Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла В. Р. Ваврик. Фотография. 60-е гг. XX в. Василий Романович (21.03.1889, дер. Яснище Бродовского у., Галиция (совр. Львовская обл., Украина) - 5.07.1970, Львов), писатель, поэт, публицист, историк, правосл. общественный деятель. Окончил нем. гимназию в г. Броды, поступил на юридический фак-т Львовского ун-та. В 1914 г. арестован австр. властями за участие в галицко-рус. национальном движении (см. ст. Галиция ), находился в заключении в Терезинской крепости (Чехия) и концентрационном лагере Талергоф. С окт. 1915 г. в австр. армии, летом 1916 г. на итал. фронте в Альпах попал в плен, весной 1917 г. освобожден, уехал во Францию и добровольцем вступил в Русский корпус франц. армии. В кон. 1917 г. приехал в Россию, в Ростове-на-Дону вступил в Добровольческую армию, в 1920 г. из Крыма эвакуировался с войсками в Сербию, переехал в Закарпатскую Русь, редактировал газ. «Русский вестник» в Ужгороде. В 1921-1925 гг. учился в Пражском ун-те, в 1926 г. за дис. «Яков Головацкий и его значение в галицко-русской словесности» получил степень д-ра слав. филологии, позднее на философском факультете Львовского ун-та защитил дис. «И. Н. Вагилевич, его жизнь и деятельность». С 1929 г. секретарь Ставропигийского ин-та во Львове, научный сотрудник об-ва «Галицко-русская матица». После присоединения Зап. Украины к СССР преподавал рус. язык в Львовском университете (1939-1941), с 1944 г. работал старшим научным сотрудником львовского Исторического музея. В марте 1946 г. участвовал в Львовском Соборе , в «Деяниях» Собора опубликовал ст. «Поворот на путь Владимира». В 1956 г. в Ин-те лит-ры АН УССР получил степень кандидата филологических наук, в том же году вышел на пенсию. Похоронен на львовском Лычаковском кладбище. В.- один из основных исследователей галицко-русского возрождения XIX в. и геноцида галичан в 1882-1916 гг., активно участвовал в составлении «Талергофского альманаха» (Львов, 1924-1932. 4 вып.) и его переиздании в США под названием «Военные преступления Габсбургской монархии» (1964). Ученый написал большое число очерков, посвященных деятелям Галицкой Руси (Я. Ф. Головацкому , Д. И. Зубрицкому , И. Г. Наумовичу , И. И. Шараневичу и др.), ряд работ по истории львовского Ставропигийского ин-та. В львовском ж. «Православний bichuk» были опубликованы статьи В. по церковной истории («Львовское Ставропигийское братство в борьбе с унией», «Гетман Петр Конашевич-Сагайдачный - защитник православной веры», «Свято-Успенский храм во Львове и Ставропигийское братство как оплот Православия в борьбе с унией» и др.). В. является также автором неск. сборников стихотворений.

http://pravenc.ru/text/153813.html

А ещё Василий писал стихи. Я — русин Я русин был и русским буду, Пока живу, пока дышу, Покамест имя человека И заповедь отцов ношу. Когда австрийцы и поляки Да немцы лютые меня С правдивого пути не сшибли И не похитили огня, То ныне ни крутым запретам, Ни даже ста пудам оков Руси в моей груди не выжечь Во веки вечные веков. Осенью 1915 года среди узников Талергофа проводилась мобилизация. Так Ваврик против своей воли попал в австрийскую армию и оказался среди многих, кто вынужден был защищать престол Габсбургов, когда над их родителями и родными совершались насилия и убийства именем монарха из этой династии. …Летом 1916 года на итальянском фронте он попал в плен, но вскоре получил свободу благодаря стараниям посла Российской империи в Италии Гирса. Ваврик уехал во Францию и поступил добровольцем в русский экспедиционный корпус, сражавшийся против немцев. Во время Октябрьской революции Василий Ваврик в России. Когда началась Гражданская война, он в Ростове-на-Дону поступил в южнорусскую Добровольческую армию в «Карпато-русский отряд», был дважды ранен, произведён в чин капитана и в 1920 году из Крыма эвакуировался в Сербию. Василию Ваврику удалось выжить и в пекле этой войны. Вскоре он в Подкарпатской Руси. Где в Ужгороде стал редактором «Русского Православного Вестника». Несмотря на то, что ему было уже 32 года, он решил продолжить своё образование. …В 1921 году Василий Романович поступил на философский факультет пражского Карлова университета, который окончил в 1925 году со степенью доктора славянской филологии, защитив диссертацию про «Руську В 1926 Ваврик вернулся во Львов. Дополнив образование дисциплинами по польской филологии, всеобщей истории, немецкой литературе и педагогике, Василий Романович получил учёную степень доктора Львовского университета. До 1939 года он работал во Львове при старейшем учреждении галицких русофилов — Ставропигийском институте, был редактором «Временника Ставропигийского института». Ваврик принимал активное участие в издании «Талергофских альманахов» — сборников, посвящённых уничтожению русофильского движения австро-венгерской властью.

http://ruskline.ru/opp/2024/04/25/ya_rus...

Закрыть «Я русин был и русским буду, пока живу, пока дышу…» 25.04.2024 73 Время на чтение 8 минут Источник: Камертон К 135-летию со дня рождения выдающегося деятеля карпаторусского движения, историка, писателя Василия Романовича Ваврика (1889—1970). В многообразной научной и творческой деятельности Ваврика особо следует выделить тему геноцида австрийскими властями при пособничестве украинских националистов в годы Первой мировой войны православного населения Галиции и Подкарпатской Руси. Бывший узник Талергофа и Терезина, очевидец бесчеловечного истребления австро-мадьярскими войсками местного населения, Ваврик выжил и выполнил долг перед жертвами геноцида. Он документально и с чувством глубокого осуждения представил в своих трудах картины военного ужаса. Собранные в заключении показания очевидцев стали основой знаменитой книги «Терезин и Талергоф» (Львов, 1928; США, 1966; Москва, 2001), переведённой на многие языки мира. Василий Романович Ваврик родился в 1889 году в селе Яснище Бродского уезда в крестьянской семье. Образование на русском языке было запрещено. Поэтому, следуя традиции галицких русофилов, отец вынужден был отдать сына в немецкую гимназию в Бродах. Ещё будучи гимназистом, Василий принимал активное участие в культурно-общественной жизни гимназической молодежи. В 1912 году Василий поступил на юридический факультет Львовского университета. Но учёбу прервала Первая мировая война. Василий Ваврик оказался в числе жертв политических репрессий, развёрнутых австрийскими властями в связи с войной против сочувствовавших России галичан и карпаторусов. Он был арестован за проповедь общеславянского единства. На него поступил донос шовиниста-украинца Ивана Кецко, сельского писаря в Манаеве Зборовского уезда. В Терезинском тюремном замке, а затем в Талергофском концлагере Ваврик стал свидетелем чудовищного геноцида против своих сограждан, страдавших за то, что они не отреклись ни от своей веры, ни от родства с русскими. Круги австро-венгерского ада не сломали узника. Ваврик руководил подпольным Сопротивлением, собирал свидетельства об издевательствах над галичанами, редактировал подпольно распространяемые лагерные журналы и листовки с протестом против зверств тюремной и лагерной администраций.

http://ruskline.ru/opp/2024/04/25/ya_rus...

ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Вышла книга о геноциде православного населения Галиции и Закарпатья в годы Первой мировой войны 19.02.2002 В Москве издана книга карпатского русина, ученого, поэта и писателя Василия Ваврика " Терезин и Талергоф " , рассказывающая о геноциде православного населения Галиции и Закарпатья, организованном властями Австро-Венгрии в годы Первой мировой войны. В книге помещены также биографический очерк о В.Р.Ваврике и библиография по теме Талергофа, насчитывающая 355 наименований источников на русском, украинском, польском, сербском, чешском, румынском и немецком языках. Василий Романович Ваврик (1889-1970) - выдающийся карпаторусин, известный ученый, поэт и писатель. Еще будучи гимназистом, он принимал живое участие в культурно-общественной жизни. По окончании гимназии он поступил на юридический факультет Львовского университета. Учебу прервала начавшаяся в 1914 году Первая мировая война. Василий Ваврик оказался в числе жертв политических репрессий со стороны Австро-Венгерской империи, обрушенных в связи с войной против России на сочувствующих ей галичан и карпаторусов. Пройдя Терезинский тюремный замок и Талергофский концлагерь, Ваврик стал свидетелем чудовищного геноцида против своих сограждан, страдавших лишь за то, что они не отреклись ни от своей веры, ни от родства со Святой Русью. Находясь в заключении, писатель сочинял здесь стихи и редактировал подпольно распространяемые листки с разоблачением жестокостей, применяемых против узников. Выжив, Василий Ваврик продолжил после войны свое образование, окончил философский факультет Карлова университета в Праге и Львовский университет. В дальнейшем трудился не только как писатель и поэт, но и как ученый-историк и филолог, деятель по изучению и сохранению культурных ценностей родного края. После включения Западной Украины в состав СССР работал преподавателем русского языка во Львовском университете, позже - и до самой пенсии - сотрудником Исторического музея.

http://zavet.ru/news/0202/n19-3.htm

Продолжали свою неутомимую работу среди русского населения «Галицко-русская Матица» и Ставропигийский институт. В 1922 году возобновляет свою деятельность Общество русских дам. В 1923 году во Львове было основано общество «Русская школа». В 1924 году возобновило свою деятельность Общество русских студентов «Друг». Издавались книги и периодика, как, например, «Справка о русском движении в Галичине» Василия Ваврика (1930), «Манифестация русского духа» (1938), «Галичане и всерусская культура» (1938), «Талергофский альманах» (1924-1932), орган Русской Селянской Организации еженедельник «Земля и Воля», орган Русского Ревизионного Союза «Кооперативный Вестник», «Временник Ставропигийского института», «Русский голос». Вот некоторые выдержки из книги современного русского историка, знатока галицко-русской культуры и истории Н.М.Пашаевой «Очерки истории русского движения в Галичине XIX-XX вв.» ( Москва , 2001): «С...того же 1921 года началось создание галицко-русской политической организации, начавшей свою деятельность под названием Русской Народной Организации (РНО), как скажет позднее В.Р. Ваврик, " в ужасных условиях: во всём галицко-русском крае... были австрийской властью закрыты и конфискованы (во время войны - прим. Г. Л. ) общества, народные дома, читальни, ученические пансионы, гимнастические дружины и библиотеки. Всё это было Австрией передано « украинц ам» как верным своим союзникам... " . Позднее, в 1928 году, РНО была переименована в Русскую Селянскую Организацию. Как писал В.Р.Ваврик (на страницах «Временника Ставропигийского института» и отдельной брошюрой) в 1929 году, РСО является союзом русского крестьянского населения, признающего национальное и культурное единство всех русских племён. Её целью является защита национально-культурных, экономических и социальных прав русского крестьянина в Польше. РСО входит в состав общерусской национальной организации Русское Народное Объединение, " чтобы общими силами добиваться в Польше всех гражданских прав: школ, равенства и свободы на родной земле " . Число членов РСО в 1928 году В.Р. Ваврик определяет примерно в 80.000 - 100.000 душ».

http://ruskline.ru/special_opinion/2016/...

Христу веран до смрти. Свештеноисповедник Дocumej загребачки и ваведеньски. Београд-Цетинье, 2008 (серб. яз.). – Во многих местах книги говорится о благословенном труде святителя в Подкарпатской Руси. Цьока Сергий, иеромонах. Православная и иноческая жизнь в Закарпатье в первой половине XX столетия. (Машинопись, кандидатская диссертация.) МДА, 1960. – Основополагающий труд по истории великого православного возрождения в крае. Сведения об авторе книги «Терезин и Талергоф» Василий Романович Ваврик, уроженец села Яснище Бродского уезда, родился в 1889 году в крестьянской семье. В Бродах окончил немецкую гимназию и уже на школьной скамье принимал живое участие в культурно-общественной жизни гимназической молодежи. Свирепый 1914 год не позволил ему продолжить учебу на юридическом факультете Львовского университета. Свой «народный университет» прошел Василий Романович в застенках австрийских концлагерей Терезина и Талергофа, где сочинял стихи, посвященные подневольной жизни карпаторусского народа, и редактировал подпольные листовки с разоблачением лагерных жестокостей. Первые послевоенные годы он посвятил пополнению своего высшего образования; в 1926 году окончил философский факультет Карлова университета в Праге с научной степенью доктора славянской филологии. Одновременно в студенческие годы принимал участие в общественной жизни возрождающейся Подкарпатской Руси. Вернувшись на родину во Львов, В.Р. Ваврик был принужден поступить в Львовский университет, который и окончил в 1929 году с научной степенью доктора славянской филологии. В этом же году Василий Романович посвящает себя народной службе как писатель, как секретарь Ставропигийского института и как научный сотрудник Галицко-Русской Матицы. При Советской власти Василий Романович, после кратковременного занятия в Львовском университете в качестве преподавателя русского языка, поступает на работу в Исторический музей как старший научный сотрудник и на этом посту остается вплоть до выхода на пенсию в 1956 году. Писательский диапазон В.Р. Ваврика обширен. Он ученый, поэт, писатель, публицист, и при всем этом горячий патриот Родины, общественный деятель.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«В Талергофе очутились мы 4 сентября. Караулившие арестованных солдаты 27 градецкого полка, срывали пуговицы и кокарды с чиновников, находившихся среди арестованных... Я отделался несколькими молниеносными ударами в лицо, полученными от тех же солдат... В тот же день закололи солдаты троих крестьян, не знавших немецкого языка, за неисполнение приказаний и тут же зарыли их в общую яму...» (из воспоминаний талергофского узника И.С. Гашовского) Вот что писал бывший узник концлагеря Талергоф Василий Ваврик в своей книге «Терезин и Талергоф» (Львов, 1928): «Это был лютейший застенок изо всех австрийских тюрем в Габсбургской империи. Смерть в Талергофе редко бывала природной: там ее прививали ядом заразных болезней. По Талергофу триумфально прогуливалась насильственная смерть. О каком-нибудь лечении погибавших речи не было. Враждебным отношением к интернированным отличались даже врачи. О здоровой пище и думать не приходилось: терпкий хлеб, часто сырой и липкий, изготовленный из смеси самой подлой муки, конских каштанов и тертой соломы, красное, твердое, несвежее конское мясо дважды в неделю по маленькому кусочку, покрашенная начерно вода, самые подлые помои гнилой картошки и свеклы, грязь, гнезда насекомых были причиной неугасаемой заразы, жертвами которой падали тысячи молодых, еще вполне здоровых людей из среды крестьянства и интеллигенции. Для запугивания людей, в доказательство своей силы тюремные власти тут и там по всей талергофской площади повбивали столбы, на которых довольно часто висели в невысказанных мучениях и без того люто потрепанные мученики». Талергоф и Терезин были не только первыми концентрационными лагерями, в которых уничтожалось мирное население, но именно в Талергофе, также впервые в мире австрийцы устроили отдельные детские и женские лагеря. Особенно жестоко издевались в концлагере над женщинами, всячески унижая их достоинство. «Немного в стороне от нашего эшелона было назначено место для естественных потребностей. Женщины собирались туда по несколько человек вместе, чтобы, таким образом, хоть отчасти, за отсутствием огражденного прикрытия, удовлетворить чувство стыдливости. Они умышленно сопровождали женщин, и окружив их со всех сторон, позволяли себе не поддающиеся печатанию выходки... Некому было пожаловаться, ибо начальник стражи, капитан-немец, был хуже своих подчиненных». (из воспоминаний талергофского узника И.С. Гашовского)

http://ruskline.ru/analitika/2014/09/03/...

Особое место в творчестве В.Р. Ваврика занимает мартирология карпаторусского народа в Первую мировую войну 1914–1918 годов. Здесь следует отметить его сотрудничество при издании «Талергофского альманаха» (Львов, 1924–1934) и при его переиздании «Военные преступления Габсбургской монархии» П.С. Гардым (США, 1964); затем его монографии «Талергоф» (1934) и «Терезин и Талергоф» «К 50-летней годовщине трагедии галицко-русского народа» (1966); кроме того, ряд отдельных произведений по этой тематике в художественной обработке, в том числе повести «В водовороте» (1926), «Изверг» (1927); рассказы «Калинин сруб» (1926), «Атаман» (1932), «Маша» (1933), «Урша», рассказ о расстреле галичанина в Альпах (1928), «Суд и расстрел», рассказ о расстреле крестьян в Мацаеве Зборовского района украинско-немецкими террористами (рукопись), «Нравоучитель», рассказ о жизни и подвигах В.Ф. Марущака (рукопись), «В кольце штыков» (1928), «В перекрестных огнях», в 5 частях (1929–1938), «Жертва австрийского террора о. Игнатий Гудима» (1930); драмы «Одна невеста, два жениха» (1928), «Талергоф», «Драматические картины» (1933), «Русины-партизаны в Карпатах» (рукопись); поэмы (18): «Анастасия Чагровна» (рукопись), «Крещение Руси» (1938), «Слово о полку Игореве» и др.; научно-популярные очерки «Григорий Семенович Малец» (1936), «Дмитрий Андреевич Марков» (1938), «Николай Павлович Глебовицкий» (рукопись), «Народнославянская Галицьсая Русь» (рукопись), «Обзор галицкорусской письменности» (рукопись). По теме «Талергофа» поместил В.Р. Ваврик много статей публицистического характера в галицкорусской печати, как и вообще на злободневные вопросы, которыми живо интересовался. Сюда следует отнести также документальную публицистическую монографию п.з. «Черные дни Ставропигийского Института» (1928). Поэтическое творчество В.Р. Ваврика очень богато. Его поэзия, напоминающая народную лирику, проникнута горячим патриотизмом, особенно любовью к родным Карпатам, рассеена по всем карпаторусским изданиям. Назовем здесь только вышедшие сборники. Это «Трембита» (1921), «Стихотворения» (1922), «Красная горка», третий сборник стихотворений (1923) и «Гаивки», четвертый сборник стихотворений (1925).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Галицко-русское национальное движение в 1939-1940 годах советской властью было разгромлено: откуда-то были выявлены его связи (недоказанные, впрочем) с русской белоэмиграцией. Именно это и послужило поводом к разгрому. Подчеркну, что белоэмиграция в межвоенной Польше никогда не была союзником галицко-русского движения, ибо последнее стояло на позиции национально-консервативного, а отнюдь не буржуазно-демократического устройства возрождённого в будущем Русского государства. Как известно, деятели Белого движения в большинстве своём были буржуазными демократами-«февралистами». Руководители и актив русского движения в Галичине были репрессированы, галицко-русские организации разогнаны. С 1939 года началась тотальная советская населения Галичины и Западной Волыни, начавшаяся, впрочем ещё в польский период. Немногие выжившие русские галичане влачили в послевоенный советский период жалкое существование: на хорошую работу их, высокообразованных специалистов в различных областях науки, культуры и искусства, не принимали, в отличие от - как правило, малограмотных, но «карьеролюбивых» выходцев из прикарпатских сёл. Во Львове, опустевшем после выселения советской властью поляков и уничтожения бандеровцами евреев (польское и еврейское население составляло большинство межвоенного Львова) уделом русских галичан оставалась лишь работа в музеях, библиотеках и архивах. Например, виднейший галицко-русский литературный и общественно-политический деятель межвоенной эпохи Василий Романович Ваврик (1889-1970), о котором я уже писал, доживший до весьма преклонного возраста (91 год), после войны трудился старшим научным сотрудником Львовского исторического музея, а другие его бывшие соратники трудились в основном в музеях, библиотеках и архивах западных областей УССР. Часть коренного русского населения Галичины и Западной Волыни (современные Львовская, Ивано-Франковская, Тернопольская, Волынская и Ровенская области) в межвоенный период оказалась обманным путём втянута в Сначала австрийско-немецкие, а затем польские шовинисты сделали всё, чтобы отнять у подъяремных русских людей национальное имя, самосознание, историческую память и сделать из них сознательных врагов всего того, что веками связывало их с Русью, отравить их ядом воинствующей русофобии, которая лежит в основе идеологии

http://ruskline.ru/special_opinion/2016/...

(Borgiani illirici. 9), и др. Уникальный образец книжности «народного христианства» представляет собой пергаменный глаголический свиток-амулет (Vat. slav. 11) рубежа XIV-XV вв., содержащий молитвы-заговоры - своеобразный прототип позднейших кириллических Абагаров . Старшие древнерус. памятники В. б. относятся к рубежу XIV-XV вв. Это пергаменные «Служебник митрополита Исидора» (Vat. slav. 14), в работе над к-рым принимал участие руководитель владычной канцелярии при митр. Киприане протодиак. Спиридон, писец Евангелия 1393 г., Киевской Псалтири 1397 г. и Морозовского Евангелия , и миниатюрная тайнописная Псалтирь с восследованием, написанная «полусловицей». Из рукописей украинско-белорус. происхождения XVI-XVIII вв. в собрании В. б. значительный интерес представляют Великий Требник Западнорусской митрополии 40-х гг. XVI в. (Borg. illir. 15), отличающийся богатством содержания (см.: Ваврик М. Цihhuй памя " тник обрядовости Кïивськоï мumponoлiï XV-XVI ст.//Analecta Ordinis S. Basilii Magni. Romae, 1963. Vol. 4 (10). Fasc. 3-4. С. 391-460), и Сборник полемический 20-х гг. XVII в. (Vat. slav. 12), включающий список Пространного жития Кирилла (Константина) Философа редкой юго-зап. группы. Музей светского искусства Ватиканской библиотеки Музей светского искусства Ватиканской библиотеки Среди приобретений ХХ в. в фонде Vaticani slavi довольно много поздних (XVIII-XIX вв.) старообрядческих рукописей. В 1985 г. совокупный слав. рукописный фонд В. б. получил подробное описание (параллельно на болг. и итал. языках), снабженное библиографией и историей фондов. А. А. Турилов Другие собрания В XVIII в. в составе В. б. были сформированы антикварные и художественные собрания. В 1738 г. приобретена значительная коллекция греч. и рим. монет кард. Алессандро Альбани (фонд Medagliere), уступавшая лишь коллекциям франц. королей. Поступавшие из рим. катакомб предметы времен раннего христианства (изделия из слоновой кости, эмали, бронза, художественное стекло, терракота и др.) стали основой созданного в 1757 г.

http://pravenc.ru/text/149915.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010