Здание это с некоторыми переменами сохранилось до нашего времени. Московский архив коллегии (потом министерства) Иностранных дел помещался в нем до 1874 г., когда он был переведен в новое помещение, ныне им занимаемое, на углу Моховой, Воздвиженки и Ваганьковского переулка. Старое здание архива министерством Финансов уступлено было Московской консерватории, которая продала его своему комиссионеру П. И. Юргенсону, устроившему здесь нотопечатню (типографию для печатания нот), но оставившему главный корпус без существенных переделок, сохранившему без изменений, насколько то было возможно, и внутренность комнат (лепные потолки, надписи, двери и пр.). Внешний вид здания пред оставлением его архивом и в первые годы владения П. И. Юргенсона см. на фотографич. снимке, помещенном на стр. 10 и сделанном в 1873 – 4 годах. Личный состав архива в 1812 г. во много раз (ок. 10) превосходил теперешний состав 1912 г. По формулярным спискам, сочиненным в конце 1811 года (16 сентября; за 1812 г. таких списков нет), в архиве числилось на службе всего 98 человек, а именно: 1) Управляющий московским коллегии Иностр. дел архивом- Н. Н. Бантыш-Каменский. 73-й год. (Был и в 1813 г.) 2) «Канцелярии советник» Алексей Малиновский. 49-й год. (Был и в 1813 г.). 3) Князь Федор Голицын 30 лет. (1813 г.). 4) Камер-юнкер Дмитрий Глебов-Стрешнев. 29 лет. (1813 г.). 5) Александр Приклонский. 34 й год. (1813 г.). 6) Маркиз де-ла Мезонфор. 46 лет. (30 декабря 1811 г. велено оставить при коллегии Иностр. дел). 7) Иван Ждановский. 45 лет. (1813 г.). 8) Секретарь и библиотекарь Михаил Шульц. 40 лет. (1813 г.). 9) Иван Либенау. Находится в архивариуской должности и имеет в хранении своем все архивские бумаги. 38 лет. Главный смотритель комиссии печатания государственных грамот и договоров. (1813 г.). 10) Александр Булгаков. Употребляется при описи дел. 30 лет. (Отзыв о нем Вигеля см. в «Воспоминаниях» ч. I, стр. 174–175). 11) Иван Волков. Употребляется при производстве канцелярских дел. 43-й год. (1813 г.). 12) Константин Татищев. Употребляется при описи дел и переводах. 25 лет, (1813 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

На стр. 464 экспертизы уважаемого профессора Пашиняна мы ясно читаем выводы: морфологические изменения в зубо-челюстном аппарате черепов и 7 свидетельствуют о длительно текущих хронических воспалительно-дистрофических процессах в тканях периодонта и пародонта. Это может свидетельствовать об отсутствии стоматологической помощи этим лицам на протяжении НЕСКОЛЬКИХ лет. (см. приведенную фотографию страницы). Кроме того, один из зубов черепа 7 находился в таком разрушенном состоянии, что все последние месяцы должен был причинять нестерпимую боль своей обладательнице. Вероятно, Императрица тоже заходила к Кострицкому исключительно «посидеть»? Правда, это никак не соотносится с перепиской Александры Федоровны и вдовствующей Императрицы Марии Федоровны, прямо подтверждающей, что проблемы с зубами у первой доктор Кострицкий ликвидировал. Не соотносится это и со словами самого А.Д. Степанова, сказавшего в своем докладе, что «Кострицкий приезжал лечить именно Императрицу». Так и что же он лечил, если у черепа 7 полный рот зубов с первичным и рецидивирующим кариесом и нет следов помощи на протяжении нескольких лет?! Как говаривал один из героев Булгакова: «Поздравляем вас, гражданин, соврамши!» [ Не пойму последняя фраза кому адресована: покойному проф. Пашиняну или мне? Если мне, то я ведь ничего не утверждал, а только фиксировал то, что я корректно назвал произвольными трактовками и подтасовками в тексте экспертиз. Хотя мог бы назвать это и враньем, но я все-таки старался писать не в стиле КВНа, а в стиле экспертизы. Но теперь могу любителям русской классики Агаджаняну и Оболенскому только посоветовать перечитать крыловскую басню о зеркале и обезьяне, чтоб на себя оборотиться. - Ред. ] Не совсем понятным остается и то, о какой «погоде» разговаривала Мария Рендель с Царем, которого она, будучи революционеркой, сильно недолюбливала и для чего ее вызывали к Государю целых семь раз за несколько месяцев?! Но и тут у господина Степанова явно есть какое-то объяснение, которого он, к сожалению, так и не представил.

http://ruskline.ru/analitika/2018/05/11/...

Прот. Малиновский Н. П. Фотография. 1912 г. В 1895 г. М. опубликовал 1-й т. «Православного догматического богословия». Издание было задумано М. как учебное пособие для средних духовных учебных заведений. В 1884 г. был введен новый устав духовных академий и семинарий, вслед. чего были изменены учебные программы богословских дисциплин. Как преподаватель догматического богословия М. поставил перед собой задачу написать учебник, соответствующий по охвату тем новой учебной программе. По существу предмета М. задался целью пересмотреть «разъяснения истин веры», усилить апологетический элемент в изложении вероучения, уделить в курсе больше внимания сравнению правосл. вероучения с неправосл. учениями, а также представить «более жизненное» изложение догматов в сравнении с прежними аналогичными курсами (Речь перед защитой. 1904. С. 250). Особенность труда М. в его компилятивном характере. М. не ставил перед собой задачи написать авторское сочинение, высказать авторскую позицию по догматическим вопросам или предложить новые методы изложения догматического учения Церкви. Цель М.- создать компендиум достижений русской догматики. Автор стремился учесть «выводы отечественной догматической литературы по каждому догматическому вопросу», включая не только курсы догматики и монографии, но и большой пласт журнальных публикаций (Там же. С. 252). М. занимает подчеркнуто осторожную позицию: «Не стремясь непременно отыскивать и прокладывать новые пути, следуя общепринятому плану в расположении догматических истин, я старался в кратком и общедоступном изложении представить возможно полное и всестороннее освещение или рассмотрение каждого догматического вопроса» (Там же. С. 251). Структура учебника М. (деление на части, отделы и главы) в целом соответствует структуре «Православно-догматического богословия» митр. Макария (Булгакова) (СПб., 1849-1853. 5 т.). В начале глав и отдельных параграфов М. приводит библиографические списки русскоязычной литературы по рассматриваемым вопросам. В тексте широко использованы указанные публикации, во мн. случаях - без необходимых отсылок. Вместе с тем М. видел свою работу не в повторении ранее сказанного в лит-ре, а в подведении итогов рус. богословия 2-й пол. XIX в., что и считал собственным вкладом в науку (Речь перед защитой. 1904. С. 253). Историк рус. богословской науки проф. Н. Н. Глубоковский писал, что в сочинении М. «компилятивным способом удачно и старательно представлено компактное объединение русской научной литературы на протяжении всего догматического объема» ( Глубоковский Н. Н. Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии. М., 2002. С. 11).

http://pravenc.ru/text/2561726.html

Тут Филарет вспомнил его. — Прискакал кучер! В тот самый час, как я у вас кощунствовал, и загорелось!.. Дом сгорел, один флигель, конюшни, амбары, сараи… Простите! Простите меня, Христа ради!.. Возвращаю вам… — Всемилостивый Господь наш Иисус Христос да простит вас!..— Филарет осенил склоненную белокурую голову крестным знамением.— А деньги примите, пригодятся… Алексей, проводи господина! Часть седьмая. Гефсимания Глава 1. Надежда и опора Новое время надвигалось на Россию. Все так же весеннее солнце светило с голубого неба, растапливая сугробы и порождая ручьи и ручейки, все так же полнились водою реки и ломали сковывающий ледяной панцирь, земля освобождалась для продолжения жизни, но более обыкновенного взволнованы были все шестьдесят миллионов российских подданных и их государь. Шаг за шагом близилось уничтожение крепостной зависимости помещичьих крестьян. Ожидание великого преобразования, менявшего вековые устои, вольно и невольно отзывалось на общем укладе жизни. Все пошатнулось. Иным мечтателям-либералам казалось, что пришел век свободы, отныне нет невозможного, говори что вздумается, обличай, ниспровергай, утверждай. Другим, людям практическим, думалось, что век-то пришел железный и грех упускать свою выгоду от железных дорог и фабрик, благоразумные англичане и немцы изобрели прокатные станы, паровой трамвай, фотографирование, магнитно-игольный телеграф, электромотор, телефон, банки и кредит, револьвер Кольта и капсюльное ружье с затвором. «Оставьте нас в покое!» — молили третьи, желавшие жить попросту, как деды и прадеды, в мужицких избах или княжеских дворцах, служить в купеческих конторах или златоглавых церквах. Но нельзя жить в мире и быть свободным от него. И до стен Троице-Сергиевой лавры долетали ветры перемен, перемахивали стены, и вот уже семинаристы и студенты духовной академии обсуждали не только библейские комментарии Шольца и Дерезера или недавно вышедшие церковные истории Макария Булгакова и Филарета Гумилевского , но и теорию разумного эгоизма, учение позитивистов о неизменности устройства любого общества, учение Дарвина о естественном отборе, идеи о «врожденном неравенстве людей» и «вредности милосердия». Знал об этом московский митрополит.

http://azbyka.ru/fiction/vek-filareta/?f...

Творчество – это осознанный процесс, а наркомания – это невменяемость. Ни о какой осознанности даже речи нет. Как поэт и автор текстов «Наутилуса» Вы известны давно. А насколько давним является увлечение прозой? Приблизительно одинаково. Ваше место в музыке неоспоримо. Теперь можно говорить о Бутусове как об уже сложившемся писателе. Мало того, судя по ярким и красочным иллюстрациям к «Архии», Вы не оставляете и любовь своей юности – изобразительное искусство. Вы не страдаете от этой разделенности? Или разные виды искусства в Вашем случае взаимно дополняют и обогащают друг друга? Это объединяет меня. Ваши иллюстрации очень интересны. Обращает на себя внимание большое количество разнообразных шаров. Что они для Вас символизируют? Шар – это символ гармонии, символ совершенства. Вас часто спрашивают, какую музыку Вы слушали и слушаете, кто из музыкантов оказывал на Ваше творчество влияние. Пришла пора спросить о Ваших литературных предпочтениях: кого читали, кого читаете? Кто из литераторов оказал влияние на Ваше писательское становление? Пушкин, Конан Дойл, Булгаков, Набоков, Маркес, Павич. Что читаете своим детям? Есть ли у Вас в семье традиция чтения вслух? Сказки – Метерлинк, Гауфф, О. Уайльд, Пройслер, Янссон, Чуковский, Пушкин. Духовные чтения, Домострой, Библия. Вы пишете ручкой или сразу печатаете на компьютере? Процесс сочинительства как-то изменился с появлением компьютера в Вашей жизни? Рэй Бредбери, например, компьютер так и не принял, предпочитая ему машинку. Есть мнение, что, когда возможности редактирования текста ограничены, когда исправить что-либо крайне трудно, то сочинительство является более дисциплинированным, строгим, бережным, а может, и внутренне более интенсивным.  Я теперь пользуюсь компьютером, хотя были времена, когда я был завален ворохом бумаги. А дисциплина – это показатель не только уровня профессионализма, но и, более того, человеческого уровня развития. Вы как-то обмолвились, что архитектурное образование помогает в музыкальном творчестве. А в литературном? Вообще давно замечено, что архитектурное образование дает мощный стимул развитию творческих способностей в самых разных сферах, и далеко не все выпускники архитектурных институтов становятся архитекторами, уходя в живопись, музыку, дизайн, фотографию. В литературу, наконец. Поделитесь соображениями на этот счет.

http://pravmir.ru/arxiya-intervyu-s-vyac...

— Как и положено композитору, я пишу музыку для спектаклей, в которых играют мои сестры и братья. Уже второй год мы организуем бесплатные показы спектаклей в больницах и хосписах. Организация деятельности такого добровольческого театра требует серьезных финансовых вложений, поэтому, помимо выездов в социальные учреждения, мы начали организовывать благотворительные показы спектаклей на различных площадках Москвы. Это дает возможность собрать средства на приобретение и перевозку костюмов, декораций и необходимого оборудования в те социальные учреждения, где и проходят спектакли. Сейчас, например, мы с ребятами начали работать над новой постановкой по произведению выдающегося ирландского писателя Уолтера Мэккина «Бог создал Воскресенье», спектакль будет готов к началу следующего года. Благотворительный спектакль «Волшебный напиток» в театра «Булгаковский Дом» (фотограф Евгений Свистков) — Очень интересно было бы посмотреть ваш спектакль! А в каких ещё добровольческих проектах вы участвуете, помимо хоров и театральной студии? — Если говорить о ближайших мероприятиях — планируем организовать благотворительный концерт моей инструментальной музыки, приуроченный к акции «Белый цветок». Это ежегодная акция, она организована для поддержки проектов православной службы помощи «Милосердие». Например, есть такой проект, «Ангар спасения», там помогают бездомным, людям, случайно оказавшимся на улице, потерявшим деньги и документы. Еще служба помогает богадельням для одиноких стариков, патронажным службам, детским домам, кризисным и реабилитационным центрам... Как видите, у «Милосердия» много проектов, нуждающихся в пожертвованиях . Концерт в шатре «Ангар спасения» для бездомных (служба помощи «Милосердие») — Идея с благотворительными концертами чудесная: можно не только доброе дело сделать, но и получить удовольствие от знакомства с новыми музыкальными произведениями. Меня всегда интересовал вопрос, откуда композиторы черпают вдохновение для создания мелодий? — Думаю, вдохновение подобно любви. Бессмысленно ждать, когда оно придет. Я убеждён, что и вдохновение, и любовь изначально находятся внутри человека. Но по своей сути это не только чувства и эмоции, а в первую очередь поступки, волевое устремление.

http://pravoslavie.ru/159668.html

Отец Юлии Николаевны – выпускник Санкт-Петербургского университета, видный экономист, дружил с Вернадским, князем Оболенским, другими русскими знаменитостями, человек либеральных взглядов, часто ездил за границу, увлекался русской зарубежной философией, был любителем музыки, ценителем изобразительного искусства. Мать – воспитанница Смольного института, поклонница Ушинского. Своих детей воспитывала в простоте, чистоте, дисциплине, честности и порядочности, приобщала к искусству, музыке, литературе и живописи. Для Юлии мама была самым большим авторитетом, самым близким и любимым человеком. Она вспоминала: «С раннего детства полное отсутствие баловства и при этом свобода». Сестры Рейтлингер в Ялте. 1914 В семье было четыре девочки, то есть у Юлии было три сестры. Вот на фотографии они все: Мария, Лидия, Юлия и младшая Екатерина. Все они были удивительны, воспитаны своей матерью в жертвенной, высокой традиции. Мы потом увидим, на их судьбах это сильно отразится. Но самое большое влияние оказал на сестру Иоанну отец Сергий Булгаков, с ним будет связана большая часть жизни Юлии Николаевны. Встретились они в Крыму, куда в 17-м году переехала вся ее семья. Нужно сказать, что родители девочек воспитывали в свободе и в любви к искусству. Юлию отдали в школу Общества поощрения художников. У нее были большие способности, еще в гимназии ее называли художницей, называли даже с некоторым пренебрежением или иронией, потому что всеми остальными предметами она пренебрегала ради рисования. Когда семья переехала в Крым – это было начало бедствий, незадолго до революции. Врач нашел в легких, как пишет Юлия Николаевна, «небольшие непорядки», и по настоянию матери вся семья переезжает в Крым в имение Саяни. И там их застает революция и гражданская война, так что в Санкт-Петербург семья уже не вернулась. Сестры Маня и Лида пошли сестрами милосердия в добровольческую армию. Я говорила, что девочек воспитывали в духе героическом, самоотверженном – это было принято в аристократических семьях начала ХХ века. Все они, такие молоденькие и юные девушки, шли сестрами милосердия еще в войну 14-го года, мы это знаем по царской семье и по другим дворянским родам. И здесь тоже – старшие сестры Юлии пошли в добровольческую армию. В марте 20-го года они умирают от тифа, отказавшись покинуть санитарный поезд. Собственно говоря, они совершали подвиг. Это было примером для Юлии Николаевны, потому что и она сама всю жизнь стремилась к подвигу. Встреча с отцом Сергием Булгаковым

http://pravmir.ru/most-mezhdu-mirami-lek...

Однако благодаря участию в подобных конкурсах увлечение фотоискусством может стать серьезным, а всякое творческое увлечение развивает, обогащает личность — даже если в будущем такой ребенок не станет профессиональным фотографом. Принимая решение отправить свои снимки на конкурс со строгой экспертной оценкой, ребенок учится критически воспринимать свои работы, глядеть на них чужими глазами, ему приходится думать и выбирать, у него возникает представление о планке качества. То есть вырабатывается мотивация к дальнейшему творческому росту. Для этого, собственно, «Вооруженный глаз» и существует. 1-е место в номинации " Портрет " . Работа " Механик Гена, гаражный сэнсей " . Тимофей Павлов, 10 лет, Москва. 2-е место в номинации " Портрет " . Работа " Морские души " Софья Новицкая , 13 лет, г. Пушкин (Санкт-Петербург). 3-е место в номинации " Портрет " . Работа " Эксперимент " . Александра Плугина, 10 лет, Москва. 1-е место в номинации " Пейзаж " . Работа " Мой причал " . Тимур Ермаков, 12 лет, г. Пушкин (Санкт-Петербург). 2-е место в номинации " Пейзаж " . Работа " Озёра Абхазии " . Катерина Кубрак, 16 лет, Москва. 3-е место в номинации " Пейзаж " . Работа " Хутор " . Анастасия Алдонина , 12 лет, г. Пушкин (Санкт-Петербург). 1-е место в номинации " Жизнь людей " . Работа " Девайс " . Виктор Знаменский, 14 лет, г. Пушкин (Санкт-Петербург). 2-е место в номинации " Жизнь людей " . Работа " Горошки " . Станислав Сильнов, 11 лет, Москва. 3-е место в номинации " Жизнь людей " . Работа " Батюшка " . Регина Максимова, 16 лет, г. Корсаков (Сахалин). 3-е место в номинации " Жизнь людей " . Работа " Предновогодний марафон " . Галина Булгакова, 15 лет, Москва. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также

http://foma.ru/miryi-v-obektive.html

В чем же имя? в данных звуках? но если звуки другие на разных языках, разнится ли имя? и если одинаковые звуки разных имен, не тожественно ли имя? Здесь надо вспомнить то, что говорилось о трехчастном составе имени: синеме, морфеме и фонеме. Конечно, имя есть известная синема, конкрет, но оно облекается в фонему, и вне её не существует, с ней неразрывно, однако и фонема может изменяться без изменения для имени. Подобным же образом и морфема. Но имя ни в каком случае не есть только фонема и морфема, почему их изменения и судьбы не имеют решающего значения, могут не препятствовать тожеству содержания, как разные фотографические снимки, при всем различии взятия и исполнения будучи одним и тем же по содержанию. Трудность понять имя заключается в том, что оно является, с одной стороны, довольно независимым от своей фонемы, которая может и изменяться, а с другой, оно связано с ней теснее, чем всякое слово. Именно слово имеет собственный смысл и значение, которое может быть передано другим словом или на другом языке, может быть описано, между тем имя не имеет такого значения и не допускает субституций. Поэтому невольно возникает вопрос: что же представляет собой ядро имени, его синема, если мы отвлечемся от подвижной фонемы? Очевидно, здесь не может быть того же ответа, что о каждом слове, и даже в тех случаях, когда имя имеет внутреннюю форму, эта последняя не имеет самостоятельного бытия и значения, но поглощается фонемой имени (Бенедикт нельзя заменить Благословенный, т. е. сделать перевод внутренней формы, ибо имя-то есть именно Бенедикт). Ответ о внутреннем ядре имени может быть лишь таков: имя есть сила, энергия, воплощенное слово. Здесь происходит совершенно особый ωσρκωσις слова, тайна которого непостижима, как и всякая тайна зарождающейся жизни, исполняющая веление да будет. Но последствия ясны: слово плоть бысть, идеальное стало реальным, идея превратилась в энергию, жаждущую своей энтелехии, имя вошло в космос имен бытия. Да не будет принято за кощунственно или легкомысленно смелое сближение именования с воплощением Слова, с боговоплощением, ибо на это дерзновение уполномочивает нас именно вера наша в воплощение Слова, которое предполагает, а вместе и постулирует воплощение слов.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Или же фотография есть как бы протокольная запись, матерьял для того, чтобы им могло воспользоваться искусство, но сама она еще не есть искусство. Что же касается чистого натурализма в искусстве, то он является прежде всего утопией, потому что искусство никогда не может (да, конечно, и не должно) преодолевать пропасть, отделяющую идеальный образ вещи от ее реальности. 10 талеров в знаменитом примере Канта никогда не станут реальными, как бы хорошо они ни были нарисованы. В лучшем случае мы имеем в натурализме либо подделку, т. е. обман, либо самообман, т. е. галлюцинацию, сопровождаемую утерей чувства реальности, затемнением основной интуиции бытия, вследствие чего мыслеобразы приравниваются действительности. Кроме того в натурализме подменивается, а тем самым и упраздняется основная задача искусства как иконизации бытия: искусство не ищет восполнить реальность или создать рядом с нею новое бытие (это было бы бесплодным люциферизмом), оно хочет явить его слово, идею, мыслеобраз. Следовательно, его задача лежит не в области реальной, но идеальной, – не бытия, но смысла. Далее, задача искусства в понимании натурализма противоречива и антихудожественна. В самом деле, натурализм означает верность художества предмету, точность его воспроизведения в данном состоянии. Но такого единого натурального образа предмета просто не существует. Он разлагается в бесконечную кинематографическую ленту образов, и даже тот натуральный образ, который мы видим глазом, всегда есть синтез, совершаемый нами бессознательно, образ образов. Меняется освещение, меняется форма в ракурсе, в зависимости от взятия, меняется окраска в зависимости от соотношения с окружающими предметами, от неизбежной ограниченности изобразительных средств, одним словом, πντα pe, все течет в зрительном образе вещей. Поэтому и на пути самого ортодоксального натурализма оказывается неизбежный художественный произвол, стилизация, взятие, одним словом, не то пассивно зеркальное отражение, которым похваляется натурализм, но творчество, хотя и ущербленное, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010