пресв. Иоанн Вюрцбургский. По возвращении домой (ок. 1165) он составил «Описание Святой земли» ( Iohannes Wirziburgensis. Descriptio Terrae Sanctae//Ibid. P. 228-293). Паломнические маршруты Иоанна Вюрцбургского проходили от Галилеи до Синайского п-ова, путешественник обращал внимание как на христ. памятники и реликвии, так и на политическую ситуацию на Ближ. Востоке, культуру и обычаи др. народов. В сочинении он сообщил важные сведения по топографии Иерусалима в период между 2-м и 3-м крестовыми походами, привел ряд эпиграфических надписей. В «Описании Святой земли» Иоанна Вюрцбургского сохранились свидетельства увеличения межэтнических противоречий в Иерусалимском королевстве: автор критикует французов за стремление приписать себе основные заслуги в освобождении Иерусалима и превозносит подвиги немецких рыцарей (Francones). Паломник посвятил «Описание Святой земли» своему другу Дитрику, которого, вероятно, можно идентифицировать с Теодориком, автором небольшого соч. «О святых местах» ( Theodoricus. De locis sanctis//Ibid. P. 314-385), сохранившегося в 2 рукописях XV в. Теодорик, скорее всего уроженец Рейнской обл. (встречающиеся в лит-ре утверждения, что он был монахом в Хиршау (Бавария), ошибочны), побывал в Палестине в 1169 или 1172 г. Помимо собственных впечатлений Теодорик использовал и письменные источники, в частности сочинения Рорго Фретелла и Иоанна Вюрцбургского. В отличие от предыдущих авторов страсбургский фогт (vice-dominus) Бурхард отправился в 1175 г. на Ближ. Восток не как паломник, а как посол имп. Фридриха I Барбароссы (1155-1190) к султану Салах-ад-Дину (в европ. традиции Саладин). Бурхард посетил в Египте Александрию и Каир, а затем через пустыню достиг Дамаска, откуда через Палестину вернулся в Египет. Написанный им отчет о путешествии сохранился в составе хроники Арнольда Любекского ( Arnoldi abbatis Lubecensis Chronica slavorum. VII 8//MGH. SS. T. 21. P. 235-241). Большая часть сочинения Бурхарда ( Burchardus Argentoratensis. De statu Egypti vel Babylonie//Itinera Hierosolymitana Crucesignatorum.

http://pravenc.ru/text/1237723.html

Из писем известно о конфликтах Л. с франк. королями. В письме Карла Великого неназванному ученику св. Бонифация в сане архиепископа, к-рым мог быть только Л., король упрекает его в том, что клир диоцеза неграмотен (Epistolae Karolini aevi. 1895. N 22). Позднее о Л. достаточно сдержанно отзывался св. Лиудгер ( Palmer. 2005. Р. 273). За время своего епископского служения Л. расширил территорию своей церковной провинции, включив в нее еп-ства Бюрабург и Эрфурт. Кроме того, благодаря поощрению фризских купцов при Л. улучшились экономические связи Майнца с др. землями ( Staab. 2000. S. 145). Л. заботился о распространении почитания св. Бонифация. Ок. 760 г. Л. заказал св. Виллибальду, ученику св. Бонифация, составить его Житие (BHL, N 1400). Вплоть до своей кончины Л. оставался настоятелем аббатства Херсфельд. 31 авг. 786 г. в Вормсе он получил грамоту для Херсфельда, после чего вернулся в мон-рь. В соответствии со своим желанием был погребен в этом аббатстве. Почитание Почитание Л. начало складываться вскоре после его кончины и получило распространение при Айстульфе, архиеп. Майнца (813-825), который был учеником Л. В 852 г. мощи святого были перенесены в заново возведенную церковь в Херсфельде. В Фульде и Зальцбурге почитание Л. фиксируется с сер. IX в. Примерно в это же время (по-видимому, в период пребывания на Майнцской кафедре Рабана Мавра (847-856)) письма Л. и св. Бонифация были помещены в один сборник ( Palmer. 2005. Р. 249-253). В 1040 г. состоялось 2-е перенесение мощей Л. и св. Вигберта в крипту новой монастырской церкви в Херсфельде; вскоре на монетах, чеканившихся в мон-ре, появляется изображение Л. ( Fleck. 2007. S. 13). Ок. 1060 г. Отлох из Санкт-Эммерама в составленной им редакции Жития св. Бонифация (BHL, N 1403) впервые назвал Л. святым. Создание Ламбертом Жития Л. стало важнейшим этапом в распространении его почитания. В одной из ранних рукописей Жития (Erlangen-Nürnberg. Universitätsbibliothek. 321) содержатся также жизнеописания святых Бонифация, Бурхарда Вюрцбургского, Лиобы, Стурма, Вигберта и Григория Утрехтского; т. о., Л. был включен в число наиболее почитаемых в архиеп-стве Майнц святых ( Palmer. 2005. P. 253). Ок. 1125 г. Уильям Малмсберийский упомянул Л. как ученика и преемника св. Бонифация, а также воспитанника монастыря Малмсбери, что свидетельствует о распространении культа Л. в Англии ( Palmer. 2005. Р. 253-254). Мощи Л. хранились в крипте монастыря в Херсфельде по крайней мере до Реформации (1521-1525). Впосл. они были утрачены (точная дата неизвестна).

http://pravenc.ru/text/2110885.html

Климент II, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) На епископской кафедре Суитгер проявил себя деятельным сторонником политики церковной реформы, проводимой Генрихом III и его окружением. В числе др. нем. епископов он присутствовал на освящении церкви в мон-ре св. Бурхарда в Вюрцбурге (30 мая 1042). В нояб. 1046 г. епископ получил от Баварского герц. Генриха VII (1042-1047) в обмен на 20 золотых марок 2 имения в области Таубергау (ныне северо-восток земли Баден-Вюртемберг). Ок. 1041-1045 гг. он основал в селении Терес (на территории Вюрцбургского еп-ства) бенедиктинский монастырь во имя святых Стефана и Вита. В 1046 г. Суитгер сопровождал кор. Генриха III в походе в Италию, принял участие в Соборе в Павии (25-27 окт.), осудившем симонию, а также в Соборах в Сутри (20 дек.) и в Риме (24 дек.), на к-рых были низложены соперничавшие за Папский престол Бенедикт IX , Сильвестр III и Григорий VI . Первоначально кор. Генрих III намеревался способствовать возведению на Папский престол Адальберта, архиеп. Гамбурга и Бремена (1043-1072), а после его отказа остановил свой выбор на Суитгере. Его кандидатуру поддержал и влиятельный аббат Клюни св. Одилон († 1048/49). Выбор имени Климент, в честь сщмч. Климента Римского, вероятно, символизировал намерения нового папы начать реформирование Церкви в духе раннехрист. идеалов. На следующий день после избрания состоялась интронизация К., после чего папа совершил имп. коронацию Генриха III и его жены Агнессы (25 дек. 1046). Сразу приступив к реализации мер по реформированию Церкви, К. в нач. янв. 1047 г. созвал в Риме Собор, к-рый проходил под совместным председательством папы и императора. Собор принял постановления против симонии и предписал 40-дневное покаяние тем, кто были рукоположены епископами, обвиняемыми в симонии. На Соборе возник спор между архиепископами Равенны и Милана и патриархом Аквилеи о том, кто в отсутствие императора должен занимать место по правую руку от папы Римского. К. решил спор в пользу архиепископа Равенны.

http://pravenc.ru/text/1841377.html

мучеников засвидетельствовано в италийской редакции Мартиролога блж. Иеронима (1-я пол. V в.), где под 7 сент. упоминается о кончине И., а под 13 апр.- о перенесении его мощей. Память И. и его спутников неоднократно встречается в Мартирологе под разными датами и в разной последовательности: 23 сент.- Соссий в Мисене, 16 окт.- он же в Байях, 18 окт.- Евтихий в Путеолах, 19 окт.- Соссий, И., Акутий, Фест, Дезидерий в Неаполе, Прокул и Евтихий в Путеолах, 20 окт.- Прокл и Евтихий в Путеолах, 5 дек.- Соссий в Мисене. Столь серьезная путаница, по всей вероятности, была вызвана неоднократными ошибками переписчиков и редакторов Мартиролога. В Карфагенском календаре нач. VI в. под 19 сент. отмечена память И., а под 23 сент.- Соссия, что свидетельствует о проникновении почитания этих святых в Африку. Почитание Путеольских мучеников, вероятно, было принесено в Африку италийскими пленными, захваченными вандалами во время пиратских набегов на Кампанию. Почитание И. в англосакс. Британии зафиксировано в Линдисфарнском Евангелиарии, где в честь мученика установлены евангельские чтения и празднество с вигилией (повечерием). Подобный характер носит и 1-е свидетельство почитания И. в Германии, к-рое содержится в Евангелиарии св. Бурхарда Вюрцбургского (VIII в.). В ирландско-англосакс. Календаре св. Виллиброрда из мон-ря Эхтернах (между 702 и 706) значится только память Соссия под 23 сент. В заметке в Мартирологе Флора Лионского (сер. IX в.), возможно восходящем к Мартирологу Беды Достопочтенного, указывается память И. и его спутников под 19 сент., одного Соссия - под 23 сент. В Неаполитанском мраморном календаре (сер. IX в.) у каждого мученика особый день памяти: И.- 19 сент., Соссию - 23 сент., Евтихию и Акутию - 18 окт., Фесту и Дезидерию - 7 сент. О почитании И. было известно свт. Григорию Турскому , к-рый приводит сообщение Урания о явлении мученика свт. Павлину Ноланскому ( Greg. Turon. Glor. conf. 108). Примерно в сер. V в. о почитании св. Соссия упоминал Карфагенский еп. Кводвультдей († 453/4), живший в изгнании в Неаполе (De promissionibus et praedictionibus Dei//PL. 51. Col. 843). В честь св. Соссия папа Римский Симмах (498-514) устроил ораторий в ротонде св. Андрея на Ватиканском холме (LP. Vol. 1. P. 261), что положило начало почитанию Путеольских мучеников в Риме. В IX в. центром почитания святых в Германии стал мон-рь Райхенау на Боденском оз. Настоятель мон-ря Валафрид Страбон в 839 г. составил гимн во славу мучеников. Три богослужебных гимна в честь Путеольских мучеников были написаны в XI в. св. Петром Дамиани .

http://pravenc.ru/text/200381.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМОР (ок. 694 - ок. 767, Аморбах), св. (пам. зап. 17 авг.), родом из Аквитании, ученик св. Пирмина , вместе с к-рым проповедовал Евангелие в Германии; позже стал сподвижником святых Пирмина и Бурхарда Вюрцбургского . Первый настоятель (724) бенедиктинского мон-ря Аморбах (нем. Amorbach - источник Амора), основанного св. Пирмином во франконском Оденвальде (между Мангеймом и Вюрцбургом, Юго-Зап. Германия). Ист.: ActaSS. Aug. T. 3. P. 460-475. Лит.: Stamminger J. B. Franconia Sancta. Würzburg, 1881. S. 318; Pietsch J. Amor (1)//DHGE. T. 2. Col. 1324. А. И. Макаров Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый ГВИДОН ( 24 нояб. 1045), бенедиктинский монах из Фарфы, аббат мон-ря Казаурия во имя св. Климента Римского, блж. (пам. зап. 24 нояб.)

http://pravenc.ru/text/114558.html

Ненужность всех этих подвигов с точки зрения Геккера тем более очевидна, что современное общество живёт ведь на рынках, фабриках, салонах. Здесь, следовательно, развивается католическое общество, здесь же совершается его спасение, здесь же поэтому образуется и характер в борьбе с земными трудностями и препятствиями. 12-го декабря 1888 года Геккер скончался, но его вышеизложенные идеи были восприняты многими из членов американской римско-католической церкви. Таковы напр. Эллиот – один из членов основанного Геккером ордена павлистов, описавший в 1891-м жизнь и воззрения Геккера в специальном трактате: „Le Père Hécker». Paris. 1898 и архиепископ Минносотский Преланд, написавший введение к упомянутому исследованию 8 . Так как указанная книга Эллиота и Преланда вскоре (в 1897 г.) появилась на европейских языках и с помощью её идеи модернизма начали прививаться и в среде европейских католиков, то курия, доселе незнакомая с идеями Геккера, должна была высказаться и высказалась против них. Предпринятые римской курией репрессии против американизма, однако ж, само собою понятно, не могли уже остановить развития модернизма. Прежде всего, быстрое развитие он получает в Германии, найдя себе здесь талантливого защитника в лице проф. Шелля. Родившийся в 1850 г. (28 февраля) в Фрейсбурге на Бресгау, Шелль богословское образование получил в Фрейсбургском и Вюрцбургском университетах. Сначала он увлекался философско-богословскими воззрениями Аристотеля и Фомы Аквината, потом его симпатии перешли на сторону воззрений Платона и блаж. Августина. Вскоре после окончания курса Шелль получил место священника в Вюрцбурге, потом (в 1884 г.) профессора апологетики, истории христианского искусства и археологии в Вюрцбургском университете. Здесь в скором же времени Шелль зарекомендовал себя целым рядом выдающихся богословских работ. В период времени 1889–1893 вышел его известный труд: „Katholische Dogmatik. In sechs Büchern. Paderborn» 1889 – bis 1893, встреченный всеобщими симпатиями. В 1895–1896 появилась другая его видная работа: „Gott und Geist.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

В те времена разделение болезней на естественные и бесовские наваждения было ходячим, и Гасснер, изгоняя бесов, остался лишь верным обычаю, широко распространённому в средние века и в его время ещё не совсем позабытому. Чтобы решить, к какому разряду принадлежит болезнь, Гасснер прибегал к предварительному заклинанию (exorcismus probatorius), которое должно было открыть бесовское присутствие, если оно было. Однако вследствие лукавства злого духа, испытание иногда оставалось сомнительным. Тогда со всей силой одушевлявшей его веры Гасснер приказывал бесу обнаружить болезнь самыми жестокими припадками. Он заставлял его производить у субъекта пляшущие скачущие и плачущие кризисы, длившиеся до тех пор, пока заклинатель не выгонял беса. После этих предварительных опытов Гасснер приступал к настоящему заклинанию, т. е. к окончательному изгнанию беса, производившего болезнь. Заклинание не всегда удавалось с первого раза, иногда нужно было несколько часов и даже дней. Триумфом Гасснера считается исцеление 19-летней Эмилии, дочери придворного офицера одного германского князя. Эта больная одно время страдала жестокими истерическими конвульсиями, повторявшимися несколько раз в день и иногда длившимися по нескольку часов. Её вылечил один страсбургский врач, но Гасснер её уверил, что бес в ней только притворяется, и доказал это на предварительном испытании. Окончательное заклинание, по желанию Гасснера, происходило публично, в присутствии двадцати избранных лиц, удостоверивших своей подписью то, что мы сейчас услышим. Среди свидетелей был придворный хирург и профессор математики Вюрцбургского университета. Гасснер начал с увещания, чтобы Эмилия положилась на Иисуса Христа, Которого могущество преодолеет силу дьявола и будет единственной причиной её будущего выздоровления. Затем он её посадил на стул и обратился к ней со следующими заклинаниями 215 , из которых мы передаём только главнейшие: Praecipio tibi, in nomine Jesu, ut minister Christi et Ecclesiae, veniat agitatio brachiorum, quam antecedenter habuisti (т. е. приказываю тебе, во имя Иисуса, как служитель Христа и церкви, да явится трясение рук, как это было ранее); у Эмилии затряслись руки.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

2004 В архиве базилики хранится пергамент, в котором читаем следующее: «...,ego Constantia serenissimi Philippi regis francorum filia. et qd. uxor domini Boamundi invietissimi antiocheni principis " »... «Declaro itaque: quia praeteritis temporibus Rogerius dux frater domini Boamundi viri mei qui ante eum Barum tenuerat: Urso venerabili archiepiscopo barino; scriptum fecit, in quo ei et successibus suis et edificiis ibi constructis vel construendis obtulit. Igitur pro reverentia beati Xicolai cuius ecclesia ibi postea constructa est». См. в Codice diplomatio barese. Edita a cura della Commissione provinciale di archeolog. e star. patria. Le pergamene di s. Nicola di Bari – periodo normanno (1075–1194) per francesco Nitti di Vito. Vol. V. Bari, 1902, p. 111. 2009 Ср. реконструкции южного фасада базилики у Е. Bértuix – L’art dans l’Italic mé ridionale. Т. 1. Paris, 1904, p 369; D. Bartolini – Su l’antica basiica di 8. Nicola in Bari. Roma, 1882. tav. VII. Нужно при этом иметь ввиду, что гинекеи не непосредственно выступали наружу, а были отделены тонкой стенкой с окнами от узкой террасы, которая с аркадами на колонках уже и выходила наружу. См. F. Carabellese – Bari. Bergamo, 1909, illustr. pag. 115. 2018 В XIII главе своих «Мировых загадок» Гэккель утверждает, что мир есть «perpetuum mobile», а посему несостоятельно вытека­ющее из второго закона термодинамики положение Клаузиуса: «энтропия в мире стремится к максимуму». 2021 Чтобы не загромождать статью материалом, укажем на VII гла­ву и особенно на «Выводы» из нее в (стр. 335–356) книге Гартманна: «Современная психология». пер. Котляра, 1902 г., в которой собрано много верных возражений по адресу теории параллелизма. 2023 Это обстоятельство особенно выяснилось благодаря экспериментам вюрцбургской школы: «Aufgabe» Wamm’a и Messer’a, «Zielvorstellung» и «детерминирующая тенденция» Ach’a легко испытывали это же регрессивное превращение и становились автоматично действующими факто­рами. 2033 Куно Фишер. Ист. нов. философии, т. VII, Шеллинг. Перев. Лосского, 1905 г., стр. 418. Любопытно, что и Гегель отрицал реальность трансформации организмов: «На природу следует смотреть, как на систему ступеней, – говорит он в «Энциклопедии», – из которых одна необходимо вытекает из другой и составляет ближайшую истину той, из которой следует; однако, это происходит во внутрен­ней идее, составляющей основу природы, а не так, чтобы одна сту­пень естественно порождала другую. Метаморфоза совершается только в понятии, как таковом, так как только изменение его есть развитие»... «Мыслящее исследование должно отказаться от таких туманных и в основе чувственных представлений, каково в особен­ности учение о так называемом «происхождении», напр. растений и животных из воды, или более развитых животных организмов из низших организмов». (Куно Фишер. Ibid., Гегель, полут. I, стр. 596). Отсюда видно, что ни Шеллинг, ни Гегель не могут считаться историческими предтечами Дарвина.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но особенно его «Руководство ко всеобщей церковной истории» (в 4 томах, с 1876 г.) доставило ему почетную известность в Риме, так что Лeb XIII в 1879 г. возвел его в сан кардинала, и назначил ватиканским архивариусом, с возложением на него поручения основательного преобразования этого архива (†1890). Значительную свободу мысли проявил известный историк, мюнхенский профессор Пихлер, который своею историческою правдивостью и добросовестностью в исследовании, однако, возбудил против себя сильное в Риме негодование, и его известная «История церковного разделения между Востоком и Западом» (1864 г.) занесена была в индекс запрещенных книг. В своих позднейших сочинениях и исследованиях он все более отчуждался от папизма и все более одушевлялся идеей немецкой национальной церкви. К сожалению, его безграничная библиомания, во время его позднейшей службы в качестве помощника библиотекаря в Императорской Публичной Библиотеке в С.-Петербурге, скоро привела его к печальной судьбе, и он умер в ссылке в Сибири († 1874). Немало выдающихся произведений дано римско-католическими учеными и в области апологетики. Из них самым замечательным является сочинение вюрцбургского профессора Геттингера († 1890), замечательнейшее произведение которого «Апология христианства» (в 2-х томах, 6-е изд., 1885 г.) известно и на русском языке. Затем в этой же области большою известностью пользуется сочинение боннского профессора Рейша, впоследствии старокатолика. Особенно замечательно его сочинение «Библия и природа», которое в отдельных извлечениях и изложениях известно и в русской литературе. Для обобщения научных работ римско-католические ученые по временам собираются на конгрессы, и первым таким «конгрессом ученых» был конгресс мюнхенский в 1863 г. Он вызван был все очевиднее становившимся разладом между светской наукой и богословием, особенно в университетах. Чтобы исследовать причину этого разлада и, по возможности, устранить ее, Деллингер, вместе со своим сотоварищем Ганебергом, созвал конгресс в Мюнхене, на котором присутствовало до ста римско-католических ученых, по преимуществу богословов.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

137 Из русских писателей особенно глубоко чувствовал проблему освящения творчества Гоголь. См. мой очерк «Крушение эстетической утопии у Гоголя», имеющий появиться в ближайшее время по-немецки. 139 О противоречиях всякого утопизма хорошо писал П. И. Новгородцев в своей книге «Об общественном идеале». 141 См. мой доклад на всеславянском съезде по психологии детства в Брне (1933 г.). В ближайшее время он будет опубликован мной. 142 Сн. Buhler. «Kindheit und Jugend» (1928). Piagem, «Le jugement et le raisonnement chez l’enfant» (1924). «La causalité physique chez l’enfant» (1927). «Le développement morale de l’enfant» (1931) и другие работы. 143 Установление этого важнейшего тезиса в психологии мышления является заслугой преимущественно немецкой психологии (т. наз. Вюрцбургской школы и школы Гуссерля), хотя и французская психология в лице Бергсона и его последователей дала много для установления указанного тезиса. 145 Для всей системы, которой я следую в своих психологических взглядах, чрезвычайно важно усвоить взгляд на воображение, как функцию эмоциональной сферы. См. мою книгу «Проблема псих. причинности», Ч. II-aя, гл. III, § 21 и «Психологию детства», гл. II. 146 Эстетическое начало в человеке имеет изобразительную и выразительную функцию; связь же эстетического творчества с объективной сферой красоты устанавливается и не является априорной. 147 В переживании свободы у зрелого культурного человека необходимо различать эти два полюса – моральной и эстетической свободы. Моральная свобода заключается в победе «правды» в нас над «неправдой», добра над злом, эстетическая же свобода, лишенная этого дуализма, связана с творческим взлетом души. Тайна свободы раскрывается при органическом единстве этих двух сторон, которые однако могут друг друга даже и исключать в диалектике личного и исторического развития. 149 Особенно замечательны в этом отношении работы Piaget и Венской школы, руководимой Ch. Btlhler. 151 См. мою «Психологию детства», а также некоторые главы в книге Grunwald’a «Pädagogische Psychologie»; см. также Vaissière «Psychologie pédagogique» (1926).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zenkov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010