В Восточном административном округе Москвы состоялся смотр церковных хоров Москва, 22 ноября 2004 г. По благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия в Восточном административном округе Москвы впервые в столице состоялся благотворительный концерт-смотр православных храмовых хоров, сообщает корреспондент Православия.ru Ольга Кирьянова. В церковно-певческом празднике, проходившем вчера в здании музыкальной школы на территории управы «Новокосино», приняли участие хоры одиннадцати храмов Преображенского благочиния столицы. Как отметил, обращаясь к участникам концерта и слушателям, благочинный протоиерей Леонид Ролдугин, проводимая акция в первую очередь имеет миссионерский характер. Она адресована людям, которые еще не переступили порог храма и только знакомятся с православной культурой. Им представилась возможность вживую услышать духовные песнопения, исполняемые за каждой службой в храмах их родного округа. В выступлениях церковных хоров был отражен широкий диапазон русской богослужебной музыки: от знаменного распева и традиционных распевов древних монастырей: Валаамской обители и Киево-Печерской Лавры, до авторской музыки XVIII - XX столетия. Слушатели ознакомились с творчеством церковных композиторов Березовского, Смоленского, Озерова, Голованова, Черепнина, Кастальского. Помимо церковных песнопений в обязательную программу входило исполнение русских народных песен. Пожалуй, впервые на концертной площадке было представлено столько церковно-певческих коллективов, обладающих разной манерой исполнения. Также впервые регенты и певчие разных московских храмов сами смогли услышать пение друг друга, пообщаться и обменяться практическим опытом. Поблагодарив исполнителей, префект Восточного административного округа Н.Н.Евтихиев выразил надежду на то, что такие внехрамовые концерты церковно-певческих коллективов станут традиционными, а также что эту инициативу подхватят другие округа Москвы. 22 ноября 2004 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/11912.html

Древнее унисонное пение было доступно не только профессионалам, но и всей церковной общине. В настоящее время всенародное пение существует только в некоторых областях, например в Закарпатье, где за богослужением, как правило, поют все прихожане, руководимые псаломщиком. В большинстве же храмов народ участвует лишь в исполнении нескольких песнопений – Символа веры и «Отче наш» за литургией, «Воскресение Христово видевше» за всенощным бдением. Между тем традиция всенародного пения заслуживала бы большей поддержки со стороны церковного руководства и приходских священников, поскольку она позволяет верующим более глубоко пережить и осмыслить богослужебные тексты, почувствовать себя участниками богослужения, а не только его свидетелями и слушателями. 161 См.: Разумовский. Церковное пение. С. 57–58; Металлов. Очерк истории. С. 52–53; Успенский. Древнерусское певческое искусство. С. 20–25. 176 Из пяти известных науке Кондакарей этого периода четыре (Благовещенский, Лаврский, Успенский и Синодальный) написаны исключительно кондакарной нотацией, а в Типографском уставе некоторые песнопения изложены одной нотацией, некоторые другой. 182 Нижеследующее песнопение «Святый Боже» приводится в расшифровке Б. Кутузова по кн.: Литургия знаменного распева. С. 17. 198 О связи между кондакарным пением и распевами XVI в. см.: Пожидаева. Историко-литургическое предпосылки. С. 118–121. 212 Игнатий (Брянчининов). Посещение Валаамского монастыря. (Собрание творений. Т. 1. С. 547–548). 241 Его же. Письма архимандриту Антонию. Ч. 3. С. 17–18. Эти слова свидетельствуют о том, что в Троице-Сергеевой лавре во времена Филарета еще сохранялось древнее унисонное пение. 273 В 1895 году Рахманинов написал свою Первую симфонию, в основу которой легли темы из Обихода. Исполнение симфонии в Санкт-Петербурге закончилось полным провалом и привело Рахманинова к состоянию глубокой депрессии. См.: Рахманинов. Воспоминания. С. 76–78. 275 Так, например, в основу песнопения «Предательство Иуды» из цикла «Другие песни» лен следующий текст: «Виждь, имений рачителю, сих ради удавления употребивша. Беги несытая души, Учителю таковая дерзнувшия» (т.е. «Взгляни, собиратель богатств, на того, кто из-за них повесился. Избегай душевной ненасытности того, кто дерзнул на такое в отношении своего Учителя»). У Свиридова текст модифицирован следующим образом: «А… Имений рачителю, Сих ради удавление употребиша. Беги, несытые души, учителю таковая дерзнувшие».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Одну из основных особенностей церковного богослужения составляет антифонное пение двух клиросов; с ней непосредственно связана проблема «диалога» в службе: хора и других ее участников – священника, диакона, чтецов. Антифонность и «диалог» нужно научиться создавать и поддерживать – сначала на занятиях, а затем в практике богослужения. Вот примерный круг вопросов, встающих перед будущим регентом и требующих от него профессиональных знаний и навыков. Контрольные вопросы 1 . Как регент и церковные певцы участвуют в совершении богослужения? 2 . Расскажите об установлении степени чтецов и певцов в качестве части церковного клира. Что необходимо для того, чтобы быть допущенным к служению на клиросе сейчас? 3 . Какова роль изучения церковно-певческой традиции в формировании профессионального мастерства регента? 4 . Почему регенту нужно глубоко изучить Устав богослужения? Какой важнейший принцип в нем заложен? Глава 2. Церковное пение и музыкальное искусство § 1. Каноничность церковного пения Традиционное церковное пение – язык молитвы. Церковно-певческое искусство, как и все относящиеся к богослужению церковные искусства, канонично, опирается на традицию и имеет свой язык – духовно-символичный. Этот язык, выработанный тысячелетиями, позволяет приобщиться к духовной реальности в такой мере, в какой язык светского чувственного, приземленного искусства сделать не может. Перед регентом это ставит задачу освоить закономерности, выразительные средства и исполнительские приемы музыкального языка церковной службы – обиходного пения. Церковно-певческий обиход 11 Русской Церкви складывался в течение столетий, и сейчас он представляет собой поистине сокровищницу – богатейший свод традиционных напевов. Исторически самыми ранними в обиходе являются песнопения знаменного распева. С конца XV века обиход пополнился песнопениями путевого и демественного распевов, безлинейного многоголосия, позднее в него вошли киевский, греческий и болгарский распевы 12 , ранние гармонизации, в XIX– начале XX веков – образцы традиционного церковного многоголосия, которые образуют целый пласт современного обихода. Помимо распространенных и общеупотребительных в нынешней практике сокращенных киевского и греческого распевов, существуют еще местные варианты гласов, монастырские певческие традиции – Киево-Печерской, Троице-Сергиевой, Почаевской лавры, Псково-Печерского, Валаамского и Соловецкого монастырей, Оптиной пустыни, некоторых женских обителей (Пюхтицкой, Дивеевской, Корицкой, Красногорской).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Возможно, некоторая агрессивность сторонников знаменного пения по отношению к партесному уходит корнями в историю, когда партесное пение активно насаждалось и вытесняло знаменное. С другой стороны, например, в Валаамском обиходе знаменный распев и не исчезал. Но там произошло другое: там стали дописывать второй голос – исон, и это двухголосие оказалось очень интересным, оно образует такие сочетания звуков, которые действительно восхищают. Стремление к многоголосию проявлялось внутри самой традиции знаменного пения уже в 1-й половине XVI века, когда в новгородских храмах применялось пение «с верхом», то есть с добавочным голосом. С конца XVI века на праздничных службах стало чаще звучать строчное многоголосие, где участвует уже три голоса. Это был свой собственный путь развития, еще до появления партеса на новгородской и московской землях. Кстати, один из видов партесного пения, а затем и русской хоровой традиции XIX века, – это гармонизация знаменного распева. Так что тут все переплетено чудесным образом. – У вашего произведения есть миссионерская задача? Мне хотелось поработать с древними песнопениями и создать произведение, в котором все было бы для меня органично – Такую задачу я специально перед собой не ставил. Но если симфония-кантата «Монастыри Русского Севера» будет выполнять какую-то миссионерскую роль, то буду этому рад. Мне же хотелось поработать с древними песнопениями и создать произведение, в котором все было бы для меня органично. Вообще, судя по отзывам о концерте, скорее, наоборот, некоторые православные люди с удовольствием открыли для себя радость слушания музыки в филармоническом формате. В любом случае, в сердцах слушателей могут объединяться религиозное чувство и чувство прекрасного в академическом искусстве. Рейтинг: 9.9 Голосов: 68 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Надежда 12 мая 2022, 05:54 Благодарю за очень интересный рассказ о работе композитора, о духовной музыке, о стилях церковного пения. Катерина 11 мая 2022, 14:11

http://pravoslavie.ru/146068.html

А. Кантера)). В настоящее время в практике старообрядцев-беспоповцев обычно в воскресенье и праздничные дни «Е. С.» поется, на повседневной службе читается. В старообрядческих певч. книгах поповского согласия мелос «обычного» распева не фиксируется, поскольку тропарь преимущественно поется «по напевке»; иногда (по праздникам) «Е. С.» исполняется демественным распевом (Обедница. М., 1909. Л. 76 об.- 77). С пореформенным текстом «обычный» распев опубликован в сб. «Литургия знаменного распева» (М., 2005. Л. 5.). В последнем дореволюционном издании синодального Обихода зафиксировано неск. версий «Е. С.»: 2 - знаменного распева (1-я краткая, к-рая была положена в основу гармонизаций, 2-я типологически идентична традиц. версии (см. рукописи XVII в.), киевского распева (с вариантом «вчеловечивыйся»), «герасимовская», болгарского распева (М., 1902. Л. 4-6). Кроме того, известен распев «Е. С.» на 8 гласов (см.: МДА. П 213. О 52. Инв. 235156, 2-я пол. XIX в.). Монастырские распевы «Е. С.» (валаамский, соловецкий, Оптиной пуст.) являются чаще всего вариантами знаменного. В Валаамском Обиходе зафиксировано 2 варианта «Е. С.», «будничный» и «праздничный» («если же болшой праздник») (см.: Валаамский обиход. М., 1909. С. 232-234; Соловецкий обиход. СПб., 1912. Л. 77). А. А. Лукашевич, И. В. С. В украинской певческой традиции «Е. С.» представлен в XVII в. единичными примерами киевского (раннего) и греческого распевов, во 2-й пол. XVIII в.- более распространенными герасимовским распевом и изредка киевским (поздним). B XVII в. «Е. С.» встречается редко, поскольку в укр. и белорус. нотолинейных Ирмологионах кон. XVI-XVIII в. было принято фиксировать сокращенный чин литургии. Сопоставляя типовой укр. Ирмологион с синодальным Обиходом, прот. Иоанн Вознесенский отмечал: «В южно-русских ирмологах вовсе не распеты, ... псалом «Благослови душе моя Господа», «Единородный Сыне»...». По его мнению, «не положенные на ноты песнопения пелись... краткими напевами, сохранявшимися в устном певческом предании» ( Вознесенский.

http://pravenc.ru/text/189555.html

В кон. 1920 г. эмигрировал в К-поль, затем в Германию, где поселился в Баден-Бадене (1921). Псаломщик Преображенской ц. в Баден-Бадене и Сергиевского храма в Бад-Киссингене (1922-1923). Добился возвращения находящегося под секвестром рус. правосл. храма в Штутгарте, содействовал организации прихода при нем (1923). В янв. 1924 г. переехал в Париж, был поручителем митр. Евлогия (Георгиевского) при покупке имения в Париже для устройства в нем церкви и богословской школы. Член Комитета по сооружению Сергиевского подворья в Париже (1924-1925) и ответственный за его хозяйство. Псаломщик и регент студенческого хора Православного богословского института преподобного Сергия Радонежского (1925-1950). Совместно с еп. Вениамином (Федченковым) и при участии еп. Сергия (Королёва) составил певч. обиход хора подворья на основе валаамского распева и московского напева. Член приходского совета Сергиевского подворья (1925-1950). Преподаватель церковного устава в Свято-Сергиевском богословском ин-те (1925-1947), организатор и преподаватель курсов псаломщиков при общежитии объединения «Православное дело» в париже (сер. 30-х гг. XX в.). автор статей по богослужебному уставу. Автор гармонизации церковных распевов («Милость мира» и «Плотию уснув» киевского распева, «Объятия Отча» болгарского распева, тропарь прп. Сергию Радонежскому и «Взбранной Воеводе» греческого распева, самоподобен «Небесных чинов» и др.). Записал с хором Богословского ин-та 2 грампластинки церковных песнопений. Похоронен на рус. кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа. Арх.: Епарх. управление Рус. Экзархата КП (Париж). Ф.: Духовенство. Д.: Прошения об определении на церковную службу (1925); Ф.: Сергиевское подворье. Д.: Комитет по сооружению Сергиевского подворья (1924-1925); Ф.: Приходы. Д.: Сергиевское подворье (1925-1950). Соч.: Многая лета [гр. К. А. Хрептовичу-Бутеневу, благотворителю Сергиевского подворья]//Возрождение: Газ. П., 1927. 778, 20 июля. С. 3; Богослужебные указания//ЦВЗЕЕ. 1930. 1. С. 25-32; Уставщик: Схемы правосл. чинопоследований суточного круга. П., 1936; Exposé de l " histoire de la musique religieuse en Russie//Congrès intern. de musique sacrée. P., 1937. P. 122-128; Особенности богослужений Великого четвертка и пятка в 1939 г.//ЦВЗЕЕ. 1939. 1/2. С. 18-22; Памяти Д. С. Стеллецкого//Там же. 1947. 6. С. 9-12; Воспоминания о приобретении Сергиевского подворья//Вестн. РХД. 1987. 151. С. 249-273 (переизд.: Наше наследие. М., 1994. 32. С. 83-91).

http://pravenc.ru/text/2581643.html

Подпишитесь на наш Телеграм Хор Валаамского монастыря Рождество Пресвятой Богородицы — первый из двунадесятых праздников, образующих линию жизни Девы Марии от Рождества до Успения. Какими песнопениями издревле славила Церковь Богородицу и какие поются сегодня в храмах — в нашем обзоре. Древнейшее среди песнопений, посвященных этому празднику, — Задостойник, обращенная к Богородице молитва. Она звучит на утрени и литургии вместо молитвы «Достойно есть». После XII века в читаемых на утренях канонах перед двунадесятыми праздниками вместо заключительного «Достойно есть» звучал ирмос 9-й, завершающей, песни канона. С XVI века появилась практика исполнения задостойников на литургии, по завершении евхаристического канона после возгласа священника: «Изрядно о Пресвятей, Пречистей и Преблагословенней…» По традиции задостойник состоит из припева и ирмоса, исполняясь на определенный глас. Переведенные в киевскую нотацию в XVII веке задостойники — один из самых ранних примеров знаменного одноголосного распева звучащего на Руси. Задостойники Привычный нам задостойник, глас 8-й Припев: Величай, душе моя,/преславное рождество Божия Матере. Ирмос: Чужде матерем девство,/и странно девам деторождение:/на Тебе, Богородице, обоя устроишася.//Тем Тя, вся племена земная, непрестанно величаем. Перевод ирмоса на современный русский язык: Чуждо матерям девство, и несвойственно девам деторождение; на Тебе же, Богородица, совершилось то и другое. Посему все мы, племена земные, непрестанно величаем Тебя. Сегодня трудно представить, как звучал знаменный распев в те далекие времена на Руси. В XVII веке традиция была прервана, и сегодня ученые-исследователи и регенты-практики предлагают множество очень сильно отличающихся вариантов интерпретаций древних песнопений. Задостойник Рождества Богордицы валаамского древнего распева Этот задостойник в исполнении мужского хора «Валаам» звучит подчеркнуто аскетично, сумрачно и сурово за счет низких тембров, связности и неспешности. Задостойник византийского распева

http://blog.predanie.ru/article/zadostoj...

4 . Эксапостиларий 2-й (Лазарем тя) гармонизация знаменного распева; для муж. хора. Входа Господня во Иерусалим: 5 . Стихира Днесь благодать гармонизация знаменного распева; для муж. хора 6 . Задостойник переложение напева Троице-Сергиевой Лавры; для смеш. хора. Утрени Великого Пятка: 7 . Антифон XV Днесь висит на древе авторское сочинение; для муж. хора 8 . Стихиры по 9-м Евангелии авторское сочинение; для муж. хора 9 . Эксапостиларий Разбойника благоразумнаго гармонизация знаменного распева. Изложения: для смеш. хора, для муж. хора. Пасхи: 10 . Тропарь Христос воскресе авторское сочинение; для муж. хора 11 . Ирмосы канона переложение напевов из Троицкого; для смеш. хора 12 . Ипакои и икос гармонизация валаамского распева; для муж. хора 13 . Эксапостиларий гармонизация греческого распева; для муж. хора 14 . Задостойник и припевы на 9-й песни переложение напева Троице-Сергиевой Лавры; для смеш. хора 15 . Фомина воскресения эксапостиларий авторское сочинение; для смеш. хора 16 . Преполовения Пятидесятницы тропарь гармонизация валаамского распева; для смеш. хора. Вознесения Господня: 17 . Эксапостиларий гармонизация знаменного распева. Редакции: для смеш. хора, для муж. хора 18 . Задостойник переложение напева Троице-Сергиевой Лавры; для смеш. хора. Пятидесятницы: 19 . Ирмосы 2-го канона гармонизация соловецкого распева; для смеш. хора 20 . Эксапостиларий гармонизация знаменного распева, для смеш. хора 21 . Задостойник переложение напева Троице-Сергиевой Лавры; для смеш. хора. VI. Песнопения двунадесятых праздников Рождество Богородицы (8 сент.): 1 . Стихира Днесь Иже на разумных Престолех, глас 6 гармонизация знаменного распева; для муж. хора 2 . Эксапостиларий авторское сочинение. Редакции: для смеш. хора, для муж. хора 3 . Задостойник и припев на 9-й песни переложение напева Троице-Сергиевой Лавры; для смеш. хора. Воздвижение Креста (14 сент.): 4 . Эксапостиларий 1 (Крестхранитель) авторское сочинение. Изложения: для смеш. хора (2 редакции), для муж. хора, для трехголосного состава

http://azbyka.ru/otechnik/6/izbrannoe-st...

Отказавшись от карьеры профессионального музыканта, В. неоднократно обращался к созданию богослужебных песнопений. Его муз. сочинения написаны в русле высокой традиции рус. литургического пения и отличаются ориентацией на состав и возможности профессиональных церковных хоров, глубоким знанием хоровой фактуры, строгостью и кристальной ясностью многоголосной ткани, преобладанием вертикально-гармонического параметра в развертывании композиции в сочетании с элементами имитационной техники (песнопения литургии (1975): «Великая ектения» киевского распева, «Благослови, душе моя, Господа»; «Единородный Сыне» киевского распева; «Во Царствии Твоем»; «Приидите, поклонимся» малого знаменного распева; «Трисвятое» знаменного распева; «Сугубая ектения» малого знаменного распева; «Заупокойная ектения»; «Херувимская песнь» на подобен «Чашу спасения»; «Милость мира»; «Достойно есть» малая Жуковская; «Отче наш» знаменного распева; «Хвалите Господа» киевского распева, а также одночастные духовные концерты на тексты богослужебных песнопений для 4-голосного смешанного хора (90-е гг.): «Правило веры», тропарь свт. Николаю, C-dur; «Душе моя», кондак Великого покаянного канона, c-moll/Es-dur; «Радуются вси ангели», припевы на 9-й песни канона на Рождество Христово, C-dur; «Плотию уснув», кондак Пасхи, h-moll/D-dur; «Егда снизшед», кондак в день Св. Троицы, D-dur; 2 Херувимские песни (1991, G-dur, на обиходный напев; 1995, D-dur)). Обращение В. к напевам обихода Валаамского мон-ря в отдельных песнопениях из всенощного бдения отразило характерный для композиторов московской школы интерес к претворению традиций древних распевов в совр. церковно-певч. практике, а также близость В. творческим взглядам А. Д. Кастальского (1977-1978; Предначинательный псалом, «Блажен муж», «Богородице Дево», Полиелей, Великое славословие, «Взбранной Воеводе»; свободные композиции, не опирающиеся на традиц. распевы - «Ныне отпущаеши», малое славословие, песнь Богородицы «Величит»; «Свете тихий» киевского распева). С этим связаны отличительные черты многоголосной фактуры песнопений всенощной: линеарность, самостоятельность контура отдельных голосов, модальный тип гармонии с присущим ему многообразием вертикальных созвучий.

http://pravenc.ru/text/150017.html

Г. ввел в мон-ре внебогослужебные беседы с насельниками (их число возросло с 500 до 1300 чел.), занимался иконописью, участвовал в росписи Преображенского собора. Ревнитель Валаамского распева , Г. осуществил нотную запись обиходного пения мон-ря, в 1902 г. издал «Обиход одноголосный церковно-богослужебного пения по напеву Валаамского монастыря». Г. организовал на Валааме школу для детей из бедных семей и сирот (до 300 чел.), устраивал с детьми пастырские беседы, чаепития, даже игры, не наказывал строго за провинности. Это вызывало смущение у нек-рых насельников, доносивших архиеп. Финляндскому Антонию (Вадковскому) , что Г. «до непозволительности сочувствует детям», нарушает устав. В 1901 г. Г. благословил заложить на Валааме большой док для рыболовецких судов, что вызвало непонимание у части братии и сопротивление ладожских промысловиков и рыботорговцев. 6 марта 1903 г. указом Финляндского архиеп. Николая (Налимова) Г. был переведен настоятелем в алатырский во имя Св. Троицы мон-рь в сане архимандрита, в кон. 1903 г. назначен также попечителем неск. жен. мон-рей Симбирской епархии. К 1906 г. Г. восстановил мон-рь, искоренил пьянство среди братии, построил новые храмы, корпуса, скиты и мастерские. По инициативе Г. в обители была расширена усыпальница почитаемого схим. Вассиана , при ней устроена ц. во имя свт. Димитрия Ростовского, к-рую 5 дек. 1905 г. освятил Симбирский еп. Гурий (Буртасовский) . При Г. были собраны и подготовлены к печати свидетельства чудотворений на могиле схим. Вассиана. Г. регулярно переписывался со свт. Феофаном Затворником , с митр. Антонием (Вадковским), вел. кн. Димитрием Константиновичем, валаамской братией. За труды по благоустройству Валаамского и Алатырского мон-рей Г. был награжден в 1892 г. наперсным крестом, в 1896 и 1900 гг. орденами св. Анны 3-й и 2-й степени, в 1905 г. орденом св. кн. Владимира 4-й степени. Пожар 1906 г. уничтожил все постройки Алатырского мон-ря, кроме Димитриевской ц. Нек-рое время Г. с братией жили в скиту близ обители. Для сбора средств на восстановление мон-ря Г. посетил С.-Петербург, Москву, Казань, Симбирск, Рыбинск. «Вояж, который был связан со многими неприятностями, становился мне не по силам»,- писал престарелый архимандрит. В нач. дек. 1910 г. Г. заболел воспалением легких и вскоре умер. Похоронен у Троицкого собора Алатырского мон-ря. В нач. 1911 г. игум. Валаамского мон-ря Маврикий (Баранов) прислал в Алатырь крест из валаамского красного гранита, к-рый установили на могиле архимандрита. В 1997 г. останки Г. с хорошо сохранившимися фрагментами облачения были обнаружены в ходе восстановительных работ и захоронены у алтаря Троицкого собора Алатырского мон-ря.

http://pravenc.ru/text/161291.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010