2) Во второй фазе развития буддийское учение о будущем состоянии человека, назначает шесть путей, по коим шествуя душа подвергается постепенному очищению и вступает в область высшую, где она освобождается от всякой перемены и бедствия, – она достигает Нирваны, становится абсолютно свободною от всяких ощущений, страстей, треволнений. Когда Шакьямуни Будда умирал, то заметил, окружающим его ученикам, что он вступил в область Нирваны. Этого рода состояние – самое любимое в языке философии и религии буддистов и всех их сект, им означается торжество духа над материей, уничтожение прежней жизни и самой смерти, состояние новое и вечное в мире высочайшего бытия. 3) Третья фаза китайско-буддийского вероучения о будущем состоянии души человека есть рай западных небес, или «Мирная страна на Западе». Масса почитателей Нирваны, состоящая из большинства народа, имеет не менее поклонников и этих небес мирной страны. В силу сих верований, Будда воображаемый отличен от Будды исторического, действительного Шакьямуни или Готамы. Он прозван «беспредельным по возрасту». Все призывающие «Намо Амитабга Будда» по-китайски – «Нань ву о-мэ-то-фо» (честь Амитабы Будды), уверены, что по смерти вступят в рай сей личности, расположенный на огромном расстоянии к Западу от видимого универса, что души почитателей Будды останутся в его обители на миллионы лет, – что занятием их будет созерцание и собеседование лицом к лицу с Буддою – Амитабга, слушание пения прекрасных птиц и блаженство среди великолепия садов и озер, орошающих райскую обитель. Такого рода наградами за веру в Будду проникнуты его почитатели и его рай предпочитается Нирване, представляющей менее привлекательности для религиозной фантазии. «Рай Западных небес» неизвестен буддизму Бирмы и Цейлона, и более всего распространен в вероучении буддистов северного Китая и провинций от него зависящих. О человеке добродетельном и почившем мирно, китайцы любят выражаться на языке даосов, что он «вознесся на небеса» – «шан-тянь»; в книгах их описываются многие дворцы, устроенные на звездах, и где будут жить святые с богами и гениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

330 Ничего-не-отрицающий Будда так говорит о всех своих современниках, еще не просветленных его учением: «Они вошли в густой лес ложных взглядов относительно «наличия» и «отсутствия» и утвердились в этих взглядах, которых шестьдесят два. Они крепко привязаны к ложным учениям, твердо придерживаются их и не могут отбросить» (Лотосовая сутра. Гл. 2 «Уловки».//Сутра о Бесчисленных Значениях. Сутра о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы. Сутра о постижении Деяний и Дхармы Бодхисаттвы Всеобъемлющая мудрость. М., 1998, с. 107). Якобы «всеприемлющий» Будда на деле призывает к отходу от других мировоззрений: «Пусть те, кто имеет уши, да отвратятся от прежних верований» (Андросов В. П. Будда Шакьямуни и индийский буддизм. Современное истолкование древних текстов. М., 2001, С. 109). А «Второй Будда» – классик буддийской филсоофии Нагарджуна говорит в «Драгоценных строфах», что буддист по мере духовного роста на пятой стадии (бхуми) «рождается в качестве царя богом на небе удовольствий Тушита и в качестве предолевшего омрачающие взгляды, которые проповедуют главы всех небуддийских школ»; в тибетском переводе: «то, что они называют освобождающим знанием – всего лишь ложное воззрение» (Там же, с. 379). 331 Рерих Н. К. Алтай-Гималаи. Путевой дневник. Рига, 1992, с. 290. Ну, конечно, какое там отрицание – сплошное утверждение, причем именно духовности: «Всякий боженька есть труположество… Всякое кокетничанье с боженькой есть невыразимая мерзость, самая гнусная мерзость » (Ленин В. И. Письмо А. М. Горькому от 13.11.1913//Полное собрание сочинений. т.48, М., 1975, сс. 226–227). 332 «Религия есть тщательное наблюдение за тем, что Рудольф Отто точно назвал numinosum, то есть за динамическим существованием или действием, вызванным непроизвольным актом воли. Напротив, оно захватывает человека и управляет им; он тут всегда скорее жертва, чем творец нуминозного» (Юнг К. Г. Психология и религия//Юнг К. Г. Архетип и символы.. М., 1991, с. 133). 333 Например, невозможно сочетать теософские размышления о «мировой душе» с буддистским принципом анатмана, отрицающим – по верному уточнению Елены Рерих – наличие любой целостности в нашем мире, любой «души, как индивидуальной, так и мировой» (Рерих Е.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/uroki-se...

В соответствии с традициями тело Будды было кремировано. Последователи его учения, стоявшие во главе различных государств, просили учеников передать им часть пепла, оставшегося от погребального костра. На местах благоговейного положения этих останков создавались особые архитектурные сооружения – ступы (санскр. stpa – «холм») 466 , ставшие со временем объектами паломничества и поклонения для многих буддистов. В буддистской литературе Будде Шакьямуни усвоено несколько эпитетов, наиболее значимыми из которых являются эпитеты Татхагата (санскр. Tathgata – букв. «так пришедший» или «так ушедший»), Джина (санскр. jina – «победитель») и  Бхагаван (санскр. Bhagavn – «Господь»). Буддийский священный канон Будда Шакьямуни не оставил после себя ни одного письменного текста. А через весьма непродолжительное время по смерти основателя учение разделилось на множество направлений. Это во многом обусловило дальнейшую разность фундаментальных текстов религиозной традиции. Палийский канон и его разделы Свод священных текстов буддизма – Трипитака (санскр. Tripiaka – букв. «Три корзины»), состоящий из трех разделов, был, по преданию, «пропет» (декламирован) авторитетными членами сангхи на Первом буддийском соборе в V веке до н. э. Однако записан он был гораздо позднее – в 80 году до н. э. на территории Шри-Ланки. Материалом для письменной фиксации послужили пальмовые листья – традиционный письменный материал той эпохи в данном регионе. Записи были сложены в три корзины, что и дало название всему корпусу текстов. Языком фиксации был пáли 467 , поэтому еще данный литературный свод принято именовать палийским каноном . Структура данного трехчастного сборника такова: 1 . Виная (пал.«нормы»,»правила поведения») – это свод дисциплинарных правил сангхи, регламентирующих повседневную жизнь ее членов в соответствии с их статусом (ср. с уставными указаниями и каноническими правилами в православной традиции, а также с шариатом 468  и Галахой 469 ). 2 . Сутра (пал. сутта – «нить») – в данном случае подразумевается «нить» рассказов из жизни основателя, описание его поступков, пересказ его поучений (ср. с литературой упанишад 470 , а также со сборниками хадисов 471 ). Одним из известных и наиболее популярных текстов этого цикла является сборник «Дхаммапада», составленный из изречений, приписываемых Будде Шакьямуни.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

VI до нач. IV в. до Р. Х. и выражался, в частности, в появлении неортодоксальных аскетических движений шраманов (различных духовных лидеров, выдвигавших собственные учения). Йога (совокупность южноазиат. аскетических практик психофизической регуляции сознания) и философский дискурс, вызревший на основе критики упанишад , и были преимущественными инструментами шраманского духовного поиска, в к-ром, как свидетельствуют канонические буддийские тексты, принял участие и принц Сиддхартха Гаутама. Со временем он отказался от крайних форм аскетизма, признав этот путь тупиковым, чреватым замкнутостью и духовной гордыней, и создал новое учение о «срединном пути», ведущем к обретению истинного знания о реальности, абсолютно несовместимого с переживанием страдания и неудовлетворенности, но в то же время чуждого устремлениям к поиску вечного счастья и блаженства. В основу учения Гаутама положил свой опыт Просветления (бодхи), превративший его в Будду Шакьямуни - Учителя истины, одержавшего победу над страданием и готового протянуть руку помощи всем живым существам (т. е. Бхагавана - подателя блага). Это учение предназначалось не для узкого круга избранных или какой-то одной социальной страты, члены к-рой по праву рождения приобщались к религ. знанию, оно было доступно каждому, кто пожелает вступить на «срединный путь». Учение Шакьямуни именовалось Дхармой (букв.- то, что поддерживает), или Буддхадхармой, потому что оно, являясь изложением истинного знания, поддерживало на пути к полному освобождению от уз страдания. Будда и его последователи, реализовавшие Дхарму на практике, составили высшую Сангху - символическую общину Благородных личностей (ария пудгала ), т. к. образ Учителя, ушедшего в паринирвану, и память о буддийских святых должны были свидетельствовать о возможности уничтожения страдания для следующих «срединным путем». Будда, Дхарма и Сангха именуются в буддийской религ. доктрине «тремя драгоценностями» (триратна), к-рые принимают в качестве «прибежища от страдания» те, кто вступает в общину последователей Бхагавана.

http://pravenc.ru/text/153561.html

302 Лысенко В. Г. Терентьев А. А. Шохин В. К. Ранняя буддийская философия. Философия джайнизма. М., 1994, с. 203. 303 «Консенсуса между учением о Триипостасном Боге, Творце мира и создателе человеческой личности, которая стала вначале духовно, а затем телесно смертной вследствие грехопадения, но может быть восстановлена через Искупление и обожена через стяжание нетварной благодати, и учением, прямо отрицающим Бога, считающим мир безначальным, а само представление о субстанциальной индивидуальности – корневой иллюзией, предполагающим, что люди страдают в безначальной сансаре при отсутствии хотя бы отдаленной аналогии вины с их стороны, и связуюшим «выздоровление» человека с демонтированием его индивидуально-личностного сознания, никак не может быть. Следовательно, попытка нахождения «общих знаменателей» может осуществиться только через отказ одного из участников «диалога» от своих позиций (при этом оказывается несостоятельным и тот очень распространенный аргумент, что религии, самые различные по «догматике», совпадают в своих мистических измерениях, ибо эти измерения задаются мировоззренческими установками)» – Шохин В. К. (Этос глобального мира. М., 1999, с. 122). 304 Соловьев Вл. С. Рецензия на книгу Е. П. Блаватской: «The key to Theosophy».//Соловьев В. С. Собрание сочинений. Второе издание. Т. 6 (Репринт – Брюссель, 1966), сс. 287–288. 305 Например: «Это есть Логос, Первый или Ваджрадхара, Высочайший Будда, ... Владыка всех Тайн...» (Тайная Доктрина. 1:3). «Если бы западным археологам взбрело в голову изменить дату рождения нашего Господа и Благословенного Спасителя с VII века до Р.Х. на VII век н.э….» (Некоторые вопросы по поводу «Эзотерического буддизма» м-ра Синнета//Блаватская Е.П. Гималайские братья. М., 1998, с. 170). Блаватская нервничала не зря: современное востоковедение и в самом деле омолаживает буддизм: «На мой взгляд, более обоснованным, как археологически, так и культурологически, будет считаться утверждение: вся проповедническая деятельность Шакьямуни проходила в IV веке до н.э., а его нирвана приходится примерно на 343 г. до н. э., т. е. на 200 лет позднее, чем то принято в тхеравадинской хронологии» (Андросов В. П. Будда Шакьямуни и индийский буддизм. Современное истолкование древних текстов. М., 2001, с. 463). См. также статьи Хайнца Бехерта «Противоречия в датировке паранирваны Будды и истоки тхеравадской хронологии» («Вестник древней истории». 1993, 1) и В. К. Шохина «Санкхья-йога и традиция гностицизма» (Вопросы философии. 1994, 7–8).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/uroki-se...

Приняв это судьбоносное решение, Будда отправился к близлежащему городу Бенаресу , являвшемуся крупным духовным центром Индии и объектом массового паломничества. В местечке, именуемом «Олений Парк», им была произнесена первая проповедь, оставшаяся в истории буддизма под названием «Проповедь о повороте колеса учения» (санскр. Dharma-cakra-pravartana Sutra). «Три сокровища» буддизма Среди слушателей присутствовали и бывшие сподвижники, разорвавшие отношения с Гаутамой в момент его отказа от предельных форм аскезы. Благодаря проникновенным словам проповедника они осознали свою ошибку и стали последователями возвещенного им нового учения. Таким образом, в самый первый момент общественного служения Сиддхартхи возникает три принципиальных объекта культа, а равно и объекта веры: Будда , дхарма (учение) и сангха , то есть община (санскр. sagha – «собрание»). В совокупности эти три «вещи» составляют «три сокровища» , или «три драгоценности» буддизма (санскр. triratna). На протяжении следующих сорока пяти лет Будда занимался активным распространением своего учения, и благодаря его проповедям, сопровождавшимся нередко различными знамениями и чудесами, численность общины постоянно увеличивалась. Росту популярности Буддхадхармы немало способствовала поддержка властей, а также многих состоятельных людей. Один из таких благотворителей подарил общине участок земли в царстве Кошала с расположенной на нем рощей. Это место стало одним из центров притяжения адептов нового учения. Здесь члены общины часто собирались вместе, внимая словам учителя. Плодом миссионерских усилий Сиддхартхи стало обращение в новую веру и ближайших родственников: жены и сына, вошедших в монашескую общину. Считается, что к концу пребывания Будды на Земле число его учеников достигло 12,5 тыс. человек. Завершение земного пути Гаутамы В возрасте восьмидесяти лет Шакьямуни, осознавая, что им совершено все возможное для помощи всем живым существам, завершил свое странствование. Это произошло в месте Кушинагара. Вкусив угощения, приготовленного одним из его почитателей, Будда заболел (вполне возможно, что это было просто обычное пищевое отравление). Перед своей кончиной он призвал к себе учеников, дал им последние наставления, после чего погрузился в медитативное сосредоточение, завершившееся переходом в иную форму бытия, неподверженного страданиям.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЖАТАКИ Джатаки [санскр. ja  taka - связанное с рождением], в лит-ре буддизма название многочисленных текстов, разнообразных по форме, размеру, содержанию и времени написания, повествующих о предыдущих рождениях Будды Сиддхартхи Шакьямуни . Буддизм, как и др. религ. традиции Индии, поддерживает концепцию сансары - нескончаемого круга перерождений, обусловленных законом кармы , согласно которому совокупность деяний индивида в настоящей жизни определяет его буд. рождение. Обычный человек не помнит своих предыдущих жизней из-за действия авидьи (неведения); Будда же, достигнув просветления-бодхи, стал всеведущим, в частности обрел знание о всех предыдущих и последующих жизнях всех живых существ. В Д. Будда выступает в роли рассказчика, и основной частью каждого Д. является воспоминание Будды о событиях, происшедших в одном из его предыдущих воплощений. Большинство Д. представляет собой прозу, перемежаемую стихотворными вставками - гатхами. Мн. Д. имеют 5-частную структуру: вступление - рассказ «о настоящем», излагающий обстоятельства, при которых Будда решил изложить историю из своего прошлого рождения; собственно историю, в которой Будда фигурирует как бодхисаттва (существо, достигшее просветления и готовое выйти из сансары, но продолжающее перерождаться в этом мире из сострадания к другим, еще не достигшим просветления); сопровождающую историю стихотворную часть - «мораль»; комментарий на стихотворную гатху; возвращение к истории «о настоящем» с отождествлением персонажей из истории «о прошлом» с действующими лицами истории «о настоящем». Поэтические строфы в Д. могут быть представлены в форме диалога, афоризмов, эпического повествования и являются более древними, чем прозаический комментарий на них. По объему Д. могут варьироваться от короткого анекдота до целого романа, имеющего сложную и разветвленную сюжетную линию (см., напр.: Повесть о большом подземном ходе//Джатаки. 2003. С. 295-395).

http://pravenc.ru/text/171817.html

В заключение обзора сакральных текстов буддизма скажем также о литературе сутр и шастр . Мы уже встречались с этими понятиями, когда говорили о текстах смрити в индуизме 776 . Как мы помним, сутрами в индуизме именовались сборники сентенций философского или морального характера, а шастры представляли собой, как правило, тексты-комментарии к ним, пояснительную литературу. В истории буддизма ситуация выглядела несколько иначе. Первым памятником литературы буддийских сутр является трактат I в. до н. э. «Аштасахасрика праджня-парамита сутра» (Aashasrik Prajñpramit Stra – букв. «Сутра о совершенной мудрости в восемь тысяч шлок»). Данный текст послужил образцом для будущих сочинений подобного рода, которые подражали ему даже в названии, сохраняя указание на совершенную мудрость и принадлежность к сутрам 777 . Данные сочинения, большинство которых возникло в период с I в. до н. э. по VI в., претендуют на сохранность слов самого Будды и имеют важнейшее вероучительное значение в Махаяне. Здесь отражены специфические для этого направления буддизма элементы мировоззрения, о которых будет сказано ниже. При этом изложение доктрин лишено систематичности, поскольку претендует на пересказ живой беседы учителя. Будда и индийский царевич Иосаф По мнению некоторых исследователей, яркий образ Будды Шакьямуни оказал немалое влияние и на христианских авторов. Так, профессор Е.А. Торчинов пишет: «Предание о жизни Будды не могло не трогать и не волновать людей разных эпох и культур. Оно дошло даже до Византии, превратившись в сказание о царевиче Иосафате (искажённое „бодхисаттва“) и его отце Авенире. Под именем „Иосафат“ Будда и был там канонизирован, оказавшись, таким образом, включённым и в православные святцы» 778 . По одной из версий, имя Иосафат (или Иоасаф) является греческим вариантом пехлевийского (среднеперсидского) слова Budasif (Budsaif), восходящего, в свою очередь, к санскритскому Bodhisattva. В то же время подобные версии не выходят за рамки предположений, поскольку кроме указаний на параллельные схожие места из жизнеописания Будды Шакьямуни не имеют под собой убедительной доказательной базы.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Мне не раз доводилось слышать предположения, что на моих взглядах сказывается влияние такого-то или такого-то писателя – и при этом назывались имена философов, ни одной книги которых я, к сожалению, не читал… У филологов давно уже принято при изучении творчества писателя обращать внимание на его домашнюю библиотеку и «круг чтения». Из того, что писатель X жил раньше писателя Y не следует влияние первого на второго – если не установлено, что Y читал X. 436 «В отличие от политеистических традиций, сама религиозная структура которых позволяла им без всяких затруднений заимствовать друг у друга элементы пантеизма и религиозные идеи, монотеистическая библейская религия никак не склонна была идти на какие-либо „метафизические“ встречи с иноверием, и даже в иерусалимской христианской общине вопрос о миссионерском обращении язычников был решён далеко не сразу» (Шохин В. К. Мнимые влияния… С. 291) 437 Блаватская Е. П. Новый Панарион. М., 1994, С. 195. 438 Шохин В. К. Мнимые влияния. Сс. 278 и 288. Последний свой тезис индолог иллюстрирует цитатой из Аштасахасрика-праджняпарамиты, 1: «Так Бодхисатва ведёт неизмеримые и неисчислимые существа к освобождению. И все же нет никого, кто освобождается, и того, через кого он ведётся ко спасению " . 439 В Индии были касты профессиональных воров; вообще преступники составляли до одной десятой части населения (см. См. Андросов В. П. Будда Шакьямуни и индийский буддизм. Современное истолкование древних текстов. М., 2001, с. 402). 440 Кстати, из этого же места труда Климента следует, что ему известно о вере индусов в «возрождение души». 441 Андросов В. П. Будда Шакьямуни и индийский буддизм. Современное истолкование древних текстов. М., 2001, с. 122. 442 “Римляне, перестав веровать в самих богов, заменили уважение к богам уважением к освящённым стариной культам» (Мелиоранский Б. М. Из лекций по истории и вероучению Древней христианской Церкви (I-VIII в.). Вып. 1. Спб., 1910, с. 56). 443 цит. по: Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей: В 7 вып. Спб., 1874. Отд. 2. Вып. 5. С. 527. 444

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

 «Орлиная гора» (санскр. Гридхракута, яп. Рё:дзюсэн) – горная вершина к северо-востоку от столицы древнего индийского царства Магадха, где проповедовал Будда Шакьямуни.  Восприятие Японии как «маленькой страны» связано с буддийской космологией, согласно которой на одном из четырех континентов вокруг горы Сумеру, мире людей Джамбудвипа, расположено 16 больших стран, 500 средних и 100000 маленьких. Япония, в отличие от «больших стран» Индии и Китая, где возникло и распространилось учение Будды, расположена на периферии буддийского мира. Эта идея стала основой рассуждений многих японских мыcлumeлeй XII–XIII bb. о том, что жители Японии могут быть спасены только с помощью родных божеств, или о том, что Будда переродился в Японии, поскольку ее жители больше других нуждались в проповедях.  Аджаташатру (санскр.) – правитель древнего индийского государства Магадха. Убил своего отца-правителя по наущению Девадатты, пытавшегося внести раздор в буддийскую общину и помешать распространению учения Будды. После содеянного Аджаташатру тяжело заболел, но Шакьямуни освободил его от тяжелой кармы и продлил жизнь, и Аджаташатру стал последователем Будды.  Воздержание от употребления в пищу «пяти злаков» (кит. у гу) – одно из условий обретения бессмертия в доасизме.  Имеется в виду основанное близ столицы Хэйан в 859 г. святилище Ивасимидзу, которое считалось вторым по значению «родовым святилищем» государей после Исэ.  Фусо: – название Японии, изначально встречающееся в китайских источниках, которые описывают ее как страну на востоке от Китая, где произрастает чудесное дерево фусо:, на ветвях которого находится солнце (кит. фусан, «шелковица»).  Здесь Нитирэн цитирует «Лотосовую сутру»: «И, напрямую, отбросив “уловки”, [я] проповедую среди бодхисаттв только о непревзойденном Пути» [Сутра о Цветке Дхармы 2007, 119].  После того как в 769 г. государыне Сё:току (718–770) было передано из святилища Уса пророчество божества Хатиман о том, что если высокопоставленный монах До:кё: станет правителем, то в стране воцарятся мир и спокойствие, она отправила в Уса сановника Вакэ-но Киёмаро (733–799) проверить истинность божественной воли. Киёмаро вернулся с другим волеизъявлением Хатиман – что трон должен наследоваться только потомками богини Аматэрасу. За это известие Киёмаро был отправлен в ссылку.  «Великая крепость беспрерывных [мучений]» (яп. мукэн дайдзё:) – ад Авичи (санскр.), самый страшный ад в буддийской космологии, куда попадают за наиболее тяжелые прегрешения. Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций. Редакция открыта к сотрудничеству и готова обсудить предложения.

http://bogoslov.ru/event/5809350

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010