Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Икона Божией Матери из мон-ря во имя святых Марфы и Марии в Вифании Камень, на котором сидел Господь во время беседы с Марфой и Марией. Мон-рь во имя святых Марфы и Марии в Вифании Камень, на котором сидел Господь во время беседы с Марфой и Марией. Мон-рь во имя святых Марфы и Марии в Вифании [греч. Βηθανα, возможно, от евр.     - дом бедных или дом Анании или от   - дом лодки (переправа)]. Селение на юго-вост. склоне Елеонской горы , в 3 км восточнее Иерусалима. Евангелисты подчеркивали близость В. к Иерусалиму (Ин 11. 18; Мф 21. 17; Мк 11. 1, 11), Евсевий Кесарийский помещал его при 2-м межевом столбе от Иерусалима ( Euseb. Onomast. 58. 15), а Бурдигальский итинерарий (333 г.) - в 1500 шагах к востоку от Елеонской горы. С В. тесно связаны мн. события земного служения Иисуса Христа. Каждый раз, когда Иисус Христос шел с учениками по Иерихонской дороге в Иерусалим, их путь проходил через это селение. Здесь жила семья прав. Лазаря, к-рого Иисус Христос воскресил на 4-й день (Ин 11. 1-44). Евангелия показывают особую связь Иисуса Христа с жителями В. в последние дни перед распятием (Мк 11. 11, 12; Мф 21. 17; Лк 19. 29). Перед входом в Иерусалим Он послал своих учеников, по всей вероятности, в В., чтобы они нашли осла для въезда в город (Лк 19. 29; Мк 11. 1). Здесь же, в доме Симона прокаженного, женщина помазала главу Иисуса миром (Мк 14. 3, Мф 26. 6-7), а Мария, сестра прав. Лазаря, умастила и отерла своими волосами его ноги (Ин 12. 2-3). Именно в В. благословил Христос учеников перед Вознесением (Лк 24. 50). В. была рано отождествлена с поселком, по-арабски именуемом Эль-Айзария (в названии отражена связь с именем прав. Лазаря). Селение сформировалось здесь лишь в христ. время, с IV в., вокруг гробницы прав. Лазаря. Древняя В. лежала выше по склону, непосредственно соседствуя с Виффагией . Гробницу прав. Лазаря показывали христианам-пилигримам уже в нач. IV в., а к концу века здесь построили храм. Время создания храма (между 330 и 390) определяется благодаря его упоминанию в переводе «Ономастикона» (ок. 330), сделанном ок. 390 г. блж. Иеронимом Стридонским (Liber locorum). Уже в 395 г. паломница Эгерия смогла наблюдать в этом храме торжественные богослужения, на к-рые собирались жители окрестностей В. и Иерусалима ( Baldi. N 575. 2). Позже «большую базилику» в В. описал еп. из Галлии Аркульф, посетивший ок. 670 г. Иерусалим. До эпохи крестоносцев здесь существовал мон-рь, и к нач. XI в. при храме в праздник Входа Господня в Иерусалим процессия начинала движение из В. (в 1008 она была запрещена халифом аль-Хакимом, но при крестоносцах возобновилась и сохранялась в XII в.). Очень точно описывает св. место «Хождение игумена Даниила» (нач. XII в.). Согласно ему, церковь стояла в 20 саженях к востоку от гробницы прав. Лазаря, имела вертикальную композицию и значительную высоту, а внутри была полностью расписана.

http://pravenc.ru/text/158872.html

Храмы Св. земли возводились весьма быстрыми темпами, и в нач. 30-х гг. IV в. строительство уже близилось к концу. В описании св. мест Палестины в Бурдигальском итинерарии (333) храмы упоминаются как уже построенные (Itinerarium a Burdigala Hierusalem usque//Itinera Hierosolymitana saeculi IV-VIII/Ed. P. Geyer. Vindobonae, 1898. P. 18-20 (рус. пер.: Бордоский путник 333 г.//ППС. 1882. Т. 1. Вып. 2. С. 29-31, 33)). Однако полное завершение намеченных М. работ затянулось еще на некоторое время, и М. не дожил до него. Храм Гроба Господня был освящен в 335 г., Вифлеемская базилика - в 339 г. В последние годы жизни М. хотел рукоположить во епископа Лидды (Диосполя) исп. Максима (см. Максим III , еп. Иерусалимский), которого имп. Максимин Дайя в период гонений на христиан отправил на каторжные работы в рудники и которому выкололи правый глаз. Однако затем М. отказался от своего решения, т. к. боялся, что, когда он умрет, Иерусалимскую кафедру займет кто-то из ариан. И т. к. народ хотел видеть Максима преемником М., тот оставил его в Иерусалиме, «чтобы он священствовал вместе с Макарием и после его смерти вступил в управление тамошнею Церковию» ( Sozom. Hist. eccl. I 10; II 20). Память М. встречается в ряде визант. месяцесловов X-XII вв. под 26 или 27 февр., но отсутствует в таких агиографических к-польских памятниках, как Типикон Великой ц. и Синаксарь К-польской ц. В груз. календарях, отражающих древнюю Иерусалимскую богослужебную традицию, память М. содержится под др. датами: под 16 авг. в них упоминается «Макарий, архиепископ Иерусалимский» ( Кекелидзе. Канонарь С. 124, 190; Garitte. Calendrier Palestino-Georgien. P. 84, 304; Tarchnischvili. Grande Lectionnaire. T. 2. P. 28); под 28 окт. его имя указано вместе с патриархом Захарией Иерусалимским ( Garitte. Calendrier Palestino-Georgien. P. 100, 370; Tarchnischvili. Grande Lectionnaire. T. 2. P. 48). Возможно, что отмеченная 7 февр. память «Макария епископа», также относится к М. ( Garitte. Calendrier Palestino-Georgien. P. 49, 153; Tarchnischvili. Grande Lectionnaire. Т. 1. Р. 36). Предположение Г. Гуссена, что в грузинских календарях упоминается Иерусалимский патриарх Макарий II († ок. 574/5) маловероятно, т. к. он был приверженцем оригенизма. В XVI в. память М. была внесена кард. Цезарем Баронием в Римский Мартиролог под 10 марта (MartRom. P. 91; MartRom. Comment. P. 92). При составлении «Нового Синаксариста Православной Церкви» иером. Макарий Симонопетрит включил в него сведения о М. под 16 авг.

http://pravenc.ru/text/2561414.html

Иеронима Стридонского : «Похвально не побывать в Иерусалиме, а в Иерусалиме пожить добре... Места Креста и Воскресения тем на пользу, кто несут крест свой и со Христом воскресают ежедневно... Те же, кто твердят: храм Господень, храм Господень, храм Господень, да услышат апостола: «Вы - храм Божий, и Дух Святой живет в вас». А от Иерусалима до Британии равно открыт чертог небесный, ибо царствие Божие внутри нас есть» ( Hieron. Ep. 58. 2-3). О том же пишет и современник блж. Иеронима свт. Григорий Нисский, имея в виду уже монашествующих: «…боящиеся Господа, восхвалите Его в тех местах, в каких пребываете. Ведь перемена места не помогает приблизиться к Богу, но, где бы ты ни был, Бог [Сам] к тебе приходит, если только пристанище твоей души обрящется таким, чтобы Господь вселился в тебя и ходил. Если же внутренний человек в тебе полон нечистыми помыслами, то, будь ты на Голгофе, будь на Масличной горе, будь под сенью [храма] Воскресения, ты столь же далек от принятия в себя Христа, сколь и не приступившие к оглашению. Убеждай же, возлюбленный, братию, да переходит от тела ко Господу, а не из Каппадокии в Палестину» ( Greg. Nyss. Ep. 2). Свт. Григорий не отвергал П. как такового, если цель паломника состояла в «духовном созерцании толиких знаков Господней благодати», «знаков великого Господня к нам человеколюбия» ( Idem. Ep. 3; об отношении отцов Церкви к П. см.: Bitton-Ashkelony. 1999; Eadem. 2005). Несмотря на подобную реакцию некоторых отцов Церкви, П. быстро набирало силу - особенно, по-видимому, среди лиц духовного звания. Во всяком случае таковыми были известные науке по именам паломники того времени - от мон. Эгерии (Этерии) (рубеж IV и V вв.) до еп. Аркульфа (кон. VII в.). Из сохранившихся описаний П. самым ранним является т. н. Бурдигальский итинерарий (333) - перечень остановок и расстояний на пути на Св. землю и обратно с очень кратким описанием нек-рых достопримечательностей Иерусалима, Иерихона и Вифлеема (Itinera. 1898. P. 1-33; Itineraria. 1965. Vol. 1). Сохранилось донесение о П.

http://pravenc.ru/text/2578754.html

II. Ротонда Воскресения Христова (Анастасис). О ротонде не упоминают ни свт. Кирилл Иерусалимский, ни Евсевий, ни Бурдигальский итинерарий; возможно, к моменту освящения Мартирия она не существовала и появилась только на 2-м этапе работ (337-361, имп. Констанций II). Кондаков относил время строительства к первым 50 годам осуществления программы имп. Константина. Куаснон выделял 2 строительных этапа: на 1-й стадии гробница была мавзолеем посреди открытого двора, окруженного колоннами, работы по сооружению ротонды были завершены только к сер. IV в. С этим не согласился Корбо, полагавший, что Анастасис сразу был задуман как крытая постройка и завершен в эпоху имп. Константина. Единое мнение ученых существует только относительно плана ротонды, но в вопросе о реконструкции ее верхней части в IV в. мнения ученых расходятся. По данным археологии, Анастасис изначально был сооружением, конструкция к-рого опиралась на круг из колонн и 3 пар пилонов. Считается, что завершение здания было купольным, хотя ни письменные, ни археологические источники этого не подтверждают. Изображение на карте из Мадабы, не позволяющее точно определить вид постройки (ротонда? киворий?), дает представление только о том, что ротонда не была высокой и имела уплощенную кровлю, как в баптистериях Равенны. Стена ротонды из тесаного камня опирается на скалу и сохранилась на высоту более 11 м (что выше уровня пола галереи). Внутри она в плане круглая, снаружи - многоугольная, но выше частей IV в. достройка XI в., к-рую отделяют от первоначальной неск. рядов кирпичной кладки, округла и снаружи. Внутри вдоль стены - концентрический круг из 12 колонн, окружающих гробницу, к-рая стоит не точно в его центре, а сдвинута к западу, на пересечение осей, проходящих через 3 апсиды (основание с запада вырублено в скале уже при возведении ротонды). 2 колонны (высота каждой 3,5-3,6 м) ротонды ранее принадлежали одному стволу, разрезанному, по мнению Куаснона, только в XI в., при восстановлении храма, т. е. первоначальные опоры ротонды, включая базу и капитель, возвышались примерно на 10,5 м (что отвечает сохранившейся высоте стены ротонды), над амбулаторием не было галерей. Крышу несли легкие деревянные балки, а центральный объем над Гробом Господним, поднятый на значительную высоту, был увенчан куполом. Эта реконструкция в основных чертах восходит к рим. мавзолеям. Корбо полагал, что колонна была изначально, еще во время имп. Константина, разрезана на 2 части и 6 таких колонн когда-то украшали фасад языческого храма. В соответствии с этим мнением высота колонн эпохи имп. Константина, как и сегодня, составляла 3,5 м, а галерея, подобная современной, имела деревянные перекрытия. Однако фрагментов предполагаемой галереи IV в. не найдено.

http://pravenc.ru/text/Гроба Господня ...

в долину И. и к упомянутым в Свящ. Писании местам этого региона существовало на протяжении мн. веков (можно допустить, что уже сщмч. Пионий (250 г.; пам. 11 марта; в Зап. Церкви 1 февр.) говорит об этом в защитительной речи (Μαρτριον το γου Πιονου. 4. 18//Ausgewählte Märtyrerakten/Hrsg. R. Knopf, G. Krüger. Tüb., 1965. S. 47). Паломники из Александрии брали с собой воду И., чтобы благословлять ею отплывающие корабли; в реку окунали льняное полотно и одежду и сохраняли их до времени собственного погребения ( Anon. Placent. Itinerarium. 11). Олицетворение реки Иордан. Фрагмент композиции «Крещение Господне». Роспись Спасо-Преображенского собора Мирожского мон-ря в Пскове. 30–40-е гг. XII в. Олицетворение реки Иордан. Фрагмент композиции «Крещение Господне». Роспись Спасо-Преображенского собора Мирожского мон-ря в Пскове. 30–40-е гг. XII в. Упоминается инкубационный исцеляющий сон в «термах Илии» возле И. (Ibid. 7; K ö tting. 1950. S. 396-397). в Галгале показывали 12 камней из И. ( Euseb. Onomast.). Паломники приходили из самых дальних мест, чтобы принять крещение в И. и праздновать здесь Богоявление ( Idem. Vita Const. 4. 62; ср.: D ö lger F. J. Die Taufe Konstantins und ihre Probleme//Konstantin der Grosse und seine Zeit. Freiburg i. Br. 1913. S. 383-384; Ioan. Mosch. Prat. spirit. 138, 176). Свидетельства паломников о месте крещения, указывающие не на русло реки, но на один из ее берегов (уже в Бурдигальском итинерарии сообщается об отдалении этого места от Мёртвого м. на 5 миль (Itiner. Burdigal. 598)), вызвали споры исследователей о месте расположения здесь первых христ. церквей и мон-рей. Возведенную уже при имп. Анастасии I (491-518) ц. Иоанна Предтечи ( Theodos. De situ Terrae Sanctae. 20) одни исследователи локализовали на вост. берегу И., в долине Харрар ( Donner. Pilgerfahrt. 1976. S. 216, 385; Keel O., Küchler M . Orte und Landschaften der Bibel. Zürich etc., 1984. Bd. 2. S. 530 ff.), другие - на зап. берегу ( Avi-Yonah M. The Madaba Mosaic Map. Jerusalem, 1954. P. 39); см. также в статьях Вифавара , Крещение Господне ). Во время раскопок, начатых в 1996 г. на вост. берегу И., была обнаружена церковь, отождествляемая археологами с постройкой имп. Анастасия. Сохранились фундаменты стен и арок, мраморные плиты и напольные мозаики (подробнее в ст. Крещение Господне ). Монастырь Иоанна Предтечи на Иордане первоначально возник на вост. берегу реки, впосл. неоднократно разрушался и восстанавливался на новом месте; существующее в наст. время здание расположено в 10 км от Иерихона, на зап. берегу, в 600 м от реки (см. также статьи Герасима Иорданского монастырь ; Каламон ).

http://pravenc.ru/text/578378.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИФЕЗДА [евр.    ; греч. Βηθεσδ; слав.  ], название купальни (греч. κολυμβθρα) в евангельском описании чуда исцеления Иисусом Христом расслабленного (Ин 5. 2-9), к-рая описывается как находящаяся «в Иерусалиме у Овчих ворот ( προβατικ)». Название этого места часто понималось аллегорически как     -дом милосердия. Греч. название дошло до нас в различных вариантах чтения, однако Βηθεσδ предпочтительнее, т. к. лучше иных соответствует евр. названию этого места, засвидетельствованному в кумран. медном свитке (3 Q 15. 11; 12 сл.; 35-65 гг. по Р. Х.). Речь идет о двойственной форме имени, на что могла повлиять особенность архитектуры этого сооружения, состоящего из 2 бассейнов. Однако отождествление евангельской В. с упомянутым в кумран. свитке местом имеет и противников (см.: Аллегро Д. -М. Сокровища медного списка: Пер. с англ. М., 1967. С. 49. Примеч. 281, 282). Купальня Вифезда. Миниатюра из четвероевангелия. 1356 г. (Add. MS. 39627. Fol. 225) Купальня Вифезда. Миниатюра из четвероевангелия. 1356 г. (Add. MS. 39627. Fol. 225) Евсевий Кесарийский указывает на то, что в его время портиков у купели уже не было, однако обе части купальни по-прежнему наполнялись дождями, при этом одна из них «невероятным образом имела пурпурно-красную воду, говорят, это след когда-то омытых здесь жертвенных животных» ( Euseb. Onomast. 58. 21). Блж. Иероним Стридонский в своем переводе транскрибирует греч. название как Probatica (что нашло отражение в вариантах названия этого места на картах эпохи крестоносцев: Piscina Probatica, Piscina vel Porticus). Нек-рые подробности архитектурной планировки здания содержат и др. источники: Бурдигальский итинерарий (333 г.) сообщает о двойном бассейне с 5 портиками, в к-ром «вода ... делается красной, если ее возмутить». Свт. Кирилл Иерусалимский (IV в.) уточняет, что «в Иерусалиме есть Овчая купель, с пятью портиками, четыре из которых идут вокруг нее, пятый же - в центре, и там лежит много больных» ( Cyr. Hieros. Hom. in paralyt. 2. 1).

http://pravenc.ru/text/158882.html

Этапы строительной истории План храма Гроба Господня. IV–V вв. Реконструкция План храма Гроба Господня. IV–V вв. Реконструкция Храм был освящен 17 сент. 335 г., а главные его части, базилика и баптистерий, завершены ранее: их упоминает Бурдигальский итинерарий (Бордоский путник) (333). Выделяют 7 основных этапов существования храма как архитектурного целого: ранневизант. период (с 325/6), завершающийся частичным разрушением комплекса персами и восстановлением под рук. свт. Модеста (614-636); ранний исламский период (с 636) до разрушения храма в 1009 г. халифом аль-Хакимом; реставрация храма в средневизант. период (1009 - 50-е гг. XI в.); перестройка и развитие храма в эпоху крестоносцев (1099-1149); постепенный упадок под владычеством мусульман (мамлюкского Египта, затем Османской империи) (XIII-XVIII вв.); реставрации XIX - нач. ХХ в.:, работы греч. архит. Николая Комнина (Комниноса; 1770-1821); противоаварийные работы и перестройка купола ротонды с участием России и европ. держав (60-е гг. XIX в.); консервационные, реставрационные и исследовательские работы с периода брит. мандата (1922-1948) до наст. времени. 325/6–614 гг. Ранневизант. период характеризуется сохранением общей планировки и деталей здания, построенного при имп. Константине. Данные письменных, археологических и иконографических источников указывают на то, что храм был построен на месте небольшой возвышенности вблизи Иерусалима, служившей каменоломней с IX в. до Р. Х. К началу рим. периода карьер был заброшен и превращен в загородный сад, в склонах бывш. карьера были устроены гробницы. Вход в одну из гробниц, почитавшуюся как Гробница Христа, находился у подножия зап. склона; в кон. XIX в. вблизи ее открыли еще один склеп, получивший название «Гробница св. Иосифа Аримафейского». Храм Венеры, построенный на месте Голгофы имп. Адрианом, локализуют с сев. стороны открытого форума, помещаемого в сев.-вост. точке пересечения главных улиц города. Возможно, на форуме стояла и городская базилика. При раскопках обнаружены остатки поздних рим. кладок, к-рые могут быть отнесены к этим зданиям, но сведения о них неясны, поскольку при интенсивных работах эпохи имп. Константина ранние строения были уничтожены. Видимо, тогда же были частично срыты склоны зап. возвышенности, вокруг погребальной пещеры Спасителя и Голгофы, чтобы выделить их как объекты почитания. Фундаменты базилики Адриана частично использовали в субструкциях нового христ. храма.

http://pravenc.ru/text/Гроба Господня ...

В наст. время на территории Г. находятся ц. Успения с гробницей Пресв. Богородицы (греч. и арм.), Гефсиманский во имя равноапостольной Марии Магдалины монастырь (РПЦЗ), францисканские храм Моления о Чаше на месте Гефсиманской молитвы, Пещера учеников (или Пещера предательства) и сад с 8 маслинами 300-летнего возраста, приобретенный и огороженный францисканцами в XVII в.,- небольшая часть евангельского Гефсиманского сада. Местное предание о том, что эти деревья современны евангельским событиям, маловероятно, с т. зр. ученых, занимающихся ботаникой и историей (согласно Иосифу Флавию, воины рим. имп. Тита срубили все маслины в окрестностях Иерусалима во время осады города ( Ios. Flav. De bell. 6. 1. § 1)). С Г. связана группа памятников археологии христианской и церковной архитектуры. Базилика на месте Гефсиманской молитвы Евсевий Кесарийский упоминает о почитании места молитвы Христа перед Его предательством на мучения у подножия горы Елеон и о том, что верующие стремились прийти туда для молитвы ( Euseb. Onomast. 74, 16-18). В Бурдигальском итинерарии (333) указывается, что за вост. воротами Иерусалима, в долине Иосафата, при подъеме к Елеонской горе, с левой стороны находились виноградники со скалой, где Иуда предал Христа, а с правой - пальма, с к-рой дети срывали ветви во время Входа Господня в Иерусалим (Itiner. Burdigal. 594-595). Пещера учеников Пещера учеников Ступени, ведущие в ц. Успения Пресв. Богородицы Галльская паломница Эгерия (кон. IV в.) подробно описывает многолюдную процессию и службу на Елеонской горе в ночь с четверга на пятницу Страстной седмицы и упоминает «прекрасную церковь» в Г.: «Когда запел петух, все покинули Imbomon (место Вознесения) и спустились с песнопениями ниже, к месту, где Господь молился... и епископ со всем народом вошел в прекрасную церковь, которая там построена, и сотворили приличествующую месту и дню молитву с подобающим пением. Затем читалось Евангелие, где Он говорит ученикам: «Следите, дабы не впасть вам во искушение», а по окончании чтения снова молились». После этого процессия двинулась в Г., к-рая была освещена 200 подсвечниками и где читалось Евангелие о взятии Христа под стражу, а затем направилась в город ( Eger. Itiner. 36, 1-3). Блж. Иероним (390), редактируя текст Евсевия, добавляет, что на месте Гефсиманской молитвы была поставлена церковь ( Hieron. Onomast. 75, 18-19). Г. изображена на мозаичной карте из Мадабы (2-я пол. VI в.).

http://pravenc.ru/text/164923.html

К. В. Неклюдов Почитание И. В христианской традиции Древнейшее упоминание о месте захоронения И. содержится в Бурдигальском итинерарии 333 г., согласно которому гробница пророка находилась в Иосафатовой (Кедронской) долине: «Невдалеке отсюда, как бы на вержение камня, находятся два памятника дивной красоты, в одном, который действительно вытесан из одного камня, положен Исаия пророк, в другом же Езекия, царь Иудеев» (Itinerarium Burdigalense//CCSL. 175. P. 17-18 (рус. пер.: Бордосский путник 333 г.//ППС. 1882. Т. 1. Вып. 2(2). С. 30)). В настоящее время эти гробницы связывают с именами прор. Захарии и Авессалома. Данное известие дополняют сведения, содержащиеся в сочинениях о ветхозаветных пророках, которые приписываются свт. Епифанию Кипрскому и сщмч. Дорофею Тирскому,- «О жизни и смерти пророков» (De prophetarum vita et obitu - CPG, N 3777-3778; в 2 редакциях) и «Жития пророков» (Prophetarum vitae - BHG, N 1586), где говорится, что И., распиленный на 2 части царем Манассией, был погребен под дубом у источника Ен-Рогел (на юго-вост. окраине Иерусалима, немного южнее соединения Енномовой долины с Кедроном), а затем его тело было перезахоронено в благодарность за чудо изведения пророком воды в Силоаме недалеко от этого источника, близ царских гробниц и позади могил священнослужителей (к югу от Иерусалима) (Vitae prophetarum. Lpz., 1907. Р. 8-9, 40-43, 60-61). Эти сведения были включены в «Пасхальную хронику» (Chron. Pasch. Vol. 1. P. 290-292), в визант. Синаксари (Синаксарь К-польской ц., кон. Х в.- SynCP. Col. 665-667; Минологий имп. Василия II, кон. Х - нач. XI в.- PG. 117. Col. 444) и во вторичную версию «Греческой легенды» И. (Paris. gr. 1534, XI-XII вв.), где они следуют за основной частью, которая представляет собой сокращенную переработку апокрифического «Вознесения пророка Исаии» (BHG, N 958). Арм. автор VII - нач. VIII в. Анастас Вардапет упоминает о монастыре Нораванк, который «находится около могилы пророка Исайи, в той же стороне, где Масличная гора» ( Тер-Мкртичян Л. Х. Армянские источники о Палестине V-XVIII вв. М., 1991. С. 94).

http://pravenc.ru/text/674804.html

каплям молока на камень, к-рые изменили его цвет с красного на белый. Считается, что этот камень, растворенный в воде, помогает матерям, имеющим проблемы с кормлением. Пещеру, где отдыхало Св. семейство, упомянул игум. Даниил; остальные паломники пишут о том, что поверх Молочной пещеры стоит ц. святых Павлы и Евстохии; существуют и др. идентификации места Молочной пещеры. По-видимому, изначально она помещалась в греч. мон-ре св. Николая. К кон. XIV в. его здания были уже разрушены, и в 1375 г. специальной папской буллой францисканцам было разрешено перестроить церковь; участок стал их собственностью с кон. XV в. и остается таковой до сих пор. Базилика Рождества Эпоха имп. Константина Великого (306-337) Это один из памятников, ставший наряду с храмом Гроба Господня архетипом мартириев и образцом для архитектурного оформления св. мест христ. мира. Как пишут Евсевий Кесарийский и Кирилл Скифопольский, храмы Рождества в В. и Гроба Господня в Иерусалиме строились не для служения литургии, а для того, чтобы каждый верующий мог увидеть места рождения, погребения и воскресения Иисуса Христа. Совр. базилика - единственный христ. храм в Палестине, к-рый сохранился в целости (хотя и с рядом перестроек) с домусульм. периода и богослужение в к-ром практически непрерывно продолжается с ранневизант. эпохи. Первый храм Рождества над пещерой, к-рой поклонялись как месту рождения Иисуса, был построен имп. Константином Великим и его матерью имп. Еленой (храм освятили 31 мая 339, но церковь описана уже в Бурдигальском итинерарии (333)). С этого момента В. занял важное место в истории христ. искусства, благодаря как высокому уровню художественного и архитектурного обрамления святыни, так и тому влиянию, к-рое образ пещер оказал на сложение иконографии Рождества. Церковь вошла в число 4 главных храмов Св. земли наряду с храмами над Голгофой, Гроба Господня и Вознесения на Елеонской горе, и стала прототипом мн. христ. сооружений последующих эпох. Интерьер базилики Рождества Христова в Вифлееме.

http://pravenc.ru/text/158886.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010