Интеллигенция, говорящая либо на немецком, либо на польском, начала переходить на русский язык. И тут Вена очень обеспокоилась. Стали сажать людей и интеллектуальных деятелей якобы на измену, хотя мы не были в состоянии войны, первый процесс состоялся уже в 1882 году. Перед Первой мировой войной академик Грушевский, потом советский, именем которого сейчас названы там улицы, пишет на грант Венского двора девятитомную историю Украины-Руси. И проводится очень интеллигентно и скрытно для непосвященного та же теория Духинского о том, что Московия – это вообще другое. А вот истиной наследницей Киевской Руси является Украина-Русь. В это время начинается деятельность митрополита-униата Шептицкого. Это австрийский граф, офицер, католик. Он действовал еще в Первую мировую войну во Львове, а Галиция была до Первой мировой войны частью Австро-Венгрии, там был оплот тех, кто бдительно следил, чтобы не было сочувствующих среди галичан русской армии, практиковались доносы. Известные русские историки-эмигранты, которые себя считают именно Галицкой Русью – Ваврик, Аристов, Петро Гардый, у которого в Канаде вышел целый альманах про зверства униатов галицийских на австрийской службе. Он там стал Peter S. Hardy, я эту книгу держала в руках. О том, какая была проделана работа по полному выхолащиванию сознания, говорит тот факт, что в конце 80-х годов XIX века в венский парламент была даже подана петиция за 100 тысячью подписей галичан. Где указывалось, что галицко-русский народ по своему происхождению, антропологии, языку, культуре есть часть русского народа, его племен, Белая Русь, что русский язык для нас является языком нашей литературы, искусства, мысли, интеллекта. И просьба – предоставить и не ущемлять право преподавания, образования на русском языке.   Но перед Первой мировой войной униаты начинают уже буквально люто действовать. И во время Первой мировой войны по доносам австрийским властям против якобы сочувствующих русской армии, было создано два концентрационных лагеря – Талергоф и Терезин.

http://ruskline.ru/opp/2022/07/23/istoki...

Галицко-русское национальное движение в 1939-1940 годах советской властью было разгромлено: откуда-то были выявлены его связи (недоказанные, впрочем) с русской белоэмиграцией. Именно это и послужило поводом к разгрому. Подчеркну, что белоэмиграция в межвоенной Польше никогда не была союзником галицко-русского движения, ибо последнее стояло на позиции национально-консервативного, а отнюдь не буржуазно-демократического устройства возрождённого в будущем Русского государства. Как известно, деятели Белого движения в большинстве своём были буржуазными демократами-«февралистами». Руководители и актив русского движения в Галичине были репрессированы, галицко-русские организации разогнаны. С 1939 года началась тотальная советская «ykpaїhiзaцiя» населения Галичины и Западной Волыни, начавшаяся, впрочем ещё в польский период. Немногие выжившие русские галичане влачили в послевоенный советский период жалкое существование: на хорошую работу их, высокообразованных специалистов в различных областях науки, культуры и искусства, не принимали, в отличие от «ykpaїhцib» - как правило, малограмотных, но «карьеролюбивых» выходцев из прикарпатских сёл. Во Львове, опустевшем после выселения советской властью поляков и уничтожения бандеровцами евреев (польское и еврейское население составляло большинство межвоенного Львова) уделом русских галичан оставалась лишь работа в музеях, библиотеках и архивах. Например, виднейший галицко-русский литературный и общественно-политический деятель межвоенной эпохи Василий Романович Ваврик (1889-1970), о котором я уже писал, доживший до весьма преклонного возраста (91 год), после войны трудился старшим научным сотрудником Львовского исторического музея, а другие его бывшие соратники трудились в основном в музеях, библиотеках и архивах западных областей УССР. Часть коренного русского населения Галичины и Западной Волыни (современные Львовская, Ивано-Франковская, Тернопольская, Волынская и Ровенская области) в межвоенный период оказалась обманным путём втянута в «українство». Сначала австрийско-немецкие, а затем польские шовинисты сделали всё, чтобы отнять у подъяремных русских людей национальное имя, самосознание, историческую память и сделать из них сознательных врагов всего того, что веками связывало их с Русью, отравить их ядом воинствующей русофобии, которая лежит в основе идеологии «українства».

http://ruskline.ru/special_opinion/2016/...

С. Пушкину. Столь же динамично стал развиваться процесс возвращения униатов в православие (на крупные церковные праздники множество крестных ходов прорывалось через австрийскую границу в Почаевскую лавру). В ответ на рост русского возрождения в подвластных ей областях Австро-Венгрия развязала геноцид. Сначала было проведено несколько показательных процессов над священниками и мирянами, переходившими в православие и говорившими по-русски (см. выше). Затем, когда разразилась первая мировая война, начался массовый антирусский террор. Была создана сеть концлагерей. (Самый известный из них - Талергоф, близ г. Грац в Австрии.) В первое время было уничтожено более 60 тыс. человек, более 100 тыс. бежали в Россию, еще около 80 тыс. было уничтожено после первого отступления русской армии, в том числе уничтожено около 300 униатских священников, заподозренных в симпатиях к православию и России. Эти сведения приводит польский депутат Венского парламента А.Дашинский. (Все русские депутаты этого парламента были расстреляны.) ( " Временник " , Львов, 1938 г.) Первый в двадцатом веке геноцид был совершен против галицких русских. Идеологами и непосредственными исполнителями массовых репрессий, сопровождавшихся пытками, совместно с властями Австро-Венгрии были. Вот что писал об этих событиях галицко-русский историк В. Ваврик: " Австро-мадьярский террор сразу на всех участках охватил прикарпатскую Русь... Наши братья, вырекшиеся от Руси, стали не только прислужниками Габсбургской монархии, но и подлейшими доносчиками и даже палачами родного народа... они исполняли самые подлые, постыдные поручения немецких наездников. Достаточно взять в руки украинскую газету " Дiлo " , издававшуюся для интеллигенции, чтобы убедиться в этом окончательно. Сокальский уезд был поленом в глазах " украинских патриотов " , поэтому доносы с их стороны сыпались на русских людей, как град из черной тучи... Педагог Стенятинский выдавал видных, деятельных крестьян в околице... В селе Маковисках на своих прихожан доносил священник-униат Крайчик.

http://pravoslavie.ru/archiv/ruskarpaty....

«В Талергофе очутились мы 4 сентября. Караулившие арестованных солдаты 27 градецкого полка, срывали пуговицы и кокарды с чиновников, находившихся среди арестованных... Я отделался несколькими молниеносными ударами в лицо, полученными от тех же солдат... В тот же день закололи солдаты троих крестьян, не знавших немецкого языка, за неисполнение приказаний и тут же зарыли их в общую яму...» (из воспоминаний талергофского узника И.С. Гашовского) Вот что писал бывший узник концлагеря Талергоф Василий Ваврик в своей книге «Терезин и Талергоф» (Львов, 1928): «Это был лютейший застенок изо всех австрийских тюрем в Габсбургской империи. Смерть в Талергофе редко бывала природной: там ее прививали ядом заразных болезней. По Талергофу триумфально прогуливалась насильственная смерть. О каком-нибудь лечении погибавших речи не было. Враждебным отношением к интернированным отличались даже врачи. О здоровой пище и думать не приходилось: терпкий хлеб, часто сырой и липкий, изготовленный из смеси самой подлой муки, конских каштанов и тертой соломы, красное, твердое, несвежее конское мясо дважды в неделю по маленькому кусочку, покрашенная начерно вода, самые подлые помои гнилой картошки и свеклы, грязь, гнезда насекомых были причиной неугасаемой заразы, жертвами которой падали тысячи молодых, еще вполне здоровых людей из среды крестьянства и интеллигенции. Для запугивания людей, в доказательство своей силы тюремные власти тут и там по всей талергофской площади повбивали столбы, на которых довольно часто висели в невысказанных мучениях и без того люто потрепанные мученики». Талергоф и Терезин были не только первыми концентрационными лагерями, в которых уничтожалось мирное население, но именно в Талергофе, также впервые в мире австрийцы устроили отдельные детские и женские лагеря. Особенно жестоко издевались в концлагере над женщинами, всячески унижая их достоинство. «Немного в стороне от нашего эшелона было назначено место для естественных потребностей. Женщины собирались туда по несколько человек вместе, чтобы, таким образом, хоть отчасти, за отсутствием огражденного прикрытия, удовлетворить чувство стыдливости. Они умышленно сопровождали женщин, и окружив их со всех сторон, позволяли себе не поддающиеся печатанию выходки... Некому было пожаловаться, ибо начальник стражи, капитан-немец, был хуже своих подчиненных». (из воспоминаний талергофского узника И.С. Гашовского)

http://ruskline.ru/analitika/2014/09/03/...

Пойте, иноцы Афонстии, благословляй, страно Российская, благую Владычицу, Заступницу всемилостивую, покровом Своим православныя люди покрывающую, еретических же вся замыслы разрушающую. Хотяху иногда папослужителие всю землю Российскую мечем пленити и вся православныя христианы во свою пагубную ересь обратити, но заступлением Твоим, Владычице, Господь сотре гордыню их; темже превозносим Тя во веки. Песнь 9-я Ирмос: Всяк земнородный... Приидите, Православия питомцы, духовно возвеселимся; днесь бо наста светлый праздник чудныя Пречистыя Богоматере иконы, ею же Православие утверждается, заблуждение же латиномудрствующих явно изобличается. Величание Величаем Тя, Пречистая Богородице Дево, и чтем образ Твой святый, им же заблуждение латин изобличила еси, нас же во Православии утвердила еси. Источники с пояснениями Особенно ценным в данной публикации является список литературы по террору, составленный Р.Д. Мировичем. Он подытоживает все процитированное выше, служащее неопровержимым доказательством, что именно Австро-Венгрия явилась духовной родиной фашизма, построенного на расизме и ненависти, который стал незабываемым кровавым кошмаром XX столетия. Азбучник Српске Православие Церкве по Радославу Гpyujhy. Београд, 1993. (На серб, яз.) Во многих местах книги содержатся сведения о помощи Сербской Церкви, которую она оказывала на протяжении долгого времени православным Карпат. Не устаревают книги Федора Федоровича Аристова. В первую очередь это его знаменитый труд «Карпаторусские писатели» – исследование по неизданным источникам. Переиздан в 1977 году в США, штат Коннектикут, Карпато-Русской литературной ассоциацией (CARPATHO-RUSSUAN LUTERARU ASSOCUATUON P. О. Box С, Barnum Smamuon Brudgeporm, Соппестисит 06605), репринт московского издания 1916 года, и краткая, но очень содержательная брошюра «Литературное развитие Подкарпатской Руси» (М., 1995). Ваврик В.Р. Терезин и Талергоф (К 50-летней годовщине трагедии галицко-русского народа). М., 2001. – (Книга в своей основной части была подготовлена к печати еще в шестидесятых годах, когда прошло полвека со времени Первой мировой войны.) Книга дает очень яркое представление как об австро-венгерском терроре против русинов, так и о становлении антироссийской и антиобщерусской национальной идеи на их крови.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В своей знаменитой книге «Терезин и Талергоф» Василий Романович писал: «Австро-мадьярский террор сразу на всех участках охватил прикарпатскую Русь... Наши братья, отрекшиеся от Руси, стали не только прислужниками Габсбургской монархии, но и подлейшими доносчиками и даже палачами родного народа... они исполняли самые подлые, постыдные поручения немецких наездников. Достаточно взять в руки украинскую газету «Дiлo», издававшуюся для интеллигенции, чтобы убедиться в этом окончательно. Сокальский уезд был поленом в глазах «украинских патриотов», поэтому доносы с их стороны сыпались на русских людей, как град из чёрной тучи... Педагог Стенятинский выдавал видных, деятельных крестьян в околице... В селе Маковисках на своих прихожан доносил священник-униат Крайчик. В селе Сосница «мужи доверия» украинцы Михаил Слюсарь, войт Михаил Кушнир и другие донесли на своих односельчан, на основании их доноса крестьян повесили... Двоих — Николая Смигоровского и Андрея Гардого мадьяры-уланы привязали к своим седлам и волокли четыре километра до села Задубровы и обратно, потом повесили на вербах. В Станиславской тюрьме на Дуброве расстрелы шли с утра до вечера...». В первое время было уничтожено более 60 тысяч человек, более 100 тысяч бежали в Россию, ещё около 80 тысяч было уничтожено после первого отступления русской армии. «Первую партию русских галичан, — свидетельствует Ваврик, — пригнали в Талергоф 4 сентября 1914 года. До зимы 1916-го в Талергофе не было бараков. Сбившийся в кучу народ лежал на сырой земле под открытым небом, выставленный на холод, мрак, дождь и мороз/.../. По всей талергофской площади повбивали столбы, на которых довольно часто висели и без того люто потрёпанные мученики, происходила «анбинден» - славная немецкая процедура подвешивания за одну ногу. Изъятий не было даже для женщин и священников... Но все-таки пакости немцев не сравнятся с издевательствами своих же. Немец не мог так глубоко влезть своими железными сапогами в душу славянина-русина, как этот же русин, назвавший себя украинцем, вроде официала полиции города Перемышля Тимчука, доносчика и палача, который выражался о родном народе как о скотине. Он был правой рукой палача Пиллера, которому давал справки об арестантах. Тимчука, однако, перещеголял другой украинец - униатский попович Чировский, обер-лейтенант австрийского запаса... Все невольники Талергофа характеризуют его как профессионального мучителя и палача».

http://ruskline.ru/opp/2024/04/25/ya_rus...

Он также писал исследования о галицко-русском движении и его вождях — И.Наумовиче, О.Мончаловском, Д.Маркове. В своих трудах Ваврик исследует творчество галицийских писателей и их связи с русской литературой: «Народные песни о Романе Галицком» (Львов, 1924), «Я.Ф.Головацкий, его деятельность и значение в галицко-русской литературе» (Львов, 1925), «Чёрные дни Ставропигиального института» (Львов, 1928), «Народная словесность и селяне-поэты, Галицкая литература о Слове о полку Игореве» (Львов, 1930), «Галицкая Русь — Пушкину (Львов, 1938) … В 1939 году, перед Второй мировой войной, изменились государственные границы. Земли, некогда входившие в состав Подкарпатской Руси, теперь были возвращены Советскому Союзу. Однако при этом были ликвидированы все русофильские учреждения. С началом немецкой оккупации Ставропигия возобновила свою работу. За участие в деятельности советского подполья во Львове нацисты убили двух братьев Ваврика — Петра и Павла. После окончания Великой Отечественной войны Василий Романович преподавал русский язык во Львовском университете, позже — и до самой пенсии — работал скромным музейным работником, сотрудником Львовского исторического музея. Советская власть не признала две его докторские степени (славянской филологии и философии), защищённые в Праге в 1930-е годы. Поэтому в 1956 году для получения степени ему пришлось защитить кандидатскую диссертацию по филологии в Киевском институте литературы имени Т.Шевченко при Академии наук Украины. Василий Романович тайно сотрудничал с карпато-русским журналом «Свободное слово Карпатской Руси» (редактор Михаил Туряница, США), а также с Карпаторусским календарём Лемко-Союза, в котором помещал свои исследования. Незадолго до его кончины вышла уникальная по полноте книга «Краткий очерк истории галицко-русской письменности» (Лувен, 1968). Он поддерживал тесные контакты с русскими галичанами, принимал активное участие в жизни русского православного прихода при церкви святого Георгия во Львове. …Василий Романович похоронен в «Гробнице галицко-русских писателей» на Лычаковском кладбище во Львове.

http://ruskline.ru/opp/2024/04/25/ya_rus...

К слову, ранее, в 1439 году, в ходе Ферраро-Флорентийского собора  в подобную унию вступил Константинопольский патриархат . Но если Фанар относительно быстро смог выйти из подчинения Ватикану, то западнорусские униаты постепенно всё больше и больше отдалялись от Русской Церкви и Государства Российского. Вплоть до того, что именно из них в XIX – начале XX веков Австро-Венгерская Империя при активном участии римско-католических иерархов начали лепить русофобский украинский проект. Важно заметить, что вплоть до Первой мировой войны среди галицких и подкарпатских русинов было очень сильное  русофильское (москвофильское) движение  за сближение с Россией и воссоединение с Православием. Многие из активных русофилов были замучены в австрийских концлагерях (к слову, первых в Европе) " Талергоф " и " Терезин " , где не согласных с перековыванием в " украинцев " и выступавших за возвращение в Русскую Церковь пытали, вешали и расстреливали. Так, только за первую половину 1915 года в концлагере " Талергофе " были казнены 3800 человек. Один из выживших, львовянин-русофил Василий Ваврик (1889–1970), позднее писал: Это был лютейший застенок изо всех австрийских тюрем в Габсбургской империи. Для запугивания людей, в доказательство своей силы тюремные власти тут и там по всей талергофской площади повбивали столбы, на которых довольно часто висели в невысказанных мучениях и без того люто потрёпанные мученики. Важно понимать: геноцид русофилов Галицкой и Подкарпатской Руси (как и более поздний геноцид православных сербов хорватскими нацистами-усташами в годы Второй мировой войны) проходил с благословения Римско-католической церкви, а некоторые католические клирики непосредственно принимали участие в пытках и убийствах. Всё это делалось исключительно для того, чтобы вытравить русский православный дух из этих исконно русских земель. И проект искусственного выведения новой исторической общности " украинский народ " был для этого наиболее эффективен. Ядром этой новой общности стали именно униаты Галиции, лидером которых и главой Украинской греко-католической церкви в 1900-1944 годах был митрополит Андрей (Шептицкий). В сентябре 1914 года, когда части Русской Императорской армии заняли Львов, был арестован за антироссийские проповеди. После Февральской революции освобождён приказом Керенского. В июле 1941 года встретился с Бандерой,  благословив бандеровцев на борьбу с Красной армией . В сентябре обратился к Гитлеру:

http://ruskline.ru/opp/2022/04/19/etot_p...

Невозможно пройти мимо крупнейшей фигуры не только Галицкой Руси, но всей России, зачинателя Православного возрождения, исповедника и просветителя Иоанна Григорьевича Наумовича (1826-1891). Сын учителя начального училища, Иван Наумович родился 26 января 1826 года в Козлове Камень-Бугского уезда. Окончив Львовский университет, сначала проникся идеями полонофильства и даже пытался завлекать русскую крестьянскую молодежь в польский легион. Однако крестьяне раз и навсегда выбили из головы Наумовича польские идеи. - " Кажется, вы - русская детина. Вам приличнее держаться с родным народом, чем служить его врагам " - заявили односельчане ( В.Р.Ваврик " Краткий очерк истории галицко-русской письменности " , Лувен, 1968) И всю свою жизнь Наумович посвятил своему народу. И.Н. - один из талантливых и плодовитых галицко-русских писателей. Как выразитель идейных стремлений галицко-русского народа, он видел его спасение от гибели и польской неволи - в единстве со всем русским этносом. В 1866 г.Наумович заявил в Сейме: " Панове, вам не уничтожить Руси, она была, есть и будет! Все ее племена составляют один могучий русский народ, сходства нашего языка с языком остальной Руси не уничтожит никто на свете: ни законы, ни сеймы, ни министры " (Ф. Ф. Аристов, " Карпаторусские писатели " . М 1916, стр.25). Наумович создает также просветительское общество им.М. Качковского, которое открыло более одной тысячи читален, библиотек и кооперативов. Девизом общества было: " Наука " , в задание которого входило распространение в народе правдивых знаний о русской Церкви, литературе, культуре, государстве. Венцом его деятельности стал открытый переход прихода о. Иоанна Наумовича в селе Гнилички в Православие в 1882 году. Сразу после этого австрийские власти устраивают политический процесс - " дело Ольги Грабарь " . Наумович арестован и судим за государственную измену. Римский папа персонально отлучил Наумовича от костела. Вышедши из тюрьмы, Наумович, лишенный сана и прихода, присоединяется к Св. Православной Церкви и переселяется в Россию, в " мать городов русских " - Киев, где продолжал свою работу как писатель и журналист в духе Хомякова, Аксакова, Погодина, Киреевского, Данилевского и др.славяно-русских православных патриотов. Наумович разработал план эвакуации подвергающихся геноциду галичан на Кубань. Он внезапно скончался в Новороссийске, осматривая место будущих поселений. Есть версия, что он был отравлен иезуитами. Он был действительно более чем опасен для них, ибо стал настоящим народным вождем Галицкой Руси - тысячи людей шли к Наумовичу даже с житейскими советами.

http://pravoslavie.ru/archiv/ruskarpaty....

12 Кроме указанных народностей малороссийского племени, следует еще отметить несколько других, менее значительных групп. Сюда относятся: подоляне - живут на Подольской возвышенности, любят огородничество и пчеловодство... белжане - обитают от Сана до Буга, представляют помесь с поляками, бужане - живут по Бугу (Крюков Н. А. Галиция). 13 При представлении малороссийских депутатов высшим властям им прямо говорили, что малороссы, населяющие Галицию, могут рассчитывать на поддержку австрийского правительства только в том случае, если они откажутся от единения с народом, живущим вне государства австрийского, т. е. будут русинами (Ruthen) , а не русскими (Крюков Н. А. Галиция). Тут следует добавить, что это было как раз время кануна Восточной войны, когда подготовлялся разгром России, кроме того, в Империи, благодаря в том числе усилиям Нессельроде, славянский вопрос во внешней политике императора Николая I как таковой не стоял. 14 Иоанн Григорьевич Наумович (1826-1891), сын учителя. В молодости увлекался идеей польских повстанцев и старался привлекать русских крестьян в ряды польского легиона. И те же крестьяне выбили из его головы затею польской шляхты. - Кажется, вы - русская детина. Вам приличнее держать с родным народом, чем служить его врагам. С тех пор он просвещал народ, утверждал его в завете и вере отцов. Иоанн Наумович - насквозь народный писатель... Как выразитель идеологических стремлений галицко-русского народа он видел его спасение от гибели в польской неволе - в единстве со всем русским этносом. В 1866 г. он заявил в сейме: «Панове, вам не уничтожить Руси, она была, есть и будет! Все ее племена составляют один могучий русский народ. Служба родному народу была целью жизни о. Иоанна Наумовича. В его жертву он принес все свое достояние. Для него он основал культурно-просветительное общество, в углах которого поставил кличи: " молись, учись, трудись, трезвись! " Для него он издавал журнал " Наука " , в задание которого входило распространение в народе полезных знаний по истории русской церкви, русского государства, русской литературы, русской этнографии... » (Ваврик В. Р. Краткий очерк галицко-русской письменности//Русская Галиция и мазепинство. М., 2005. С. 547-548);.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/o...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010