Для нее приятнее, чтобы забитый католический народ стенал под ахами и вздохами дальнейшего догматического массажа, приятнее душить его камнями и скорпионами… Но времена изменились. Бедному, конечно, не без собственной вины сделавшемуся безгласным, католическому народу будущее принесет то, если он только желает, в чем полное победы настоящее сурово отказывает ему. Тогда будет этот народ снова радоваться своему достоинству, появится в храме Божием с сердечной потребностью и с величайшей радостью, а не для того, чтобы избежать смертного страха греха, и будет воспевать и молиться своему Богу своим немецким сердцем и на немецкой речи. Этот мужественный немецкий народ освободит себя от терроризма клики, обязанной своим существованием церковно-политическим обстоятельствам, разорвет контроль церковности и в ярком свете выставит картину того, с которым Иисус стоит в непрерывной борьбе. Законы жизни ручаются за то, что из пучины всех религиозных временных явлений, которые —291— компрометируют христианство, отставляют его и вредят ему, всегда снова победоносно вырывается истинная религия Христа, никого не исключающая, но всех приглашающая и радующая». А в его новейшем произведении 2533 звучат след. слова: «римское иго есть величайшее в современной культурной истории; оно есть мучительный веред для западного христианства, тягчайшая болезнь христианского мipa. Поэтому нет более настоятельного и нужного крика для стремящихся к религиозной реформе, нет более соответствующего и понятного призыва для желающих общения с небом, нет столь мощного отклика, раздающегося в тысячах и тысячах сердец и обещающего свободу от всех зол, как одушевленный призыв: «прочь от Рима». Не менее поучительна и история вюрцбургского профессора Шелля (Schell), покорившегося, вследствие интердикта, вновь папе. Шелль обвиняет во всем иезуитов, и он отчасти прав; но мы все же думаем, что корень зла лежит не в иезуитах, а в самой идее папства. Иезуиты лишь ловкие ловцы в мутной воде, но повелителем и господином остается папа, и они существуют лишь до тех пор, пока папа является всем.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Β этом онтологическом разъяснении мы вышли уже за пределы вступительных формальных указаний. Предварительные, чисто методологические соображения здесь необходимо кончаются. Они помогают лишь навести мысль на сознание какого-то пробела, на­метить идеал новой области знания. Заполнение этого пробела и даже действительное, окончательное доказательство осмысленно­сти и осуществимости этого идеала новой науки может дать лишь исследование существа самого предмета. 145 О всей этой теме см. наше исследование: Предмет знания. Об основах и пре­делах отвлечённого знания, в особенности гл. VI, VII, IX и XII. б 148 См. соответствующие признания Жан-Поля Рихтера, Новалиса и Шеллинга, приведённые у Вейнингера, Пол и характер, гл. VIII. 151 Münsterberg. Grundriss der allgemelnen Psychology. 1900; Natorp. Allgemeine Psychologie nach kritischer Methode. 1912.. 153 Как известно, большинство наиболее глубоких современных психологов, по крайней мере немецких, прямо или косвенно отразили это влияние философской психологии Брентано: Штумпф и Гуссерль, Пфендер и Липпс последнего периода, Мейнонг и Г. Шварц – философские дети или внуки Франца Брентано; косвенно – через влияние Гуссерля, бесспорное несмотря на полемику с ним, – учением Брен­тано определены и ценные достижения «вюрцбургской» психологической школы. г 154 Мы оставляем в стороне явления, в которых обнаружилось в самих гумани­тарных науках влияние ложного натурализма, – философско-исторические кон­цепции типа учения Бокля или – в наше время – Лампрехта. По своему значению явления этого рода принадлежат в исторической науке к уже преодолённому про­шлому. Философия здесь, как обычно, отстала от практически уже осуществлённого развития специального знания и должна его догонять. 155 Независимо от неё то же понятие, в совсем ином обосновании, было намече­но в определённых учением Брентано теориях Эренфельса и Мейнонга. 156 В его статье «Ideen über eine beschreibende und tergliedernde Psychologies». – Sitzungsber. derBerl. Akad. der Wissenschaften, 1894.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Появление «Te Deum» в элементарных учебниках Киевской митрополии, a также характеристика данного текста как одного из символов веры могло быть результатом знакомства православных авторов с протестантскими памятниками. Так, например, уже в хорватских глаголических букварях первой половины XVI в. 407 «Te Deum» фигурирует именно в качестве исповедания. Но гораздо более вероятно влияние более близкой православным Киевской митрополии польской традиции, поскольку православные авторы Речи Посполитой были хорошо знакомы с книжной продукцией польских протестантов: во всех канционалах-песенниках как лютеран, так и реформатов XVI в. гимн помещался в разделе песен на символ веры . Данная традиция восходила к началу ХІ в., к первым песенникам Мартина Лютера 408 . В отдельных букварных изданиях фрагменты «Te Deum» могли издаваться и как молитва . Молитва охватывала не весь текст, но лишь последние восемь строф, или нерифмованную часть гимна, которая составлена из фрагментов псалмов (27:9; 144:2; 122:За; 32:22; 30:2а). В католической традиции данный текст произносился во время заутрени и вошел в состав гимна, вероятно, позднее. И здесь опять-таки напрашивается предположение о влиянии польской традиции, поскольку аналогичная молитва встречается в польских и польско-латинских букварях XVI в. под названием «Молитва к Господу Богу за всех людей» 409 . В польской традиции текст «Te Deum» мог фигурировать и как псалом – например, в отдельных краковских изданиях Псалтири XVI в. он помещен не в качестве приложения, но «спрятан» внутри псалмов 410 ; точно так же как приписываемый Афанасию символ веры мог встречаться в польских Псалтирях в составе 118-го псалма 411 . Аналогичным образом поступил в России в начале XVI в. и известный книжник, дипломат и переводчик Дмитрий (Герасимов), который в 1535 г. подготовил перевод толкования на Псалтирь автора XI в. Брунона Гербиполенского (Вюрцбургского): Герасимов позаимствовал из этого источника и гимн Амвросия-Августина, переложил его как «Ангельская хвала после нощныхъ, или песнь, юже святый Амбросий и святый Августинъ въкупе составиша» и приложил к псалтирной части рукописи 412 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

§ 3. Важнейшие тенденции модернизации религиозного учения о человеке Пересмотр проблематики Многие антропологические проблемы, которыми занималось богословие древней и средневековой церкви, оказались глубоко чуждыми современному верующему. Средневековая христианская антропология рассматривала человека как арену борьбы сверхъестественных сил добра и зла, противоборства бесовских внушений с добрыми помыслами, ниспосылаемыми ангелами и богом. Теперь в православных и католических публикациях по антропологии эта тема едва упоминается. Самое незначительное внимание уделяется ей даже в сочинениях наиболее традиционно ориентированных богословов и официальных заявлениях церквей по вопросам вероучения. В забвении ныне находится и такая в свое время актуальная тема христианского учения о человеке, как спор традуционистов и креационистов. Александр Ганочи, профессор систематического богословия Вюрцбургского университета, в статье «Новые задачи христианской антропологии» вынужден констатировать, что традиционная схема учения о человеке, помещаемая в католических изложениях догматики, стала неудовлетворительной в условиях диалога с естественными и социальными науками. Особенно неприемлем, согласно А. Ганочи, откровенный дуализм схоластики, противопоставляющий тело и душу, природу и надприродное. Понятия, которыми пользуется традиционная антропология, отстаивающая «мифологический мир» 105 , по мнению Ганочи, «неактуальны» и «практически бесполезны» 106 . Эти обвинения высказываются богословами прежде всего потому, что схоластика не может более служить эффективным средством апологии религии, выглядит одиозной в глазах современного человека, усвоившего достижения естествознания и общественных наук. Призыв к столь радикальной чистке традиционной богословской антропологии направлен на то, чтобы она была как минимум принята естествоиспытателями и социологами в качестве вполне допустимого философского учения, равноправного со всеми существующими научными трактовками человека. «Неотъемлемым условием многостороннего диалога, – пишет А.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Повышение уровня образования клириков и их подготовки к выполнению пастырских обязанностей сопровождались усилением дисциплинарных мер. Важную роль в этом процессе играла и деятельность разнообразных конгрегаций клириков. Напр., сельские капитулы, объединявшие приходских священников Вюрцбургского еп-ства для обсуждения пастырской работы с прихожанами, наставлений верующих, чтения книг и молитвы, действовали под надзором епископа. Конгрегация рукоположенных, созданная в 1680 г. кард. Иннико Караччоло, архиеп. Неаполя (1667-1685), способствовала распространению среди духовенства более строгого образа жизни. В Баварии советы по делам клира, в состав которых входили представители церковных и светских властей, также занимались вопросами церковной дисциплины; в кон. XVI - 1-й пол. XVII в. такие советы появились в Кёльне и Мюнстере, ими управляли прелаты из баварской династии Виттельсбахов. К 20-50-м гг. XVII в., а в нек-рых регионах и раньше, уровень подготовки приходского духовенства значительно повысился; священники стали строже соблюдать целибат, конкубинат в среде духовенства искоренялся. Повышение уровня подготовки клириков и укрепление дисциплины были достигнуты быстрее в тех городах, где духовенство находилось под постоянным надзором со стороны епископской курии и мирян. В сельских приходах священники, обычно получавшие десятину не деньгами, а продуктами и имевшие более низкий доход, вели образ жизни, приближенный к крестьянскому, и нередко добывали дополнительные средства к существованию, обрабатывая земельный надел. Такие священники часто имели сожительницу-домохозяйку, которая помогала им в быту, а соседи воспринимали пару как фактически жившую в браке и, как правило, не сообщали об этом епархиальным властям. Так, в 1-й пол. XVII в. в сельских приходах таких удаленных друг от друга диоцезов, как Трент и Кёльн, 20-25% приходских священников сожительствовали с женщинами ( Po-chia Hsia. 2005. P. 123-124). В сельских приходах исчезновение конкубината как распространенной практики относится ко 2-й пол. или даже к кон. XVII в. Дольше всего конкубинат сохранялся на юге Италии; здесь практика целибата среди католического духовенства возобладала только в кон. XVIII в.

http://pravenc.ru/text/2057152.html

41 Werden – (филос.), образование, возникновение. Im Werden (begriffen) sein – быть в процессе становления; возникать. 42 Кюльпе (Külpe), Освальд (1862–1915) – нем. философ и психолог, один из основоположников критического реализма, проф. в унтах Вюрцбурга, Бонна и Мюнхена, основатель вюрцбургской школы в психологии. Известность К. принесла его теория мышления, не связанного с чувств, образами и определяемого внутр. детерминирующими тенденциями. 43 Дакю (Dacque) Эдгар (1878–1945) – нем. палеонтолог и натурфилософ; с 1920 по 1926 – профессор в Мюнхене. В противоположность идеям Дарвина утверждал, что собственно человек является той целью, к которой приводит образование видов. 45 Исайя авва, Добротолюбие, том I, О хранении ума, гл. 18, с. 461. Ср. Русское изд. Добротолюбие (т. 1–5), М, 1900 (репринт Св.-Троиц. Сергиева Лавра, 1992) (По Позову с. 406). 46 А. Позов цитата приведена без сноски. Вряд ли, эти слова принадлежат Афанасию II Синаиту, патриарху Александрийскому (XIII- XIV). Подобные слова, пишет преп. Максим Исповедник : «Святаго Григория из первого слова о Сыне: «Посему Монада от начала подвившаяся, остановилась на Триаде» и снова его же из второго [слова] о мире: «Ибо Монада, двигаясь по причине богатства, преступила диаду (ибо выше материи и формы, из которых состоят тела), и определилась Триадой по причине совершенства» (Перевод сделан по изданию: La deuxineme lettre a Thomas de S. Maxime Le Confesseur//Byzantion XXXIV (1964) Fasc. 2, p. 429–445. Перевод с древнегреческого иеромонаха Феофана (Арескина). 47 Пинеальная железа – эпифиз (греч. epiphysis – шишка, нарост). Располагается железа в центре головного мозга, в задней части третьего желудочка. В старинных русских медицинских руководствах железа эта называлась «душевной». 59 Григорий Синайский, Добротолюбие, т. 5, Главы о заповедях и догматах…, гл. 31–32, с. 187. (По Позову с. 203). 66 Плотин, 6-Ennead, I. 7 §§34–40. Плотин (203/4 или 204/5–269/70) – античный философ-идеалист, основатель неоплатонизма. Род. в Никополе (Египет). Философией стал заниматься в Александрии. В Риме в 243/4 начал здесь широкую преподавательскую деятельность. В отличие от Оригена и своего сотоварища по школе Аммония Саккаса, Плотин подверг критике стоич. платонизм и был совершенно непричастен к христианскому богословию. Перед смертью Плотин завещал своему ученику Порфирию проредактировать, привести в порядок и издать записанные самим лекции. Каждый отдел Порфирий разделил на девять частей, вследствие чего каждый отдел получил у него название «Эннеады», т. е. «Девятки», и все шесть отделов тоже получили с тех пор общее название «Эннеады».

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Pozov/o...

Доказывать, после Унгера, что библейский Дарий мидянин есть Астиаг Ктесии и Геродота, значило бы actum agere. Лишь для таких читателей „Христианского Чтения», для которых исследование на немецком языке – книга, запечатанная семью печатями, я воспроизвожу и с непозволительною для Унгера экстенсивностью – мотивирую только одно из его положений. Unger, 282. 281. 278. 275. 264. I) По исследованиям вюрцбургского профессора, Ниневия пала „во вторую, половину 595 или в первую половину 594 г., следовательно в олимпиаду 46, 2“. II) По Товит. 14,15 Ниневию пленили Навуходоносор и Асуир, ’А sou " hro_s. Из Дан. 9, 1 видно, что ’А sou " hro_s есть лишь плохая трансскрипция греческими буквами еврейскаго ТУ?40; " ?? asweros. [Это „ахашверош“ в свою очередь доказывает, что асореты пунктировали наугад, не умея произнести правильно это иностранное имя: армянское шаварш s auaRs показывает, что семиты произносили это имя ? ?s aw?rs или ? ?s awarus , и это хшаварш тождественно с подлинно персидским хшаярша, hsayarsa, т. е. _Kse " r? h_s греков; а это последнее, по счастливой догадке Noldeke, 147,3, получилось из ионийского _Ksh " r_ksh_s которое ­­ _Ksa " r_ksa_s. А это _Ksa " r_ksa_s (прибавлю для некоторых читателей) греки в то архаическое время вероятно произносили похоже накхшааркхшааш или кхшааркхшаас. Итак, в израильском „пленении“, которое имело и возможность и интерес хорошо знать подробности этого события, мидийский царь, вместе с Навуходоносором пленивший Ниневию, известен был под именем Ахшаварша ­­ Ксеркса. Но из хронологии события следует с непререкаемою ясностью, что мидийский царь, союзник Навуходоносора, был не кто другой, как К ua_ksa " rh_s Геродота, Увахшатара персидской клинописи, умерший лишь в 585 или 584 г., после 28. мая 585 г. [О шеварш Р. de Lagarde, Агт. st. n. 1688; его же Purim, 51. 52, Anm.; его же Samech в Mitteheilungen, IV, 372. cf. 381. А. r. Gutschmid, II, 156, склонен был „в еврейском A­ ou " hro_s“ видеть только разновидность „первоначального Uva?s at ar a“. С этим я не могу согласиться]. III) Теперь читатель благоволит взглянуть на пять строчек, извлеченных из родословных дерев. Строки а b – персидские аристократические фамилии из числа семи (ср. Есфир. 1, 14), ср. Gutschmid, III, 506 – 508. 1 – 4; с d-nepcuдckue царствующие фамилии, ср. Hagen 10; Noldeke, 15. 42. 49. 57.; е – генеалогия царей мидийских, Unger, 274. 275.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

108 Имеется в виду назначение реакционного министра народного просвещения Л. А. Кассо, вызвавшее уход в знак протеста многих профессоров из университетов Москвы и Петербурга, а также забастовку студенчества, кончившуюся отчислением забастовщиков. 109 Освальд Кюльпе (1862–1915), немецкий философ и психолог, основатель вюрцбургской школы психологии, о которой студент Лосев написал работу «Обзор и критика основных учений Вюрцбургской школы», вошедшую в его труд 1919 г. «Исследования по философии и психологии мышления», посвященный Г. И. Челпанову. Лосев упоминает «Введение в философию» Кюльпе, а также «Полный курс современной литературы» Е. Меннеше и трагедию древнегреческого драматурга Софокла «Эдип-царь», которую в гимназии не читали. 111 Упоминаются гимназические товарищи. С Юрием Долинским, в дальнейшем преподавателем математики, Лосев был близок вплоть до войны 1941 г., когда Долинский с семьей был угнан немцами из Таганрога. Впоследствии в конце 50-ых годов Долинский, оказавшийся в Чехословакии, разыскал Лосева через Международный Красный Крест, прислал ему подробное письмо. Дочь Долинского навестила нас на Арбате. 112 А. Ф. Лосев в начале 60-ых годов посетил со мной дом, где было когда-то Студенческое общежитие им. Императора Николая II. Дом на Большой Грузинской, неподалеку от Зоопарка, конечно, был весь переделан внутри. Но мы поднялись на второй этаж, и А. Ф. показал мне комнату, где он жил. По его рассказам, это было привилегированное общежитие, где каждый имел свою комнату, где были служители-мужчины, зал для музыкальных занятий, читальня, библиотека. Доступ женщинам в комнаты был закрыт, и Лосев виделся с матерью в приемной. Плата по тем временам была большая – в месяц 32 р. Студент жил на полном обеспечении, как в хорошем пансионе. 113 Увлечение астрономией сохранилось у Лосева в дальнейшей жизни. Его труды 20-ых годов во многом основаны на астрономических изысканиях древних. Женился Лосев в 1922 г. как он сам говорил «на астрономке». В. М. Лосева (1898–1954) была ученицей акад. В. Г. Фесенкова, кандидатом физ.-мат. наук, доцентом Московского Авиационного Института, специалистом в области небесной механики.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Losev/...

Первоначально A. M. состояла из соединения приветственных обращений к Божией Матери арх. Гавриила и св. прав. Елисаветы (Лк 1. 28; 42) с добавлением имен Марии - вначале и Иисуса - в конце; это дополнение возводится к папе Урбану IV (1261); в XV-XVI вв. A. M. часто оканчивалась: «Jesus Christus, Amen». В то время как на Востоке соединение 2 указанных евангельских текстов известно с VI в. (у Севира Антиохийского - см. «Богородице Дево»), на Западе оно впервые встречается в надписи в ц. Санта-Мария-Антиква в Риме (VII или VIII в.- DACL. T. 5. Col. 2029). Древнейшие свидетельства о богослужебном использовании A. M.- это франк. Антифонарий IX в. (антифон на оффертории - Hesbert. 5b, 7-33b), а также известное с X в. «Officium parvum [vel: Cursus parvus] Beatae Mariae Virginis» (Малый оффиций [или: малая служба, малое последование] Блаженной Девы Марии). С кон. XI в. A. M. входит в келейное правило зап. подвижников: ее повторяли 50 (60) или 150 раз в день с коленопреклонениями и земными поклонами, что заменяло молитвенное чтение Псалтири. На рубеже XII-XIII вв. появились церковные постановления, предписывавшие всем верным знать A. M. наизусть наряду с «Pater noster» (см. Молитва Господня ) и «Credo» (см. также Символ веры ) (напр. 10-е прав. («Praecipiat communia») Парижского Собора 1198 г.- Mansi. T. 22. Col. 861). Все 3 упомянутых текста в ср. века употреблялись в качестве начальных молитв (см. Начало обычное; ср. Богородичное правило). Соединение A. M. и «Pater noster» зафиксировано постановлениями Генерального капитула ордена доминиканцев 1266 г. в Трире ( Martène. Vol. 4. P. 1742) и Вюрцбургского Собора 1287 г. ( Mansi. T. 22. Col. 681) и введено в богослужебную практику, в частности, в начало часов, где оно продержалось до 1955 г. В 1-й пол. XV в. это соединение легло в основу молитвенного чтения розария . С XV в. текст молитвы был расширен за счет включения прошения о заступничестве Марии (эта полная форма приписывалась папе Александру VI (1492-1503) и встречается, напр., в трактате Дж. Савонаролы (1452-1498), содержащем истолкование A. M.). Однако в кон. XV в. это добавление еще не имело единой установленной формы и не было официально введено в богослужение, одним из свидетельств чему является критика католич. практики со стороны деятелей Реформации , заявлявших, что A. M. не является собственно молитвой, т. к. не содержит прошения. Указанное дополнение, засвидетельствованное катехизисом Тридентского Собора , было утверждено Пием V публикацией полного текста A. M. в Бревиарии 1568 г. A. M. вошла также в состав молитвы «Angelus» (Ангел Господень), в связи с чем ее текст помещался в надписях на колоколах: известна руническая надпись из Эскилле (Дания, ок. 1200; Uldall. P. 22).

http://pravenc.ru/text/82438.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВОЛЬФГАНГ [нем. Wolfgang; лат. Wolfkangus] (ок. 920, Пфуллинген?, Сев. Швабия - 31 окт. 994, Пуппинг, близ Линца), св. (пам. зап. 31 окт.), еп. Регенсбургский. Источниками сведений о жизни В. являются 2-я кн. сочинений Арнольда Санкт-Эммерамского († до 1050) о св. Эммераме и Житие Вольфганга, написанное до 1062 г. Отлохом Санкт-Эммерамским . Вольфганг, еп. Регенсбургский. Гравюра (Sheder H. Libes chronicarum 1493) Вольфганг, еп. Регенсбургский. Гравюра (Sheder H. Libes chronicarum 1493) В 7 лет В. был отдан на воспитание в монастырскую школу Райхенау. Там он познакомился с Генрихом, младшим братом еп. Вюрцбургского Поппона. Свое обучение В. продолжил в школе при Вюрцбургском соборе, где преподавал известный в то время грамматик Стефан из Новары. После назначения Генриха архиепископом Трира (956) В. последовал за ним и получил должность капеллана, Генрих видел в нем своего преемника. Однако после смерти наставника В. удалился в мон-рь Айнзидельн (965) и был рукоположен во пресвитера св. Ульрихом (Удальрихом), еп. Аугсбургским. После рукоположения В. с позволения аббата отправился с миссионерской поездкой в Венгрию (971). 25 дек. 972 г. герм. имп. Оттон I по совету Пильгрима , еп. Пассау, назначил В. на вакантную епископскую кафедру в Регенсбурге. Став епископом, В. активно выступал за строгое соблюдение аскетических норм общежития монахов и каноников в духе постановлений Ахенского Собора 816 г. В. основал жен. бенедиктинский мон-рь св. Павла (Миттельмюнстер) в Регенсбурге, поставил во главе мон-ря св. Эммерама Рамвольда из мон-ря св. Максимина в Трире, сторонника монастырской реформы, предпринятой по образцу аббатства Горце . В. отменил практику одновременного замещения епископской кафедры и должности аббата мон-ря. Он пытался разделить земельные владения между соборной церковью и мон-рем, дал согласие на выделение чеш. земель из Регенсбургского еп-ства в самостоятельное еп-ство Пражское (973).

http://pravenc.ru/text/155212.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010