Вадим К. НН. 28 октября 2020, 11:22 " Вот почему “не православный не может быть русским”. Не факт. " Смотря, что понимать под определением " русский " . Так исторически случилось, что созревание и становление русского народа - и государственное, и культурно-ментальное, и религиозное, - происходило под определяющим влиянием принятого им Православия. И в этом смысле, конечно, не православный не будет тем русским, каким его все знают (или знали) и какой он есть (был) на самом деле. Ясно и то, что Православие вовсе не данность русскому народу и потому, оставаясь естественным наследником своих православных предков, он в воле отвергнуть его, попытка чего и было советское строительство. Эта попытка не удалась, и до сих пор наш народ, ЕВ 28 октября 2020, 03:58 " М.26 октября 2020, 15:26 Что ж все такие политизированные? К месту и не к месту. Просто насладитесь даром слова Бунина. Все дары от Бога. Бунинский тоже " ....Дар слова безусловно у него был. Но многие произведения откровенно безнравственны. Некоторые рассказы это просто смакование фантазий развращенного ума. Если же Бунин был зеркалом нравов высшего дореволюционного общества, то о каком поголовно верующем обществе до революции, которое мы якобы потеряли, тоскуют и мечтают многие здесь? Если читать классиков, то полностью развеивается эта иллюзия и становится понятно, почему Богом была попущена ужасная революция. А если читать многочисленные отзывы святых о нравах того времени, волосы дыбом Елена О 27 октября 2020, 23:53 Катерина, ага и еще от Иоанна: 6 Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: распни, распни Его! Пилат говорит им: возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины. Втор 18, 20 7 Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим. Кто же закон народу растолковал? НН 27 октября 2020, 20:46 Иоанна:/русский человек без Бога дрянь-ещё Ф.М. писал/. Елена О., " Это интересно " : " Похожую фразу(но лишь на первый взгляд) можно найти,опять-таки со слов Бердяева,у славянофила Кошелева: " И. Кошелев говорил:«Без православия наша народность— дрянь.С православием наша народность имеет мировое значение».А Иван Киреевский говорил:«Особенность России заключалась лишь в самой полноте и чистоте того выражения,которое христианское учение получило в ней,—во всем объеме её общественного и частного быта». " А у Ф.М.- " Русский народ весь в православии и в идее его.Более в нем и у него–ничего нет,–да и не надо, потому что православие–все”. Вот почему “не православный не может быть русским”. Не факт.

http://pravoslavie.ru/134768.html

Далее, развивая идеи Б.П. Вышеславцева 319-320] и высказывая свои собственные предположения, мы формулируем художественную работу в Русской литературе – метод, воплощение творческой возможности художника в действительность текста, как воскрешение. Когда апостол Павел говорит: «не все мы умрем, но все изменимся» (1Кор.15:51), он говорит о воскрешении. Но «воскрешенный» (измененный) должен наследовать и некоторую неизменную часть, свое индивидуальное «я». Этим «неизменным» (константой) в человеке является душа – вдухновение Духа Жизни во плоть. Душа – универсальна, ибо вдухновение – Одно, и « Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех» (1Кор.12:4-6). Поэтому «Нет в мире разных душ» («В горах» – «Поэзия темна, в словах не выразима…», 12 февраля 1916 года) (1, 401). В то же время душа индивидуальна, как индивидуальный опыт («Сын ошибок трудных») индивидуальной жизни. За эти «ошибки» воскрешенный и даст ответ на Страшном Суде, то есть «опыт» будет сохранен, наследован воскрешенным. Тот же «порядок» воскрешения, предполагаем мы, и в художественном произведении: воскрешенная посредством творческого воображения реальная действительность, воплощенная в текст, сохраняет Дух Жизни (Божественное), тем самым и обеспечивается правдивость художественного. В Логике Художественной сохраняется («закон сохранения» – по аналогии с физикой, мы готовы сформулировать и доказать данную закономерность как Первый закон Русской литературы) Божественная Логика устроения реального мира, реальной действительности. Тем самым, читателю открыта возможность постигать не только замысел (своего рода – индивидуальный «опыт») автора – художественную идею произведения, но и Замысел (Промысл) Творца о Мире, о Бытии. – Поэтому, «и времени в нем нет!» (1, 401). Поясним. Выше мы представили некоторые из тех художественных оснований, которые осуществляются в «Чаше жизни». То есть некоторое из того, что видел, знал, понимал, пытался выразить писатель Бунин.

http://bogoslov.ru/article/4030604

Анархия и безвластие, наступившие после октябрьской революции, привели к тотальному террору, когда сила, взявшая верх в политической борьбе стала истреблять всех, кто не соответствовал ее идейным установкам. «Уничтожить как класс» — знаменитая формула террора 20-30-х годов. Уничтожали аристократию, дворянство, духовенство, купечество, интеллигенцию, казачество, зажиточное крестьянство (так называемое «кулачество»). В огромном количестве строились тюрьмы и лагеря. Стал широко использоваться рабский труд заключенных. Подверглись насильственному переселению отдельные сословия и даже целые народы. Сотни тысяч наших соотечественников оказались в вынужденном изгнании, и среди них — лучшие представители интеллигенции. Этот исход стал великой трагедией наших народов. Русский писатель и поэт И.А. Бунин в своей речи «Миссия русской эмиграции», произнесенной в Париже в 1924 году, так охарактеризовал катастрофу 1917 года: «Была Россия, был великий, ломившийся от всякого скарба дом, населенный могучим семейством, созданный благословенными трудами многих и многих поколений, освященный богопочитанием, памятью о прошлом и всем тем, что называется культом и культурой. Что же с ним сделали? Заплатили за свержение домоправителя полным разгромом буквально всего дома и неслыханным братоубийством, всем тем кошмарно-кровавым балаганом, чудовищные последствия которого неисчислимы…» Христиане разделили судьбу своих братьев и сестер и в новом советском государстве, и в эмиграции. Да и могла ли их миновать общая для всех участь? Мы ведь помним слова Христа: «Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое; и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф. 24:9-12). Это Божие определение о Церкви открылось еще в апостольские времена, а для наших народов час испытания веры и подвига наступил в ХХ веке. Кровь христианских новомучеников стала новым семенем христианства.

http://patriarchia.ru/db/text/4878408.ht...

Брат, потушив свечу, заснул. Но я даже не мог раздеться, лег не раздеваясь и, как только тоже дунул на свечу и на миг забылся, тотчас же увидел себя в зале – и в диком ужасе очнулся. Я сел и с бьющимся сердцем стал смотреть в темноту, слушать малейший шорох. Все было необыкновенно, страшно тихо, – слышалось только отдаленное, невнятное чтение в зале… Я сделал над собой крайнее усилие, скинул ноги с дивана, распахнул дверь кабинета, на цыпочках перебежал темный коридор и прильнул ухом к двери, под которой светилось из зала. – Господь царствует, он облечен величием, облечен Господь могуществом, – негромко, деревянно и поспешно говорил за дверью дьячок. – Возвышают реки, Господи, возвышают реки голос свой, возвышают реки волны свои… В начале ты основал землю, и небеса – дело рук твоих… Они погибнут, а ты пребудешь, и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, ты переменишь их… Да будет Господу слава вовеки, да веселится Господь о делах своих! Дрожь восторженных слез охватила меня, я пошел поспешно по темному коридору в темную заднюю прихожую и на заднее крыльцо. Я обошел дом и остановился среди двора. Было темно и как-то особенно, как бывает только ранней весной, чисто, свежо, тихо. Земля подмерзла, была тугая. Какое-то тончайшее и чистейшее дыхание чуть серебрилось между землей и чистым звездным небом. В тишине, вдали, мерно и глухо шумела в долине весенняя река. Я посмотрел в темноту за долину, на противоположную гору, – там, в доме Виганда, одиноко краснел, светился поздний огонек. – Это она не спит, – подумал я. «Возвышают реки голос свой, возвышают реки волны свои», – подумал я, и огонек лучисто задрожал у меня в глазах от новых слез – слез счастья, любви, надежд и какой-то исступленной, ликующей нежности. Книга третья I Та страшная весенняя ночь в Васильевском памятна мне тем более, что она была накануне похорон. Я заснул в эту ночь лишь под утро. Я не в силах был вернуться в дом сразу, – слишком зловеще темнели в звездном свете его очертания и чернела возле крыльца крышка гроба… Я ушел в поле, долго шел в темноте куда глаза глядят… Вернулся я, когда на востоке уже белело и по всему селу пели петухи, прокрался в дом тем же задним ходом и тотчас заснул.

http://azbyka.ru/fiction/zhizn-arseneva/

Вид на ночной Иерусалим. Фото: Г.Балаянц/Православие.Ru Мы стоим на «крыше» Палестины, которую с севера на юг пересекает хребет Иудейских гор. Коньком этой крыши является Иудейское нагорье, которое в некоторых местах имеет ширину 1–3 км. Южная часть выше: севернее Хеврона расположена главная вершина – Джебель-эль-Батрак (1025 м). Высота Масличной горы – 800 м. Наша площадка на 26 м выше. С нее видны отдаленные пространства, и повсюду мерцают огни ночного Иерусалима. Как велики контрасты! К западу простирается плодородная приморская долина – Шефела (евр. низменность). На восток уходит знаменитая Иудейская пустыня. «Это целая страна, неуклонно спускающаяся до самой Иорданской долины, холмы, перевалы, то каменистые, то песчаные, кое-где поросшие жесткой растительностью, обитаемые только змеями, куропатками, погруженные в вечное молчание. Зимою там, как всюду в Иудее, льют дожди, дуют ледяные ветры; весною, летом, осенью – то же могильное спокойствие, однообразие, но солнечный зной, солнечный сон (Иван Бунин. Весной в Иудее). На библейском языке пустыня (евр. мидбар) – образ безжизненности. Зной ее символизирует духовную жажду. Пророк говорит о блаженных временах пришествия Мессии: «Возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая и расцветет как нарцисс; великолепно будет цвести и радоваться, будет торжествовать и ликовать; слава Ливана дастся ей, великолепие Кармила и Сарона; они увидят славу Господа, величие Бога нашего» (Ис. 35: 1–2). Гора Кармил и равнина Сарон – плодородные и живописные места вдоль Средиземного моря. В Иудейской пустыне Господь наш Иисус Христос постился 40 дней и ночей перед началом проповеди Евангелия. Здесь приготовил себя святой Иоанн Креститель к великому пророческому служению. В этих местах прозвучал глас вопиющего в пустыне: «И говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3: 2). Но не только поражает разительное отличие плодородных земель и каменистой пустыни. География Палестины уникальна и в другом отношении. Иерусалим, стоящий на высоком горном плато, является одной из самых высоких столиц мира. Удалившись от Иерусалима на несколько километров на восток, путник оказывается в самом низком месте земного шара: Иорданская долина на 798 м ниже уровня моря.

http://pravoslavie.ru/30071.html

Вот парадокс, вот кричащее противоречие: жёсткий антирационалист в «Войне и мире», превознёсший веру в «Исповеди»— Толстой вопреки себе самому делает разум окончательным судиёю в вопросах веры. «У Толстого было несомненное искание духовной жизни,— утверждал о.Георгий Флоровский, делая далее важнейшее уточнение:— но отравленное сразу же и искажённое его безудержной рассудочностью» 62 . «Здравым разум был до падения; по падении у всех человеков, без исключения, он сделался лжеименным и для спасения должен быть отвергнут» 63 ,— писал святитель Игнатий (Брянчанинов), не имея в виду прямо Толстого, но утверждая всеобщий закон нашего пути к спасению. А один вовсе безвестный человек, которого упомянул Бунин в своей книге о Толстом, сказал едва ли не жестоко: «Как это никто не видит, что Толстой переживает и всегда переживал ужасную трагедию, которая заключается прежде всего в том, что в нём сидит сто человек, совсем разных, и нет только одного: того, кто может верить в Бога. В силу своего гения он хочет и должен верить, но органа, которым верят, ему не дано» 64 . И оттого осталось неуслышанным предупреждение Апостола: «Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас спасаемых— сила Божия. Ибо написано: «погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну». Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?» (1 Кор. 1,18-20). Становится понятною неприязнь Толстого к апостолу Павлу: тот слишком ясно указывает на многие уязвимые места толстовского мудрования, и основатель «новой религии» не может не ощущать этого подсознательно. «Исповедь» помогает проследить, как постепенно развивается толстовское отвержение Православия. Начинается с его отказа (и справедливого) признать истинность веры многих, называющих себя христианами: «...я понял, что вера этих людей— не та вера, которой я искал, что их вера не есть вера, а только одно из эпикурейских утешений жизни» (16,136). Толстой не поддаётся всё-таки вполне этому банальному соблазну отвергнуть самоё веру, если не вполне безупречны некоторые её адепты. Уровень барыни не может дать критерия истинного. Что на уровне мужика ?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Душа, расставаясь с телом, скорбит не только от своей греховности и ожидания Божьего суда, но и от расставания с плотью. “Истинно, истинно говорю вам, – свидетельствует апостол и евангелист Иоанн Богослов, – наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут. Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе. И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий. Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения” ( Ин. 5:25-29 ). Философская идея развоплощения породила мысли о реинкарнации, т.е. переселении душ и предсуществовании душ. Отрывая душу от плоти, мы лишаем человека личностного бытия. Личностное бытие есть не отрыв и освобождение от природы, но есть несводимость человека к природе. Содержа в себе природу, не отказываясь от нее, личность превосходит ее и этим превосходством дает ей существование как природе человеческой. Личность есть ипостась человеческой природы. Поведение личности точно отразил В.И. Несмелов. “Действительная свобода человеческой воли, — писал он в своей работе “Наука о человека”, – раскрывается лишь в той мере, в какой человек может хотеть не делать того, чего он хочет” (3). Духовное возрастание личности имеет свои нижние и верхние границы, точнее сказать, противоположные состояния бытия. Священник Павел Флоренский характеризует эти состояния словами “личина” и “лик”. “Лик” есть проявление онтологии. В Библии образ Божий различается от Божиего подобия; Церковное Предание давно разъяснило, что под первым должно понимать нечто актуальное – онтологический дар Божий, духовную основу каждого человека как такового, тогда как под вторым – потенцию, способность духовного совершенства, силу оформить всю эмпирическую личность во всем ее составе образом Божиим. То есть возможность образ Божий, сокровенное наше состояние воплотить в жизни, в личности и таким образом явить его в лице. Тогда лицо получает четкость своего духовного строения, являет себя как живая икона. Лик есть осуществление в лице подобия Божия. Преобразовавший свое лицо в лик возвещает тайны мира невидимого без слов, самим своим видом.

http://azbyka.ru/fiction/ivan-bunin-garm...

«И изменится сердце живущих и обратится в чувство иное: ибо зло истребится, и исчезнет лукавство, процветет вера, побеждено будет растление, явится истина, которая столько времени оставалась без плода». Когда Он говорил, я взглянул на того, пред которым стоял. И он сказал мне: «я пришел показать тебе время грядущей ночи». 3 Ездры, 6. I. Арзамасский пленник Летом 1869 г. Толстой выехал по земельным делам из Ясной Поляны. С дороги он пишет жене: «Третьего дня в ночь я ночевал в Арзамасе и со мной было что-то необыкновенное. Было 2 часа ночи, я устал страшно, хотелось спать и ничего не болело. Но вдруг на меня напала тоска, страх, ужас, каких я никогда не испытывал. Подробности этого чувства я тебе расскажу впоследствии, но подобного мучительного чувства я никогда не испытывал и никому не дай Бог испытать. Я вскочил, велел закладывать. Пока закладывали, я заснул и проснулся здоровым. Вчера это чувство возвратилось во время езды, но я был приготовлен и не поддался ему, тем более что оно было слабее… Я могу оставаться один в постоянных занятиях, но как только без дела, я решительно чувствую, что не могу быть один». Через 15 лет был написан рассказ: «Записки сумасшедшего». «Этот рассказ», говорит последний исследователь жизни Толстого, Иван Бунин, 1 –– «по сути есть точное воспроизведение того, что написано в письме к Софье Андреевне». «Я лег было», повествует герой рассказа, –– «но только улегся, вдруг вскочил от ужаса. И тоска, и тоска –– такая же душевная тоска, какая бывает перед рвотой, только духовная. Жутко, страшно. Кажется, что смерти страшно. Как то жизнь и смерть сливались в одно. Что-то раздирало мою душу на части и не могло разорвать. Еще раз прошел посмотреть на спящих, еще раз пытался заснуть; все тот же ужас, –– красный, белый, квадратный. Рвется что-то и не разрывается. Мучительно и мучительно сухо и злобно, ни капли доброты в себе не чувствовал, а только ровную спокойную злобу на себя и на то, что меня сделало " …Нельзя лучше описать феномена одержимости реальною, пеняющей душу силой, о которой так значительно и конкретно говорит Евангелие.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

Игорь Ковалев 27 октября 2020, 18:24 Те,кто идеализирует дореволюционную Россию,не понимают,что за внешним благолепием было " всеобщее отступление " .И поэтому революция была наказанием за это.Ленин был только орудием.Зачем тогда возрождать ту Россию,которая была разрушена в наказание за отступление? " Очевидно,что отступление от веры православной всеобщее в народе.Кто открытый безбожник,кто деист,кто протестант,кто индифферентист,кто раскольник.Этой язве нет ни врачевания,ни исцеления”(свт.Игнатий Брянчанинов,т.7,«Письма к разным лицам»). " Московские журналы открыли войну против монашества.Они называют его анахронизмом.Надо бы говорить откровеннее и сказать,что христианство становится анахронизмом.”(свт.Игнатий Брянчанинов). Катерина 27 октября 2020, 18:24 в Св. Евангелии от Марка. Гл. 15 : " Но первосвященники возбудили народ просить, чтобы отпустил им лучше Варавву. Пилат, отвечая, опять сказал им: что же хотите, чтобы я сделал с Тем, Которого вы называете Царем Иудейским? Они опять закричали: распни Его. " от Луки Гл. 23: " Но весь народ стал кричать: смерть Ему! а отпусти нам Варавву.Варавва был посажен в темницу за произведенное в городе возмущение и убийство.Пилат снова возвысил голос, желая отпустить Иисуса. Но они кричали: распни, распни Его! " От Матфея гл. 27: " Но первосвященники и старейшины возбудили народ просить Варавву, а Иисуса погубить. " Елена О, или это был все-таки не народ, а нерепрезентативная подборка людей?:) Елена О. Иоанне 27 октября 2020, 15:25 Иоанна, ссылочку на Достоевского не дадите ли?). Елена О 27 октября 2020, 14:05 Алексей23 октября 2020, 22:01 Можно фантазировать себе всё, что угодно, но в тексте Евангелия ясно написано, что " распни " звучало из уст первосвященников... НН 26 октября 2020, 16:02 Литература о послереволюционной России не только ИС Шмелёвым(как впрочем и Буниным) ограничивается. И " Человек из ресторана " , межжду прочим, тот же Шмелёв написал, но это так, к слову... Спасибо И. за цитату из дневника св. Николвя Японского. Как-то давно мне на глаза попались отчеты врачей, инспектировавших условия труда и проживания рабочих в дореводюционной России. Никакому великому литератору не описать кошмара тех условий... Пожалуй, М.Горький был близок, но кто теперь его изучает, кому нужен просто реализм... Шарахаемся из стороны в сторону...

http://pravoslavie.ru/134768.html

– Раньше, чем немцы придут, мы вас всех перережем, – холодно сказал рабочий и пошел прочь. Солдаты подтвердили: “Вот это верно!” – и тоже отошли». «“Мы вас всех перережем”, – холодно сказал рабочий и пошел прочь. Солдаты подтвердили: “Вот это верно!”» А вот 10 февраля. Со времени октябрьского переворота прошло всего лишь два с половиной месяца. «Мир, мир, а мира нет. “Между народом Моим находятся нечестивые; сторожат, как птицеловы, припадают к земле, ставят ловушки и уловляют людей. И народ Мой любит это. Слушай, земля: вот Я приведу на народ сей пагубу, плод помыслов их”. Это из Иеремии – все утро читал Библию. Изумительно. И особенно слова: “И народ Мой любит это… вот Я приведу на народ сей пагубу, плод помыслов их”. Потом читал корректуру своей “Деревни” для горьковского книгоиздательства “Парус”. Вот связал меня черт с этим заведением! А “Деревня” вещь все-таки необыкновенная. Но доступна только знающим Россию. А кто ее знает? Потом просматривал (тоже для “Паруса”) свои стихи за 16 год. Хозяин умер, дом забит, Цветет на стеклах купорос, Сарай крапивою зарос, Варок, давно пустой, раскрыт, И по хлевам чадит навоз… Жара, страда… Куда летит Через усадьбу шалый пес? Это я писал летом 16 года, сидя в Васильевском, предчувствуя то, что в те дни предчувствовалось, вероятно, многими, жившими в деревне, в близости с народом. Летом прошлого года это осуществилось полностью: Вот рожь горит, зерно течет,– А кто же будет жать, вязать? Вот дым валит, набат гудет,– Да кто ж решится заливать? Вот встанет бесноватых рать И как Мамай всю Русь пройдет…» Еще из февральских «засечек»: «Приехал Д. – бежал из Симферополя. Там, говорит, “неописуемый ужас”, солдаты и рабочие “ходят прямо по колено в крови”. Какого-то старика полковника живьем зажарили в паровозной топке. Извозчик возле “Праги” с радостью и смехом: “Что ж, пусть приходит. Он, немец-то, и прежде все равно нами владал. Он уж там, говорят, тридцать главных евреев арестовал. А нам что? Мы народ темный. Скажи одному “трогай”, а за ним и все».

http://pravoslavie.ru/134768.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010