Здесь находился храм Аполлона и прорицалище. Во время Златоуста, Дафна (так звали предместье) служила местом прогулки, шумных и разгульных пиршеств и разврата. Для уничтожения безобразия при Галле в Дафне был построен храм и перенесены мощи святого Вавилы. Нравственная цель была достигнута, безобразия прекратились, прекратились и прорицания в капище Аполлона. В 362 году Юлиан, ревностный приверженец язычества, приказал удалить мощи святого Вавилы из Дафны, надеясь восстановить капище Аполлона во всем блеске. Мощи святого Вавилы с необыкновенною торжественностью были перенесены в Антиохию, но торжества язычества не последовало. Вскоре по перенесении мощей Вавилы храм Аполлона был истреблен огнем, но так что его нижние части остались на память грядущим поколениям, как доказательство ничтожества идолов 163 . Таким образом, добродетель христианства восторжествовала над языческими суевериями. Обширная книга Златоуста о святом Вавиле начинается общим обозрением истории христианства. История Евангельская, по Златоусту, наглядно свидетельствует о том, что Христова истина восторжествовала над ухищрениями лжи мира. Смысл и основание этого несомненного закона истории домостроительства человеческого спасения заключается в самом содержании истины, в её существе. Сила истины не нуждается ни в какой помощи, но, хотя бы тысячи людей старались заглушить её, она не только не истребляется, но чрез самых притеснителей своих становится блистательнее и возвышеннее, посмеиваясь над беснующимися и тщетно изнуряющими самих себя 164 . Отсюда следует для Златоуста вывод относительно средств сообщения людям Христовой истины. Сила истины, исходя из самого существа последней и обращаясь к внутреннему опыту людей, не нуждается во внешней насильственной помощи, поэтому христианам не позволяется ниспровергать заблуждение принуждением и насилием, но заповедано убеждением, словом и кротостью совершать спасение человеческое 165 . Внешние насильственные средства излишни даже для устранения внешних препятствий к распространению истины, так как её самодовлеющая сила преодолевает все и проявляется преимущественно среди препятствий и гонений, при условиях скорби, преследования и борьбы, но – не свободы и спокойствия 166 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

На допросе перед своим сожжением в срубе, которое последовало 5 января 1666 года, этот вязниковский пророк обмолвился любопытными словами. Объясняя свое учение религиозного самоубийства, он промолвил: “Мы-де сей путь Лукиана мученика Ссылка “лесного старца” Вавилы на Лукиана весьма многозначительна: св. Лукиан из Самосаты, память которого празднует церковь и который жил в 235—312 годах, хорошо известен в отеческой литературе как один из ранних христианских писателей и жертва преследований христиан при Диоклетиане, замученный голодом в антиохийской тюрьме. Уже его смерть от голода, правда, не добровольного, а вынужденного, могла служить примером для самоуморителей постом среди последователей Капитона и Вавилы. Но возможна еще и другая догадка: во II—IV веках было два Лукиана Самосатских: уже упомянутый христианский писатель, мученик и гораздо более знаменитый языческий сатирик, умерший около 200 года. Оба Лукиана, и языческий сатирик и христианский комментатор, писали приблизительно в одинаковом стиле, часто пользовались параллельными приемами в своей литературной работе, и поэтому произведения Лукиана Сатирика иногда ошибочно приписывались Лукиану Мученику, и наоборот, а известная византийская энциклопедия Свиды вообще значительно спутала авторов этих совсем различных по своим идеям писателей. В одном из своих произведений сатирик и язычник Лукиан вывел Перегрина, философа-циника и, как кажется, христианина, которого христиане все же почитали как мученика и который в 165 году, чтобы показать свое презрение к гонениям и свое духовное превосходство, добровольно сжег себя на костре. Очень вероятно, что, говоря о пути, указанном Лукианом, русско-французский “лесной старец” Вавила подразумевал именно этот пример добровольного мучения и смерти во славу своих убеждений, который хотя и был описан Лукианом Сатириком, но все же мог быть ввиду ошибочно определенного авторства в глазах Вавилы примером самоотверженного самосожжения, описанным св. Лукианом Мучеником. Так как нам до сих пор почти совсем неизвестна биография и прошлое Вавилы, то настаивать на такой догадке, конечно, невозможно, но она нам кажется наиболее вероятным объяснением происхождения русского религиозного “новоизобретенного способа самоубийственных смертей” путем огня.

http://sedmitza.ru/lib/text/439589/

По прошествии многих лет после сего, царь Констанций 2 ], сын Константина Великого, сделал соправителем своего царства Галлия, брата Юлиана, сына своего дяди 3 ] (ибо своих детей он не имел). Галлий, по прибытии своем в Антиохию, перенес мощи святого Вавилы и пострадавших с ним трех отроков в предместье Антиохии, называемое Дафна. О месте том повествуют, что оно получило свое наименование от некоей девицы Дафны, которая там скрывалась от Аполлона 4 ], как о том говорится в греческих языческих сказках. Это место весьма красиво, обсажено кипарисными деревьями и окружено рощами других высоких деревьев, занимало обширное пространство, отличалось плодородием и имело быстротечный источник воды. Посреди Дафны возвышался идольский храм, в коем находился художественно изваянный идол бога Аполлона. Идол сей давал ответы вопрошавшим его, ибо в нем скрывался бес 5 ]. Сюда сходились язычники, приносили идолу жертвы и совершали разные нечестивые игры и беззакония. Вышеупомянутый Галлий, бывший благочестивым христианином и старавшийся отвращать язычников от их беззаконий, хотел разорить находившийся в Дафне идольский храм, но побоялся как бы из-за этого не поднялся среди греков мятеж, потому что там было еще много язычников, готовых даже умереть за скверных своих богов. Посему Галлий соорудил там небольшую церковь и, как уже сказано, перенес в нее мощи святого Вавилы и трех отроков, положив их в большом каменном ковчеге. Он надеялся, что нечестивцы, собираясь на то место, мало-помалу станут обращаться ко Христу, видя чудотворения, истекающие от мощей святых. После убиения Галлия и смерти Констанция воцарился Юлиан Отступник 6 ]. Во время похода своего на Персов, он посетил Антиохию и зашел в храм Аполлона. Совершив пред его идолом жертвоприношение, Юлиан вопросил его относительно того, победит ли он персов. Но идол не отвечал ему, потому что с того времени, как в Дафну были перенесены мощи святого Вавилы, бес исчез и идол замолк, не отвечая ни на один вопрос. Узнав о том от жрецов Аполлоновых, Юлиан повелел «галилеянам» 7 ] взять оттуда каменный ковчег с мощами святых. Антиохийские христиане собрались все от малого до великого и с псалмами и песнопениями перенесли мощи святого Вавилы и трех отроков в город. Окружив со всех сторон ковчег, христиане воспевали: «да постыдятся все служащие истуканам, хвалящиеся идолами» (Пс.96:7). Лишь только мощи святых были перенесены из Дафны в город, на храм Аполлонов с неба ниспал огонь и истребил его вместе с идолом. Так посрамлены были нечестивые; верующие же возрадовались и восхвалили Бога. Слава Господу во веки. Аминь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Вавилы, по повелению Юлиана богоотступника 43 . Это разноречие само собою показывает уже, что речь, по поводу которой высказывается оно, несправедлива, лжива. Так действительно и есть. 1 . Что почитание останков святых явилось в Церкви не по воле Юлиана богоотступника, в этом могут уверить всякого благомыслящего человека сам Юлиан, гробница св. мученика Вавилы, св. Кирилл александрийский , св. Григорий богослов , св. Василий великий , св. Афанасий великий , имп. Констанций и пр. Антоний. Ибо Юлиан, как известно, злобно издевался над христианами и за то, что они с благоговением составляли свящ. собрания в тех местах, где были гробницы или мощи святых 44 , презирал их и за почитание останков святых 45 , давая тем знать, что они почитали их отнюдь не по его внушению, но вопреки желанию нечестивого сердца его, чтобы они не почитали их, и приказал перенести гробницу св. муч. Вавилы из Дафны в Антиохию потому, что благодатная сила ее возбраняла дафнийскому оракулу давать обыкновенно-лживые предречения 46 , а главных участников в перенесении ее с пением: да постыдятся вси кланяющиися истуканным ( Пс. 96:7 ) на другой же день приказал схватить и предать мукам 47 . О гробнице св. муч. Вавилы знаем, что ее еще прежде Юлиана брат его Галл перенес в Дафну из Антиохии с тою целию, чтобы очистить это предместие от языческих поверий в скверн людей развратных, и тем действительно воспрепятствовать дафнийскому демону произносить обычные свои провещания 48 . Св. Кирилл обличал Юлиана и за то, что он издевался над почитавшими останки святых, а при этом говорил между прочим: «Почему бы ты думал, надобно гнушаться гробницами или усопшими? Какое пятно полагает тело или гробница на приближающихся к ним? Или они делают любителя правды неправедным, честного и целомудренного бесчестным и развратным, щедрого скупым, снисходительного и кроткого жестоким и дерзким, боголюбца нечестивым? Вовсе нет!» 49 . Св. Григорий также с силою обличал Юлиана за непочитание останков святых, замечая при том: «Самые тела их, когда к ним прикасаются и чтут их, столько же действуют, как и св.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Но какое торжество для человека Божьего! Трое юных учеников 368 , воспитанных святым Вавилой, следуют за ним, перед всем народом свидетельствуют, что они с великим наставником неразлучны в жизни и смерти и, презирая ласки и обещания Нумериана, не хотят оставить святого Вавилы. В юном возрасте совершенные мужи, они не устрашились ни мучений, ни смерти. Вытерпев все неистовства народа и все мучения, учитель и ученики осуждены были наконец на смертную казнь. Когда пришли на лобное место, святой Вавила сказал: «Обратися, душе моя, в покой твой, яко Господь благодействова тя» ( Пс.114:7 ), – и, поставив пред собой отроков, повелел их предпослать к Богу в тех видах, чтобы они, лишившись наставника, не лишились твёрдости против ужасов смерти. Дети приняли венец страдальческий, а праведник воскликнул: «Се, аз и дети, яже ми дал еси, Боже» ( Ис.8:18 ), – и сам преклонил главу свою под орудие смерти. Гнев Божий за оскорбление святых мощей Вблизи города Антиохии было приятное и весёлое место, от природы осенённое кипарисными и лавровыми деревьями и орошаемое быстрым и прозрачным источником. Оно называлось Дафной, от имени языческой девицы Дафны, за которой будто некогда гнался языческий бог Аполлон и тут настиг её. Но как язычники в лице своих идолов поклонялись порокам, то и это происшествие заслужило новую честь Аполлону, и на том месте сооружён был ему великолепный храм, в котором лжебог на все вопросы давал ответы. Галл, брат Юлиана, соцарствовавший Констанцию, стараясь распространить христианство, соорудил тут же небольшую церковь и перенёс в неё из Антиохийского собора мощи священномученика Вавилы и трёх отроков, пострадавших с ним, дабы непрестанно стекавшийся народ, видя чудеса от гроба его, мало-помалу обращался к вере евангельской. С того времени словоохотный идол онемел и, сколько ни курили перед ним ладану, сколько ни закалывали тельцов, – не давал ответа. Вскоре воцарился злочестивый Юлиан. Имея пламенную приверженность к богам язычества, он особенно благоговел перед Аполлоном, как перед богом-покровителем просвещения, ибо Юлиан любил называть себя философом. Зная по слуху, что его любимого бога поразил недуг немоты, он уверился в том и лично, будучи в Антиохии, и удивляясь столь необыкновенному, по его мнению, чуду, неотступно вопрошал идола о том и о другом. Но, вместо всех ответов, едва наконец получил один, что Аполлону препятствует говорить злой сосед, который лежит близ его капища. Это относилось к мощам священномученика Вавилы. Огорчённый Юлиан сначала велел было разметать по улицам или предать огню святые останки человека Господня; но его объял священный ужас, от которого не могут защититься и самые буйные головы. Итак, по некоторому размышлению, он приказал антиохийским христианам унести гроб святого Вавилы и трёх отроков обратно в соборную церковь , что и было исполнено.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Mansv...

На допросе перед своим сожжением в срубе, которое последовало 5 января 1666 года, этот вязниковский пророк обмолвился любопытными словами. Объясняя свое учение религиозного самоубийства, он промолвил:»Мы-де сей путь Лукиана мученика проходим " 1038 . Ссылка " лесного старца» Вавилы на Лукиана весьма многозначительна: св. Лукиан из Самосаты, память которого празднует церковь и который жил в 235–312 годах, хорошо известен в отеческой литературе, как один из ранних христианских писателей и жертва преследований христиан при Диоклетиане, замученный голодом в антиохийской тюрьме. Уже его смерть от голода, правда, не добровольного, а вынужденного, могла служить примером для самоуморителей, постом среди последователей Капитона и Вавилы. Но возможна еще и другая догадка: во II–IV веках было два Лукиана Самосатских: уже упомянутый христианский писатель-мученик и гораздо более знаменитый языческий сатирик, умерший около 200 года. Оба Лукиана, и языческий сатирик, и христианский комментатор, писали приблизительно в одинаковом стиле, часто пользовались параллельными приемами в своей литературной работе, и поэтому произведения Лукиана-сатирика иногда ошибочно приписывались Лукиану-мученику, и наоборот, а известная византийская энциклопедия Свиды вообще значительно спутала авторов этих совсем различных по своим идеям писателей. В одном из своих произведений сатирик и язычник Лукиан вывел Перегрина, философа-циника и, как кажется, христианина, которого христиане все же почитали как мученика и который в 165 году, чтобы показать свое презрение к гонениям и свое духовное превосходство, добровольно сжег себя на костре. Очень вероятно, что, говоря о пути, указанном Лукианом, русско-французский «лесной старец» Вавила подразумевал именно этот пример добровольного мучения и смерти во славу своих убеждений, который, хотя и был описан Лукианом-сатириком, но все же мог быть, ввиду ошибочно определенного авторства, в глазах Вавилы примером самоотверженного самосожжения, описанным св. Лукианом-мучеником.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

В 362 году Юлиан, ревностный приверженец язычества, приказал удалить мощи св. Вавилы из Дафны, надеясь восстановить капище Аполлона во всем блеске. Мощи св. Вавилы с необыкновенною торжественностью были перенесены в Антиохию, но торжества язычества не последовало. Вскоре по перенесении мощей Вавилы храм Аполлона был истреблен огнем, но так что его нижние части остались на память грядущим поколениям, как доказательство ничтожества идолов. 2833 Таким образом, добродетель христианства восторжествовала над языческими суевериями. Обширная книга Златоуста о св. Вавиле начинается общим обозрением истории христианства. История Евангельская, по Златоусту, наглядно свидетельствует о том, что Христова истина восторжествовала над ухищрениями лжи мира. Смысл и основание этого несомненного закона истории домостроительства человеческого спасения заключается в самом содержании истины, в её существе. Сила истины не нуждается ни в какой помощи, но, хотя бы тысячи людей старались заглушить её, она не только не истребляется, но чрез самых притеснителей своих становится блистательнее и возвышеннее, посмеиваясь над беснующимися и тщетно изнуряющими самих себя. 2834 Отсюда следует для Златоуста вывод относительно средств сообщения людям Христовой истины. Сила истины, исходя из самого существа последней и обращаясь к внутреннему опыту людей, не нуждается во внешней насильственной помощи, поэтому христианам не позволяется ниспровергать заблуждение принуждением и насилием, но заповедано убеждением, словом и кротостью совершать спасение человеческое. 2835 Внеш- —206— ние насильственные средства излишни даже для устранения внешних препятствий к распространению истины, так как её самодовлеющая сила преодолевает всё и проявляется преимущественно среди препятствий и гонений, при условиях скорби, преследования и борьбы, но – не свободы и спокойствия. 2836 Свет никогда не будет мраком, пока он свет, и истина наших дел не опровергается, потому что она истина, а сильнее её нет ничего. 2837 История показывает, что во времена гонений христианство было сильнее, чем во времена мира.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В течение 1859 года почти все зажиточные иерусалимские жители и монастыри так ревниво обратились на скупку прилегающих к Мейдаму земель, что цены на малейшие участки достигли здесь до размеров неслыханных. Кругом Мейдамской площади теперь трудно уже купить хороший клочок земли и очевидно, что в непродолжительном времени вокруг этой площади должен образоваться новый и самый лучший квартал Иерусалима, выгодный и по местоположению и потому, что здесь сходятся 4 дороги: в Вифлеем, Яффу, Наплуз и к Крестному монастырю. По всей вероятности, по обстройке и заселении этого нового предместия облегчится порядок затворения Яффских ворот, и тогда русские здания сами собой почти очутятся в городе. б) Участок называемый Мамилла. Место это, занимающее около 3.000 кв. сажен, расположено против Мейдама, через долину, внизу, по ту сторону Яффской дороги. Оно имеет значение и в истории Иерусалима: наш известный паломник XII века игумен Даниил, в своём «Страннике», вспоминая о сем месте, определяет положение его так: «близ Иерусалима, на восток лиц, от столпа Давидова, яко же муж дострелит 2-ды, место подольно... и ту есть печера, (в ней) лежат мощи св. младенцев избиенных в Иерусалиме в царство Ираклиево и зовётся то место Агиа-Мамила» – искажённое по выговору туземцев название св. Вавила, во имя которого, согласно местному преданию, был здесь древний монастырь, разорённый в одно из варварских нашествий. Но о каких младенцах упоминает сказание, записанное игуменом Даниилом? В житии св. мученика Вавилы, епископа Антиохийского (Пролог, под 4 сентября), действительно находим, что вместе с ним были избиты младенцы мужского и женского пола, числом 84, но не при Ираклии, а при Максимиане, и не в Иерусалиме, а в Антиохии. В сказании нашего паломника очевидно соединены два разновременные события. Это поясняет тоже местное предание, говоря, что в упоминаемом им монастыре св. Вавилы были погребены останки иерусалимских христиан, избиенных в царство Ираклиево, во время падения и разорения Св. Града Хозроем, царём персидским. Самый же монастырь, как надобно полагать, был основан прежде, по поводу перенесения сюда из Антиохии останков св. мученика Вавилы и избиенных вместе с ним младенцев или одних младенцев. Из соединения этих двух событий и составилось сказание нашего паломника о месте называемом ныне Агиа-Мамила, или просто Мамила.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Вернувшись, святой стал ревностно заботиться о том, чтобы снова соединить разделившееся стадо Христово. Кроткий и смиренный сердцем архиепископ не отрицал и епископства Павлина, но признавал его, а сам пас новое стадо – именно обратившихся из арианства в православие, которых тогда павлиниане не принимали в общение. Когда же беззаконный Юлиан, утвердившись на престоле, явно отвергся от Христа и стал поклоняться идолам, тогда снова святой Мелетий был изгнан из Антиохии. По всему обширному царству Юлиана было воздвигнуто на христиан гонение, которое особенно было сильно в Антиохии. Беззаконный царь, отправляясь в поход со всем своим войском в Персию, прибыл в Антиохию: здесь он приносил много жертв идолу Аполлона, стоявшему на месте, называемом Дафна: это место находилось в предградии Антиохийском: здесь были положены и мощи святого мученика Вавилы с тремя младенцами. Однажды царь спросил лживого своего бога Аполлона, некогда дававшего людям ответы, победит ли он персов? Идол ничего не отвечал ему, ибо с тех пор, как были перенесены в то место мощи святого Вавилы отбежал оттуда: с того времени и перестал давать ответы идол, прежде много предсказывавший, ибо сей бес прорицал через идола. Царь был опечален, что идол перестанет давать предсказания: узнав от тамошних жрецов, что мощи Вавилы были причиной молчания идола Аполлона, он приказал галилеянам – так называл он христиан – взять оттуда те мощи. Лишь только они были взяты, на храм Аполлона с небес ниспал огонь и сжег капище вместе с идолом: это очень опечалило и посрамило нечестивых жрецов, и они решили отомстить христианам. Для сего они стали говорить перед царем, что галилеяне из ненависти зажгли ночью храм Аполлона. Тогда царь исполнился ярости на христиан: он приказал преследовать и гнать их, тогда же и святой архиепископ Мелетий был изгнан из города; другие христиане, добровольно убежав из Антиохии, скрывались в тайных убежищах. Тогда были подвергнуты мучению и два святых пресвитера антиохийских – Евгений и Макарий, и святой Артемий.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Вернувшись, святой стал ревностно заботиться о том, чтобы снова соединить разделившееся стадо Христово. Кроткий и смиренный сердцем архиепископ не отрицал и епископства Павлина, но признавал его, а сам пас новое стадо — именно обратившихся из арианства в православие, которых тогда павлиниане не принимали в общение. Когда же беззаконный Юлиан, утвердившись на престоле, явно отвергся от Христа и стал поклоняться идолам, тогда снова святой Мелетий был изгнан из Антиохии. По всему обширному царству Юлиана было воздвигнуто на христиан гонение, которое особенно было сильно в Антиохии. Беззаконный царь, отправляясь в поход со всем своим войском в Персию, прибыл в Антиохию: здесь он приносил много жертв идолу Аполлона, стоявшему на месте, называемом Дафна: это место находилось в предградии Антиохийском: здесь были положены и мощи святого мученика Вавилы с тремя младенцами [ 12 ]. Однажды царь спросил лживого своего бога Аполлона, некогда дававшего людям ответы, победит ли он персов? Идол ничего не отвечал ему, ибо с тех пор, как были перенесены в то место мощи святого Вавилы, бес отбежал оттуда: с того времени и перестал давать ответы идол, прежде много предсказывавший, ибо сей бес прорицал через идола. Царь был опечален, что идол перестанет давать предсказания: узнав от тамошних жрецов, что мощи Вавилы были причиной молчания идола Аполлона, он приказал галилеянам — так называл он христиан — взять оттуда те мощи. Лишь только они были взяты, на храм Аполлона с небес ниспал огонь и сжег капище вместе с идолом: это очень опечалило и посрамило нечестивых жрецов, и они решили отомстить христианам. Для сего они стали говорить перед царем, что галилеяне из ненависти зажгли ночью храм Аполлона. Тогда царь исполнился ярости на христиан: он приказал преследовать и гнать их, тогда же и святой архиепископ Мелетий был изгнан из города; другие христиане, добровольно убежав из Антиохии, скрывались в тайных убежищах. Тогда были подвергнуты мучению и два святых пресвитера антиохийских — Евгений и Макарий, и святой Артемий.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010