Мугреевский. Святоезерская Иверская пустынь. Святоезерская Сенегская пустынь Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1390. Ссылки:     Адрес: Ивановская область, Южский район, п. Мугреевский, ул. Набережная, д.2 Координаты: 56.603006, 42.352687 Проезд:от Южи грунтовая дорога с мелким щебнем, через Мугреево-Никольское, Талицы, около 40 км. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Святоозерский Спасо-Преображенский Сенегский монастырь, общежительный, в 60 верстах от города Гороховца, в 10 верстах от села Нижнего Ландеха, при Святом озере. Основан в конце XIV века и был мужским; в 1768 году после пожара был упразднен; в 1860 году здесь учрежден женский монастырь. Ему принадлежат часовня во имя святого Николая чудотворца в селе Нижнем Ландехе, с находящимися в ней местно чтимой иконой святого Николая Чудотворца и древним крестом. Из книги С.В. Булгакова " Русские монастыри в 1913 году " МУГРЕЕВСКИЙ. МОНАСТЫРЬ СВЯТОЕЗЕРСКИЙ СЕНЕГСКИЙ (СВЯТОЕЗЕРСКАЯ ПУСТЫНЬ), сер. 18 - нач. 20 в. Расположен на небольшом холме, носящем название Грива, в северной части поселка, на берегу Святого озера. Легенда связывает основание пустыни с именем некоего старца Филарета, поселившегося в нач. 14 в. в пещере, вырытой в холме. На месте колодца, выкопанного старцем, со временем образовалось обширное озеро, получившее в народе название Святое. Еще в 19 в. местность эта, окруженная густыми лесами и болотами, продолжала носить название Филаретовской. В конце 14 в. отшельническая обитель привлекла внимание митрополита Киприана, окончательно утвердившегося на московской кафедре в 1390 г. Киприан поставил здесь первую деревянную церковь Преображения. Как митрополичье владение пустынь существовала и в 1-й пол. 15 в., при преемнике Киприана митрополите Всероссийском Фотии. Пребывание здесь в 1411 г. спасло Фотия от пленения отрядом татарского царевича Талыча. В память об этом чудесном спасении митрополит построил здесь новую деревянную церковь Рождества Богородицы.

http://sobory.ru/article/?object=07242

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКАРИЙ Макарий (Троицкий), еп. Калужский и Боровский. Фотография. Ок. 1895 г. Макарий (Троицкий), еп. Калужский и Боровский. Фотография. Ок. 1895 г. (Троицкий Макарий Трифонович; 1830, с. Доброводье Севского у. Орловской губ.- 3 июля 1906, г. Белёв Тульской губ.), еп. Калужский и Боровский. Род. в семье священника, служившего в сельской ц. во имя свт. Николая Чудотворца (1782-1786). Первоначальное образование получил дома, затем обучался в Севском ДУ. В 1849 г. поступил в Орловскую ДС, которую окончил в 1851 г. В 1855 г. окончил КДА со степенью старшего кандидата богословия. Однокурсником М. по академии был буд. Туркестанский и Ташкентский еп. Никон (Богоявленский). С 1856 г. преподавал логику и психологию в Орловской ДС. 8 нояб. того же года Троицкий был рукоположен в сан иерея, служил в храме свт. Николая Чудотворца и в других орловских церквах; в 1859 г. награжден набедренником, в 1863 г.- скуфьей, в 1867 г.- камилавкой, в 1877 г. возведен в сан протоиерея. В 1863 (1865?) г. был назначен законоучителем орловского Александринского ин-та благородных девиц и настоятелем институтской ц. во имя св. прав. Анны. Летом 1867 г. М. служил Божественную литургию в присутствии имп. Александра II Николаевича , посетившего ин-т. М. Т. Троицкий был женат на М. Я. Голиневич, дочери семинарского инспектора, в 1868 г. овдовел. 15 окт. 1879 г. был пострижен в монашество, 28 окт. возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Чёлнского в честь Преображения Господня мужского монастыря Трубчевского у. Орловской губ. В нач. 1880 г. М. был вызван в С.-Петербург для совершения чреды священнослужения и проповедей. Здесь он познакомился с архим. св. Николаем (Касаткиным) , к-рый 15 марта того же года записал в дневнике: «...о. Макарий из орловских протоиереев, особенно симпатичная личность» (Дневники св. Николая Японского. СПб., 2004. Т. 1. С. 217). С 28 февр. 1881 г. настоятель московского в честь иконы Божией Матери «Знамение» мужского монастыря , с 18 мая того же года благочинный обителей Московской епархии. По семейным преданиям, зафиксированным в воспоминаниях внука епископа, воронежского архит. Н. В. Троицкого (1900-1984), служба М. в Успенском соборе Московского Кремля произвела благоприятное впечатление на митр. Московского Макария (Булгакова) и др. иерархов, что повлияло на карьеру архимандрита.

http://pravenc.ru/text/2561404.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИПАРИСОВ Василий Федорович (29.03.1849, с. Терса Волгского (Вольского) у. Саратовской губ.- 28.01.1899, Сергиевский посад, ныне г. Сергиев Посад Московской обл.), богослов, ординарный профессор МДА. Сын священника. В 1864 г. К. окончил Вольское ДУ, в 1870 г.- Саратовскую ДС по 1-му разряду. Как лучший выпускник, был направлен для обучения в МДА за казенный счет и поступил на церковно-практическое отд-ние. В 1874 г. окончил МДА со степенью кандидата богословия и получил право защищать магист. диссертацию без новых испытаний; его канд. соч. «Понятие о терпимости, индифферентизме и фанатизме на основании церковных правил и государственных законов» было признано одним из лучших и удостоено премии митр. Иосифа (Семашко) в 250 р. По окончании курса 11 июня 1874 г. К. был назначен на должность преподавателя греч. языка в Литовскую ДС, а в июне 1875 г. определен преподавателем рус. словесности в Виленское жен. уч-ще духовного ведомства. В нач. 1875/76 уч. г. Совет МДА пригласил К. на кафедру пастырского богословия и гомилетики с историей проповедничества. Инициатором приглашения был проф. А. Ф. Лавров-Платонов, буд. архиеп. Литовский и Виленский Алексий , к-рому К. помогал писать канд. сочинение (Из архива прот. С. К. Смирнова. 1915). Защитив диссертацию pro venia legendi на тему «Отношение Древне-Вселенской Церкви ко мнениям отдельных церковных общин и лиц церковной иерархии по вопросам вероучения и церковной дисциплины», К. занял кафедру в качестве штатного приват-доцента, продолжал заниматься научными исследованиями в области церковного права. Лекций по пастырскому богословию он не читал до 1883 г., ограничиваясь изложением исключительно истории церковной проповеди и правил ее построения. В. Ф. Кипарисов. Фотография. Кон. XIX в. В. Ф. Кипарисов. Фотография. Кон. XIX в. 26 сент. 1883 г. на публичном диспуте К. защитил диссертацию на степень магистра богословия «О свободе совести: Опыт исследования вопроса в области истории Церкви и государства, с I по IX в.»; 3 окт. степень была утверждена, 14 окт. К. получил должность доцента. Магист. сочинение К. было удостоено Советом МДА премии митр. Макария (Булгакова) в 300 р., а Синодом в 1886 г.- Макариевской премии в 1 тыс. р.

http://pravenc.ru/text/1684684.html

Решма. Макариев Решемский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:приблизительно не ранее 1400. Ссылки:   Адрес: Россия, Ивановская область, Кинешемский район, село Решма Координаты: 57.408599, 42.563811 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Макарьев Решемский монастырь, общежительный, при слободе Решем, в 23 верстах от города Кинешмы, на правом берегу реки Волги. Основан в XV веке пр. Макарием (см. 25 июля) и был мужским; в 1901 году обращен в женский. Здесь весьма чтимы: образ пр. Макария и Казанская икона Богоматери. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». Расположен на высоком берегу Волги, на территории бывш. с. Нагорное при слободе Решма. Рядом, ближе к Волге, до недавнего времени находился монастырь — Макарьевская Решемская пустынь, образованная в нач. 17 в., с церковью Троицы 2-й пол. 18 в. Ныне комплекс состоит из двух церквей — летней Воскресения, 1754 г. и зимней Николая Чудотворца, сооруженной вскоре, около сер. 18 в. Раньше в комплекс входила также колокольня — восьмигранное столпообразное сооружение, завершенное высоким шатром, костромского типа. Ее основание служило притвором церкви Воскресения. Храмы поставлены параллельно друг другу; летний выдвинут к востоку. Именно эта церковь - Воскресения - и поныне главенствует в композиции, ранее поддержанная еще более высокой, чем основной объем шатровой колокольней. Кирпичные стены обоих храмов побелены по кладке. Несмотря на значительные утраты, комплекс ценен как пример позднего использования форм и приемов допетровского зодчества в строительстве 18 в. Беляев, 1863, с. 138; Баженов, 1904, с. 7-9; ИАК, 1909, с. 90; Церкви Костромской епархии.., 1909, с. 127. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2», М., Наука, 2000, с. 487 25 июля 1911 г. в монастыре был заложен новый храм во имя Казанской иконы Божией Матери. Окончанию строительства помешали известные революционные события. После 1917 г. монастырь был преобразован в женскую артель. Закрыт в конце 1920-х. Троицкую церковь, новую Казанскую (была ли она освящена - невыяснено) и ряд монастырских строений разобрали в 1940-е. Позднее на месте Троицкого храма выстроили школу.

http://sobory.ru/article/?object=06349

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иконостас ц. в честь Преображения Господня. Фотография. XX в. [польск. wita Góra Grabarka], св. гора на Подляшье (Подлясе), восточнее г. Семятыче, где находится одна из главных правосл. святынь Польши — Марфо-Мариинский жен. мон-рь Варшавско-Бельской епархии Польской Автокефальной Православной Церкви (ПАПЦ). Обитель была основана в 1947 г. игум. Марией (С. Неклюдовой; † 1949), по происхождению из рус. аристократических кругов. Г. известна как благодатная местность, центром к-рой является ц. Преображения Господня, окончательно отстроенная к 1895 г. В 1990 г. храм сгорел в результате преднамеренного поджога, но вскоре был восстановлен. В наст. время также действуют церкви в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и Успения Пресв. Богородицы (трапезный храм). У подножия горы находится св. целительный источник. Начиная с глубокой древности окрестные жители находили на Г. приют и спасение во время набегов неприятеля и различных эпидемий, избавление от вспышки холеры в нач. XVIII в. сделало гору и ее христ. реликвии еще более почитаемыми, в т. ч. и католиками. Во 2-й пол. XX в. возобновились многотысячные паломничества на Г., такие же, какие очевидцы описывали в XIX в. Самая большая группа паломников из г. Белостока, расположенного в 100 км севернее Г., где имеется более 10 правосл. приходов. Паломники несут с собой тысячи деревянных крестов, преимущественно обетных; обойдя трижды на коленях вокруг храма Преображения, верующие устанавливают кресты на горе. Накануне праздника Преображения Господня торжественное богослужение проводят митрополит Варшавский и всей Польши, предстоятель ПАПЦ, епископы Церкви и сотни церковно-служителей. В полночь на местном кладбище совершается панихида, затем служатся литургии; в эту праздничную августовскую ночь бывает до неск. десятков тысяч исповедников и причастников. На Г. торжественно отмечались 1000-летие Крещения Руси и 2000-летие христианства. Мн. паломники называют Г. «православной Ченстоховой», сравнивая с местом нахождения главной святыни Польши — иконы Божией Матери Ченстоховской. Лит.: Кверцетусь. Грабарка//Литовские ЕВ. 1866. С. 417–421; Булгакова И. Звезды над Горой Грабаркой//Церк. вестн. Варшава, 1964. N 11. С. 10–12; Radziukiewicz A. wita Góra Grabarka. Biaystok, 1993 Sosna Grz., ks. wite miejsca i cudotworne ikony. Biaystok, 2001; Лабынцев Ю. А., Щавинская Л. Л. Западнобелорус. письменное наследие XVII–XX вв. Минск, 2004. Ю. А. Лабынцев, Л. Л. Щавинская Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/545829.html

Прмч. Варлаам (Коноплёв). Фотография. Нач. XX в. (Коноплёв Василий Евфимович; 18.04.1858, Юго-Кнауфский завод Осинского у. Пермской губ.- 25.08.1918, Осинский у. Пермской губ.), прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), архим., настоятель Белогорского во имя свт. Николая Чудотворца муж. мон-ря . Из семьи горнозаводских крестьян - старообрядцев- беспоповцев . В 10 лет выучился грамоте, полюбил чтение книг духовного содержания, много размышлял о вере, расколе, начал понимать, что без священства спасение невозможно. О себе впосл. рассказывал: «Ночью часто вставал... и молился усердно... просил указать, в какой церкви и через каких пастырей благодать Св. Духа действует: у старообрядцев-беглопоповцев или австрийских? Просил Бога, если Церковь восточная и греко-российская не лишилась благодатных даров, то соединить меня с нею, чтобы не быть мне в дальнейшем раскольником, чего я никак не желал... И в такой заботе пребывал долгое время и поэтому не женился, чтобы не было препятствий к рассмотрению истинного пути... До 35-ти лет я был постоянно в размышлении о Церкви» (Цит. по: Дамаскин. С. 188). Коноплёв много путешествовал, встречался со старообрядческими начетчиками, изучал сочинения, написанные как старообрядцами, так и их противниками. После посещения в 1891 г. Никольского единоверческого мон-ря в Москве и бесед с его настоятелем архим. Павлом Прусским , а также посещения Иосифо-Волоколамского мон-ря, ТСЛ, занятия с древними рукописями решил присоединиться к Православию через единоверие. Однако вскоре усомнился в правильности единоверия и в это время, по его словам, много вреда принес Церкви, останавливая желавших присоединиться и приводя в сомнение уже присоединившихся. Пермские священники, занимавшиеся работой со старообрядцами, жаловались на Коноплёва пермскому епархиальному миссионеру прот. Стефану Луканину . После неоднократных продолжительных бесед с прот. Стефаном Коноплёв стал терпимее относиться к правосл. Церкви. Пермский еп. Петр (Лосев) прислал старообрядцу «Догматическое богословие» Московского митр. Макария (Булгакова) , этот труд убедил Коноплёва в том, что правосл. Церковь в догматах веры не погрешает.

http://pravenc.ru/text/154157.html

Лит.: Сказания о Христа ради юродивой подвижнице Серафимо-Дивеевскаго мон-ря П. И. Серебренниковой. Тверь, 1891; Серафим (Чичагов), архим. Летопись Серафимо-Дивеевского мон-ря Нижегородской губ. Ардатовского у. СПб., 19032; Юродивая Паша в Дивеевском монастыре. СПб., 1903; Юродивая Паша Саровская, старица и подвижница Серафимо-Дивеевского женского монастыря. М., 1904; Саровская Паша юродивая подвижница. СПб., 1906; Паша Саровская юродивая: (Полное жизнеописание подвижницы). Од., 1909, 19122; Жития Дивеевских блаженных Пелагии, Параскевы и Марии. Дивеево, 2001, 20072; Прп. Серафим Саровский. Агиография. Почитание. Иконография. М., 2004; Дивеевские Христа ради юродивые Пелагия, Параскева и Мария. Дивеево, 20093; Серафима (Булгакова), мон. Восп.//Прп. Серафим Саровский и Дивеевская обитель. М., 2011; Дом-музей блж. Параскевы Ивановны//Дивеевская обитель. 2014. 1(11). С. 122-135; Павлович Г., свящ. Паша Саровская: Новые архивные мат-лы к житию блж. Параскевы Дивеевской//ЖМП. 2015. 10. С. 28-35; Костина В. Адресат блж. Параскевы Ивановны//Дивеевская обитель. 2017. 2(24). С. 114-119. Свящ. Георгий Павлович Блж. Параскева Дивеевская. Фрагмент фотографии. 1903 г. (РГИА) Современники отмечали, что П. «обладала весьма типичной наружностью», в к-рой особенно поражали «детские, добрые, светлые, глубокие и ясные глаза», «чистый взор ребенка», в одежде проявилась ее любовь к ярким красным цветам (Серафимо-Дивеевские предания: Житие. Воспоминания. Письма. Церковные торжества. М., 2006. С. 347, 350). Блж. Параскева Дивеевская. Икона. Ок. 2004 г. Иконописец Л. Качалин (Казанская ц. Серафимо-Дивеевского мон-ря) Блж. Параскева Дивеевская. Икона. Ок. 2004 г. Иконописец Л. Качалин (Казанская ц. Серафимо-Дивеевского мон-ря) Сохранилось ок. 18 фотографий П. кон. XIX - нач. XX в., сделанных, по-видимому, преимущественно в фотомастерской Серафимо-Дивеевского мон-ря, а также в фотоателье М. П. Дмитриева в Н. Новгороде. В их числе: сидящая П. в светлой рубахе и сарафане; П. в белой одежде с котенком в руке; П.

http://pravenc.ru/text/2579014.html

Кунгур. Иоанно-Предтеченский женский монастырь. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Иоанно-Предтеченский монастырь, общежительный, в городе Кунгуре. Основан в 1868 году из существовавшей с 1822 года женской общины. При нем школа и приют для девочек-сирот духовного звания. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». Монастырь возник как женская монашеская община при Предтеченской церкви города в 1825 г., официально статус общины получил в 1851 г., в монастырь преобразован в 1868 г. К нач. ХХ в. крупный монастырь с большим хозяйством, с территорией, застроенной каменными корпусами. Действовали приют и училище. Закрыт женский монастырь в 1921 г. Возрождение монастыря благословлено Священным Синодом в 2004 г. 12 мая 2005 г. был создан Устав и зарегистрирована религиозная организация Иоанно- Предтеченский женский монастырь. С 2009 г. началось возрождение женского монастыря в Кунгуре и только в 2015 г. он полностью перешел в руки монахинь. Кунгурская Иоанно-Предтеченская женская община была утверждена в 1851 году. Попечителем общины стал кунгурский купец А.Г. Пиликин, который в течение 15 лет руководил строительными работами на территории монастыря, занимающей квартал между улицами Гоголя (ранее – Острожной), Красной (ранее – Алексеевской), Ленина (ранее – Успенской). В 1850-е годы был построен первый келейный корпус, в котором позднее были устроены домовые церкви в честь иконы Владимирской Богоматери (1858 г.) и в честь Великомученика Пантелеймона и Симеона Верхотурского чудотворца (1879 г.). В 1860 году были построены: второй корпус – для женского духовного училища, третий корпус – под приют для девочек-сирот (на средства А.С. Губкина). Четвертый корпус возвели в 1869 году, пятый – в 1870 году. В 1868 году община была переименована в женский Иоанно-Предтеченский монастырь. В 1903–1914 годах велось строительство каменной Иоанно-Предтеченской монастырской церкви с приделами Иверской Богоматери и Серафима Саровского. Освящение главного храма состоялось 21 сентября 1914 года. 22 и 23 сентября были освящены придельные храмы.

http://sobory.ru/article/?object=36234

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла А. И. Введенский. Фотография. 1911 г. Алексей Иванович (14.05.1861, г. Серпухов Московской губ.- 23.02.1913, Москва), богослов, историк философии. Из семьи священника. Окончил Волоколамское ДУ, затем Вифанскую ДС. В 1882-1886 гг. учился в МДА, к-рую окончил со степенью канд. богословия. 25 авг. 1886 г. назначен преподавателем лат. языка в Вологодскую ДС. В 1887 г. избран советом МДА на кафедру истории философии в должности исполняющего обязанности доцента (с сент. 1891 доцент). В 1891 г. защитил магист. дис. «Вера в Бога, ее происхождение и основания» (М., 1891). В 1892 г., после смерти проф. В. Д. Кудрявцева-Платонова , В. занял в МДА кафедру метафизики и логики. 23 февр. 1892 г. был избран экстраординарным профессором МДА, с янв. 1905 г. ординарный профессор МДА, с 24 окт. 1912 г. заслуженный ординарный профессор. В 1906-1913 гг. член правления МДА. В 1909-1910 гг. представитель МДА в комиссии при Святейшем Синоде по разработке нового устава духовных академий. С 1911 г. читал также лекции в Московском педагогическом ин-те. Отпевание В. 27 февр. 1913 г. в московском храме во имя свт. Василия Великого возглавили Серпуховской еп. Анастасий (Грибановский) и ректор МДА Волоколамский еп. Феодор (Поздеевский) . В. похоронен на Миусском кладбище в Москве. Религиозно-философское мировоззрение В. было основано на принципах рус. духовно-академической традиции (прот. Ф. А. Голубинский , Кудрявцев-Платонов и др.) и ориентировано на синтез богословского и философского знания. Ученый полагал, что философия каждого народа представляет собой раскрытие его религ. представлений. В понимании религ. сущности философского познания он был близок к идеям Вл. С. Соловьёва и рус. религ. философов нач. XX в. (прот. Сергия Булгакова , свящ. Павла Флоренского и др.). По мнению свящ. П. Флоренского, для В. церковная наука - это «величественный идеал духовного опознания всей действительности», «цельное жизнепонимание, опирающееся на начала церковности» (Собр. соч. в 4 т. М., 1996. Т. 2. С. 190).

http://pravenc.ru/text/149991.html

Кветунь. Чолнский Спасский монастырь. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Монастырь. Не действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:приблизительно 1500 - 1600. Адрес: Брянская область, Трубчевский район, с. Кветунь, Дом инвалидов Координаты: 52.54016, 33.62475 Проезд:От г. Трубчевска по шоссе на ст. Витемля 11 км до указателя " интернат " (проехав с. Кветунь), далее повернуть налево и проехать 1 км до ворот монастыря. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Спасо-Чолнский монастырь, 3 класса, в 12 верстах от города Трубчевска. Основан или возобновлен князем Трубчевским Алексеем Никитичем в XVI веке; по устному же преданию, существовал уже в конце XII века. Здесь находится чудотворная Чолнская икона Божией Матери. По преданию, эта святая икона явилась пастухам в челне, плывшем по реке Десне против течения, в том месте, где ныне находится монастырь; по молитвам пред нею получил исцеление от недуга князь Трубчевский, после чего святая икона, будучи поставлена в устроенной там князем часовне, прославилась многими чудотворениями. При монастыре школа и странноприимница.  Из книги С.В. Булгакова " Монастыри в 1913 году " МОНАСТЫРЬ ЧОЛНСКИЙ СПАС­СКИЙ Расположен на краю села на правом высоком и крутом берегу Десны, возле древнего городища Кветунь, на территории селища 9-12 вв. (по мнению В.А. Падина - посада древнего Трубецка, перенесенного в 12 в. на новое место). Монастырь основан, видимо, в 16 в., однако первые документальные сведения имеются только с нач. 17 в. (уцелел в Смутное время). До конца столетия немногочисленные строения мужской обители, в 1680 г. приписанной к Киево-Печерской лавре, были деревянными. На рубеже 17-18 вв. на средства московского гостя М. Сверчкова сооружен каменный соборный храм Рождества Христова. В 1731 г. возведены церковь Антония и Феодосия Печерских и нижний этаж трапезной, а в 1741 г. - церковь Введения и вся трапезная. Большинство других каменных зданий монастыря (колокольня, трапезная при соборе, братская поварня и ограда с башнями) построены на рубеже 18-19 вв., при игумене Кесарии Плюгине (1798-1817). В последующее время были возведены лишь отдельные хозяйственные и жилые постройки.

http://sobory.ru/article/?object=07137

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010