутствии народа, канонически избирает одного из двух кандидатов в архиереи, о чём и составляется особый акт, подписываемый всеми членами Св. Синода. Затем, в особо назначенный день следует хиротония новоизбранного во епископа, которую, как и окончательное избрание, может совершить, в случае нужды, экзарх с двумя синодальными членами, уполномоченными для этой цели остальными членами. Новоназначенного архиерея экзарх вместе с Св. Синодом рекомендует епархии особым синодальным посланием, которое читается в церквах епархии, а правительство, по получении извещения от экзарха, издаёт особый указ и уведомляет о том местные власти. Перемещение архиереев с одной кафедры на другую запре- —506— щается, равно как запрещается и посвящение епископа без определённой епархии. Допускается только для престарелых или больных епархиальных архиереев, чтобы по их ли желанию, или по распоряжению Св. Синода, в помощники им были рукополагаемы епископы из списка кандидатов архиерейства 798 . Таков порядок избрания митрополитов в Болгарии. Он соблюдён был и при избрании митрополита Мефодия. Именно, 23 июля Св. Синод болгарской церкви в составе председателя болгарского экзарха Иосифа и двух уполномоченных, согласно примечанию к 45-му § экзархийского устава, синодальных членов высокопреосвященных митрополитов Самоковского Досифея и Врачанского Константина, имевших голоса и остальных двух членов Синода, высокопреосвященных Доростольского и Червенского Григория и Варненского и Преславского Симеона, имел заседание в экзархийском доме в Константинополе.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

как пансионер митрополита Григория. Именно в то время первые болгарские архиереи только что вступали в свои епархии. Молодой богослов был рукоположен в диакона 27 июля 1872 г. и отправился с Иларионом макариопольским в качестве архидиакона при терновской митрополии. После смерти старца Илариона, он отправился к своему благодетелю, рущукскому митрополиту. В 1879 г. митрополит Григорий отправил Василия в Германию для продолжения богословского и философского образования. С 1879 до 1884 г. Василий пробыл в Мюнхене, Лейпциге и Гейдельберге. В гельдельбергском университете выдержал с отличием докторский экзамен по философии и получить диплом доктора философии. По возвращении в Болгарию, он был назначен, с согласия Св. Синода, протосингелом доростольско-червенской митрополии, в каковом сане и оставался до рукоположения своего митрополитом той же епархии. После присоединения к православию болгарского престолонаследника, архимандрит Василий был назначен духовным воспитателем молодого православного князя. Нужно заметить, что архимандрит Василий был избран еще в 1891 г. в митрополита софийской епархии, но он не принял этого назначения по чисто внутренним причинам: он не хотел жить отдельно от своего благодетеля, которому обязан своим воспитанием и образованием и которому вместе с личною преданностью хотел засвидетельствовать свою безграничную признательность. 2706 10 июля 1899 г. Св. Синод болгарский закрыл свои летние заседания. Члены Синода высокопреосвященные митрополиты Симеон варненский и Константин врачанский прямо из г. Софии отправились в Константинополь для рукоположения архимандрита Василия в архиерейский сан, a прочие отбыли в свои епархии. Из распоряжений Св. Синода отметим следующие два, касающиеся духовного просвещения. Во-первых, Св. Синод учредил премию в 4 тыс. левов (франков) за лучшее сочинение по истории —470— болгарской церкви от ее начала до настоящего времени. Срок конкурса 4 года. Во-вторых, для того, чтобы доставить возможность болгарским уроженцам получить богословское образование в России, Св.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—468— вдовствующей доростольско-червенской епархии архимандрита Василия. 25 июля в болгарской церкви Св. Стефана божественную литургию совершал экзарх в сослужении с вышеозначенными членами Св. Синода, а также с пелагонийским митрополитом Григорием, экзархийским протосингелом архимандритом Неофитом и остальным столичным духовенством. За литургией совершена хиротония архимандрита Василия в епископство, в присутствии княжеская агента г. Гешова и всего персонала агентства, экзархийских чиновников, учителей семинарии с ректором Кандиларовым во главе, видных болгарских торговцев и множества народа. После литургии благословение народу преподавал новый митрополит достольско-червенский. По случаю возведения в сан митрополита, высокопреосвященный Василий принимал поздравления от всех присутствующих, а равно получил множество поздравительных телеграмм, из коих отметим телеграммы от князя Фердинанда, от престолонаследника княжича Бориса и княжича Кирилла, от лиц гражданской и военной свиты, от высокопреосвященного митрополита Максима, управляющего ловчанской епархией. 2704 10 августа новорукоположенный митрополит Василий отправился из Константинополя чрез г. Софию в свой кафедральный город Рущук, где ему была приготовлена блестящая встреча. 2705 Новорукоположенный митрополит Василий родился в 1848 г. в Константинополе. Родители его православные болгары были родом из Малого Чифлика близ Тернова. Первоначальное образование получил в болгарском училище при церкви Св. Стефана в Фанаре, под руководством Илариона макариопольского, тогдашнего настоятеля церкви и учителя. После заточения митрополита Илариона, Василия принял под свое покровительство высокопреосвященный Григорий, митрополит доростольский и червенский. Вместе с другими тремя болгарами-юношами, Василий был отправлен, при содействии сербского дипломатического агентства, в Белград, где поступил в гимназию в 1861 г. и окончил курс в 1865 г. В 1866 г. —469— поступил в халкинское богословское училище, в котором окончил богословские науки в 1872 г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Евфросиния Александрийская , прп. (25 сентября/8 октября; 15/28 февраля) Евфросиния Московская – см. Евдокия Московская Евфросиния Полоцкая (до крещения княжна Предислава), прп., игумения (23 мая/5 июня) Евфросиния (в иночестве Евпраксия) Рязанская (5/18 июня) Екатерина Александрийская , дева, вмц. (24 ноября/7 декабря) Ексакустодиан (Константин) Ефесский , отрок (4/17 августа; 22 октября/4 ноября) Елеазар Анзерский (Севрюков), прп. (13/26 января) Елеазар Иерусалимский , мч., учитель мчч. Маккавеев (1/14 августа) Елеазар Маккавей , мч. (1/14 августа) Елевферий Иллирийский , Римский, еп., сщмч. (15/28 декабря) Елезвой Ефиопский , царь (24 октября/6 ноября) Елена Константинопольская , равноап., царица, мать имп. Константина Великого (6/19 марта; 21 мая/3 июня) Елисавета Феодоровна , Алапаевская, вел. княгиня, прмц. (5/18 июля; в воскресенье после 25 января [новомуч.]) Елисавета , прав., мать св. Иоанна Предтечи (5/18 сентября) Елисей , пророк, ученик и преемник пророка Илии (14/27 июня) Елпидий Херсонесский , еп., сщмч. (7/20 марта) Елпидифор Персидский , мч. (2/15 ноября) Емилиан Доростольский , мч. (18/31 июля) Емилиан Кизический , еп., исповедник (8/21 января; 8/21 августа) Енравот-Боян Болгарский , мч. (27 марта/9 апреля) Епенет , ап. от 70-ти, еп. Карфагенский (4/17 января ап.]; 30 июля/12 августа) Епистимия Емесская (Финикийская), мч. (5/18 ноября) Епифаний Кипрский , еп. (12/25 мая) Еразм Печерский , прп., в Ближних (Антониевых) пещерах (24 февраля/9 марта; 28 сентября/11 октября [Печер.]) Еразм Охридский , сщмч. (2/15 июня) Ераст , ап. от 70-ти, еп. Панеадский (4/17 января ап.]; 10/23 ноября) Ерм (Ермий), ап. от 70-ти, еп. Далматский, сщмч. (4/17 января ап.]; 8/21 апреля; 31 мая/13 июня) Ермий Команский , мч. (31 мая/13 июня) Ермипп Никомидийский , иерей, сщмч. (26 июля/8 августа) Ермоген Александрийский , епарх, мч. (10/23 декабря) Ермоген Московский и всея России, патр., чудотворец, сщмч. (17 февраля/2 марта; 12/25 мая; 5/18 октября свт.]) Ермократ Никомидийский , иерей, сщмч. (26 июля/8 августа)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В среде ее иерархии, священников и профессоров имеются сторонники экуменического движения. 19. Борьба за мир    Болгарская Православная Церковь вместе с другими Церквами ищет пути к сохранению и упрочению мира на Земле. С трибун конгрессов и конференций в защиту мира неоднократно звучали авторитетные призывы болгарских иерархов и священников к людям всего Мира встать на священную борьбу против развязывания новой войны. Болгарская Православная Церковь принимала самое деятельное участие во Всемирном Конгрессе миролюбивых сил в Москве в 1973 г. и во Всемирной Конференции «Религиозные деятели за прочный мир, разоружение и справедливые отношения между народами», проходившей также в Москве в 1977 г. Святейший Патриарх Максим входил в состав Президиума Конференции.    «Верная своему долгу и светлому прошлому, — свидетельствует митрополит Стара-Загорский Панкратий, — Святая Болгарская Церковь носит в своем сердце и всегда будет хранить заветы Православия и благочестия, беспредельной любви к народу и отечеству, оставленные ей святым Патриархом Евфимием, и будет неустанно радеть о нерушимом единстве Православной Церкви и плодотворном экуменическом сотрудничестве со всеми религиозными общинами и обществами и со всеми христианами во имя торжества дела мира и установления социальной правды среди человечества. Она пребывает и пребудет в верности учению и традициям Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви.    С неизменной любовью и рвением будет она трудиться над воспитанием у своих пасомых глубокого и искреннего уважения ко всем народам на земле, и в особенности к народу русскому, с которым ее связывают узы кровного родства и не раз проявленная им жертвенная братская помощь. Пусть же пребудет нерушимой исконная дружба между Русской и Болгарской Православными Церквами, между нашими народами». Митрополии Болгарской Православной Церкви I. В пределах Болгарии 1. Варненская и Преславская. Кафедра-Варна 2. Велико-Тырновская. Кафедра — Велико-Тырново 3. Видинская. Кафедра-Вида 4. Врачанская. Кафедра — Враца 5. Доростольская и Червенская. Кафедра — Русе 6. Ловчанская. Кафедра-Ловеч 7. Неврокопская. Кафедра-Благоевград 8. Пловдивская. Кафедра-Пловдив 9. Сливенская. Кафедра — Сливен 10. Софийская. Кафедра (резиденция Патриарха) — София 11. Стара-Загорская. Kaфeдpa-Cmapa-ЗaropaII. За пределами Болгарии   Нью-Йоркская. Кафедра-Нью-Йорк

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3554...

Патриарха Иерусалимского при служении величают: μακαριτατος, θειτατος κα παναγιτατος! 37 πικαδος. λυμαχητας... γενθου. κα Φλιππος Μοντνου νθηκαν στρατηγο Νικια... Надпись состоит теперь из 8 строк, из коих последняя имеет только три начальные буквы 38 Особенно этот бедный Олекса наших летописей должен был иметь нужду в подобном подкреплении. Два раза он искал себе спасения в Охриде, разбитый наголову Нормандцами при Дураццо (Диррахие, древнем Епидамне) и при Иоаннине. После первого поражения он, совершенно один, пробирался, укрываясь, через всю Албанию непроходимыми горными ущельями в течение двух дней и достиг Охриды едва живой, весь в крови, разодранный, истерзанный, – обязанный своим спасением только своему превосходному коню. 40 Сообщая в точной копии разобранную часть надписи, мы предоставляем знатокам дела самим угадать, какое слово предшествовало имени Григория. Оно могло состоять только из 7 букв, из коих первые две суть TI, а последние две ΗΣ. Третья буква, судя по характеру письма, может быть только или О, или Θ, или Σ. Никакого подходящего к этому требованию слова греческого, однако же, не оказывается. Останавливаемся на существительном имени ΤΕΘΗΝΟΣ – питатель, воспитатель, попечитель, из которого поэт мог сделать ΤΙΘΗΝΗΣ, ради пущей важности, как говорится у нас. 43 Вот список всех 15 Архиепископов Болгарских, занесенных в Index. 1. Протоген, архиепископ (?) Сардикийский 2. Мефодий 3. Горазд или Конрад 4. Климент Тивериопольский 5. Дамиан – Доростольский 6. Герман или Гавриил, бывший (прежде?) в Водене и Преспе 7. Филипп – в Лихниде (ж. род.) называемой теперь Ахридой 8. Иоанн – и этот в Лихниде 9. Лев, первый из греков, (бывший) делохранитель Великой церкви, построивший нижнюю церковь во имя Св. Софии 10. Феодул (у Дюканжа Феодор), построивший верхнюю великую (?) церковь 11. Иоанн 12. Иоанн 13. Феофилакт 14. Лев Дунг – из Евреев 15. Михаил-Максим скопец. 44 Анна Комнина (Алексиада. Кн. XIII) приписывает переименование Лихнида (озера) в Ахриду «варварам», т.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010