Бедственная участь израильтян казалась неизбежною. Они между тем, снявшись станом, медленно подвигались к Красному морю, желая достигнуть его к вечеру. Слышен уже был прибой волн на морском берегу, когда вдруг позади на небосклоне показались облака пыли, давшие знать о преследовании. Ужас объял всех и опять начался отчаянный ропот малодушных на своего вождя. В виду неизбежной гибели ропот превратился в обвинения, в которых звучала горькая усмешка отчаяния. «Разве нет гробов в Египте, что ты нас привел умирать в пустыне? 422 роптал народ. Что это ты сделал с нами, выведши нас из Египта? Не говорили ли мы тебе в Египте, оставь нас, пусть мы работаем египтянам? Ибо лучше нам быть в рабстве у египтян, чем умереть в пустыне» ( Исх. 14:11–12 ). В этом ропоте слышалось злобное малодушие рабов, для которых цепи рабства милее, чем свобода, достигаемая отвагой и мужеством. Можно представить, как тяжело было положение Моисея. Но великий вождь, спокойный даже в присутствии страшной опасности, сумел вовремя успокоить тревогу, пока она еще не перешла в гибельную панику. «Не бойтесь, стойте!» громовым голосом сказал он. «Господь будет поборать за вас, а вы будьте спокойны» ( Исх. 14:13 и 14). Слова эти успокоительно подействовали на массу, и она стала ожидать своей участи, которая несомненно должна была скоро решиться. Море бурно волновалось впереди, а сзади уже показывались передовые ряды преследователей. Опасность была страшная, но Иегова услышал вопль Моисея и повелел народу идти вперед, несмотря на бушующие волны, обещая, что море расступится пред ними и представит широкий путь для прохода ( Исх 14:16 ). И первым знамением этого покровительства было то, что Ангел Господень и столп облачный, двигавшийся впереди стана, теперь стали позади его, чтобы укрыть их от египтян. Настала ночь, темная и бурная. По указанно Божию, Моисей простер, руку свою на море, и сильный северо-восточный ветер пенил море и так яростно гнал воду к юго-западу, что дно моря совершенно обнажилось. «И расступились воды; и пошли сыны израилевы среди моря по суше; воды же им были стеною по правую и по левую сторону», защищая боковые подступы к переходу. Буря настолько задержала в таком положении воду, что израильтяне, естественно торопясь под влиянием страха надвигавшейся и, быть может, только ночью остановившейся погони, успели перебраться на ту сторону со всеми своими стадами. Несомненно, это была страшная ночь, как можно судить по описанию священного псалмопевца, воспевавшего этот достопамятный момент в истории своего народа столетия спустя:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Благоразумному человеку всякая тварь возвещает о Боге, – и небеса поведают ему славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь: даже – имеяй уши слышати слышит, как день дню передает свою речь, и ночь ночи возвещает свое знание ( Пс.18:3 ). Ибо у всякого творения есть свой голос, только нужно иметь ухо, чтобы слышать, а кто не слышит – не обращает внимания на дела Господни и не рассуждает о них, тот и сам остается, яко глух, не слышай, и яко нем не отверзаяй уст своих ( Пс.37:14 ). О, человек, человек! посмотри, ведь ты окружен чудесами Божиими, вонми, – со всех сторон ведь несутся к тебе гласы творений Божиих, проповедующие о великой Его силе, разуме и милости ко всей твари, а наиболее к тебе, тогда как ты все еще остаешься как бы глуп или глух. Вот и малая птичка, хотя и не имеет способности говорить, однако ж пением своим прославляет своего Создателя; один только человек, и притом одаренный от Бога и словом, и разумом, может, по воле своей, и славить и не славить своего Создателя, даже и не внимать, – как славит Его всякая тварь. О, человек! или не слышишь ты и более ощутительные гласы дел Божиих, дел столь великих, что нет языка и нет наречия, где не слышался бы голос их? Вот ветер, эта бурная стихия, которая носит в себе облака и разливает из них воды по край света! Не раз – я думаю – слыхал и ты, как он грозно шумит, визжит, потрясая здания, как он движет, качает великие леса и часто с корнем вырывает огромные деревья. Но что он, – посмотрел бы ты еще, – делает на море, какие там производит страшные чудеса! Те, которые плавали на кораблях, много раз видали, какие грозные дела производит Господь в глубине морской, когда дохнёт Он Своим духом бурным, и волны, как холмы, поднимутся на поверхности моря, с шумом, ревом бросаясь на корабли, так что плывущие на них шатаются, как пьяные; вся мудрость их тогда исчезнет, и ясно им представляется, – что значит человек и вся сила его пред Божиим могуществом, которое одно только может усмирить ярость волн и превратить бурю в великую тишину. Когда шумит море, то не говорит ли оно своими волнами, как бы так: воскликни Богу вся земля, воздай хвалу Ему и славу; ибо дивен Он в делах Своих, страшен по великой своей силе!

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

В напряженном стиле Осии чувствуется натура бурная, сложная, трагически воспринимающая жизнь. Он как бы стоит перед миром с обнаженным сердцем, и каждое соприкосновение со злом причиняет ему жестокие страдания. Осия временами готов кричать; он видит все, что происходит вокруг, и желает проявить все возможное, чтобы изменить действительность, с которой он столкнулся. Ему было дано пережить трагедию неразделенной любви, трагедию измены, одиночества для того, чтобы к нему прикоснулась невыразимая тайна, тайна Божественной любви и страдания. Пророк Осия говорит слово, которого еще не слышало ухо человека. Он открывает миру Бога любви и милосердия. Его проповедь поистине может быть названа ветхозаветным Евангелием; она подымала человека из праха и вела по ступеням на вершину Богосыновства. В своих словах он не отступает от слов пророка Амоса – напротив, часто заимствует у него многие выражения. Но он сказал больше, чем сказал Амос, ибо в бесконечной полноте Божественной тайны перед Осией раскрылась глубина Божественного Промысла. Это заставило его говорить не только о суде и возмездии, но и о милосердии Божием. Для пророка Осии религия не только долг и обязанность, но прежде всего любовь к Богу. У него впервые в Священном Писании брак, любовь мужа и жены становятся символом союза Бога и человека. В браке есть и долг, и обязательства, но сущность брака – в таинственном соединении двух существ. Такова и вера. В ее основе лежат не только требования, но и любовь, доверие и привязанность – это те неразрывные узы, которые связывают Бога и человека. Пророк с большой грустью вспоминает те времена, когда Израиль был юн, когда он был создан, спасен, наставлен на путь истины самим Богом. Бог избрал это племя кочевников по Своему свободному произволению, как избирают любовь, и трагедия Израиля – в измене любви Божией (Oc.ll, 1–4). «Когда Израиль был юн, Я любил его и из Египта вызвал я сына Моего. Звали их, а они уходили прочь от лица их; приносили жертву Ваалам и кадили истуканам. Я Сам приучал Ефрема ходить, носил его на руках Своих, а они не осознавали, что Я врачевал их. Узами человеческими влек Я их, узами любви, и был для них как бы поднимающий ярмо с челюстей их, и ласково подкладывал пищу им». Но Израиль, подобно блуднице, предал своего Господа, побежал вслед за любовниками, языческими богами ( Ос. 4,12–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Глава 2 Вторая и третья главы – семь посланий семи Церквам. Все эти семь посланий имеют одинаковую структуру, построены по одинаковой схеме. Схема такова. – Обращение к пастырю Церкви. – Представление Христом Себя, каковым Он обращается к этой Церкви, кем для нее является. – Основная часть послания, как правило, состоит сначала из похвалы общине, а потом из обличения и увещевания ее. – Призыв внять сказанному («имеющий ухо слышать, да слышит, что Дух говорит Церквам»). – Обетование побеждающим пороки этой Церкви. Все эти пять пунктов в каждом Послании глубоко связаны. В зависимости от состояния Церкви, ее особенностей и нужд и является ей Христос в разных образах. И побеждающим пороки и искушения, сущие в каждой Церкви, дается обетование награды за то, что они победили. Первое послание Откр.2:1 Ангелу Ефесской церкви напиши: так говорит Держащий семь звезд в деснице Своей, Ходящий посреди семи золотых светильников. Ангелу Ефесской церкви напиши . Мы уже видели, что ангелу – это значит пастырю Церкви, ее епископу. Важно заметить, что послание пишется каждый раз как бы не самой Церкви, а ее пастырю. В грехе Церкви винится сам пастырь, с него взыскивается грех Церкви, и он призывается к покаянию в этом грехе. Пастырю же идет и похвала за благочестие и добродетель его паствы. Пастырь олицетворяет собой как бы всю Церковь . Обетования же и воздаяния даются не пастырю, а лишь тем, кто побеждает! Так мы видим высоту пастырского служения, но и великую ответственность пастырей, «как обязанных дать отчет» о душах паствы ( Евр. 13:17 ). Ефес – один из четырех крупнейших городов тогдашней Римской империи (Рим, Александрия, Ефес и Антиохия). Огромный, шумный, великий языческий город. В нем было одно из семи чудес света Древнего мира – храм богине Диане. В этом шумном городе протекала бурная языческая жизнь. И вот в этом городе была образована христианская Церковь . В ее основании и становлении большая роль принадлежит апостолу Павлу, который три года в ней денно и нощно проповедовал. Какова была эта Церковь , таковым и представляется ей Господь. Так говорит Держащий семь звезд в деснице Своей, Ходящий посреди семи золотых светильников (1,12–13; 20) – Христос в Церкви, держащий пастырей в Своей деснице.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Далее следует обетование: побеждающему – тому, кто трудился, терпел, не сносил развратных, обличал ереси, ненавидел дела николаитов, а главное, победил в себе потерю первой любви. Это душа, горящая пламенем первой любви ко Христу. Какое же ей обетование? Дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия . Что за вкушение? Посреди рая было насаждено некогда два дерева. Дерево познания добра и зла и дерево жизни. От дерева познания человек не должен был вкушать. Но он вкусил и познал бездну греха. После этого ему уже нельзя было вкушать от дерева жизни, ибо тогда он увековечен был бы в своем греховном состоянии, и никакого спасения ему уже не было бы. Так смерть стала не только возмездием за грех, но и выходом из греха. Поэтому Бог изгнал человека из рая, поставил херувима с пламенным обращающимся мечом, чтобы никто не мог уже войти в рай. Ныне же, вернувшись к Богу, вновь усыновленные Им в крещении, имеющие в своем сердце первую любовь ко Христу-Спасителю, обретают право и возможность вкушать от древа жизни. Древо жизни – это Крест. На Голгофе, на месте упокоения Адама, «проросло» древо крестное, несущее миру Жизнь. Плод этого дерева – Плоть Сына Человеческого, вознесенного на Крест, она на Кресте, как плод древа крестного. От этого плода обетовано вкушать ныне победившим христианам. Древо это – посреди рая Божия – Церкви Христовой. Не на окраине рая, а посредине, в самом сердце Церкви, великое и страшное таинство святой евхаристии, где от святой чаши верные приобщаются Тела Христова, вкушают от Древа Жизни. Особое вкушение от Древа Жизни уготовано в вечности. В 22-й главе Апокалипсиса мы увидим, что в небесном Иерусалиме будет Древо Жизни, от которого будут вкушать победившие. Вводимые в рай от вкушения плодов Древа Жизни обретают жизнь вечную. Второе послание Откр.2:8 И Ангелу Смирнской церкви напиши: так говорит Первый и Последний, Который был мертв, и се, жив. И Ангелу Смирнской церкви напиши . Смирнская Церковь показывает нам иную сторону Церкви. Если в ефесской Церкви – бурная, активная деятельность и отсутствие любви, то смирнская Церковь – это гонимая Церковь , это приятие страданий за имя Христово. Само название города Смирна говорит о страданиях, ибо смирна – это благовонная масть, которой умащали покойников. Символ страданий и смерти. Все остальные Церкви были в лучших условиях, и казалось, что именно этот светильник вот-вот угаснет. Но вот что примечательно: ныне, через 19 веков, из всех тех семи городов не осталось ни одного, кроме Смирны. Называется он теперь Измир (в Турции).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Закрыть itemscope itemtype="" > О третьем и четвертом днях творения Конспект занятий воскресной школы для взрослых 21.09.2016 1222 Время на чтение 12 минут Божественная поэзия Шестоднева О третьем дне творения Часть 1 «И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша. И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо». Поскольку земной мир твориться для человека, то и все в нем устроено Богом не случайно, но разумно и целесообразно. Земной мир предназначен стать неким училищем премудрости и благочестия будущего человека, и в этом смысле материальный мир является еще и как бы воплощенным отражением человеческой природы. Тогда появление суши в начале третьего дня в избранной системе образов можно рассматривать как завершение формирования триады - дух, душа и тело. Человек - таинственное соединение двух природ - духовной и материальной. И как не может жить тело без души, так и душа без тела не является человеком. Подобно и морем не можем назвать воду без ограничивающих его берегов, также и берега без воды не могут называться морем. Апостол Павел не раз в своих посланиях называет плоть глиняным сосудом, в котором находится душа. По объяснению святых отцов, после грехопадения Бог связал буйство человеческой души немощной плотью, как сдерживается буйство моря берегами. Невещественная душа помещена в плоть, в грубую вещественную оболочку, тесную скорлупу, которая в силу своей ограниченности удерживает необузданные стремления души, не позволяет ее совершенно удалиться от Бога, как молниеносно удалились во главе с сатаной падшие ангелы. Так и море - стихия бурная, подвижная, всегда стремящаяся заполнить собой свободное пространство, ограничивается сушей. Это подмечено поэтическим взором святого пророка Иеремии: «...положил песок границею морю, вечным пределом, которого не перейдет; и хотя волны его устремляются, но превозмочь не могут; хотя они бушуют, но переступить его не могут» (Иер.5:22), говорит он, передавая слова Бога и восхищаясь славными делами Его. В притчах Соломона и в пророческой книге Ездры говорится о том, что морю дано свое место и пределы, «чтобы воды не переступали пределов его» (3Ездр.4:19; Прит.8:29). Святые пророки говорят здесь о море, но подразумевают те духовные образы, которые отражены в движении земных стихий.

http://ruskline.ru/analitika/2016/09/22/...

И первым знамением этого покровительства было то, что Ангел Господень и столп облачный, двигавшиеся впереди стана, теперь стали позади его, чтобы укрыть народ от египтян. Настала ночь – темная и бурная. По указанию Божию Моисей простер руку свою на море, и сильный северо-восточный ветер с такою яростью стал гнать воду, что море сделалось сушею: «и расступились воды. И пошли сыны Израилевы среди моря по суше; воды же им были стеною по правую и по левую сторону», защищая боковые подступы к переходу. Буря настолько задержала в таком положении воду, что израильтяне успели перебраться на ту сторону моря со всеми своими стадами, естественно, торопясь под влиянием страха надвигавшейся погони. Несомненно, это была страшная ночь, как можно видеть из описаний ее псалмопевцем, воспевавшим это достопамятное событие столетия спустя: «Облака изливали воды, тучи издавали гром, и стрелы Твои летали, и глас грома Твоего в круге небесном, молнии освещали вселенную; земля содрогалась и тряслась» ( Псал. 76:17–19 ). Только что израильтяне успели перебраться на восточный берег, как у западного берега показались и египтяне. Что им было делать? Сразу ли броситься по тому пути, по которому перешли израильтяне, или поискать обходного пути, чтобы перенять беглецов сухим путем? Воины и лошади были утомлены усиленным маршем, и ночь была страшно темная. Но в стане израильтян светился столп огненный, показывавший, что они недалеко, и фараон решился тотчас же преследовать добычу. Думая, что буря еще долго будет сдерживать воду и видя добычу так близко, он не послушался благоразумия и с своей конницей ринулся вброд, направляясь по указанию сигнального огня, который должен был обозначать место нахождения самого вождя беглецов. Между тем, по описанию Иосифа Флавия, разразился страшный бурный ливень, с громом и молнией, и вместе с порывистым ветром заставил невольно смутиться гонителей, которые, в то же время, видя огни, зажигавшиеся в различных местах среди израильтян для указания пути отдельным частям, потеряли прямое направление и в смятении кое-как ощупью пробирались по дну.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Ибо дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это ( Пс.144:5,2, 138:14 ). Благоразумному человеку всякая тварь возвещает о Боге, – и небеса поведают ему славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь; даже – имеяй уши слышати – слышит, как день дню передает свою речь, и ночь ночи возвещает свое знание ( Пс.18:3 ). Ибо y всякого творения есть свой голос, только нужно иметь ухо, чтобы слышать; a кто не слышит, – не обращает внимания на дела Господни и не рассуждает о них, тот и сам остаётся, яко глух, не слышах, и, яко нем, не отверзаяй уст своих ( Пс.37:14 ). О, человек, человек! посмотри, ведь ты окружён чудесами Божиими, вонми, – со всех сторон ведь несутся к тебе гласы творений Божиих, проповедующие о великой Его силе, разуме и милости ко всей твари, a наиболее к тебе, тогда как ты всё ещё остаёшься как бы глуп или глух. Вот и малая птичка, хотя и не имеет способности говорить, однако ж пением своим прославляет своего Создателя; один только человек, и при том одарённый от Бога и словом, и разумом, может, по воле своей, и славить и не славить своего Создателя, даже и не внимать, – как славит Его всякая тварь. О, человек! или не слышишь ты и более ощутительные гласы дел Божиих, дел столь великих, что нет языка и нет наречия, где не слышался бы голос их? Вот ветер, эта бурная стихия, которая носит в себе облака и разливает из них воды на край света! He раз – я думаю – слыхал и ты, как он грозно шумит, визжит, потрясая здания, как он движет, качает великие леса, и часто с корнем вырывает огромные деревья. Но что он – посмотрел бы ты ещё – делает на море, какие там производит страшные чудеса! Те, которые плавали на кораблях, много раз видали, какие грозные дела производит Господь в глубине морской, когда дохнёт Он Своим духом бурным, и волны, как холмы, поднимутся на поверхности моря, с шумом и рёвом бросаясь на корабли, так что плывущие на них шатаются, как пьяные; – вся мудрость их тогда исчезает, и ясно им представляется, – что значит человек и вся сила его пред Божиим могуществом, которое одно только может усмирить ярость волн и превратить бурю в великую тишину. Когда шумит море, то не говорит ли оно своими волнами как бы так: воскликни Богу вся земля, воздай хвалу Ему и славу; ибо дивен Он в делах Своих, страшен по великой Своей силе?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Именно в эту эпоху появляется северный вариант Священной Истории. Авторы условно называли его элогистом, так как вместо имени Божия «Яхве» там упоминается «Элогим». Элогист ввел в рассказ Декалог и Книгу Завета, тем самым подчеркнув связь с традицией Моисея. Пророк Осия смотрел на Синай как на верный ориентир религиозной жизни народа. В напряженном стиле Осии чувствуется натура бурная, сложная, трагически воспринимающая жизнь. Он как бы стоит перед миром с обнаженным сердцем, и каждое соприкосновение со злом причиняет ему жестокие страдания. Осия временами готов кричать; он видит все, что происходит вокруг, и желает проявить все возможное, чтобы изменить действительность, с которой он столкнулся. Ему было дано пережить трагедию неразделенной любви, трагедию измены, одиночества для того, чтобы к нему прикоснулась невыразимая тайна, тайна Божественной любви и страдания. Пророк Осия говорит слово, которого еще не слышало ухо человека. Он открывает миру Бога любви и милосердия. Его проповедь поистине может быть названа ветхозаветным Евангелием; она подымала человека из праха и вела по ступеням на вершину Богосыновства. В своих словах он не отступает от слов пророка Амоса — напротив, часто заимствует у него многие выражения. Но он сказал больше, чем сказал Амос, ибо в бесконечной полноте Божественной тайны перед Осией раскрылась глубина Божественного Промысла. Это заставило его говорить не только о суде и возмездии, но и о милосердии Божием. Для пророка Осии религия не только долг и обязанность, но прежде всего любовь к Богу. У него впервые в Священном Писании брак, любовь мужа и жены становятся символом союза Бога и человека. В браке есть и долг, и обязательства, но сущность брака — в таинственном соединении двух существ. Такова и вера. В ее основе лежат не только требования, но и любовь, доверие и привязанность — это те неразрывные узы, которые связывают Бога и человека. Пророк с большой грустью вспоминает те времена, когда Израиль был юн, когда он был создан, спасен, наставлен на путь истины самим Богом. Бог избрал это племя кочевников по Своему свободному произволению, как избирают любовь, и трагедия Израиля — в измене любви Божией (Oc.ll, 1-4). «Когда Израиль был юн, Я любил его и из Египта вызвал я сына Моего. Звали их, а они уходили прочь от лица их; приносили жертву Ваалам и кадили истуканам. Я Сам приучал Ефрема ходить, носил его на руках Своих, а они не осознавали, что Я врачевал их. Узами человеческими влек Я их, узами любви, и был для них как бы поднимающий ярмо с челюстей их, и ласково подкладывал пищу им». Но Израиль, подобно блуднице, предал своего Господа, побежал вслед за любовниками, языческими богами (Ос. 4,12—13).

http://sedmitza.ru/lib/text/432153/

Между тем Иисус молился на горе. Окончив молитву, Он пошел к Своим ученикам прямо по воде. Он шел спокойно по волнующемуся морю. Уже было темно. Ученики очень испугались, увидев Иисуса. Сначала они не узнали Его и в испуге закричали. Иисус успокоил их, сказав: «Не ужасайтесь, это Я». Услышав знакомый голос, они успокоились и обрадовались. Не страшна стала для них бурная ночь, когда узнали они, что рядом с ними их Господь и Учитель. Петр, один из учеников, бывших в лодке, ободренный голосом Иисуса, сказал Ему: «Господи, если это Ты, то вели мне прийти к Тебе по воде». Иисус отвечал ему: «Иди». Петр вышел из лодки и пошел по морю к Иисусу. Но ветер еще дул сильно. Петр испугался, стал тонуть и в испуге закричал: «Господи, спаси меня!» Иисус протянул ему руку, поддержал его и сказал: «Маловерный! Зачем ты усомнился?» Когда Спаситель вошел в лодку вместе с Петром, море утихло и небо прояснилось. Ученики, которые находились в лодке, поклонились Иисусу и сказали Ему: «Воистину Ты Сын Божий!» Из этого события мы видим, что никогда не должно унывать в горестях и опасностях, но надобно всегда твердо надеяться на Господа нашего Иисуса Христа и просить Его помощи. И Он услышит нашу молитву, ибо всегда близок к любящим Его, и невидимо поддержит нас, как поддержал Петра среди бурного моря. Кто твердо верует, тот не боится опасности, зная, что Бог всегда с ним и что ничего не делается без Его святой воли. Как апостол Петр по слову Иисуса находит монету Вы знаете, что у нас собирают деньги на построение и украшение храмов. Так было и в Палестине, где была на это даже определенная подать. Однажды в Капернауме собиратели податей на украшение храма пришли за деньгами и к Иисусу. Денег у Иисуса не было. Сын Божий и Спаситель мира, Он избрал для Себя на земле бедность и труд, не имел ни дома, ни имущества и говорил: «У лисиц есть норы и у птиц небесных гнезда, но Сын Человеческий (так называл Себя Иисус Христос) не имеет, куда приклонить голову». Итак, у Иисуса не было ничего, чтобы подать сборщику подаяние, но Он сказал Петру: «Пойди к морю, закинь удочку и у первой рыбы, которая тебе попадется, открой рот, ты найдешь там статир (четыре драхмы), возьми его и отдай за Меня и за себя». И действительно, Петр поймал рыбу, нашел в ней монету и отдал ее собирателям подати. Чудесная ловля рыбы

http://azbyka.ru/deti/uroki-dlya-voskres...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010