Из их среды особенно выделялся сам Димитрий Иоаннович. Это был высокий, плотный человек, с темной окладистой бородой и большими умными глазами, в полном расцвете своих сил: ему было едва тридцать лет от роду. Далеко был виден и его огромный, алого цвета великокняжеский стяг с ликом Нерукотворного Спаса. Святой Сергий в своей грамоте вместе с пастырским благословением наказывал Димитрию: «Без всякого сомнения, государь, иди против них и, не предаваясь страху, твердо надейся, что поможет тебе Господь и Пресвятая Богородица». 7 сентября войско наше придвинулось к Дону, и пехота переправилась через наведенные мосты из деревьев и хвороста, нарубленных в соседних дубравах, а коннице приказано было искать брод. К ночи вся русская рать успела перейти реку и стала на ночлег на лесистых холмах, расположенных у впадения в Дон речки Непрядвы. Таким образом, на следующий день, 8 сентября, в день Рождества Богородицы, между обоими воинствами должно было начаться страшное побоище на местности, носящей название Куликова поля. Поле это покрыто небольшими возвышенностями и оврагами; кое-где на нем рос и лес. Речка Смолка разделяла оба стана. Часов в одиннадцать утра показалась татарская рать; своими серыми кафтанами и темными щитами она походила на черную тучу. Навстречу татарам немедленно двинулись русские, сияя своими светлыми доспехами и червлеными щитами. На некотором расстоянии друг от друга обе рати вдруг остановились. Тут с татарской стороны выехал огромный воин, подобный древнему Голиафу, чтобы начать битву единоборством. Звали татарского великана Чели-бей, а по другим сведениям — Темир-Мурза. Завидя его, инок Пересвет, шедший с Ослябей в передовом полку, сказал воеводам, что хочет биться с татарином, и воскликнул: «Отцы и братья, простите меня грешного; брате Ослябе, моли за меня Бога. Преподобный отец игумен Сергий, помоги мне молитвой твоей!» Затем с копьем в руке и со схимой и крестом на голове Пересвет выехал из рядов и понесся на татарского Голиафа. И тот тоже кинулся ему навстречу, и оба ударились друг о друга с такой силой, что кони их пали на колени, а сами богатыри мертвыми сринулись на землю.

http://zavet.ru/kalendar/ludi/dimitr-don...

Об охране лагеря, расположенного на равнине, почти не заботились, и аравийские бедуины, доходя до самых палаток, нападали на спящую стражу и, обезглавив часовых, головы отправляли султану. Султан же, удалившись в Манзурах, собирал войско. Из всех провинций Египта к нему спешили подкрепления. Присутствие пленных, которых водили по городам, вид голов, выставленных на стенах Каира и, главное, долгое бездействие крестоносцев, которое приписывали страху, постепенно рассеяли тревогу мусульман, и весь египетский народ готов был подняться по зову своего повелителя. Между тем крестоносцы все еще поджидали графа Пуатье, который шел с многочисленным войском, набранным в южных провинциях Франции. Сразу после его прибытия был созван совет, на котором решалось, то ли идти на Александрию, то ли прямо на Каир. Взятие Александрии представляло меньше трудностей и сулило больше выгод. Но граф Роберт Артуа, воин пылкий и увлекающийся, горячо защищал план нападения на Каир. «Если хочешь убить змею, – говорил он, – раздави ей голову». Это мнение победило, и армия, состоявшая из шестидесяти тысяч бойцов, в том числе двадцати тысяч конных, двинулась в путь; ее сопровождал флот, везший по Нилу продовольствие, кладь и военные машины. Выйдя из лагеря 7 декабря, через двенадцать дней крестоносцы прибыли к Ашмонскому каналу и остановились на том самом месте, где некогда стояла армия Иоанна Бриеннского. Поскольку берег был очень крутым, а канал – глубоким, крестоносцы простояли несколько недель, не зная, как наладить переправу. Враги использовали это время, ежедневно совершая набеги на лагерь христиан, осыпая их стрелами и жаря «греческим огнем». 1250 г. Только в конце февраля с помощью перебежчика-аравитянина был обнаружен брод. Переправа оказалась трудной и заняла много времени. Успевшие переправиться первыми не желали ждать остальных; нетерпеливый граф Артуа бросился в лагерь сарацин, и воины его предались безудержному грабежу. Неприятель, сначала бежавший, вскоре заметил, что перед ним лишь небольшая часть крестоносцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вот почему нескончаемый поток людей издалека устремляется сюда ежедневно, чтобы окунуться в священный Иордан. Предваряется омовение по давней традиции Великим освящением воды. В IV — V веках оно совершалось в Иерусалимской церкви, где был обычай выходить на реку Иордан в воспоминание Крещения Иисуса Христа. Совершается Великое освящение только два раза в году: в праздник Богоявления и в Великий Вторник страстной седмицы, в который мы, грешные, и сподобились здесь быть. Совершал обряд греческий архиерей вместе с архимандритом. Народу (особенно греков) собралось великое множество. Достоверно место Крещения Господня неизвестно, но, по христианской традиции, оно считается там, где находится так называемый (с 19 века) «Паломнический Брод» — место древней переправы через реку. В книге, написанной в помощь паломнику, читаем: «За 12 столетий до явления в мир Спасителя этим путем вступил Израиль, предводимый Иисусом Навином, в Землю Обетованную. Здесь же в 1028 году до н. э. переправился в Заиорданье царь Давид, убегая от восставшего Авессалома ( 2 Цар. 2:4-15 ). В этом месте перешли Иордан пророки Илия и Елисей ( 4 Цар. 2:4-15 ). А в послебиблейские времена этим же путем ушла за Иордан оплакивать свои грехи преподобная Мария Египетская» («По Святой Земле». М., 1997. С. 39). Поскольку это пограничная зона — православные допускаются здесь к водам только на праздник Крещения Господня. В остальное же время они погружаются в священные воды в другом, специально отведенном на то месте. Мы, однако, по неведению, успели войти, а вернее, просто-таки броситься (если можно так сказать, благоговейно и трепетно) в благословенный Иордан со слезами благодарности и памятуя при этом, что здесь все должно делать быстро. И, действительно, через несколько минут нас уже под угрозой штрафа разгоняли местные блюстители порядка. Несмотря, однако, на их оклики и угрозы остановить нас было уже невозможно. Кто-то зачерпнул воды в принесенную посуду, и тут же с радостью испил ее — ведь она, согласно словам прочитанной молитвы, имеет «благодать избавления, демонов всегубительство»; кто-то срезал тростник на память об Иордане; кто-то взял со дна камушки в память о том, что был здесь и омылся в чистых священных водах. Ведь Сам Бог повелел Иисусу Навину в память о проведении через Иордан по суху Израиля ( Исх. 15:1-2 ), взять 12 камней из священной реки.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/dushepol...

Христос совершает свой сорокадневный пост и подвергается искушениям злого духа тоже здесь, на неприступных обрывах горы Сарандарской, у подножия которой расстилается Иорданская долина... Первые христиане, ревнители и подражатели пустынного жития Иоанна Предтечи, стремились к берегам Иордана к пропастям, среди которых скитался и молился Спаситель мира, и основывали в звериных пещерах, над головокружительными безднами, свои одинокие кельи, монастыри и лавры, процветавшие потом целые века, делавшиеся рассадниками и хранителями христианского благочестия, Аввы, Харитоний, Евфимий, Феодосий, Савва, Зосима, Герасим и множество других высоких образцов иноческой жизни основали свои многолюдный обители сподвижников в ближайших окрестностях Иордана и даже прямо на берегах его... В VI веке долина Иордана и Мертвого моря с прилегающими к ним ущельями кишела монастырями, скитами, иноками и отшельниками, как улей пчелами. Мы остановились на самой живописной излучине Иордана, которую так любят выбирать художники для своих палестинских пейзажей. Зеленый полукруглый мыс мягкими очертаниями выступает с противоположного берега, купая свои ивы и олеандры в тенистых струях реки... Кучки арабов и стада овец всегда толпятся на этой приютной лужайке, неизменном месте отдыха караванов и пастухов. Через это она кажется еще живописнее, еще характернее. Этой удобной переправы не минует никто, оттого-то брод Вет-Фавара, с глубочайшей давности сосредоточивал в себе всякие исторические и священные события... Богомольцы со всех стран мира стекаются сюда, вот уже какой век, чтобы погрузиться в воде Иордана, в том самом месте, где крестился Христос, и очистить грехи свои святыми струями, обмывавшими когда-то ноги Спасителя... На праздник Богоявления Господня собираются сюда целые караваны богомольцев со священниками, иконами и хоругвями. В прежнее время, когда опасность бедуинских разбоев была гораздо больше, сам паша нередко провожал поклонников, во главе вооруженного отряда, за приличную денежную дань. Да и теперь приходится провожать толпу консулам и их кавасам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Мы спустились к Ибру, переправились в брод через реку, и стали подыматься по густому лесу. Чрез полчаса открылась такая величественная масса скал, какую редко можно увидеть даже в Герцеговине, этом отечестве скал. Место это называется «Черная река». Красноватая масса гранита возвышается почти отвесно, представляя на верху то правильно окруженныя очертания, то зубцы и острия. В этом граните находится церковь . К самой скале прилеплен ряд келлий, которых наружная, выбеленная каменная стена с шестью маленькими окошечками, выдающаяся на ровной поверхности утеса, напоминает о гнездах ласточек на доме: только нет карниза, поддерживающаго это человеческое гнездо, а оно опирается на незаметном уступе скалы. Подле утеса, составляя с ним почти прямой угол, но не прикасаясь к нему, стоит другая гора, поросшая лесом, по которой ведет тропинка. Против церкви она образует маленькую площадку; площадка соединяется с келлиями узеньким деревянным мостом, ведущим к деревянной галлерее, которою обнесен ряд келлий. Сломайте мостик и келлии с своею церковью отделены будут пропастью от целаго мира.– Церковь , я сказал, в самом утесе, только алтарь выходит наружу, полукруглою стеною, которая стоит в ряду келлий, увенчанная небольшим крестом и украшенная двумя образами al frescö св. архангела Михаила и св. Петра коришскаго. Вас ведут низким и совершенно темным проходом, который, кажется, образован самою природою, в пещеру довольно обширную и в одном месте весьма высокую. Вам показывают в стене пещеры небольшое ущелие: здесь сиживал святой отшельник И o анникий; под этим углублением видна выемка, где он опирал ноги, с боку другая, где он клал локоть. Сесть можно только в самом тягостном положении, согнувшись и выставив голову вперед.– В этой пещере, на этом кресле, прожил Иоанникий 70 лет.– Я попробовал сесть, и в одну минуту все платье было мокро: через скалу непрестанно сочится вода, и поверхность пещеры никогда не высыхает. В другом месте показывают углубление, где вода скопляется и течет струею; это углубление, говорят, пустынник выкопал своими ногтями, чтобы иметь воду.– Из этой пещеры вы входите в другую, но больше, где св. Иоанникий устроил церковь св. архангела Михаила.– Она также совершенно темна и также сыра, как другая пещера...» 209

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Когда в 1912 году глава семейства Николай Осипович скоропостижно скончался от инсульта, управление поместьем перешло в руки жены, Анастасии Дементьевны. В 1918 году обширное имение в качестве наследства было разделено между тремя дочерьми покойного Корецкого. Участок под названием Кроша достался старшей сестре Марии Николаевне, которая жила там с мужем, бывшим офицером царской армии Вячеславом Платоновичем Шафаловичем. Участок Гай отошел средней сестре Варваре Николаевне, а земли, примыкавшие непосредственно к усадьбе, стали достоянием младшей сестры Анастасии Николаевны. Вдова Анастасия Дементьевна оставила за собой небольшой участок с главной усадьбой, садом и церковью 111 . По обычаю того времени, семья вела вполне светскую жизнь. В Меречь-Михновском постоянно было много гостей. Принимали соседей из близлежащих имений, родственников, приезжали знакомые из Вильны, Петербурга и других городов. Большой компанией ходили на прогулки, устраивали пикники и танцы. Впрочем, будучи религиозными людьми, Корецкие не раз совершали паломничество в Оптину пустынь, где посещали богослужения и ходили беседовать со старцами Анатолием, Нектарием. В своем дневнике Елена Николаевна Корецкая, одна из двух дочерей Николая Иосифовича и Анастасии Дементьевны, умерших в юности, так описывала свое путешествие в Оптину в 1915 году: «Понедельник. 16 февраля. 1915 год. Мы все в Оптиной пустыне. Восемь человек. Мама, Маруся с Ирой и няней, Варя, Туся, тетя Наташа и я. Почти каждый день хожу к отцу Нектарию. Каждый раз он рассказывает что-нибудь новое, и так интересно и картинно! Рассказывал про то, как судьба человека зависит от его самого. Наполеон перед переправой реки поехал сам посмотреть брод, свита за ним. Вдруг лошадь его упала. Наполеон поднялся с земли весь бледный и объявил, что это плохое предзнаменование. Это было в двенадцатом году. Другой император, перейдя реку на вражескую территорию, тоже упал с распростертыми руками и признал это за хорошее предзнаменование – и победил!» 112 В Оптиной Анастасия Дементьевна получила благословение старца Нектария на постройку домовой церкви в поместье. Храм получился небольшой, так как изначально предназначался для нужд только одной семьи. По заказу Анастасии Дементьевны и по благословению преп. Нектария сестрами Шамординского монастыря был сделан список с иконы Божией Матери «Спорительница хлебов», который был установлен в храме в имении Корецких 113 . Анастасия Дементьевна также некоторое время вела переписку со старцем Нектарием. Священники в Меречь-Михновский приглашались из разных мест по церковным праздникам и семейным датам 114 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pontij_Rupyshe...

Бродокалмацкое село находится в южной части уезда, на реке Тече, от Екатеринбурга в 185 в., и от своего уездного города в 125 в. Климат прихода не совсем благоприятный для здоровья, так как в окрестности находится много гнилых непроточных болот. Почва преобладает чернозёмная, но есть глинистая и песчаная. Село построено на урочище Калмацкий брод, называвшемся так потому, что калмыки, которые в XVII столетии жили в юго-западной Сибири, воюя с башкирами и преследуя их, обыкновенно в этом месте переправлялись через р. Течу. К приходу села Бродокалмацкого принадлежит 8 деревень: Заманишенская – в 2 в., Осолодская – в 7 в., Карпинская – в 12 в., Тирикульская – в 7 в., Каткульская – в 10 в., Бухонинская – в 6 вер., Девятовская – в 13 вер., и Ветродуйская – в 5 вер. Приход образован в 1740 г., когда был заложен храм, освящённый 22 июля 1745 г. Прихожане Бродокалмацкой церкви преимущественно русского происхождения, хотя есть и обращённые из башкир. Число прихожан 7 010 душ обоего пола, из них 148 раскольников м. п. и 122 ж. п., остальные православные. По сословию – государственные крестьяне. Главное занятие прихожан – земледелие и скотоводство. Храм в настоящее время каменный, трёхпрестольный, посвящённый имени Св. Праведного Прокопия. Первоначально же в селе Бродокалмацком церковь была заложена деревянная, однопрестольная (8 июля 1740 г.). В 1821 г., 2 Июля, за крайней ветхостью старой церкви, был заложен настоящий, каменный, храм, законченный постройкою в 1836 году. При нём сооружены два придела: южный – во имя Пр. Сергия Радонежского, и северный – в честь Богоявления Господня. 27 января 1851 г. в церковной колокольне случился пожар, после которого зимняя церковь почти вдвое была расширена, а колокольня построена по новому плану. В Бродокалмацком приходе 6 часовен. Из них 2 каменных – на Бродокалмацком кладбище и в дер. Заманишенской, и 4 деревянных, в деревнях: Карпинской, Тирикульской, Осолодской и Каткульской. При храме существует церковно-приходская школа, а в дер. Осолодской – школа грамоты. Кроме того, в приходе существуют 1 министерская и 4 земских школы. Для помещения причта имеются церковные дома.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Особой ценностью обладает некрополь Донского монастыря, ставший до революции главным кладбищем для русской знати и богатого купечества. Здесь же нашли упокоение выдающиеся деятели культуры, науки, Белого движения. Сюда же недавно перезахоронили прах А.И. Деникина и И.А. Ильина. И здесь нашел упокоение выдающийся наш современник – писатель А.И. Солженицын. Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь История основания знаменитого женского монастыря непосредственно связана со Смоленской иконой Божией Матери, во имя которой был возведен главный собор обители. Но задолго до начала этого строительства ему предшествовали многие исторические события. Дочь литовского князя Софья Витовтовна при замужестве за великого князя Московского Василия I (1389 г.) получила в дар от отца древнюю реликвию – Смоленскую икону Богородицы Одигитрию (Путеводительницу), которая была помещена в иконостас великокняжеского домового Благовещенского собора Московского Кремля. По преданию, написанная святым евангелистом Лукой, икона попала на Русь в 1046 г. из Византии вместе с царевной Анной Мономах, супругой черниговского, а потом киевского князя Всеволода Ярославовича. После его смерти она оказалась у его сына Владимира Всеволодовича Мономаха, который, построив в 1101 г. собор в Смоленске, помещает туда чудотворную икону, получившую название «Смоленской». Смоленский собор в Новодевичьем монастыре Великий князь литовский Витовт, через 15 лет после замужества дочери, несмотря на родственные отношения и отцовскую любовь, отвоевывает град Смоленск у своего зятя, оторвав его надолго от Руси. Уже при Василии II Темном из Польши прибывает коронационное посольство в Москву (1447 г.), по случаю восшествия на трон Казимира ГУ, в составе которого был смоленский епископ Михаил. Он упросил великого князя Московдкого милостиво возвратить чтимую икону в родной город, и князь согласился удовлетворить его просьбу. После изготовления списка, оставленного в Москве, икона возвращается в Смоленск (1456 г.), слезно провожаемая многочисленной процессией горожан. Через 58 лет, в 1514 г., великий князь Василий III решает возвратить Смоленск, утраченный его дедом, и дает обет возвести монастырь в честь чудотворной иконы, если удастся взять город, на том самом месте, где Москва простилась с ней. Штурм начался на следующий день после праздника в честь Смоленской иконы Божией Матери, которой долго молились воины о даровании победы над литовцами. Скоро град был сдан на милость победителей. Строительство обещанного монастыря в Москве началось через девять лет на Самсоновом лугу (Девичье поле), прозванного так за печальную память, когда татарские баскаки собирали несчастных девушек, угоняемых в уплату дани в Орду. Монастырь также вошел в оборонительный пояс города, перекрывая подступы к Москве с запада и юга, и контролировавший три важнейшие переправы через Москву-реку: Крымский брод, у Воробьевых гор и у Дорогомилово.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

Они удачно перешли Иордан. Но Мириам вымокла и должна была просушить одежду, прежде чем отправиться в дальнейшую дорогу. Иосиф разжег костер. — Как ты себя чувствуешь? — спрашивал он ее с беспокойством. — Превосходно, — успокаивала она его. — Мы уже прошли первую переправу. — Я дрожу при мысли о том, каким будет нижний брод. Там всегда было труднее, а вода за два дня не спадет. — Зачем ты раньше времени переживаешь? — возразила она. — Не беспокойся из-за своих предчувствий, ведь Всевышний все время рядом. Иосиф кивнул головой, но ничего не сказал. Промелькнула мысль: Он рядом, но не хочет облегчить мне ни одной проблемы… Словно отгадав, о чем он думает, Мириам произнесла: — Ничего не случится против Его воли. Он следит за нами и помогает — нам всем… Но Он оставляет и трудности, чтобы люди могли довериться Ему. — Но меня беспокоит то, — сказал Иосиф, — что ты можешь утомиться. Он почувствовал на руке прикосновение ее ладони. — Он знает и о моей усталости… — Может, Он не хотел, чтобы мы отправлялись в этот путь? Она улыбнулась: — Люди, в конце концов, это всего лишь люди, и они могут ошибаться. Я иногда думаю, что Он любит исправлять человеческие ошибки… Она не сказала больше ничего. На ее лице появилось выражение глубокой, затаенной радости. С той поры, как они были вместе, Иосиф стал чаще замечать подобное ее погружение во что-то, что было у нее внутри и, наверняка, составляло ее наивысшее счастье. Они отдыхали недолго. По соседству собралась группа людей, которые тоже развели огонь. Они кричали, шумели, пили. Оттуда, где они сидели, вновь долетали мерзкие слова. Мириам это услышала, и радость на ее лице тут же померкла. Она поморщилась, как от боли, как будто ее ударили. — Я пойду их успокою! — взорвался он. — Нет, нет, — попыталась успокоить она. — Они тебя не послушают или даже назло будут еще больше сквернословить. Если бы они знали… Давай лучше продолжим наш путь. — Но ты еще не отдохнула и не обсохла… — Я почти уже обсохла, а то, что еще влажное, высохнет в пути.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=119...

3. Потом Иаков послал пред собою вестников к брату своему Исаву в землю Сеир, в область Эдом 4. и дал им приказание, говоря: скажите господину моему Исаву, вот что говорит раб твой Иаков: я жил у Лавана и прожил доныне; 5. и есть у меня волы и ослы, и мелкий скот, и рабы и рабыни; и я послал известить о себе господина моего, да обрету благоволение пред очами твоими. 6. Вестники, возвратясь к Иакову, сказали: мы ходили к брату твоему Исаву; он идет навстречу к тебе и с ним четыреста человек. 7. Тогда Иаков очень испугался и был в затруднении; и потому разделил людей, бывших с ним, и скот мелкий и крупный, и верблюдов на два ополчения, 8. сказав: если Исав нападет на одно ополчение и побьет его, то остальное ополчение может спастись. 9. И сказал Иаков: Бог отца моего Авраама и Бог отца моего Исаака, Господь, который сказал мне: возвратись в землю твою, на родину твою, и Я буду благотворить тебе. 10. Молю пред всеми милостями Твоими и пред всею истиною, которую Ты сотворил рабу твоему; ибо я с посохом моим перешел этот Иордан, а теперь у меня два ополчения. 11. Избавь меня от руки брата моего, от руки Исава; ибо я боюсь, чтобы он, пришедши, не убил и матери после детей. 12. Ибо Ты сказал: благотворя облаготворю тебя и дам тебе потомство, как песок морской, которого не сочтешь от множества. 13. И ночевал тут Иаков в следующую ночь. И взял из того, что было у него под руками, в дар Исаву, брату своему, 14. двести коз, двадцать козлов, двести овец, двадцать овнов, 15. верблюдов дойных с молодыми тридцать, сорок коров, десять волов, двадцать ослиц, десять ослов 16. и дал в руки рабам своим каждое стадо особо и сказал рабам своим: подите передо мною и оставляйте расстояние от стада до стада. 17. И дал приказание первому, говоря: когда брат мой Исав встретится тебе и спросит тебя, говоря: чей ты? и куда идешь? и чье это перед тобою? 18. Тогда ты скажи: это раба твоего Иакова, это дар, посланный господину моему Исаву, вот, он и сам за нами. 19. То же приказал он и второму, и третьему, и всем, которые шли за стадами, говоря: такие слова скажите Исаву, когда увидите его. 20. Притом скажите: вот, и раб твой Иаков за нами. Ибо он сказал сам в себе: умилостивлю лице его дарами, которые пойдут передо мною, и потом увижу лице его; может быть, и примет он лице мое. 21. Таким образом, дары пошли перед ним; а он ту ночь ночевал в стану своем. 22. И встал в ту ночь, и взяв двух жен своих, и двух рабынь своих, и одиннадцать сынов своих, переправился через брод на Иавоке; 23. и когда, взяв их, переправил чрез поток, переправил также и все, что у него было.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=798...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010