2006; Малое освящение воды. 2007; Молебен общий. 2008), «Триодь церковного пения: Седмичные службы Великого поста» (Литургия Преждеосвященных Даров. 2006; Великое повечерие. 2006; Великий канон св. Андрея Критского. 2006; Часы. Изобразительны. Вечерня. 2006; Вечерня в Неделю вечера. Утреня. Час 1-й. 2007). Вне этих серий подготовлены сборники «Задостойники» (2007-2008. 2 ч.) и «Пение при архиерейском служении» (в печати). Во всех сборниках помещены песнопения в неск. вариантах для смешанных и однородных хоров. В книгах представлены древние распевы и их обработки, выполненные дореволюционными и совр. авторами (Кастальским, Смоленским, Римским-Корсаковым, Потуловым, Архангельским, Г. Ф. Львовским , Д. Н. Соловьёвым, И. И. Смирновым , Д. М. Яичковым , иером. Нафанаилом (Бачкало), диак. Сергием Трубачёвым, архиеп. Ионафаном (Елецких) , архим. Матфеем (Мормылём), Б. М. Феоктистовым, а также композиторами рус. зарубежья). В сборники вошли напевы различных мон-рей (Троице-Сергиевой лавры, Киево-Печерской лавры, Валаамского и Соловецкого мон-рей). Книги содержат указатели источников публикуемых нотных материалов, а также сопроводительные статьи, написанные ведущими специалистами в области церковного пения. Др. направления работы нотной редакции: переиздание синодальных певч. книг, впервые напечатанных в 1772 г. (Праздники нотного пения. 2002, 2004; Обиход нотного пения. 2003); подготовка сборников серии «Праздники» (совместно с отделом богослужебных книг) (Троица: Служба в Неделю Св. Пятидесятницы с последованием коленопреклонения. 2004; Служба св. прав. Иоанну Кронштадтскому: С нотным прил. 2009); публикации собраний духовно-муз. произведений разных авторов ( Римский-Корсаков Н. А. Собрание духовно-муз. сочинений. 2001; переизд. труда преподавателей Придворной певческой капеллы «Всенощное бдение: Древние роспевы в переложении для 4-голосного смешанного хора». 2003); издание песнопений знаменного распева в оригинальной нотации (Канон Пасхи знаменного роспева/Ред.: Г. Б. Печенкин.

http://pravenc.ru/text/293876.html

1050 Афонский распев – речь идет об афонском напеве. В старой церковно-певческой терминологии (до конца XIX в.) термины «распев» и «напев» не были строго разграничены и часто употреблялись один вместо другого. По современной терминологии: 1) распев – это система мелодий с определенными музыкальными законами определенного происхождения, имеющая свои методы согласования с текстом (в русской церковной музыке существует четыре основных распева, содержащих корпус напевов для песнопений различных жанров: стихир, тропарей, ирмосов, прокимнов; это знаменный (или столповой), киевский, греческий и болгарский распевы); 2) напев – это: а) группа мелодий для определенных гимнографических групп песнопений (стихир, тропарей, ирмосов, прокимнов); б) мелодия известного происхождения, местный, областной, монастырский вариант того или иного песнопения (например, московский напев, афонский напев, напев Валаамского монастыря). Наибольшее распространение к середине XIX в. получил так называемый «придворный напев», ставший обязательным для всех церквей, кроме тех, где всегда употреблялись древние распевы (Успенский собор Московского Кремля, собор св. Софии в Новгороде и др.). См.: Гарднер И.А. Указ. соч. Т. 1. С, 129. 1051 Речь идет о письме иеромонаха Викторина (Фролова) из Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне от 16 декабря 1886 г. (см.: ГА РФ. Ф. 550. Оп. 1. Д. 253, Л. 1–2 об. Подлинник. Рукопись). 1052 Речь идет о Коневском Рождественском монастыре, расположенном на острове Коневец на Ладожском озере. 1053 Левитов Павел Васильевич (1877-?), выпускник МДА(1901), кандидат богословия. В 1899–1901 гг. состоял действительным членом студенческого философско-психологического кружка при МДА (см.: Отчет о деятельности студенческого философско-психологического кружка за 1899/1900 и 1900/01 учебные годы/БВ. 1902. Т. 1. 2. С. 411–430). По окончании МДА преподавал греческий язык в Костромской ДС (1902). О П.В. Левитове см.: ЦИАМ. Ф. 229. Оп.4. Д. 2091. Личное дело студента МДА. 1054 Цветков Петр Иванович (1845–1914), профессор МДА по кафедре латинского языка и его словесности (1870–1908), доктор богословия (1891), автор статей о религиозной жизни Запада, Ближнего Востока и переводов с латинского языка. Окончил МДА со степенью кандидата богословия (1868), преподавал латинский язык в МДС (1869), и. д. доцента МДА по латинскому языку (1870–1871). Магистр богословия (1871). Доцент МДА (1871), также преподавал латинский язык в Сергиевской мужской прогимназии и историю с географией в частной женской прогимназии Д.Н. Тихомирова (1876–1878). Экстраординарный профессор МДА (1878); ординарный профессор (1891); член Правления МДА (1893); заслуженный ординарный профессор (1896); председатель Совета Братства прп. Сергия (1903–1905). Основал частную женскую прогимназию (1913). Докторская диссертация «Аврелий Пруденций Клемент» (М., 1890).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Местные особенности певч. оформления В. б. (обиходные распевы, подбор авторской музыки) отражены в различных изданиях. Обиходные напевы зафиксированы в сборниках: Церковные хоры. Ч. 1: Песнопения всенощного бдения/Сост. А. В. Касторский. СПб., 1901. Тверь, 1994р; Октоих, сиречь Осмогласник. М., 1991. [Ч. 3]: Приложение. С. 5-43; Обиход церковного пения/Сост. Г. Н. Дубинкин. М., 1997. С. 5-142; Песнопения всенощного бдения для смеш. хора/Под ред. Г. Н. Лапаева. Тверь, 1997. Значительный певч. материал обобщен проф. архим. Матфеем (Мормылем) в сб. «Всенощное бдение: Неизменяемые песнопения для монастырских хоров» (Серг. П., 1999), куда наряду с сочинениями и гармонизациями классиков рус. церковно-певч. искусства и композиторов Нового направления включены мн. местные напевы (Успенского собора Московского Кремля, Троице-Сергиевой и Киево-Печерской лавр, Соловецкого, Валаамского и Ипатьева мон-рей, Оптиной, Саровской, Зосимовой пустыней) и многочисленные обработки самого составителя. В изд. «Обиход церковного пения. Ч. 1: Всенощное бдение: Неизменяемые песнопения. Осмогласие» для смешанного хора (Ред.-сост. А. Буренина, ред. Н. Грызлова. М., 2004) вошло более 100 песнопений, как одноголосной, так и многоголосной традиции, в т. ч. совр. расшифровки знаменного распева, образцы для распевания библейских песен, монастырские распевы, песнопения осмогласия московской традиции, бытовавшей в Богоявленском Патриаршем Елоховском соборе в 70-80-х гг. ХХ в. В составлении данного сборника участвовали знатоки указанной традиции, московские регенты (Н. А. Мышкин, Г. Б. Печёнкин и др.). С. И. Никитин, Н. Ю. Плотникова Рубрики: Ключевые слова: БИБЛЕЙСКИЕ ПЕСНИ песни Свящ. Писания, пророческие песни,неск. вошедших в богослужебную практику поэтических текстов из ВЗ, а также апокрифического и раннехрист. происхождения АКАФИСТ 1. Хвалебно-догматическое песнопение ко Пресв. Богородице; 2. жанр позднейших церковных песнопений Богородице ВОСКРЕСЕН 1) любое песнопение, посвященное событию Воскресения Господа Иисуса Христа; 2) обозначение неск. стихир воскресных последований Октоиха

http://pravenc.ru/text/155522.html

–А вы были в фотографной? – Нет. – А в водопроводном отделении? А в гранильной? А в позолотной? Оказывается, мы нигде еще не были. Он тотчас же предложил свои услуги проводника, а нам оставалось лишь благодарить. С недоверием относился я к его предложениям, – но в них дышала только чистая любовь и обычная для валаамских иноков готовность всячески служить ближним. Я совсем уж почти был обезоружен. И вот мы начинаем осматривать валаамские заведения... Много везде интересного, – но еще интереснее и важнее сами иноки... Соль-то монастыря «не в бревнах, а в ребрах», как говорит сектантская пословица, – то есть во внутренней, а не во внешней жизни. В заключение путешествия мы приглашены были отцом В. в золотную мастерскую, которою заведует он сам. Отпуская затем нас от себя, он подарил нам на память по иконе. ...Уже заблаговестили к вечерне. Мы вошли в храм: я – на клирос, товарищ – в толпу молящихся. Пением валаамским я был уже теперь прямо очарован, – нет, это «очарован» как-то мало для него, – я был от него в каком-то напряженно-благоговейном восторге. По существу своему валаамские напевы – северно-русская переработка древнего большого знаменного распева. Но так как он поется здесь уже целые столетия, то сделался для иноков родным, и старые монахи любят «свое» пение до ревности. Иногда случится, что на правом или левом клиросе запоют «партесное» по-мирскому, – как выражаются валаамцы про разных Бахметьевых, Львовых, Архангельских и т.д. «Старцы» тотчас поднимают против этого недовольный ропот, и вещь снимается с репертуара. Нынешний игумен, отец П., как я слышал, велел запереть все «партеса» и петь только валаамским распевом. В отце П. сказывается, очевидно, дух знаменитого предшественника его – отца Дамаскина, твердого и энергичного администратора и в то же время великого подвижника. Живой идеал для валаамского и всякого иного игумена! Теперешний отец игумен был еще современником отцу Дамаскину, следовательно, помнит этот чудный образ, почему и в пении блюдет его валаамские традиции.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

29 дек. 1993 г. назначен епископом новообразованной Глуховской и Конотопской (ныне Конотопской) епархии (Сумская обл., Украина). Добился возвращения Церкви знаменитой Глинской в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужской пустыни и стал ее священноархимандритом. 28 июля 1994 г. возведен в сан архиепископа. С 27 авг. 1995 г. И.- управляющий Сумской и Ахтырской епархией УПЦ. Восстановил Сумское пастырско-богословское уч-ще. С апр. 1999 г. И.- епископ Херсонский и Таврический. Совместно с ректоратом Херсонского гос. ун-та учредил международные научные чтения по церковно-исторической тематике. Организовал в епархии ежегодный летний правосл. детский лагерь «Божья пчёлка», встречи правосл. и евангелическо-лютеранской молодежи в Аугсбурге (Германия) и Херсоне. В 2004-2006 гг. в кафедральном Свято-Духовском соборе Херсона практиковал служение т. н. миссионерских литургий с чтением евхаристических молитв на рус. или укр. языках и с кратким пояснением обрядов литургии. 10 окт. 2005 г. вместе с духовенством епархии обратился с открытым письмом к Президенту Украины В. А. Ющенко с требованием отказаться от вмешательства гос-ва во внутреннюю жизнь УПЦ и прекратить гос. политику насильственного отторжения УПЦ от Московского Патриархата, с протестом против антиканонических попыток создания на Украине «единой национальной поместной православной Церкви». 22 нояб. 2006 г. И. был назначен архиепископом Тульчинским и Брацлавским. 28 авг. 2014 г. за Литургией в Киево-Печерской лавре митр. Киевскиии всея Украины Онуфрием возведен в сан митрополита. Член комиссии Свящ. Синода РПЦ по взаимодействию со старообрядческими приходами РПЦ и старообрядцами. Член Богословской комиссии и Комиссии по канонизации святых (до 2007) Свящ. Синода УПЦ. И.- автор многочисленных духовно-муз. сочинений и обработок (более 1600 страниц нотного текста), часть из них опубликована Издательством Московского Патриархата , изд-вом «Музыкальная Украина», Православным центром «Живоносный Источник» (Москва), изд-вом Херсонского гос. ун-та, муниципальным камерным хором «Киев» и др. Наиболее известные муз. произведения И.: обработки «Степенные антифоны утрени древних распевов», «С нами Бог» соловецкого распева, «Ныне силы небесныя» валаамского напева, «Тебе одеющагося» напева Киево-Печерской лавры, а также оригинальные сочинения «Чертог Твой», «Плотию уснув». И. впервые в РПЦ использовал для написания богослужебных песнопений мелодические элементы древнего григорианского пения («Литургия мира»), а также мелодии известных евангелическо-лютеранских гимнов (песни причастников со словами И.). И.- автор «Чернобыльской литургии», посвященной памяти героев-ликвидаторов последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на Украине, и «Гласовой литургии» для общенародного пения, в основу к-рой положены обиходные напевы церковного осмогласия.

http://pravenc.ru/text/578358.html

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. Концерт-проповедь «От покаяния к Воскресению» состоялся 25 марта в Смольном соборе северной столицы. В нем приняли участие Хор духовенства Санкт-Петербургской митрополии (регент — диакон Николай Боткин) и солист Мариинского театра, народный артист России Василий Герелло. Знаменитый баритон впервые осуществил мечту — исполнить духовные песнопения в одном из крупнейших соборов Санкт-Петербурга. Это долго ему не удавалось из-за плотности гастрольного графика. Кроме того, певец впервые встретился с великолепным хором духовенства, который отличается трепетным отношением к слову. Каждое выступление хора — это богослужение. «Вы пришли не просто в концертный зал, а в храм, чтобы через наше пение совершить молитву», — такими словами открыл концерт директор хора диакон Илия Макаров. Он подчеркнул, что место его проведения символично: Смольный собор — Воскресенский. В программе прозвучали великопостные песнопения Павла Чеснокова, Александра Львова, Григория Львовского, Николая Римского-Корсакова и других композиторов, а также «Седе Адам прямо Рая» валаамского распева. Музыкальная композиция, подготовленная специально для этого дня, раскрывает смысл Великого поста, значение произошедших два тысячелетия назад событий Страстной седмицы. Слушатели смогли почувствовать приближающуюся радость Христова Воскресения. Этому помогли комментарии благочинного храмов в вузах Санкт-Петербурга протоиерея Петра Мухина и видеокадры святых мест Палестины, икон, фрагментов православных богослужений. Отец Петр напомнил, что пост — не просто воздержание в пище, а внутренняя перемена человека, «весна души», «путь к жизни вечной». В заключение на сцену поднялся настоятель храма Смоленской иконы Божией Матери протоиерей Виктор Московский. В 1971 году он был участником первого хора тогда еще ленинградского духовенства, а сейчас носит звание заслуженного певчего возрожденного коллектива. «Радостно, что сегодня жизнь хора продолжается», — отметил он и, поблагодарив Василия Герелло за участие в концерте, назвал его выдающимся духовным исполнителем. В завершение певчие вместе с солистом исполнили «Утверди, Господи, святую православную веру». Концерт стал совместным проектом Санкт-Петербургского епархиального управления и ГМП «Исаакиевский собор». Фото Станислава Чабуткина . «Вода живая», 25.03.10

http://old.aquaviva.ru/news/2010-03-25/1...

Нынешний, 1938 год для России в некотором смысле юбилейный, он уже назван Владимировским: девятьсот пятьдесят лет крещения Руси. Владимир «Красное Солнышко»… – связывается с ним и школьное, и сказочное, поэтически легендарное, но это ведь и совсем уж История – началась тут большая, настоящая История России – под солнечным светилом, при солнце! Каков был в действительности этот Владимир, через толщу веков сказать трудно, а вот сияние его, светоносность осталась же, запомнилась. При свете принято христианство и введена Родина из местного во вселенское. Это создало неповторимые явления не только в религиозном, но и во всем творчестве русском. Местное оплодотворено вселенским, но не теряет своеобразия. Зодчие возводят храмы св. Софии в Киеве и Новгороде, позже во Владимире, Пскове, Новгородской области, в самой Москве – византийское сочеталось со славянским. Иконописцы расписывают фресками храмы, те же древние киевские и новгородские святыни, и другие – Успенский собор в Москве, северные Ферапонтовы, Кирилло-Белозерские монастыри. Являются творения и личные – мастеров Дионисия, Андрея Рублева, не говоря уже о живописи тех, чьи имена не сохранились. Русская иконопись ныне справедливо прославлена. Если взять область звука, то поражаешься древности и возвышенному величию музыки в России. Когда русский духовный хор исполняет на концерте в Париже, например, «Покой, Спасе…» знаменитого распева, то ведь перед иностранцем открывается мир новый, а у русского холодок по спине: подумать только, эти и подобные им вещи сочинялись около тысячи лет назад. Напевы, величественные в суровой своей чистоте и неизукра-шенности, написаны «знаменем», т. е. как бы иероглифами, еще нот теперешних не было, звуки изображались рисуночками. И творения эти, несмотря на татарщину, разгромившую Киев, прошли через всю Россию, вошли в церковный обиход не только среднерусских областей, но и Севера: Валаамского монастыря, Соловецкого, всюду принимая местные, своеобразные черты. Разве не может не волновать, что в какой-нибудь обители св. Трифона Печенгского, на берегу Ледовитого океана, где монахи живут полгода при незаходящем солнце, полгода в непрерывной тьме, во времена Иоанна Грозного уже пели древние знаменные распевы, прикочевавшие с юга? А царь Федор Иоаннович – музыкант и композитор знаменных распевов.

http://azbyka.ru/fiction/svjataja-rus-za...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Всенощное бдение Рахманинова 13 мин., 30.11.2017 «Всенощное бдение» — одно из главных сочинений Сергея Рахманинова — появилось как реакция композитора на события Первой мировой войны. Это вершина русской духовной музыки; хоровое произведение, способное встать в один ряд с шедеврами Монтеверди, Перголези и Баха. О том, как создавалась «Всенощная» и что спрятано внутри великого произведения Рахманинова, рассказывает культуролог Виктор Симаков. Жанр произведения Всенощное бдение (всенощная) — православное богослужение, которое совершается накануне воскресных дней (в субботу вечером), а также накануне двунадесятых и некоторых других церковных праздников. Служба возникла еще в Византии в первые века христианства и включала молитвословия, предназначенные для чтения и пения. spbpda/www.flickr.com Всенощное бдение состоит из трех богослужений: вечерни, утрени и первого часа. Вечерня тематически связана с основными вехами ветхозаветной истории — сотворением мира, грехопадением первых людей и надеждой на будущее спасение. Утреня означает наступление новозаветного времени — явление Господа в мир и Его будущее воскресение. Вслед за последним благословением священника читается первый час, служба смиренного, покаянного устремления к Богу. В приходской практике Русской Церкви утреня и первый час совершаются не ранним утром, а сразу после вечерни, так что само словосочетание «всенощное бдение» (т. е. ночное бдение) является скорее данью традиции. Во всенощной есть неизменяемая часть, которая состоит из гимнов и псалмов, и изменяемая, приуроченная к определенным праздникам. Известны византийские тексты всенощных, принадлежащие Иоанну Златоусту, Иоанну Дамаскину, Феодору Студиту. Подробнее о  богослужении Всенощное бдение читайте здесь . На Руси всенощное бдение появилось в XI веке. Его музыкальное оформление соответствовало общецерковным традициям: сначала это были одноголосные (знаменные, демественные, путевые) распевы; с XVI века одноголосие сменилось многоголосием. В дальнейшем стиль исполнения всенощной соответствовал общецерковному, последовательно отражая все актуальные музыкальные моды. В наши дни в церквях можно услышать разные по стилистике варианты всенощной, в том числе и древнего знаменного распева (например, в Валаамском монастыре).

http://foma.ru/vsenoshhnoe-bdenie-rahman...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Фото Марины Куракиной Поющий Валаам 10 мин., 04.08.2017 Когда-то тут были одни скалы, и первые насельники просили паломников приносить с собой... землю. Земля была лучшим подарком. Увертюра Когда выходишь в открытую Ладогу, вокруг не видно берегов, и кажется, что идешь в открытом море. Действительно, чтобы оказаться на Валааме, надо пересечь море… житейское море, море своих переживаний, маленьких неурядиц и больших проблем, море суеты и хаоса. А после этого взойдет солнце и ты окажешься на дивном острове, где сосны подступают к самой воде, и заросшие ими скалы напоминают макушку человека с густой шевелюрой. Почему-то у меня – хотя я была на Валааме и в погожие дни, и в ненастье (и чаще все-таки в ненастье) – остров ассоциируется именно с солнцем, проглянувшим из-за туч или сквозящим через листву, скрывающимся за серой поволокой с резкими линиями чаек или спускающимся в воду невероятным по красоте закатом… Фото Марины Куракиной С чем сравнить мир и покой, постепенно разливающийся в душе с той самой минуты, когда ты выглянул в поцарапанный иллюминатор и увидел старенькие доски причала? Разве с молитвенным пением, наполняющим мощным ровным звуком все твое существо. Льется струей из высокого окна свет в Спасо-Преображенском соборе, стелются по древним стенам долгие звуки валаамского распева. Братия поет, идет всенощная, время останавливается, оно теряет свои границы, и кажется, ты сам растворяешься в каком-то ином измерении. Многим известно, что валаамские монахи - хоть и встречают всех с улыбкой, и здороваются, проходя мимо, и не раздражаются огромным очередям на исповедь и страшной суете на входе в центральный собор обители – вздыхают с облегчением, когда паломнический сезон заканчивается, и жизнь острова входит в привычное русло. Фото Марины Куракиной Вот уже третий год с 28 по 30 июля количество туристов и паломников достигает полутора тысяч в день. Более двухсот певчих приплывают на Валаам, чтобы участвовать в фестивале православного пения «Просветитель», который призван знакомить людей с церковной певческой культурой. Концерты проходят в храмах и скитах острова и на Певческом поле, специально организованном для фестиваля рядом с главным монастырским каре. Репетиции – на сцене и под открытым небом, на пригорках и теплоходах. Ну и, конечно, поток туристов на остров в эти дни увеличивается в несколько раз. Фото Марины Куракиной

http://foma.ru/poyushhiy-valaam.html

— Как начался ваш путь служения церковному искусству? — На Рождество Христово 1988 года митрополит Минский и Слуцкий Филарет впервые пригласил лицейский хор мальчиков выступить в Минском епархиальном управлении. — А кто был инициатором того, что Патриарший Экзарх Беларуси пригласил именно ваш хор? — В число первых сестер милосердия сестричества при кафедральном соборе вошла Валерия Максимовна Левицкая, она преподавала у нас в лицее музлитературу. И как-то на собрании сестер Владыка поинтересовался, какие хоры могли бы принять участие в епархиальных мероприятиях и в церковных службах. Она и предложила хор мальчиков. Секретарь Владыки (тогда это был священник Иоанн Хорошевич) позвонил мне и пригласил нас. Так и состоялось наше первое знакомство с Митрополитом. После Владыка постоянно благословлял нас петь на службах в кафедральном соборе и на концертах для гостей епархии. А мой второй, юношеский хор благословил по субботам петь на богослужении в епархиальном домовом храме. Хор лицея в ожидании Патриарха Алексия Вот у меня сохранилось фото, как в дни празднования 1000-летия Крещения Руси хор юношей лицея готовится приветствовать Патриарха Алексия и митрополита Филарета, которые, направляясь в кафедральный собор Минска, проходили мимо здания консерватории. Нас вызывали «на ковер» к директору: мол, родители жалуются, что вы детей насильно в церковь ведете Время 1980-х было, знаете ли, непростое. Когда мы стали петь на службах в соборе, меня постоянно отчитывали и ругали на работе, вызывали «на ковер» к директору: мол, родители жалуются, что вы детей насильно в церковь ведете. Еще «клеймили», что исполняла духовную музыку, заставляли исключить ее из репертуара хора. Очень сильное шло сопротивление. — А как ребята на самом деле относились? — Им нравилось. Более того, родители были благодарны за то, что их дети приобщаются к духовной музыке. И очень положительную роль сыграло то, что к тому времени я накопила партитуры духовных песнопений, их же нигде было не найти. Архангельского «Милосердия двери…», Бортнянского «Сей день…» для мужского состава, что-то из Валаамского распева — весь этот репертуар я с мальчиками разучивала.

http://pravoslavie.ru/148521.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010