Так как нам до сих пор почти совсем неизвестна биография и прошлое Вавилы, то настаивать на такой догадке, конечно, невозможно, но она нам кажется наиболее вероятным объяснением происхождения русского религиозного " новоизобретенного способа самоубийственных смертей» путем огня. Психология религиозного добровольного мученичества, Martyrer-Psychologic, как ее называют некоторые немецкие исследования, конечно, присуща многим религиозным учениям, в том числе, и христианству. Затворничество, столпничество, ношение вериг и суровый пост тоже являлись проявлением преувеличенного аскетизма, часто добровольного мученичества. У французских альбигойских катаров был даже обряд религиозного самоубийства, так называемая эндура. Обычно, высшее посвящение давалось катарами – по-гречески: чистыми, пуританами – только или избранным высшего эзотерического круга, или же мирянам перед их смертью. В случае же, если посвященный перед смертью мирянин выздоравливал, то, чтобы он не погубил каким-нибудь грехом свою " чистую» душу, ему предлагалось покончить жизнь самоубийством. В случае же отказа, другие " чистые» приканчивали удушением не желающего спастись собрата по вере. Во времена Реформации среди анабаптистов идея добровольного мученичества также была особенно сильна среди меннонитов и гернгутеров, а в Ст. Галлене, в Швейцарии, один восторженный анабаптист ради спасения своей души даже упросил своего брата, чтобы тот убил его. Да и сожжения католической инквизицией уже раскаявшихся еретиков, видимо, имели целью не только их наказание за заблуждения, но и духовную помощь этим заблуждавшимся для более верного спасения души и избавления от дальнейших искушений. Не только мученичество, отрицание благодати в мире, священства и таинств, но и предписание безбрачия, столь характерное для русского беспоповства, имело свое прошлое в предыдущей истории христианства и христианских, и полухристианских-полудуалистических ересей. Не только еретики-богомилы и катары требовали полного воздержания от брака и половой жизни, но и " узкая дорога христианства» – монашество – предписывала отказ от брака.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

Дафна издавна пользовалась большим уважением у язычников. Вследствие того там будто бы еще Селевк, царь сирийский, построил великолепный и обширный храм Аполлона. Там же поставлена была прекрасная статуя Аполлона и Дафны. Язычники верили еще, что один текущий там источник имел пророчественную силу и приходящим к нему давал возможность предузнавать будущее. Потому в Дафне в прежнее время славился оракул Аполлона. Так, рассказывали, что у дафнийского источника император Адриан, будучи еще частным человеком, получил предсказание о будущем его воцарении, только, не желая, чтобы и другие могли знать будущее, он приказал засыпать этот источник. Пред воцарением Юлиана Дафна была украшена роскошными гостиницами, банями и другими красивыми зданиями. Отчасти по поводу древнего о ней сказания, эротического свойства, а более по красоте и приятности местоположения, Дафна была любимым местом для гулянья молодых людей, также для тайных свиданий и вообще для разных эротических похождений. Когда при Констанции сирийским наместником сделался Галл, брат Юлиана, то, чтобы по возможности воспрепятствовать разным распутствам, совершавшимся в Дафне, он построил там христианский храм и повелел перенести в него мощи св. Вавилы. Как местный мученик св. Вавила пользовался благоговейным почитанием у антиохийцев. Но Юлиан необдуманно оскорбил его священную память, и тем окончательно вооружил против себя антиохийских христиан. Это случилось так. Открыв давно заключенный дафнийский храм Аполлона, Юлиан оказал ему почтение более прочих, потому окружил его новым рядом роскошных колонн и приносил Аполлону многие жертвы, возлияния и курения. Сверх того, он приказал открыть древний священный источник в Дафне, имеющий будто пророчественную силу, и вздумал восстановить давно замолкший оракул Аполлона дафнийского. Приготовляясь к войне против персов и спрашивая об исходе ее у разных прорицателей, Юлиан вздумал спросить и дафнийского оракула, почтив предварительно Аполлона жертвами и дарами. Оракул, однако же ничего не отвечал.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

Скачать epub pdf Разные. Похвалы святым Похвальная беседа о святом отце нашем Мелетие, архиепископе Антиохии великой, и о ревности собравшихся 406. Духовное родство с пастырем Похвальная о св. Мелетии. Когда он прибыл в город в самом начале, и вы приняли его, каждый из вас называл свое дитя его именем, думая чрез это имя ввести святого в дом свой, и матери, минуя отцов, дедов и прадедов, давали новорожденным детям имя блаженного Мелетия. Минь. Т. II. С. 516 Творения Т. II. С. 558 Похвальная беседа о святом мученике Лукиане 407. Малое число слушателей проповедника Похвальная о святом мученике Лукиане января]. Чего боялся я вчера, то и случилось, сбылось ныне: когда прошел праздник, ушел с ним вместе от нас и народ, и собрание у нас сделалось меньше. Я знал вполне, что это случится, однако не отменил поэтому поучения, так как хотя не все, слушавшие вчера, оказали повиновение, но не все и непослушны оказались; а это не мало для нас в смысле утешения. Поэтому и сегодня я не уклонюсь от поучения, так как если и не чрез нас, то чрез вас во всяком случае они услышат сказанное. Минь. Т. II. С. 521 Творения Т. II. С. 562, 563 408. Мученичество=крещение Не удивляйтесь, если я мученичество назвал крещением: и здесь Дух витает с великим обилием, и бывает изглаждение грехов и дивное некое и чудное очищение души, и, как крещаемые – водой, так претерпевающие мученичество омываются собственною кровию.– Минь. Т. II. С. 522 Творения Т. II. С. 565 О святом священномученике Вавиле 409. Предмет проповеди в зависимости от обстоятельств О священномученике Вавиле. Хотел я сегодня отдать долг, который недавно я обещал вам; но что мне делать? Блаженный Вавила, позвал нас к себе, не голос подавши, но блеском вида своего привлекши нас. Не гневайтесь поэтому на отсрочку уплаты; во всяком случае, чем больше пройдет времени, тем более возрастет и прибыль для вас: мы уплатим серебро с лихвой, потому что и Владыка, вверивший нам его, так повелел (см.: Лк. 19:23 ). Итак, не сомневайтесь касательно этого долга, так как и капитал и проценты вам остаются; не пропустим и сегодня случившейся прибыли, но насладимся подвигами блаженного Вавилы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Сокроем же сказанное в недрах памяти, а для того, что будет сказано раскроем бразды души; и за все будем поклоняться творящему чудеса Христу, потому что Ему слава со Отцем и Всесвятым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.    Произнесено в Антиохии после похвального слова св. Евстафию, в день памяти св. Романа — 18 ноября.    Принадлежность этого слова св. Златоусту сомнительна в виду большого различия в слоге и языке между ним и подлинными словами св. отца.    Здесь в русском синод. переводе совсем другой смысл, а в септуагинте то же, что и в славянском: εξομολογησεται πασα γλωσσα τω θεω — и.И. О святом священномученике Вавиле Св. Вавила — епископ Антиохии и мученик. Возможность для мученика подвигов и по смерти, удостоверяющая воскресение. Отступничество Юлиана, его усилия истребить христианство; невозможность этого, доказанная событиями. Перенесение мощей святого из предместья, по требованию оракула. Не мертвое тело есть скверна, а злая воля. Страх Юлиана перед мощами мученика. Сожжение капища Аполлона молнией. Похвала усердию антиохийцев и епископа их к мученику.   1. Хотел я сегодня отдать долг, который недавно, бывши здесь, я обещал вам; но что мне делать? Блаженный Вавила, явившийся тем временем, позвал нас к себе, не голос подавши, но блеском вида своего привлекши нас. Не гневайтесь поэтому на отсрочку уплаты; во всяком случае чем больше пройдет времени, тем более возрастет и прибыль для вас: мы уплатим серебро с лихвой, потому что и Владыка, вверивший нам его, так повелел (Лк.19:23). Итак, не сомневаясь касательно этого долга, так как и капитал и проценты вам остаются, не пропустим и сегодня случившейся прибыли, но насладимся подвигами блаженного Вавилы.    Впрочем, как управлял он нашей церковью, и спас этот священный корабль среди непогоды, бури и волн, какое показал дерзновение перед царем, как душу свою положил за овец и принял то блаженное заклание, об этом и подобном говорить предоставим старейшим из учителей и общему нашему отцу (епископу). О древнейших событиях прекрасно могут рассказать вам старцы, а что случилось недавно и на нашем веку, это расскажу вам я, юный, — разумею происшедшее после кончины мученика, после погребения его, и в то время, когда он пребывал в предместии города.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Дочь благородных родителей, по их желанию, выдана была. замуж за благородного Антиохийца; но с мужем жила недолго, – он скоро умер. Благословенным плодом честного брака был сын Иоанн. Мать воспитала его, как искренняя христианка. Оттого вышло, что Иоанн «немало времени начальствовал над пресвитерами Антиохийскими и, быв много раз избираем на Апостольскую кафедру, всегда уклонялся от начальствования» 134 . Блаженная Публия со времени вдовства своего вела жизнь строгую, в посте и в молитве. При такой жизни почтенная священным саном диакониссы 135 , она собрала себе дев и вдов, решившихся, подобно ей, жить для Господа; с ними проводила она жизнь точно так, как писал святой Златоуст, снявший свою картину дев и с общины благородной Публии; с ними постоянно славила она Творца и Спасителя Бога 136 . Так прожила она подвижнически несколько лет. На престол империи взошёл Юлиан и открыто стал на сторону язычества; гордый умом своим, он старался дать языческому богослужению великолепие и возможно-лучший смысл; на словах выставлял из себя защитника всякой истины и человечности, а на деле нагло осмеивал святую веру, дозволял гнать и сам гнал христиан. Он прибыл в Антиохию и здесь поступал, как фанатик язычества; велел выбросить мощи св. Вавилы из храма, «обещался стереть с лица земли всю породу Галилеян», – так называл он христиан и велел не иначе называть их 137 . Раз он должен был проходить мимо молитвенного дома Публии. Подвижницы пели утренние хвалы Богу. Когда отступник шёл мимо обители дев, подвижницы громче обыкновенного запели все вместе, считая гонителя достойным презрения и осмеяния. Идоли язык сребро и злато, дела рук человеческих, возглашали они с Давидом и, его словами изобразив бесчувственность их, с его негодованием пели: подобны им да будут творящии я и вси надеющиися на ня ( Пс.113:16 ). Слыша это, нечестивец вспыхнул и с гневом запретил петь псалмы, когда он будет проходить мимо. Тот, кто сердится на правду, выказывает только свою слабость и вызывает против себя новую смелость правды. Когда Юлиан снова проходил мимо обители, св. Публия велела петь: да воскреснет Бог и расточатся врази Его ( Пс.67:1 ). Юлиан в бешенстве приказал привести к себе начальницу хора. Перед ним предстала старица, достойная всякого почтения и по летам своим и пользовавшаяся общим уважением в Антиохии за высокие добродетели свои. И однако он приказал одному из слуг бить по щекам проповедницу правды, и тот обагрил свои руки кровью её. Бестрепетная диаконисса говорила Юлиану, что жалеет о больной душе его, но считает истину Божию выше всего. С хвалой Богу на устах возвратилась она в свою обитель. Считая Юлиана за одержимого злым духом, как одержим был Саул, она продолжала петь для него священные песни с теми мыслями, что авось либо и отступник придёт в себя 138 . Недолго после того длилась жизнь её: она с миром предала дух свой Господу, а Юлиан погиб на войне 139 . Преподобного Андроника и супруги его Афанасии

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Полагая, что только образование сообщает убедительность их словам, он не позволял Христианам заниматься эллинскими науками. Между тем вышеупомянутый Аполлинарий, кстати воспользовавшись обширными своими познаниями и способностями, по образу Омировых поэм, переложил в героические стихи еврейское бытописание и, доведши его до царя Саула, разделил все творение на двадцать четыре части, из которых каждую означил одною буквою греческого алфавита, следуя их числу и порядку. Писал он также, применительно к творениям Менандра, и комедии, подражал и Эврипиду в трагедиях, и Пиндару в роде лирическом. Просто сказать, заимствуя из божественных Писаний предметы для всего так называемого круга наук, он в короткое время произвел равночисленные и равносильные образцы, по роду, выражению, характеру и плану, похожие на знаменитые творения Эллинов. Так что люди, если бы не увлекались древностью и не предпочитали того, к чему привыкли, труды Аполлинария становили бы и изучали наравне с древними и тем более дивились бы дарованиям этого мужа, что каждый из древних писателей занимался одним родом творений, а он обнял все и в своих сочинениях, сколько требовала нужда, отпечатлел достоинства всякого. Не без достоинств также и его книга против самого Юлиана и греческих философов, под заглавием: об истине, в которой и не приводя свидетельств из священного Писания, он доказал, что в своих понятиях о Боге философы уклонились от прямого пути. Смеясь над этим сочинением, Юлиан послал его к знаменитейшим тогдашним епископам с надписью: прочитал, понял, осудил (anegnwn, egnwn, kategnwn). Но они отвечали на это: читал, да не понял, потому что, если бы понял, не осудил бы. Этот ответ некоторые не без правдоподобия относят к предстаятелю каппадокийской Церкви Василию. Но ему ли принадлежал он, или кому другому, во всяком случае нельзя не удивляться мужеству и уму писателя. Глава 19 О книге Юлиана, под заглавием: misopwgwn (ненавистник бороды), и об антиохийской Дафне; описание ее. Также о перенесении останков священномученника Вавилы.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

На престол империи взошел Юлиан и открыто стал на сторону язычества. Гордый умом своим, он старался дать языческому богослужению великолепие и возможно лучший смысл, на словах выставлял из себя защитника всякой истины и человечности, а на деле нагло осмеивал святую веру, дозволял гнать и сам гнал христиан. Он прибыл в Антиохию и здесь поступал как фанатик язычества; велел выбросить мощи св. Вавилы из храма, «обещал стереть с лица земли всю породу галилеян» — так называл он христиан, и велел не иначе называть их. Раз он должен был проходить мимо молитвенного дома Публии. Подвижницы пели утренние хвалы Богу. Когда отступник шел мимо обители дев, подвижницы громче обыкновенного запели все вместе, считая гонителя достойным презрения и осмеяния. «Идоли язык сребро и злато, дела рук человеческих» (Пс.134:15), — возглашали они с Давидом и, его словами изобразив бесчувственность их, с его негодованием пели: — «подобии им да будут творящие я и вси надеющиеся на ня» (Пс.113:16). Слыша это, нечестивец вспыхнул и с гневом запретил петь псалмы, когда он будет проходить мимо. Тот, кто сердится на правду, выказывает только свою слабость и вызывает против себя новую смелость правды. Когда Юлиан снова проходил мимо обители, св. Публия велела петь: «да воскреснет Бог и расточатся врази его» (Пс. 67:2). Юлиан в бешенстве приказал привести к себе начальницу хора. Перед ним предстала старица, достойная всякого почтения и по летам своим и пользовавшаяся общим уважением в Антиохии за высокие добродетели свои. И, однако, он приказал одному из слуг бить по щекам проповедницу правды, и тот обагрил свои руки кровью ее. Бестрепетная диаконисса говорила Юлиану, что жалеет о больной душе его, но считает истину Божию выше всего. С хвалой Богу на устах возвратилась она в свою обитель. Считая Юлиана за одержимого злым духом, как одержим был Саул, она продолжала петь для него священные песни, с теми мыслями, что авось-либо и отступник придет в себя. Недолго после того длилась жизнь ее, она с миром предала дух свой Господу, а Юлиан погиб на войне.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2986...

Луи Дюшен (католик) Глава IX. Юлиан и языческая реакция Язычество во время владычества династии Константина. – Запрещение жертвоприношений. – Упадок древних религий. – Юность Юлиана. – Развитие его религиозных воззрений. – Сделавшись императором, он провозглашает себя язычником. – Побежденная религия мстит христианству. – Убийство Георгия александрийского. – Литературные произведения Юлиана, его набожность и попытка возродить язычество. – Его поведение по отношению к христианам. – Возвращение изгнанных епископов. – Отмена привилегий, запрет преподавания. – Столкновения и насилия. – Восстановление Иерусалимского храма. – Юлиан и антиохийское население. – Смерть Юлиана. Уже во времена Константина, особенно с тех пор, как он сделался единодержавным императором, государство встало на сторону христианства против язычества. Однако не было проведено никакой общей меры для закрытия храмов. Государство более не совершало в них жертвоприношений, но за частными лицами была оставлена свобода совершать их, свобода утраченная, быть может, ими лишь в конце царствования. Такая терпимость должна была скоро исчезнуть: сыновья Константина проявили еще большую решимость, чем их отец, чтобы покончить с древней религией. В начале 341 г. Констант обратился к италийскому викарию со следующим рескриптом: «Да прекратится суеверие! Да уничтожится безумие жертвоприношений! Всякий, кто, вопреки закону божественного императора, нашего родителя, и настоящему приказу нашей кротости, осмелится совершать жертвоприношения, должен быть предан суду и наказан» 495 . Другие законы повторяют это запрещение, определяя, что храмы должны быть всюду закрыты, жертвоприношения возбранены под страхом смертной казни и конфискации 496 . Магненций, будучи сам христианином, разрешал, в виде исключения, совершать жертвоприношения в ночное время; Констанций отменил эту меру 497 . Однако следует заметить, что единственным проявлением культа, запрещавшимся в этом законодательстве, были жертвоприношения, тогда как языческие религии требовали много и других церемоний. Не видно, чтоб они были запрещены законом. Императорский рескрипт 342 года 498 решительно предписывает не касаться пригородных храмов, с которыми связывались цирковые и иные игры: преследовались суеверия, а не развлечения. Процессии, священные трапезы, мистерии и многие другие проявления религиозного чувства сохранялись, как встарь. В Риме до времен Феодосия совершались тавроболии. Посвящения в елевсинские мистерии практиковались при Костанции и даже после Юлиана. В Антиохии продолжали посещать пресловутое святилище Дафны и делали это далеко не с аскетическими намерениями. Вместо того, чтобы безусловно запретить эти посещения, что, по-видимому, следовало бы сделать во имя чистоты нравов, кесарь Галл удовольствовался тем, что создал конкуренцию святилищу. Он приказал перенести в священную рощу останки св. Вавилы, епископа-мученика; но с тех пор и солидным людям открылась возможность посещать ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

452 Согласно с древним обыкновением христиан устроять алтари и совершать приношение жертвы на гробницах мучеников, в настоящем периоде принято было даже за постоянное и неизменное правило – не иначе устроять и освящать храмы, как только с положением в них целых или, только, частиц мощей (Васил. Вел. Epist. 45 (49); Амврос. Exhort virginit. с 2. n. 3 et 10; Лев В. In natal. S. Laurentii; Карфаг. Соб. пр. 94; Ник. Втор. Всел. пр. 7). 453 Chron. Alexandr. apud Ducangium Constantinopolis Christiana lib. IV, c. 1; Hieronim Adv, Vihilan Opp. t. IV. p. 2, p. 282, Paris. 1706. 454 Созом. Hist, eccles. lib. V. c. 19. Снос. Сократ. Церк. ист. стр. 294. Петерб. 1850 г; Феодорит. Церк. ист. стр. 208. Петерб. 1852 г. 466 Слов. 4. Тв. св. отц. ч. I. стр. 125. Москв. 1843 г. И в слове св. мученику Киприану, обращаясь к слушателям, он говорит: «Вы сами должны восполнить все прочее, как то: изгнание бесов, исцеление болезней, предвидение будущего. Все сие, при помощи веры, может подавать даже прах Киприанов, как знают, изведавшие сие опытом, от которых и нам передана память о чуде, и будет передаваться будущим временам» (Сл. 24. там же, ч. II. стр. 262). 467 Бесед. в память св. священномуч. Вавилы. Слов. и бесед. на разн. случ. т I. стр 127. Петерб. 1861 г. 470 Похв. сл. св. священномуч. Ипатию. Там же. стр. 344. 345. Сн. Похв. св. египетск. мучен. Там же стр. 348. 471 «Вы, – говорит св. Амвросий в своем слове (при открытии мощей св. Гервасия и Протасия), обращаясь к слушателям, – узнали и, даже, сами видели многих, освободившихся от демонов, а еще больше таких, которые, лишь только касались одежды святых руками, тотчас, исцелялись от своих немощей. Возобновились чудеса древнего времени с тех пор, как, через пришествие Господа Иисуса, излилась на землю благодать обильнейшая: вы видите многих, исцелившихся, как бы, некоторой тенью святых. Сколько убрусцев передаются из рук в руки! Сколько одежд, которые были возложены на священнейшие останки и, от одного прикосновения, соделались целебными, испрашивают (верующие) друг у друга! Все стараются хоть несколько прикоснуться, и тот, кто прикоснулся, здрав бывает». (Epist. 22, n. 9, Patrolog. curs. compl. lat. t. 16, col. 1022).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Лихачёв рассматривал историю Новгорода с разных сторон, но прежде всего как культурную историю. И можно представить, какие важные дополнения он внёс бы в книгу «Новгород Великий», если бы написал её не в 1945 году, а скажем, сегодня. Он мог бы начать с того, например, что фундаментом Новгорода, согласно открытиям археологов, были культ красоты и музыкальный аристократизм. Что за несколько десятилетий до официального крещения Руси новгородцы играли на самых красивых и конструктивно самых сложных для своего времени музыкальных инструментах — струнных смычковых гудках и духовых свистковых сопелях. Что былинный Садко, или же реальный Съдко Сытиниць XII века, равно как и дружинные певцы Боян и Ходына из «Слова о полку Игореве» — все они распоряжались не просто гуслями, но именно гуслями лирообразными, особенно популярными от начала XI до середины XIII столетия. Что данный тип гуслей указывает не на ложную изобретательность тогдашних новгородцев, этакую исключительность среди народов, а на преемство и творческое продолжение Новгородом прекрасных традиций древнейших цивилизаций, что и должно быть предметом нашей неподдельной гордости. Подчёркивая через образ Садка величие и силу музыкального искусства, Лихачёв такое же торжество музыки обнаруживает в былине «Вавило и скоморохи». И сегодня, вооружившись наработанным в Новгороде реконструкторским опытом, Лихачёв смог бы в руках Вавилы — изобретателя гудка, кстати, изобретателя того же уровня, что Вяйнямёйнен в карельской «Калевале» — увидеть не только мифологический, загадочный по форме «звончатый переладец», но и конкретный инструмент, его тип, трёхструнные образцы которого отмечаются в новгородских напластованиях уже первой половины X столетия, — то есть прямо на материке. Таким образом, возвращённые из небытия гуслей древних словеса, равно как и голоса многих других звучащих орудий, от простейших до сложных, способны поведать нам, под каким роскошным куполом музыкальной культуры творилась вся новгородская история. Лихачёв это почувствовал, и почувствовал, вероятно, острее других. Отсюда, надо полагать, его участливость в создании первого в России и неповторимого в Европе Центра музыкальных древностей.

http://pravmir.ru/o-lixacheve-novgorode-...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010