280 - греческие (80%), еврейские (16%), арамейские и др.) сообщают имена, профессии и места происхождения погребенных. История библейских патриархов. Роспись кубикулы В на Виа-Дино-Компаньи. IV в. История библейских патриархов. Роспись кубикулы В на Виа-Дино-Компаньи. IV в. В Риме насчитывается до 7 иудейских К. В 1602 г. Бозио открыл первую из них (Монтеверди-Нуово на склоне холма Яникул (Джаниколо)), но традиция их посещения известна и в средние века (Биньямин из Туделы в 1166 указал в итинерарии на погребения 10 иудейских мучеников «в пещере на берегу Тибра»). На 2 кладбищах под виллой Торлония и в К. на Винья-Ранданини сохранились росписи. На Винья-Ранданини это округлые медальоны со скупыми, но экспрессивными сюжетными изображениями и орнаменты. Росписи не выделяются среди др. позднерим. К. (особенно близки они к росписям в катакомбах св. Каллиста); художественный уровень невысок, среди мотивов - архитектурные детали и изображения птиц (павлины, голубки, утки), цветов (вазы и корзины с цветами, гирлянды), фантастических животных (гиппокампы). Фигуративные сюжеты (в т. ч. антропоморфные изображения) привычны для языческого репертуара, но в одном из главных залов написана огромная красная менора (семисвечник), в углах - этрог, а в ряде залов имеются неизвестные в др. К. Рима ниши типа ку(к)хим. В К. виллы Торлония часто встречаются изображения шофара, этрога и меноры, в т. ч. композиция «ковчег Торы» (ларец на высоком постаменте между 2 менорами в окружении светил), но в люнетах представлены традиционные для языческих росписей дельфины, обвивающиеся вокруг трезубцев, и плоды граната с листьями на стеблях (обычные мотивы и в иудейской символике). В Риме зафиксировано ок. 600 иудейских эпитафий (в основном III-IV вв.), написанных по-гречески (80%) и на латыни (20%), с редкими дополнениями на иврите. В них часто указаны профессия или положение покойного в общине (герусии). Синагогальные должности членов по меньшей мере 11 общин Рима упомянуты 14 раз: «отцы» (pater synagogae) и «матери» общин («мать синагоги» Паулина Бетурия, обращенная в иудаизм в возрасте 70 лет) - вероятно, донаторы; «герусиарх» - представитель синагоги в общегородском совете общин; «архонт собрания» - наследственное звание (среди носивших его - люди совсем юные, даже младенцы).

http://pravenc.ru/text/1681353.html

Однако на практике эти постановления часто игнорировались, поскольку светские и церковные власти были заинтересованы в использовании финансовых возможностей евреев для личных займов и развития торговли. Если борьба с евреями и велась, то чаще всего с прагматичной целью конфискации их имущества, тогда как не имевшая практического значения каноническая норма о знаках отличия не вызывала у местных властей интереса. В отдельных городах были попытки исполнения декрета Н. К., однако в большинстве случаев князья, епископы и городские советы были решительно против 2-го положения, т. к. запрет на ростовщическую деятельность евреев представлял опасность для местных экономических отношений. Путем апелляции в Рим ряду крупных городов удалось добиться полного освобождения от исполнения декрета либо приостановки его действия на неопределенный срок. Напр., 1 мая 1452 г. папа Римский Николай V по просьбе герм. кор. Фридриха IV приостановил действие декрета в Нюрнберге (см.: ActaCus. Bd. 2. S. 33-34. N 2527); 20 марта 1453 г. по просьбе местного епископа декрет перестал действовать на всей территории диоцеза Бамберг (см.: Ibid. S. 390-391. N 3298-3299). Т. о., в данном случае идеалистическое намерение Н. К. добиться исполнения церковно-канонических постановлений оказалось принесено высшей светской и церковной администрацией в жертву разумной экономической политике. График путешествия Н. К. был весьма напряженным: он перемещался между основными церковными центрами, обычно задерживаясь в них на одну или неск. недель для проведения провинциальных Соборов или совещаний с местным духовенством; он также проводил инспекцию и произносил проповеди в лежавших на пути небольших селениях и мон-рях (карта путешествия и таблица с полным итинерарием Н. К. изданы как приложение к т. 1 в ActaCus.). Покинув Зальцбург, Н. К. совершил поездку вниз по Дунаю и посетил Вену, Мельк, Ламбах. Затем, вновь проехав через Зальцбург, он направился в Баварию, проехал через Мюнхен и в апр. 1451 г. достиг Нюрнберга, где задержался на 2 недели, а затем посетил Бамберг и Вюрцбург.

http://pravenc.ru/text/2566118.html

59. итинерарий (лат. itinerarium — «описание путешествия») — род античной литературы, представляющий географическое описание в прозе какого-либо пути со всеми его особенностями, существенными для путешествующего. Включал в себя необходимые исторические комментарии и указания на местные достопримечательности. Прообраз современных путеводителей. 61. Литвинов Максим Максимович (1876-1951) (настоящее имя — Меер-Генох Моисеевич Валлах) — советский дипломат и государственный деятель. 62. этатизм — идеология, абсолютизирующая роль государства в обществе и пропагандирующая максимальное подчинение интересов личностей и групп интересам государства, которое полагается стоящим над обществом. 63. педология (от греч. pais — дитя и logos — слово) — течение в психологии и педагогике, возникшее на рубеже XIX-XX вв., обусловленное проникновением эволюционных идей в педагогику и психологию, развитием прикладных отраслей психологии и экспериментальной педагогики. В 1930-е годы началась критика многих положений педологии, приняты два постановления ЦК ВКП(б). В 1936 году педология была разгромлена, многие ученые репрессированы, судьбы других искалечены. Закрылись все педологические институты и лаборатории в СССР. 65. Либкнехт Карл (1871-1919) — деятель германского и международного рабочего и социалистического движения, один из основателей (1918) коммунистической партии Германии. 66. ферейны — различные союзы в Германии. Входящие в них физические лица были связаны членскими правами и обязанностями. 67. trahison des clercs (фр.) — измена интеллигенции. 68. Клагес Фридрих Конрад Эдуард Вильгельм Людвиг (1872-1956) — немецкий психолог и философ, сторонник идей Шопенгауэра и Ницше, один из пионеров характерологии и графологии. 70. «дева-Эвменида» — одна из трех девственных древнегреческих богинь, мстительница за всех оскорбленных и обиженных. «Девой Евменидой» в стихотворении «Кинжал» Пушкин назвал Шарлотту Корде. 72. Наркомпросс — Народный комиссариат просвещения — государственный орган РСФСР, контролировавший в 1920-1930-х годах все культурно-гуманитарные сферы: образование, науку, библиотечное дело, книгоиздательство, музеи, театры и кино, клубы, парки культуры и отдыха, охрану памятников архитектуры и культуры, творческие объединения, международные культурные связи.

http://predanie.ru/book/219982-stati-vto...

Антиохийский еп. Александр использовал дружественные отношения с Иннокентием I для укрепления положения своей кафедры на Востоке. Иннокентий I утверждал, что юрисдикция Антиохийской Церкви распространяется на диоцез Восток, включавший 15 провинций от Синайского полуострова до Киликии, понимая первенство Антиохийского епископа как право утверждать избрание не только митрополитов, но и всех епископов в любой провинции диоцеза Восток. Т. о. Иннокентий I отверг притязания епархий острова Кипр на автономию, которая, по его мнению, была оправданной только в период господства в Антиохии ариан. В порядке скрытой полемики с Константинополем Иннокентий I объяснял особый статус Антиохии не столько значимостью города, сколько древностью местной Церкви: в Антиохии находилась первая кафедра ап. Петра и проходил один из апостольских Соборов. По мнению Иннокентия I, Антиохия уступала Риму потому, что была одним из мест проповеди апостолов, тогда как в Риме их проповедь завершилась. При Иннокентии I на средства знатной матроны Вестины в Риме была основана церковь св. мучеников Гервасия и Протасия (впосл. Сан-Витале), именовавшаяся также " титул Вестины " . В Liber Pontificalis содержится подробное описание пожертвований, сделанных Вестиной для церкви, строителями которой были пресвитеры Урсицин и Леопард и диакон Ливиан. Пресвитеры Леопард и Павлин восстановили пригородную базилику св. Агнессы, которая с этого времени была приписана к " титулу Вестины " . Иннокентий I скончался 12 марта 417 года, согласно Мартирологу Иеронима. По Liber Pontificalis, дата кончины 28 июля, однако она не соотносится с общим расчетом хронологии его понтификата. В ряде рукописей Мартиролога память Иннокентия I значится 14 марта (возможно, дата погребения). В Малмсберийском и Зальцбургском итинерариях (VII-VIII вв.) сохранились сведения о захоронении Иннокентия I в катакомбах Понтиана, однако др. сведения об Иннокентии I в итинерариях являются ошибочными. Память Иннокентия I под 28 июля содержится в каролингских " исторических " мартирологах IX в. (Адона Вьеннского, Узуарда), а также в " Перечне святых " Петра Наталиса (XIV в.- Petr. Natal. CatSS. VI 149) и в Римском мартирологе (XVI в.). Других свидетельств почитания Иннокентия I в средние века не сохранилось.

http://drevo-info.ru/articles/13679787.h...

Vol. 2. P. 210-224 (рус. пер.: Древнескандинавские итинерарии. 2001. С. 369-415)). И., составленный для паломников, к-рые направлялись в Рим или на Св. землю, демонстрирует широкий круг интересов исл. путешественника. Никулас счел нужным описать весь свой путь - от Норвегии до Палестины и обратно (с указанием продолжительности переходов), в неск. случаях он сообщил о др. возможных маршрутах. В своем путеводителе исл. аббат рассказал о христ. памятниках и святынях и о др. рода достопримечательностях, к-рые могли представлять интерес для исландцев и были известны им из легенд: в Германии - о предполагаемом месторасположении Гнитахейда, где Сигурд убил дракона Фафнира, на территории совр. Швейцарии - о городе, разрушенном сыновьями викинга Рагнара Кожаные Штаны, описывал чужеземные языки и обычаи, природные явления (напр., упомянул о вулканах Сицилии, сравнив их с исландскими). Никулас дал подробное описание христ. храмов и др. памятников в Риме, а его рассказ о Св. земле, напротив, лаконичен, хотя и содержит интересные подробности: об обретении мощей Иоанна Предтечи в Самарии, к-рую паломник назвал «замок св. Иоанна», об отпечатках крови Иисуса Христа на камнях Голгофы, о часовне на берегу Иордана, где Христос, по преданию, раздевался перед Крещением. В XII-XIII вв. в Скандинавии были созданы еще неск. И. с описанием паломнических маршрутов на Св. землю (см.: Древнескандинавские итинерарии. 2001. С. 416-436), но все они по объему и количеству деталей уступают сочинению исл. аббата. Краткое «Описание Святой земли», сохранившееся в рукописи XII в., составил посетивший Св. землю до 1165 г. итал. монах Белард Асколийский ( Belardus de Esculo. Descriptio Terrae Sanctae//Itinera Hierosolymitana Crucesignatorum. 1978-1984. Vol. 2. P. 43-49). В большинстве случаев автор ограничился перечислением географических пунктов и важнейших христ. святынь, однако его И. помогает уточнить нек-рые детали архитектурной истории Палестины в эпоху крестовых походов. В 60-х гг. XII в. с паломническими целями побывал в Палестине нем.

http://pravenc.ru/text/1237723.html

В Палестине помимо Иерусалима и его окрестностей Бернард и его спутники посетили Вифлеем и долину р. Иордан. Описания св. мест в «Итинерарии» мон. Бернарда краткие, но содержат ряд примечательных деталей (напр., одно из наиболее ранних упоминаний о сошествии благодатного огня). Интерес представляют также рассказы о таможне в Египте, практике обмена денег и т. д. Кон. XI-XIII в. После 1-го крестового похода (1096-1099) и образования Иерусалимского королевства паломничества на Св. землю стали более частыми. Составленные в этот период путеводители по св. местам отразили изменившуюся военно-политическую и церковную обстановку на Ближ. Востоке. Сложно датировать анонимный трактат «О том, как расположен град Иерусалимский» (Qualiter sita est civitas Hierosolymitana//Ibid. P. 347-349). Ранее считалось, что трактат был написан в кон. Х в., но упоминание о муж. бенедиктинском монастыре с ц. св. Марии Латинской к югу от храма Гроба Господня (строительство ц. св. Марии Латинской связывается с правлением халифа аль-Мустансира (1036-1094)) свидетельствует в пользу более поздней датировки (ок. 1095-1105). По-видимому, при работе над трактатом автор не использовал никаких письменных источников, опираясь только на личные наблюдения. Сочинение сохранилось в рукописи XII в. Ок. 1137 г. Петр Диакон, библиотекарь мон-ря Монте-Кассино, написал трактат «О святых местах» ( Petr. Diac. De loc. sanct.). Автор не бывал в Палестине и, рассказывая о св. местах, основывался на письменных источниках, прежде всего на одноименном трактате Беды Достопочтенного и «Итинерарии Эгерии». Последнее обстоятельство особенно важно, т. к. Петр Диакон, по-видимому, располагал полным списком сочинения Эгерии, часть которого впосл. была утрачена. В средневек. Зап. Европе особой популярностью пользовался трактат, написанный в сер. XII в. Рорго Фретеллом, каноником (возможно, архидиаконом) ц. Пресв. Богородицы в Назарете. Трактат сохранился в 2 редакциях (вероятно, обе авторские): 1-я редакция, озаглавленная «Описание святых мест» (Descriptio de locis sanctis; ок.

http://pravenc.ru/text/1237723.html

Антиохийский еп. Александр использовал дружественные отношения с И. для укрепления положения своей кафедры на Востоке. Среди посланий И. сохранилось письмо Александру, где в ответ на запрос епископа определялись статус и границы юрисдикции Антиохийской Церкви ( Innocent. I, papa. Ep. 24). И. утверждал, что юрисдикция кафедры распространяется на диоцез Восток, включавший 15 провинций от Синайского п-ова до Киликии, понимая первенство Антиохийского епископа как право утверждать избрание не только митрополитов, но и всех епископов в любой провинции диоцеза Восток. Т. о. И. отверг притязания еп-ств о-ва Кипр на автономию, которая, по его мнению, была оправданной только в период господства в Антиохии ариан. В порядке скрытой полемики с К-полем И. объяснял особый статус Антиохии не столько значимостью города, сколько древностью местной Церкви: в Антиохии находилась 1-я кафедра ап. Петра и проходил один из апостольских Соборов. По мнению И., Антиохия уступала Риму потому, что была одним из мест проповеди апостолов, тогда как в Риме их проповедь завершилась (urbis pamae sedi non cederet, nisi quod illa in transitu meruit, ista susceptum apud se consummatumque gauderet). Касаясь вопроса о дроблении адм. провинций светской властью, И. настаивал на недопустимости соответствующего дробления еп-ств. В ответ на запрос еп. Александра об арианах он писал, что бывш. арианских клириков нельзя принимать в сущем сане, т. к. арианское крещение должно быть дополнено призванием даров Св. Духа посредством возложения рук. При И. на средства знатной матроны Вестины в Риме была основана ц. св. мучеников Гервасия и Протасия (впосл. Сан-Витале), именовавшаяся также «титул Вестины». В Liber Pontificalis содержится подробное описание пожертвований, сделанных Вестиной для церкви, строителями к-рой были пресвитеры Урсицин и Леопард и диак. Ливиан. Пресвитеры Леопард и Павлин восстановили пригородную базилику св. Агнессы, к-рая с этого времени была приписана к «титулу Вестины». Согласно Liber Pontificalis, И. скончался 28 июля, однако эта дата не соотносится с общим расчетом хронологии его понтификата. В Мартирологе Иеронима указана верная дата кончины И.- 12 марта, в ряде рукописей Мартиролога память И. значится 14 марта (возможно, дата погребения). В Малмсберийском и Зальцбургском итинерариях (VII-VIII вв.) сохранились сведения о захоронении И. в катакомбах Понтиана, однако др. сведения об И. в итинерариях являются ошибочными. Память И. под 28 июля содержится в каролингских «исторических» мартирологах IX в. (Адона Вьеннского, Узуарда), а также в «Перечне святых» Петра Наталиса (XIV в.- Petr. Natal. CatSS. VI 149) и в Римском мартирологе (XVI в.). Др. свидетельств почитания И. в средние века не сохранилось.

http://pravenc.ru/text/468771.html

Пещера обретения Креста Господня в храме Гроба Господня Пещера обретения Креста Господня в храме Гроба Господня Имп. Константин скончался, не успев осуществить свое желание посетить св. места. Но среди известных людей позднерим. эпохи многие совершали паломничества в Палестину. В Св. земле неоднократно бывал свт. Афанасий Великий, как правило во время многочисленных поездок по разным областям Римской империи в борьбе за Православие, а также за свои права на Александрийский престол. Ок. 357 г. Иерусалим и св. места посетил свт. Василий Великий ( Basil. Magn. Ep. 223. 2//PG. 32. Col. 824). В 382-383 гг. в Иерусалиме был свт. Григорий Нисский, к-рый участвовал здесь в выборах епископа для Бостры Аравийской и в прениях о вере с мелкими сектами коллиридиан и антидикомарианитов ( Greg. Nyss. Ep. 2//PG. 46. Col. 1009-1016; Idem. De vita Macr. 1//Ibid. Col. 960). При этом свт. Григорий выступал с критикой традиции паломничества в Св. землю, считая, что посещение св. мест не приносит к.-л. духовной пользы человеку, если он еще не открыл свое сердце Христу. Существует также предание о том, что Иерусалим однажды посетил имп. Феодосий I Великий (379-395), переодевшись простым путешественником. Однако рассказ об этом содержится лишь в поздней визант. хронике Георгия Кедрина (XII в.) и, безусловно, недостоверен ( Cedrenus G. Comp. hist. Vol. 1. P. 567). В 438-439 гг. Иерусалим посетил свт. Кирилл Александрийский. Некоторые из путешественников позднеантичной эпохи оставили более или менее подробные итинерарии - описания своих поездок и сведения о состоянии святынь, к-рые они видели. Наиболее ранний итинерарий принадлежит неизвестному паломнику из Бурдигалы (ныне Бордо, Франция), к-рый посетил Палестину в 333-334 гг. и застал базилики эпохи имп. Константина еще в процессе строительства (Itiner. Burdigal//PL. 8. Col. 783-796). Важнейший памятник этого жанра - описание путешествия Эгерии, знатной дамы и диакониссы из Испании, в 381-384 гг. ( Eger. Itiner.). Сведения о святынях и об их почитании содержит «Послание Евстохию» блж. Иеронима, посвященное жизнеописанию св. Павлы ( Hieron. Ep. 108//PL. 22. Col. 878-906). Известны также трактат архидиак. Феодосия ок. 530 г. ( Theodos. De situ Terrae Sanctae), итинерарии анонимного паломника из Пьяченцы ок. 570 г. ( Anon. Placent. Itinerarium), монаха (или епископа) Аркульфа из Галлии ок. 670 г. (записан Адомнаном - Adamn. De locis sanctis). Догматические споры IV - 1-й пол. V в.; возвышение кафедры Иерусалима

http://pravenc.ru/text/293788.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ И СОФИЯ [греч. Πστις, Ελπς, Αγπη, Σοφα; лат. Fides, Spes, Caritas et Sapientia] († ок. 120 или ок. 137), мученицы (пам. 17 сент.), пострадали в Риме при имп. Адриане. Знатная вдова С. воспитала в благочестии 3 дочерей, к-рым дала имена, соответствующие 3 христ. добродетелям. Отроковицы отличались необычайной красотой и благоразумием. Узнав, что они христианки, правитель италийской области Антиох доложил о них императору. Тот призвал их к себе и, обещая различные почести, склонял принести жертву Артемиде, но они открыто исповедали веру во Христа. В. было 12 лет, Н.- 10, Л.- 9 лет. На глазах матери их по очереди подвергали пыткам, а затем казнили. Но ни одна из мучениц, видя страдания сестер, не поколебалась в вере, а стоящая рядом С. призывала их быть стойкими и не бояться мук. С. погребла тела дочерей недалеко от города и пребывала на их могиле в непрестанной молитве, а на 3-й день скончалась. Она также считается мученицей, хотя приняла страдания за Христа не телом, а сердцем. По одной из версий жития, принадлежащей медиоланскому пресв. Иоанну (VIII в.), эти святые происходили из Медиолана (совр. Милан) и С. приняла мученическую кончину вскоре после казни дочерей в 18 милях от Рима. Мученицы София, Вера, Надежда и Любовь. Икона. 1-я пол. XVI в. (ГТГ) Мученицы София, Вера, Надежда и Любовь. Икона. 1-я пол. XVI в. (ГТГ) По мнению болландистов, эти мученицы не были реальными личностями, а представляли собой аллегории, персонификации христ. добродетелей. Упоминания о них отсутствуют в древнейших мартирологах; наиболее ранними свидетельствами их почитания являются 2 описания паломничеств VII в. (Зальцбургский и Малмсберийский итинерарии) и относящаяся ко времени папы Григория I Великого (590-604) «Notula oleorum» из Монцы, содержащая перечень ампул с лампадным маслом от гробниц мучеников, принадлежавших лангобардской кор. Теоделинде. В «Notula oleorum» указано, что гробницы мучениц Пистис, Елпис, Агапи и Софии находятся в крипте, на кладбище св. Панкратия, на Аврелиевой дороге, могила мучениц Sapientia, Fides, Spes и Caritas - на кладбище св. Каллиста, на Аппиевой дороге, между гробницами мучениц Сотириды (пам. греч. 11 февр.) и Цецилии (Кикилии) (пам. 22 нояб.). Предполагают, что речь идет о др. группе одноименных мучениц (Ф. Х. Мёрфи).

http://pravenc.ru/text/150377.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОПЬЕ СВЯТОЕ Распятие. Роспись капеллы Теодота в ц. Санта-Мария-Антиква в Риме. Сер. VIII в. Распятие. Роспись капеллы Теодота в ц. Санта-Мария-Антиква в Риме. Сер. VIII в. [Копье Лонгина, Копье св. Маврикия; лат. Sacra Lancea; нем. Heilige Lanze], реликвия, происхождение к-рой связывалось со Страстями Христовыми . Как правило, К. с. отождествляли с копьем, к-рым рим. воин пронзил тело Христа (Ин 19. 34), но в средние века существовали также предания о др. копье, якобы принадлежавшем мч. Маврикию , св. равноап. имп. Константину Великому или имп. Карлу Великому . Копье Лонгина Согласно Ин 19. 31-37, Понтий Пилат по просьбе иудеев велел перебить голени Христу и распятым с Ним разбойникам, чтобы они умерли до наступления субботы. Обнаружив, что Христос уже скончался, один из воинов решил удостовериться в этом, ударив Его копьем в грудь, «и тотчас истекла кровь и вода». Имя воина - Лонгин (вероятно, от греч. lVogch - копье) впервые названо в апокрифическом Евангелии от Никодима (IV в.- CANT, N 62). Согласно этому произведению, Лонгин ранил Христа до Его смерти, после того как воины предложили Ему выпить уксус и желчь. Предание о воине, к-рый пронзил тело Христа копьем, получило развитие в откровениях католич. мистика блж. Анны Катарины Эммерик († 1824): воин Кассий (настоящее имя Лонгина) из сочувствия к страданиям Христа не решился перебить Ему ноги, но с силой вонзил в Него копье, чтобы избавить Его от страданий. Из раны хлынули кровь и вода, залившие воину лицо; упав на колени, он во всеуслышание объявил, что уверовал в божественность Христа (Das bittere Leiden unsers Herrn Jesu Christi nach den Betrachtungen d. A. K. Emmerich. Sulzbach, 1834. S. 307-308). Свидетельства о К. с., хранившемся в Иерусалиме, содержатся в трудах лат. авторов VI в. Согласно итинерарию (ок. 570), ложно приписываемому мч. Антонину из Плаценции (ныне Пьяченца, Италия), «копье, которым ударили в бок Господа», находилось в базилике Св. Сиона (Itineraria et alia geographica. Turnhout, 1965. P. 140. (CCSL; 175)). По-видимому, из этого источника заимствовано свидетельство Григория Турского ( Greg. Turon. Glor. martyr. 6//MGH. Scr. Mer. T. 1. Pars 2. P. 42). Др. упоминание о К. с., к-рое хранилось в Иерусалиме, принадлежит Кассиодору († ок. 580) ( Cassiod. Exp. ps. 86//PL. 70. Col. 621). В VII-VIII вв. свт. Андрей , архиеп. Критский, впервые привел предание о том, что К. с. вместе с др. святынями было обретено равноап. Еленой , матерью имп. Константина Великого, во время раскопок на месте казни и погребения Христа (в более ранних источниках об этом не сообщается).

http://pravenc.ru/text/2057216.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010