Плач царевен и бурная сцена " умоления " их чиновниками двора не покидать прении, а главное — твердая позиция стрельцов помогли частично разрядить ситуацию в Грановитой палате. Царица Наталья Кирилловна удалилась, но Софья осталась и постаралась смягчить обстановку. Чтение старообрядческой челобитной возобновилось. До самой вечерни царевна удерживала " прения " в русле схоластической дискуссии. Стоявшая весь день на площади толпа устала. Наконец, под предлогом вечерней молитвы, Софья Алексеевна распустила собрание, возвестив " раскольникам, что указ им будет государский во иной день " . " Идите же с миром " , — возвестила царевна и сама покинула палату в окружении патриарха и архиереев. Уверенные, что " препрели " своих противников, староверы двинулись из Кремля с криком: " Победихом! Победихом! " Они были уже политическими мертвецами. Через несколько часов, как только стихийные митинги староверов утихли и народ рассеялся, Софья отдала приказ выборным всех полков схватить зачинщиков " бунта " : " Не променяйте вы нас и Всероссийское государство на шестерых чернецов и не дайте в поругание святейшего патриарха и потом всего освященного собора! " " Чтобы выборные не колебались, царевна щедро одарила их чинами и деньгами, а служивым попроще велела выкатить из погребов заветные бочки. " Дворяне и вся надворная пехота великих государей! — кричали у дворца. — Царя государи жалуют вас погребом! " Потоки пива и меда залили остававшиеся в служивых сомнения. " Чего нам больше жалованья от великих государей? -— говорили стрельцы и солдаты. — Чем нас великие государи не пожаловали?! " Староверов перехватали поодиночке без значительного сопротивления, которое не могли оказать вооруженной силе разрозненные группы их ближайших сторонников. Никита был казнен, его товарищи пытаны и брошены в заточение по разным монастырям. Правда, попытка арестовать сторонников старой веры из самих стрельцов не удалась: царевне пришлось лично вернуть им оружие и жалованные грамоты. Но бунт был подавлен. Теперь патриарх мог заняться увещеванием заблудших — и действительно издал вскоре " Увет духовный " (М., 1682) с обличением староверов.

http://sedmitza.ru/lib/text/443322/

Человечество достаточно изощрено в избегании принятия очевидного факта смерти. Испанский философ Х. Ортега-и-Гассет полагает, что вся человеческая культура и искусство возникли для преодоления страха смерти. Известный социолог и антрополог Э. Беккер считает, что структура человеческого характера есть не что иное как система защиты от невыносимого страха смерти. Его концепция такова: знание смертности может привести человека к безумию. А черты характера суть, по выражению аналитика Ш. Ференчи, скрытые психозы. Действительно, доведенная до конца замкнутость приводит к шизофрении, мнительность и педантичность — к навязчивым мыслям, а обидчивость, медленное скапливание гнева и бурная разрядка свойственны людям, страдающим эпилепсией. Выстраивается последовательность: страх смерти — возможность безумия — пси­хологическая защита — характер. Итак, сколько людей, столько типов защит. В то же время существуют и общие закономерности, выработанные на протяжении долгого пути развития человеческой цивилизации. Попробуем проследить, как действуют различные варианты психологических защит на протяжении этапов человеческой жизни. В детстве каждый ребенок однажды нахмурится и спросит: А я умру? Каким бы ни был ответ родителей, он вскоре отвлечется и забудет об этом; ведь ничто не напоминает о неизбежном конце. Вокруг него происходит цикличная смена времен года, и застывшие зимой деревья вновь оживают, когда приходят теплые дни. Может быть, в этом заложен мистический смысл. Незрелая психика ребенка, незнакомого с христианством, может быть повреждена преждевременным знанием о прекращении земного существования. Неслучайно для блуждающего религиозного сознания типична промежуточная идея циклов кармических перевоплощений, в которых оправдывается добро и получает возмездие зло. Но как взрослеет и обретает себя человеческая личность, так и в развитых формах Богопочитания самым важным становится момент встречи единой (а не размытой в бесконечности) личности с ее Творцом. В условиях нашей культуры происходит дополнительная деформация детской личности.

http://pravmir.ru/psihologiya-straha-sme...

Когда летом зной доходит до высшей степени и раскаленный воздух становится удушливым, – тогда люди говорят: «это пред грозой», – и разражается страшная гроза. Сверкает ослепительная молния, раздаются оглушительные удары грома, свирепствует буря, шумит проливной дождь. Пыль поднятая вихрем, смешавшись с дождем, производит мрак, скрывающий даже близкие предметы. Пока гроза продолжается, еще неизвестно, чем она окончится. Но вот она прошла, люди выходят в поле, и вот что им бросается в глаза: на местах ровных она произвела благотворное действие, – вода глубоко напоила жаждущую землю; но на крутизнах вода смыла последний тонкий слой почвы и обнажила бесплодные камни. От напора дождевых ручьев в местах покатых одни из деревьев в половину или совсем вырваны с корнем, от других – полусгнивших – остались одни пни; те и другие не устояли против свежего дыхания жизни, которое после таких гроз разливается по всей природе. – В жизни супругов, находящихся в немирных отношениях, время от времени повторяется явление, подобное грозе. Глубоко запавшее в их сердца враждебное чувство иногда с неудержимой силой стремится высказаться, и высказывается в бурных вспышках и сценах. Как в разгаре грозы не разглядишь ничего впереди: так, доколе продолжается бурная ссора между супругами, нельзя угадывать вперед, чем она кончится, и уже по этому одному она опасна. Но вообще исход таких ссор бывает следующий. Если тот из супругов, на котором лежит главная вина, еще не утратил страха Божия, не совсем отдался в рабство греху; если в сердце его еще осталась добрая почва: то резкие обличения и укоризны со стороны другой половины могут быть еще благотворны для него, могут вызвать в нем раскаяние, и слезные воды раскаяния могут еще умягчить его дотоле жесткое сердце. Он после таких бурь становится тихим, сердце его сокрушается пред Господом, с ужасом усматривает свою нечистоту, и в доме, где дотоле носилась тяжелая атмосфера вражды, разливается тихое веяние мира. Но иначе действует супружеская ссора на души гордые и самолюбивые, характеры крутые и строптивые.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Как слышите, музыка совершенно осязаемо живописует эту спустившуюся на Египет тьму. После выздоровления Гендель продолжает активный музыкально-продюссерский образ жизни, пишет, помимо ораторий, массу другой музыки и даже несколько опер — но всё идёт с трудом. Последнюю оперу, «Деидамиду», Гендель написал в начале 1741 года, это была его 44-я опера — успеха она уже не имела. Генделю хватило ума и чутья, чтобы понять, что его оперное творчество подошло к концу, что его оперная музыка стала слишком архаичной, серьёзной и глубокой для публики, которая требовала услаждения певческим искусством и не желала погружаться в серьёзные драматические концепции Генделя. Но это осознание повергло композитора в глубокий творческий кризис. Как будто в этом неиссякаемом кране, который — только открой, и из него польётся бурная струя, внезапно закончилась вода… Для Генделя это было непереносимо, он впал в тяжёлую депрессию и даже подумывал о том, чтобы навсегда уехать из Англии. Лето 1741 года было самым мрачным периодом его жизни — но тут пришло и избавление. Друг Генделя, Чарльз Дженинс, написал и представил Генделю либретто оратории «Мессия» на евангельский сюжет — и композитор вдруг загорелся: за три недели он как будто в какой-то лихорадке, почти не прерываясь на сон и еду, написал своё самое известное произведение. И после этого он вышел из своей депрессии: вода опять полилась изобильной струёй. — Увертюра к оратории «Мессия». Аудиоплеер В благодарность Богу Гендель принял решение, что гонорар от любого исполнения «Мессии» будет идти только на благотворительные цели. Премьера оратории состоялась в Дублине в декабре 1741 года. С этой премьерой связана ещё одна особенность Генделя, о который я сейчас вам расскажу. Дело в том, что дублинцы, желая почтить композитора, напечатали на афишах: «музыка доктора Генделя». Узнав об этом, Георг Фридрих пришёл в ярость: он приказал содрать все афиши и расклеить новые, в которых было бы написано: «музыка мистера Генделя». «Я никакой вам не доктор!» кричал он. «Я просто Гендель!».

http://pravmir.ru/gendel-muzykant-i-chel...

Разум, гордый своим положением, талантами и превосходством, кичит, а нормировка жизни, как нормировка внутренней борьбы со всеми видами страстности плоти и гордости духа, слишком противна свободолюбивой душе. Душа знает только то, что ее окружает, и знать другого не хочет. Ей дорог страстный порыв, удобство, комфорт, бурная радость грешной земли. Какая-то пленка с самых детских лет заволакивает душу и не дает к ней пробиться родникам иной жизни. А когда душа станет созревать, она делает надстройки к этой пленке, загордившись, верит только в себя и рвет всякую связь с церковным сознанием. Все больше и больше забываются вселенские церковные идеалы, хотя о них часто говорят и пишут. Ум чувствует принципиальную ложь обычной жизни, хочет родства с Богом, близости к Нему, чтобы каждый шаг жизни совершался как бы в сознании Бога, в ощущении Его, в чувстве к Нему и пред Ним, но как ограниченный, непостоянный и часто ложный, он берет святую идею только в части и не может обнять ее во всей полноте. Он не может дать ей надлежащего освещения и тем более не может указать действительных средств провести ее в жизнь. К святой идее прикоснулись люди, живущие так или иначе вне полноты церковного сознания, люди личного разума и авторитета, люди, не знающие тайны вселенской церковной жизни и не изучавшие этой жизни в Св. Писании и тех преданиях, где она отразилась во всей своей чистоте. Они много знают и толкуют о древнехристианской жизни как о жизни братской любви, как о жизни свободы, равенства, как о лучшем социальном строе – но совсем не знают о ней как о жизни Духа Святого в сердцах христиан, как о жизни действенного богообщения. И оно вполне понятно! Ибо Дух Святой обитает в Церкви Христовой, открывается тому, кто за послушание веры жаждет жить всей полнотой церковного сознания, поселяется в сердце человека за труды и поты благочестивой жизни, после долгого испытания спасающегося, после закаления свободы его в святом охранении вверенного таланта благодати. Христианство – глубоко теистично.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/prizov...

Сейчас я все чаще слышу заявления, что проблема ни в Путине, а в народе и надо Россию избавить от народа, вот тогда ей наступит счастье. Народ у нас плохой. И все чаще, к сожалению, это происходит, причем заявления эти действительно учащаются. У нас некоторые товарищи оскорбляют не только русских, но и дружественные им другие народы. В частности, у нас один деятель недавно оскорбил все кочевые народы, в отношении чего уже высказывались не представители русских православных, а, например, муфтий Татарстана. То есть русофобия еще имеет побочный эффект, так сказать разжигания ненависти к тем народам, которые на стороне русских находятся, в частности к чеченцам. Наблюдаем дополнительный рост разжигания античеченских настроений, но уже не тот, который был во время боевых действий в Чечне, а именно на том основании, что Кадыров, поддерживает Путина, помогает на Донбассе, значит чеченцы уже перестали считаться свободолюбивым народом или, например, есть вот чеченцы небольшая группа хороших, которые воюют на стороне национальной гвардии, а все остальные такие же ватники-колорады. И вот это ставит перед нами новые вызовы и на эти вызовы нам необходимо отвечать. Русофобия была всегда, но сейчас она пре обрела характер откровенно опасный и ВРНС готов с этим вызовом бороться и у нас есть хороший пример как это делают братья евреи. Как делал Симон Визенталь, все в придумано до нас. Надо максимально жестко пресекать эти проявления и в судебном порядке и иными законными средствами. - Спасибо Роман Анатольевич, тему продолжит Александр Щипков. - Спасибо, если вы помните при советской власти в прежние времена, обсуждалось очень активно идея создания единого советского народа, этот проект не увенчался успехом и погиб вместе с Советским Союзом. Я хотел бы обратить внимание коллег на любопытное интеллектуальное противостояние  - сейчас активно обсуждается тема создания российской гражданской нации - это аналог такого вот единого Советского народа, и вчера на одном из каналов была бурная дискуссия по этому поводу.

http://radonezh.ru/analytics/rusofobiya-...

Почитайте комментарии про бесов, духов зла, нечеловеческий взгляд и т.д. …. И откуда только такая нетерпимость к «философско-религиозному учению древней и средневековой Индии» у добросердечных православных христиан, для которых йога это не более чем картинки к Вашей статье. С уважением, Оводов 29 января 2014, 15:39 Какая бурная реакция, сколько комментариев... Julia 29 января 2014, 15:09 Очень хорошая статья, большое спасибо. Уважаемыи автор, что Вы думаете по поводу системы упражнений Пилатэс ? Лука 29 января 2014, 14:57 Благодарю автора за статью ! Надеюсь, что будет переведена также на анлийский. Еще раз спасибо из Италии ! Анатолий 29 января 2014, 14:50 Советую на эту же тему книгу иеромонаха Сарафима (Роуз) - " Православие и религия будущего " . В интернете есть.Путь к Богу только один - Иисус Христос. Другие " пути " от лукавого, маскируются под Истину для того чтобы погубить человека. Виктор 29 января 2014, 14:48 Не могу не согласится с автором по основным позициям, очень правильно и доходчиво всё изложено. Вот только с бесовщиной по моему лишне. В Индии проживает около полутора миллиардов человек, большая часть которых исповедует индуизм, включающий в себя и йогу. Так что, они все бесноватые и у всех на плечах сидят бесы и ухмыляются? Мне кажется, доходчиво разъясняя различие между православием и восточными практиками, вполне можно обойтись без примитивных страшилок " про одну женщину которая... " (если не выдуманную, то скорее всего душевнобольную) Ведь и без этого очень ясно видны основные различия и противоречия. Один путь ведёт в никуда и в ничто,в бессмыслицу, другой путь ведёт к Богу. Это небо и земля. Так к чему же портить такую ясную картину, какими то дополнениями от которых веет средневековыми суевериями? Нина 29 января 2014, 14:27 Спасибо за статью. Очень нужная. И очень понятная. Виктор Дрянцов 29 января 2014, 14:09 Отличная статья, хороший анализ и компиляция материала. Спасибо! Рита 29 января 2014, 14:05 Спасибо Вам ! Теперь стало все ясно. Господи помилуй !

http://pravoslavie.ru/67749.html

Разделы портала «Азбука веры» ( 18  голосов:  3.9 из  5) Юргис Балтрушайтис Балтрушайтис Юргис Казимирович (1873–1944) – поэт, переводчик, дипломат. Выходец из литовской крестьянской семьи. В 1893 году, после окончания Ковенской гимназии, поступил на естественное отделение Московского университета. В студенческие годы сблизился с однокурсником Сергеем Поляковым. Вместе с Поляковым, Бальмонтом и Валерием Брюсовым принимал участие в создании издательства московских символистов «Скорпион» и журнала «Весы». В 1900 году совместно с Поляковым перевел драму Г. Ибсена «Когда мы мертвые проснемся». В эти же годы опубликовал первые свои стихи. Брюсов писал в 1911 году: «Балтрушайтис как-то сразу, с первых своих шагов в литературе, обрел себя, сразу нашел свой тон, свои темы и уже с тех пор ни в чем не изменял себе». Первая книга стихов на русском языке «Земные ступени» вышла в 1911 году. Вторая книга «Горная тропа» – в 1912 году. С 1921 года – посол Литовской Республики в Советской России. С 1939 года жил в Париже. Публикуемые молитвенные стихи из первых сборников наиболее характерны для его русской поэзии. Мой храм Мой светлый храм – в безбрежности Развернутых степей, Где нет людской мятежности, Ни рынков, ни цепей, – Где так привольно, царственно Пылает грудь моя Молитвой благодарственной За чудо бытия… Мой тайный храм – над кручами Зажженных солнцем гор, Мой синий храм за тучами, Где светел весь простор, Где сердцу сладко дышится В сиянии вершин, Где лишь туман колышется Да слышен гул лавин… Моя святыня вечная – В безгранности морской, Где воля безконечная – Над малостью людской, Где лишь тревога бурная Гремит своей трубой, Где только высь лазурная Над бездной голубой… 1903 Молитва С. А. Полякову Забвенья, забвенья! Всей малости крова! Всей скудной, всей жалкой отрады людской – Усталым от дали пути рокового, Бездомным, измученным звездной тоской! Мгновенья покоя средь вихря мгновений – Свершающим заповедь зыбкой волны, Во мраке без искры, средь зноя без тени Всей смертною кровью питающим сны!

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

– Бедная женщина! – воскликнул Перен. – Не влюбляйся в этого человека: ты очень скоро раскаешься. Шатофор пропустил мимо ушей восклицание приятеля и, понизив голос, заговорил вкрадчиво: – Знаете, дорогой, вы могли бы мне оказать большую услугу… – Каким образом? – Вы должны мне помочь в этом деле. Я знаю, что муж с ней очень плохо обращается… Из-за этого скота она несчастна… Вы его знаете, Перен. Подтвердите его жене, что он – грубое животное и что репутация у него прескверная. – О!.. – Развратник… Вы же знаете! Когда он был в полку, у него были любовницы, и какие любовницы! Расскажите обо всем его жене. – Но как же говорить о таких вещах? Соваться не в свое дело!.. – Боже мой, все можно сказать умеючи! Но главное, отзовитесь с похвалой обо мне. – Это легче. Но все-таки… – Не так-то легко, как кажется. Дай вам волю, вы меня так расхвалите, что от ваших похвал не поздоровится… Скажите ей, что с некоторых пор, как вы замечаете, я сделался грустным, перестал разговаривать, перестал есть… – Еще чего! – воскликнул Перен, громко расхохотавшись, отчего трубка его заплясала самым забавным образом. – Этого я никогда не смогу сказать в лицо госпоже де Шаверни. Еще вчера вечером вас чуть не на руках унесли после обеда, который нам давали сослуживцы. – Да, но рассказывать ей об этом – совершенно лишнее. Пусть она знает, что я в нее влюблен. А эти писаки-романисты вбили женщинам в голову, что человек, который ест и пьет, не может быть влюбленным. – Вот я, например, не знаю, что бы могло меня заставить отказаться от еды и питья. – Итак, решено, дорогой Перен! – сказал Шатофор, надевая шляпу и поправляя завитки волос. – В четверг я за вами захожу. Туфли, шелковые чулки, парадный мундир. Главное, не забудьте наговорить ей всяких ужасов про мужа и как можно больше хорошего про меня. Он ушел, грациозно помахивая тросточкой, а майор Перен остался, крайне обеспокоенный только что полученным приглашением. Особенно мучила его мысль о шелковых чулках и парадном мундире. Глава 4 Обед оказался скучноватым, так как многие из приглашенных к гже де Шаверни прислали извинительные записки. Шатофор сидел рядом с Жюли, заботливо услуживал ей, был галантен и любезен, как всегда. Что касается Шаверни, то, совершив утром длинную прогулку верхом, он здорово проголодался. Ел и пил он так, что возбудил бы аппетит даже у смертельно больного. Майор Перен поддерживал компанию, часто подливал ему вина и так хохотал, что стекла дребезжали всякий раз, когда бурная веселость хозяина давала ему повод для смеха. Шаверни, очутившись снова в обществе военных, сразу обрел и прежнее хорошее настроение, и казарменные замашки; впрочем, он никогда особенно не стеснялся в выборе выражений. Жена его принимала холодно-презрительный вид при каждой его грубой шуточке. В таких случаях она поворачивалась в сторону Шатофора и заводила с ним отдельную беседу, чтобы не было заметно, что она слышит разговор, который ей был в высшей степени неприятен.

http://azbyka.ru/fiction/karmen-novelly-...

Подобный человек стремится к наживе и обману при любой государственной системе и законах, ибо от избытка сердца глаголют уста. Людям необходимо услышать слова Христа, нудить себя к добру, к исполнению Божиих заповедей. Если человек становится проводником Божией воли, то он изменяет и окружающий мир. Но когда Господь видит страшные изменения в Церкви, то Он попускает такое событие, которое имело место на днях с самолетом Су-24. Таким образом, Господь отводит более страшные вещи, задуманные врагом рода человеческого. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 18. ответ 17, кот Питер: - Вот ЭТО действительно страшно. И вызывает недоумение бурная экуменическая деятельность митр.Иллариона. Несомненно, что он был в той делегации, которая намеревалась лететь в Стамбул.Зачем, спрашивается, нашей Церкви даже участвовать в этом?Много народа смущено. На это, Вам, Миша Яблоков скажет, что Вы незнакомы с православной экклезиологией. 17. Страшно, когда подобные идеи захватывают иерархов, правящих церковной политикой. Вот ЭТО действительно страшно. И вызывает недоумение бурная экуменическая деятельность митр.Иллариона. Несомненно, что он был в той делегации, которая намеревалась лететь в Стамбул.Зачем, спрашивается, нашей Церкви даже участвовать в этом?Много народа смущено. 16. Ответ на 14., Анатолий Пронин: Внешне он пребывает в Церкви, являясь патриархом и для всех это очевидно. А внутренне, по духовному состоянию, он вне Церкви и это очевидно далеко не для всех. Вы просто не знакомы с православной экклезиологией. 15. Re: Всеправославный Собор в Стамбуле сорван? Еще одна мысль, которая мне понравилась. Если человек становится проводником Божией воли, то он изменяет и окружающий мир. Тут нужно ее дополнить: если человек преступает заповеди Божии, то он тоже изменяет мир, но в худшую сторону, в сторону отступления от Бога, в сторону всеобщей апостасии. Так как каждый из нас связан со всем миром. Как солдат в армии, не выполнил приказ - подвел всех и подорвал дисциплину дурным примером.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/11/26/vs...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010