Кроме этих сочинений, мы пользовались для вступительных глав еще многими другими, имевшими для нас сравнительно меньшее значение; таковы: Albert de Broglie, – L Eglise et l» empire romain au IV siecle. Paris. 1866; A. Beugnot, – Histoire de la destruction du paganisme en Occident. Paris. 1835. История философии Виндельбанда, Фулье, ст. Чистовича: неоплатоническая философия и ее отношение к христианству. («Христ. Чтение» 1860–1861 г.г.) и др. Обширная литература об императоре Юлиане занимается главным образом его личностью, биографией, отношением его к христианам, как правителя, его религиозно-философским воззрениями. Мы пользовались ей наряду с собственными сочинениями Юлиана для краткого очерка его жизни и религиозно-философских идей. Из древних авторов, которые писали о Юлиане и сочинения которых служат источником сведений о нем были современниками Юлиана, а другие жили в ближайшее к нему время. Христианские писатели изображают личность и деятельность императора-отступника большей частью в самых мрачных красках, тогда как большинство языческих являются его панегиристами. Из христианских авторов наиболее ценны для историка Юлиана сочинения Григория Богослова (2 облич. слова на царя Юлиана), который был не только современником Юлиана, но и товарищем го по афинской школе. Много сведений о Юлиане находится у Сократа и Созомена . Каждый из них посвятил Юлиану целую книгу своей церковной истории (Сократ III, Созомен V). Они родились в конце IV в. и жили, следовательно, вскоре после царствования Юлиана, так что могли собрать о нем сведения из первых источников от лиц, знавших Юлиана лично и бывших свидетелями его царствования. Значительная часть сообщаемых ими сведений заимствована впрочем, из письменных источников – из сочинений Григория Богослова , Ливания, самого Юлиана, другие сведения сообщаются ими в первый раз, но из них не все достоверны, особенно у Созомена который вообще менее точен и более доверчив. Бл. Феодорит в третьей книге своей истории также излагает историю жизни и деятельности Юлиана. Кроме этих авторов, о Юлиане писали еще – св. И. Златоуст: слово в память священномученика Вавилы, св. Кирилл Александрийский : Десять книг, против Юлиана, Филосторгий в своей церковной истории, Руфин в своих сочинениях о царствовании Юлиана и некоторые другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Наконец, нужно иметь в виду, что здесь мы имеем дело далеко не с оригинальным рассказом: наши историки только приписали св. Амвросию то, что они нашли уже у других авторов и относительно других лиц. Нечто аналогичное мы встречаем впервые у св. Иоанна Златоуста в его рассказе о конфликте Вавилы Антиохийского с императором Филиппом Аравитянином; позже подобные черты были внесены в жизнеописание самого св. Иоанна Златоуста и Епифания Кипрского . См. об этом: Baur Ch. Zur Ambrosius-Theodosius Frage//Theologische Quartalschrift, 90. 1908. S. 401–409. 355 Вопросом о подлинности и хронологической последовательности творений св. Амвросия из трудов, упомянутых уже при изложении его биографии, между прочим занимаются исследования Фёрстера, Кельнера и Има. Кроме того, здесь необходимо назвать: Ebert A. Allgemeine Geschichte der Literatur des Mittelalters im Abendlande. 2 Aufl. Leipzig, 1889; Schermann Th. Die pseudoambrosianische Schrift «De sacramentis»//Romische Quartalschrift, 17. 1903; Прохоров В. Творения св. Амвросия Медиоланского и их хронология//Христианское чтение. 1911. Январь. С. 102–116; Февраль. С. 252–261 (и отдельный оттиск). Гимнам св. Амвросия посвящена ещё и особая литература: 1) Kayser J.W. Beitrage zur Geschichte und Erklarung der altesten Kirchenhymnen. 2 Aufl. Paderborn, 1881; 2) Dreves G.M. Aurelius Ambrosius, der «Vater des Kirchengesanges». Freiburg I.B., 1893; 3) Steier A. Untersuchungen über die Echtheit der Hymnen des Ambrosius. Leipzig, 1903; 4) Walpole A.S. Notes on the Text of the Hymns of St. Ambrose//The Journal of Theological Studies. Oxford, 1908. Vol. 9. P. 428–436 – маленькая статейка исключительно текстуально-критического характера. 357 De paradiso in superioribus pro captu nostro, ut potuimus, quod Dominus infudit, sensus invenit, digessimus, in quibus Adam atque Eva lapsus est comprehensus [О рае мы в меру своего разумения, сколько смогли, то, что вложил Господь, и приняло чувство, рассуждали в предыдущих книгах, в которых было рассмотрено падение Адама и Евы] (Ambrosius Mediolanensis. De Cain et Abell, 1, PL 14:315). 362 Bene accidit, fratres, ut quoniam tribus libris superioribus de virginum laudibus disseruimus, viduarum tractatus incideret... [Хорошо случилось, братья, что после похвалы девам в трёх предыдущих книгах появилось рассуждение о вдовах...] (Idem. De viduis, 1, PL 16:234). 363 Hoc docuit hodierna quae decursa est, lectio... [Этому учит сегодняшнее чтение...] (Idem. De virginitate, 14, PL 16:269). Audistis hodie dicentem Dominum Jesum... [Вы слышали сегодня, как Господь Иисус сказал...] (Ibid., 121, PL 16:298).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

(602). О благотворном влиянии древнего монашества на жизнь иноческую». Статья Вишнякова в Душеполезном Чтении за 1860 год. – Автор между прочим ссылается на мнение св. И. Зл., по словам которого одно простое воззрение на жизнь иноческую способно было произвести в людях спасительную перемену». (938). О подвижниках, процветавших в Сирии и Месопотамии». Две статьи П. Сладкопевцева в Страннике за 1880 год. В первой статье автора, описывает общие черты жизни сирийских подвижников, заимствуя это описание из статьи о Златоусте, помещенной в Прибавлениях к Творениям св. отцов (часть XIV, стр. 198–204). – Во второй статье автор перечисляет главнейшие монастыри бывшие в окрестностях Антиохии, из коих в одном (Нагорном) св. И. Зл. полагал начало своей подвижнической жизни. Об апологетической деятельности св. И. Златоуста. (995). Обзор апологетических трудов восточных отцов и учителей церкви в IV и V вв.». Статья Цветкова в Прибавлениях к Творениям св. отец за XXV г, издания. Между прочим в ней передается содержание слова св. И. Зл. на память священномученика Вавилы. (605). Дух древних отцов церкви в борьбе с ересями и расколами. Рукописное курсовое сочинение студента Казанской академии Воинова. По автору отцы церкви обнаружили в борьбе с ересями и дух строгости – и дух любви. Таков характер деятельности св. Афанасия Алекс., Василия В., И. Зл. и папы Льва Великого . (959). Виноград церковный». Сочинение против беспоповцев игумена Парфения. (Москва 1865). В книге приводятся свидетельства отцов церкви (Св. И. Злат, и других) о необходимости для спасения принадлежности к церкви. – См. отзыв о книге в Страннике 1866 г. Миссионерские заботы св. И. Зл. (728). О свободе совести». Статья проф. Кипарисова в Прибавлениях к Творениям св. отец за 1881 г., том XXVIII. В ней между прочим сообщаются мнения св. И. Зл. о способах распространения христианства между язычниками (стр. 322–333) и о крещении (стр. 471–478). Попечительность св. И. Зл. о распространении евангелия между язычниками». Статья Левицкого в Прибавлениях к Творениям св. отец – том II. Большая часть статьи посвящена обзору отношений св. И. Зл. к язычникам в Антиохии и Константинополе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Под влиянием своих расположений он твердо решился уклониться от избрания и скрылся в нагорном монастыре, находившемся не в дальнем расстоянии от Антиохии. Пред этим Златоуста постигла было необычайная и могущая иметь роковые последствия опасность, освобождение от которой он всегда считал за знамение особенного милосердия Бога. Императорами Валентином и Валентом был объявлен самый жестокий декрет против тех, которые владели книгами с магическим содержанием. Этот декрет обладал в то время еще большею силою вследствие непреклонной строгости и жестокости, царивших в Антиохии. Обвиняемые, часто весьма произвольно, в сообщничестве с магами подвергались истязаниям и смертной казни. Солдаты были заняты тщательным обыском подозреваемых лиц и привлечением их пред судейскую трибуну. Доносчики кишели во всех углах. И не только солдаты и шпионы, но даже судьи горели желанием заслужить императорское расположение суровым и жестоким исполнением декрета. Не щадили ни пола, ни возраста. Тюрьмы не только в столице, но и в Антиохии были наполнены лицами всех классов и профессий, обвиняемыми в совершении тайных обрядов, или обличенными в укрывательстве книг, касающихся магии. В виду таких ужасов, многие уничтожали свои богатые книгохранилища, лишь бы избежать подозрения. Когда в Антиохии господствовало подобное настроение, случилось однажды Златоусту с своим другом гулять по предместию города, в садах по берегам Оронта, вблизи гробницы мученика Вавилы. Проходя по самому берегу реки, они заметили несколько листов от книги, плывших вниз по течению. Сильно заинтересованные, они бросились за плывшими листами, в надежде извлечь их с поверхности воды. И действительно, им удалось схватить некоторые из этих листов, но каков же был их ужас, когда они увидали, что те были заполнены магическими знаками и символами, а, между тем, в этот именно момент один из солдат заметил их приближение. Что оставалось им делать с злополучными листами: спрятать у себя или бросить назад в реку? Если они оставят их при себе, солдат может произвести обыск, и открытие их повело бы к самым роковым последствиям; если бросят обратно в реку, солдат может заметить это действие, достать листы и привлечь бросивших к суду за укрывательство запрещенных книг. Полные ужаса, они колебались в выборе, что предпринять им, с быстротою молнии взвешивая и обсуждая в уме возможные последствия того или иного поступка. Наконец, они решили еще раз пустить страшные листы по реке. К счастию для них, их движение не было замечено солдатом, который, проходя мимо, не обратил внимания ни на их страх, ни на то, что они делали. Таким образом, им удалось избежать беды; но опасения Златоуста за исход были возбуждены в сильнейшей степени, и он не мог не приписывать своего спасения особому милосердию к себе Провидения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Клянемся же его спасением, которое есть Христос, ты не избежишь рук Божиих, но будешь предан огню геенны». И разгневавшись, он повелел мучить и их, дети же как бы в один голос сказали: «Не стыдишься, нечестивейший, будучи побеждаем детьми при этой толпе? Ибо ты больше подвергаешься мучению, мы же, – клянемся Могущим вскоре воздать тебе, – не чувствуем мучений». 10. И повелел он отвести и скрыть Вавилу в келлии, дабы отдельно испытать детей, и начал говорить детям: «Дети, послушайтесь меня, и я дарую вам многие блага, которых не может учитель ваш даровать вам». Они же как бы в один голос сказали: «Злодей и коварный, не замышляй нам смерть; ибо все дары твои полны геенны. Ибо с тех пор, как учитель наш дал нам печать, мы стали совершенными и отвергли помышления юного возраста и, причастившись суровой пищи, готовы умереть за Бога, чем прогневать раба Божия Вавилу, господина нашего. Ты полагал победить нас удалением нашего пастыря. Клянемся Сыном Божиим, могущим помочь нашему пастырю, где бы он ни был, и нас избавить от нечистых рук твоих и вскоре изменить время сие, мы не отречемся от Бога и не посрамим нашего пастыря, господина нашего Вавилы, молящегося за стадо свое, да не погибнет кто-либо». Все это услышал триблаженный Вавила в келлии. 11. Нумериан сказал: «Да будет введен Вавила». И введен был Вавила, и он сказал ему: «Это твои дети?» Он же сказал: «Воистину они мои дети по Богу, ибо жены ради Бога моего не знаю с тех пор как родился». Нумериан сказал: «Как же они подобны тебе во всем?» Вавила сказал: Я молюсь, дабы они были подобны мне во всем, исключая грехов моих». Нумериан сказал: «Я сказал тебе освободиться и от мук, и от наказания, которое ты примешь, и ты не послушался. Одобряю тебя и извиняюсь за первые муки, только избавь себя от нынешних мучений; убеди и отроков, чтобы они, будучи неразумными, не получили вскоре конца жизни». Вавила, разгневавшись, сказал: «Безрассуднейший из всех людей и нечестивейший тиран, ты занялся нами, покинув заботы о войнах или о том, как должно идти против иноплеменников.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Слушая такие речи, Нумериан не мог их понять. Да и как могла уразуметь их его душа, не знавшая благодати, не наставленная в учении веры? Однако, из стыда пред стоящими вокруг, что не заметили они его непонимание, он сделал вид, будто всё, что говорил Вавила, он вполне уразумел, и похвалил его, как человека рассуждающего вполне хорошо. Затем снова спросил его: — А что такое человек? — Человек, — отвечал Вавила, — существо земное и смертное, но выше всех смертных животных; кроткое, любезное своим ближним, хотя мы и сделались лютыми друг к другу больше, чем звери. Удивляясь речам Вавилы, но вместе с тем и сам продолжая притворяться мудрым, Нумериан клялся своими богами, что Вавила говорит истину и засвидетельствует свою мудрость, если только принесет жертву богам. — Одного только и недостает Вавиле, — говорил царь, — чтобы он воздал честь богам нашим. Невозможно, чтобы такой премудрый человек мог бесчестить богов и осмелился говорить против них. И ласково посмотрев на Вавилу, сказал ему: — О, премудрый старец! принеси жертву богам и тотчас же я буду считать тебя как бы отцом своим. Клянусь богами, что не лгу и награжу тебя многими имениями в моем царстве. И разными ласками, обещанием больших почестей и богатства, нечестивый царь старался прельстить сего праведного мужа. Но истинный исповедник Христов остался непоколебим в своей вере. На льстивые слова мучителя он отвечал: — Начало и основание всякого блага есть благочестие: без него все обещаемые мне тобою блага суть только нищета, крайнее огорчение и лишение и того, что я имею. Убедившись, что святого Вавилу невозможно склонить к злочестию, Нумериан снова пришел в ярость и приказал своему военачальнику Викторину надеть тяжелые цепи на шею и на ноги святителя и водить его по городу, чтобы опозорить его пред всеми. Беззаконник питал надежду, что почтенный сей муж, пользующийся славой и уважением от всех, устыдится такого бесчестия и согласится исполнить нечестивое желание царя. Когда же надели на святого цепи, царь стал насмехаться над ним:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

— Развитие греха в душе при невнимании к нему. — Заключение св. Вавилы в темницу, скорбь его о погибели нечестивого царя, кончина и завещание положить в гроб и узы в свидетельство того, что поношение за Христа — истинная слава. — Возможность для мученика подвигов и по смерти, ибо Бог оставляет на земле мощи святых для возбуждения именно живых к добродетели. — Перенесение мощей в Дафну, предместье, бывшее по самому мифу о Дафне обычным местом разгула, прекращает силой мученика этот разгул и принуждает к молчанию бывший здесь оракул Аполлона. — Воцарение Юлиана, его языческий образ жизни; его приказ, по требованию оракула, удалить из Дафны гробницу мученика обличает страх перед мучеником и демона и Юлиана. — Примеры наказания Богом гонителей. — Молния сожигает капище Аполлона в Дафне при таких обстоятельствах, которые делают несомненным, что это было наказание от Бога. — Речь Ливания по поводу этого события и разбор ее. Премудрость Божия проявилась в сохранении остатков капища в назидание потомкам, а благость — в том, что удар направлен не на царя прямо, которому даны и другие знамения для обращения его к истине. — Неудачная попытка Юлиана восстановить Иерусалимский храм, старание вызвать внутренние раздоры в христианстве, бедствия похода персов и смерть Юлиана. — Благость и премудрость Божия проявились в том, что крайние бедствия постигли Юлиана лишь в конце, когда он упорно оставался неисправимым, хотя Бог и предвидел эту неисправимость, и в том, что бесполезные для него самого бедствия эти дают урок всем остальным людям. Г ОСПОДЬ наш Иисус Христос, готовясь уже идти на страдание и умереть животворной смертью, в самую последнюю ночь, призвав особо учеников Своих, о многом и ином беседовал наставляя их, и между прочим сказал им следующее: « Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит » (Ин. 14:12). Было много и других учителей, и учеников имели они, и чудеса показывали, как хвалятся язычники, но ни один из них никогда не брал себе и в голову что–либо подобное, не дерзнул и сказать.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Не столько его украшает венец, сколько нас обыкновенно — вера и ее исповедание; и не словами только, но и самыми делами станем делать это, являя и жизнь во всем достойную исповедания, чтобы гнусностью дел не посрамить догматов, но, во всем прославляя нашего Владыку, насладиться и здесь и там честью, которой да сподобимся все мы, благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, через Которого и с Которым Отцу слава, держава и честь, со Святым и Животворящим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. О СВЯТОМ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКЕ ВАВИЛЕ   Св. Вавила — епископ Антиохии и мученик. — Возможность для мученика подвигов и по смерти, удостоверяющая воскресение. — Отступничество Юлиана, его усилия истребить христианство; невозможность этого, доказанная событиями. — Перенесение мощей святого из предместья, по требованию оракула. — Не мертвое тело есть скверна, а злая воля. — Страх Юлиана перед мощами мученика. — Сожжение капища Аполлона молнией. — Похвала усердию антиохийцев и епископа их к мученику.   Х ОТЕЛ я сегодня отдать долг, который недавно, бывши здесь, я обещал вам; но что мне делать? Блаженный Вавила, явившийся тем временем, позвал нас к себе, не голос подавши, но блеском вида своего привлекши нас. Не гневайтесь поэтому на отсрочку уплаты; во всяком случае чем больше пройдет времени, тем более возрастет и прибыль для вас: мы уплатим серебро с лихвой, потому что и Владыка, вверивший нам его, так повелел (Лк. 19:23). Итак, не сомневаясь касательно этого долга, так как и капитал и проценты вам остаются, не пропустим и сегодня случившейся прибыли, но насладимся подвигами блаженного Вавилы. Впрочем, как управлял он нашей церковью, и спас этот священный корабль среди непогоды, бури и волн, какое показал дерзновение перед царем, как душу свою положил за овец и принял то блаженное заклание, об этом и подобном говорить предоставим старейшим из учителей и общему нашему отцу (епископу). О древнейших событиях прекрасно могут рассказать вам старцы, а что случилось недавно и на нашем веку, это расскажу вам я, юный, — разумею происшедшее после кончины мученика, после погребения его, и в то время, когда он пребывал в предместии города.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

    4. святаго священномученка вавилы. епископа великия антиохии: И святаго пророка и боговидца моисеа.    На Господи воззвах, стихиры на 6. Вавилы, 3: глас 6. Подобен: Всю отложивше: И пророка, 3: глас 4. Подобен: Званный свыше: Слава, вавилы, глас 6. Самогласен: Восходный степень: И ныне, богородичен, или крестобогородичен. На стиховне октоиха: Слава, святаго, глас 6: Судищу мучителеву: И ныне, богородичен. Тропарь вавилы, глас 4: И нравом причастник: Вчерашний.    Слава, тропарь пророка, глас 2: пророка твоего моисеа память, Господи, празднующе, тем тя молим, спаси души наша.    Или сей, глас тойже: На высоту добродетелей возшел еси, пророче моисее: и сего ради сподобился еси видети славу божию. скрижали благодатныя закона прият, и начертаний благодать в себе нося, и пророков был еси честная похвала, и благочестия великое таинство.     На Утрени, на Бог господь, тропарь вавилы дважды. Слава, пророка: И ныне, богородичен. И обычныя кафисмы.: И седальны октоиха: И чтение. Канон октоиха един, со ирмосом на 6: И святых два: Вавилы, глас 6: И пророка, глас 4. По 3-й песни,    Кондак пророка, глас 2: Лик пророческий с моисеем и аароном, веселием днесь веселится, яко конец пророчествия их на нас исполнися: днесь сияет крест, имже нас спасл еси. тех молитвами Христе Боже помилуй нас.    И седален, вавилы, глас 3. Слава, пророка, глас 4: И ныне, богородичен. По 6-й песни, Кондак вавилы, глас 8. Подобен: яко начатки: яко благочестия проповедника, и страдальцев утверждение, церковь славит тя вавило славне, освещаема днесь: но яко имея дерзновение ко господу, в мире совершеннем, величающия и восхваляющия тя, сохранити христу молися, о многострадальне.    И икос, и пролог. По 9-й песни, светилен октоиха: Слава, вавилы: И ныне, богородичен: На стиховне октоиха. На Литургии прокимен, глас 4: святым иже суть на земли его, удиви Господь вся хотения своя в них. Стих: Предзрех Господа: Апостол к евреем, зачало 330: святии вси, верою: Аллилуиа, глас 4: Воззваша праведнии: евангелие луки, зачало 67: Не бойся малое стадо: Причастен, Радуйтеся:

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

4. Святаго священномученика Вавилы, епископа Великия Антиохии: И святаго пророка и Боговидца Моисеа. На Господи воззвах, стихиры на 6. Вавилы, 3: глас 6. Подобен: Всю отложивше: И пророка, 3: глас 4. Подобен: Званный свыше: Слава, Вавилы, глас 6. Самогласен: Восходный степень: И ныне, Богородичен, или Крестобогородичен. На стиховне октоиха: Слава, святаго, глас 6: Судищу мучителеву: И ныне, Богородичен. Тропарь Вавилы, глас 4: И нравом причастник: Вчерашний. Слава, тропарь пророка, глас 2: Пророка твоего Моисеа память, Господи, празднующе, тем тя молим, спаси души наша. Или сей, глас тойже: На высоту добродетелей возшел еси, пророче Моисее: и сего ради сподобился еси видети славу Божию. скрижали благодатныя закона прият, и начертаний благодать в себе нося, и пророков был еси честная похвала, и благочестия великое таинство. На утрени, на Бог Господь, тропарь Вавилы дважды. Слава, пророка: И ныне, Богородичен. И обычныя кафисмы.: И седальны октоиха: И чтение. Канон октоиха един, со ирмосом на 6: И святых два: Вавилы, глас 6: И пророка, глас 4. По 3-й песни, Кондак пророка, глас 2: Лик пророческий с Моисеем и Аароном, веселием днесь веселится, яко конец пророчествия их на нас исполнися: днесь сияет Крест, имже нас спасл еси. тех молитвами Христе Боже помилуй нас. И седален, Вавилы, глас 3. Слава, пророка, глас 4: И ныне, Богородичен. По 6-й песни, Кондак Вавилы, глас 8. Подобен: Яко начатки: Яко благочестия проповедника, и страдальцев утверждение, церковь славит тя Вавило славне, освещаема днесь: но яко имея дерзновение ко Господу, в мире совершеннем, величающия и восхваляющия тя, сохранити Христу молися, о многострадальне. И икос, и пролог. По 9-й песни, светилен октоиха: Слава, Вавилы: И ныне, Богородичен: На стиховне октоиха. На литургии прокимен, глас 4: Святым иже суть на земли его, удиви Господь вся хотения своя в них. Стих: Предзрех Господа: Апостол к евреем, зачало 330: Святии вси, верою: Аллилуиа, глас 4: Воззваша праведнии: Евангелие Луки, зачало 67: Не бойся малое стадо: Причастен, Радуйтеся:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010