У северных буддистов Шакьямуни имеет весьма много видов или образов; наиболее распространено изображение Будды в трех его видах, это Будда прошедший, Будда настоящий, Будда ожидаемый, или грядущий, будущий. Обыкновенно это три огромные идола, сидящих друг подле друга и совершенно тождественные по виду и величине; ими украшаются большие китайские храмы. Существуют особые буддийские книги, в коих с точностью определен вид и пропорция этих Будд, изображаемых в значительном числе на картинах, отливаемых из меди, они сидящие, или стоящие, по величине различные; ими украшаются кумирни и частные дома, они возятся в пути, им поклоняются и приносят молитвы, жертвы, ставят курительные свечи. Как у даосов, так и у буддистов божества мира физического и сил природы имеют второстепенное значение и расположение в кумирнях, сравнительно с изображениями высших богов и обоженного человека, в свою очередь боги-воины ниже богов мудрости или мудрецов. Фу и Пуса индусские суть боги интеллектуальные, их сфера деятельности почитается выше и благороднее, нежели Брамы и Шакра, управителей физического универса. В даосизме «Сань-цзин» или троица, суть инструкторы, тогда как Шан-ди и боги звездные, боги врачевания или медицины, боги элементов природы и духи, обоженные пустынников почитаются правителями физического универса. Даосы отожествляют конфуцианского Шан-ди с «Ю-хуан-шан-дэ», главного бога из своего пантеона (исключая «Сань-цзин»). Этому божеству даосы, главным образом, дают руководительную роль для человечества; следуя «Ю-гуан-шан-дэ», человеческая раса отожествляется с ним, как прародителем, имеющим наследственную иерархию в даосской религии и сохраняющейся в семействе по имени Чжан (Chang). Эта наследственная глава имеет резиденцию в провинции Цзян-су (Keang-se), на горе Дракона и Тигра. По человекообразному представлению китайских классиков, Шан-ди имеет как имя, так и день рождения, который празднуется торжественно в 9-й день первого месяца; многие духи предполагаются служащими ему и исполняющими его волю в надзоре за миром и контроле человеческих деяний.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

инструментов, торжественно обходят вокруг монастырского комплекса. Все участники обряда молятся, чтобы Будда Майтрея возродился на земле Джамбудвипы и даровал Учение. Этот обряд был введен в 1409 г. Богдо Цзонхавой в Тибете. Лхабаб Дуйсэн (Найдан) проводится 22-го числа последнего осеннего месяца. В этот день Будда Шакьямуни спустился на землю из страны 33 небожителей (Тушита), к-рая, по преданию, находится на вершине горы Сумеру. Тушита - область совершенной радости, где Будды даруют Учение божественным существам. Жители Джамбудвипы призывали Будду и молили его снизойти в их мир. Будда принял приглашение и на благо жителям Джамбудвипы возродился в человеческом облике. Зула хурал, или Праздник тысячи лампад, проводится 25-го числа 9-го месяца (25 дек.) и посвящен создателю школы гелугп Богдо Цзонхаве, к-рый считается земным воплощением бодхисаттвы Манджушри. В этот день читаются священные сутры из Ганджура, восхваления Будде Цзонхаве, его авторские сочинения. Хурал проходит при множестве зажженных лампад - подношений Будде Цзонхаве, символизирующих Свет мудрости, разгоняющий тьму неведения у живых существ (см. Д. Очиров). Кроме того, 2-е число каждого месяца посвящено хранителям (дхармапалам) мон-рей; 8-го числа каждого месяца молятся Будде Манло о даровании благоприятного перерождения; 15-го читают сочинения Цзонхавы «Ступени великого пути» (Ламрим чхенмо); 30-е посвящено Зеленой Таре и сопровождается чтением сутр и подношением 4 мандал. Лит.: Позднеев А. М. Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в связи с отношением последнего к народу. СПб., 1887; Куфтин В. Ф. Краткий обзор пантеона северного буддизма и ламаизма в связи с историей учения. М., 1927; Герасимова К. М. Обновленческое движение бурятского духовенства (1917-1930). Улан-Удэ, 1964; Центральная Азия и Тибет: История и культура Востока Азии. Новосибирск, 1972; Дьяконова В. П. Погребальный обряд тувинцев как историко-этнографический источник. Л., 1975; Жуковская Н. Л. Ламаизм и ранние формы религии.

http://pravenc.ru/text/153561.html

По мнению апологета, сказания о том, что Будда прошел много перевоплощений прежде чем достичь просветления, вырастающие из понятия о том, что в течение одной человеческой жизни невозможно его достичь, доказывают в действительности «ту христианскую истину, что в этой земной жизни сам человек себя спасти не может, а значит, необходим особый Искупитель, отдельный от человека, и с силами, превышающими человеческие» (С. 385). Из всего сказанного Горохов делает вывод о том, что Будда «не смог возвыситься до того, чтобы положительно и действенно принести спасение всем людям» (С. 375). Ведь и согласно буддистскому учению, «нельзя приписывать Будде слова «я освободил, я спас все живые существа», ибо нет никаких живых существ, которых он мог бы спасти» (С. 369). Относительно учения буддизма о конечной цели, автор пишет: «Весьма примечательно, что Будда не дал никакого ясного и определенного ответа на то, что такое нирвана... Он намеренно уклонялся сказать точно: живет или не живет после смерти святой, является ли нирвана бытием или небытием». По мнению Горохова это было сделано для того, чтобы не «открывать слабому человеку резкую истину, что его спасение есть вечная смерть... и что поток страданий изливается в ничто, небытие» (С. 386). Апологет отмечает, что «теоретическое учение о самоуничтожении на практике приводит фанатичных поклонников Шакьямуни к действительному самоубийству», ссылаясь на рассказ о самоубийстве шестидесяти монахов в «Милиндапрасная», IV.3–5 (С. 388). Здесь можно вспомнить уже из новейшей истории примеры самосожжений, которым подвергали себя буддистские монахи во Вьетнаме и в Тибете в знак протеста против тех или иных политических событий. В конце своей критики Горохов указывает, что на практике с течением времени подавляющее большинство буддистов отказалось от цели достичь нирвану, заменив ее целью попасть в рай, либо представляя нирвану как состояние покоя и блаженства (С. 389). 75 В современных биографических справках указывается отчество Дмитриевич, что не может быть верным, поскольку в прижизненных изданиях инициалы всегда обозначались как Д.В.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

- А почему твоих книг в Москве не видно? — приценилась подруга. - А что вообще в Москве видно? Там из десяти миллионов девять миллионов слепых, а, судя по музыке, которую столица качает на всю страну, еще и глухих. — Словцов немного обиделся. — Книги там мои, конечно, есть. Но я же не бразильские сериалы пишу, а так, стишки. Кому они сейчас нужны? - А стихи у вас о любви? — Лена, сама не замечая, перепрыгивала с «ты» на «вы» и обратно. - Да, лирика была тоже. Потом не до лирики было. Так, «боевая публицистика». Да я вообще не люблю о своих стихах говорить. А сейчас — особенно. - А Лена пригласила меня сегодня в Общество сознания Будды, — перевела тему на другие рельсы Вера, — она там йогой фигуру правит, а сегодня приехали какие-то индийские гуру, обещают дорожный набор чудес и просветительскую лекцию. - Буддизм — очень древнее заблуждение, — категорично сказал Павел. — Хотя буддиста с поясом шахида представить невозможно. - Есть разные пути к Богу, — тут же включилась Елена. - Совершенно верно, — согласился Павел, — но кто сказал, что этот путь верный? Путь-то, может, и есть, но если он ведет в никуда? - Нирвана — это не «никуда»! — Лена едва сдерживала раздражение. - Ты так говоришь, как будто являешься специалистом по буддизму, — заметила Вера. - Весьма поверхностно, но все же я это уже ел, или, если будет угодно, проходил. - Ну все ясно, вы, Павел, православный ортодокс! — определила Лена. - Хотел бы быть. - Между прочим, существуют утверждения, что Христос после воскрешения направился в Индию, а в юности учился там! - Да, в апокрифических книгах, которые не были официально приняты Церковью и рассматриваются ею как ересь. С Сиддхартхой Гаутамой, он же Будда Шакьямуни, у Иисуса были разные цели. И разные пути их достижения. - Разве не приблизить человека к высокой духовности? — возразила Солянова. - Смотря что подразумевать под этими словами. Начнем с того, что Сиддхартха — это человек, а Иисус — Богочеловек, Сиддхартха рожден во грехе, Иисус рожден от Святого Духа, Он безгрешен, Сиддхартха стремится к совершенству, чтобы впоследствии стать Буддой, что означает «просветленный». Иисус совершенен изначально. Будда страдал, совершенствуя себя, Иисус страдал, взяв на себя грехи всего человечества. Будда определил, что вся жизнь — это страдание в разных его формах, то есть бесконечный круговорот сансары, постоянно изменяющееся сознание, вырваться из которого можно, достигая нирваны, то есть состояния непреходящего покоя и умиротворения. Иисус проповедовал покаяние и спасение во имя вечной жизни. А буддизм отрицает существование души. Это не разные пути к одной точке. Это пути в разные стороны.

http://azbyka.ru/fiction/vid-iz-okna/?fu...

Соответственно, такому нравственно-греховному состоянию, Будда, по его же собственным словам, является нуждающимся в спасении и ищущим его прежде всего для самого себя. На вопрос царя Бимбисары: что или кто ты такой? Будда отвечал: «Магараджа, я не бог и не дух, a простой человек, ищущий покоя и ради этого исполняю правила аскетической жизни». Только после великого озарения под деревом «боди», Шакьямуни достиг избавления и с этого момента, ламайские писания начинают изображать его таким существом, которое никакое пожелание, с его приманками и ядом, не может сдвинуть с настоящего пути и даже сам Мара (искуситель) после семилетнего следования за Буддой должен был сознаться, что он не нашел в нем ничего преступного, греховного, конечно не в христианском смысле этого слова. Если мы даже и согласимся с тем, что после озарения под деревом «боди», Будда достиг избавления или спасения, то всё-таки он не может быть назван спасителем и избавителем в точном смысле этого слова: он достиг избавления для себя, не не приобрел силы избавлять и спасать других, на что и не изъявлял претензии, как это видно из прощальных слов его к любимому ученику Ананде. «Будьте, Ананда, своими собственными светочами, своим собственным прибежищем, не ищите другого прибежища. Пусть истина будет вашим светочем, не ищите другого прибежища. Кто теперь, Ананда, или после моего ухода отсюда, будет своим собственным светочем, своим собственным прибежищем, не будет искать другого прибежища, тот, для кого истина будет светочем и прибежищем, тот и будет, Ананда, моим истинным учеником…» Подобное заявление Будды вполне естественно: грешник грешника не спасает, а только в больший грех вовлекает. Расходясь диаметрально в учении о виновнике спасения людей, ламаизм стоит в непримиримом противоречии с христианством и во всех остальных пунктах учения о спасении. По христианскому учению, Христос Спаситель приходил на землю с тем, чтобы спасти нас от греха, проклятия и смерти, как телесной, так, особенно, духовной, которая состоит в том, что душа лишается духовного света, радости и блаженства, но не разрушается и не уничтожается, a остается в состоянии мрака, скорби и страдания.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vasilevi...

Сознание отрицательной бесконечности человеческого духа являлось отдельным философским умам раньше буддизма, 92 но в нем впервые получило силу исторического воплощения в жизни собирательной. Благодаря своему нравственно-практическому универсализму, исходившему не из одного ума, а еще более из сердца, ШакьямуниБудда создал в человечестве небывалую до него форму общежития – братство нищенствующих монахов из всякой касты и всякой народности – «слушателей» (шраваки) истинного учения, последователей совершенного пути. Здесь впервые достоинство личности и отношение между нею и обществом определялось окончательно не фактом наследственной принадлежности к такому-то роду или к такой-то национально-политической организации, а внутренним актом избрания известного духовного идеала. Теоретические мысли первого подлинного Будды и бытовые условия его монашеского братства подвергались множеству исторических превращений, но нравственная сущность того, что им выражено и создано, осталась доселе ясно и прочно кристаллизованною в ламайских монастырях Тибета и Монголии. Эта нравственная сущность буддизма, как лично-общественного образования, достаточно определившаяся за две тысячи с лишком лет его исторической жизни, состоит в чувстве религиозного благоговения к первому Пробужденному Пробудителю – духовному родоначальнику всех дальнейших пробужденных – к всеблаженному учителю, затем в требовании святости или совершенного безволия (внутренний аскетизм в отличие от того внешнего умерщвления плоти, в котором упражнялись и доселе упражняются «гимнософисты» и которое не удовлетворило Будду-Шакьямуни) и, наконец, в заповеди всеобщего благоволения или благосклонного сострадания ко всем существам без различия. С этой последней, наиболее доступной и привлекательной стороны буддизма обнаруживается, однако, и его недостаточность. § IV Чем, в сущности, отличается с точки зрения буддизма духовно пробужденный от непробужденного? Последний под внушением чувственных обманов принимает кажущиеся и преходящие различия за действительные и окончательные и вследствие этого хочет и боится различных вещей, стремится к одному и отвращается от другого, любит одних и ненавидит других.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Solov...

Дав себе обещание не сходить со своего места до тех пор, пока не обретет истину, Шакьямуни сел со скрещенными ногами (принял «позу лотоса») под фикусовым деревом 464  и погрузился в медитацию. Во время своего духовного поиска Гаутаме пришлось столкнуться с различными наваждениями и искушениями. Так, злое и демоноподобное существо Мара (санскр. mra – «разрушение», «гибель») пыталось отвратить подвижника от его пути, предлагая его взору соблазнительных красавиц, создавая видения стихийных бедствий и нападений рассвирепевших животных. Но Сиддхартха оставался непреклонен в своих устремлениях до тех пор, пока не осуществил, наконец, свой духовный прорыв. Он обрел просветление (бодхи) и стал Буддой 465 . Это случилось на сорок девятый день медитации, когда подвижнику было тридцать пять лет от роду. С этого момента он стал существом, превосходящим не только всех людей, но и всех божеств. Он перестал быть человеком в собственном смысле этого слова, ибо всякий человек находится в плену сансары, которая не властна над Буддой. Каково же содержание истины, открывшейся Шакьямуни под деревом бодхи? Буддисты считают, что в момент глубокого сосредоточения Гаутама осознал ряд идей – Четыре Благородные Истины , которые и составляют доктринальное ядро буддийского вероучения. Будда осознал, что жизнь есть страдание, что причиной страдания является желание и влечение, что существует особый вид бытия, не связанный со страданием, и что есть путь, ведущий к обретению этого бытия. Выход на проповедь Достигнув просветления, Сиддхартха оказался перед дилеммой: выйти из мира, получив вечное освобождение, или же остаться в нем ради того, чтобы сделать доступным пройденный им путь другим живым существам? В важный момент выбора в ситуацию вынужден был вмешаться бог Брахма, призвавший Гаутаму к открытой проповеди обретенных им истин. Сердце Пробужденного исполнилось великого сострадания ко всему живому, пребывающему в цепях сансары, и он решил не оставлять нашего мира до тех пор, пока учение не будет распространено здесь в достаточной мере.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Легенды прославляют и его смерть. Когда он умер с словами на устах: «все призрачно и недолговечно» (Köppen, S. 115), тогда вся природа погрузилась в уныние и величайшую скорбь. Солнце потеряло свой блеск, явились метеоры, земля поколебалась, восстали из гробов мертвые, чтобы показаться спешившему на место его смерти ученику, и т. п. Когда тело Шакьямуни было положено в гробницу, с тем, чтобы предать его сожжению, из груди его вышло пламя и истребило труп. Вот как изображают жизнь Будды буддийские легенды. Со временем мы увидим, что все эти сказания принадлежат к позднейшему фазису развития буддизма и что первоначально Будда представлялся обыкновенным смертным, своей мудростью и добрыми качествами открывшим и указавшим путь к избавлению от сансары – преходящего бытия с наполняющими его бедствиями или, по буддийскому выражению, давшим всем живым существам верное средство «безопасно переправиться через бурное море скорбей и смерти и вступить в тихое пристанище на противоположном берегу бытия». Что касается до самого Шакьямуни, то он неблагосклонно смотрел вообще на страсть к чудесному. Его биографы приписывают ему в этом случае следующее изречение: «лучше, – говорил он, – всех чудесных действий совершение добра и сознание грехов» (Dunker, S. 206207). Нужно, впрочем, заметить, что элемент чудесного, внесенный в буддизм, коренясь в принципах буддизма, возвышающего истинных своих последователей над ничтожеством и призрачностью всякого бытия и потому усвояющего им способность проявлять это свое возвышение изменением всех условий этого бытия, в то же время служит выражением присущей человеку и неодолимой в нем веры в чудесное, обнаруживающейся у народов всех стран и времен... Следовало бы ввиду этого факта, непоколебимо стоящего в истории человечества, остановиться современному отрицанию чудесного элемента в исторической жизни человечества, если только представители этого отрицательного направления не дошли до того фанатизма, с которым говорил Вольтер: «если бы на площади Парижа перед глазами 1000 человек и моими собственными совершилось чудо, то я скорее усомнился бы в 2002 глазах, чем поверил» («Апологетические беседы о лице Иисуса Христа», Юл.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Guse...

Сознание отрицательной бесконечности человеческого духа являлось отдельным философским умам раньше буддизма93, но в нем впервые получило силу исторического воплощения в жизни собирательной. Благодаря своему нравственно-практическому универсализму, исходи вшему не из одного ума, а еще более из сердца, ШакьямуниБудда создал в человечестве небывалую до него форму общежития — братство нищенствующих монахов из всякой касты и всякой народности — " слушателей " (шраваки) истинного учения, последователей соверш енного пути. Здесь впервые достоинство личности и отношение между нею и обществом определялось окончательно не фактом наследственной принадлежности к такому-то роду или к такой-то национально-политической организации, а внутренним актом избрания известно го духовного идеала. Теоретические мысли первого подлинного Будды и бытовые условия его монашеского братства подвергались множеству исторических превращений, но нравственная сущность того, что им выражено и создано, осталась доселе ясно и прочно кристалл изованною в ламайских монастырях Тибета и Монголии. Эта нравственная сущность буддизма, как лично-общественного образования, достаточно определившаяся за две тысячи с лишком лет его исторической жизни, состоит в чувстве религиозного благоговения к первому Пробужденному Пробудителю — духовному родоначальни ку всех дальнейших пробужденных — к всеблаженному учителю, затем в требовании святости или совершенного безволия (внутренний аскетизм в отличие от того внешнего умерщвления плоти, в котором упражнялись и доселе упражняются " гимнософисты " и которое не удо влетворило Будду-Шакьямуни) и, наконец, в заповеди всеобщего благоволения или благосклонного сострадания ко всем существам без различия. С этой последней, наиболее доступной и привлекательной стороны буддизма обнаруживается, однако, и его недостаточность. Чем, в сущности, отличается с точки зрения буддизма духовно пробужденный от непробужденного? Последний под внушением чувственных обманов принимает кажущиеся и преходящие различия за действительные и окончательные и вследствие этого хочет и боится различн ых вещей, стремится к одному и отвращается от другого, любит одних и ненавидит других.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Утром 1-го числа наступает 1-й день Сагаалганая, все ламы поздравляют Пандито хамбо-ламу и преподносят подарки и хадаки (шелковые платки). Со 2-го по 15-е число в дацане проходит ежедневная многочасовая служба Монлам. В эти дни верующие совершают подношения, круговой молебен (гороо), вывешивают ритуальные флаги (хий морин). Дуйнхор хурал проходит 15-го числа последнего весеннего месяца; по преданию, в этот день Будда Шакьямуни у Свящ. ступы (Индия) даровал учение Калачакры (Дуйнхор) царю мифической страны Шамбалы Чандрабхадре. Система Калачакра тесно связана с инд. системой астрономии и астрологии. 1027 - год введения Калачакры, является 1-м годом 1-го тибет. 60-летнего цикла Рабчжун по системе Юпитера. Гандан Шунсэрма хурал (Доншод) проводится 15-го числа 1-го летнего месяца. Считается, что в этот день произошли 3 основных события в земной жизни Будды Шакьямуни: вхождение в утробу матери, царицы Махамайи, просветление, погружение в нирвану (паринирвану). На молебне Гандан Шунсэрма читают священные сутры из Ганджур: «Поклонение и подношение Будде» и «Пришествие Будды с Тушита». Хурал Гандан Шунсэрма проводится в те же дни, что и Вейсака - Всемирный день мира и медитации во всех странах Юго-Вост. Азии. Живые существа, совершившие в эти дни благородные деяния, накапливают неисчислимое количество добродетелей (буян). Круговращение Майтреи (Майдар хурал) проводится 4-го числа, в последний месяц летней луны. Молебен посвящен Будде Грядущего Майтрее, ожиданию его скорейшего снисхождения с неба Тушита на материк Джамбудвипу. В священных сутрах сказано, что с его приходом на земле наступят счастье и радость. Срок жизни жителей Джамбудвипы будет 80 тыс. лет, люди будут счастливы и красивы, как боги. В эти дни читается священная сутра «Поклонение и подношение Будде Майтрее». Обряд Круговращение Майтреи символизирует явление Майтреи на колеснице с запряженным зеленым конем или белым слоном и встречу его верующими. Вся праздничная процессия, ламы в ритуальных одеяниях, верующие, сопровождаемые звуками муз.

http://pravenc.ru/text/153561.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010