Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМИТАБХА [санскр.  - беспредельно сияющий Будда ], один из главных будд в махаяне и ваджраяне , имя к-рого впервые упоминается в сутрах I-II вв. Некогда он был бодхисаттвой по имени Дхармакара и дал обет (среди др. 48 обетов) создать «землю Будды» (буддха-кшетра), сосредоточив на этом все свое внимание. Созданная им небесная страна счастья (Сукхавати) по описаниям напоминает рай монотеистических религий, в ней верующие в Будду Амитабху, наделенные способностью наслаждаться духовно, возрождаются. В буддийской мифологической вселенной Сукхавати располагается на западе и относится к классу «чистых земель», т. е. к самому высшему разряду, к «преддверию» нирваны . Пребывающий здесь А. есть объект медитации, безмолвно обучающий адептов абсолютному единству сущего. В системе «пяти будд» и в искусстве А. изображается с телом красного цвета, сидящим на павлиньем троне, с чашей для подаяния в руках или лотосом. В его мифологическую семью входят два важнейших образа буддизма - Будда Шакьямуни (земное воплощение А.) и бодхисаттва Авалокитешвара (идеал махаянского сострадания). Основные сутры, сообщающие об А.,- большая и малая «Сукхавати-вьюха» (Описание страны счастья), а также «Амитаюр-дхьяна» (Сутра созерцания Амитаюс=А.) - стали каноническими текстами кит. школы Чистой земли ( Цзинту -цзун) и япон. амидаизма . Нагарджуна (II-III вв.) первым из махаянских мыслителей провозгласил А. спасителем (в «Даша-бхумика-вибхаше») и раскрыл его функциональную роль в Пути освобождения посредством т. н. Легкой практики, в отличие от строгого пути архатов доступной всем верующим. «Чтобы обрести буддство,- говорит Нагарджуна,- тебе (адресату послания) нужно все подчинить накоплению огромной добродетели. Тогда на период твоих бесчисленных рождений во всех мирах богов и людей ты сохранишь способности мастера йогической медитации и, родившись, подобно благородному Авалокитешваре, предпримешь усилия в помощь множеству мучающихся. После таких рождений ты избавишься от болезней, старости, привязанностей, ненависти и победителем войдешь в страну Будды. Там, подобно Амитабхе, станешь покровителем всей вселенной с бесконечно долгой жизнью. Излучая мудрость, нравственность, щедрость и являя на земле, небесах и в божественных мирах возвышенно-великолепную чистоту, тем самым доставишь восхищение, подлинную радость и счастье высоким и низким [существам], людям на земле и богам на небе» (Сухрил-лекха - Дружеское послание, 119-122, в пер. с тибет. языка В. П. Андросова).

http://pravenc.ru/text/114476.html

Поскольку безусловный характер личности понимается лишь отрицательно, как свобода от всего, она не требует никакого восполнения, и всякие отношения к другим пре дставляют только лестницу, которая отбрасывается, когда достигнута вершина абсолютного безразличия. Но в силу отрицательного характера буддийского идеала не только общественность, а и сама нравственность имеет здесь лишь условное и преходящее значение. Религиозно-нравственное чувство благоговения (pietas) не имеет в буддизме настоящего и вечного предмета. Все познавший и от всего освободившийся мудрец не находит уже ничего такого, перед чем бы он мог поклониться. Когда Шакьямуни-Будда достиг высшего ра зумения, то не только Индра со всем сонмом ведийских божеств, но и сам верховный бог властительных жрецов Брама пришел как смиренный слушатель внимать новому учению и, просветившись, воздал учителю божеские почести. Между тем Будда есть человек, собствен ною силою сделавшийся богом, или достигший абсолютного состояния, и это есть высшая цель для всякого существа. Поэтому хотя буддисты и благоговеют даже до идолопоклонства перед памятью и реликвиями своего учителя, но это возможно лишь при условии несовер шенного состояния поклонников. Совершенный же буддист, достигший нирваны, ничем уже не отличается от самого Будды и теряет всякий предмет для религиозного чувства. Следовательно, в принципе, в идеале здесь упраздняется возможность религиозного отношения, и в глубочайшей своей сущности буддизм есть не только религия отрицания, но и самоотрицания. Точно так же и альтруистическая часть нравственности отпадает на высших ступенях истинного пути, ибо здесь признается пустота всех различий, между прочим, и тех, в силу которых известные предметы, явления и состояния вызывают в нас чувство жалости. " Будь милосерд ко всем существам " , — говорит элементарное учение сутр; " Никаких существ нет, и всякое чувство есть плод неведения " , — провозглашает высшая метафизика Абидармы94. Наконец, и для нравственности аскетической нет положительного оправдания в буддиз ме, несмотря на его монастыри.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Произнесение имени означало, что человек услышал призыв милосердия Амиды и отвечает ему. Произнесение имени ни в коей мере не было средством, помогающим обрести милость будды .   Некоторые промежуточные выводы Учение буддизма Чистой Земли, хотя и имело длительную историю внутри других буддийских направлений, в интерпретации Синрана достаточно сильно отличается от них. Прежде всего это было связано с изменением значения понятия «вера», существовавшего и в раннем буддизме, но кардинально переосмысленного Синраном. Он, подобно Мартину Лютеру, поставил понятие веры в центр своего учения. Подробности сравнительного анализа учений Синрана и Лютера выходят за пределы данной статьи. Можно отметить только, что такая близость вызывала интерес как у японских, так и у европейских ученых. Кто-то проводил параллели между ними, другие указывали на значительную разницу в контексте, в рамках которого существовали внешне подобные учения . Сравнение обычно проводится в рамках западного восприятия христианства, с использованием «юридической» терминологии, но нам представляется, что анализ понимания веры Синраном может быть интересным и в рамках православного подхода, когда грехопадение и спасение скорее понимаются через повреждение и восстановление человеческой природы. В любом случае, явное сходство учения Синрана и основных положений христианства требует своего корректного осмысления. На наш взгляд, учение буддийской школы Чистой Земли позволяет поставить еще одну важную проблему, а именно проблему теистической эволюции буддизма.  Ingram Paul O. Shinran Shonin and Martin Luther: A Soteriological Comparison//Journal of the American Academy of Religion. – 1971. – Vol. 39, No. 4. – Р. 430. – URL: http://www.jstor.org/stable/1461348 .  Barth, Karl. The Doctrine of the Word of God//Church dogmatics/Karl Barth; translators G. T. Thomson, Harold Knight.Vol. 1, pt. 2. – Edinburgh:T & T Clark International, 1956. – Pp. 340 – 342. – URL: http://booksee.org/book/1288877 .  Согласно сложившейся традиции, слово «Будда» пишут с заглавной буквы, когда речь идет об историческом Будде Шакьямуни, когда же речь идет о многочисленных буддах буддизма махаяны, слово «будда» пишется со строчной буквы.

http://bogoslov.ru/article/5799737

Буддизм 1. Предпосылки возникновения и ареал распространения Слово «буддизм» создано европейцами в XIX веке. Сами адепты этого учения называют его просто Дхармой, что означает закон, или же Буддхадхармой – учением Будды. Буддийская традиция признает две даты паринирваны (смерти) своего основателя – Сидхартхи Гаутамы (Будды Шакьямуни) – 544 г. до Р.Х. и 486 г. до Р.Х. В обоих случаях мы имеем дело с совершенно фантастическими датами, родившимися из астрологических выкладок поздних тантрических авторов. В настоящее время ни один из серьезных исследователей-буддологов не признает эти даты (так называемые «долгая хронология» и «исправленная долгая хронология») исторически релевантными. Буддологи также согласны с тем фактом, что Будда жил до походов Александра Македонского в Индию, то есть до 20-х годов IV в. до Р.Х. Далее начинаются разногласия: одни ученые максимально приближают Будду к эпохе походов Александра, другие разводят эти даты. Разногласия определяются источниками, которыми те или иные буддологи предпочитают пользоваться. Буддизм возник в северо-восточной части Индии (территория современного штата Бихар), где находились древние государства Магадха, Кошала, Вайшали, в которых проповедовал Будда, и где буддизм изначально получил значительное распространение. С одной стороны, здесь были слабее, чем в других частях Индии, позиции ведической религии и связанной с ней варновой (кастовой) системы, обеспечивающей привилегированное положение брахманской (жреческой) варны. С другой стороны, именно здесь шел бурный процесс государственного строительства, предполагающий возвышение второго «благородного» сословия – касты кшатриев (воинов и светских правителей –царей). Буддизм, как противостоящее брахманизму учение, опирался, прежде всего, на светскую власть царей. В опоре буддизма, даже не столько на сословие кшатриев, сколько на царскую власть как таковую, была скрыта серьезная опасность для его существования, которая в период упадка буддизма в Индии привела к практически полному исчезновению его на родине (VII–XIII вв.). В этот период цари постепенно переставали поддерживать буддизм, возвращаясь к традиционному индуизму. Вместе с прекращением царской поддержки буддизм исчезал.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Число таких примеров можно умножать, однако для наших целей важно подчеркнуть, что возможен и другой подход к истории буддизма, уделяющий основное внимание как раз религиозным и теистическим тенденциям в буддизме. Данный подход представляется вполне органичным с православных позиций. В Православии Священное Писание рассматривается через Предание, подобным же образом буддизм следует рассматривать через призму буддийского предания, через традицию. Важно то, что получило жизнь в традиции, а не некий первоначальный истинный буддизм, произвольно реконструируемый европейскими исследователями. Подобный подход подтверждается самой историей буддизма: школы, в которых преобладал спекулятивный, абстрактно-философский элемент, давно исчезли с исторической арены, а жизнь продолжили те направления, в которых преобладал религиозный, теистический подход, и как раз в силу этого обстоятельства находившие отклик в сердцах людей. Перефразируя Ф.И. Щербатского, можно сказать, что именно эти учения горели ярким пламенем в сердцах своих последователей, а не логико-философские построения буддийских схоластов. На наш взгляд, предложенный подход может способствовать более адекватному пониманию буддизма как религии и позволит уйти от «вечного возвращения» к одним и тем же фразам о буддизме как некоей религии без Бога, о спасении в буддизме только собственными усилиями и так далее, то есть от сформировавшегося набора повторяющихся клише.  Альбедиль М.Ф. Буддизм: религия без бога. – СПб.: Вектор, 2013. – 256 с. Два других «тела Будды» — это проявления, воплощения «космического Будды» в высших мирах, где они ведут проповедь учения для буддийских святых и высших бодхисаттв («будды в теле блаженства»), и в земном мире, где, иллюзорно приняв человеческий облик, они проповедуют учение, ведущее людей к спасению. В то время как «космическое тело» едино, будд в «теле блаженства» и в «иллюзорном теле» может быть бесконечное множество. Примерами таких будд могут служить, соответственно, будда Амида и исторический Будда Шакьямуни.

http://bogoslov.ru/article/5799740

Сейчас я, Нитирэн, первый в Присолнечной стране подвижник Сутры о Цветке Дхармы, и на мне нет никакой вины. Для спасения всех живых существ Присолнечной страны, которые должны попасть в Великую крепость беспрерывных [мучений]  за хулу на Сутру о Цветке Дхармы, я проповедую Врата Закона . Если вновь нападет на эту страну Великая Монголия, разве должны Аматэрасу и Истинный Хатиман пребывать в спокойствии? Когда Будда Шакьямуни проповедовал Сутру о Цветке Дхармы, то собрались будда Многочисленных Сокровищ , будды и бодхисаттвы десяти направлений и выстроились словно солнце к солнцу, луна к луне, звезда к звезде, зеркало к зеркалу, собрались благие божества и святые стран Небесного бамбука [Индии], земли Хань [Китая] и Присолнечной страны, и каждый из них поклялся защищать подвижников Сутры о Цветке Дхармы… Если я буду лишен головы сегодня ночью, то отправлюсь в Чистую Землю на Орлиной горе и сообщу Владыке Учения, Почитаемому Шакье, что Аматэрасу и Истинный Хатиман – божества, которые нарушили данную [ему] клятву [Сюдзю о-фурумаи roce web, 912–913].   Когда в тот же вечер в местечке Тацу-но кути стражник собирался казнить монаха и занес над его головой меч, случилось чудо – яркое светящееся тело упало с неба, ослепило палача, и он выронил меч. Казнь не состоялась, Нитирэн был сослан на остров Садо. После этого события произошли серьезные изменения в мировоззрении Нитирэн. Он перешел к более яростной критике буддийских учений и к осуждению японских божеств, «малых» среди «добрых богов», защищающих Дхарму. Основные обвинения обрушилась на Хатиман, второго после Аматэрасу божества-защитника Японии, которого Нитирэн обвинял в нарушении клятв оберегать «Лотосовую сутру» и «обитать в головах прямых людей».   Источники   и   переводы  – Primary Sources and Translations Aдзyмa karaмu web – Адзума кагами ([Восточное зерцало)]. http://adumakagami.web.fc2.com/aduma03-05.htm (Azuna kagami, in Japanese). Каймоку-сё: 2002 –  Нитирэн . Каймоку-сё: [Трактат об открывании глаз]/Игнатович А.Н.

http://bogoslov.ru/event/5809350

Могул (Могол) — монгольский завоеватель Индии, под которым Индия горько стонала. Шакьямуни . Этим именем называется Будда. Умер около 480 года до рождения Христа. Яма — подземный бог, бог ада. Он на время принимает души умерших людей до их нового воплощения, реинкарнации в соответствии с принадлежащей каждому карме. Сербы говорят яма о проломе в земле. Очевидно, что это слово санскритское и оно имеет связь с именем подземного бога Ямы. Корова для индуса — священное животное. На коровах не пашут. Коров не режут. Мясо коров не едят. Коровьей мочой лечат многие болезни. Махатма Ганди учился в Англии. Как адвокат долгое время жил среди индийцев в Южной Африке. Вернувшись в Индию, отверг все европейское и обратился к вере своих предков. Был человеком веры не на словах только, но и в жизни. Противник силы и насилия. Воспрепятствовал многим кровавым переворотам в Индии. Признанный вождь индийского народа. Постник, молитвенник и государственник. Коза, дававшая ему молоко, и кусок ткани, в которую он одевался, были всем его имуществом. Златоуст сказал: «Если и пепел едите, а милости не имеете, ад ваш вечный дом». Пенгамбер — арабское слово, означающее «пророк». По мнению мусульман, Мухаммед — последний пенгамбер, пророк, и другого не будет. Хоть Мухаммед и записал в Коране, что Иисус, Сын Марии, будет судить мир. Следовательно, он признавал Иисуса большим себя. Аватара , по индийскому представлению,— это новая инкарнация какого-нибудь божества, некий новый мессия, который должен исправить и дополнить прежних мессий. Упоминаются многие аватары бога Вишну, бога Брахмы, бога Шивы, Индры и так далее. И о Гаутаме Будде думают, что он был аватарой. А он, Будда, предсказал Майтрею как последнего аватара. Джайнизм — это система аскезы, названная по имени своего основателя Джины. По учению Джины, каждая травка, каждый листок, каждая капля воды скрывает в себе живую чело­веческую душу. Поэтому нельзя не только убивать человека или животное, но нельзя также и дерево срубить, и листок сорвать. Это самая крайняя форма аскетизма в истории человечества. Человек должен ходить нагишом и голодать. Самоубийство путем голодания одобряется. Спасается тот, кто голодает двенадцать лет. Ради чего, спросим себя? Ради ничего. Ради уничтожения жизни. Отчаяние и пессимизм неслыханный и невиданный.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3742...

Далее в книге повествуется о том, что четырнадцатилетний Иисус поселился в Индии у ариев 33 . Белые жрецы Брахм 34 научили Его читать и понимать Вед 35 , исцелять молитвами болезни и изгонять злых духов из тел человеческих. Эти утверждения тоже не могут быть нами приняты, потому что Иисус все это совершал не с помощью молитв, а Своей собственной силой. Чем отличаются чудеса, явленные Иисусом, от чудес, совершенных угодниками Божиими? Святые молятся, но что случится после их молитв и произойдет ли чтонибудь вообще, они и сами могут не знать. Иисус же, совершая чудо, не молится: Он запрещает ветру дуть, и ветер стихает 36 . Он повелевает мертвой: «Талифа куми!», то есть «Девица, встань!» 37 – и девица встает. «Аз есмь», — говорит Господь. Он не говорит: «Я проповедую истину», а утверждает: Я есть истина ( Ин.14:4 ; Деян.9:5 ). Апокриф явно принижает Христа и потому нашим сознанием отторгается. Согласно «Тибетскому Евангелию», Иисус нарушил строгое кастовое деление, общаясь с вайшьями 38 , сотворенными из головы и груди Будды, и одновременно – с шудрами, сотворенными из его чрева и но 39 . Такое общение было строго запрещено в Индии и в действительности происходить не могло. Далее говорится, что Иисус проповедовал против идолов и свидетельствовал о Едином Боге Отце. Рассказывается о том, как индийские жрецы преследовали Его, изза чего Господь вынужден был скрываться в Гималайских горах, на территории современного Непала, где родился и жил Будда Шакьямуни 40 . Там Иисус якобы изучал священные списки сутр 41 . Согласно апокрифу, Будда послал Его распространять свое слово и Иисус стал посланником Будды. Указывается даже место, откуда Иисус позже вернулся на Святую Землю… Довольно интересно описан спор Иисуса со жрецами, совпадающий с библейской проповедью Единобожия. Дальше говорится о том, что Иисус уходит из Индии в Персию, где тоже проповедует против идолопоклонства, и пересказывается Его ученый спор с персидскими язычниками. В двадцать девять лет Иисус якобы возвращается в Израиль, где, согласно «Тибетскому Евангелию», проповедует «Нерукотворный Храм Сердца», выступая против всяческого внешнего богопочитания. Описывается ожесточенная борьба Пилата с Иисусом. Однако если в канонических Евангелиях Пилат, в общемто, не противник Иисуса, то здесь он откровенно враждебен по отношению к Нему.

http://azbyka.ru/kto-zhe-sej-kniga-ob-ii...

После безуспешных попыток создания эликсира даосские монахи стали искать внутренние источники бессмертия в самом человеке. На этом пути они неплохо изучили анатомию и разработали несколько систем гимнастик и даже боевые искусства. Наиболее известны среди них Цигун и Тайцзицюань. Также в даосизме разработаны методы физиотерапии: массаж и акупунктура. Внешне это кажется безобидными упражнениями и процедурами, но цель их в том, чтобы настроить в организме правильную циркуляцию мистической энергии Ци. По сути это оккультные практики, а не медицинские. И цель их — не здоровье или хорошее самочувствие, а бессмертие. И вряд ли возможно взять из них только гимнастику, оставив за бортом духовную составляющую (так же, как и с йогой ). Буддизм Из этой триады только буддизм появился не в Китае, но китайцы его трансформировали, получив Чань-буддизм, или в японском варианте — дзен. Как известно, в буддизме есть учение об актуальном бессмертии души, которая вынуждена перерождаться в разные тела, крутясь в колесе сансары. Будда сформулировал четыре благородные истины и восьмеричный путь, идя по которому душа вырывается из этого круговорота и растворяется в нирване. Буддизм — это религия самоспаения, поскольку не Будда выводит человека из сансары, а сам человек это делает, следуя указаниям основателя религии. Синкретизм китайской религиозности Конфуцианство, даосизм и буддизм создали некий уникальный сплав, который и представляет собой народную религию, в которой нет чёткой границы между этими течениями, а их пантеоны стали общими. В упомянутой выше провинции Шаньси на горах Хэншань находится храм под названием Сюанькун, построенный в 491 году. В этом храме находятся три статуи: Конфуция, Лао-цзы и Будды Шакьямуни — легендарных основателей трёх учений, одно из которых даже не религия. Но китайцы спокойно посещают этот храм и молятся всем троим — а вдруг повезёт, неважно, кто именно выполнит просьбу. Во многих китайских храмах можно увидеть статуи и изображения и даосских, и буддийских божества, а рядом — изображение какого-нибудь человека, отличившегося чем-нибудь при жизни и считающегося покровителем того дела, которым он занимался. А для полного комплекта у входа обычно ещё стоит бог земли из народных верований.

http://sueverie.net/vo-chto-verjat-kitaj...

Пробудившийся от этих сонных волнений понимает, что их предметы пусты, и потому успокаивается; не находя ничего такого, на чем стоило бы сосредоточить свою волю, он освобождается от всякого хотения, предпочтения и боязни и тем самым теряет всякую причину для раздора, гнева, вражды и ненависти, а свободный от этих страстей, он испытывает ко всему без различия одинаковое чувство благожелательности или милосердия. Но откуда же берется у него это чувство? Убедившись в том, что все пусто, что все объективные условия бытия призрачны и ничтожны, пробужденный мудрец должен бы был погрузиться в состояние безусловного бесстрастия, одинаково свободное как от злобы, так и от милосердия: оба эти противоположные качества одинаково предполагают, во-первых, уверенность в действительном бытии живых существ, во-вторых, различение одного от другого (например, страдающего невежды, взывающего к моему милосердию, от всеблаженного Будды, который в нем не нуждается), и, в-третьих, наконец, милосердие, не менее, чем злоба, побуждает к определенным действиям, зависящим от предметных качеств и условий данного бытия, а все это совершенно несовместимо с основным принципом всеобщей пустоты и безразличия. Буддийское нравственное учение требует деятельного самопожертвования, — это требование связано с самым понятием о Будде: совершенный Будда (каков был Готама Шакьямуни) тем и отличается от Будды несовершенного или уединенного (Пратьека-будда), что не ограничивается собственным сознанием о мучительной пустоте бытия, но решается освободить от этой муки все живые существа. Этому общему решению предшествуют в прежних его существованиях отдельные действия крайнего самопожертвования, которыми полны буддийские легенды (например, в одном из своих предсуществований он отдал себя на растерзание тигру, чтобы спасти бедную женщину с детьми). Такими подвигами (в отличие от бесцельного самоумерщвления у добуддийских аскетов Индии) достигается прямо высшее блаженство и для всякого «пробужденного». Так, известен типичный рассказ про одного из апостолов буддизма — Арья-деву.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4140...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010