Вы видите старинные хирургические инструменты, от которых люди умирали, как от пытки. А рядом с этим вам показывают, – и какой прогресс был сделан. Та же мутная вода превращается на ваших глазах в чистейшую, как кристалл; госпитальная чистота, удобство вызывают у вас какое-то благоговение, полное благодарности; хирургические инструменты больше не пугают вас. Вы идете в другие отделы, и восторг ваш не ослабевает, – напротив, ваше любопытство, ваша любознательность усиливаются все больше и больше, особенно в отделе образования. Сколько было сделано для пробуждения у людей – знания и сознания, сколько школ теперь на всем земном шаре! Как они умножаются, сколько миллионов детей обучается, и как они обучаются, какие легкие методы преподавания! Вы ни на минуту не сомневаетесь, что все эти дети, наверное, в высшей степени симпатичны. Вы верите в то, что все они выйдут порядочными людьми, здоровыми духом и телом и полезными друг другу. Да может ли и быть иначе при нашем сознании, при нашем совершенстве, а главное при таких огромных средствах, когда бумагою можно устлать все небо, перья превратить в крылья для людей, а буквами заслонить солнце и навести тьму. Переходя от образования к гигиене, от гигиены к «Красному Кресту» 836 , я очутился в военном отделе, и дрожь пробежала у меня по всему телу, я остолбенел... какой огромный отдел! Стальные стволы пушек и ружей, острые лезвия, малые и большие, смотрели на меня отовсюду с холодным блеском, как вытянутые змеи, готовые обрызгать меня ядом... Что это за чудовища? Кто их создал, – неужели Бог ? Для кого? И для чего? Все они шипели одно и то же: «Смерть, смерть»! Сильнее оборона, сильнее разрушение – и та же смерть. Вот она. Смотрите на человеческую кость с пулями, врезавшимися в нее, выставленную тут же. Смотрите на фотографию, снятую с поля битвы, усеянного убитыми и ранеными, затекшими кровью под жгучим небом. И за что такая вражда среди людей? и кто враждует между собою? – неужто те же питомцы, воспитанные с такою заботливостью и таким упованием? неужто те же братья инженеры, механики, которыми вы восторгались в машинной галерее, создавшие такие изумительные вещи для прогресса, для облегчения жизни людей? неужто они же создали такие адские машины для уничтожения друг друга? В один и тот же день я был в раю и в аду, радовался человеческому возрождению и оплакивал его смерть, я пел ему гимн – аллилуйя и похоронный марш...

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

215 Печ. по: ЦИА ПСТГУ. Подлинник. Машинопись и рукопись. Помета епископа Афанасия: «пол[учено] 12/1–58». 216 Имеются в виду юбилейные торжества по случаю 800-летия со времени основания Успенского собора во Владимире, которые состоялись 21 сентября 1958 г. при участии в богослужении святителя Афанасия. 217 Печ. по: ЦИА ПСТГУ. Подлинник. Машинопись и рукопись на бланке митрополита Новосибирского и Барнаульского Нестора. Помета епископа Афанасия: «пол[учено] 19/IV-58». 219 Печ. по: ЦИА ПСТГУ. Подлинник. Машинопись и автограф на бланке митрополита Новосибирского и Барнаульского Нестора. Помета епископа Афанасия: «пол[учено] 4 авг[уста] 58 г.». 220 К 40-годовщине избрания на Патриарший престол святителя Тихона митрополит Нестор подготовил альбом «Патриархи Московские и всея Руси. В ознаменование сорокалетия восстановления Патриаршества на Руси. 1917–1957». Сам альбом и шкатулка к нему были сделаны в одной из новосибирских артелей инвалидов, а портреты Патриархов и отдельные статьи о них были выполнены фотографическим методом в одном из новосибирских фотоателье. Альбом был изготовлен в ограниченном количестве (первоначально тиражом в 50 экз., а затем Патриарх попросил изготовить еще 50 экз.), и вручался Святейшим Патриархом Алексием I только Предстоятелям Православных Церквей, руководителям делегаций и почетным гостям, прибывших в Москву на празднование юбилея в 1957 г. Об этом узнало местное начальство. Директора артели и фотоателье были сняты с работы и исключены из партии. Владыку обвинили в незаконной издательской деятельности (сообщение А. К. Караулова). 221 По требованию властей Владыку не пригласили на празднование 40-летия восстановления Патриаршества, хотя в то время он был в числе нескольких членов Поместного Собора 1917–1918 гг., доживших до этой даты. Потом в Патриархии негласно объяснили, что власти боялись контактов Владыки с иностранными участников торжеств (сообщение А. К. Караулова). 223 См.: Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей: Сборник сведений, касающихся преимущественно практической деятельности отечественного духовенства. В 2 ч. М., 1993. Репринт, воспр. изд. 1913 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

— Не дошла, не дошла, — торопливо говорила Пелагея Ивановна и, сама простоволосая, похожая на ведьму, разматывала сверток. И вот тут, слушая веселый рев воды, рвущейся через потемневшие бревенчатые устои моста, мы с Пелагеей Ивановной приняли младенца мужского пола. Живого приняли и мать спасли. Потом две сиделки и Егорыч, босой на левую ногу, освободившись наконец от ненавистной истлевшей подметки, перенесли родильницу в больницу на носилках. Когда она, уже утихшая и бледная, лежала, укрытая простынями, когда младенец поместился в люльке рядом и все пришло в порядок, я спросил у нее: — Ты что же это, мать, лучшего места не нашла рожать, как на мосту? Почему же на лошади не приехала? Она ответила: — Свекор лошади не дал. Пять верст, говорит, всего, дойдешь. Баба ты здоровая. Нечего лошадь зря гонять… — Дурак твой свекор и свинья, — отозвался я. — Ах, до чего темный народ, — жалостливо добавила Пелагея Ивановна, а потом чего то хихикнула. Я поймал ее взгляд, он упирался в мою левую щеку. Я вышел и в родильной комнате заглянул в зеркало. Зеркало это показало то, что обычно показывало: перекошенную физиономию явно дегенеративного типа с подбитым как бы правым глазом. Но — и тут уже зеркало не было виновато — на правой щеке дегенерата можно было плясать, как на паркете, а на левой тянулась густая рыжеватая поросль. Разделом служил подбородок. Мне вспомнилась книга в желтом переплете с надписью «Сахалин». Там были фотографии разных мужчин. «Убийство, взлом, окровавленный топор, — подумал я, — десять лет… Какая все таки оригинальная жизнь у меня на необитаемом острове. Нужно идти добриться…» Я, вдыхая апрельский дух, приносимый с черных полей, слушал вороний грохот с верхушек берез, щурился от первого солнца, шел через двор добриваться. Это было около трех часов дня. А добрился я в девять вечера. Никогда, сколько я заметил, такие неожиданности в Мурьеве, вроде родов в кустах, не приходят в одиночку. Лишь только я взялся за скобку двери на своем крыльце, как лошадиная морда показалась в воротах, телегу, облепленную грязью, сильно тряхнуло. Правила баба и тонким голосом кричала:

http://azbyka.ru/fiction/zapiski-yunogo-...

О дальнейшей судьбе двойного портрета, в годы предшествующие разлуке друзей, сохранилось свидетельство самого Флоренского в письме к семье, отправленном 18 сентября 1921 года. «Присылаю фотографический снимок с портрета моего и СНБ [Сергея Николаевича Булгакова], сделанного М.В. Нестеровым. Снимок очень плох, но хорошо, что есть и такой. Между прочим, произошло какое-то расхождение тонов на фоне пейзажа, от постарения и около головы СН Б сильно, а около моей – слегка выступило вроде зеленого нимба. Свечение СНБ-ва столь сильно, что обращает на себя внимание, а М. В-чу придется замазывать его. М. В. даже испугался, подумал, не означает ли это того, что с С. Н-чем что-то случилось в Крыму». 148 Павел Александрович относил Нестерова к тем наиболее значительным личностям, с которыми имел жизненные и дружественные связи. Среди художников такими были В.А. Фаворский, П.Я. Павлинов, И.С. и Н.Я. Ефимовы, скульптор А.С. Голубкина. Общению с ними он придавал, кроме того, и воспитательное значение для своих детей. В письме из Соловецкого лагеря, вспоминая А.С. Голубкину, он сожалел: «Мне жаль, и было и есть, что дети мало восприняли крупных людей, с которыми я был связан, и научились от них тому, что обогатило бы лучше книг. [...] Но нужно уметь брать от людей то, что в них есть и что они могут дать, и уметь не требовать от них того, чего в них нет и чего дать они не могут». 149 В другом письме из лагеря к дочери Ольге он вспоминал Нестерова, противопоставив его скульптору Антокольскому, чьи письма с чуждыми ему рассуждениями об искусстве он читал, случайно обнаружив книгу в лаборатории: «В связи с Антокольским вспомнился Нестеров. Спроси о нем у мамочки. Надо, чтобы складывались образы тех, кто давал данные для конкретных впечатлений». 150 Личность М.В. Нестерова, с присущим ему живым, проницательным умом, талантом художника, открывшего новый мир в поэтизации русской природы, русской старины и русской святости, наконец, его человеческие качества – искренность, душевная доброта, благожелательность – высоко ставились Флоренским, относившимся к нему с теплотой и любовью.

http://azbyka.ru/otechnik/6/izbrannoe-st...

Сектантское учение о состоянии мертвых. Свящ. Евгений Капралов. МАрт 1-я, стр. 698–616. МАрт 2-я, стр. 770–782. Новости из раскольничьего подполья (с фотографическими снимками рисунков из раскольничьих книг и древних мозаик). Н. Гринякин. Март 2-я. Стр. 783–802. Критический разбор раскольничьего сочинения (Усова) о миропомазании священнослужителей, присоединяемых к православию от ереси второго чина. Самар. епарх. мисс. свящ. Д. Александров. Май, стр. 1135–1155. Июнь, стр. 1290–1304. Из переписки представителей молоканства и штундо-баптизма. Н. Чиннов. Июнь. Стр. 1305–1319. Неосновательность раскольничьего мудрования о том, будто бы обетование Христово о неодоленности Церкви относится к Церкви Небесной. Свящ. Е. Зубарев. Июнь 2-я, стр. 1433–1435. Из миссионерских запросов. Каким чином принимать присоединяющихся к православию из штундистской секты. СПБ. епарх. мисс. Н. Булгаков. Январь 1, стр. 68–71. Допустимы ли в православном храме иконы с двуперстным сложением и о венчании отступников. Январь 2-я. Стр. 171–172. Где и как получают благодать священства воссоединяемые с православной Церковью в “сущих санах”. Н. Гринякин. Февраль 2-я. Стр. 463–467. Март 1-я. Стр. 617–618. О помазании ступни ног в масло и миропомазания (братская заметка миссионерствующего иерея). Свящ. И. Чередников. Апрель. Стр. 966–974. Один из ответов О. Чередникову. Н. Гринякин. Стр. 969–974. К вопросу о чинопринятии еретиков в сущих санах. Открытые письма Н. М. Гринякину: по поводу “ответа” на запрос свящ. П. Н–а. Препод. Тамб. сем. Н. Чиннов, препод. Кишин, дуг. сем. Иосиф Попов и мисс. Калиник Картушин. Май. Стр. 1156–1164. Ответ им. Н. Гринякин. Май. Стр. 1164–1169. Совместимы ли обязанности судебного эксперта со званием епархиального миссионера? Д, Боголюбов. Июнь. Стр. 1439–1442. Из миссионерских записок о дневников. Как относятся раскольники к фотографии. Мисс. свящ. М. Сушков. Январь 1. Стр. 72–75. В Ясной Поляне. (последняя страница моей пастырской хроники). Свящ. А. Смирягин. Январь. Стр. 76–94.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Потому и художественное копирование есть творчество, отмеченное печатью индивидуальности. Возьмем для примера Троицу Рублева. Конечно, она может быть художественно повторима, но это и будет, строго говоря, не копия, а нахождение современными средствами и в современном сознании однажды найденного мастером. Разумеется, искусство, которое может соглашаться и находить для себя достойным и даже важным такое повторение в свободном и искреннем творческом акте, не может унизиться до того, чтобы себя одним лишь таким повторением ограничить и исчерпать. Оно этого даже просто и не может, потому что природа искусства есть творческая свобода, а не копирование, которое для него если и возможно, то также лишь в качестве проявления этой свободы. Оно движется непрестанно, ибо живет. Превратить искусство в одно лишь копирование невозможно, истинное же копирование произведений искусства для не-искусства, для ремесла не дано. Таким образом, единственным ресурсом старообрядческого отношения к иконному оригиналу является лишь цветная фотография. Конечно, она получает теперь весьма важное значение для истории искусства и его популяризации, но она не может стать заменой иконописи. И, во всяком случае, явилось бы явным свидетельством всей утопичности старообрядческого отношения к иконе, если бы оказалось, что оно замыкает все возможности иконописания в фотографическое воспроизведение некоторых, допустим, классических подлинников. Это было бы вместе с тем и идолопоклонством по отношению к этим подлинникам, которые одни только якобы обладают качеством иконности. Но ограничивать задачу искусства простым копированием существующих подлинников, кроме того, и религиозно ложно, ибо этим извращается идея церковного предания. В частности, в том, что касается религиозного содержания той или иной иконы, то уже история иконы свидетельствует, что в церкви существует своеобразная жизнь иконы. В этой жизни одни темы или изводы икон известного содержания выносятся на поверхность, другие выходят из употребления, но, во всяком случае, возможное содержание иконы никогда не может считаться исчерпанным или не допускающим изменения или приращения.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Е. К. Никифоров: - Коварный интриган. Восточное коварство. А. Н. Варламов: - Он восточный человек, он боялся – кинжал в спину, яд в стакане. А когда человек прямо говорит: да, я белый – это вызывало у него некоторое уважение. Вот. И поэтому Сталин эту пьесу защищал. Пьеса пошла во МХАТе в 26 году. И она шла с огромным успехом на сцене только одного театра. Разрешение сначала дали на год. Но потом просто Станиславский написал докладную записочку Сталину, что пьеса приносит нам деньги, мы должны зарабатывать, разрешите еще год. Коба подписал. Еще год. И Булгакова, мы привыкли воспринимать его, что он такой гонимый, затравленный. Это правда. Но это не вся правда. Был период, когда он, в общем-то, был вполне себе на коне. Когда у него шла пьеса во МХАТе, шла пьеса в театре Вахтангова, «Зойкина квартира», шел «Багровый остров» в Камерном театре. Он довольно много зарабатывал. Да, его пинали, его ругали, критиковали. Но собака лает, караван идет. Е. К. Никифоров: - Он любил тратить опять-таки эти деньги. А. Н. Варламов: - Любил. Он вообще любил хорошо жить. Е. К. Никифоров: - Вот сейчас готовясь, посмотрел его фотографию. Слушайте, это денди. Это всюду бабочки, эту всюду великолепные шляпы, замечательного кроя пиджаки. Любил человек вот так вот жить. Там где-то сказано, получали деньги они с женой и тут же их спускали на какую-то безделицу, ерунду. А. Н. Варламов: - Конечно. Он на самом деле много зарабатывал. Я видел его налоговые декларации, то, что он платил. Он получал в 10 раз больше, чем рядовой советский инженер. Советские инженеры неплохо зарабатывали, но у Булгакова действительно были, в какой-то момент очень такие хорошие заработки. У него была хорошая квартира, одежда, библиотека. Е. К. Никифоров: - И для него это было важно очень. А. Н. Варламов: - На курорты ездил, рестораны он, правда, любил. Он по образу жизни был такой вот бюргер, мещанин, человек, который любил комфорт, что не отменяет вовсе его талант и всего прочего… Е. К. Никифоров: - Ну, это не Мандельштам, который там вечно…

http://radonezh.ru/2023/02/17/mihail-afa...

Была поднята проблема затопленных городов, их судьбы и судьбы их жителей. Где, как ни в Калязине говорить об этом! Прозвучало проблемное выступление о населённых пунктах, находящихся на Рыбинском водохранилище, которое сейчас в аренде на 49 лет у богатого человека... О наших болевых точках говорил хорошо известный калязинцам, наш земляк, профессор МГУ им. Ломоносова Ярослав Леонтьев. -Русский народ всегда был силен своим общинным, артельным и соборным духом. Есть ли сейчас, скажем, крестьянская Общинность на селе? За исключением приходских общин, да и то далеко не всегда, увы и ах. В городах же все сосредоточилось в каких-нибудь сообществах Вконтакте, а общинность за исключением немногочисленных Землячеств и тех же церковных Общин фактически сведена на нет. Обобранный до нитки в лихие 90-е годы Русский народ разобщен, атомизирован и, по-прежнему, терпит на своей шее олигархов и коррупционеров всех мастей. По моему убеждению, одна из наших главных угроз исходит от разрухи в головах, говоря словами классика русской литературы М.А. Булгакова. Дракон, пожирающий наши души, с которым русскому народу-богатырю надлежит вести беспощадную борьбу, о трех головах. Имена этих голов трехглавого чудовища - неофашизм, коррупция (по-русски - стяжательство, однокоренное, между прочим, со словом «стянуть») и криминал. ...Главные лозунги дня: нестяжательство, просветительство, декриминализация. Завоевания «Великой криминальной революции», говоря языком классика Станислава Говорухина, свершившейся двадцать лет тому назад, должны быть выброшены на свалку истории. Иначе, никакой России, «которую мы потеряли», никогда никому не вернуть! -У нас нет другого выхода, кроме как вставать на национальный путь - сказал член Русского Собрания священник Александр Шумский, отец восьмерых детей, который призвал к сближению и русскую провинцию, и столицу в общем стремлении спасения нашего Отечества. Валерий Кириллов - член Союза писателей, известный тверской публицист говорил о том, что важна наша реакция на то, как сегодня пытаются переписать и преподнести нашу историю, ведь всё это очень отражается на действительности. К примеру, выдающимися политическими деятелями Сталин преподносится, как преступник, который страшнее Гитлера. Вопрос: кто же тогда такой Гитлер и какова тогда цена нашей Великой Победы, если считать, что Верховный Главнокомандующий был преступником? Сегодня и во внутренней политике происходят подобные перекосы, нет ответственности либеральной элиты за очевидно антигосударственные решения и поступки. Валерий Яковлевич сообщил калязинцам о том, что вскоре выйдет в свет его новая книга «Национальное или глобальное», в которой на обложке помещена фотография памятника М.В. Скопину-Шуйскому в Калязине, как символ народного ополчения. А в книге размещён очерк о главе района К.Г. Ильине, как о руководителе-патриоте нашего Отечества.

http://ruskline.ru/analitika/2014/03/21/...

Но на практике, к сожалению, все выглядит иначе. Человек испускает дух: ни о какой молитве нет и речи  – в квартире или в доме, где это случилось, одновременно  с первыми возгласами утраты начинается спешное завешивание зеркал. «По мнению некоторых, – пишет С.В. Булгаков, – это делается в предупреждение возможности появления в зеркалах страшны и зловещих призраков. Но для призраков всякое место удобно; призраки – наши создания; мы творца их, а не зеркало; бояться зеркал – значит ждать страхов с той стороны, откуда они сами собою придти не могут» 214 . Из нескольких сотен отпеваний, которые мне приходилось служить, не припомню случая, чтобы не были завешаны зеркала и стеклянные поверхности в квартире. Говорят – таков обычай. Но за этим обычаем скрывается не что иное, как суеверное представление – что, если покойник посмотрит в зеркало, душа его «очнется» и не сможет попасть «на тот свет». Смерть, согласно тому же комплексу первобытных страхов, – не должна ни от чего отражаться, иначе принесет несчастье другим. В смерти, если провести небольшое расследование этого вопроса, суеверные люди видят своего рода самостоятельную силу, персонифицированное существо по имени «Смерть», наделенную правом забирать жизнь, перерезать нить существования и т.д. Образ Смерти олицетворяется в мифологии старухой или скелетом с косой. Непонимание смерти порождает пугающие образы и соответственные охранные действия. Чтобы душа не задержалась – открывают форточку, печные трубы (гул в трубе – душа умершего ушла) или вывешивают на окно полотенце. Последний обычай толкуется народом по-разному: душа должна вытереться этим полотенцем после умывания, она утирает им свои слезы или же отдыхает на нем 215 . Практически всегда принято ставить рядом с умершим человеком воду, «чтобы душа омылась». Но если душа не омывалась при жизни человека покаянием, исповедью, молитвами елеосвящения – вряд ли ей поможет стакан с водопроводной водой. Удивительные бывают примеры: на вопрос священника, почему своевременно не пособоровали усопшего или не пригласили для исповеди? – отвечают: да он (она) и так верующий был… Другие говорят: что проку в этих молитвах, разве за полчаса все грехи очистишь? – И тем не менее, когда уже действительно поздно что-то делать с грехами, люди исправно ставят рядом с умершим стакан воды: для умывания души. Причем иные утверждают, будто они видели, как вода в сосуде колышется как будто от купания только что отлетевшей души 216 . Этот сосуд с водой 40 дней после смерти стоит на столе или рядом с фотографией умершего.

http://azbyka.ru/zakon-lyubvi-kak-zhit-p...

Выросший из всего этого уже совершенно анархический сумбур «богоискательской» мысли почти с фотографической точностью живописуется в последней повести П. Д. Боборыкина: «Прорыв в вечности» (Вестн. Европы 1911). Что же касается людей обращенных, пришедших к Христовой вере (или вернувшихся к ней), то они были во все времена и их обращения вызывались самыми разнообразными причинами, обычно не носившими характера каких-либо «исканий». 635 Зарождение и развитие антиматериалистического течения можно проследить по другому сборнику того же С. Н. Булгакова: «От марксизма к идеализму», появившемуся лет 8 назад. Уже там атеистическому социализму смело противопоставляется глубочайший из вопросов человечества: «Есть ли Добро , есть ли Правда? Другими словами это значит: есть ли Бог?» (стр. XVIII). 639 Не этим ли объясняется почти кошмарное впечатление даже этой красивейшей из социалистических фантазий, не говоря уже о прямо чудовищных вымыслах Тарда, Уэлиса и многих других, менее талантливых утопистов. Невольно хочется воскликнуть с Карлейлем: «Нет религии, нет Бога! Утеряли свою душу и тщетно ищут антисептических солей!» 641 В самое последнее время некий псевдоним, именующий себя «Бывшим Б(б?)огословом» выступил с книгой, озаглавленной: «Необходима ли религия, главным образом христианство, для нравственности»? Ответ дается, конечно, отрицательный, но зато выдвигается, далеко впрочем не новая, «религия морали» с верой в «силу добра в человеке», надеждой на «славное (?) будущее» и любовью ко «всему человечеству» (стр. 269). Очень было бы желательно, чтобы подобные книжки, издаваемые с совершенно явной тенденцией, но импонирующие своей внешней деловитостью, не оставались без ответа в богословской литературе. 642 Дв. гр., II, 210. Но только едва ли прав автор, оптимистически предполагая, что такой компромисс, будто бы, не нужен «настоящему интеллигентскому героизму», который, кажется, еще до сих пор почти исключительно заявлял себя со стороны отнюдь не созидательной, а лишь разрушительной и анархической.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010