Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАННА Свящ. Сергий Булгаков и Ю. Н. Рейтлингер. Фотография. Кон. 20-х — нач. 30-х гг. ХХ в. Свящ. Сергий Булгаков и Ю. Н. Рейтлингер. Фотография. Кон. 20-х — нач. 30-х гг. ХХ в. (Рейтлингер Юлия Николаевна; 1898, С.-Петербург - 1988, Ташкент), инокиня; принадлежала к числу ярких мастеров иконописи XX в. рус. зарубежья. Род. в семье обрусевших нем. баронов Рейтлингеров. Отец Николай Александрович, экономист по образованию, активно интересовался духовно-религ. исканиями нач. XX в. Мать Лидия Николаевна (урожд. Гонецкая) воспитывала 4 дочерей в атмосфере религиозности. И. вспоминала о посещении служб в «небольшой домовой церкви при Музее Александра III (ныне ГРМ.- Ред.), в которую попадать надо было какими-то длинными коридорами с чудесным запахом масляных красок,- там же первая исповедь, первое говенье на Страстной неделе». Прор. Иоанн Предтеча. Икона. 1946 г. (мон-рь Покрова Пресв. Богородицы в Бюсси-ан-От, Франция) Прор. Иоанн Предтеча. Икона. 1946 г. (мон-рь Покрова Пресв. Богородицы в Бюсси-ан-От, Франция) Обнаружившая способности к живописи Рейтлингер по окончании 8 классов гимназии в 1916 г. была определена в «4-й (головной) класс школы Общества поощрения художеств (минуя скучные гипсы)», через полгода ее перевели в 5-й и к весне - в 6-й класс. Т. о., систематическое начальное художественное образование, прерванное революцией в России в 1917 г., свелось к году обучения. Стремительное продвижение от класса к классу было возможно благодаря успехам Рейтлингер в живописи. Изгнание из рая. Роспись ц. вмч. Иоанна Воина в Мёдоне, Франция. Нач. 30-х гг. XX в. (Б-ка фонд «Русское Зарубежье») Изгнание из рая. Роспись ц. вмч. Иоанна Воина в Мёдоне, Франция. Нач. 30-х гг. XX в. (Б-ка фонд «Русское Зарубежье») Летом 1917 г. сестры Рейтлингер уехали в Крым, позднее к ним присоединились родители. В 1918 г. в Крыму состоялось знакомство Рейтлингер с ее буд. духовным наставником свящ. Сергием Булгаковым , к-рого она сопровождала до конца его дней († 1944).

http://pravenc.ru/text/471579.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла А. И. Введенский. Фотография. 1911 г. Алексей Иванович (14.05.1861, г. Серпухов Московской губ.- 23.02.1913, Москва), богослов, историк философии. Из семьи священника. Окончил Волоколамское ДУ, затем Вифанскую ДС. В 1882-1886 гг. учился в МДА, к-рую окончил со степенью канд. богословия. 25 авг. 1886 г. назначен преподавателем лат. языка в Вологодскую ДС. В 1887 г. избран советом МДА на кафедру истории философии в должности исполняющего обязанности доцента (с сент. 1891 доцент). В 1891 г. защитил магист. дис. «Вера в Бога, ее происхождение и основания» (М., 1891). В 1892 г., после смерти проф. В. Д. Кудрявцева-Платонова , В. занял в МДА кафедру метафизики и логики. 23 февр. 1892 г. был избран экстраординарным профессором МДА, с янв. 1905 г. ординарный профессор МДА, с 24 окт. 1912 г. заслуженный ординарный профессор. В 1906-1913 гг. член правления МДА. В 1909-1910 гг. представитель МДА в комиссии при Святейшем Синоде по разработке нового устава духовных академий. С 1911 г. читал также лекции в Московском педагогическом ин-те. Отпевание В. 27 февр. 1913 г. в московском храме во имя свт. Василия Великого возглавили Серпуховской еп. Анастасий (Грибановский) и ректор МДА Волоколамский еп. Феодор (Поздеевский) . В. похоронен на Миусском кладбище в Москве. Религиозно-философское мировоззрение В. было основано на принципах рус. духовно-академической традиции (прот. Ф. А. Голубинский , Кудрявцев-Платонов и др.) и ориентировано на синтез богословского и философского знания. Ученый полагал, что философия каждого народа представляет собой раскрытие его религ. представлений. В понимании религ. сущности философского познания он был близок к идеям Вл. С. Соловьёва и рус. религ. философов нач. XX в. (прот. Сергия Булгакова , свящ. Павла Флоренского и др.). По мнению свящ. П. Флоренского, для В. церковная наука - это «величественный идеал духовного опознания всей действительности», «цельное жизнепонимание, опирающееся на начала церковности» (Собр. соч. в 4 т. М., 1996. Т. 2. С. 190).

http://pravenc.ru/text/149991.html

Прмч. Варлаам (Коноплёв). Фотография. Нач. XX в. (Коноплёв Василий Евфимович; 18.04.1858, Юго-Кнауфский завод Осинского у. Пермской губ.- 25.08.1918, Осинский у. Пермской губ.), прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), архим., настоятель Белогорского во имя свт. Николая Чудотворца муж. мон-ря . Из семьи горнозаводских крестьян - старообрядцев- беспоповцев . В 10 лет выучился грамоте, полюбил чтение книг духовного содержания, много размышлял о вере, расколе, начал понимать, что без священства спасение невозможно. О себе впосл. рассказывал: «Ночью часто вставал... и молился усердно... просил указать, в какой церкви и через каких пастырей благодать Св. Духа действует: у старообрядцев-беглопоповцев или австрийских? Просил Бога, если Церковь восточная и греко-российская не лишилась благодатных даров, то соединить меня с нею, чтобы не быть мне в дальнейшем раскольником, чего я никак не желал... И в такой заботе пребывал долгое время и поэтому не женился, чтобы не было препятствий к рассмотрению истинного пути... До 35-ти лет я был постоянно в размышлении о Церкви» (Цит. по: Дамаскин. С. 188). Коноплёв много путешествовал, встречался со старообрядческими начетчиками, изучал сочинения, написанные как старообрядцами, так и их противниками. После посещения в 1891 г. Никольского единоверческого мон-ря в Москве и бесед с его настоятелем архим. Павлом Прусским , а также посещения Иосифо-Волоколамского мон-ря, ТСЛ, занятия с древними рукописями решил присоединиться к Православию через единоверие. Однако вскоре усомнился в правильности единоверия и в это время, по его словам, много вреда принес Церкви, останавливая желавших присоединиться и приводя в сомнение уже присоединившихся. Пермские священники, занимавшиеся работой со старообрядцами, жаловались на Коноплёва пермскому епархиальному миссионеру прот. Стефану Луканину . После неоднократных продолжительных бесед с прот. Стефаном Коноплёв стал терпимее относиться к правосл. Церкви. Пермский еп. Петр (Лосев) прислал старообрядцу «Догматическое богословие» Московского митр. Макария (Булгакова) , этот труд убедил Коноплёва в том, что правосл. Церковь в догматах веры не погрешает.

http://pravenc.ru/text/154157.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла А. И. Булгаков. Фотография. Нач. ХХ в. Афанасий Иванович (17.04.1859, Орёл - 14.03.1907, Киев), богослов, церковный историк. Отец писателя М. А. Булгакова . Из семьи священника. Окончил Орловское ДУ (1876), затем Орловскую ДС (1881), в 1881-1885 гг. учился в КДА, к-рую закончил со степенью канд. богословия. С 1885 г. преподавал греч. язык в Новочеркасском ДУ. В 1887 г. в КДА защитил магист. дис. «Очерки истории методизма», затем преподавал в академии в звании доцента, с янв. 1889 г. заведующий кафедрой истории и разбора зап. исповеданий, с марта 1902 г. экстраординарный профессор, с февр. 1907 г. ординарный профессор. С 1892 г. одновременно исполнял обязанности цензора в Киевском духовном цензурном комитете. В дек. 1906 г. Б. был удостоен степени д-ра богословия за сочинения «Старокатолическое и христиано-католическое богослужение и его отношение к римско-католическому богослужению и вероучению» и «О законности и действительности англиканской иерархии с точки зрения Православной Церкви». Б. являлся активным деятелем Киевского религиозно-просветительского об-ва. Похоронен на киевском Байковом кладбище. Большинство исследований Б. посвящено истории зап. христианства. «Очерки истории методизма» являются первым в России подробным исследованием этой разновидности протестантизма, рассмотренной в ее англ. (уэслианском) и амер. (епископальном) вариантах. Особое внимание Б. уделял религ. направлениям, склонным, по его мнению, к восстановлению церковного единства. В кн. «Старокатолическое и христиано-католическое богослужение и его отношение к римско-католическому богослужению и вероучению» ученый, проанализировав богослужебную практику старокатоликов и христиано-католиков (Христиано-католическая Церковь - разновидность старокатоличества в Швейцарии с 1875), сделал вывод о том, что, несмотря на нек-рые изменения (в частности, использование национального языка вместо лат.), старокатолики и христианокатолики все же остались в рамках католич. богослужебной традиции и не сумели приблизиться к древнецерковной практике. В работах, посвященных Англиканской Церкви, ученый преимущественно исследовал проблему каноничности ее иерархии, однако окончательного решения этого вопроса не нашел. На основе Свящ. Писания и раннехрист. лит-ры Б. подробно описал церковное учение о священноначалии и благодатном даре священства, сближающее правосл. и англикан. Церкви.

http://pravenc.ru/text/153625.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла А. А. Бронзов. Фотография. Нач. XX в. Александр Александрович (7.08.1858, с. В. Чужбой Белозерского у. Новгородской губ.-1936/37, Ленинград), богослов, церковный историк, публицист. Род. в семье псаломщика. Окончил Белозерское ДУ (1873), Новгородскую ДС (1879) и СПбДА (1883). С 1883 г. преподавал Свящ. Писание, нем. и древнеевр. языки, библейскую историю в Курской ДС. В 1885 г. защитил магист. дис. «Аристотель и Фома Аквинат в отношении к их учениям о нравственности пред лицом Евангелия», в к-рой показал генетическую связь системы Фомы Аквинского с учением Аристотеля и их принципиальное различие, поскольку этика Аристотеля противоречит нравственным принципам Евангелия. С 1886 г. Б. преподавал греч. язык (в нек-рые периоды Свящ. Писание и лат. язык) в С.-Петербургской ДС, выполнил ряд переводов с греч. языка. С 1894 г. доцент на кафедре нравственного богословия СПбДА, с 1897 г. экстраординарный профессор, с 1902 г. ординарный профессор, в окт. 1903 - июне 1906 г. член правления СПбДА. В 1901 г. Б. представил к защите на соискание докторской степени дис. «Преподобный Макарий Египетский» (1899. Т. 1), в к-рой проанализировал относящиеся к биографии преподобного источники и рассмотрел вопрос о подлинности приписываемых прп. Макарию Великому (Египетскому) творений. Ученый стремился показать, что нравственное учение занимает центральное место в сочинениях прп. Макария. Несмотря на отрицательные отзывы рецензентов В. В. Болотова и Т. А. Налимова и решение Совета СПбДА, Б. получил степень д-ра богословия указом Святейшего Синода от 5 апр. 1901 г. по ходатайству С.-Петербургского митр. Антония (Вадковского) и отзыву Киевского митр. Феогноста (Лебедева) . Докт. диссертация Б. была отмечена Макария (Булгакова), премией . 2-й т. исследования о прп. Макарии Египетском был подготовлен автором к печати, но не издан. В своих печатных трудах и лекциях Б. отказался от схоластического подхода к проблемам нравственного богословия, ранее распространенного в рус. богословской науке, и опирался на систему своего учителя протопр. Иоанна Янышева . В кн. «Нравственное богословие в России в течение XIX ст.» (1901) Б. выделил 2 основных направления в этом разделе рус. богословской науки: во-первых, учебные курсы, составленные по зап. образцам и ориентированные преимущественно на нравственную философию И. Канта с его учением об автономной морали, и, во-вторых, работы, опирающиеся на живой аскетический опыт, в первую очередь на труды свт. Феофана (Говорова) , к-рый активно привлекал святоотеческое наследие для понимания христ. нравственности.

http://pravenc.ru/text/БРОНЗОВ.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОЛОСЕЕВСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Голосеевская пустынь. Фотография. Нач. ХХ в. (ГИМ) Голосеевская пустынь. Фотография. Нач. ХХ в. (ГИМ) (Голосеевская пуст.) (Киевская митрополия УПЦ), в г. Киеве (Украина). Основан в 1631 г. как скит Киево-Печерской лавры архим. св. Петром (Могилой) . В скиту были построены храм во имя вмч. Иоанна Нового Сочавского (покровителя рода молдавских господарей Могил), дом архимандрита, неск. келий, хозяйственные помещения, посажены сад и роща. Свт. Петр (Могила) передал в храм частицу мощей вмч. Иоанна; по предположению митр. Московского Макария (Булгакова) в XVII в. пустынь называлась в честь вмч. Иоанна Нового. По инициативе свт. Варлаама (Ясинского) в Г. м. была построена ц. во имя преподобных Варлаама и Иоасафа. При свт. Тимофее (Щербацком) вместо 2 обветшавших церквей был построен деревянный храм, на верхнем этаже к-рого был освящен престол во имя вмч. Иоанна Нового, на нижнем - преподобных Варлаама и Иоасафа. В 1764 г., при архим. Киево-Печерской лавры Зосиме (Валькевиче), была построена деревянная ц. в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Согласно описи 1765 г., в б-ке мон-ря хранилось 68 книг, в т. ч. 2 рукописные. В апр. 1786 г. пустынь была преобразована в 3-классный мон-рь и передана в пожизненное ведение уволенному на покой архим. Зосиме (Валькевичу). Архим. Зосима пристроил к храму в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» придел во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. После кончины архим. Зосимы в 1793 г. мон-рь был обращен в хозяйственный хутор, братия (ок. 12 чел.) переведена в лавру. В 1831 г. митр. Евгений (Болховитинов) возобновил Г. м. как скит лавры. Духовный и хозяйственный расцвет Г. м. в XIX в. связан с деятельностью Киевского митр. Филарета (Амфитеатрова) , к-рый в 1846-1850 гг. построил в обители каменный собор в честь Покрова Пресв. Богородицы с приделами во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, митрополичий корпус с домовой ц. во имя прп. Иоанна Многострадального, братский корпус, хозяйственные помещения, ограду. В Г. м. перешли стремившиеся к уединению и сугубым подвигам насельники Киево-Печерской лавры. В течение 17 лет в Г. м. каждую весну и лето проводил митр. Филарет вместе с духовником прп. Парфением (Краснопевцевым) . Последний совершал ежедневные богослужения в домовом храме, вычитывал наизусть Псалтирь с Иисусовой молитвой в скиту обители. Он говорил о Г. м.: «Здесь носится дух Преподобных Печерских». Прп. Парфений был похоронен в храме в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». В Г. м. также подвизались преподобные Феофил (Горенковский) , Паисий (Яроцкий) , в 1895-1917 гг.- духовник лавры прп. Алексий Киево-Печерский (Шепелев), окормлявший как братию, так и мирян. Прп. Алексий был похоронен на кладбище Г. м. В 1900 г. в Г. м. был похоронен Киевский митр. Иоанникий (Руднев) .

http://pravenc.ru/text/165289.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДАНИЕЛУ Даниелу [франц. Daniélou] Жан (14.05.1905, Нёйи-сюр-Сен, близ Парижа - 20.05.1974, Париж), кард., богослов, патролог, историк древней Церкви. Жизнь Род. в семье Шарля и Мадлен Даниелу (урожд. Кламорган). Его отец - первоначально журналист, позже политик; неоднократно избирался депутатом франц. парламента, был секретарем Кабинета депутатов в эпоху Третьей республики и в течение мн. лет занимал пост мэра г. Локронан в Бретани. Мать была в духовном послушании у известных богословов-иезуитов Л. Гранмезона и Ж. Лебретона ; в 1906 г. основала Католический педагогический ин-т и неск. католич. средних школ для девушек. В основу воспитания детей ею было положено духовное учение Игнатия Лойолы . Д. учился в иезуитской коллегии Пресв. Богородицы на о-ве Джерси, затем - в коллегии Св. Креста в Нёйи. Высшее филологическое образование получил в Сорбонне (среди соучеников - Ж. П. Сартр ). К 1927 г. написал дипломную работу по античной филологии об эквивалентах греч. глагола εναι (быть). В 1927 г. выдержал конкурс на должность преподавателя словесности. Вскоре после этого Д. служил в армии в звании рядового. Участвовал в парижской лит. жизни, им был сделан лат. перевод либретто «Царя Эдипа» (1927), написанного Ж. Кокто для И. Ф. Стравинского. Недолго был личным секретарем отца (1927-1928). Посещал кружок Ж. Маритена в Мёдоне, где встречался с прот. Сергием Булгаковым и Н. А. Бердяевым . Именно благодаря Бердяеву он обратился к творениям древних отцов ( Cl é ment O. Rencontres avec Jean Daniélou//Axes. 1975. T. 7. P. 167). Сблизился с философом-персоналистом Э. Мунье ; сотрудничал с основанным Мунье ж. «Esprit». Опубликовал ст. «Мысль Шарля Пеги» в серии «Золотой тростник» под ред. Маритена. Ж. Даниелу. Фотография. Нач. 70-х гг. ХХ в. Ж. Даниелу. Фотография. Нач. 70-х гг. ХХ в. В 1928 г. Д. стал членом Об-ва св. Павла и взял на себя руководство Домом молодежи (студенческое общежитие в Латинском квартале Парижа). Одновременно вел активную миссионерскую работу в бедных районах Парижа. В 1929 г. поступил послушником в орден иезуитов.

http://pravenc.ru/text/168806.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИЕВО-БРАТСКИЙ В ЧЕСТЬ БОГОЯВЛЕНИЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился на Подоле. Основание и первые годы существования Наиболее ранней датой основания мон-ря и Братской школы в нем нек-рые историки XIX в. считали 1588-1589 гг. и связывали ее с благословением К-польского Патриарха Иеремии II . Либо по дороге в Москву, либо на обратном пути патриарх Иеремия II посетил Киев и издал грамоту с разрешением открыть школу при Богоявленской ц. на Подоле. Видимо, впервые эта версия была высказана в исторической записке о Киевской академии, подготовленной для Свящ. Синода в 1765 г. Впосл. мнения об основании обители в 1588-1589 гг. придерживались митр. Евгений (Болховитинов) и В. И. Аскоченский . Киево-Братский мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. Киево-Братский мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. В 1865 г. проф. М. А. Максимович в «Записках о первых временах Киевского Богоявленского братства» оспорил эту версию. Он доказывал, что Киевское братство и школа появились не ранее 1615 г. Мнение Максимовича было поддержано и учеными КДА. В частности, в 1869 г. проф. И. И. Малышевский в юбилейной речи по случаю 50-летия преобразования Киево-Могилянской коллегии (далее: К.-М. к.) в КДА выступил с критикой гипотезы об основании К.-Б. м. в 1588-1589 гг. Он привел следующие аргументы: нет никаких документов о пребывании патриарха Иеремии в Киеве; и в Москву и из Москвы он ехал другой дорогой и Киев не посещал; ни в одном из древних документов не сохранилось упоминаний о благословении патриархом Киевского братства и о выдаче ему патриаршей грамоты; в документах 1615-1616 гг. прямо говорится о создании нового мон-ря и нового братства ( Малышевский. 1869. С. 65). Митр. Макарий (Булгаков) в «Истории Русской Церкви» отказался от версии, высказанной в своей ранней монографии о Киевской академии, и согласился с мнением Максимовича. Публикация 1884 г. прот. П. Г. Лебединцева вызвала полемику с С. Т. Голубевым , в результате которой версия об основании К.-Б. м. в 1588-1589 гг. была окончательно оставлена ( Л[ебединце]в). 1884; Голубев. 1885).

http://pravenc.ru/text/1684333.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОДРИН ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Николаевский собор (на заднем плане) и колокольня Одрино-Николаевского мон-ря. Фотография. Кон. XIX — нач. XX в. Николаевский собор (на заднем плане) и колокольня Одрино-Николаевского мон-ря. Фотография. Кон. XIX — нач. XX в. (Брянской епархии), расположен в с. Одрина Карачевского городского поселения Карачевского р-на Брянской обл. Вопрос о времени основания обители и ее история до кон. XVII в. В дореволюционной историографии основание обители традиционно относили к XIV в. (Краткое описание. 1895. С. 1-10; Карачевский Николаевский... 1910. С. 14-15; Булгаков. 1993. С. 1515; Житие и чудеса. 1994. С. 386). Эта дата базировалась на упоминании местечка Одрины в духовной грамоте (составлена ранее февр. 1433) вдовы серпуховского и боровского кн. Владимира Андреевича Храброго инокини Евпраксии (в миру кнг. Елена Ольгердовна). Однако упомянутое в грамоте местечко (ДДГ. 28. С. 72) не могло быть связано с Карачевским у., т. к. было пожаловано Елене Ольгердовне ее мужем («что м бла(го)словил кнз(ь) мои»), тогда как Карачевское княжество с 90-х гг. XIII в. до 1400-х гг. находилось под контролем Литовского великого княжества . Основание обители было связано с обретением в местных лесах иконы свт. Николая Чудотворца. Согласно древнему письменному сказанию, хранившемуся в О. Н. м. до 1917 г. ( Красовский. 1872. С. 44-46; Карачевский Николаевский... 1910. С. 13-14), «явилася святая икона Чюдотворца Николая: на речке Одрине на древе сасне, Брянчене три брата радныхъ (севрюки) по явлению, взяв принесоша во градъ свой…». Севрюками называлось население Северской земли (по мнению Н. М. Багновской, в XIV-XVI вв.; см.: Багновская. 2002. С. 18-22); наиболее ранние сведения о севрюках в источниках относятся к кон. XV в. Следов., обретение иконы можно отнести к кон. XV-XVI в. В это же время в результате успешных русско-литов. войн произошел переход земель Карачевского княжества под контроль Русского гос-ва (закреплено Московским перемирием 1503 г.). Одновременно исследователями отмечалось, что О. Н. м. был основан как муж. пустынь, вероятно, в период епархиальной зависимости Брянщины от Смоленской кафедры (1515-1611) ( Пясецкий. 2011. С. 57).

http://pravenc.ru/text/2578223.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИПАРИСОВ Василий Федорович (29.03.1849, с. Терса Волгского (Вольского) у. Саратовской губ.- 28.01.1899, Сергиевский посад, ныне г. Сергиев Посад Московской обл.), богослов, ординарный профессор МДА. Сын священника. В 1864 г. К. окончил Вольское ДУ, в 1870 г.- Саратовскую ДС по 1-му разряду. Как лучший выпускник, был направлен для обучения в МДА за казенный счет и поступил на церковно-практическое отд-ние. В 1874 г. окончил МДА со степенью кандидата богословия и получил право защищать магист. диссертацию без новых испытаний; его канд. соч. «Понятие о терпимости, индифферентизме и фанатизме на основании церковных правил и государственных законов» было признано одним из лучших и удостоено премии митр. Иосифа (Семашко) в 250 р. По окончании курса 11 июня 1874 г. К. был назначен на должность преподавателя греч. языка в Литовскую ДС, а в июне 1875 г. определен преподавателем рус. словесности в Виленское жен. уч-ще духовного ведомства. В нач. 1875/76 уч. г. Совет МДА пригласил К. на кафедру пастырского богословия и гомилетики с историей проповедничества. Инициатором приглашения был проф. А. Ф. Лавров-Платонов, буд. архиеп. Литовский и Виленский Алексий , к-рому К. помогал писать канд. сочинение (Из архива прот. С. К. Смирнова. 1915). Защитив диссертацию pro venia legendi на тему «Отношение Древне-Вселенской Церкви ко мнениям отдельных церковных общин и лиц церковной иерархии по вопросам вероучения и церковной дисциплины», К. занял кафедру в качестве штатного приват-доцента, продолжал заниматься научными исследованиями в области церковного права. Лекций по пастырскому богословию он не читал до 1883 г., ограничиваясь изложением исключительно истории церковной проповеди и правил ее построения. В. Ф. Кипарисов. Фотография. Кон. XIX в. В. Ф. Кипарисов. Фотография. Кон. XIX в. 26 сент. 1883 г. на публичном диспуте К. защитил диссертацию на степень магистра богословия «О свободе совести: Опыт исследования вопроса в области истории Церкви и государства, с I по IX в.»; 3 окт. степень была утверждена, 14 окт. К. получил должность доцента. Магист. сочинение К. было удостоено Советом МДА премии митр. Макария (Булгакова) в 300 р., а Синодом в 1886 г.- Макариевской премии в 1 тыс. р.

http://pravenc.ru/text/1684684.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010