Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла А. А. Бронзов. Фотография. Нач. XX в. Александр Александрович (7.08.1858, с. В. Чужбой Белозерского у. Новгородской губ.-1936/37, Ленинград), богослов, церковный историк, публицист. Род. в семье псаломщика. Окончил Белозерское ДУ (1873), Новгородскую ДС (1879) и СПбДА (1883). С 1883 г. преподавал Свящ. Писание, нем. и древнеевр. языки, библейскую историю в Курской ДС. В 1885 г. защитил магист. дис. «Аристотель и Фома Аквинат в отношении к их учениям о нравственности пред лицом Евангелия», в к-рой показал генетическую связь системы Фомы Аквинского с учением Аристотеля и их принципиальное различие, поскольку этика Аристотеля противоречит нравственным принципам Евангелия. С 1886 г. Б. преподавал греч. язык (в нек-рые периоды Свящ. Писание и лат. язык) в С.-Петербургской ДС, выполнил ряд переводов с греч. языка. С 1894 г. доцент на кафедре нравственного богословия СПбДА, с 1897 г. экстраординарный профессор, с 1902 г. ординарный профессор, в окт. 1903 - июне 1906 г. член правления СПбДА. В 1901 г. Б. представил к защите на соискание докторской степени дис. «Преподобный Макарий Египетский» (1899. Т. 1), в к-рой проанализировал относящиеся к биографии преподобного источники и рассмотрел вопрос о подлинности приписываемых прп. Макарию Великому (Египетскому) творений. Ученый стремился показать, что нравственное учение занимает центральное место в сочинениях прп. Макария. Несмотря на отрицательные отзывы рецензентов В. В. Болотова и Т. А. Налимова и решение Совета СПбДА, Б. получил степень д-ра богословия указом Святейшего Синода от 5 апр. 1901 г. по ходатайству С.-Петербургского митр. Антония (Вадковского) и отзыву Киевского митр. Феогноста (Лебедева) . Докт. диссертация Б. была отмечена Макария (Булгакова), премией . 2-й т. исследования о прп. Макарии Египетском был подготовлен автором к печати, но не издан. В своих печатных трудах и лекциях Б. отказался от схоластического подхода к проблемам нравственного богословия, ранее распространенного в рус. богословской науке, и опирался на систему своего учителя протопр. Иоанна Янышева . В кн. «Нравственное богословие в России в течение XIX ст.» (1901) Б. выделил 2 основных направления в этом разделе рус. богословской науки: во-первых, учебные курсы, составленные по зап. образцам и ориентированные преимущественно на нравственную философию И. Канта с его учением об автономной морали, и, во-вторых, работы, опирающиеся на живой аскетический опыт, в первую очередь на труды свт. Феофана (Говорова) , к-рый активно привлекал святоотеческое наследие для понимания христ. нравственности.

http://pravenc.ru/text/153471.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЖИЗДРИНСКАЯ СТРАСТНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Жиздринская Страстная икона Божией Матери. 2004 г. (ц. Покрова Пресв. Богородицы, Жиздра) Жиздринская Страстная икона Божией Матери. 2004 г. (ц. Покрова Пресв. Богородицы, Жиздра) (празд. 13 авг.), чудотворный образ; сведений о происхождении иконы не сохранилось. Первоначально она находилась в Александро-Невском соборе г. Жиздры Калужской губ., в соборной описи значилась под названием «И тебе самой душу пройдет оружие» - слова прор. Симеона Богоприимца, обращенные к Богоматери (Лк 2. 35). В особых книгах священнослужителями собора фиксировались случаи чудотворений от иконы, списки к-рой имелись во мн. храмах Жиздринского у. После закрытия собора в 20-х гг. XX в. икона исчезла. В 2003 г. были обнаружены фотографии утерянного образа, сделанные в нач. XX в. Н. П. Кондаковым (ПФА РАН. Ф. 115). По ним уроженец Жиздры худож.-реставратор А. И. Васильев описал Ж. и. В 2004 г. для Покровской ц. Жиздры (восстановлена в 1998 на фундаменте возведенного в 1877 и взорванного в 1943 храма) Л. Дегтерёвой был выполнен список иконы, освященный 26 авг. 2004 г. Икона находится в сев. приделе во имя прав. Иоанна Кронштадтского в киоте, слева от солеи. По средам перед иконой читается акафист Божией Матери «Всех скорбящих Радость»; богослужение со всенощным бдением совершается накануне дня празднования Ж. и. В иконографии Ж. и. совмещены неск. изводов, связанных с темой Страстей Господних («Снятие с креста», «Не рыдай Мене, Мати» ), и образы Богородицы «Семистрельная» и «Умягчение злых сердец» («Симеоново пророчество»). Фигура Богоматери со снятым с креста Христом на руках (по Е. Поселянину, Богомладенец лежит у Ее ног - Поселянин. С. 511) дана в поколенном срезе, голова слегка наклонена вправо. Богоматерь поддерживает Сына левой рукой, покрытой мафорием. В грудь Богородицы, которую Она прикрывает рукой, направлены 7 мечей: 3 слева, 4 справа. Иисус Христос полулежит на руках Матери, Его руки безжизненно опущены, а положение тела напоминает те образы, где Он представлен Младенцем. Ж. и. упоминается архиеп. Сергием (Спасским) (Месяцеслов. Т. 3. Прил. 2. С. 540) в т. н. Пантелеимоновском списке (1897) икон Богоматери. Лит.: Поселянин Е. Богоматерь. Коломна, 1993р. С. 511; Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. М., 1993р. Ч. 2. С. 1572. Прот. Константин Гипп, Э. П. И. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/182291.html

Г. пользовался наставлениями прп. Исаакия I (Антимонова) и переписывался с ним и др. оптинскими и глинскими старцами, а также с еп. Германом (Осецким) . Особо почитал святителей Тихона Задонского и Митрофана Воронежского, в мае 1863 г. Г. заболел, исцелился, приложившись к мощам святителей в Воронеже и Задонске и возложив на плечи мантию свт. Митрофана. 18 нояб. 1867 г. накануне кончины свт. Филарета (Дроздова) посетил его на московском Троицком подворье и получил его благословение. Участвовал в погребении свт. Филарета. Г. был награжден орденами св. Анны 1, 2 и 3-й степени (1865, 1869, 1890), св. Владимира 4-й степени (1880). Последнюю награду архимандрита, орден св. Анны 1-й степени, привез Харьковский архиеп. Амвросий (Ключарёв) в апр. 1890 г., уже после кончины Г. 18 апр. Г. был погребен у входа в больничную Ахтырскую ц. Святогорского мон-ря. В соответствии с завещанием над его могилой находилась келейная Ахтырская икона Божией Матери, к-рой Г. благословил еп. Макарий (Булгаков) при посвящении во игумена. Впосл. над захоронением была устроена часовня. Общавшийся с Г. более 20 лет А. Ф. Ковалевский (1840-1901) собрал материалы и в 1894 г. опубликовал первое его жизнеописание. После 1917 г., по свидетельству очевидцев, склеп с Г. был разграблен и осквернен сотрудниками милиции, большая часть останков архимандрита перезахоронена у ограды Ахтырского хутора (к нач. 2006 не обнаружены). В 1995 г. братией возобновленной Святогорской обители был восстановлен склеп, найденная при этом малая часть останков и облачения Г. положена в ковчежец, к-рый хранится в покоях настоятеля. Ок. 2000 г. по сохранившимся фотографиям был выполнен на холсте живописный портрет Г., также находящийся в покоях настоятеля. При въезде в Святогорскую лавру поставлено скульптурное изображение Божией Матери в память о Ее чудесном явлении архимандриту перед настоятельским служением. Арх.: РГБ ОР. Ф. 213. К. 67. Ед. хр. 55; ГА Харьковской обл. Ф. 40. Оп. 102. Д. 596. Л. 20. Лит.: Ковалевский А. Ф. Очерк жизни в Бозе почившего Святогорской Успенской пуст. настоятеля архим. Германа. М., 1894; Жизнеописание игум. Филарета, возобновителя Глинской общежит. пуст. Курской епархии. Од., 19053.. С. 32-35, 162; Архим. Герман, 2-й настоятель возобновленной Святогорской пуст.//Рус. инок. Почаев, 1911. Нояб.; Иоанн (Маслов), схиархим. Глинский патерик. М., 1997. С. 390-397.

http://pravenc.ru/text/164767.html

Насчет манихейских взглядов Булгакова - следовало бы уточнить, что дуализм добра и зла свойственен не только манихейству, а вот ключевая идея Мани об отождествлении материи со злом в романе никак не прослеживается. Тем не менее, даже эта идея дуализма Дьяволу всегда выгодна. Без нее у Дьявола сознательных сторонников было бы в разы меньше. В целом статья хороша. Нина Сапрыгина 6 мая 2009, 20:16 Опомнитесь, православные! Братья и сестры, и духовные наши пастыри! Булгаков написал про чёрта. Ату его, писателя! Лучшего писателя, сохранившего традиции дореволюционной культурной и верующей России, её совесть. Ещё раз перечитав повесть Гоголя «Портрет», нашла, что художник имел право изобразить чёрта. Художнику даже заказывали такой сюжет. Для церкви и её «закатных» ворот. Закрыть книжку! Закрыли. А теперь оглянитесь вокруг. Очередной фестиваль «Евровидения» назначили в Москве. К нему готовятся. Нам показывают по телевидению, как репетируют конкурсанты. Не слышно, что поют. И петь не умеют. Песни – предлог. Демонстрируют непристойные телодвижения. Изощрённые. Не просто непристойно дёргаются, а долго тренировались, учились этим движениям. Это кто-то заказывал, поощрял. Субботние вечера юмора по телевизору. Похабства на Страстной неделе. Огромные билл-борды с призывами напиться, забыться, повысить потенцию, принять участие в насилии. «Тебе это понравится!» И что вы с этим сделаете? Это не так просто закрыть, как книжку. Советская власть с её скучным атеизмом и высокой моралью, и гнусностями по телевизору только раз в год, на пасхальную ночь, - это цветочки. А сейчас и ягодки подоспели. Булгаков написал на своей последней фотографии: «Эти глаза всегда умели отличать добро от зла». Маргарита полетела на шабаш с криком: «Невидима (безнаказанна) и свободна!» Вот вам буржуазная свобода, которую повсюду внедряют и рекламируют. Булгаков прямо сказал, что это ад. Маргарита получила свободу, лишившись Воскресения. Булгаков, как врач, правильно поставил диагноз обществу и тем, кто считает жестокости Воланда (отрывание головы Жоржу Бенгальскому и другие) симпатичными «проделками».

http://pravoslavie.ru/30256.html

М. А. Булгаков. Фотография. 1916 г. М. А. Булгаков. Фотография. 1916 г. Революция и гражданская война заставили Б. по-новому взглянуть на значение религ. и духовных ценностей. Этот новый взгляд отразился в романе «Белая гвардия», 2 части к-рого были опубликованы в 1925 г. в ж. «Россия». Психологическими доминантами романа являются ностальгия по прошлому и трагическое восприятие истории, метафизический смысл к-рой Б. пытается раскрыть через образы Апокалипсиса. По мнению Б., переживаемые людьми страдания (война, смута, разрушение привычного быта) имеют духовно очищающий смысл. В «Белой гвардии» впервые в творчестве Б. возникает образ Иисуса Христа, являющегося главной героине романа Елене Турбиной. Итогом религ. размышлений Б. стал роман «Мастер и Маргарита» (1929-1940), замысел к-рого возник у писателя как протест против агрессивной атеистической пропаганды, развернувшейся в 20-х гг. (4 янв. 1925 г. Б. записал в дневнике по поводу ж. «Безбожник» : «Этому преступлению нет цены»), в частности против антирелиг. пьесы С. М. Чевкина «Иешуа Ганоцри: Беспристрастное открытие истины» (Симбирск, 1922). 1-я редакция романа 1929 г. (частично уничтоженная) имела подготовительные материалы «О Боге» и «О дьяволе», свидетельствующие о том, что главная тема произведения - противостояние света и тьмы, Божественного и дьявольского в душах людей. В «Мастере и Маргарите» переплетены повествование о мученической смерти на кресте Иешуа Га-Ноцри, воспроизводящее в основных чертах евангельский рассказ о страданиях и крестной смерти Господа Иисуса Христа, и изображение московского быта 20-30-х гг. Разновременные пласты объединяет тема вечной борьбы между добром и злом, совершавшейся в древности и продолжающейся в настоящем. Трактовка Б. этого метафизического противостояния представляет собой оригинальное религ. построение, основанное на христ. ценностях и понятиях; в годы жестоких гонений на добро (как в древности, так и в 20-30-х гг.) автор призывает современников помнить о нравственных идеалах и быть милосердными.

http://pravenc.ru/text/153627.html

– Цель жизни православного христианина – обожение. Но Господь отдал весь мир и всю тварь под начало человеку. Означает ли это, что человек и весь мир должен привести к Богу? Если да, то каким образом роль молитвы в этом процессе? Ваше отношение к имяславию. – Да, от человека зависит, конечно, обожение всей твари. Об этом пишет апостол Павел в Послании к Римлянинам. Как Серафим Саровский отвечает? «Стяжи дух мирен, вокруг тебя спасутся тысячи даже других людей». Происходит освящение всего. Почему мы прикладываемся к мощам? Почему нам так дороги останки святых, даже их вещи? Потому что через них мы душевно обращаемся к ним самим, соединяемся духовно с ними. Через человека происходит соответствующее одухотворение и окружающей действительности и самой твари как положительное, так и отрицательное. Этот факт бесспорный. А как проявляется обожение, мы об этом сейчас только говорили. Необходима правильная духовная жизнь. Как я отношусь к имяславию? Там несколько течений. Лучше бы сказали, как я отношусь к имябожничеству, к имябожию. К имябожничеству я отношусь отрицательно. Когда говорят, что имя – это Бог, если вы сказали имя, вы уже сказали “Бог”, хотя бы даже в бессознательном состоянии, то, конечно, очевидное заблуждение. Имя Божие подобно своего рода иконе – вот что такое имя Божие. К имени Божьему, конечно, мы должны относиться с величайшим благоговением. Посмотрите, как произносим имя любимого нам человека и как мы произносим имя ненавистного нам человека. У одного протестанта, который спорил, я спросил фотографию его семьи. «Можно посмотреть?» – «С удовольствием». Они всегда с собой это носят. «Можете теперь вы эту фотографию обругать? И бросить ее на землю, и потопчите ногами». Он на меня посмотрел: «Вы что, с ума сошли?!» Я говорю: «Так простите. Вы же не жену и детей, а фотографию же! Жену и детей любите, а фотографию растопчите и плюньте». Он тогда понял, что такое иконопочитание и что такое наше православление имени Божьего. Да, мы с благоговением относимся, произносим имя Божие. «Не произноси имя Божьего всуе». Но мы совсем не разделяем той точки зрения, с Афона, в начале нашего века, и которую так активно защищали Булгаков, Флоренский, Лосев. Они буквально доходили до утверждения. Правда, по-разному, с разной степенью яркости своих выражений. Но доходили до отождествления имени Божьего с самим Богом.

http://pravmir.ru/hristos-i-progress-lek...

«Спасение мира» Красотой состоит, таким образом, в восстановлении его изначальной софийности, то есть первоначальной «идеальности». Однако это не абстрактная, спиритуалистическая идеальность неоплатоников, но идеальность особая – христианская, и даже уже – православная, и еще уже – собственно русско-православная, активно демонстрирующая свое единство с телом, с телесностью. Собственно категорию телесности в философию и эстетику, пожалуй, впервые осознанно ввел именно Булгаков, и именно в позитивном смысле, хотя христианство и изначально являлось религией не отрицания, как казалось многим неглубоким его критикам, но утверждения, спасения, преображения плоти, тела, телесности. Об этом свидетельствует и концепция творения мира Богом из ничего, и идея космической мистерии Воплощения, то есть все христианское учение о Богочеловеке, и, наконец, вера в Воскресение мертвых во плоти. И тем не менее плоть и тело всегда были камнем преткновения для многих христианских мыслителей, начиная с первых Отцов Церкви и до наших дней. При этом, конечно, не следует забывать, что в христианстве (особенно в православии) всегда (с первых веков его существования) были и убежденные защитники тела и плоти – Отцы Церкви, хорошо сознававшие, что отличие христианства от многих других духовных движений и религий и его преимущество перед ними как раз и состоит в оправдании плоти как произведения божественного Творца при осуждении плотских вожделений. В русском православии эти идеи наиболее полно и глубоко, опираясь на весь предшествующий богословский, философский, культовый и аскетический опыт, сформулировали в первой трети прошлого столетия о. Павел Флоренский и его друг Сергий Булгаков . При этом их так называемые «телесные» интуиции восходят не только к святоотеческим текстам, но прежде всего к античной классике, к «светлому небу греческой религии», по выражению Булгакова. Известно, что Флоренский высоко ценил античную скульптуру, его кабинет в Сергиевом Посаде украшали фотографии древнегреческих статуй. А Булгаков писал, что именно греческая религия при всей ее ограниченности «глубоко почувствовала святость тела. Это откровение об эдемской плоти легло в основу греческого антропоморфизма и отпечатлелось в божественных созданиях пластического искусства, в эллинской иконографии». «Умным очам» греков открылась «нетленная красота тела» (213), то есть, в терминологии Булгакова, софийная красота, та красота, в которой материальный мир был замыслен и создан Творцом и которую он утратил с грехопадением. То, что открылось античному миру, прежде всего на уровне эстетического сознания, то есть в образах пластического искусства, христианские Отцы Церкви попытались обосновать, опираясь на тексты Св. Писания и собственно христианский духовный опыт. При этом парадокс исторического развития состоял в том, что, вместо того чтобы использовать опыт античного искусства, они отвергли его и тем самым многое и надолго усложнили в понимании собственно христианских идей и глубинных откровений.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rus...

Ед. хр. 64. Л. 22, 23. Письмо, рук. Ед. хр. 64. Л. 27, 28. Письмо, рук. 497 …Чехова много… — впоследствии, работая в посольстве США в СССР, Д. Кеннан продолжил изучение творчества А. П. Чехова. Согласно дневниковым записям Е. С. Булгаковой 18 апреля 1936 г. он был в гостях у М. А. Булгакова, с которым говорил о Чехове и русской литературе. М. А. Булгаков подарил Д. Кеннану находящиеся у него архивные материалы А. П. Чехова. См.: Булгаков М. А., Булгакова Е. С. Дневник Мастера и Маргариты. М., 2001. С. 245. 498 Отношения его сородичей с бабушкиным домом… — О. А. Бредиус-Субботина имеет в виду дипломатическую карьеру Д. Кеннана в СССР, успеху которой воспрепятствовал бы брак с русской эмигранткой. 499 …с Володей… — лицо не установлено. 500 В старой России был известен его дядя — американский журналист Джордж Кеннан (1845—1924), автор книги “Сибирь и ссылка” (1906). Ед. хр. 64. Л. 32, 33. Письмо, рук. 501 На Бригитту Хельм. — известная немецкая актриса 1920—1930х гг. (снималась в “Метрополе” Ф. Ланга и многих других фильмах).  Ед. хр. 65. Л. 1, 2. Письмо, рук. 502 …дочери священника… — В. А. Розанова. 503 …Юрий… — Юрий Федорович Енакиев, муж Елизаветы Бредиус, полковник Добровольческой армии. 504 …слова Христа о книжниках и фарисеях… — Мф. 23:1-3 . 505 “легче пройти верблюду сквозь игольные уши…” — Мф. 19:24 . 506 …уехала к дочке с Юрием — здесь идет речь о Елизавете Бредиус и ее муже.  Ед. хр. 65. Л. 6. Почтовая открытка, рук. 507 …Соборное Послание апостола Иакова, гл. I, ст. 10—12… — “Да хвалится брат униженный высотою своей, а богатый — унижением своим, потому что он прейдет, как цвет на траве. Восходит солнце, настает зной, и зноем иссушает траву, цвет ее опадает, исчезает красота вида ее; так увядает и богатый в путях своих. Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его”.  Ед. хр. 65. Л. 8. Письмо, рук. 508 …на маленьком фото в Ужгороде. — 4(?) июня 1937 г. И. С. Шмелев приехал в Ужгород по приглашению организационного комитета по празднованию Дня русской культуры (см.: Сорокина О. Н. Московиана: Жизнь и творчество И. С. Шмелева. М., 1994. С. 265—266). Упомянутая в письме фотография хранится в РГАЛИ (Ф. 1198. Оп. 3. Ед. хр. 117), на ее обороте надпись Шмелева: “Снято на Подкарпатской Руси в 1937 г. июнь. В Ужгороде. Я — в светлом, слева” и два пояснения — “после речи в микро [т.е. в микрофон], отдыхаю” и “ленточка — “День Русской культуры”” [на лацкане пиджака у Шмелева светлая лента]. В том же деле фотография, на которой, кроме Шмелева и городского головы, сидят еще трое; на обороте надпись Шмелева: “Ужгород, 37 г. Талант[ливый] пис[атель] Вас[илий] Федоров. Аз [т.е. Шмелев]. Жена Фед[орова]. Гор[одской] гол[ова] Ужгор[ода] Сова. Сенатор какой-то, карпаторосс. “День Рус[ской] Культуры” только что говорил в micro, и с балкона и б[ыла] толпа на речи чел[овек] тыс[яч] 15. И. Ш.”. 

http://azbyka.ru/fiction/zapiski-shmelev...

К. Н. Леонтьев. Фотография. 80-е гг. XIX в. К. Н. Леонтьев. Фотография. 80-е гг. XIX в. На университетские годы приходятся первые лит. опыты Л. К 1851 г. относится значительное событие в его жизни, весьма подробно им описанное,- знакомство с И. С. Тургеневым, молодым, но уже известным писателем; последующая передача ему стихотворения, написанного гекзаметром, комедии «Женитьба по любви» и начальных глав романа «Булавинский Завод» (см.: Тургенев в Москве, 1851-1861 гг.//ПССиП. Т. 6. Кн. 1. С. 696-747). В письме от 12 июня 1851 г. Тургенев подверг стихотворение Л. подробному разбору и критике; комедия «Женитьба по любви», одобренная Тургеневым, несмотря на попытки опубликовать ее, по цензурным соображениям была отвергнута. К этому же времени относится знакомство Л. с М. Н. Катковым, Т. Н. Грановским, А. А. Фетом, Н. Н. Страховым, М. П. Погодиным и др. Благодаря Тургеневу Л. стал посещать лит. салон графини Е. В. Салиас-де-Турнемир. Высокая оценка, данная Тургеневым таланту Л., позволила ему спокойно отнестись к первым неудачам на лит. поприще. В 1853 г. Л. предоставил в распоряжение Тургенева рукопись повести «Немцы», к-рую тот благожелательно принял. Возникшие проблемы с цензурой с большим трудом были преодолены, и повесть опубликовали под названием «Благодарность» в «Московских ведомостях» (1854); здесь же вышел очерк Л. «Ночь на пчельнике» (1857). В ж. «Отечественные записки» были напечатаны повести Л. «Лето на хуторе» (1955) и «Сутки в ауле Биюк-Дортэ» (1858), пьеса «Трудные дни» (1858), роман «Подлипки» (1861), писавшийся на протяжении мн. лет; в ж. «Библиотека для чтения» была опубликована повесть «Второй брак» (1860). Исследователи творчества Л. отмечали, что его проза имеет автобиографический характер и наряду с ее литературно-художественным значением позволяет глубже понять его биографию и учение. В частности, С. Н. Булгаков писал: «Кто хочет узнать подлинного Леонтьева, должен пережить чары и отраву его беллетристики и через нее увидеть автора» ( Булгаков. 1918. С. 117).

http://pravenc.ru/text/2463569.html

О. Сергий в который раз требует «совершенно преодолеть и устранить предрассудок, будто дух неизобразим»; уже само человеческое тело является образом животворящего его духа, его живой иконой (123). Поэтому и на иконах изображаются не столько тела, сколько духовные лики изображаемых. В частности, на иконах святых не следует искать внешнего фотографического сходства с их преходящими материальными обликами. На иконе святого изображается «лик прославленного, духоносного святого, не как он был на земле, но в его прославленном, небесном осиянии», что символизирует и нимб на иконе (122). Особо выделяет о. Сергий иконы Богоматери, отмечая, что в Церкви почитается множество типов этих икон и в православии к ним наблюдается особое отношение. Это и понятно, ибо в иконах Богоматери проявлен и софийный характер этого образа, и его космичность, и особая человеческая теплота и интимность. Всё святое, космическое и человеческое в наиболее чистых своих аспектах сосредоточилось в иконных образах Богоматери. Поэтому Булгаков почти в законодательно–риторическом тоне заключает об этих иконах: «Иконам Богоматери должна быть свойственна особая теплота и красота; язык красок и форм здесь должен быть особенно гибок, нежен и богат оттенками. В Ее иконе сам мир и всё человечество ищут выразить свою красоту всем богатством своей палитры. Ибо красота есть ощутительное явление Святого Духа, посему и образ Духоносицы украшается особенной красотой» (128). Существен этот глубинный эстетический ракурс осмысления иконописи, и богородичных икон особенно. О. Сергий, как и несколько ранее Флоренский, четко и ясно показал истинное значение русской иконы как уникального духовноэстетического феномена, в котором чисто духовный мир являет себя человеку в предельно выверенных художественных формах. Чудотворность икон Булгаков понимает достаточно широко. Он убежден, что она присуща всем освященным иконам и состоит «в благодатном присутствии в иконе первообраза, явлена она (чудотворность. — В.Б.) или не явлена». Почитаются же в Церкви за чудотворные только иконы, в которых их особая сила была проявлена внешне (132).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=184...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010