Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Колодец Иаковав Наблусе, Израиль [греч. Θραρ το Ιακβ; лат. Puteus (Fons) Jacob; араб.    ] находится у подножия горы Гаризим (ныне Джабаль-эт-Тур), примерно в 2 км от библейского Сихема (визант. Неаполь, ныне Наблус). Здесь, согласно Евангелию от Иоанна (Ин 4. 5-43), Христос беседовал с самарянкой (см. подробнее в ст. Фотина Самаряныня , мц., Виктор и Иосия , мученики). Местоположение К. И. описано в Евангелии: недалеко от самаритянской дер. Сихарь (в ВЗ не упом.; его отождествляют с нынешним Аскаром у подножия горы Гевал), около участка, переданного ветхозаветным патриархом Иаковом своему сыну Иосифу (ср.: Быт 33. 19 (покупка Иаковом участка земли около Сихема) и Быт 48. 22 (дар этой земли Иосифу; ср.: Нав 24. 32)). К. И. являлся местом паломничества с первых веков христианства. В соч. Евсевия Кесарийского «Ономастикон» (ок. 326-331) и в Бурдигальском итинерарии (333) не упоминаются к.-л. постройки там с колодцем. Автор Бурдигальского итинерария уточняет, что там находились платаны, посаженные Иаковом, и водоем, наполнявшийся водой из К. И. (Itinerarium Burdigalense//Itineraria et alia Geographica. Turnholti, 1965. P. 14; рус. пер.: Бордоский путник 333 г.//ППС. 1882. Т. 1. Вып. 2(2). С. 24). Предполагают, что в 30-х гг. IV в. христиане совершали здесь крещения ( Pringle. 1998. Р. 258). Впервые о существовании церкви говорится в «Итинерарии» мон. Эгерии (ок. 384) и в описании паломничества св. Павлы в 385-386 гг., составленном блж. Иеронимом Стридонским ок. 404 г. ( Hieron. Ep. 108//PL. 22. Col. 888). Рассказ Эгерии о К. И. сохранился в составе сочинения Петра Диакона из Монте-Кассино (1-я пол. XII в.); в нем сообщается, что в 500 шагах от церкви с колодцем находилась др. церковь, в к-рой был погребен Иосиф (Appendix ad Itinerarium Egeriae. II, Q 588//Itineraria et alia Geographica. Turnholti, 1965. P. 98; рус. пер.: ППС. 1889. Т. 7. Вып. 2(20). С. 193). Соборный храм мон-ря в Наблусе, Израиль

http://pravenc.ru/text/1841770.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИФАВАРА Вифавара [греч. Βηθαβαρ, Βηθααβαρ, Βηθαβαρ; евр.     - дом, место переправы], вариант названия места на р. Иордан, где совершал Крещение св. Иоанн Предтеча (Ин 1. 28); здесь же произошло призвание Иисусом апостолов из учеников Иоанна Крестителя (Ин 1. 35-51), на это же место «за Иордан» Иисус Христос вернулся, когда иудеи решили убить Его на празднике обновления (Ин 10. 39-42). Большинство ранних греч. рукописей НЗ, в т. ч. папирусы (в т. ч. ¸ 66, до 200 г.), называют место Крещения Вифанией Заиорданской (Βηθανα πραν το Ιορδνου). Этому же чтению следует лат. перевод и рус. перевод еп. Кассиана (Безобразова). Вариант В., по-видимому, впервые был предложен Оригеном . Признавая, что «почти все списки» содержат чтение «Вифания», он считал его ошибочным, поскольку города с таким названием в районе Иордана ему обнаружить не удалось, а известное ему предание свидетельствовало, что св. Иоанн крестил в местечке В. «на высоком берегу Иордана» (παρ τ χθ το Ιορδνου). В подтверждение Ориген приводит этимологию названия В.- «дом уготовления» (οκον κατασκευς), соотнося его с пророчеством Исаии (Ис 40. 3; Мф 3. 3; Мк 1. 3; Лк 3. 3) ( Orig. Comm. ad Joh. VI 40). В пользу историчности сообщения о Крещении в В. говорит то, что здесь во времена земной жизни Иисуса Христа находилась переправа через Иордан, к-рой пользовались паломники из Галилеи, шедшие в Иерусалим через Заиорданье, в обход Самарии. Евсевий Кесарийский пишет, что на месте В. «еще и доныне многие братья считают за честь принять омовение» ( Euseb. Onom. 58). В Бурдигальском итинерарии (333 г.) напротив долины Крещения указывается холм, откуда вознесся на небо прор. Илия (Itiner. Burdigal. 598). На карте из Мадабы (VI в.) «Вифавара, [место] Крещения св. Иоанна», изображена в нижнем течении Иордана на зап. берегу реки, что противоречит локализации за Иорданом. В соч. «О расположении Св. земли» лат. паломника архидиак. Феодосия (V-VI вв.) сообщается, что на месте Крещения Господа была воздвигнута мраморная колонна, увенчанная железным крестом; поблизости находилась ц. св. Иоанна Предтечи (см. в ст. Иоанна Предтечи мон-рь ), построенная при визант. имп. Анастасии I (491-518); жившие там монахи получали из казны по 6 золотых монет в год ( Theodos. De situ Terrae Sanctae. 20). О празднике Богоявления, проходившем на обоих берегах Иордана в 6 милях севернее Мертвого м., рассказывает анонимный паломник VI в. из Пьяченцы ( Anonym. Placent. Itiner. 11). Подробное описание места Крещения дает галльский паломник еп. Аркульф, посетивший Св. землю во 2-й пол. VII в. (PL. 88. Col. 800).

http://pravenc.ru/text/158870.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИФЕЗДА [евр.    ; греч. Βηθεσδ; слав.  ], название купальни (греч. κολυμβθρα) в евангельском описании чуда исцеления Иисусом Христом расслабленного (Ин 5. 2-9), к-рая описывается как находящаяся «в Иерусалиме у Овчих ворот ( προβατικ)». Название этого места часто понималось аллегорически как     -дом милосердия. Греч. название дошло до нас в различных вариантах чтения, однако Βηθεσδ предпочтительнее, т. к. лучше иных соответствует евр. названию этого места, засвидетельствованному в кумран. медном свитке (3 Q 15. 11; 12 сл.; 35-65 гг. по Р. Х.). Речь идет о двойственной форме имени, на что могла повлиять особенность архитектуры этого сооружения, состоящего из 2 бассейнов. Однако отождествление евангельской В. с упомянутым в кумран. свитке местом имеет и противников (см.: Аллегро Д. -М. Сокровища медного списка: Пер. с англ. М., 1967. С. 49. Примеч. 281, 282). Купальня Вифезда. Миниатюра из четвероевангелия. 1356 г. (Add. MS. 39627. Fol. 225) Купальня Вифезда. Миниатюра из четвероевангелия. 1356 г. (Add. MS. 39627. Fol. 225) Евсевий Кесарийский указывает на то, что в его время портиков у купели уже не было, однако обе части купальни по-прежнему наполнялись дождями, при этом одна из них «невероятным образом имела пурпурно-красную воду, говорят, это след когда-то омытых здесь жертвенных животных» ( Euseb. Onomast. 58. 21). Блж. Иероним Стридонский в своем переводе транскрибирует греч. название как Probatica (что нашло отражение в вариантах названия этого места на картах эпохи крестоносцев: Piscina Probatica, Piscina vel Porticus). Нек-рые подробности архитектурной планировки здания содержат и др. источники: Бурдигальский итинерарий (333 г.) сообщает о двойном бассейне с 5 портиками, в к-ром «вода ... делается красной, если ее возмутить». Свт. Кирилл Иерусалимский (IV в.) уточняет, что «в Иерусалиме есть Овчая купель, с пятью портиками, четыре из которых идут вокруг нее, пятый же - в центре, и там лежит много больных» ( Cyr. Hieros. Hom. in paralyt. 2. 1).

http://pravenc.ru/text/158882.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Икона Божией Матери из мон-ря во имя святых Марфы и Марии в Вифании Камень, на котором сидел Господь во время беседы с Марфой и Марией. Мон-рь во имя святых Марфы и Марии в Вифании Камень, на котором сидел Господь во время беседы с Марфой и Марией. Мон-рь во имя святых Марфы и Марии в Вифании [греч. Βηθανα, возможно, от евр.     - дом бедных или дом Анании или от   - дом лодки (переправа)]. Селение на юго-вост. склоне Елеонской горы , в 3 км восточнее Иерусалима. Евангелисты подчеркивали близость В. к Иерусалиму (Ин 11. 18; Мф 21. 17; Мк 11. 1, 11), Евсевий Кесарийский помещал его при 2-м межевом столбе от Иерусалима ( Euseb. Onomast. 58. 15), а Бурдигальский итинерарий (333 г.) - в 1500 шагах к востоку от Елеонской горы. С В. тесно связаны мн. события земного служения Иисуса Христа. Каждый раз, когда Иисус Христос шел с учениками по Иерихонской дороге в Иерусалим, их путь проходил через это селение. Здесь жила семья прав. Лазаря, к-рого Иисус Христос воскресил на 4-й день (Ин 11. 1-44). Евангелия показывают особую связь Иисуса Христа с жителями В. в последние дни перед распятием (Мк 11. 11, 12; Мф 21. 17; Лк 19. 29). Перед входом в Иерусалим Он послал своих учеников, по всей вероятности, в В., чтобы они нашли осла для въезда в город (Лк 19. 29; Мк 11. 1). Здесь же, в доме Симона прокаженного, женщина помазала главу Иисуса миром (Мк 14. 3, Мф 26. 6-7), а Мария, сестра прав. Лазаря, умастила и отерла своими волосами его ноги (Ин 12. 2-3). Именно в В. благословил Христос учеников перед Вознесением (Лк 24. 50). В. была рано отождествлена с поселком, по-арабски именуемом Эль-Айзария (в названии отражена связь с именем прав. Лазаря). Селение сформировалось здесь лишь в христ. время, с IV в., вокруг гробницы прав. Лазаря. Древняя В. лежала выше по склону, непосредственно соседствуя с Виффагией . Гробницу прав. Лазаря показывали христианам-пилигримам уже в нач. IV в., а к концу века здесь построили храм. Время создания храма (между 330 и 390) определяется благодаря его упоминанию в переводе «Ономастикона» (ок. 330), сделанном ок. 390 г. блж. Иеронимом Стридонским (Liber locorum). Уже в 395 г. паломница Эгерия смогла наблюдать в этом храме торжественные богослужения, на к-рые собирались жители окрестностей В. и Иерусалима ( Baldi. N 575. 2). Позже «большую базилику» в В. описал еп. из Галлии Аркульф, посетивший ок. 670 г. Иерусалим. До эпохи крестоносцев здесь существовал мон-рь, и к нач. XI в. при храме в праздник Входа Господня в Иерусалим процессия начинала движение из В. (в 1008 она была запрещена халифом аль-Хакимом, но при крестоносцах возобновилась и сохранялась в XII в.). Очень точно описывает св. место «Хождение игумена Даниила» (нач. XII в.). Согласно ему, церковь стояла в 20 саженях к востоку от гробницы прав. Лазаря, имела вертикальную композицию и значительную высоту, а внутри была полностью расписана.

http://pravenc.ru/text/158872.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БУРДИГАЛЬСКИЙ ИТИНЕРАРИЙ [лат. Itinerarium Burdigalense; Бордоский путник - название, закрепившееся в рус. научной лит-ре], древнейшее сохранившееся описание паломничества в Св. землю, датируемое 333 г. Считается, что его анонимный составитель был жителем Бурдигалы (совр. Бордо), поскольку он начал свой путь из этого города. В основу этого памятника положен рим. итинерарий (дорожник), в начале автор Б. и. дает лишь краткие сообщения о пройденных милях, перечень станций и гостиниц. Достигнув Св. земли, он описывает увиденные им в пути святыни, ставшие впосл. основными центрами паломничества: Птолемаиду (Акко) , гору Кармил, Кесарию Палестинскую, Скифополь (Беф-Сан) , Неаполь (Сихем, совр. Наблус), гору Гаризим, Иерусалим, Вифанию, Иерихон, Мёртвое м., Иордан (место Крещения), Вифлеем, Мамврийский дуб около Хеврона, Хеврон, Иерусалим, Никополь (Амуас) , Лидду, Антипатриду, вновь Кесарию Палестинскую. Описание святых мест в Б. и. содержит ряд уникальных сведений, не встречающихся в др. источниках. Часто в этом памятнике отражены древние традиции, напр. предание, согласно к-рому Преображение Господне произошло на Елеоне, а не на горе Фавор. Автор описывает 4 существовавшие в тот момент постройки имп. Константина Великого : храм Гроба Господня в Иерусалиме (завершенный, но еще не освященный), базилики Рождества Христова в Вифлееме, на Елеоне и на месте явления Св. Троицы Аврааму близ Хеврона. Текст Б. и. дошел до нас в ранних списках, относящихся к VIII-IX вв. (Veronensis LII VIII-IX вв.; Sangallensis 732, IX в.; Paris. BNF. Lat. 4808, IX в., и др.). Изд.: Бордосский путник 333 г.//ППС. 1882. Т. 1. Вып. 2. (Вып. 2); Itinerarium Burdigalense//Itineraria et alia Geographica. Turnholti, 1965. P. 1-26. (CCSL; 175). Лит.: Leclercq H. Itinéraires//DACL. T. 7. Col. 1853-1858; K ö tting B. Peregrinatio religiosa. Münster; Regensburg, 1950. S. 89-110, 345-353; Gelsomino R. L " Itinerarium Burdigalense//Vetera Christianorum. 1966. T. 3. P. 161-208; Williamson J. Egeria " s Travels. L., 1971. P. 153-163; EEC. Vol. 1/5. P. 427. Э. П. А. Рубрики: Ключевые слова: БРЕЙДЕНБАХ Бернхард фон (1440-1497), пребендарий Майнцского собора, совершивший в 1483-1484 гг. паломничество в Св. землю и на Синай ВИФЛЕЕМ поселение на Иудейском нагорье, согласно Евангелиям, место рождения Иисуса Христа, одно из самых почитаемых св. мест христианства

http://pravenc.ru/text/153655.html

г. и служившей для религ. процессий в ветхо- и новозаветные времена. Согласно Commemoratorium de casis Die vel monasteriis (Памятной записке о домах Божиих или монастырях), в 808 г. можно было сосчитать 195 таких ступеней от ворот до Кедрона и 537 - от Кедрона до вершины. В 1931-1934 гг. рус. археологом Г. И. Лукьяновым было расчищено 8 ступеней (другие 7 были им раскрыты на территории рус. Гефсиманского во имя равноапостольной Марии Магдалины монастыря). В 1987 г. над этими ступенями была сооружена маленькая открытая часовня в память Входа Господня в Иерусалим, в к-рой служится в праздник малая вечерня. Напротив ц. первомч. Стефана, в самой нижней точке долины, у подножия Е. г., находится ц. Успения Пресв. Богородицы, воздвигнутая над гробницей, где было положено апостолами тело Божией Матери (см. ст. Гефсимания ). Слева от ц. Успения можно пройти к т. н. Гефсиманской пещере (Пещере учеников). Чуть выше по склону, в глубине Гефсиманского сада, принадлежащего францисканцам, возвышается базилика Гефсиманской молитвы («Церковь всех наций»), построенная в 1919-1924 гг. архит. А. Барлуцци . Узкая, 2 м шириной, асфальтированная дорожка отделяет ограду францисканского участка от рус. владений, лежащих выше по склону. Главной достопримечательностью рус. участка, исторически бывшего продолжением того же Гефсиманского сада, является 7-главый храм во имя равноап. Марии Магдалины, построенный в новорус. стиле (см. ст. Гефсиманский во имя равноапостольной Марии Магдалины монастырь ). Мимо рус. участка можно подняться по крутой дорожке к самой вершине Е. г.- месту Вознесения Господня. Елеона (ц. Учеников). Согласно Евсевию Кесарийскому ( Euseb. Vita Const. III 41, 43) и Бурдигальскому итинерарию (333), имп. Константин I Великий по инициативе матери, равноап. Елены , воздвиг на Е. г. базилику необычайной красоты, но не на месте Вознесения, а над пещерой, где Христос беседовал с учениками. По описанию Бурдигальского итинерария, храм был построен «невдалеке» от места Вознесения (Бордоский путник 333 г.//ППС.

http://pravenc.ru/text/189763.html

К. В. Неклюдов Почитание И. В христианской традиции Древнейшее упоминание о месте захоронения И. содержится в Бурдигальском итинерарии 333 г., согласно которому гробница пророка находилась в Иосафатовой (Кедронской) долине: «Невдалеке отсюда, как бы на вержение камня, находятся два памятника дивной красоты, в одном, который действительно вытесан из одного камня, положен Исаия пророк, в другом же Езекия, царь Иудеев» (Itinerarium Burdigalense//CCSL. 175. P. 17-18 (рус. пер.: Бордосский путник 333 г.//ППС. 1882. Т. 1. Вып. 2(2). С. 30)). В настоящее время эти гробницы связывают с именами прор. Захарии и Авессалома. Данное известие дополняют сведения, содержащиеся в сочинениях о ветхозаветных пророках, которые приписываются свт. Епифанию Кипрскому и сщмч. Дорофею Тирскому,- «О жизни и смерти пророков» (De prophetarum vita et obitu - CPG, N 3777-3778; в 2 редакциях) и «Жития пророков» (Prophetarum vitae - BHG, N 1586), где говорится, что И., распиленный на 2 части царем Манассией, был погребен под дубом у источника Ен-Рогел (на юго-вост. окраине Иерусалима, немного южнее соединения Енномовой долины с Кедроном), а затем его тело было перезахоронено в благодарность за чудо изведения пророком воды в Силоаме недалеко от этого источника, близ царских гробниц и позади могил священнослужителей (к югу от Иерусалима) (Vitae prophetarum. Lpz., 1907. Р. 8-9, 40-43, 60-61). Эти сведения были включены в «Пасхальную хронику» (Chron. Pasch. Vol. 1. P. 290-292), в визант. Синаксари (Синаксарь К-польской ц., кон. Х в.- SynCP. Col. 665-667; Минологий имп. Василия II, кон. Х - нач. XI в.- PG. 117. Col. 444) и во вторичную версию «Греческой легенды» И. (Paris. gr. 1534, XI-XII вв.), где они следуют за основной частью, которая представляет собой сокращенную переработку апокрифического «Вознесения пророка Исаии» (BHG, N 958). Арм. автор VII - нач. VIII в. Анастас Вардапет упоминает о монастыре Нораванк, который «находится около могилы пророка Исайи, в той же стороне, где Масличная гора» ( Тер-Мкртичян Л. Х. Армянские источники о Палестине V-XVIII вв. М., 1991. С. 94).

http://pravenc.ru/text/674804.html

каплям молока на камень, к-рые изменили его цвет с красного на белый. Считается, что этот камень, растворенный в воде, помогает матерям, имеющим проблемы с кормлением. Пещеру, где отдыхало Св. семейство, упомянул игум. Даниил; остальные паломники пишут о том, что поверх Молочной пещеры стоит ц. святых Павлы и Евстохии; существуют и др. идентификации места Молочной пещеры. По-видимому, изначально она помещалась в греч. мон-ре св. Николая. К кон. XIV в. его здания были уже разрушены, и в 1375 г. специальной папской буллой францисканцам было разрешено перестроить церковь; участок стал их собственностью с кон. XV в. и остается таковой до сих пор. Базилика Рождества Эпоха имп. Константина Великого (306-337) Это один из памятников, ставший наряду с храмом Гроба Господня архетипом мартириев и образцом для архитектурного оформления св. мест христ. мира. Как пишут Евсевий Кесарийский и Кирилл Скифопольский, храмы Рождества в В. и Гроба Господня в Иерусалиме строились не для служения литургии, а для того, чтобы каждый верующий мог увидеть места рождения, погребения и воскресения Иисуса Христа. Совр. базилика - единственный христ. храм в Палестине, к-рый сохранился в целости (хотя и с рядом перестроек) с домусульм. периода и богослужение в к-ром практически непрерывно продолжается с ранневизант. эпохи. Первый храм Рождества над пещерой, к-рой поклонялись как месту рождения Иисуса, был построен имп. Константином Великим и его матерью имп. Еленой (храм освятили 31 мая 339, но церковь описана уже в Бурдигальском итинерарии (333)). С этого момента В. занял важное место в истории христ. искусства, благодаря как высокому уровню художественного и архитектурного обрамления святыни, так и тому влиянию, к-рое образ пещер оказал на сложение иконографии Рождества. Церковь вошла в число 4 главных храмов Св. земли наряду с храмами над Голгофой, Гроба Господня и Вознесения на Елеонской горе, и стала прототипом мн. христ. сооружений последующих эпох. Интерьер базилики Рождества Христова в Вифлееме.

http://pravenc.ru/text/158886.html

Этапы строительной истории План храма Гроба Господня. IV–V вв. Реконструкция План храма Гроба Господня. IV–V вв. Реконструкция Храм был освящен 17 сент. 335 г., а главные его части, базилика и баптистерий, завершены ранее: их упоминает Бурдигальский итинерарий (Бордоский путник) (333). Выделяют 7 основных этапов существования храма как архитектурного целого: ранневизант. период (с 325/6), завершающийся частичным разрушением комплекса персами и восстановлением под рук. свт. Модеста (614-636); ранний исламский период (с 636) до разрушения храма в 1009 г. халифом аль-Хакимом; реставрация храма в средневизант. период (1009 - 50-е гг. XI в.); перестройка и развитие храма в эпоху крестоносцев (1099-1149); постепенный упадок под владычеством мусульман (мамлюкского Египта, затем Османской империи) (XIII-XVIII вв.); реставрации XIX - нач. ХХ в.:, работы греч. архит. Николая Комнина (Комниноса; 1770-1821); противоаварийные работы и перестройка купола ротонды с участием России и европ. держав (60-е гг. XIX в.); консервационные, реставрационные и исследовательские работы с периода брит. мандата (1922-1948) до наст. времени. 325/6–614 гг. Ранневизант. период характеризуется сохранением общей планировки и деталей здания, построенного при имп. Константине. Данные письменных, археологических и иконографических источников указывают на то, что храм был построен на месте небольшой возвышенности вблизи Иерусалима, служившей каменоломней с IX в. до Р. Х. К началу рим. периода карьер был заброшен и превращен в загородный сад, в склонах бывш. карьера были устроены гробницы. Вход в одну из гробниц, почитавшуюся как Гробница Христа, находился у подножия зап. склона; в кон. XIX в. вблизи ее открыли еще один склеп, получивший название «Гробница св. Иосифа Аримафейского». Храм Венеры, построенный на месте Голгофы имп. Адрианом, локализуют с сев. стороны открытого форума, помещаемого в сев.-вост. точке пересечения главных улиц города. Возможно, на форуме стояла и городская базилика. При раскопках обнаружены остатки поздних рим. кладок, к-рые могут быть отнесены к этим зданиям, но сведения о них неясны, поскольку при интенсивных работах эпохи имп. Константина ранние строения были уничтожены. Видимо, тогда же были частично срыты склоны зап. возвышенности, вокруг погребальной пещеры Спасителя и Голгофы, чтобы выделить их как объекты почитания. Фундаменты базилики Адриана частично использовали в субструкциях нового христ. храма.

http://pravenc.ru/text/Гроба Господня ...

эпоху была построена церковь. Ее изображение сохранилось на мозаичной карте 2-й пол. VI в. из Мадабы, где камни ясно показаны перед церковью (если церковь не изображена со стороны алтаря). Однако раннехрист. итинерарии, начиная с Бурдигальского итинерария (333), пишут только о местности Г., без упоминания там церкви. Анонимный паломник из Пьяченцы (570) сообщает о том, что 12 камней Г. помещались «в базилике позади» (Itinerarium. 13//CCSL. Vol. 175. P. 136). Согласно галльскому паломнику еп. Аркульфу, посетившему Св. землю во 2-й пол. VII в. (De locis sanctis. II 14-15//CCSL. Vol. 175. P. 212), церковь отличалась большими размерами. Очевидно, храм был поврежден при персид. нашествии, т. к. св. Виннебальд Хайденхаймский (VIII в.) говорит о «небольшой деревянной церкви» на этом месте. Архиеп. Новгородский Антоний, автор «Книги Паломник» (ок. 1200), указывает, что камни были «в базилике за алтарем». В итинерарии лат. паломника архидиак. Феодосия (ок. 530) храм не упоминается, но автор сообщает о существовании «Божьего поля, что в Галгале» (Ager Domini qui est in Galgala), «орошаемого источником Елисея», и о том, что из Г. в Иерусалим поступали зерно и вино ( Theodos. De situ Terrae Sanctae. 18//CCSL. Vol. 175. P. 121). Точное место Г. остается неизвестным. Несмотря на его частое упоминание в ВЗ, географическое положение указано только в одном стихе: «на восточной стороне Иерихона» (Нав 4. 19). Место, к-рое почиталось как Г. в визант. эпоху, отождествляется с Телль-эль-Матлебом, либо с Телль (Хирбет)-эн-Нитлой (оба ныне в вост. части совр. Иерихона), либо с Хирбет-Мафджиром (ныне сев.-вост. часть Иерихона). В 1873 г. нем. библеист Г. Г. Дальман предложил идентификацию Г. с Хирбет-Диарисом, но эта гипотеза не нашла археологического подтверждения. Раскопки Телль-эн-Нитлы производились в 1950 г. амер. экспедицией, открывшей руины храма, претерпевшего 4 перестройки. Сохранившийся мозаичный пол 3-й стадии перестройки украшен геометрическими узорами и содержит 2 варваризованные лат.

http://pravenc.ru/text/161515.html

  001     002