Св. Троицы (1824) в с. Еропкине Нерехтского у. (ныне Приволжский р-н Ивановской обл.), Введенская ц. (1828) в Плёсе, Успенская ц. (1836-1838) в с. Пеженге (ныне Кологривский р-н). Феодоровский мон-рь в Ратькове. Фотография. Нач. XX в. Феодоровский мон-рь в Ратькове. Фотография. Нач. XX в. Архаичный тип храма с лепестковым планом был своеобразно изменен в эпоху классицизма. В объемной композиции ц. Рождества Пресв. Богородицы (1811) в с. Михайловском Нерехтского у. (ныне Родниковский р-н Ивановской обл.; заказ М. А. Титовой) к центральному двусветному восьмерику примыкают пониженные полукруглые объемы с небольшими плоскими ризалитами на изгибе, к-рые напоминают о неизжитых традициях барокко. В фасадном убранстве главную роль играют крупные окна-серлианы и 2-колонные портики в нишах на диагональных гранях восьмерика. Большей строгостью отличается облик ц. св. Иоанна Предтечи (1833) в с. Гавриловском Галичского р-на (заказ помещиков Сипягиных): центральная ротонда была окружена 4 полукруглыми притворами, украшенными пилястрами и завершенными полукуполами. Основой композиции для 3 необычных центричных храмов, построенных в К. и Г. е., послужил увраж французского гравера и архитектора-классициста XVIII в. Ж. Ф. Неффоржа с 4 круглыми пространствами, вписанными в треугольник. Для церквей - Воскресенской (1803-1808) в усадьбе Валуево (ныне урочище близ дер. Повалихино Чухломского р-на), принадлежавшей Е. Ф. Готовцевой, свт. Николая Чудотворца (1809) в с. Затока (Чухломского у. (близ совр. дер. Халдино Галичского р-на)) и Рождества Христова (1823) в с. Свиньине Галичского у. (близ совр. пос. Лопарёво Галичского р-на), заказанной Я. А. Булгаковым,- характерна высокая центральная купольная ротонда, к-рую с 3 сторон поддерживают пониженные ротондальные объемы главного алтаря и приделов. 3 основных фасада с ризалитами завершены треугольными фронтонами. Дополнительное своеобразие облику храмов придают готические мотивы в декоре: входные и оконные проемы вписаны в плоские стрельчатые ниши.

http://pravenc.ru/text/2458871.html

На юж. границе мон-ря, к-рая была более сложного рельефа, впосл. располагалась одноглавая церковь, вероятно, во имя вмч. Георгия (1527). Она стояла вне ограды, на карте между ней и юж. келейным корпусом стена не обозначена. Далее в ограде показаны еще 2 надвратных храма, а между ними за оградой еще один одноглавый храм, к-рый Выголов отождествил с ц. в честь Воздвижения Креста Господня (1450), сооруженной боярином В. Г. Ховриным и не принадлежавшей обители. Ближайший к Георгиевской ц. надвратный храм, на месте к-рого позднее была выстроена ц. во имя вмц. Екатерины,- это, видимо, ц. во имя святителей Афанасия и Кирилла Александрийских. Пшеничников ссылался на архивные дела, в к-рых престол во имя Александрийских епископов упоминался как придельный и принадлежавший обители, но имевший собственный причт ( Пшеничников. 1894. С. 106). По мнению Забелина, этот храм еще был действующим в 1792 г., упразднен в нач. XIX в. в связи со строительством Екатерининской ц. Памятью об этом храме служили литургические предметы, сохранявшиеся в ризнице М. В. м.: серебряные потир, дискос, лжица и звездица, пожалованные в дар храму царевной Марией Алексеевной в 1717 г. Сосуды, принадлежавшие этому храму, были по инициативе митр. Московского и Коломенского Макария (Булгакова) переданы игум. Сергией (Волконской) (1871-1884) в Иосифовский жен. мон-рь Екатеринославской епархии. Вмч. Георгий Победоносец. Деревянный рельеф. Мастер В. Д. Ермолин. Фотография. 10-е гг. ХХ в. Вмч. Георгий Победоносец. Деревянный рельеф. Мастер В. Д. Ермолин. Фотография. 10-е гг. ХХ в. Георгиевский храм, построенный в 1527 г., также служил мемориальным целям: он был возведен для статуи вмч. Георгия Победоносца, крупного белокаменного изображения конного воина, древнего герба династии и столицы, стоявшего до перестройки Фроловских ворот на их башне. Этот одноглавый 3-апсидный храм примыкал к стене мон-ря, южный и восточный его фасады выходили на площадь перед ним. В нач. XVIII в. он был отремонтирован и даже к нему пристроили придел во имя вмч.

http://pravenc.ru/text/2564202.html

Храм во имя свт. Алексия, митр Московского. 1834 г. Фотография. 10-е гг. XXI в. Храм во имя свт. Алексия, митр Московского. 1834 г. Фотография. 10-е гг. XXI в. В 1690 г. близ юго-зап. угла Благовещенского собора, у горы, на узком пространстве между собором и стеной, была возведена церковь во имя святителя Алексия, митрополита Московского (впосл. во имя преподобного Сергия Радонежского). Здание предположительно возведено на месте одноименного юж. придела Благовещенского собора на средства ушедшего в Н. Б. м. на покой патриаршего ризничего Иосифа Булгакова, к-рого в 1710 г. похоронили под этой церковью. В 1715 г. церковь пострадала от пожара, после чего маковица главы была вновь покрыта зеленой черепицей. В 1722 г. с запада к церкви была пристроена паперть, к-рая являлась продолжением галереи Благовещенского собора. Из церкви в гору вели пещеры, стены и потолки к-рых крепились лодейным брусом. К 1803 г. церковь пришла в аварийное состояние, между 1810 и 1825 гг. была частично перестроена. В здании было сделано плоское междуэтажное перекрытие, надстроен алтарь, а церковь перенесли на верхний этаж. Она представляла собой поднимающееся восьмериком сооружение с крытой муравленой черепицей главкой и кованым золоченым крестом, с оконными наличниками, имела одноапсидный алтарь и деревянную зап. паперть. В 20-х гг. XIX в. по проекту архит. И. Е. Ефимова вместо деревянной была построена каменная паперть, соединенная с галереей Благовещенского собора. В 1854 г. по благословению еп. Иеремии (Соловьёва) церковь была переосвящена во имя прп. Сергия Радонежского, а в 1867 г. отремонтирована на средства Дубровина. Своды были расписаны. К кон. XIX в. в храме имелся одноярусный, выкрашенный краской и местами позолоченный иконостас; шатровый свод был расписан водяными красками. Из-за ветхости и повреждений службы совершались редко, и только летом. Между Сергиевской (Алексиевской) и Успенской церквами, под горой, располагаются искусственно сооруженные пещеры. Сначала у трапезной палаты была выкопана для родника пещера глубиной 11 м со сводом, выложенным белым камнем. Для удаления излишних водяных токов через территорию мон-ря к р. Оке был проложен желоб. В нач. XVIII в. близ Алексиевской ц. в горе выкопали 2-ю пещеру - для захоронения иноков. 25 мая 1710 г. в ней 1-м погребен Иосиф (Булгаков). Над его гробницей на камне, встроенном в юж. стену, вырезаны слова: «1710-го года Маия 25-го дня в 2-ом часе нощи, успе во Христе, блаженночестный монах иеродиакон Иосиф Булгаков, бывый потриарше судия и ризничей, иже первый пещеры сей, и храма святителя Алексия основатель и зде первый положися». К 2018 г. пещеры подверглись значительным обрушениям ( Филатов. Нижний Новгород. 1994. С. 31; Медоваров. 2011).

http://pravenc.ru/text/2565210.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла А. И. Булгаков. Фотография. Нач. ХХ в. Афанасий Иванович (17.04.1859, Орёл - 14.03.1907, Киев), богослов, церковный историк. Отец писателя М. А. Булгакова . Из семьи священника. Окончил Орловское ДУ (1876), затем Орловскую ДС (1881), в 1881-1885 гг. учился в КДА, к-рую закончил со степенью канд. богословия. С 1885 г. преподавал греч. язык в Новочеркасском ДУ. В 1887 г. в КДА защитил магист. дис. «Очерки истории методизма», затем преподавал в академии в звании доцента, с янв. 1889 г. заведующий кафедрой истории и разбора зап. исповеданий, с марта 1902 г. экстраординарный профессор, с февр. 1907 г. ординарный профессор. С 1892 г. одновременно исполнял обязанности цензора в Киевском духовном цензурном комитете. В дек. 1906 г. Б. был удостоен степени д-ра богословия за сочинения «Старокатолическое и христиано-католическое богослужение и его отношение к римско-католическому богослужению и вероучению» и «О законности и действительности англиканской иерархии с точки зрения Православной Церкви». Б. являлся активным деятелем Киевского религиозно-просветительского об-ва. Похоронен на киевском Байковом кладбище. Большинство исследований Б. посвящено истории зап. христианства. «Очерки истории методизма» являются первым в России подробным исследованием этой разновидности протестантизма, рассмотренной в ее англ. (уэслианском) и амер. (епископальном) вариантах. Особое внимание Б. уделял религ. направлениям, склонным, по его мнению, к восстановлению церковного единства. В кн. «Старокатолическое и христиано-католическое богослужение и его отношение к римско-католическому богослужению и вероучению» ученый, проанализировав богослужебную практику старокатоликов и христиано-католиков (Христиано-католическая Церковь - разновидность старокатоличества в Швейцарии с 1875), сделал вывод о том, что, несмотря на нек-рые изменения (в частности, использование национального языка вместо лат.), старокатолики и христианокатолики все же остались в рамках католич. богослужебной традиции и не сумели приблизиться к древнецерковной практике. В работах, посвященных Англиканской Церкви, ученый преимущественно исследовал проблему каноничности ее иерархии, однако окончательного решения этого вопроса не нашел. На основе Свящ. Писания и раннехрист. лит-ры Б. подробно описал церковное учение о священноначалии и благодатном даре священства, сближающее правосл. и англикан. Церкви.

http://pravenc.ru/text/153625.html

Противостояние митр. Владимира и епархиального совета продолжилось в связи с проведением 9 авг. 1917 г. 2-го епархиального съезда, к-рый подтвердил решения апрельского собрания. В ответ митр. Владимир издал послание, в к-ром резко осудил автокефалистские устремления части духовенства и мирян. Автокефалистски настроенная часть братии Киево-Печерской лавры потребовала переселения митрополита из лавры в Киево-Софийский митрополичий дом и смены наместника. Наместник архим. Амвросий (Булгаков) подал прошение об отставке, новым наместником был избран эконом лавры архим. Климент (Жеретиенко) . Все громче звучали требования изъятия лавры из-под власти Киевского митрополита. Сщмч. Владимир (Богоявленский), митр. Киевский. Фотография. 90-е гг. XIX в. Сщмч. Владимир (Богоявленский), митр. Киевский. Фотография. 90-е гг. XIX в. По инициативе еп. Никодима в сент. 1917 г. при К. е. были образованы орг-ции духовенства и мирян, стоявшие на церковно-канонических позициях и активно поддерживавшие митр. Владимира: «Совет объединенных приходов», «Братство приходских советов», «Союз пастырей Киева» («Киевский пастырский союз»). Председателем общих собраний «Союза пастырей» был избран прот. Симеон Трегубов. 10 окт. 1917 г. митр. Владимир благословил деятельность союза. В нач. дек. 1917 г. митр. Владимир подал прошение об уходе на покой, но патриарх Тихон счел это прошение несвоевременным. 23 нояб. 1917 г. состоялось совещание инициативного комитета по созыву Всеукраинского Собора духовенства и мирян; фактически комитет состоял из членов Киевского епархиального совета и автокефалистски настроенного киевского Воскресенского братства. На совещании был создан совет по управлению епархиями Украины - «Временная всеукраинская православная церковная рада» (см. ст. Всеукраинская православная церковная рада ) во главе с жившим на покое в Киево-Печерской лавре архиеп. Алексием (Дородницыным) , реальным главой рады стал заштатный прот. Александр Марычев, ранее неоднократно подвергавшийся каноническим прещениям и взысканиям. Рада потребовала изгнания митр. Владимира из Киева и провозглашения автокефалии правосл. Церкви на Украине. Эти предложения поддержала на собрании 1 дек. 1917 г. и часть лаврской братии во главе с архим. Климентом (Жеретиенко). Оппоненты рады организовали «Союз приходских советов Киева», к-рый в нач. дек. 1917 г. призвал митрополита «выступить против самочинной антиканонической попытки создать автокефальную Украинскую Церковь». На такой же позиции стоял «Киевский пастырский союз». Не собирался идти на уступки автокефалистам и патриарх Тихон, хотя он и принял 12 дек. 1917 г. в Москве делегацию церковной рады, требовавшую предоставления автокефалии. В тот же день патриарх послал в Киев Кавказского митр. Платона (Рождественского), который должен был убедить киевское духовенство в ошибочности борьбы за отделение. Патриарх дал согласие на проведение Всеукраинского Собора.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

К 1914 г. в КДА существовало неск. премий, ежегодно присуждавшихся преподавателям и студентам за научные труды: 3 премии митр. Макария (Булгакова), премия имени еп. Михаила (Лузина) за труды по Свящ. Писанию, премия им. еп. Сильвестра (Малеванского), премия им. проф. В. Ф. Певницкого, премия им. митр. Иосифа (Семашко) и Евгение-Румянцевская премия. 1914 - 20-е гг. ХХ в. Закрытие КДА 29 июля 1914 г., т. е. почти одновременно с началом первой мировой войны, был назначен последний ректор дореволюционной КДА - еп. Василий (Богдашевский), проф. кафедры Свящ. Писания НЗ. Годы его ректорства стали для академии временем серьезных испытаний. Прот. Ф. И. Титов, проф. КДА. Фотография. Нач. ХХ в. Прот. Ф. И. Титов, проф. КДА. Фотография. Нач. ХХ в. 1 июня 1915 г. почетными членами КДА были избраны Верховный главнокомандующий вел. кн. Николай Николаевич и главнокомандующий Юго-Западным фронтом ген. Н. И. Иванов. На средства наставников, сотрудников и студентов на фронт неоднократно отправлялись посылки с теплыми вещами и подарками для солдат. При академической больнице был открыт лазарет для раненых офицеров, к-рый содержался на 3-процентные отчисления из жалованья всех служащих при КДА. Студенты работали в лазаретах и санитарных отрядах Киева. Некоторые студенты по окончании академии поступили в военные училища, желая отправиться на фронт. Профессора также трудились в действующей армии. Так, прот. Ф. Титов являлся членом Комиссии по пересмотру положения об управлении оккупированными областями Австро-Венгрии и, кроме того, выполнял особые поручения главнокомандующего Юго-Западным фронтом. В 1916 г. он был назначен представителем протопресвитера военного и морского духовенства в оккупированных российскими войсками областях Австро-Венгрии. 15 сент. 1915 г., когда возникла опасность оккупации Киева нем. войсками, Синод принял решение об эвакуации КДА в Казань. Переезд начался в окт., и занятия были приостановлены. Здания академии были реквизированы для военных нужд. Предполагалось, что занятия начнутся в Казани в янв. 1916 г., однако полная эвакуация КДА не была проведена. Уже в дек. 1915 г. с согласия главнокомандующего занятия возобновились в Киеве. Но поскольку здания КДА были заняты военными учреждениями, ей пришлось ютиться в различных помещениях на Подоле, а студентов размещать на частных квартирах. Все это заставило Совет КДА закончить учебный год уже в марте 1916 г. В связи с военными событиями приостановил работу ЦАМ. Осенью 1915 г. экспонаты музея были сложены в 100 ящиков, предназначенных для отправки в Казань. Однако эвакуировано было лишь 15 ящиков, к-рые вернулись в Киев уже в 1916 г. С тех пор экспозиция ЦАМ более не возобновлялась. Впосл. (в 20-40-х гг. XX в.) экспонаты ЦАМ были распределены по музейным и архивным собраниям Киева.

http://pravenc.ru/text/1684525.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИЕВО-БРАТСКИЙ В ЧЕСТЬ БОГОЯВЛЕНИЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился на Подоле. Основание и первые годы существования Наиболее ранней датой основания мон-ря и Братской школы в нем нек-рые историки XIX в. считали 1588-1589 гг. и связывали ее с благословением К-польского Патриарха Иеремии II . Либо по дороге в Москву, либо на обратном пути патриарх Иеремия II посетил Киев и издал грамоту с разрешением открыть школу при Богоявленской ц. на Подоле. Видимо, впервые эта версия была высказана в исторической записке о Киевской академии, подготовленной для Свящ. Синода в 1765 г. Впосл. мнения об основании обители в 1588-1589 гг. придерживались митр. Евгений (Болховитинов) и В. И. Аскоченский . Киево-Братский мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. Киево-Братский мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. В 1865 г. проф. М. А. Максимович в «Записках о первых временах Киевского Богоявленского братства» оспорил эту версию. Он доказывал, что Киевское братство и школа появились не ранее 1615 г. Мнение Максимовича было поддержано и учеными КДА. В частности, в 1869 г. проф. И. И. Малышевский в юбилейной речи по случаю 50-летия преобразования Киево-Могилянской коллегии (далее: К.-М. к.) в КДА выступил с критикой гипотезы об основании К.-Б. м. в 1588-1589 гг. Он привел следующие аргументы: нет никаких документов о пребывании патриарха Иеремии в Киеве; и в Москву и из Москвы он ехал другой дорогой и Киев не посещал; ни в одном из древних документов не сохранилось упоминаний о благословении патриархом Киевского братства и о выдаче ему патриаршей грамоты; в документах 1615-1616 гг. прямо говорится о создании нового мон-ря и нового братства ( Малышевский. 1869. С. 65). Митр. Макарий (Булгаков) в «Истории Русской Церкви» отказался от версии, высказанной в своей ранней монографии о Киевской академии, и согласился с мнением Максимовича. Публикация 1884 г. прот. П. Г. Лебединцева вызвала полемику с С. Т. Голубевым , в результате которой версия об основании К.-Б. м. в 1588-1589 гг. была окончательно оставлена ( Л[ебединце]в). 1884; Голубев. 1885).

http://pravenc.ru/text/1684333.html

На основании собранных 26 свидетельств жителей, а также уведомления Липецкой городской думы о том, что отсутствуют «распоряжения правительства об упразднении Паройской пустыни и о приписке к г. Липецку принадлежащих ей земляной и лесной дач с прудом и водяною мельницей», Тамбовская духовная консистория поддержала проект штатного расписания: настоятель и монашествующей братии - 24 чел. (6 иеромонахов, 4 иеродиакона, 14 послушников). Неясны причины, по к-рым попытка возрождения Л. м. оказалась безрезультатной. Синод на заседании 3 июля 1861 г. решил: «Принимая во внимание благочестивое желание граждан г. Липецка и ходатайство преосвященного Тамбовского, учредить... общежительный мужской заштатный монастырь и находя средства для предполагаемого содержания обители от жертвователей достаточными, Синод определил предварительное испрошение Высочайшего соизволения на это представить обер-прокурору и Министру внутренних дел и спросить уведомления - не встречается ли со стороны МВД каких-либо препятствий к учреждению монастыря» (РГИА. Ф. 797. Оп. 31. Отд. 2. Ст. 2. Д. 34. Л. 1-2). Глава внутриполитического ведомства ответил, что препятствий к восстановлению монастыря нет (РГИА. Ф. 1287. Оп. 17. Д. 817. Л. 2 об.). Тамбовский и Шацкий еп. Макарий (Булгаков) также ходатайствовал о восстановлении Л. м., «заявляя желание поселиться в оном» (Липецкий летний листок. 1881. 1, 25 июля). Вид на Липецкий Успенский монастырь. Фотография. Нач. XX в. Вид на Липецкий Успенский монастырь. Фотография. Нач. XX в. 17 июня 1881 г. Древнеуспенский храм был поставлен под охрану Имп. Археологического об-ва как памятник архитектуры XVII в. (ГАТО. Ф. 181. Оп. 1. Д. 2318. Л. 92-100). В 1887 г. план, фасады, разрез и ситуационный план Успенской ц. для Имп. Археологической комиссии выполнил городской архит. Н. Терпугов (ИИМК РАН. Ф. P-III. Д. 6066. Л. 14-15). В 1890 г. профессиональное обследование и обмеры церкви выполнил архитектор (впосл. председатель архитектурной секции Имп. Археологического об-ва) липчанин И. П. Машков. Под гос. охраной храм находился до 1918 г. В 1906 г. преподаватель Липецкого ДУ Нарциссов издал историческую записку «Древне-Успенская ц. в г. Липецке (бывшая Паройская пустынь)». Эта брошюра является наиболее полным источником по истории храма. 3 дек. 1905 г. Тамбовский еп. Иннокентий (Беляев) поддержал идею восстановления обители. Возрождению Л. м. помешала революция, изменившая ситуацию в стране.

http://pravenc.ru/text/2110532.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОДРИН ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Николаевский собор (на заднем плане) и колокольня Одрино-Николаевского мон-ря. Фотография. Кон. XIX — нач. XX в. Николаевский собор (на заднем плане) и колокольня Одрино-Николаевского мон-ря. Фотография. Кон. XIX — нач. XX в. (Брянской епархии), расположен в с. Одрина Карачевского городского поселения Карачевского р-на Брянской обл. Вопрос о времени основания обители и ее история до кон. XVII в. В дореволюционной историографии основание обители традиционно относили к XIV в. (Краткое описание. 1895. С. 1-10; Карачевский Николаевский... 1910. С. 14-15; Булгаков. 1993. С. 1515; Житие и чудеса. 1994. С. 386). Эта дата базировалась на упоминании местечка Одрины в духовной грамоте (составлена ранее февр. 1433) вдовы серпуховского и боровского кн. Владимира Андреевича Храброго инокини Евпраксии (в миру кнг. Елена Ольгердовна). Однако упомянутое в грамоте местечко (ДДГ. 28. С. 72) не могло быть связано с Карачевским у., т. к. было пожаловано Елене Ольгердовне ее мужем («что м бла(го)словил кнз(ь) мои»), тогда как Карачевское княжество с 90-х гг. XIII в. до 1400-х гг. находилось под контролем Литовского великого княжества . Основание обители было связано с обретением в местных лесах иконы свт. Николая Чудотворца. Согласно древнему письменному сказанию, хранившемуся в О. Н. м. до 1917 г. ( Красовский. 1872. С. 44-46; Карачевский Николаевский... 1910. С. 13-14), «явилася святая икона Чюдотворца Николая: на речке Одрине на древе сасне, Брянчене три брата радныхъ (севрюки) по явлению, взяв принесоша во градъ свой…». Севрюками называлось население Северской земли (по мнению Н. М. Багновской, в XIV-XVI вв.; см.: Багновская. 2002. С. 18-22); наиболее ранние сведения о севрюках в источниках относятся к кон. XV в. Следов., обретение иконы можно отнести к кон. XV-XVI в. В это же время в результате успешных русско-литов. войн произошел переход земель Карачевского княжества под контроль Русского гос-ва (закреплено Московским перемирием 1503 г.). Одновременно исследователями отмечалось, что О. Н. м. был основан как муж. пустынь, вероятно, в период епархиальной зависимости Брянщины от Смоленской кафедры (1515-1611) ( Пясецкий. 2011. С. 57).

http://pravenc.ru/text/2578223.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАЦХИ (Мацховари) [груз. ], муж. мон-рь Чиатурско-Сачхерской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) с кафоликоном в честь Рождества Христова (1010-1014, обходная галерея 1-й пол. XI в.). Расположен в центре с. Кацхи (Чиатурский муниципалитет, груз. историческая пров. Имерети, Зап. Грузия), на левом берегу р. Кацхура. История Кафоликон мон-ря Кацхи. 1010–1014 гг. Кафоликон мон-ря Кацхи. 1010–1014 гг. Церковь была построена основателями Клдекарского эриставства представителями крупного феодального рода Багваши. Один из влиятельных азнауров (феодалов), Рати Багваши, присоединил к своей вотчине царские земли - Триалети и принадлежащее царству Картли правобережье р. Кура. За это царь Грузии Баграт III в 980 г. изгнал его из Клдекари, и Рати Багваши поселился в своем имении в Аргвети. Здесь он построил Кацхскую церковь, которая была освящена во имя Св. Троицы. Эти сведения подтверждаются лапидарной надписью над юго-западным входом в церковь, выполненной асомтаврули : «Пресвятая Троица, восславь утвержденного Тобой Баграта, царя абхазов и картуелов, таойцев и ранов, Кахети и всего Востока, Великого куропалата» (такую титулатуру царь Баграт III имел с 1010). Впервые надпись зафиксировал акад. Н. Я. Марр ( Brosset. 1851. Р. 95), его прочтение было откорректировано груз. историком В. Беридзе, к-рый издал ее ( Беридзе. 1950. Т. 3. С. 67). Др. надпись, высеченная над входом в церковь, также содержит обращение к Св. Троице; в ней упоминается настоятель храма Джигваис-дзе. Очевидно, вскоре после постройки храма здесь был учрежден мон-рь. Историк П. Иоселиани относил основание храма к 1032 г., времени правления в Грузии Баграта IV. Историки нач. XX в. прот. Сергий Булгаков и Л. И. Денисов считали, что мон-рь был основан в 1027-1073 гг. В древности К. входил в юрисдикцию Кутаисской епархии ГПЦ. Колокольня мон-ря Кацхи. XV–XVIII вв. Фотография. Сер. ХХ в. Колокольня мон-ря Кацхи. XV–XVIII вв. Фотография. Сер. ХХ в. Церковь являлась одним из центров Аргветского эриставства и служила усыпальницей Багваши: здесь похоронены эристав эриставов Рати Багваши и Липарит Багваши (в монашестве Антоний). После того как роль Багваши на политической арене Грузии уменьшилась и царь Грузии св. Давид IV Строитель (1089-1125) подверг депортации представителей рода, обитель и др. владения Багваши были переданы мон-рю Гелати и вошли в новооснованную Гелатскую (Гаенатскую) епархию ГПЦ. Постепенно К. пришел в запустение.

http://pravenc.ru/text/1683961.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010